Заседание № 9

14.02.2012
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы № 17972-6 "О Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 946 по 957 из 4960
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, предлагаю исключить из повестки   
дня сегодня пункт 4, проект постановления о Комиссии по правовому обеспечению   
развития организаций оборонно-промышленного комплекса России. Считаю, что он    
недостаточно проработан, поскольку комиссия состоит из очень уважаемых мною     
людей, но не являющихся специалистами в такой сложнейшей области, как           
военно-промышленный комплекс, включая предполагаемого председателя комиссии -   
уважаемого мною депутата Бабакова. У нас журналист управляет ВПК в              
правительстве, теперь ещё неспециалисты будут в Думе этим заниматься - ну это   
уникально! Это просто плевок в могилу Устинова, понимаете?! Ну так нельзя       
делать! Это же очень тонкая, сложная отрасль, с такими деталями, с такими       
нюансами. Ну, невозможно! Давайте мы хоть... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1111 по 1143 из 4960
Депутат Митрофанов по каким-то причинам предлагает исключить пункт 4 повестки   
дня.                                                                            
                                                                                
Алексей Валентинович, вы настаиваете на голосовании?                            
                                                                                
Депутату Митрофанову микрофон включите.                                         
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Я считаю, что нужно проголосовать по этому вопросу, - почему   
нет?! Проработать его с учётом пожеланий и усилить, укрепить профессиональный   
состав комиссии, может быть, даже оставить тот же состав, но посмотреть         
фигуру председателя. Хотя депутата Бабакова, ещё раз говорю, я очень уважаю,    
он профессиональный депутат и предприниматель, но ВПК, господа, ВПК -           
серьёзнейшая отрасль. Ну как можно?! Там нужен мегаспециалист, чтобы уважение   
к Думе было!..                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, спасибо.                            
                                                                                
Я ставлю на голосование предложение депутата Митрофанова.                       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               62 чел.13,8 %                                    
Проголосовало против          171 чел.38,0 %                                    
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    235 чел.                                          
Не голосовало                 215 чел.47,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1287 по 1817 из 4960
Пункт 4, о проекте постановления Государственной Думы "О Комиссии               
Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций              
оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации". Докладывает Олег        
Викторович Морозов.                                                             
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
МОРОЗОВ О. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ   
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я, как один из авторов,        
представляю на ваше рассмотрение проект постановления "О Комиссии               
Государственной Думы по правовому обеспечению развития организаций              
оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации".                         
                                                                                
Напомню, что потенциальная возможность создания такой комиссии обсуждалась      
нами ещё в предыдущем созыве Государственной Думы. Потребность в такой          
общественной комиссии межфракционной и межкомитетской обусловлена как раз       
тем, что это проблема комплексная, она не попадает в поле законодательного      
ведения какого-то одного комитета. Именно поэтому возникла идея о том, что      
должна быть создана межфракционная комиссия, которая будет заниматься всеми     
вопросами, касающимися оборонно-промышленного комплекса.                        
                                                                                
Напомню также, что в этом зале мы неоднократно высказывали претензии по         
формированию гособоронзаказа, по его реализации, к этому вопросу было           
привлечено внимание руководства страны. И поэтому представители трёх фракций    
внесли данный проект постановления.                                             
                                                                                
Комиссия формируется как обычно, на основе принципа пропорционального           
представительства. Что касается кадровых решений, то по председателю комиссии   
решение принималось в рамках той квоты, которая имеется у фракции "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ", на президиуме фракции. Мы считаем, что коллега Бабаков готов, в        
состоянии профессионально выполнить работу, которая на него будет возложена.    
Кроме того, положением о комиссии предусматривается, что у него будут           
заместители от групп, которые представляют каждую из фракций, то есть будет     
по одному заместителю от коммунистов, от ЛДПР и от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".       
Кандидатуры всех представителей в эту комиссию давали именно фракции,           
руководствуясь, как я думаю, прежде всего профессиональными качествами тех      
людей, которые будут заниматься этой тематикой.                                 
                                                                                
Я предлагаю вынести данный проект постановления на "час голосования".           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад - депутат Габдрахманов.                          
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный       
проект постановления подготовлен в соответствии с Регламентом. Все              
необходимые процедурные моменты соблюдены, поэтому комитет по Регламенту        
рекомендует поддержать этот проект постановления.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Вопросы есть. Тогда запишемся.          
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алексей Валерьевич Казаков.                                                     
                                                                                
КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос следующего характера. Вот мой коллега, обеспокоенный составом     
комиссии, говорил о профессиональной подготовке членов комиссии - уважаемых     
наших коллег именно в плане производства вооружения и организации работы        
военно-промышленного комплекса. Во время доклада Олега Викторовича я услышал    
ещё одну версию - что это рассмотрение форм заказов, объёмов заказов            
военно-промышленного комплекса. Я хотел уточнить, чем будет заниматься эта      
комиссия, чтобы ясно понимать, какого уровня нужны люди. Если это люди,         
участвующие активно в формировании заказов военно-промышленного комплекса, то   
это одно, если это люди, участвующие в производстве и разработке новых          
защитных технологий, то это совсем другое. Вот проясните, пожалуйста.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич, вообще, проект положения о комиссии   
представлен, но тем не менее я попрошу Олега Викторовича дополнить.             
                                                                                
Олег Викторович Морозов, пожалуйста.                                            
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Ну, вы меня опередили. У всех депутатов на руках имеется проект   
положения, и там очень чётко сказано, чем должна заниматься эта комиссия. И     
кстати говоря, в самом названии этой комиссии тоже выделена главная цель -      
это именно депутатская работа, связанная с законодательным обеспечением         
решения тех проблем, которые касаются ВПК.                                      
                                                                                
Когда я говорил о гособоронзаказе, я имел в виду то, что эта тема всегда        
вызывает в том числе и критические оценки в этом зале, когда мы заслушиваем     
представителей правительства, которые отвечают за эту тему, за эту проблему.    
И понятно, что вопросы депутатского контроля, совершенствования                 
законодательства в этой сфере, мониторинг исполнения законов, которые           
регулируют эти правоотношения, - это сугубо депутатская работа. Понятно, что    
депутаты не будут заниматься контролем в части того, какие конкретно образцы    
оружия или каких-то иных изделий производятся на предприятиях ВПК. Они должны   
заниматься законотворческой, политической работой, связанной с этой темой.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Евгеньевич Горовцов.                                                    
                                                                                
ГОРОВЦОВ Д. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Спасибо большое, Сергей Евгеньевич.                                             
                                                                                
У меня вопрос к Олегу Викторовичу Морозову.                                     
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, ну, насколько нам известно, подобная комиссия        
впервые создаётся в Государственной Думе за всё время её работы, за шесть       
созывов. Безусловно, мы признаём актуальность и необходимость работы в этом     
направлении, но скажите, пожалуйста, следует ли из этого, что, создав           
подобную комиссию, мы дальше пойдём по пути создания комиссий по отраслевому    
принципу, например, создадим комиссию по правовому обеспечению развития         
угольной отрасли в Российской Федерации, или космической, или авиационной и     
так далее?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович Морозов.                                  
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Это полномочие Государственной Думы. Если палата сочтёт           
необходимым создать любую комиссию по какой-то проблеме - это её право. Если    
будет такая инициатива, палата её рассмотрит.                                   
                                                                                
Обращаю ваше внимание на то, что эта комиссия работает на общественных          
началах, она не имеет никакого дополнительного материального обеспечения, это   
инициативная работа депутатов. И смысл её создания связан с тем, что это        
комплексная проблема, которая, по нашим представлениям, касается предметов      
ведения по меньшей мере семи комитетов Государственной Думы. И если есть        
какая-то дополнительная инициатива в части создания таких общественных          
комиссий, мы всегда это можем рассмотреть - это право депутатов и полномочие    
палаты.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Валентинович Митрофанов.                                                
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Олег Викторович, скажите, чем всё-таки обусловлен    
такой кадровый выбор председателя комиссии? Ещё раз говорю: я с очень большим   
уважением отношусь к господину Бабакову, признаю его неординарные               
организационные способности, но сколько дней - я не говорю про месяцы - он      
проработал в военно-промышленном комплексе? И не говорите сейчас про квоту      
фракции, решение президиума - это всё понятно, но у вас же мотивировка          
какая-то должна быть! Ну, я понимаю, что ЦСКА - уважаемый спортивный клуб,      
может, через призму этого рассматривать? Ну вот ответьте просто: сколько        
дней, сколько часов он проработал в ВПК?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Морозову.                      
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Ну, каков вопрос, таков будет и ответ.                            
                                                                                
Вы знаете, я имел прямое отношение к формированию кадрового состава вот         
данной Государственной Думы, поскольку было такое поручение. И когда            
обсуждались вопросы назначения председателей комитетов от фракции               
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", я с уважением относился к вашему выбору, выбору ваших    
коллег, и не задавал вопросов о том, сколько времени руководителем              
управляющей компании проработала депутат Хованская, к примеру, или другие       
депутаты, которые изъявили желание работать в том или ином комитете. В том      
числе и уважаемый депутат Митрофанов, который, видимо, избрал сугубо            
профессиональную сферу для своей депутатской работы, хотя я его знаю как        
универсала, человека, который готов работать на любом фронте в любом качестве   
- и рядовым, и генералом.                                                       
                                                                                
Алексей Валентинович, у меня есть твёрдая уверенность в том, что депутат        
Бабаков справится с той задачей, которую перед ним ставит палата. Если не       
справится, мы его общим решением заменим на кого-то другого, но я уверен, что   
у него всё получится, тем более что у нас будет возможность заслушивать         
доклады об итогах и результатах работы данной комиссии.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто-то хотел бы выступить? Желающие всё-таки есть. Пожалуйста, давайте          
запишемся.                                                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи на выступления.                              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Прежде по ведению - депутат Бифов Анатолий Жамалович. Ошибочно.                 
                                                                                
По ведению - депутат Рохмистров Максим Станиславович.                           
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, вот мы разместили у нас эти модные экраны, по которым       
сначала было много вопросов у всех фракций. Ну вот сегодня нам эти модные       
экраны срывают заседание Государственной Думы, потому что в них повестки нет,   
документов к заседанию нет. Каким образом мы будем вести дальнейшее             
рассмотрение вопросов, которые несут в себе достаточно серьёзную текстовую      
составляющую? То есть должны либо эти экраны демонтировать и компания,          
которая не обеспечила бесперебойную работу высшего законодательного органа      
власти, должна вернуть деньги, а нам здесь, в зале, раздавать документы,        
которые необходимы к заседанию, либо принять какое-то другое решение. Как       
работать?!                                                                      
                                                                                
Вот я пришёл сюда сегодня работать, но я не могу ознакомиться с документами,    
с повесткой и так далее, то есть мне надо сейчас побежать в свой кабинет, всё   
это размножить, отксерить. Я думаю, что компания должна как-то ответить за      
срыв заседания Государственной Думы.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ильдар Нуруллович Габдрахманов, прокомментируйте, пожалуйста.                   
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемые коллеги, действительно, периодически возникают     
сбои с этой системой. Аппарат Думы совместно с комитетом по Регламенту          
рассматривает этот вопрос, но хочу обратить ваше внимание на то, что нет        
прямой связи между работой этих мониторов и работой Государственной Думы. В     
соответствии с нашим Регламентом важно, чтобы все документы размещались в       
информационной базе АСОЗД, и каждый депутат в своём кабинете имеет              
возможность выхода в эту систему и ознакомления со всеми документами. Вот эти   
мониторы - это некая дополнительная опция.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступления по пункту 4 повестки.                                               
                                                                                
Овсянников Владимир Анатольевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, конечно, хорошо и правильно, что формируется комиссия, но   
непонятно, почему так тщательно отбираются, так тщательно обсуждаются           
кандидаты в состав данной комиссии. Я как бы не уверен, что такое бурное        
обсуждение даст какой-то эффект для нашего ВПК. Но ВПК по-любому развивать      
надо, и то, что сегодня Министерство обороны тратит достаточно серьёзные        
средства на приобретение не столько "Мистралей", сколько всё-таки, наверное,    
технологий для нашего ВПК... Ну конечно же, развивать надо.                     
                                                                                
И мы, как всегда, запрягаем, когда пора ехать, то есть не готовим сани летом.   
Вот не сегодня завтра полыхнёт ситуация уже в нашем подбрюшье, в Сирии, в       
Иране, начнётся, возможно, горячая фаза противостояния, причём в достаточно     
серьёзной форме, а мы только сегодня вспоминаем про наш ВПК, про те заводы на   
территории страны, которые оставляют желать лучшего. Ну, с моей точки зрения,   
представительство России в НАТО, наверное, всё-таки не даёт ему достаточно      
серьёзной квалификации, чтобы курировать ВПК, всё-таки это должны быть          
учёные, это должны быть оборонщики с большой буквы, но тем не менее в           
качестве вице-премьера, может быть, у него что-то и получится. Дмитрий          
Рогозин знает, какое вооружение у НАТО и что нам необходимо усиливать,          
увеличивать, где догонять и перегонять, чтобы хоть как-то конкурировать с       
этой военной машиной блока НАТО.                                                
                                                                                
Я не думаю, что проблемы с ВПК решатся достаточно легко. Посмотрите на          
заводы, которые в Сибири выпускали те же самые уникальные летающие танки: до    
сих пор проблема с заработной платой, до сих пор проблема с заказами, вряд ли   
там что-то улучшилось, одна бутафория и бравурные доклады руководства           
субъектов. То есть на какой базе мы всё это будем делать, где будем осваивать   
выделяемые государством достаточно серьёзные финансы? Ну, купим "Мистрали",     
но это только одна технология, а у нас противоракетная оборона, а у нас         
моторизированные соединения должны быть тоже на высоком уровне, а у нас и       
авиация оставляет желать лучшего при таких объёмах реализации военного          
заказа. Поэтому это вещь очень серьёзная! И я прошу в данном вопросе тех        
членов комиссии, которая сегодня будет сформирована, именно по контролю за      
созданием военно-промышленного комплекса и реализацией тех идей, которые        
высказал президент, всё-таки серьёзно относиться, а не просто так, для          
галочки: съездили, где-то что-то провели. Ведь государство имеет то, что        
защищает, то, что не защищает, государство соответственно не имеет. И если      
наша оборона не будет на достаточном уровне, то желающих проникнуть на нашу     
территорию, осуществить новый Drang nach Osten, достаточно много. И мы это      
прекрасно видим по развитию событий в Сирии, в Иране и на всём Ближнем          
Востоке.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, первое,    
я не согласен с Ильдаром Нурулловичем в том, что это игрушки, просто игрушки.   
Здесь должны быть документы по каждому вопросу. У нас нет другого носителя,     
на котором мы могли бы их прочитать, а бегать в кабинет по каждому закону -     
это абсурд. Зачем же мы миллионы тратили на эти игрушки, которые ещё и          
иммунитет депутатов гасят?                                                      
                                                                                
Теперь по существу. Я, вообще-то, предлагаю изменить и название комиссии. У     
нас много разговоров идёт - в том числе, вероятно, и вы к этому прикладывали    
руку, Сергей Евгеньевич, когда были главой администрации, - о том, чтобы        
усилить парламентский контроль. В двух посланиях президента, если я не          
ошибаюсь, Дмитрий Анатольевич об этом говорил. Вот здесь мой коллега Виктор     
Андреевич регулярно вам говорит о систематическом неисполнении бюджета          
Российской Федерации и нулевой роли правительства в этом вопросе, хотя оно и    
должно за это отвечать. С моей точки зрения, было бы правильным, и это была     
бы помощь председателю правительства, чтобы все созданные комиссии - кроме      
того, что их начальники имеют кабинеты больше, чем у простых депутатов, кроме   
возможности общаться с членами ВПК и решать шкурные вопросы по своим            
территориям, - вообще-то, имели функцию контроля. Я предложил бы в названии     
дописать: и контролю за исполнением гособоронзаказа. Почему?                    
                                                                                
При обсуждении повестки дня я вам уже говорил, что ко мне обратились            
представители целой группы отечественных кожевенных предприятий и предприятий   
лёгкой промышленности, с тем что они уже второй год фактически лишены           
возможности участия в тендерах на обеспечение наших силовых структур одеждой    
и обувью. И странное дело - сегодня и МЧС, и МВД, и Министерство обороны        
специально одним лотом разместили тендер на участие в изготовлении этого. У     
нас нет ни одного предприятия в Российской Федерации, я имею в виду обувной и   
лёгкой промышленности, у которого годовой оборот превышал бы 1,5 миллиарда      
рублей. Но сегодня, чтобы по лоту на 5 миллиардов участвовать в тендере, надо   
внести 200 миллионов на депозит - и это при отсутствии оборотных средств и      
возможности кредитования в банках! Ну это вообще абсурд! Причём, вдумайтесь,    
закупка Министерством обороны многих этих вещей в позапрошлом году составила    
25 процентов, в прошлом году - 75 процентов, но у потенциальных противников:    
Турции и Китая, причём по тканям - 100 процентов. Фактически свои без           
работы... Вот есть город Шахты в Ростовской области, где специально был         
создан суперсовременный комбинат "Дон-Текс", на котором работали три с          
половиной тысячи человек. Причём он строился с целью реструктуризации           
угольной отрасли, там жёны шахтёров безработных работали. Шахты закрыли, из     
девяноста шахт осталось аж восемь. Завод по изготовлению электрических          
двигателей закрыли в городе Шахты. Сегодня владелец остатков "Дон-Текса" -      
вдумайтесь! - пакистанец, и комбинат фактически стоит. Могу вам сказать, что    
на месте крупнейшей обувной фабрики, которая делала пять миллионов пар обуви    
в год, сегодня открыт ресторан "Париж" - и всё, и торговля воздухом!            
                                                                                
В Ростовской области осталось единственное предприятие "Донобувь", которое      
изготавливает конкурентоспособную обувь для всех силовых структур, но и там     
говорят: мы не можем участвовать, потому что фактически подставы силовых        
структур, выигрывают те, у которых ни одного сантиметра квадратного             
производственных площадей, в Москве сидя, выигрывают тендер, а потом в Китае    
закупают, завозят... А я у вас спрашиваю: а мощности кто должен содержать,      
которые по нашему с вами закону должны содержать предприятия? А я у вас         
спрашиваю: откуда же будет квалификация, если вы не делаете?                    
                                                                                
Дальше. Буквально месяц назад в Ужурской дивизии простудились более двухсот     
военнослужащих. Знаете почему? Потому что в обуви, которую закупили,            
отсутствует стелька. А что это такое - в тридцатиградусный мороз вы на          
пластмассовой подошве? Вы хоть подумайте о своих детях, если они у вас служат   
в армии!                                                                        
                                                                                
Следующий вопрос. По мнению многих экспертов, здесь присутствует колоссальная   
коррупционная составляющая, потому что если тендеры там от 1 миллиарда 700      
миллионов и выше... Как правило, 5 миллиардов выставляется, представляете?      
Или проводить тендеры и будет десять или двадцать изготовителей, а с ними       
надо возиться, или сразу с одного взятку взял - и пусть он покупает хоть что    
угодно. Причём закупают-то негодного качества! У нас ведь многие тендеры в      
прошлом году были остановлены из-за получения некачественных тканей, потому     
что ну зачем же Китай будет потенциальному противнику поставлять нормальную     
ткань, скажите мне, пожалуйста? Правда, он там, в Читинской области, одну       
бригаду будет искать на интервале границы в 4 тысячи метров, и хорошо, если     
найдёт, потому что она в Чите находится и до Благовещенска нет ни одного        
подразделения, которое прикрывало бы границу.                                   
                                                                                
Поэтому я всё-таки настаиваю, Сергей Евгеньевич, на том, чтобы дать             
возможность до "часа голосования" - поправочку мы сейчас внесём - расширить     
полномочия комиссии. Я думаю, что Бабаков, пришедший в зал, не будет            
возражать, он, наоборот, будет горд тем, что ему повысили полномочия и что он   
сможет помогать правительству лучше контролировать исполнение бюджета и         
отдавать производство отечественным товаропроизводителям.                       
                                                                                
Ну а по составу - я считаю, что Олег Викторович прав: если дали фракции такие   
предложения, то вопросы надо задавать своим фракциям, а не Олегу Викторовичу    
Морозову как автору этого постановления.                                        
                                                                                
Мы поддержим это постановление, но предлагаем расширить функции и изменить      
название комиссии.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич, готовьте поправку.           
                                                                                
Алексей Валентинович Митрофанов.                                                
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вопрос,       
который мы сейчас рассматриваем, на самом деле не является рядовым и простым,   
потому что речь идёт о взаимоотношениях Думы с серьёзным военно-промышленным    
комплексом, где работают, заняты миллионы людей, где обеспечивается наша        
обороноспособность, и эти миллионы людей с надеждой смотрят на                  
государственные органы, и на Думу в том числе, поэтому по комиссии, по её       
составу они будут, в общем-то, судить о том, насколько серьёзна эта Дума. И     
когда они увидят в составе комиссии, и особенно на посту председателя           
человека, который никогда не был связан с военно-промышленным комплексом и,     
соответственно, не имеет представления о том, как работает этот комплекс... Я   
имею в виду Александра Михайловича Бабакова. Ещё раз, третий раз в этом зале    
говорю, что это очень уважаемый мною человек, и если бы его назначили           
председателем комиссии по взаимоотношениям с Украиной (а стоит создать такую    
комиссию) - слова бы не сказал, первым выступил бы в поддержку, но речь идёт    
об оборонно-промышленном комплексе.                                             
                                                                                
Ну вы представляете, приезжают члены такой комиссии Думы на оборонные фирмы     
Подмосковья - в Реутов, в Жуковский, в Томск, в Арзамас, а перед ними           
уважаемые седые генеральные и просто конструкторы со звёздами Героев, ещё       
советскими - и что скажет им эта комиссия? Про стельки и про ресторан           
"Париж", о чём нам сейчас товарищ Коломейцев докладывал, да? О том, что         
стельки надо делать, так сказать, что в Ростовской области жёны шахтёров без    
работы? Это тоже важно, абсолютно правильно, товарищ Коломейцев, да, но,        
наверное, на вертолётном заводе об этом говорить неприлично, и там ведь тоже    
хотят увидеть людей уважаемых - и академиков, и руководителей. Почему бы,       
допустим, уважаемой Валентине Владимировне Терешковой не возглавить эту         
комиссию? Да, это имеет политическое значение! Есть и академик Алфёров, есть    
и другие люди, знающие систему изнутри, или, допустим, уважаемые в системе,     
что тоже важно.                                                                 
                                                                                
И когда Олег Викторович Морозов говорил здесь, что я, ну,                       
депутат-универсал... Да, действительно, я работал, я могу работать в разных     
сферах, но я постеснялся бы приехать на оборонное предприятие в роли            
председателя комиссии. Я был председателем комитета по геополитике и какие-то   
свои вопросы обсуждал, но председатель Комиссии по правовому обеспечению        
развития организаций оборонно-промышленного комплекса России... Ведь это        
бланки будут такие, ведь человек будет писать, это так серьёзно, - это так      
серьёзно! - ведь будут давать до 70 миллиардов долларов ежегодно в эту сферу!   
Вы представляете, какие там интересы, какие там будут коллизии?! Ведь даже      
Путин решал некоторые вопросы совсем недавно в связи с коллизией между          
Министерством обороны и оборонными фирмами, а что же Дума?..                    
                                                                                
Вопрос в уважении. Потом мы говорим: за нас не голосуют, нас не уважают. Да     
кто вас будет уважать, если вы так относитесь?! Если Олег Викторович шутя       
отмахивается: президиум решил, президиум партии. При чём тут квоты, квоты       
партий и так далее? Это же решение политическое, это решение серьёзное, ну вы   
подумайте об этом! Дмитрий Олегович - опять же очень уважаемый мною человек,    
человек, который руководил политической партией, имеет рейтинг, уважение        
среди своих избирателей, возможность дальше проводить эту политическую          
деятельность, но при чём тут оборонный комплекс?! Он журналист, ни дня там не   
работал, он ни дня не стоял у станка, не...                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Да, папа. Да, папа знал эту сферу, понятно, хоть это, так      
сказать, в какой-то мере спасает. Но, понимаете, Александра Михайловича даже    
папа не спасает здесь, нету у него папы генерала и первого заместителя          
начальника службы вооружений Советской Армии.                                   
                                                                                
Ну понимаете, это просто удивительно! А потом мы думаем: а что же такие         
публикации, а чего же так пишут, а почему так говорят о нас? Ну как-то это      
несерьёзно! И это делается накануне выборов правящей партией - ну вы чего, не   
делаете выводы из того, что происходит в эти последние семьдесят дней? Ну       
по-серьёзному давайте уже, по-взрослому относиться к таким вещам! Ведь это же   
люди будут задавать вопросы - какие ответы они получат на всё на это?           
Двадцать атомных подводных лодок будет строиться к 2020 году - представляете,   
какие так будут интересы, как эти интересы будут сталкиваться? С кем            
обсуждать это всё, ну с кем говорить?! Про стельки будем говорить?! Про то,     
что не хватает обуви или обувь не того размера?! Ну послушайте, давайте         
всё-таки как-то, так сказать, уважение к Думе повысим!                          
                                                                                
Александр Михайлович, откажитесь сами, пойдите в комиссию по Украине - супер    
тема! Действительно, нам нужны ещё годы... И вы влиятельный человек, но         
давайте просто не будем уже доходить, так сказать, до странных каких-то         
ситуаций.                                                                       
                                                                                
В составе комиссии, при всём уважении, да, есть люди, чуть-чуть связанные с     
обороной, ну, кто-то работал, но там должны быть люди с именами, специалисты    
масштаба такого, чтобы генеральные конструкторы вставали, когда они заходят.    
А чего они будут вставать?! Они вообще не понимают, кто к ним приехал. Ну не    
поймут, понимаете? И что мы делаем?! И коллективную ответственность тут будут   
не фракции нести, мы тоже будем ездить к своим избирателям, и нам то же самое   
будут говорить: "Слушайте, а как вы там дорулились до того, что вот такая у     
вас ситуация - у вас журналисты возглавляют ОПК, у вас предприниматели          
руководят комиссиями по ОПК и так далее"? Что вы делаете-то вообще?! Ну         
вспомните, кто этой сферой руководил, даже в ельцинские годы! Глухих был        
специалист, Маслюков - специалист, Клебанов... мы его ругали здесь много раз    
и ругались с ним, но он был директором завода, он тоже был специалистом, ну а   
дальше мы поехали куда, ну куда мы поехали?! Вы эту сферу не уничтожайте,       
ведь деньгами, просто 70 миллиардами в год, это не заткнёшь, уважения и         
понимания того, что делается, нет, деньги не равнозначны успехам, как мы        
выясняем, на самом деле, не равнозначны пониманию тех действий, которые         
происходят. И в армии непонятно что, там непрофессионал, и здесь                
непрофессионалы, и там как-то что-то, а потом ап - откуда Болотная?! Да вот     
после всего этого и выходят офицеры, инженеры КБ, люди из Реутова, люди из      
Жуковского, вот они и выходят, потому что ну надоело это всё, понимаете, ну     
надоело! И всё продолжается, - просто удивительно! - и ничего, всё заточено,    
всё, едет телега! Начинаешь понимать Горбачёва, почему ничего не смог           
сделать: понимаете, эту партию он не мог реформировать - он её об стенку        
долбанул. Он понял: ничего, она ничего не хочет делать - ну, об стенку, и       
потом что-то начали собирать по кускам. В России по-другому не получается.      
Пока не разобьём голову об стенку, ничего делать не хотим, никаких выводов,     
уроков не извлекаем и едем, так сказать, на той же телеге туда же и радостно    
ещё стучим и говорим: это решение президиума. Олег Викторович, что за           
объяснение? Что мне решение вашего президиума? Что мне то, что квота?           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. А нас не трогайте! Извините, Хованская ЖКХ занималась ещё      
при Лужкове в гордуме, она специалист по жилищным вопросам, к ней там сотни     
людей выстраивались, она как раз спец в этой теме. При чём тут то, что она в    
управляющей компании не работала?! А председатель комитета по науке у нас,      
извините, академик и руководитель Уральского филиала. О чём вы говорите?!       
Грачёв - депутат с 90-х годов, он тоже в своей теме. Мизулина - депутат с       
93-го года, с 93-го председателем комитета ещё в Совете Федерации была! Все     
на своих местах, у нас никто не лезет туда, где ничего не понимает! Но          
здесь... послушайте, всё-таки примите какое-то правильное решение, или,         
может, Александр Михайлович пусть сам уйдёт, перейдёт в другую комиссию, где    
мы его поддержим, а сюда кого-то другого... Ну найдите человека - у вас         
огромная фракция, и есть специалисты! Можно эту квоту и коммунистам дать,       
если крупную фигуру найдёте - не хочу сейчас называть эти фигуры, но они есть   
в нашем зале. Ну давайте как-то всё-таки по серьёзному подходить к этому,       
иначе уважения не будет. Тем более накануне выборов!                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Николай Васильевич Коломейцев.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, статья 75 Конституции             
Российской Федерации гласит, что денежная единица в России - рубль, и надо      
делать замечание депутатам, которые мыслят долларовыми эквивалентами.           
                                                                                
Ну а что касается стельки, то надо понимать, что над одним башмаком             
пятнадцать предприятий минимум работают...                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, первое - поддерживаю, про стельку -   
не по ведению. Спасибо.                                                         
                                                                                
Так, Олег Викторович Морозов.                                                   
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Уважаемые депутаты, уважаемый Сергей Евгеньевич! У меня всего     
два замечания в заключительном слове в связи с прозвучавшими точками зрения.    
                                                                                
Что касается предложения депутата Коломейцева, я очень просил бы, когда он      
будет готовить поправку по названию, согласовать её с Правовым управлением,     
потому что когда в названии комиссии есть слово "контроль", то мы должны        
понимать, в каком ракурсе этот контроль должен обеспечиваться, как это          
соответствует закону о статусе депутата. Всё-таки авторы название комиссии      
формулировали именно исходя из того, что профессиональная работа депутата -     
это главным образом законотворчество. Но контроль, безусловно,                  
предусматривается. Посмотрите положение, контроль там обозначен в виде          
полномочий комиссии: анализ текущей работы соответствующих предприятий и        
ведомств, подготовка соответствующих заключений и так далее - это тоже форма    
контроля, мониторинг исполнения действующего законодательства - это тоже        
форма контроля. Ещё раз прошу посоветоваться с нашим Правовым управлением,      
стоит ли нам слово "контроль" выносить в наименование комиссии.                 
                                                                                
Что касается выступления коллеги Митрофанова. Ну, я, во-первых, пытался         
максимально уважительно отнестись в том числе к вопросам, которые им были мне   
заданы. Что касается мнения президиума, я только проинформировал его, что       
такова процедура, я вовсе не говорил, что президиум фракции принимает это       
решение исходя из каких-то конъюнктурных соображений. Думаю, любая фракция,     
принимая любое кадровое решение, принимает его совершенно осознанно, так же     
как это сделала фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и, безусловно, Иван Грачёв -     
это ведущий энергетик нашей эпохи, и у нас в этом нет никакого сомнения. Но,    
уважаемые коллеги, давайте соблюдать какие-то нормы приличия. И делать          
заключения о способностях или неспособностях того или иного нашего коллеги      
выполнять те или иные обязанности... это всё-таки, мне кажется, такая тонкая    
материя. Аккуратней здесь, аккуратней со словами, коллеги!                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Не выступают.                         
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4004 по 4023 из 4960
Коллеги, предлагаю вернуться к рассмотрению пункта 4 повестки дня, о проекте    
постановления "О Комиссии Государственной Думы по правовому обеспечению         
развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации".    
Поступили письменные поправки, в этой связи предлагаю прежде всего принять      
проект постановления за основу.                                                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результат.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6 %                                    
Проголосовало против           58 чел.12,9 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Проект постановления принят за основу.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4034 по 4154 из 4960
Приступаем к обсуждению поправок.                                               
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Здесь шесть    
поправок, они в принципе связаны с изменением названия. Мы с коллегами          
предлагаем добавить: "и парламентского контроля за исполнением                  
государственного оборонного заказа". Правовое управление на словах не           
возражало, Олег Викторович тоже.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Викторович Морозов, пожалуйста.                      
                                                                                
МОРОЗОВ О. В. Всё было ровно так до тех пор, пока я не увидел текст, потому     
что, когда мы обсуждали абстрактно, что в тексте будет присутствовать           
парламентский контроль, у меня особых возражений не было, но когда я увидел     
текст поправки... Посмотрите, какая поправка: к уже сформулированному           
названию комиссии, которое предполагает, что комиссия будет заниматься          
правовым обеспечением развития организаций оборонно-промышленного комплекса     
(то есть максимально широко), мы добавляем парламентский контроль за            
исполнением государственного оборонного заказа. То есть из всего комплекса      
проблем, которые были обозначены как проблемы развития организаций              
оборонно-промышленного комплекса, что включало в себя, разумеется, и            
государственный заказ, мы вынимаем эту проблему и только по ней, отдельно       
прописываем процедуру парламентского контроля. С моей точки зрения... Вот, в    
частности, юристы из моего секретариата говорят, что это и с юридической, и с   
содержательной точки зрения некорректно. Если бы мы нашли какое-то              
определение для формы контроля внутри базового названия, ну, можно было бы      
ещё как-то пообсуждать, а в таком виде, мне кажется, это неправильно.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Логинов.                                
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, я просто обращусь к сухому слогу               
действующего законодательства. Дело в том, что в соответствии со статьёй 6      
Федерального закона "Об обороне" осуществление контроля за подготовкой          
организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску          
продукции в военное время, за выполнением государственного оборонного заказа    
организациями - это всё полностью отнесено к полномочиям Правительства          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Нет, вы меня не слышите, а я специально тоном голоса пытаюсь      
подчеркнуть запятую: за подготовкой организаций к выполнению государственного   
оборонного заказа по выпуску продукции в военное время - за подготовкой, да,    
- и за выполнением государственного оборонного заказа. Это полномочия           
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона "О государственном оборонном    
заказе" осуществление контроля за использованием головным исполнителем          
финансовых средств, выделенных на выполнение оборонного заказа, и контроля за   
выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом отнесено к             
полномочиям государственного заказчика. А государственный заказчик в            
соответствии со статьёй 1 указанного федерального закона - это федеральный      
орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии      
"Росатом", осуществляющие заказы на разработку, производство, поставки          
продукции по оборонному заказу.                                                 
                                                                                
Не буду продолжать цитирование, но, коллеги, там, в перечне организаций,        
которые вправе осуществлять контроль за выполнением оборонного заказа, нигде    
не прописан парламент Российской Федерации, который, опять же подчёркиваю, по   
определению в Конституции состоит из двух палат. Таким образом, парламентский   
надзор - это, в общем-то, прерогатива обеих палат Федерального Собрания,        
результат совместного решения.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Николай Васильевич Коломейцев.                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Вроде я давно в парламенте, но до сих пор наивно полагал, что всякое            
упрощение сокращает время. Решил вместо восемнадцати минут говорить всего       
полторы - в результате, видно, не убедил.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас в Конституции Российской Федерации, в законе "О        
статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..."      
заложена функция парламентского контроля, от которой почему-то все              
отпихиваются не во благо государства, поэтому, Олег Викторович, дорогой вы      
мой... Ну я же при вас разговаривал, - вот и Александр Дмитриевич... - я        
телефон специально поднёс... Правовое управление Аппарата Государственной       
Думы - это немножко выше, чем юристы вашего уважаемого секретариата, а оно не   
возражает и не видит противоречий.                                              
                                                                                
Второе. Формулировка эта не сужает, а добавляет возможность парламентского      
контроля... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, у вас какие претензии по ведению?     
Нету? Спасибо.                                                                  
                                                                                
По ведению - Ильдар Нуруллович Габдрахманов.                                    
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с Регламентом при обсуждении поправок не      
предусматривается прений. Задаётся вопрос, даётся ответ представителя           
ответственного комитета, в данном случае содокладчиком, после этого             
происходит голосование.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, автор поправок Николай Васильевич Коломейцев предложил обсуждать и     
голосовать все шесть поправок одновременно, поскольку они связаны между         
собой, поэтому ставлю на голосование шесть поправок, внесённых депутатом        
Коломейцевым.                                                                   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              200 чел.44,4 %                                    
Проголосовало против          197 чел.43,8 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Выносим проект постановления на "час голосования".                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4193 по 4210 из 4960
Голосуется проект постановления "О Комиссии Государственной Думы по правовому   
обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса Российской    
Федерации". Ставлю на голосование проект постановления в целом.                 
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против           62 чел.13,8 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Постановление принято в целом.