Заседание № 48
14.06.2017
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 184021-7 "О внесении изменений в статью 22 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1807 по 2218 из 6511
Переходим к 4-му вопросу. О проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменений в статью 22 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад Алексея Владимировича Куринного. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемые коллеги, предлагается внести изменения в статью 22 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и предоставить депутатам право (подчеркну: право, а не обязанность) работать, если есть такое желание, сразу в двух комитетах. Действующее положение Регламента чётко закрепляет, что депутат работает исключительно в одном комитете, соответственно, только в нём он обладает правом решающего голоса. С учётом разнонаправленности существующих интересов, большого количества комитетов предлагается дать депутатам право (ещё раз повторю: только тем, кто хочет его реализовать) участвовать в работе сразу двух комитетов и иметь право решающего голоса. Для того чтобы не сужать, не ограничивать права фракций, которые имеют разное количество депутатов, предлагается установить, что таких депутатов может быть до 10 процентов от состава фракции. Соответственно, если будет желание работать, участвовать в голосовании, в рассмотрении вопросов, по согласованию с фракцией депутат сможет принять такое решение, и все дальнейшие риски, про которые пишет в том числе комитет по Регламенту, связанные с необходимостью присутствия на заседаниях этих комитетов, участия в их работе, сам депутат будет взвешивать и принимать решение: готов он нести эти риски, готов в таких условиях работать или не готов. Предлагается внести эти изменения в статью 22 Регламента. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Содоклад Ольги Викторовны Савастьяновой. Пожалуйста. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемые коллеги, комитет рассмотрел проект постановления и принял решение отклонить данную инициативу. Обоснование и заключение комитета у вас на руках имеются, я хотела бы в своём выступлении обратить внимание на два момента. Первый момент. Основной причиной появления данной инициативы Алексей Владимирович называет стремление предоставить депутату право не только принимать участие в заседаниях других комитетов, но и иметь возможность для голосования. Хочу обратить ваше внимание, что все решения по рассматриваемым законопроектам принимаются на пленарном заседании, где у каждого депутата Государственной Думы есть право решающего голоса. Второй момент. Введение данной нормы нарушит основополагающий принцип нашей деятельности - принцип равных прав и возможностей, а здесь у 10 процентов депутатов появляется привилегированное право участия в работе других комитетов с правом решающего голоса. Ну я уж не говорю о том, что не можем мы принять данное решение, не внеся соответствующие изменения в 3-й федеральный закон, о статусе депутата. Все необходимые экспертизы проведены. Прошу поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Пожалуйста, покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, я лично поддержу этот проект, поскольку, если учесть личный опыт, я, например, записался бы ещё и в комитет по труду и социальной политике, проблемами которого очень интересуюсь. Но правильно ли я понимаю, что именно такое положение действует в Совете Федерации, - что вам об этом известно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович Куринный. КУРИННЫЙ А. В. Действительно, такое положение действует в Совете Федерации, такое же положение действует во многих региональных законодательных органах, и вот я лично не вижу, как данное положение может повлиять на статус депутатов. Ещё раз повторяю: всё зависит от желания - если есть желание работать в двух комитетах, значит, человек работает в двух комитетах, если нет желания... Может, у кого-то нет желания работать и в одном комитете? Мы же в любом случае не собираемся никого принуждать. Что касается тех ссылок, которые Ольга Викторовна привела в отношении противоречия закону о статусе депутата. Я не вижу там никаких противоречий, речь идёт просто о комитете, то есть в любом комитете, что в одном, что во втором, если депутат не присутствует, если депутат уклоняется, если он не посещает заседания, соответственно, любой из двух комитетов, в котором он состоит, может поставить вопрос о досрочном прекращении его полномочий. В любом случае это риски самого депутата, это его личное решение. Ну, по опыту скажу, что посещал практически все заседания комитетов по охране здоровья и по жилищной политике, и, скажем так, пересечение было всего один раз за вот эти семь месяцев, когда два комитета заседали в одно и то же время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите, пожалуйста, режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. Пожалуйста, Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Я сидел два часа, и это вредно для здоровья, надо ходить по залу. Хочу поставить в известность, что у нас под одним из депутатов провалилось кресло, это уже второй случай. Я прошу укрепить все кресла депутатов фракции ЛДПР. Фракция мощная - все сильные, здоровые, сидят по двенадцать часов в зале, и вот уже второй случай - это нас немножко в стресс ввело. Я хотел и по предыдущему вопросу выступить, но один из депутатов фракции КПРФ, очень активный, меня отвлёк. Я хотел от имени фракции ЛДПР предложить всё-таки сократить наши новогодние каникулы и, как пример всем гражданам России, 2 января выйти на работу, а не 9-го, как мы сейчас делаем. В мае две недели, в январе Новый год, в августе... Я знаю, работа тяжёлая, но вот новогодние каникулы я мог бы сократить. Теперь по этому вопросу. Почему мы всё время ограничиваем? Сейчас мы ссылаемся на закон - ну давайте закон подправим! Вот мы привязали депутата к одному комитету - а ему не нравится, он хочет в разных комитетах! Здесь было предложение: только до 10 процентов от состава фракции - я считаю, надо вообще снять любые ограничения, пусть ходит на заседания любого комитета, пусть там голосует. Значит, в зале ему мы разрешаем голосовать - решение-то принимается в зале, - так пусть он и в комитете также голосует. Почему мы ограничиваем? Чтобы определённая партия имела большинство в нужном комитете, а практически во всех, - вот скрытый механизм! - но всё равно это решение будет принято и здесь, если эта партия имеет большинство. Ну, я это могу сравнить со студентами: вот привязали к одной кафедре, и он ходит на занятия, он не хочет, но он ещё слаб, он не знает, что можно, так сказать, быть приписанным к другой кафедре, а это запрещают. Я смотрю, семьдесят лет одни запреты: вот ходи только на эту кафедру, вот сиди в этом комитете, вот прописка - сиди в этом доме... Вот привилегии: если работаешь в этой фирме, двадцать лет проработаешь - мы дадим тебе какое-нибудь там социальное жильё. Это крепостное право! Я понимаю, сейчас это не пройдёт, но в перспективе надо снять все эти ограничения. Почему выходит молодёжь на улицы? Сытые, довольные - я смотрел на их лица. Им нужно что-то такое, хочется подвигаться, они даже назвали это словом "движуха", какое-то сопротивление хочется оказать. В древности на Руси это было стенка на стенку - это что тогда было, вражда? Русские из одной деревни с русскими из другой, молодые, накачанные, - вот они немножко двигались: стенка на стенку. А мы даже в парламенте не хотим, чтобы двигались! Вот Николай Михайлович принёс эту салфетку, вам показывает, - это же моя салфетка, мы там вместе были! (Оживление в зале.) Его не пустили бы в Грановитую палату, это меня пустили, я руководитель фракции, а он сзади плёлся там где-то, так сказать, а теперь он ходит, эту салфетку всем показывает. Потом мы узнаём, как питаются коммунисты, - у них, оказывается, специальные рестораны на берегу Чёрного моря, они вылетают туда спецсамолётами, какой-то там Айриш... (Оживление в зале, смех.) Или что там, около Анапы? Утриш? Как это называется? Я понятия не имею!.. У них прекрасное питание! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я вижу вас! Вы и при советской власти свинину ели каждый день, сейчас у вас устрицы около Анапы, то есть живёте хорошо уже сто лет! (Шум в зале.) Поэтому я предлагаю (сокращаю своё выступление, Вячеслав Викторович, потому что я скоро буду выступать ещё по 5-му пункту) снять все ограничения в перспективе, сделать самый свободный парламент, чтобы люди ходили и заседали... Может быть, сократить количество комитетов тогда? Чтобы в одном комитете рассматривалось очень много вопросов. Ну вот комитет по делам женщин - уже давно пора создавать комитет по делам мужчин! Уже сто лет... Женщины живут на двадцать лет дольше - какой комитет по делам женщин? - мужчины погибают! Нет, вот всё продолжают по старинке. Советская власть это придумала: она создала проблему женщин - погнала их на работу, они дома сидели при царе, мужья работали, женщины были дома, а мы до сих пор теперь... Уже царя нет, советской власти нет, а всё комитет по делам женщин, по делам женщин!.. Женщинам нужны мужчины - так, может быть, сперва мужчинами заняться, а потом уже женщинами? Я экономлю время и предлагаю на будущее снять все ограничения по работе депутатов в Государственной Думе, в том числе это касается и размещения: может быть, не нравится сосед по кабинету... Вот в посёлке Редкино Тверской области соседи надоели друг другу, поссорились и давай стрелять! Надо, чтобы люди сидели там, где им нравится, - может быть, кому-то нужно этаж поменять или вид из окна - надо учитывать психологические моменты, подходить к этому так, чтобы депутат с радостью приходил на работу каждый день, ни о каком отпуске не думал, ни в мае, ни на Новый год, и знал, что это самое лучшее место работы и последнее в его жизни лучшее место. Все депутаты, которые ушли, где они? Нигде, ничего не добились, никто из тех, кто ушёл за шесть созывов, ничего не добился! Это самое лучшее место работы - радуйтесь! И посмотрите, какой президиум, - это же конфетка, сказка, такого президиума не было никогда! Всё! (Оживление в зале, смех. Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, с учётом того что выступление Владимира Вольфовича носит программный характер, было высказано очень много серьёзных предложений, нам нужно обсудить эти вопросы на Совете Думы, потому что они требуют осмысления и даже переосмысления по ряду моментов, в том числе в отношении комитетов, которые мы создали. Кстати, Владимир Вольфович, предложения, которые вы высказываете, мы не только слышим, но и реализуем. Вы знаете, вчера на Совете Думы прошло вручение почётных грамот и знаков за заслуги в развитии парламентаризма, и это было сделано в торжественной обстановке, это тоже одна из ваших идей. (Аплодисменты.) Слово предоставляется Пинскому Виктору Витальевичу. Пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данную инициативу, объясню почему. Сейчас комитеты Государственной Думы формируются на основе принципа пропорционального представительства всех фракций, при этом депутат может быть членом только одного комитета. По этому же принципу комитеты формируются уже два десятка лет, начиная с 98-го года, и такой порядок из созыва в созыв сохраняется в Регламенте Государственной Думы, тем самым обеспечивается стабильность нашей работы и соблюдение баланса интересов всех фракций. Наша работа - это не место для рискованных и беспорядочных экспериментов, и каждое изменение в Регламент должно быть чётко выверено и взвешено. Автор проекта постановления не обосновал, в чём именно состоит сейчас неэффективность уже имеющегося механизма формирования комитетов Государственной Думы и почему этот механизм нужно менять. Также не выдерживает критики довод автора о том, что вносимые изменения дадут возможность депутату представлять интересы разных групп избирателей в различных комитетах, поскольку Регламент уже сейчас позволяет любому депутату принимать участие в заседании либо комитета, правда, с правом совещательного голоса, это закреплено в статье 26 Регламента. Более того, как уже ранее отмечалось, Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." предусмотрено, что депутат обязан лично участвовать в заседаниях комитета и неисполнение этой обязанности, например по причине участия в заседании другого комитета, может повлечь лишение полномочий депутата. Что же касается желания работать, то те депутаты, у которых есть желание работать, приходят в различные комитеты и там работают, и мы это видим. Сравнивать работу Государственной Думы и работу Совета Федерации в этом вопросе, мне кажется, некорректно. Прошу отклонить данную инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. По ведению - Харитонов Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, я хотел бы ответить Жириновскому. Я в то время руководил пятьюдесятью пятью депутатами, Агропромышленной депутатской группой, а Жириновский тогда сам себя боялся, поэтому я подошёл к первым лицам государства и подписал тот документ, который вам показал. Не надо обожествлять этого человека, а ему надо воздерживаться от оскорблений! (Выкрики из зала.) Я ему двери открывал... Ему так кажется! Он мне открывал - а может, нам всем вместе открывали! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте, мы этот вопрос закроем. Никто никого не обожествляет и никто никого не должен обижать - давайте научимся корректно относиться друг к другу, покажем хороший пример. Здесь Валерий Фёдорович выступал и говорил о проблемах, связанных с молодёжью, - молодёжь смотрит на нас, всё это, все эти проблемы, как в капле воды, потом отражаются! Полномочный представитель президента, нет желания выступить? Нет. Представитель правительства? Нет. Для чистоты отношений я прошу ещё раз посмотреть Регламент Совета Федерации, потому что в Регламенте Совета Федерации записано, что член Совета Федерации обязан состоять в одном комитете, а здесь была дана иная ссылка на Регламент Совета Федерации. Ольга Викторовна, у вас будет выступление с заключительным словом по этому вопросу - может быть, вы разберётесь в ситуации с Советом Федерации, потому что была ссылка на Регламент Совета Федерации? Посмотрите, пожалуйста, пока готовитесь. Слово для заключительного выступления предоставляется Алексею Владимировичу Куринному. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, что касается доводов. Ну, доводы, на мой взгляд, весьма замшелые. Первое - надо сохранить стабильность, не надо ничего менять, двадцать лет ведь сидели нормально. Ну давайте и дальше точно так же будем работать! Время меняется, скорости меняются, поток информации нарастает, и желание разобраться, желание вникнуть, желание работать, я думаю, не надо никак ограничивать, ссылаясь при этом на некую стабильность. Второй момент - нам не нужны эксперименты. Ну что за довод такой?! У нас, дескать, и так всё хорошо, всё замечательно, всех всё устраивает. Третье. В законе написано, что депутат обязан лично участвовать в заседании комитета - а разве предлагаемой сегодня поправкой в Регламент что-то меняется? Да, обязан лично участвовать, всё так, у нас даже в Регламенте сегодня записано, что обязан лично участвовать и в заседаниях палаты, и в заседаниях комитета, а практика так называемых опросных заседаний не прекратилась, более того, комитет по Регламенту её поддерживает: собрались, обзвонил кто-то кого-то как-то и решили вопрос опросным путём. То есть существует положение закона, в котором чётко прописано личное участие, и есть сложившаяся практика, причём уже в нескольких комитетах: в комитете по госстроительству и, к сожалению, в комитете по жилищной политике, заседания которого я сейчас посещаю регулярно. На мой взгляд, это противоречит и закону "О статусе...", и Регламенту, однако такая практика сложилась и действует. Сегодня предлагается изменить самую малость. Я, возможно, даже соглашусь с Владимиром Вольфовичем в части того, что 10 процентами, может быть, и не надо было ограничивать, но вопрос стоял так: какие-то фракции могут выдвинуть всех, начнут в комитетах власть брать каким-то образом, перевес голосов обеспечивать... Но с другой стороны, и для остальных фракций будет, скажем так, дополнительная важная возможность включить своих членов и усилить работу над теми или иными вопросами в составе комитетов. И подчеркну в третий раз, для того чтобы все понимали: это не обязанность депутата. Депутат обязан работать минимум в одном комитете, а если он хочет, если он может, если он чувствует в себе силы, он по согласованию с фракцией будет работать в двух комитетах, и работать не просто присутствуя, а работать голосуя. Почему я так говорю, почему важно голосовать? Потому что многие вопросы проходят, что называется, на флажке, и один голос может решить, какова будет позиция комитета - то ли одна, то ли другая. Голос депутата, который приходит на заседания, разбирается, работает, может во многих ситуациях изменить решение, соответственно, представленный на заседание палаты проект. Ничего плохого я в этом не вижу. Если человек хочет работать, значит, надо дать ему такую возможность. Второй раз, к сожалению, сталкиваюсь с подобной ситуацией. Помните, три месяца назад мы разбирали другое предложение: просили обязать представлять депутатам повестку дня за три дня до предстоящего заседания, чтобы можно было заранее ознакомиться, вникнуть, почитать. Нет, говорили, не надо, не нужно, обойдёмся как-нибудь, ведь работали так двадцать лет, и ещё поработаем в том же режиме. Сегодня же обсуждается возможность поработать в комитете, дайте возможность депутату поработать во втором комитете - опять говорят, мол, не нужно, нарушается стабильность, обойдёмся как-нибудь, ведь работали до этого, поэтому давайте и дальше так же будем работать. Только, к сожалению, дальше так работать уже не получается! Прошу поддержать проект постановления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Заключительное слово Ольги Викторовны Савастьяновой. Пожалуйста. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотела бы обратить внимание на сам федеральный закон № 3-ФЗ, на статью 12, где очень чётко регламентирована обязанность депутата принимать участие в заседании комитета, комиссии. Как, Алексей Владимирович, её трактовать? Давайте проведём правовую экспертизу, а мы её уже проводили - я думаю, здесь разночтений у нас с вами быть не должно, ссылаться на этот закон мы не имеем права. Второе, что касается Регламента Совета Федерации. Статья 28 обязывает члена Совета Федерации работать в одном из комитетов, и каждый член Совета Федерации может состоять только в одном комитете. Это статья 28. Таким образом, уважаемые коллеги, все аргументы были приведены. Нет никаких препятствий для того, чтобы активно работать в других комитетах, комиссиях и рабочих группах. И у нас у всех есть одинаковое право решающего голоса на пленарном заседании, где мы принимаем решения. Прошу поддержать заключение комитета, его решение об отклонении данной инициативы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте, наверное, переходить к голосованию по данному вопросу. С учётом того что вопрос касается организации нашей работы, давайте исходить из того, что это вопрос консенсуса, которого мы должны достичь, обсудив в каждой фракции; лучше, конечно, если это предложение будет поддержано всеми депутатами, потому что здесь мы должны учитывать мнение каждого, ведь от этого зависит эффективность работы. Конечно, те решения, которые приняты ранее, не догма - нам надо учитывать следующее: если есть возможность выстроить работу более эффективно, давайте это обсуждать. Но опять-таки для чистоты отношений следует сказать: депутатам никто не мешает работать в разных комитетах. Например, на заседания комитета по бюджету, когда идёт обсуждение бюджета, приходит большое количество депутатов, просто, когда проходит голосование, учитываются мнения тех, кто является членом комитета. Но если ваши аргументы интересны, безупречны, вы можете формировать мнение и влиять на него, даже если вы не являетесь членом комитета, у вас есть право голоса. Коллеги, нужно исходить из этого. Когда мы говорим о посещении заседаний комитета, нам нужно, в общем-то, подходить самокритично, в первую очередь с учётом посещения пленарных заседаний, где мы принимаем законы. У нас, как вы понимаете, явка-то не стопроцентная, поэтому, Алексей Владимирович, нужно посоветоваться с депутатами: мы сейчас эту норму примем, а что будет дальше? Давайте мы обсудим это во фракциях. Вот вы сегодня выступаете с предложением, а почти 50 процентов ваших коллег не участвуют в заседании, они не пришли поддержать вас и ваше предложение. Понимаете, о чём идёт речь? Вот вам и ответ на вопрос! Если бы все ваши коллеги по фракции пришли и как один поддержали бы вас, тогда это и для нас был бы звоночек, что вас нужно слышать, потому что ваше предложение поддерживается политической фракцией, - об этом уже не раз говорили. Коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в статью 22 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", 4-й вопрос повестки дня. Комитет против. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 41 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 86 чел. Не голосовало 364 чел.80,9 % Результат: не принято Отклоняется предложение.