Заседание № 83
27.03.2009
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 177550-5 "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2008 году".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1873 по 2973 из 7470
Переходим к пункту 8. О проекте постановления Государственной Думы "Об отчёте о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2008 году". Мы порядок рассмотрения определили на Совете, и в соответствии с этим порядком для доклада я приглашаю на трибуну Сергея Вадимовича Степашина, Председателя Счётной палаты Российской Федерации. СТЕПАШИН С. В., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Крашенинников на месте, можно выступать. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Отчёт о работе Счётной палаты прошёл обсуждение во всех профильных комитетах и в комитете по бюджету. Хотел бы искренне поблагодарить всех народных избранников за по-настоящему заинтересованный подход - причём я говорю совершенно искренне - к нашему отчёту, потому что в ходе обсуждения не раз высказывалась мысль, что эффективность работы Счётной палаты во многом зависит от степени её востребованности со стороны Государственной Думы. Поэтому в своём выступлении я хотел бы сосредоточиться на тех аспектах нашей работы, которые вызвали наибольший интерес у депутатов, тем паче сам отчёт есть у каждого депутата, мы попытались его сделать даже достаточно красочным, за что нас кое-кто покритиковал. Сначала несколько цифр. В прошлом году Счётная палата провела триста двадцать контрольных мероприятий, в том числе пять по поручениям Государственной Думы, а также сто восемьдесят одно экспертно-аналитическое мероприятие. Было выявлено нарушений законодательства на 94 миллиарда рублей и почти на 2 миллиарда случаев нецелевого использования средств, устранено финансовых нарушений на 1 миллиард. По результатам проверок было направлено двести шестьдесят семь представлений и предписаний. По понятным причинам основным приоритетом в минувшем, да и в текущем году была и остаётся кризисная проблематика. За последние четыре года мне не раз приходилось с этой трибуны говорить о высоких экономических рисках, которые связаны с бесконтрольным ростом консолидированного внешнего долга. И к сожалению, в условиях кризиса данная проблема действительно вышла на передний план. В связи с этим на основании запросов ряда депутатов Государственной Думы мы провели анализ структуры и динамики задолженности российских предприятий и банков и её влияния на развитие кризисных явлений на финансовом рынке. За период с начала 2006 года по 1 октября 2008-го этот показатель возрос более чем в два раза и составил 540 миллиардов американских долларов. Правда, уже к 1 января 2009 года он сократился до 489 миллиардов, но, как вы понимаете, цифра всё равно чрезвычайно велика. Помимо объективных экономических факторов рост задолженности все последние годы был обусловлен отсутствием действенных механизмов её регулирования. Практически никак не контролировались внешние заимствования государственных предприятий и банков, на которые в итоге пришлось более четверти всех обязательств перед зарубежными кредиторами. Результаты данного анализа сегодня, именно сегодня будут рассмотрены на коллегии и в ближайшее время, через неделю, направлены всем депутатам Государственной Думы. Все последние годы Счётная палата, в том числе и в связи с соответствующими поручениями Государственной Думы, также обращала особое внимание на проблемы эффективности размещения и использования средств резервных фондов правительства. В прошлом году результаты наших проверок в этой сфере были рассмотрены на специальном пленарном заседании Госдумы, за что мы вам искренне признательны. С начала прошлого года мы поставили эту работу на системную основу и проводим ежеквартальный мониторинг размещения и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Как известно, резервные фонды правительства являются составной частью международных, или золотовалютных, резервов и находятся в управлении Банка России. И именно благодаря последовательной и принципиальной позиции Государственной Думы в сентябре прошлого года наконец-то было принято решение (вы это знаете) о необходимости проведения Счётной палатой проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России в части управления золотовалютными резервами. Результаты этой проверки также будут рассмотрены на коллегии Счётной палаты уже в апреле, и, естественно, депутаты Государственной Думы будут проинформированы об этой работе. Полагаю, что в нынешних непростых условиях как никогда важным становится обеспечение прозрачности ситуации вокруг международных резервов. Это позволит развеять, скажу откровенно, ложные домыслы и слухи и показать, что у России более чем достаточно ресурсов для обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивости курса национальной валюты. К настоящему времени уже подведены итоги проверки Внешэкономбанка в части реализации дополнительных мер по поддержке финансовой системы. В частности, была подтверждена законность предоставления и использования компанией "РУСАЛ" кредита на рефинансирование задолженности перед зарубежными кредиторами. При этом мы констатировали в своих материалах, что выделяемая данной компании сумма составляет около половины всех средств Центробанка, выделенных на рефинансирование обязательств перед иностранными финансовыми институтами. Заключение данной сделки также, по нашим выводам, негативно повлияло на размер капитала Внешэкономбанка. Ну, а "РУСАЛ", к сожалению, сегодня заявил о том, что он не в состоянии дальше платить по долгам и просит рассрочить свои долговые обязательства перед зарубежными кредиторами. В то же время мы вынуждены были констатировать значительные задержки при предоставлении кредитов финансовой системе. Так, на момент окончания проверки из сорока семи заявок, которые поступили во Внешэкономбанк от коммерческих банков, на предоставление субординированных кредитов, положительное решение было принято лишь по трём. К сожалению, в последние месяцы кризисные явления перекинулись, как вы знаете, с финансового сектора на реальную экономику, поэтому в текущем году приоритетное внимание уделяется контролю за использованием средств господдержки, которые предоставляются предприятиям по тому самому списку - двумстам девяноста пяти системообразующим предприятиям. При этом в поле нашего зрения входят все получатели госпомощи, вне зависимости от их формы собственности. Пока картина, я скажу вам откровенно, уважаемые товарищи, неважная. Во-первых, не совсем понятны принципы, по которым был составлен перечень системообразующих предприятий. Например, такое значимое для отечественной экономики, для истории нашей страны предприятие, как Путиловский завод (Кировский завод), в него вообще не попало. Во-вторых, сам факт вхождения в этот перечень не гарантирует получения государственной помощи. Например, предприятия города Ижевска, где я недавно побывал, "Купол", которое выпускает уникальные военные компоненты для нашей безопасности, в том числе комплексы "Искандер" и "Тополь-М", и "Ижмаш", которое знает весь мир, где производится калашников и лучшее оружие в мире, а также волгоградский "Химпром" никакой пока финансовой поддержки от государства не получили. А вчера объявили о том, что "Химпром" будет банкротиться. Кстати, это одно из крупнейших предприятий не только Волгоградской области, но и бывшего Советского Союза. Одновременно мы создаём систему для оценки регионального измерения эффективности реализации антикризисных мер, в том числе и во исполнение рекомендаций Госдумы. Особое внимание, уважаемые коллеги, будет уделяться отслеживанию социально-экономической ситуации в более чем пятидесяти регионах, и прежде всего дотационных. Конечно, нагрузка на работников Счётной палаты резко увеличилась, но мы выполним все стоящие перед нами обязательства. В последние месяцы мы существенно расширили географию нашего контроля. В то же время не могу не сказать здесь, в Госдуме, о том, что в ряде случаев мы сталкиваемся с серьёзными препятствиями. Например, Мурманское морское пароходство. Кстати, эта проверка по Мурманску, вы знаете, была инициирована как раз депутатами Госдумы. Так вот, что касается области, проблем нет, мы вышли на серьёзные нарушения в сумме порядка 1,5 миллиарда рублей. А что касается Мурманского морского пароходства, то нас, во-первых, пытались туда не допустить, мы сейчас судимся. Ну, и дело дошло - я позволю себе для разрядки в данной аудитории сказать - до уникальных случаев. У нас там женщины работают, так подбрасывали крыс в кабинет. Пришёл какой-то юрист со священником (я к Их Святейшеству обращусь, узнаю, что за священник), который начал - ну, не шаманить, священники-то не шаманят, слава богу, я надеюсь, в нашей стране, по крайней мере, - опрыскивать комнату и изгонять нечистый дух вместе с нашими ревизорами. (Оживление в зале.) Ну, какие-то сумасшедшие люди. А там на самом деле есть директор предприятия, крупное пароходство, написали ещё письмо. Я думаю, мы разберёмся, но я бы хотел попросить особенно депутатов из Мурманска: посмотрите, может быть, там, я имею в виду в Мурманском морском пароходстве, не очень нормальный руководитель работает. Многие антикризисные меры разрабатывались и принимались, что называется, с колёс, если продолжать тему обсуждения антикризисных мер. При этом необходимо постоянно корректировать ход их реализации в зависимости от их социально-экономического эффекта, что делает необходимым выработку действенных механизмов обратной связи, которые позволили бы осуществлять оперативный мониторинг реализации антикризисных мер и их влияния на ситуацию в отдельных отраслях, регионах и в стране в целом. Очень важным шагом в этом направлении, на наш взгляд, является разработанная правительством программа антикризисных мер, в которой в ясной и доступной форме предпринимаемые государственные меры увязаны с приоритетами социально-экономической политики. 6 апреля, я думаю, у вас будет возможность услышать из уст премьер-министра основные положения этой программы, тем более что она сейчас достаточно активно обсуждается в нашей стране. Мы, я имею в виду Счётную палату, не ограничиваемся лишь контролем за эффективностью и целевым использованием госресурсов, которые направляются на реализацию антикризисных мер. Одновременно при участии представителей предпринимательских союзов, банковского сектора, экспертного сообщества Счётная палата на регулярной основе готовит материалы, которые посвящены анализу эффективности принимаемых антикризисных мер. Наши предложения мы направляем и президенту, и премьер-министру, и в Государственную Думу, и отрадно, что многие из них были приняты. В частности, образован пул из системообразующих банков, а также признано целесообразным приостановить использование международных резервов Банка России на рефинансирование корпоративной задолженности российских предприятий и банков перед иностранными финансовыми институтами. Это было предложением Счётной палаты. В ноябре прошлого года в рамках Европейской организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) создана временная рабочая группа для поддержки усилий правительств, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса. Это позволит Счётной палате и нам вместе с вами использовать богатый международный опыт при организации контроля за реализацией антикризисных мер. Мы стремимся анализировать кризисную проблематику как можно более комплексно, учитывать самые разные её аспекты. С этой целью Счётная палата в этом году проводит оперативный контроль и мониторинг эффективности использования мер господдержки, направленных на стабилизацию финансовой системы и повышение устойчивости российской экономики. О результатах этой работы в ежеквартальном режиме Счётная палата будет информировать главу государства, правительство и, естественно, в первую очередь депутатов Государственной Думы. В то же время пока ещё в полной мере (и об этом говорили все депутаты на заседаниях профильных комитетов, когда заслушивали наш отчёт) не выработан организационный формат взаимодействия в данной сфере с Государственной Думой. И не случайно, что в заключениях ряда профильных комитетов указывалось на необходимость повышения оперативности нашего взаимодействия при осуществлении контроля за эффективностью реализации антикризисных мер, тем паче что сейчас в Госдуме рассматривается законопроект о ежеквартальном отчёте правительства по тем же самым вопросам, я уже в прошлый раз об этом говорил. На наш взгляд, было бы логично, если бы содокладчиком по данному отчёту правительства выступала Счётная палата. Мы к этому готовы, я думаю, готовы и вы. Другим важнейшим направлением деятельности Счётной палаты в минувшем и текущем годах является осуществление контроля за реализацией важнейших инвестиционных проектов и программ, в частности Олимпийских игр в Сочи. При этом были учтены предложения Счётной палаты по оптимизации общей схемы финансирования проекта, что позволило более чётко разделить финансовые потоки, направленные на строительство собственно спортивных объектов и модернизацию региональной и муниципальной инфраструктуры. Кроме того, проведён анализ формирования бюджета данного проекта по разным категориям затрат. Во исполнение поручения главы государства (да, собственно, это наша обязанность) организован ежеквартальный мониторинг реализации подпрограммы развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая строительство моста к острову Русский. Должен, уважаемые товарищи, сказать, что пока его результаты свидетельствуют об отставании в реализации проекта и очень серьёзных проблемах. Одним из важнейших направлений деятельности Счётной палаты остаётся формирование системы внешнего государственного аудита государственных корпораций. В течение прошлого года со всеми ними были подписаны соглашения о необходимости проведения контроля, и сегодня в трёх госкорпорациях работают наши ревизоры. О результатах работы, мы, естественно, проинформируем Государственную Думу. В рамках межбюджетных отношений мы особое внимание уделяли осуществлению контроля за ситуацией в регионах Южного федерального округа. Совместно с МВД, ФСБ и Следственным комитетом при Генпрокуратуре были проведены проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств в Чеченской Республике, Республике Ингушетия, сейчас работаем в Карачаево-Черкесии и в Республике Северная Осетия - Алания, и отдельно наша работа осуществляется в независимом государстве Южная Осетия. Мы подготовили, в общем-то, сами кадры южноосетинских контролёров и сегодня в постоянном режиме работаем там вместе с ними, потому что, вы знаете, 98 процентов бюджетных средств, которые сегодня есть и будут в Южной Осетии, - это наши с вами средства. Реализуя Национальный план противодействия коррупции, Счётная палата приняла свой собственный план действий, который предполагает дальнейшее повышение эффективности сотрудничества с правоохранительными органами. В прошлом году по материалам контрольных мероприятий было возбуждено двадцать пять уголовных дел, причём очень серьёзных, и пятьдесят одна совместная проверка была проведена вместе с правоохранительными органами. Одну минутку можно ещё? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Добавьте время, пожалуйста. СТЕПАШИН С. В. Из них сорок четыре - с Федеральной службой безопасности. У нас в Счётной палате создана и работает также комиссия по борьбе с рейдерством - ещё до того, как будет принят закон, - и в прошлом году по обращению руководителей субъектов с ФСБ мы провели эту работу на четырёх предприятиях - это Калининградский янтарный комбинат, Подольский электромеханический завод, интинский угольный комплекс и ГипроНИИ, - где удалось предотвратить искусственное банкротство этих предприятий в результате рейдерства. Одновременно реализуется комплекс мер, нацеленных на минимизацию внутренних коррупционных рисков. Завершая своё выступление, уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на два аспекта. Первое - мы с вами уже два года не можем принять раздел Бюджетного кодекса, связанный с финансовым контролем. Все свои предложения Счётная палата направила полтора года назад, правительство в лице Минфина либо не хочет, либо не может это сделать. Ну сделайте это сами! И последнее. Я предлагаю, Олег Викторович, с учётом того, что многие депутаты обращались в ходе рассмотрения нашего отчёта в комитетах, создать совместную рабочую группу, может быть, вы бы её возглавили в Государственной Думе, в Счётной палате - я, для того чтобы мы могли вместе вести серьёзную ежедневную, еженедельную, ежеквартальную работу по мониторингу ситуации и выработке предложений по антикризисным мерам. У нас очень хорошая фактура есть, большие возможности. И вот это была бы обратная связь с депутатским корпусом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, присаживайтесь. Обсудим ваше предложение. Содоклад сделает член Комитета по бюджету и налогам Дмитрий Владимирович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел представленный в соответствии со статьёй 33 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" отчёт о работе Счётной палаты в 2008 году. Отчёт поступил в Государственную Думу 25 февраля 2009 года, был опубликован на электронном сайте 4 марта 2009 года, о чём были проинформированы все комитеты Государственной Думы. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел отчёт о работе Счётной палаты в 2008 году и отмечает, что Счётная палата в 2008 году при общем сокращении контрольных мероприятий увеличила количество крупных комплексных проверок с использованием аудита эффективности, а также значительно увеличила количество экспертно-аналитических мероприятий. Постоянно расширялась тематика экспертно-аналитических мероприятий. Были подготовлены и направлены в Государственную Думу аналитические материалы, в том числе по таким актуальным проблемам, как совершенствование налогового, таможенного и административного законодательства Российской Федерации; анализ инвестиционной деятельности; анализ эффективности системы регулирования внешнеторговой деятельности в условиях присоединения России к ВТО; анализ вопросов пенсионного обеспечения граждан; анализ эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование мероприятий, связанных с обеспечением проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи; использование средств, направленных на реализацию национального проекта "Здоровье" и демографической политики; анализ эффективности системы прогнозирования и стратегического планирования на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях. Важнейшими направлениями работы Счётной палаты в 2008 году стали мероприятия антикоррупционной направленности в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, контрольные мероприятия по проверке и анализу процедур банкротства и противодействию проявлений рейдерства, контрольные мероприятия с применением методов стратегического аудита. В рамках оперативного контроля были направлены в Государственную Думу четыре ежеквартальных отчёта о ходе исполнения федерального бюджета в 2008 году. Особое внимание в 2008 году было уделено формированию Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, анализу деятельности государственных корпораций Российской Федерации. Следует отметить оперативность Счётной палаты в части контроля за мероприятиями, осуществляемыми правительством в целях обеспечения стабильности финансовой системы России в условиях начавшегося глобального финансового кризиса и представления в Государственную Думу информации о выполнении антикризисных мер. Продолжается проводимая Счётной палатой работа по анализу не только налогового и бюджетного, но и других отраслей законодательства, которая реализуется в выработке предложений по их совершенствованию, и они направляются в составе заключения Счётной палаты в Государственную Думу для учёта в законотворческой деятельности. Комитет по бюджету и налогам рекомендует комитетам Государственной Думы активнее использовать возможности Счётной палаты в части подготовки заключений на законопроекты и направлять большее количество законопроектов на заключение в Счётную палату по вопросам её компетентности. Отчёт о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2008 году был рассмотрен в большинстве комитетов Государственной Думы. Заключения поступили от семнадцати комитетов, все они переданы в Счётную палату для анализа и принятия конкретных решений. Следует отметить активную работу ряда комитетов по рассмотрению представленных Счётной палатой в Государственную Думу отчётов о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Это Комитет по природным ресурсам и природопользованию, Комитет по труду и социальной политике, Комитет по финансовому рынку, Комитет по строительству и земельным отношениям, Комитет по транспорту и другие. В решениях комитетов отмечается актуальность проведённых Счётной палатой контрольных мероприятий, в частности, по проверке эффективности управления федеральной собственностью, по контролю за ходом реализации национальных проектов. Отмечается активность в подготовке аналитических материалов, направленных на обеспечение стабильности финансовой системы Российской Федерации в условиях мирового экономического кризиса. Учитывая, что примерно 66 процентов контрольных мероприятий Счётной палатой в 2008 году было проведено в Центральном федеральном округе, предлагается увеличить количество проверок в других федеральных округах и обратить особое внимание на дотационные регионы Российской Федерации, особенно в части эффективности использования выделяемых им федеральных средств. С учётом поступивших заключений и решений комитетов Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам предлагает принять к сведению отчёт о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2008 году. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Если будут вопросы, тогда отвечайте с места. Вопросы... Так, вопросов много. Включите режим записи. У нас в решении Совета Думы написано: по одному вопросу от фракции. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня решение Совета. Сейчас посмотрим... Пятнадцать желающих задать вопрос, коллеги. У нас есть предложение Совета - по одному вопросу от фракции, и есть предложение из зала - по два вопроса от фракции. Ставлю на голосование предложение, прозвучавшее из зала, депутат Новикова предлагает: по два вопроса от фракции. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 338 чел.98,8% Проголосовало против 2 чел.0,6% Воздержалось 2 чел.0,6% Голосовало 342 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Два вопроса от фракции. Депутат от фракции КПРФ - Харитонов. Пожалуйста. Он сейчас первым поднял руку, я поэтому дал ему слово. Харитонов, Собко, Решульский, Федоткин, Кашин, Коломейцев, Локоть - вот сколько человек записались от фракции КПРФ. ХАРИТОНОВ Н. М., фракция КПРФ. Моё время уже пошло, вы это учтёте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я добавлю вам это время, Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Сергей Вадимович, многие депутаты со стажем помнят, как в сентябре 2004 года я приглашал вас по итогам приватизации в России сделать доклад и отчёт. Тогда большинство зала в лице "ЕДИНОЙ РОССИИ" отложило это на ноябрь - декабрь, затем в следующем году были приняты поправки в Уголовный кодекс, и итоги приватизации мы так и не огласили. Буквально в среду я предложил дать протокольное поручение Комитету по безопасности запросить в соответствующих органах информацию о зарубежных счетах наших граждан для проверки на предмет законности их накоплений и уплаты налогов с них. Кроме фракции коммунистов, проголосовавшей за, остальные оказались против. О чём мы говорим, о какой борьбе с преступностью, коррупцией?! В понедельник, 6-го числа, Председатель Правительства Путин Владимир Владимирович будет нам рассказывать, где... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Сергей Вадимович. СТЕПАШИН С. В. Я так понимаю, это выступление больше, чем вопрос. Что касается итогов приватизации - пожалуйста, если есть необходимость, я готов выступить с докладом, но он был обнародован везде, мы даже книгу выпустили на русском и английском языках. Всё это было опубликовано, напечатано. Но коль в своё время Дума решила, чтобы я не выступал, я и не выступил. Что касается счетов за рубежом - это компетенция Росфинмониторинга, поэтому надо обращаться в эту службу. Счётная палата этим вопросом не занимается. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Селезнёв от фракции ЛДПР. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Вадимович, в настоящее время в Российской Федерации существует масса контрольно-ревизионных органов, которые дублируют функции Счётной палаты Российской Федерации. Нам каждый день твердят о том, что необходимо в условиях кризиса сокращать бюджетные расходы. Не считаете ли вы, что возможно сокращать бюджетные расходы за счёт сокращения количества служб? В том числе и, наверное, в первую очередь предлагаю рассмотреть такую службу, как Росфиннадзор, который работает при Министерстве финансов Российской Федерации и, на мой взгляд, не может быть эффективен по определению. Спасибо. СТЕПАШИН С. В. Я очень коротко отвечу. Я считаю, что действительно у нас переизбыток контролирующих органов, которые подчас дублируют друг друга. В части, касающейся контрольных органов, которые замыкаются на правительство и администрацию президента, сейчас порядок наводится. Но в том, что по закону и по Конституции России за контролем бюджетных средств в России отвечает Счётная палата и этого вполне достаточно, я абсолютно убеждён. Так что давайте вносить изменения в Бюджетный кодекс. Я говорил в своём выступлении, что, как говорится, всё в ваших руках, уважаемые товарищи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", кто просит слова? Депутат Пугачёва Наталья Васильевна. ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Вадимович, у меня такой вопрос. Контрольно-счётная палата Амурской области обратилась по вопросу о несоответствии статей 231 и 289. Вы знаете, что статья 231 утрачивает силу с 1 января 2010 года. Каково ваше мнение в этом отношении? Проверки проходят в 2009 году, естественно, по 2008 году, и поэтому предлагают убрать ограничение по статье 231 - до 1 января 2009 года. СТЕПАШИН С. В. Я прошу прощения, отвечу вопросом на вопрос: о статье Бюджетного кодекса или Налогового речь идёт? Бюджетного кодекса. Ну, мы уже говорили об этом не раз. Конечно, нужно пораньше давать возможность выступить Председателю Счётной палаты Российской Федерации и заслушать наш анализ по контролю исполнения бюджета за прошлый год и заключение на бюджет будущего года. Мы также считаем, что соответствующие изменения, конечно, нужно вносить и в Бюджетный кодекс. Это касается не только амурской счётной палаты, это касается и Счётной палаты Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков, пожалуйста, от "Справедливой России". АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Сергей Вадимович, мой вопрос касается кредитования реального сектора. Государство выделило достаточно большие средства Сберегательному банку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку, некоторые частные банки сейчас получают субординированные кредиты, и эти средства должны быть направлены на кредитование реального сектора. Изменилась ли, по вашим наблюдениям, ситуация с кредитованием реального сектора и каковы ваши ощущения, может быть, видение перспектив увеличения кредитования реального сектора? СТЕПАШИН С. В. Спасибо за вопрос. Я частично в своём выступлении об этом говорил, приведу цифры. Ну, в целом достаточно внушительная сумма, порядка 13 триллионов рублей, планируется на кредитование реального сектора экономики, эти средства выделены через банки. В процентном отношении картина следующая. В январе этого года на 1,2 процента было увеличено кредитование реального сектора экономики, в феврале - на 6,9, в марте - минус 0,4, потому что банки начинают уже считать те средства, которые даются с учётом невыплаченных задолженностей и необеспеченных кредитов тем или иным конкретным предприятиям в экономическом секторе. Вопрос в другом, другая проблема - слишком разная картина по регионам. Скажем, в Санкт-Петербурге, насколько я знаю, проблем с финансированием тех предприятий, которые попали в список двухсот девяноста пяти, нет, в ряде других регионов нет. По Удмуртии я уже вас проинформировал, там есть подобного рода проблемы. Поэтому я в своей записке на прошлой неделе предложил Владимиру Владимировичу Путину, чтобы и Счётная плата, и штаб Шувалова - я условно говорю "штаб Шувалова", вы знаете, ведь создана специальная оперативная группа, - чтобы мы работали вместе в плане ежемесячного анализа, на какие конкретные предприятия и в какой реальный сектор экономики пришли бюджетные средства. Вот этим мы сейчас будем заниматься. Проблема такая существует, ну, а динамику я вам доложил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Собко. А, нет, Решульский, пожалуйста. Между собой определяйтесь. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Сергей Вадимович, уважаемый, Счётная плата - это, конечно же, действенный инструмент контроля за расходованием бюджетных средств. Вопрос возникает такой: почему Счётная палата не проводит, так сказать, антикоррупционную экспертизу вносимых законопроектов? Готовы ли вы к этому и что вам мешает или кто мешает? И конкретный пример. У нас в пункте 23 стоит законопроект о внесении изменения в закон о размещении заказов на поставки товаров, где речь идёт о том, чтобы дать правительству право размещать заказы для государственных нужд у единственного поставщика. Скажите, насколько такой подход, на ваш взгляд, соответствует концепции борьбы с коррупцией, объявленной Президентом Российской Федерации? СТЕПАШИН С. В. Спасибо за вопрос. Что касается последнего вопроса, по поправкам в закон. Здесь присутствуют все члены коллегии, руководитель аппарата Сергей Шахрай, я прямо сейчас даю ему поручение, мы быстро проанализируем поправки в этот закон и дадим заключение в Государственную Думу. Это первое. Второе. Я не совсем соглашусь со своим старым коллегой ещё по Верховному Совету Сергеем Решульским: мы такую работу проводим. Мы делали заключение на Лесной кодекс, мы делали заключение - и я здесь выступал, вы помните - на закон о монетизации льгот. Мы делали заключение на закон номер 94, и я здесь тоже выступал и направлял заключение в Государственную Думу. А вопрос-то другой - какова реакция на наши заключения? Поэтому мне представляется, что надо - и вы помните, я неоднократно об этом говорил - хотя бы в Регламент Государственной Думы внести изменения, чтобы при рассмотрении законопроектов, которые входят в компетенцию Счётной палаты, в обязательном порядке заслушивать заключения Счётной палаты. Можно не учитывать наше мнение, но заслушивать заключение нужно. Возможности такие у нас есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, фракция ЛДПР. Иванов? Нет. Свистунов. Пожалуйста, Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо. Уважаемый Сергей Вадимович, я вот по поводу акта проверки кредита компании "РУСАЛ", который они получили во Внешэкономбанке. Вообще, этот акт я рекомендую всем депутатам прочесть, потому что читается, в общем-то, как детектив. Внешэкономбанком нарушено было практически всё при выдаче этого кредита: и максимальный размер риска, и целевое назначение, и даже субъект - кредит привлекает иностранная компания, зарегистрированная в Лондоне. Тем не менее голосовал против только один начальник юридического отдела. Всё равно наблюдательный совет принял решение давать. Там были рекомендации, которые обязательно должны были быть включены в кредитный договор в качестве дополнительных условий - они их не включили, а это важные рекомендации. Что по этому поводу вам пояснил руководитель Внешэкономбанка или его правление? Спасибо. СТЕПАШИН С. В. Спасибо, что прочитали акт, я его тоже прочитал. Голосовали против два человека - начальник юридической службы Центробанка и аудитор Счётной палаты Валерий Горегляд, который по просьбе ВЭБа включён в наблюдательный совет. Голосовал наблюдательный совет, на основании решения наблюдательного совета Дмитриев принял это решение. Вопросы к наблюдательному совету. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Анатолий Семёнович, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ИВАНОВ А. С. Уважаемый Сергей Вадимович, вот так получилось, что в последние два года я задаю вопрос по одной и той же теме - по теме о внешних заимствованиях. Когда я задал в прошлом году вопрос, не окажутся ли в результате критической ситуации в собственности иностранных государств наши стратегические предприятия, вы ответили, что ни в коем случае государство этого не допустит. Но вот я недавно только прочитал одно интервью Игоря Шувалова. Он сказал, что государство не будет теперь помогать нашим корпорациям возвращать долги банкам, пусть они расплачиваются своими акциями. Если это позиция правительства, всё же как вы к ней относитесь? И не окажутся ли наши стратегические предприятия в собственности иностранных компаний? СТЕПАШИН С. В. Спасибо за вопрос и за позицию. Вопрос, кстати, очень правильный и точный. Я могу отвечать в пределах своей компетенции, вот Владимир Владимирович будет 6-го числа - вы ему задайте этот вопрос. Я считаю, что, конечно, стратегические предприятия государство не отдаст, безусловно, не отдаст. Это касается и "Газпрома", и других крупнейших предприятий, которые, кстати, и сегодня в состоянии будут расплачиваться по своим долгам. Другое дело - ряд предприятий, где нет практически госпакета акций. Ну давайте подумайте о том, как рассчитываться. Продайте дачи, самолёты, виллы, свои миллиарды, клубы "Челси" - и рассчитывайтесь. Я здесь с Шуваловым полностью согласен. А стратегические предприятия мы не отдадим, я вам даю честное слово. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудков, пожалуйста, от фракции "Справедливая Россия". ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо. Сергей Вадимович, мы очень высоко ценим усилия Счётной палаты, поддерживаем её работу. Скажите, пожалуйста, всё-таки, каков коэффициент полезного действия рекомендаций, заключений, которые вы направляете, доходят ли они, заводятся ли уголовные дела по фактам нарушений или коррупции? Каков в целом КПД, выход? И исходя из этого вторая часть вопроса. Не стоит ли сегодня, на период кризиса, а может быть, и вообще увеличить полномочия, усилить полномочия Счётной палаты, не только придать рекомендательный характер её заключениям, но сделать так, чтобы обязательно была реакция и обязательно были приняты решения органами государственной власти, куда вы направляете соответствующие заключения? СТЕПАШИН С. В. Спасибо за вопрос. Вот цифры. Выявили мы в прошлом году случаи нецелевого использования бюджетных средств на сумму около 2 миллиардов. 1 миллиард вернули в казну, ну, а в остальных случаях люди были просто наказаны. Мы не стали наказывать коллективы, блокировать счета за персональные ошибки людей. По всем представлениям и предписаниям, которые были направлены в адрес правительства, в течение месяца по закону мы получили соответствующие ответы, формальных отписок сегодня нет. Возбуждено было сорок одно уголовное дело в прошлом году по нашим материалам, отказов не было. Из них тридцать девять - вот это очень важно - доведены до суда. Сняты ряд государственных чиновников. Что касается усиления роли, то, знаете, есть два варианта. Первый - сохранить то, что есть сегодня, и всё-таки активизировать нашу работу с правоохранительными органами, что мы и делаем. Либо давайте создавать другой вид Счётной палаты, как это сделано по франко-романскому праву - счётные суды. Во Франции, в Испании, в Португалии - во всех этих странах счётные суды, там свои финансовые прокуратуры, прокуроры, там сразу наказали - и всё в порядке, вопросов нет. Но тогда нужен уже совсем другой закон и Конституцию надо менять. Я думаю, что, наверное, по этому пути нам идти не стоит. Важно другое - я как к депутату обращаюсь к своему коллеге Гудкову - чтобы депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации более жёстко, остро и оперативно реагировали на наши материалы. Дорогие друзья, мы же подотчётны вам, мы же ваш главный инструмент, особенно сегодня, так используйте его более активно. Я прошу прощения, что так вот... но мы свои люди, поэтому, я надеюсь, вы на меня не обидитесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершили мы процедуру вопросов и ответов. Депутат Федоткин настаивает на выступлении по ведению. Пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, по ведению. Мы, депутаты, сюда пришли работать. Как только серьёзный вопрос - нам сразу затыкают рот. И к сожалению, провоцирует это сам Совет Думы, как вы сегодня нас проинформировали. Я очень прошу прекратить на Совете Думы ограничивать число вопросов и не провоцировать это в Думе. Иначе когда говоришь людям, что не можешь решить их проблемы, задать вопрос и уточнить, что сегодня творится, тогда возникает вопрос: зачем вообще Государственная Дума? Надо - давайте поработаем до восьми, на час-полтора побольше, наверное, мы на работе и должны показывать пример. А то мы себе создаём льготные условия, отмолчались, поставили галочку - и всё хорошо, а в стране слёзы! Ну не должно быть так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, вы, видимо, повестку сегодняшнюю не видели, потому что если бы вы её видели... Я вам гарантирую, что мы сегодня будем сидеть допоздна, и, видимо, если у палаты будет желание рассмотреть всю повестку полностью, нам придётся продлевать время. Плюс к этому мы сократили на час перерыв. По два вопроса от фракции задано. Пожалуйста, депутат Собко, по ведению. СОБКО С. В., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Викторович, в кои веки мне удалось записаться, так сказать, первым, чтобы можно было задать вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я сожалею, что так получилось, но я обращался к фракции. СОБКО С. В. Сижу жду, когда скажут: приготовиться Собко. Всё, Собко мимо, так сказать, а у нас кризис на дворе и Счётная палата в кои веки тоже здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Сергей Васильевич, задавайте свой вопрос, а то действительно мы сейчас дольше прообсуждаем. СОБКО С. В. Большое спасибо. Уважаемый Сергей Вадимович, вот 1,5 триллиона, которые правительство влило в три уполномоченных банка, как первая антикризисная мера, не дали эффекта. Все поняли, что до реальной экономики деньги не дошли. У нас есть предложение, чтобы Счётная палата дала предписание правительству предложить этим банкам деньги вернуть в бюджет с учётом того, что планируется дефицит 3 триллиона. Как вы относитесь к этому предложению? Тем более вы сказали, что мы должны активнее использовать этот инструмент - Счётную палату. СТЕПАШИН С. В. Сергей Васильевич, спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И так вернут. СТЕПАШИН С. В. Это не я сказал, это сказал Морозов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, пожалуйста, Сергей Вадимович, я не посягаю. СТЕПАШИН С. В. Хорошо. Первое - общая позиция, а потом отвечу на ваш конкретный вопрос. Я не совсем с вами согласен, что средства, выделенные на поддержку банков, были выделены неправильно. Я вспоминаю 98-99-й годы (я тогда в правительстве работал в разных должностях, кто-то помнит, может быть). Вот тогда рухнула банковская система окончательно, и это был очень тяжёлый удар по экономике и вообще по жизни нашей страны. Сегодня мы всё-таки банковскую систему сохранили. И я считаю, что оперативные меры правительства по поддержанию банковской инфраструктуры были правильными. Другое дело, что не все банки адекватно среагировали на эту помощь и посчитали, что собственная капитализация, зарабатывание денег - это их главные задачи. Поэтому сейчас мы каждый из этих банков проверяем. Вот сегодня будем на коллегии рассматривать Газпромбанк. Сергей Васильевич, лично вам обещаю, и всем депутатам... Да что значит обещаю? Это моя обязанность, как председателя Счётной палаты, - докладывать. По каждому банку мы вам доложим. И тогда уже давайте вместе будем решать, что делать там, где действительно были грубые нарушения и невыполнение решений, в том числе Правительства России. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выступления от фракций. Кто выступает от фракции КПРФ? Депутат Коломейцев. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас будем советоваться. Вот пять минут будет выступать Виктор Андреевич, потом будем думать. У нас с вами там дальше подряд два закона, поставленных на фиксированное время, обращаю ваше внимание. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые депутаты! Безусловно, представленный отчёт свидетельствует о том, что Счётная палата, как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, в 2008 году обеспечила выполнение своих задач. Материалы Счётной палаты по всем направлениям её работы являлись одним из основных (подчёркиваю) документальных источников информации для депутатов, поскольку правительство весьма дозированно даёт в парламент информацию о реальной социально-экономической ситуации в стране. Другое дело, что, получая достаточно объективную информацию, Государственная Дума практически не пыталась повлиять на устранение серьёзных недостатков в формировании и исполнении федерального бюджета, приоритетных национальных проектов, в управлении государственной собственностью, её учёте. Фактически эти материалы использовались в основном депутатами оппозиционных фракций. На наш взгляд, крайне неэффективной была реакция правительства, и в первую очередь Минфина, на многие серьёзные выводы и предупреждения Счётной палаты. Достаточно сказать, что в отчётах двух предыдущих лет неоднократно, постоянно, настоятельно Счётная палата обращала внимание на рост консолидированного внешнего долга Российской Федерации, на возможные риски и угрозы экономической безопасности страны, но своевременных и обоснованных управленческих решений по контролю за внешними заимствованиями корпоративных структур и сдерживанию опасных тенденций правительством принято не было. Ну, а в результате получили кризис более глубокий, чем на Западе. Это сегодня понятно даже самым отдалённым сельским поселениям. Из года в год в докладах Счётной палаты указывается на необходимость существенного повышения качества управления государственными финансами со стороны Минфина и главных распорядителей средств. Но ведь практически ничего не меняется! В отчётном году в сводную бюджетную роспись было внесено двадцать семь тысяч изменений, на 24 процента больше, чем в 2007 году, - вот такая динамика. Анализ помесячного исполнения общего объёма расходов федерального бюджета в 2008 году свидетельствует о том, что основное выполнение, 30 процентов, приходится на последние два месяца. Судя по ежеквартальным оперативным отчётам Счётной палаты об исполнении бюджета... Уже в первом полугодии 2008 года было совершенно очевидно, что освоение средств по ряду социальных программ, по федеральным адресным инвестиционным программам выполнено не будет. И этот итог оказался и итогом года: "Доступное и комфортное жильё..." - 62 процента, организация медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях - 11 процентов... По программе "Подготовка специалистов для высокотехнологичных производств" освоено всего 3 процента выделенных средств. Обо всём этом Счётная палата и в первом квартале, и по окончании полугодия информировала Государственную Думу. По-прежнему остаются серьёзные проблемы в управлении и учёте государственной собственности, ничего не меняется. Вывод один сегодня: отношение к результатам и требованиям государственного финансового контроля со стороны всех ветвей власти должно быть другим, оно должно измениться. В регламенте правительства (министерств и ведомств) должно быть положение о порядке рассмотрения представлений Счётной палаты. Сегодня по ста девяноста восьми представлениям истёк срок, но они в полном объёме не выполнены. Из ста двадцати материалов, направленных в правоохранительные органы, возбуждено только двадцать пять уголовных дел. Вопрос: почему? Отсутствует широкая практика привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не исполняющих постановления Счётной палаты. Безусловно, надо согласиться с предложением Счётной палаты о ежеквартальном отчёте совместно с правительством о мерах по реализации антикризисных программ, ну, а если еженедельно - то это ещё лучше. Фракция КПРФ поддерживает внесённый проект постановления и надеется на конструктивное сотрудничество со Счётной палатой и в дальнейшем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР. Пожалуйста, депутат Иванов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к палате, есть предложение: с учётом напряжённой повестки, на что обратил наше внимание депутат Федоткин, продлить нашу работу до завершения рассмотрения данного вопроса. Надо ставить на голосование? Нет. Все согласны. Продолжаем работу. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые коллеги! Ну, как известно, строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения, это было и сейчас есть, и скоро, наверное, во многих государственных предприятиях, я уж не говорю про частные предприятия, будет висеть табличка "Тряпичникам и членам, или аудиторам, Счётной палаты вход воспрещён". А что вы хотите? Мы сами этого добились. Мы сдали Счётную палату полностью. Председателя назначают по представлению президента, заместителя - по представлению президента, то же самое с аудиторами... Поэтому вопрос об эффективности работы... Вот Сергей Вадимович говорит: ну вы примите, раз Минфин не хочет или не может. Ну, вы же опытный человек! Как мы можем здесь принять, если большинство не хочет и не может, не собирается этого делать?! Кроме того (не зря мой коллега задавал вопрос), у нас столько проверяющих органов: у президента своё КРУ, у Минфина своё КРУ... Все друг друга проверяют, а толку-то? И в итоге складывается впечатление... Знаете, есть такая статистика по поводу смертной казни: в одних государствах есть смертная казнь за отдельные преступления, в других нет, а в итоге уровень преступлений по этим правонарушениям, по этому составу, - он везде одинаков. То есть Счётная палата считает, проверяет, предписания выносит, постановления - и абсолютно ничего... Всё точно так же: уровень воровства и нецелевого расхода остаётся на прежнем месте. Поэтому, коллеги, мы можем каждый год заслушивать отчёт Счётной палаты и узнавать, как у нас всё плохо, как у нас всё не выполняется, какое у нас постоянно нецелевое использование бюджетных средств происходит... Мы это слышим каждый год. Я вот уже второй созыв в Государственной Думе, и каждый год мы это слышим, а воз и ныне там. Поэтому, извините, уважаемые коллеги, какой смысл тогда в этом? Нам надо либо кардинально менять положение о Счётной палате, убирать все дублирующие органы, не дожидаться, когда банковский наблюдательный совет соизволит разрешить Счётной палате посчитать, как там в Центробанке денежки расходуются, а принимать решительные меры. Это первое. Второе. Сергей Вадимович, понимаете, работа - она из чего состоит? Работаешь, заканчиваешь работу, а потом надо всё это опубликовать. Я не знаю, стоит ли в журнале "Фитиль" все эти вопиющие факты как можно чаще, так сказать, акцентировать, но вспомните сталинские времена. Тогда всё широко освещалось: такой-то человек допустил нецелевой расход, расхитил социалистическую собственность... Его знала вся страна, все на него показывали пальцем и так далее. У вас эта работа не очень хорошо, наверное, поставлена, потому что вы проверили, посчитали, выявили, а какой (коллега Гудков задавал вопрос) процент? Вот знаете, следователи иногда жалуются: мы работу проведём, а как дело до суда доходит, их выпускают. А у вас такая ситуация получается... Дело до суда довели? Нет, не довели. А воз и ныне там: вор гуляет на свободе. Каков процент возвращённых средств?! Вам, конечно, низкий поклон за всё, что вы делаете, но опять же: вернулось ли в бюджет огромное количество бюджетных денег, в отношении которых было установлено, что они разворованы? Да вроде как тоже не вернулось. Поэтому, ещё раз говорю, уважаемые коллеги, здесь отчёт Счётной палаты обсуждать, не обсуждать, принимать к сведению... Знаете, тоже глупо - принять к сведению отчёт Счётной палаты. Да она постоянно нам даёт материалы! Кстати, Сергей Вадимович, я не согласен с тем, что мы должны принять изменения в Регламент. Насколько я знаю, по закону "О Счётной палате..." вы обязаны давать заключения на все законопроекты, которые затрагивают финансовые обязательства государства. По-моему, там такая статья есть, поэтому не надо дожидаться изменений в Регламент. Хотя бы можно будет показать некоторым товарищам, которые здесь лоббируют отдельные законопроекты: смотрите, что Счётная палата пишет, смотрите, как здесь, как тут. У нас своя комиссия есть, но ваши доводы были бы более весомы. Поэтому принять к сведению мы, конечно, примем, но большое пожелание, уважаемый Сергей Вадимович, чтобы вы всё-таки более настойчиво проводили в жизнь те вещи, многие правильные вещи, о которых вы здесь нам говорите. Вы вспомните, практически год назад я задавал вам вопрос по поводу нашего консолидированного долга. Вы сказали, что да, он сопоставим с тогда ещё, по-моему, Стабфондом. Назарбаев в Казахстане запретил всем этим организациям брать кредиты за рубежом, потому что видит, что экономика Казахстана этого не выдержит, а у нас говорят: да вы знаете, экономика Казахстана по сравнению с нашей экономикой такая маленькая, что нам это с рук сойдёт. Не сошло. Пол-Стабфонда, который восемь лет копили, мы отдали через эти предприятия на уплату долга за границу. Теперь Кудрин говорит: погодите, вторая волна кризиса нас накроет. Значит, остальную половину также за рубеж отправим? Поэтому, коллеги, давайте что-то менять, потому что принимать к сведению отчёт Счётной палаты - это непродуктивно, это контрпродуктивно. Это наш орган, который должен работать так, чтобы они пришли, проверили и потом вся область десятилетиями говорила: блин, не дай бог, Счётная палата... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимова Надежда Сергеевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласна с той высокой оценкой, которую дали профильные комитеты работе Счётной палаты в 2008 году. Контрольно-ревизионная деятельность Счётной палаты, материалы по проводимым ею экспертно-аналитическим мероприятиям, безусловно, служат для всех ветвей власти, в том числе для нас, депутатов, основным источником получения информации по управлению и распоряжению государственными финансами и имуществом. И надо сказать, что эта информация наиболее объективная, независимая и актуальная. Говоря о 2008 годе, мы хотим отметить проведённый комплекс мероприятий, связанных с наиважнейшей задачей - реализацией национального плана противодействия коррупции, особенно в государственных органах, где она приводит к неправомерному переделу собственности посредством фиктивных банкротств и рейдерских захватов предприятий. Счётная палата бьёт тревогу по поводу проблем в действующем порядке закупок для государственных нужд, где наблюдаются негативные тенденции снижения качества продукции, повышения рисков закупки контрафактной продукции, снижения конкуренции. Счётная палата, так же как и многие депутаты, неоднократно обращала внимание Правительства Российской Федерации на недопустимость бесконтрольного наращивания частного внешнего долга. С этим связаны огромные финансовые риски государства, тем более что государство всё равно несёт консолидированную ответственность за погашение этих долгов. К сожалению, недооценка этой проблемы обернулась для нашей страны сейчас, в период мирового кризиса, необходимостью расплатиться с иностранными кредиторами за этот негосударственный сектор экономики многомиллиардными средствами из бюджета и золотовалютных резервов. Счётная палата оперативно отреагировала на новую финансовую экономическую ситуацию в стране в связи с мировым кризисом и развернула свою работу в сторону контроля за эффективным расходованием средств федерального бюджета, которые направляются на преодоление кризиса, последствий кризиса. Важно, чтобы эти антикризисные меры, подкреплённые огромными ресурсами, которые выделяются государством, сработали с максимальной отдачей, чтобы по-новому заработал реальный сектор экономики, чтобы выполнялись все принятые ранее социальные программы и гарантии. И конечно, трудно переоценить роль Счётной палаты в предотвращении и выявлении нарушений, злоупотреблений при использовании этих государственных средств. Для этого в её арсенале имеются все современные методы контроля, которые позволяют дать оценку результативности использования выделяемых ресурсов. Конечно, при этом хотелось бы, чтобы была более высокая отдача от тех контрольных мероприятий, которые проводятся Счётной палатой. Здесь Сергей Вадимович говорил о том, что из 96,6 миллиарда рублей выявленных нарушений в финансово-экономической сфере было устранено нарушений в финансово-бюджетной сфере, в том числе с помощью правоохранительных органов, только на миллиард рублей. Ну, и конечно, наша задача - внимательнее относиться к тем сигналам, которые подаёт главный контролёр страны - Счётная палата, и быстрее на них реагировать. Я призываю всех принять максимально возможные меры - об этом неоднократно просил Сергей Вадимович в своих выступлениях, - чтобы всё-таки наконец принять новую редакцию главы 9 Бюджетного кодекса - о государственном и муниципальном финансовом контроле. Фракция поддерживает отчёт, который представлен сегодня Счётной палатой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Кто от фракции "Справедливая Россия"? Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия". Фракция "Справедливая Россия" высоко оценивает деятельность Счётной палаты по контролю за бюджетными средствами, и в особенности по контролю за теми средствами, которые выделены на реализацию антикризисной программы. Я считаю, что и Председатель Счётной палаты Российской Федерации, и большинство аудиторов выполняют свой долг даже тогда, когда выполнение этого долга не всеми приветствуется. Я думаю, что парламент должен обратить внимание на тот факт, который мы сейчас узнали, - что аудитор Счётной палаты был одним из двух человек, голосовавших против выделения Внешэкономбанком средств в размере 4,5 миллиарда долларов. Само по себе выделение средств и принятие Государственной Думой этого закона, разрешающего направить 50 миллиардов долларов на погашение внешних долгов, изначально было неправильным. Закон этот был внесён даже не правительством, он был внесён депутатами из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Теперь мы расхлёбываем последствия принятого решения, и в данном случае большое уважение вызывает позиция Счётной палаты и её аудиторов по этому вопросу. В связи с этим - и мне тоже представляется это необходимым - фракция "Справедливая Россия", как субъект права законодательной инициативы, готова принять все меры к тому, чтобы аудиторы Счётной палаты более активно привлекались в комиссии, в антикризисные штабы, которые принимают решения о выделении средств по новым процедурам в рамках антикризисной программы, потому что, как мы видим, позиция аудиторов Счётной палаты наиболее взвешенная и в большей степени отвечает государственным интересам. Теперь я остановлюсь на тех вопросах, которые, как нам хотелось бы, должны быть в центре работы Счётной платы в условиях реализации антикризисной программы, поскольку очень много средств выделяется и расходуется вне традиционных бюджетных процедур и здесь нужно особое внимание Счётной палаты. Первое. Фактически без соблюдения традиционных бюджетных процедур израсходованы средства и, может быть, ещё будут расходоваться на поддержку фондового рынка. К сожалению, парламент не знает точных цифр средств, которые реально выделены на поддержку фондового рынка, и тех, которые были израсходованы. Мы хотели бы, чтобы Счётная палата со всей принципиальностью и профессионализмом проверила это направление. Второе. В конце прошлого года, по нашим данным, около триллиона рублей бюджетных средств было размещено на депозитах коммерческих банков. Фактически это было недорасходование средств бюджета, и весь профицит был направлен в коммерческие банки. Мы хотели бы, чтобы Счётная палата внимательно посмотрела, каким образом использовались эти средства и какой они дали эффект. Третье. По антикризисной программе очень много механизмов поддержки реальной экономики не через прямой государственный заказ, а через различные финансовые схемы, как то: выпуск, или эмиссия, облигаций предприятий, которым оказывается поддержка, с последующим выкупом либо Банком России, либо уполномоченным органом. Это непрямая поддержка, и в свете этого, во-первых, нас интересует вопрос, сколько доходов от всей этой операции получают посредники, эмитенты, тот орган, который будет выкупать эти облигации, и каким образом те предприятия, которым таким способом оказывается поддержка, используют эти средства. Реально ли они идут на производство, на инвестиции или они пойдут на скупку акций, на фондовый рынок и так далее? К сожалению, таких механизмов в антикризисной программе очень много, в том числе и поддержка оборонных предприятий идёт через эти механизмы, и поддержка автопрома и так далее. Далее. Мы очень хотели бы, чтобы Счётная палата продолжила свой детальный и профессиональный анализ использования средств Резервного фонда, взаимодействия его с золотовалютными резервами и проанализировала бы внимательно те проводки, которые сейчас будут сделаны по финансированию дефицита бюджета. Ещё раз повторяю, что мы очень высоко оцениваем работу Счётной палаты в принципе, а в условиях кризиса в особенности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Пожалуйста, Сергей Вадимович, у вас есть возможность прокомментировать выступления представителей фракций. СТЕПАШИН С. В. Спасибо, я комментировать не буду, я считаю это некорректным, а на некоторые вопросы я просто отвечу коротко. Оксана Генриховна поставила несколько конкретных вопросов по тем проверкам, которые она хотела бы, чтобы мы провели. Мы их уже провели - и по Резервному фонду, и по депозитам. На следующей неделе будет коллегия по депозитам, через две недели - по Резервному фонду, все материалы будут у вас. Так что мы эту работу ведём. Вот Сергей Иванов, мой тёзка, ушёл, но я ему всё равно отвечу, стенограмму он, наверное, прочитает. Я благодарен, конечно, за его позицию... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) СТЕПАШИН С. В. Здесь. Молодец, что пришёл. Я благодарен ему за его позицию, но я не был бы столь пессимистичен на его месте, потому что, поверьте мне, если не всегда адекватно реагируют некоторые депутаты Государственной Думы (прошу прощения) на наши проверки, то в отношении исполнительных органов власти у нас нет проблем. Я уже вам говорил, у нас нет ни одной отписки на двести шестьдесят семь представлений по предписаниям. Давайте я вам пришлю свою переписку с президентом страны. Пятьдесят четыре записки в прошлом году главе государства я лично докладывал на встречах. Почитайте резолюции. И я знаю, какие конкретные меры были приняты, в том числе к чиновникам. Другое дело, что мы орган, подотчётный парламенту, мы ваш орган, и мне очень хотелось бы, чтобы мы с депутатами работали более активно. Это именно я услышал, и я готов действительно, дорогие товарищи, работать вместе с вами во имя общего дела. За оценку спасибо, за предложения тоже благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вадимович. Что касается ваших предложений, мы их тоже рассмотрим. Я думаю, что мы продумаем организационную форму их реализации. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложенный проект постановления по данному вопросу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 49 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Результат: принято Принято.