Заседание № 62
21.11.2012
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 169942-6 "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1178 по 2207 из 6709
2-й вопрос повестки, проект постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов". Докладывает Сергей Михайлович Игнатьев, председатель Центрального банка. Пожалуйста. ИГНАТЬЕВ С. М., председатель Центрального банка Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается одобренный Советом директоров Банка России документ - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов. Сначала о денежно-кредитной политике Банка России в текущем, 2012 году. Макроэкономическая ситуация в значительной степени зависит от состояния платёжного баланса страны. Благодаря сохраняющимся высоким мировым ценам на нефть платёжный баланс остаётся стабильным. По самым последним данным, за десять месяцев текущего года сальдо счёта текущих операций осталось положительным и составило 79 миллиардов долларов, в прошлом году за соответствующий период - 80 миллиардов долларов. При этом экспорт товаров в долларовом выражении за десять месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 3 процента, импорт товаров - тоже на 3 процента. Чистый отток частного капитала за десять месяцев составил 61 миллиард долларов, в прошлом году за такой же период - 60 миллиардов долларов. Значительный чистый отток частного капитала объясняется, на мой взгляд, двумя причинами - обострением кризисных процессов в экономике еврозоны и неблагоприятным инвестиционным климатом в России. Золотовалютные резервы России за десять месяцев увеличились, но из-за мощного оттока капитала увеличились ненамного - с 499 миллиардов долларов на 1 января до 527 миллиардов долларов на 1 ноября. Это важный момент, потому что в прошлые годы рост золотовалютных резервов был основным источником увеличения банковской ликвидности, роста денежной базы и денежной массы, сейчас это уже не так, в текущем году эту роль выполняет кредитование Банком России коммерческих банков. Несколько цифр. За десять месяцев текущего года золотовалютные резервы увеличились на 28 миллиардов долларов. При этом чистые покупки Центральным банком иностранной валюты на рынке составили примерно 7,7 миллиарда долларов, остальное - это иностранные заимствования Минфина, валютные поступления от продажи акций Сбербанка, курсовая переоценка и так далее. 7,7 миллиарда долларов - это примерно 230 миллиардов рублей, то есть, купив 7,7 миллиарда долларов, мы эмитировали 230 миллиардов рублей. За тот же период валовой кредит Центрального банка коммерческим банкам увеличился на 1 триллион 430 миллиардов рублей, таким образом, мы эмитировали ещё 1 триллион 430 миллиардов рублей, поэтому в текущем году рост денежного предложения происходил в основном в результате роста объёмов рефинансирования Банком России кредитных организаций. В своей курсовой политике Банк России продолжает применять механизм плавающего интервала, или, как говорят, коридора, для стоимости бивалютной корзины. В целях дальнейшего повышения гибкости валютного курса в июле 2012 года ширина плавающего интервала была увеличена с 6 до 7 рублей. Одновременно была повышена подвижность этого интервала. Формально применяемый механизм курсообразования относится к режиму управляемого плавающего валютного курса, однако фактически мы уже сильно приблизились к режиму свободного плавания. Если взять за точку отсчёта осень 2008 года, то, на мой взгляд, три четверти пути к этому режиму мы уже прошли. В соответствии с прошлогодними Основными направлениями единой государственной денежной политики предполагалось удержать инфляцию в 2012 году в пределах 5-6 процентов. Напомню, что в 2011 году инфляция составила 6,1 процента. В первой половине текущего года инфляция оставалась очень низкой, например, в мае годовой темп прироста потребительских цен составил 3,6 процента. Напомню, что годовой темп прироста - это прирост за последние двенадцать месяцев, причин две - это перенос индексации регулируемых тарифов на услуги с января на июль и это очень низкий рост цен на продовольственные товары как результат хорошего урожая в 2011 году. В июле инфляция начала резко ускоряться. Ситуация усложнилась ещё и из-за плохого урожая в текущем году. Сейчас цена на пшеницу третьего класса составляет 10 тысяч рублей за тонну, год назад - 5 тысяч 700 рублей. Рост цен на зерно ведёт к росту розничных цен на продукты питания, в том числе и цен на продукцию животноводства. В этих условиях на фоне роста темпов инфляции Банк России принял решение о повышении с 14 сентября ставки рефинансирования и других процентных ставок по своим операциям на 0,25 процентных пункта. Решение было направлено прежде всего на сдерживание инфляционных ожиданий, которые могли привести к всплеску инфляции. При этом нами учитывался и ряд других экономических показателей, в частности, мы учитывали высокие темпы прироста кредитного портфеля банковского сектора. За двенадцать месяцев, то есть с 1 сентября 2011 года по 1 сентября 2012 года, прирост портфеля банковских кредитов нефинансовым организациям составил 22 процента, прирост кредитов населению составил 43 процента, а в сентябре и октябре темпы прироста кредитов несколько снизились и на 1 ноября составили соответственно 17,1 процента и 42,7 процента. Нами также учитывался и рекордно низкий уровень безработицы: в августе - сентябре это было 5,2 процента. Кстати, вчера я получил свежую информацию: в октябре уровень безработицы немножко повысился - до 5,3 процента. По последним данным Росстата, по состоянию на 14 ноября годовой темп прироста потребительских цен составил 6,5 процента, при этом в октябре - ноябре темпы инфляции стабилизировались. В целом за 2012 год из расчёта декабрь к декабрю инфляция, по моим оценкам, составит от 6,5 процента до 7 процентов. Обнадёживает динамика денежной массы, агрегата М2. В конечном счёте в долгосрочном периоде именно динамика денежной массы оказывает определяющее влияние на темпы инфляции. Годовой темп прироста денежной массы снизился с 22,3 процента на 1 января 2012 года до 15,7 процента на 1 ноября текущего года, поэтому, я считаю, у нас хорошие возможности снизить инфляцию, сделать её ниже 6 процентов в среднесрочной перспективе, в течение шести - двенадцати месяцев. Процентные ставки по банковским кредитам за период с лета прошлого года заметно выросли. Так, средневзвешенная ставка по кредитам в рублях на срок до одного года нефинансовым организациям выросла с 7,9 процента в августе 2011 года до 8,9 процента в сентябре текущего года. Сказывается некоторый дефицит ликвидности, вызванный оттоком капитала. При сохранении тенденции к снижению инфляции процентные ставки по банковским кредитам рано или поздно начнут снижаться. О денежно-кредитной политике в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов. Мы исходим из того, что инфляцию необходимо снизить в 2013 году до 5-6 процентов, в 2014 и 2015 годах - до 4-5 процентов. В предстоящий трёхлетний период Банк России намерен завершить переход к таргетированию инфляции, политика управления процентными ставками будет ключевой в механизме денежно-кредитного регулирования. Мы разработали три варианта прогноза платёжного баланса и соответствующие им три варианта денежной программы. В основу сценариев положена различная динамика изменения цен на нефть. Первый вариант предусматривает снижение цены на нефть марки "Юралс" в 2013 году до 73 долларов за баррель, третий вариант предусматривает заметное повышение цены на нефть в 2013 году - до 121 доллара за баррель, а второй вариант соответствует прогнозу, положенному в основу проекта федерального бюджета. В этом втором варианте счёт текущих операций остаётся положительным в 2013 и в 2014 годах и становится отрицательным в 2015 году, при этом чистый приток частного капитала полностью компенсирует отрицательное сальдо текущего счёта в последнем году. Золотовалютные резервы постепенно растут, всего за три года - примерно на 60 миллиардов долларов. Основным каналом роста денежного предложения во втором варианте остаётся рефинансирование Банком России коммерческих банков. Валовой кредит Банка России коммерческим банкам увеличивается за три года более чем на 3 триллиона рублей. Денежная масса, агрегат М2, растёт темпом от 14 до 19 процентов в год. У меня всё, спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вадим Валентинович Кумин, пожалуйста. КУМИН В. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемый председатель Банка России! Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов и отмечает следующее. В целом Основные направления соответствуют требованиям действующего законодательства и содержат краткую характеристику состояния российской экономики, принципы, цели и инструменты денежно-кредитной политики и сценарий макроэкономического развития на плановый период. Пару слов об экономической ситуации. В первом полугодии 2012 года объём ВВП в Российской Федерации увеличился на 4,5 процента. При этом в третьем квартале текущего года согласно данным, поступившим уже после рассмотрения Основных направлений на заседании комитета, темпы роста в годовом выражении снизились до 2,9 процента, что не может не вызывать определённого беспокойства с нашей стороны. Кроме того, уровень инфляции также выходит за рамки установленного в прошлом году диапазона и, по всей видимости, превысит 6 процентов. Центральный банк ставит задачу снизить показатель инфляции до 5-6 процентов в 2013 году и до 4-5 процентов в 2014 и 2015 годах. При этом Банк России планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Банк представил три варианта условий проведения денежно-кредитной политики на следующие три года в зависимости от уровня цен на нефть, как сказал Сергей Михайлович. Базовый сценарий предполагает, что цена на российскую нефть составит 97 долларов за баррель, что, по мнению банка, приведёт к увеличению ВВП на 3,7 процента при условии реализации активной государственной политики. Комитеты отмечают, что в документе не в полной мере раскрываются анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, а также оценка перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки. От себя добавлю, что необходимо более гибко подходить к реализаци целей денежно-кредитной политики и учитывать при принятии решений как ситуацию в экономике, так и объективные тенденции на мировых рынках, которые могут препятствовать достижению установленных ориентиров роста цен, а также тарифную политику. В случае несоблюдения целевых уровней инфляции не должно происходить, по нашему мнению, механическое повышение ставки рефинансирования, если монетарный фактор не является преобладающим в структуре роста цен. Комитет предлагает Банку России в дальнейшем предоставлять в Основных направлениях на постоянной основе информацию о соотношении в ведущих странах мира уровня инфляции, ставки рефинансирования центральных банков и средней ставки по кредитам на срок свыше одного года для возможности проведения соответствующих сопоставлений, а также дополнить сценарий макроэкономического развития количественной оценкой влияния изменения ставки рефинансирования Банка России на темпы роста ВВП. Принимая во внимание, с одной стороны, зависимость уровня инфляции в России от тарифной и бюджетной политики Правительства Российской Федерации, а с другой стороны, - серьёзное влияние денежно-кредитной политики на темпы и структуру экономического развития страны, планы которого были утверждены соответствующим указом президента о долгосрочной государственной экономической политике, комитеты предлагают в дальнейшем уделять повышенное внимание координации усилий Банка России и Правительства Российской Федерации и отражать в Основных направлениях ключевые шаги, предпринятые в этом направлении, а также их результаты. В связи с этим комитет подчёркивает необходимость включения в Основные направления целевых ориентиров в отношении процентных ставок, что вытекает из требований указанного федерального закона и соответствует практике центральных банков ведущих стран мира. Комитеты отмечают, что структурный дефицит ликвидности в банковской системе в сочетании с ужесточением монетарной политики Банка России привёл к росту стоимости заимствований для предприятий реального сектора в 2012 году. В сложившихся условиях, особенно в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации, комитеты отмечают усиление необходимости реализации Банком России в последующие годы мероприятий по увеличению объёмов и сроков рефинансирования российской банковской системы. С учётом сказанного комитет предлагает принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Викторович Чижов. ЧИЖОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Михайлович! Комитет по бюджету и налогам совместно с Комитетом по финансовому рынку рассмотрел в составе рабочей группы данный вопрос и выработал ряд предложений и замечаний, которые нашли отражение в докладе предыдущего выступавшего. Вместе с тем в этом году, можно сказать, впервые комитет рассмотрел Основные направления самостоятельно, проецируя влияние денежно-кредитной политики и деятельности Центрального банка на бюджетный процесс и экономику, и пришёл к следующим заключениям. Банк России предполагает сосредоточиться на снижении инфляции до 4-5 процентов в год, но в 2012 году закладывалось снижение инфляции до 5-6 процентов. Тем не менее, по предварительным итогам года, инфляция составит 7 процентов, что связано с ростом тарифов естественных монополий. В нашей стране рост тарифов является драйвером роста темпов инфляции, поэтому комитет считает, что Центральный банк не может эффективно сдерживать инфляцию, не влияя на динамику роста тарифов. Одна из причин увеличения Центральным банком учётной ставки - это сокращение денежной массы, что, соответственно, приводит также к снижению темпов инфляции, но денежная масса необходима для обеспечения экономики оборотными средствами. Важным показателем состояния денежной массы является коэффициент монетизации. В этом году данный коэффициент равен примерно 42 процентам, в то же время значение этого показателя в развитых экономиках колеблется от 80 до 100 процентов. Фактически в этих условиях российской экономике хватает денежной массы только для ведения текущей деятельности, но говорить об инвестициях в основной капитал не приходится. По мнению комитета, если бы Центральный банк отвечал не только за определённый уровень инфляции, но и за стимулирование развития экономики, то он применял бы другие регуляторы, которые не сдерживают экономику, а, наоборот, способствуют её росту. Комитет считает, что Банк России должен участвовать и в формировании социально-экономического прогноза - основы бюджетной политики, что положительно влияло бы на точность проектирования и исполнения бюджета и позволяло эффективно расходовать средства на социальную и инвестиционную политику. Предложения комитета основываются в том числе и на опыте мирового сообщества. Например, основными целями денежно-кредитной политики Европейского центрального банка являются стабилизация цен, высокий уровень занятости и сбалансированный экономический рост; основными целями Федеральной резервной системы США являются максимальная занятость, стабильность цен и умеренные ставки по долгосрочным кредитам; целью Банка Англии является стабильность цен, целевой показатель по инфляции устанавливается на уровне 2 процента в год, при изменении его более чем на 1 процент председатель банка делает доклад канцлеру, в котором излагает причины, приведшие к росту инфляции, и предложения по устранению данной ситуации. Для реализации перечисленных выше предложений комитет принял решение о создании в своей структуре подкомитета, в ведение которого будет входить рассмотрение деятельности Центрального банка как одного из важных финансовых органов, формирующих основные макроэкономические показатели, в том числе при проектировании бюджета. Комитет считает также необходимым выразить благодарность представителям Центрального банка, его руководству: они принимали активное участие в обсуждении тем, которые поднимал комитет, полноценно отвечали на поставленные вопросы и старались совместно найти решение по обозначенным задачам. В итоге Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам предлагает принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Николаевич Руденский. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Сергей Михайлович! Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству в целом положительно оценивает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов. Комитет поддерживает усилия Центрального банка по обеспечению ценовой стабильности путём поддержания стабильно низких темпов роста цен, обеспечения условий для устойчивого экономического роста и поддержания финансовой стабильности. Тем не менее хочу акцентировать ваше внимание, уважаемые коллеги, на недостаточно активной политике Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению её ресурсной базы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики. Сегодня Россия является полноправным членом ВТО. Не стоит забывать, что одним из условий присоединения к ВТО было снижение таможенных пошлин, ограничение господдержки всех отраслей. Это, как мы все понимаем, может привести к снижению конкурентоспособности российской промышленности. Также в соответствии с Основными направлениями в среднесрочной перспективе ожидается сокращение положительного сальдо баланса товаров и услуг ввиду опережающего роста импорта по отношению к экспорту. С одной стороны, причиной складывающейся тенденции является отсутствие роста физического объёма вывоза топливно-энергетических ресурсов, с другой стороны, существуют риски снижения производства. В этих условиях Банку России необходимо уделять особое внимание поддержке российской промышленности, как нам кажется. В России на сегодняшний день идёт снижение темпов роста кредитования реального сектора экономики, что в нынешних условиях, как мы считаем, является крайне недопустимым. Так, на 1 сентября этого года рост кредитов нефинансовым организациям, то есть нашим предприятиям, оценивался на уровне 22 процентов, а уже на 1 октября - на уровне 17 процентов. И тем не менее в Основных направлениях на среднесрочный период по-прежнему недостаточно отражены вопросы формирования долгосрочной ресурсной базы российских банков, не обозначены источники и пути увеличения их долгосрочных ресурсов. В сложившихся условиях комитет считает целесообразным следующее. Первое: проработать дополнительные меры, направленные на трансформацию через банковскую систему временно свободных денежных средств экономических агентов, а именно страховых компаний, пенсионных фондов, средств бюджетных и внебюджетных фондов в долгосрочные инвестиции, прежде всего в реальный сектор экономики. Второе: разработать мероприятия, направленные на увеличение объёмов ресурсной базы и сроков рефинансирования российского банковского сектора не менее, чем на три года. Третье: долгосрочное кредитование коммерческих банков со стороны Центрального банка мы предлагаем привязать к выдаче ими кредитов производственным предприятиям. Четвёртое: активно использовать инструменты по управлению кредитными рисками, тем самым обеспечивая снижение процентных ставок по кредитам для реального сектора экономики. Также, уважаемые коллеги, сегодня имеется значительный разрыв между ставкой рефинансирования и рыночными кредитными процентными ставками, что нельзя, как мы считаем, считать приемлемым. И ещё хочу обратить внимание Центрального банка на то, что, осуществляя постепенный переход к плавающему валютному курсу, необходимо разработать инструменты, которые помогут экономическим агентам - предприятиям и банкам - повысить финансовую устойчивость в условиях курсовой неопределённости. Принимая во внимание всё изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе принять к сведению Основные направления денежно-кредитной политики на 2013, 2014 и 2015 годы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Михайлович, за год процентные ставки на межбанковские кредиты выросли в полтора раза, проценты по вкладам - на 3 процента, очевиден кризис ликвидности. При этом Минфин при профицитном бюджете занимает деньги на внутреннем рынке, создавая дополнительное давление на рынок и тем самым стимулируя опять же рост процентных ставок. Что вы думаете по поводу этой ситуации? Как Центробанк думает её преодолевать? Вообще, признаёте ли вы, что есть кризис ликвидности? ИГНАТЬЕВ С. М. Я нынешнюю ситуацию не назвал бы кризисом, я сказал бы даже так: сейчас ситуация с ликвидностью более нормальная, чем была, предположим, в начале 2011 года. Сейчас у нас ситуация какая? Ставки на межбанковском рынке, то есть по кредитованию банками друг друга на короткие сроки, один - семь дней, где-то в районе 6 процентов, инфляция чуть повыше - 6,5-7 процентов, то есть в реальном выражении ставки остаются на уровне 0 или даже отрицательные. А в начале прошлого года была ситуация такая: ставки на межбанковском рынке были где-то в районе 3 процентов, а инфляция была более 9 процентов, то есть ставки были очень низкие и отрицательные в реальном выражении, причём минус 5-6 процентов годовых, что совершенно ненормально. Сейчас ситуация, я считаю, гораздо более нормальная, чем в прошлом году, и это нам даёт возможность более эффективно управлять денежным предложением и инфляционными процессами. Что касается Минфина, ну, я бы сказал так: Минфин и занимает, и размещает. Размещает он довольно-таки серьёзные суммы, особенно в те периоды, когда ликвидности не хватает, причём политику размещения он согласовывает с нами, мы с ним очень тесно сотрудничаем в этом отношении. Сейчас, насколько я помню, в коммерческих банках на разные сроки - как правило, на один, два, три месяца - размещено порядка 600 миллиардов рублей. По-моему, здесь всё в порядке, я не вижу больших проблем. Занимает он на длительные сроки, размещает на короткие сроки, с тем чтобы, ну, как бы помочь нам в решении проблем, которые регулярно возникают с ликвидностью. Но общая ситуация с ликвидностью, я считаю, нормальная. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Михайлович, у меня двойной вопрос. Это давняя дискуссия - что для нас в экономике первично, инфляционные показатели или развитие реального сектора экономики. Просил бы ещё раз уточнить, ставим ли мы задачу подтянуться к показателям ведущих стран мира с точки зрения коэффициента монетизации. И вторая грань. Я вот слушал вас, вы сказали, что кредиты населению - плюс 43 процента, а, по данным за девять месяцев, доходы повысились на 9 процентов, зарплата выросла на 13 процентов. Прокомментируйте, пожалуйста: что, у нас население авантюризмом страдает - доходы растут мало, а кредитов берут много? И нет ли за этим очертаний того, что накрыло Соединённые Штаты осенью 2008 года, когда одна за другой начали лопаться и ипотечные, и другие компании? ИГНАТЬЕВ С. М. Спасибо большое, два вопроса - оба важные. Что касается монетизации. Монетизация, то есть отношение агрегата М2 к ВВП, как было отмечено, 42 процента у нас. В других странах, не во всех, но в развитых странах выше - 80 процентов, 100 процентов, в Китае ещё выше, но там особая история, я не хочу про Китай особенно подробно говорить. Вот что важно: это отношение определяется очень большим комплексным набором факторов, и попытки увеличить монетизацию, просто увеличивая денежную базу, приведут к противоположному результату - монетизация не увеличится, а упадёт. Процесс будет примерно таким: рост денежного предложения через Центральный банк, более высокие темпы роста инфляции, более высокие инфляционные ожидания и бегство от национальной валюты. Если инфляционные ожидания существенные, то люди продают национальную валюту и покупают иностранную или уходят в какие-то другие активы, которые более приспособлены для сохранения реальной стоимости. В этом случае монетизация будет не расти, хотя вроде как должна расти, - она будет падать. Монетизация растёт, и в России тоже, по мере снижения инфляции, по мере снижения инфляционных ожиданий и по мере укрепления доверия к рублю. Что касается вашего второго вопроса, я с вами согласен, что динамика потребительского кредитования, особенно беззалогового, - у нас есть кредиты, которые выдаются без всяких залогов, так называемые кредиты наличными или с помощью кредитных карточек, - растёт, и растёт очень быстро. Вот эта часть беззалогового кредитования выросла за последние двенадцать месяцев даже не на 40 процентов, а на 60 процентов. 40 процентов - это всё вместе: и ипотека, и автомобильные кредиты и так далее, а вот эти кредиты выросли почти на 60 процентов. И мы считаем, что банки, которые занимаются этим, недооценивают риски и это может создать проблемы, поэтому мы сейчас готовим несколько решений, которые, на мой взгляд, ограничат это кредитование. У нас есть такое право, мы можем это сделать, мы уже опубликовали проекты этих решений на сайте, ведём обсуждение с нашими банкирами, потому что позиции разные, чьи-то интересы мы можем ущемить, это абсолютно нормально, и я думаю, что в ближайшие недели мы свои решения примем и они начнут действовать в начале будущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня вопрос к Сергею Михайловичу, вернее, даже два коротких вопроса. Сергей Михайлович, я, конечно, не профессионал, но хочу задать вопрос профессионалу. Банки и коммерческие, и государственные получают дешёвые кредитные ресурсы, межбанковские кредиты идут по ставкам от 5-6 до 8-9 процентов годовых, населению же кредитные ресурсы выдаются под 18, 25, 28 процентов годовых. Таким образом, банк зарабатывает рубль или два рубля на каждом полученном рубле кредитных ресурсов. Не может ли Центробанк какими-то своими инструкциями, постановлениями, определёнными рекомендациями сделать, узаконить какую-то ставку типа ставки ЛИБОР? Получил, допустим, банк под 9 процентов и не может выдавать по ставке больше чем 15 процентов, чтобы не разгонять инфляцию. Это первый вопрос. И второй. Особенно смущает то, что многие наши банки в последнее время заигрываются на рынке ценных бумаг. Мы видели... (Микрофон отключён.) ИГНАТЬЕВ С. М. По поводу регулирования процентных ставок по кредитам. Ну, какие-то административные ограничения в принципе возможны, но они чрезвычайно опасны, и я бы их не применял. Почему? Потому что заёмщики очень разные: одно дело - ипотечный кредит, где очень хороший залог, и другое дело - автомобильный кредит, то есть кредит на покупку автомобиля, где уже риски повыше, и бывают риски очень высокие, когда выдаются кредиты наличными без всякого залога. Причём банкиры, я знаю, закладывают изначально невозврат и 6 процентов, и 7 процентов, а кто-то и больше. Кроме того, вот эти мелкие кредиты сопровождаются, как правило, высокими операционными затратами, то есть кадры, люди должны работать и так далее, поэтому здесь процентные ставки могут быть очень высокие, особенно если учесть не только процент, собственно, но и, может быть, какие-то там комиссионные или какие-то там требования по страхованию и так далее. Там могут быть ставки и 30, и 40, и 60 процентов и даже больше. Вводить какие-то прямые ограничения я не считаю пока целесообразным, мы можем воздействовать на поведение банков и другими способами. Как раз об этом я сказал, что мы готовим ряд решений, и я надеюсь, что они сыграют свою роль. Что касается кредитования предприятий, там примерно такая же история, то есть заёмщики очень разные. Скажем, крупное предприятие, прозрачное, с хорошей кредитной историей, с хорошим залогом, может получить кредит и под 7 процентов и под 8 процентов годовых, такие случаи тоже бывают, а, скажем, не очень большое предприятие с отсутствующим залогом получит кредит и под 15 процентов, а может быть, даже под 18 процентов. Некоторые предприятия вообще могут не получить кредит, потому что, ну, к ним как бы доверия нет и банк рассматривает эти предприятия как очень рискованных заёмщиков, таким банк вправе отказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Михайлович, сегодня СМИ анонсировали заседание Совета Безопасности по проблемам ВТО под председательством президента. Вот скажите, пожалуйста, как главный банкир страны, как же может конкурировать отечественное производство, прежде всего обрабатывающая промышленность, а также сельское хозяйство, когда банки - и вас, наверное, надо хвалить - резко увеличили прибыль, скажем, в 2011-м по сравнению с 2010-м и в то же время повысили процентные ставки и келейно проводят продажу части своих акций, как это сделал Сбербанк, контрольный пакет акций которого у вас находится, и в то же время уменьшили кредитование реального сектора? Вот в своём докладе вы сослались на урожайность и все прочие дела. Вы знаете, что пять международных трейдеров скупили наш мизерный урожай и весной поднимут цену, будут регулировать вашу инфляцию. Неужели... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Сергей Михайлович. ИГНАТЬЕВ С. М. Я даже не знаю, с чего начать, - вы целый ряд вопросов задали. На какой вопрос мне ответить? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИГНАТЬЕВ С. М. Никакого аута. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, всё понятно. ИГНАТЬЕВ С. М. Вступление в ВТО - это, я считаю, правильное решение. Будут, возможно, некоторые проблемы у некоторых отраслей, но в целом это очень полезно для страны, и это будет способствовать развитию российской экономики. Что касается процентных ставок и того, что должен делать для развития страны Центральный банк. Центральный банк обязан обеспечить низкую стабильную инфляцию, а значит, и низкие стабильные процентные ставки, одно без другого не бывает. Что касается... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, не надо в полемику вступать. Вопрос задали - слушайте ответ. Семёнов Владимир Владиславович, пожалуйста. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Сергей Михайлович, вопрос следующий, традиционный уже. Мы размещаем деньги в надёжных западных бумагах. При этом Минфин в два раза практически дороже в этом году будет заимствовать там же. А скажите, мы не можем размещать наши средства в наших надёжных банках, которые принадлежат государству, - например, в Сбербанке или ВТБ? Или вы считаете, что Сбербанк или ВТБ менее надёжны, чем правительства некоторых западных стран? ИГНАТЬЕВ С. М. Вы имеете в виду наши золотовалютные резервы, то есть Центрального банка, - почему мы их не размещаем, допустим, в надёжных российских банках? Ну, как только мы их разместим, они перестанут быть золотовалютными резервами. Это первое. Во-вторых, потому, что золотовалютные резервы - это обязательно иностранные активы, то есть активы, размещённые в иностранные эмиссионные бумаги, например. Если более подробно говорить, увеличение средств Центрального банка, размещаемых в коммерческих банках, приводит помимо прочего к росту денежной массы, росту инфляции, падению номинального курса рубля, скорее всего, даже к укреплению реального курса рубля, потому что инфляция будет расти быстрее, чем ослабление курса рубля, и к падению конкурентоспособности российской промышленности и так далее. А самое главное, золотовалютные резервы играют роль резервного фонда: в случае если, предположим, цена на нефть упадёт или очередной кризис в мире разразится, мы можем использовать эти средства для поддержки российской экономики. Если мы эти средства разместим в российских банках, то мы не сможем использовать их в случае нового кризиса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Сергей Михайлович, вот вы сказали, что в следующем году, в 2013 году, у нас инфляция снизится до 5,5-6 процентов. Меня интересует, за счёт чего она снизится, - что, у нас заработает реальный сектор экономики и мы начнём производить конкурентоспособную продукцию, или наши банки добровольно снизят кредитные ставки, или, может быть, вырастет роль государства в регулировании цен? Что такое произойдёт в стране, что инфляция снизится? Объясните, пожалуйста, как грамотный экономист и финансист. ИГНАТЬЕВ С. М. За счёт эффективной денежно-кредитной политики Центрального банка и эффективной бюджетной политики Правительства Российской Федерации - это общий ответ. Но в принципе тенденция к снижению инфляции продолжается на протяжении более десяти лет. Я помню, десять лет назад инфляция была 18 процентов, сейчас, слава богу, 6 процентов, 6,5 процента, 7 процентов. Она будет снижаться и впредь, будем управлять этими процессами, у нас все возможности для этого есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Михайлович, Центральный банк России является главным акционером Сбербанка. При этом Сбербанк при получении господдержки ведёт себя как госбанк, а при предоставлении кредитов ведёт себя как частный банк. Идут серьёзные разговоры и действия в отношении его приватизации, но даже разговоры о его приватизации являются угрозой национальной безопасности. Скажите, пожалуйста, вот в тех условиях, в которых сейчас находится Сбербанк, при продаже определённых активов вы продолжаете контролировать его или нет? И как вы относитесь к тому, чтобы не приватизировать Сбербанк, а национализировать его? ИГНАТЬЕВ С. М. Я являюсь председателем Наблюдательного совета Сбербанка, ещё ряд сотрудников Центрального банка входят в состав Наблюдательного совета. У нас, как вы знаете, контрольный пакет, то есть 50 процентов плюс одна акция. Что касается дальнейшей приватизации, я бы не торопился, во всяком случае в ближайшие два-три года, я считаю, продавать акции Сбербанка не следует и уменьшать долю государства в капитале Сбербанка не следует. А что касается национализации, не вижу в этом абсолютно никакого смысла. Нормальный сейчас процесс идёт, акции Сбербанка продаются на рынке, это очень важный механизм контроля со стороны акционеров, со стороны рынка за деятельностью Сбербанка, повторяю, это очень важный механизм. И пускай будет так, как есть, это нормально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вопросы исчерпаны. Уважаемые коллеги, у нас по Регламенту преимущественное право на выступления имеют представители фракций. От фракции КПРФ кто будет выступать? Пожалуйста, Кумин Вадим Валентинович. КУМИН В. В. Уважаемые коллеги, в 2012 году в мировой экономике продолжились процессы глобального сокращения спроса. В Европе на фоне резкого уровня безработицы фактически началась рецессия. США грозит одновременное повышение налогов и сокращение бюджетных ассигнований, что тоже может привести к рецессии. Даже в развивающихся странах ситуация далека от благополучной, замедление экономического роста налицо. В такой обстановке денежно-кредитная политика Центрального банка должна быть в высшей степени дальновидной и основана на глубоком анализе происходящих в стране и в мире процессов. Более того, для продолжения экономического развития и реализации тех планов модернизации, которые провозглашает наша власть, необходима куда более тесная координация бюджетной тарифной политики и денежно-кредитной политики, то есть взаимодействие между правительством и Центральным банком. Особенно важно это в условиях вступления в ВТО: без такой политики, без координации и без обеспечения конкурентных условий доступа к финансированию отечественные производители не смогут конкурировать с зарубежными. Приведу конкретные примеры. Центральный банк по нашему запросу предоставил нам информацию о стоимости кредитования и об уровне инфляции в странах "большой двадцатки". По этим данным, развивающиеся страны активно поддерживают собственных производителей, а развитые страны путём запуска программ по скупке плохих активов начали предпринимать шаги по скупке активов, тем самым они проводят политику снижения стоимости заимствований. Всё это происходит за счёт необеспеченной эмиссии, то есть печатного станка. В целом в сложившихся макроэкономических условиях тренд на смягчение денежно-кредитной политики приобрёл глобальный характер, причём особое внимание, как правило, уделяется снижению стоимости именно длинных денег в экономике. Теперь посмотрим, что происходит у нас. Увеличение бюджетных инвестиций нам не грозит, напротив, установление жёсткого бюджетного правила фактически приведёт к их снижению в реальном выражении. Курс рубля слишком высок для того, чтобы могла нормально развиваться обрабатывающая промышленность, поскольку без учёта топливно-энергетических товаров дефицит внешнеторгового баланса сегодня превышает 100 миллиардов долларов в год, а ведь при этом мы вывозим много леса, металлов и другого сырья. Равновесным нынешний курс могут называть лишь те, кто не видит необходимости в изменении структуры отечественной экономики, при которой мы экспортируем продукции машиностроения в шесть раз меньше, чем импортируем. Машиностроение является основой экономической мощи современных государств, составляя в экспорте от 30 процентов в Великобритании до 60 процентов в Японии. У нас эта доля по международной классификации, всего 3 процента - это очень плохо, даже в ЮАР, в Индии и в Бразилии этот показатель в пять раз выше. В этой ситуации единственный способ изменить структуру экономики - кардинальное повышение эффективности денежно-кредитной политики. Сегодня мы наблюдаем парадоксальную картину: с одной стороны, кредитование физических лиц выросло на 41 процент к прошлому году, а по кредитам без обеспечения темпы роста достигли 60 процентов, с другой стороны, спрос предприятий явно ограничен очень высокими ставками по кредитам. Я уже ссылался на цифры, представленные Центробанком, характеризующие стоимость кредитов и инфляцию в других странах, так вот в России длинные, на срок свыше года, кредиты предлагаются по ставке на 4,5 процента выше реальной инфляции, что намного выше, чем за рубежом, то есть с учётом того, что рентабельность предприятий сферы машиностроения не более 5-6 процентов, им просто невыгодно брать кредиты. И на этом фоне Банк России повысил учётную ставку, оказавшись единственным центробанком среди банков стран "большой двадцатки", ужесточившим в 2012 году денежно-кредитную политику. Банки немедленно повысили ставки на 1-2 процента, но если была цель остудить перегрев на рынке потребительского кредитования, то этого не произошло, потому что для этого рынка 1-2 процента - это как слону дробина, а по предприятиям обрабатывающего комплекса при этом был нанесён значительный удар, темпы роста ВВП упали более чем на 3 процента в завершившемся квартале, хотя ещё в начале года были близки к 5 процентам. Это наиболее низкие темпы экономического роста России с 2009 года. Система рефинансирования банков в России при этом, по нашему мнению, требует значительного расширения и совершенствования. Так, необходимо увеличение максимальных сроков по операциям рефинансирования до трёх - пяти лет. Также требуется развитие точечных инструментов, способствующих развитию отдельных отраслей и видов экономической деятельности. Одним из таких инструментов могло бы стать рефинансирование по льготной ставке банков, выдающих кредиты предприятиям и организациям приоритетных отраслей экономики, - это позволит стимулировать частную инвестиционную активность в отраслях с высокой капиталоёмкостью. Денежно-кредитная программа Банка России не предполагает, судя по их плану, в будущем увеличение чистого кредита банкам теми же темпами, что наблюдались в 2012 году, а с учётом глобального тренда в экономике на смягчение денежно-кредитной политики это представляется нам необходимым. Банк России за три года планирует компенсировать расширение чистого кредита банкам всего на 421 миллиард рублей, нам же представляется, что без ежегодного расширения чистого кредита банкам на триллион - полтора триллиона рублей решение задачи повышения уровня развития экономики, предусмотренной указом президента о долгосрочной государственной политике, в принципе маловероятно. Фракция КПРФ призывает руководство Банка России обратить внимание на наши замечания и учесть их в своей дальнейшей работе. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Станиславович Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР всегда говорит правду, поэтому мы должны констатировать, что и председатель Центрального банка, и команда, которая с ним работает, - это действительно одна из самых профессиональных команд в руководстве центральных банков в мире. Ну, вы сами, наверное, заметили: у нас здесь много бывает министров, и, прежде чем ответить на вопрос, они всегда что-то читают, кого-то слушают справа или слева, а председатель Центробанка, наверное, один из немногих руководителей в нашей стране, который готов ответить на любой вопрос без всякой предварительной подготовки, потому что он действительно, как говорится, в теме. Теперь о тех проблемах, которые реально существуют. У нас фракция КПРФ периодически немножко путается. Это в той системе, в которой работал Советский Союз, у нас ведомства, учреждения, государство в целом занимались управлением национальной экономикой, но мы сменили государственный строй, соответственно, и функции государства стали другими - сегодня государство не управляет, а регулирует, и одним из регуляторов экономических отношений является в том числе Центральный банк. Вот мы хотели бы привлечь внимание Центрального банка к такой точке зрения: на сегодняшний день, несмотря на то что председатель Центрального банка сказал, что он достаточно плотно работает с Министерством финансов, фракция ЛДПР считает, что недостаточно плотно вы работаете не только с Министерством финансов, но и, например, с Министерством экономического развития. К сожалению, даже правильное лечение каких-то воспалительных заболеваний антибиотиками, если не проводить другую терапию, приводит к дисбактериозу и к другим осложнениям, то есть, если мы говорим об инфляции, инфляция не лечится только сжиманием денежной массы в экономике. Это проблема. Если вы будете бороться с инфляцией только путём сжимания денежной массы, мы будем получать постоянные проблемы в другой области, и мы их получаем. Неэффективная работа предыдущего состава Министерства экономического развития привела к тому, что у нас реальный сектор экономики находится в таком вот предынфарктном состоянии. Да, а вы боретесь с инфляцией и действительно её понижаете, инфляция становится меньше, но посмотрите на рост потребительских цен в экономике - вы увидите, что даже по прогнозам на этот год рост потребительских цен, притом что инфляция у нас снижается, составит 20-25 процентов. И как людям, которые идут в магазин, оценивать работу Центрального банка, Министерства финансов и нас, депутатов, которые здесь принимают бюджет? Люди оценивают нашу работу, всех органов государственной власти, по тому, как они стали жить - лучше или хуже, и если они идут и тратят на свою жизнь на 25 процентов больше, они говорят: "Мы стали жить хуже", - поэтому наша с вами работа плохая. Если сегодня мы не будем решать эти проблемы, не будем реагировать на то, что у нас снижается инфляция только в одной области и только мерами Центрального банка, ну, наверное, мы не остановим ни рост потребительских цен, ни дальнейшее ухудшение жизни наших граждан, поэтому мы призываем вырабатывать совместную программу. И у Центрального банка достаточно полномочий, чтобы регулировать поступление денег, но чтобы они не бегали по короткому кругу, а заходили по длинному кругу, через производство. Сегодня в этом есть необходимость в том числе и потому, что мы вступили в ВТО, в том числе и потому, что у нас самые дорогие деньги, у нас практически отсутствует долгосрочное и среднесрочное кредитование в экономике. У нас сегодня ситуация, когда кредит стоит дороже, чем даже рентабельность того или иного производства. Я говорю о реальном секторе экономики, а не о тех процессах, когда банки зарабатывают большие деньги. Фракция ЛДПР неоднократно говорила, что у вас есть возможность - может быть, это не совсем рыночные методы, но тем не менее - создать определённые приоритеты, устраивать целевые аукционы по выделению средств, по направлению средств через те же самые государственные банки. Об этом, кстати, два последних президента говорили - о том, что необходимо поддерживать, и я до сих пор помню, как Владимир Владимирович говорил, что мы дадим деньги на реальный сектор экономики, но не дай бог, жирные коты - банки - будут получать сверхприбыли на этом. В итоге дали. Я разговаривал с одним из руководителей банков, который получил тогда эти деньги (это 2008 год), спросил, кто получит из реального сектора экономики и действительно ли ставка рефинансирования будет плюс 2-3 процента, - он сказал "да", и даже назвал эти компании, пересчитать которые хватит пальцев на двух руках: получат "Газпром", "Роснефть" и так далее - не самые бедные компании, которые не очень сильно нуждаются в поддержке. А вот реальный сектор экономики, к сожалению, этих кредитов, дешёвых, среднесрочных и долгосрочных, не получает, поэтому здесь хотелось бы обратить внимание, что, возможно, через систему резервирования или с помощью ещё каких-то методов - через проведение специализированных аукционов, через выделение целевых денег, через выработку каких-то приоритетов для банков, чтобы они запускали полученные деньги по другой цепочке, которая, кстати, не будет разгонять инфляцию, а будет способствовать в том числе и снижению потребительских цен, - предусмотреть всё это совместно с Министерством финансов, совместно с Государственной Думой. Всё в целом - это и бюджетный процесс: если мы с вами без учёта проблем реального сектора экономики просто будем кидать деньги на социальную сферу и повышать её финансирование постоянно, то это, конечно, обернётся инфляцией, и тогда действительно надо будет сжимать денежную массу, но тем самым мы убьём свою экономику. То есть здесь очень много вопросов, и мы с вами тоже в этом участвуем, когда принимаем бюджет. Можно долго рассуждать, но время заканчивается, и хотелось бы обратить внимание на ещё один немаловажный фактор. У нас борьба ведётся, я знаю, с разными банками, которые каким-то образом не совсем порядочно себя ведут, и к нам, депутатам, постоянно поступают обращения по поводу действий различных банков. Я обращался в том числе в отношении санирования банков и проверок - может быть, пересмотреть эту ситуацию? Вот Судостроительный банк - к нам во фракцию поступило огромное количество обращений, там ситуация такая, что он может через какое-то время умереть, возможно, что и увеличит при этом ваши показатели по вывозу денег за рубеж, а мы будем здесь бегать и разбираться, как за счёт бюджета и через АСВ решить проблемы тех людей, которые пострадают, поэтому от фракции ЛДПР просьба внимательно посмотреть на этот банк, чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, несомненным достоинством проводимой Банком России денежно-кредитной политики последних лет является её последовательность, а именно: снижение инфляции последовательно в течение нескольких лет обозначается Банком России в качестве основной цели денежно-кредитной политики, и это мы поддерживаем. Во многом благодаря этому были достигнуты успехи в снижении как непосредственно инфляции, так и самих инфляционных ожиданий. То же касается и последовательной политики Банка России в отношении принципов курсообразования рубля, консолидации и капитализации банковской системы и некоторых других аспектов деятельности Банка России. Вместе с тем усилия Банка России по обеспечению ценовой стабильности имеют негативные последствия в виде относительно высоких процентных ставок в экономике, о чём говорили предыдущие выступавшие, мои коллеги, и мы тоже хотим это отметить. Однако представляется, что если мы будем просто призывать Банк России давать больше денег в экономику и предлагать очень дешёвые деньги, допустим, по нулевой ставке, то, наверное, мы придём к ситуации начала 90-х годов: денег будет очень много, опять разогреем инфляцию, а целей, которых хотим достичь - привлечь деньги в реальный сектор экономики, - мы, наверное, не достигнем, и все эти лишние деньги уйдут на финансовый рынок, где будут пузыри, нам хорошо уже известные, и в результате эти деньги просто утекут, как всегда, за рубеж, то есть в реальный сектор ничего не попадёт. Кроме того, вот такие призывы, конечно, приведут к потере контроля. Поэтому мы предлагаем всё-таки Центральному банку очень внимательно относиться ко всем процессам по кредитованию, которые у нас сегодня в экономике происходят, очень взвешенно подходить к этому. Хотим также обратить внимание на то, что Центральный банк нацелен на стабильность банковской системы, но тех инструментов, которыми он работает на этом рынке, для того чтобы обеспечить достаточный приток денег в экономику, всё-таки не хватает сегодня, и действие, возможности всех этих инструментов, к сожалению, имеют достаточно ограниченный характер. Я не говорю уже о том, чтобы был приток длинных денег в экономику, - хотелось бы, чтобы Банк России обеспечил хотя бы приток так называемых средних денег, на перспективу пять - семь лет, для наших предприятий экономики. Более того, представленный вариант направлений денежно-кредитной политики традиционен. В каком отношении? Всё время рассматривается только один аспект - каковы цены на нефть, и там три варианта предлагается, никаких других вариантов, связанных в том числе с тем, в какие сектора экономики направить больше денег, какая должна быть ставка, как будет происходить рост ВВП в зависимости от этих усилий, к сожалению, в представленном варианте направлений денежно-кредитной политики не присутствует, поэтому мы имеем традиционный дефицит ликвидности в известных нам секторах экономики - в высокотехнологичных секторах, в малом и среднем бизнесе. С чем это связано? Это связано с тем, что всё-таки сам закон "О Центральном банке..." был принят около десяти лет назад и там прописано, что основная цель Центрального банка - защита и обеспечение устойчивости рубля. Понятно, что закон "О Центральном банке..." в сегодняшних условиях устарел. Как бы мы ни ругали Банк России, ни обвиняли в том, что он проводит достаточно консервативную денежно-кредитную политику и не выдаёт денег в экономику, мы понимаем, что Банк России действует и прогнозирует в рамках этого закона. Я думаю, что в принципе пришла пора задуматься об изменении закона "О Центральном банке..." и об изменении его цели. А в целом фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" те направления единой денежно-кредитной политики, которые Банк России представил, предлагает поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С этой трибуны представители нашей фракции неоднократно говорили о необходимости проведения мягкой курсовой политики, и в этом году мы с вами на практике смогли убедиться в правомерности этих предложений. Буквально неделю назад мы с вами рассматривали новые параметры бюджета на текущий год, и министр финансов объявил, что благодаря тому, что курс рубля оказался ниже на два пункта, бюджет получил дополнительно 400 миллиардов рублей. Очевидно, что он эти деньги получил в том числе благодаря смягчению курса рубля и в связи с поддержкой отечественной экономики. Мы считаем, что Центральный банк должен последовательно придерживаться этой политики и при этом, конечно же не заигрываясь, проводить более мягкую курсовую политику, одновременно поддерживая и российский бюджет, и наших производителей. Здесь уже много раз говорилось, что в условиях ВТО это практически один из инструментов, позволяющих поддерживать конкурентоспособность отечественного производства. Надо отметить, что снижение курса рубля произошло в первом... Андрей Викторович, ну перестаньте, что вы отвлекаете председателя Центрального банка?! Я прошу добавить полминуты. Итак, снижение, ослабление рубля произошло в первом квартале текущего года, но инфляция в тот период была в годовом исчислении на уровне 4 процентов. Скачок инфляции в этом году произошёл после повышения тарифов на услуги естественных монополий во второй половине текущего года. Здесь уже много раз говорилось, что у нас инфляция в значительной степени имеет немонетарные корни. О длинных ресурсах. При рассмотрении соглашения о вступлении России в ВТО многие говорили, что необходимо обеспечить наши предприятия длинными ресурсами. При этом надо иметь в виду, что Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, азиатские страны, такие как Япония, южноазиатские страны постоянно подпитывают экономику длинными ресурсами. ФРС, например, приобретает десятилетние и даже более длинные ресурсы, инструменты на рынке, для того чтобы направить их для поддержания народного хозяйства своей страны. Я считаю, что Центральный банк тоже должен идти в этом направлении. Мы с коллегами Михеевым и Выборным подготовили и внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий предоставление права Центральному банку рефинансировать ставки не до года, а на более длительные сроки, и многие депутаты, независимо от того, в какой они фракции, в кулуарах поддержали эту идею, но, уважаемые друзья, я хотел бы вас проинформировать, что, к сожалению, готовится отрицательное заключение на наше предложение. Речь идёт только о праве, которое может быть реализовано, если Центральному банку дадут хорошее обеспечение и если оно не будет сопровождаться рисками. Кроме того, Сергей Михайлович, работа по стандартизации кредитных продуктов должна вестись под эгидой ЦБ, я считаю. Рынок должен участвовать в этом процессе, но эти стандартизированные продукты должны быть, так сказать, понятны Центральному банку, в том числе и для того, чтобы их использовать при предоставлении соответствующих ресурсов. По процентной ставке. Естественно, было неожиданным повышение ставки рефинансирования в сентябре на 0,25 процентного пункта - непонятно! Ставка рефинансирования в США - 0,25 процента при инфляции почти 3 процента, то же самое в Европе, то же самое в Юго-Восточной Азии, в Сингапуре инфляция 5 процентов, а ставка рефинансирования - 0,5 процента, в Японии вообще нулевые ставки. Что касается развивающихся стран, то в Индии ставка рефинансирования в два раза ниже, чем уровень инфляции. В Южной Африке ставка рефинансирования и уровень инфляции сопоставимы. Почему же мы не равняемся на эти страны и не влияем на этот процесс? Хорошо, что Силуанов подошёл, потому что действительно непонятно, почему при профицитном бюджете Минфин занимает деньги на рынке, - у него и так есть деньги для финансирования всех программ. Естественно, это создаёт дефицит, и из-за в том числе вот такой политики напряжение на рынке, в том числе на межбанковском, увеличило процентные ставки - они выросли, как вы сами отметили, в два раза, поэтому я прошу скоординированно проводить политику не только по размещению, ведь размещаются уже дорогие деньги, но и по сохранению ликвидности на рынке - она тогда работала бы в кредитных организациях и деньги были бы дешевле, потому что дефицит - это всегда рост. Теперь ещё об одном направлении, оно указано в задачах Центрального банка: поддержка малых и средних банков в регионах. Сегодня много говорили о крупном бизнесе, но он закредитован. Торможение кредитования реального сектора, в том числе крупного бизнеса, связано с тем, что не так хорошо положение дел в этом секторе, а малый и средний бизнес поворотлив, и он работает в основном с малыми и средними банками. Вот ужесточения, которые сейчас осуществляет ЦБ в первую очередь в отношении системообразующих банков, могут действительно системно повлиять на нашу финансовую систему, а вот по малым и средним банкам я бы, наоборот, проводил более мягкую политику и, конечно же, давал бы возможность рефинансироваться, для того чтобы они этими ресурсами кредитовали малый и средний бизнес, а значит, позволяли бы нашей экономике выкарабкиваться из непростого экономического положения. По "Базелю". Я знаю, что сейчас готовятся поправки к законопроекту о консолидированном надзоре, который принят в первом чтении уже, поправки по реализации решения Базельского комитета. Сергей Михайлович, не делайте этого - не надо спешить с этим, здесь надо очень внимательно посмотреть! Я встречался с коллегами из США, они говорят: мы не будем спешить с "Базелем-3" и даже с "Базелем-2", мы будем смотреть, как это работает в Европе, в других странах, как это скажется на финансовой системе, и только после этого будем реализовывать отдельные положения этого документа. Не надо спешить с ужесточением, особенно по ликвидности, потому что ситуация и так непростая. Я хотел бы в заключение своего выступления, с одной стороны, выразить благодарность ЦБ от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" за то, что некоторые наши рекомендации, например по курсовой политике, в этом году реализованы, а с другой стороны, выразить надежду, что Центральный банк и в дальнейшем будет учитывать наши предложения в своей работе. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович, есть необходимость заключительное слово сказать? ИГНАТЬЕВ С. М. Хочу просто поблагодарить за вопросы, замечания, за критику. Большое спасибо, мы постараемся учесть это в нашей работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы завершили рассмотрение этого вопроса, проект постановления выносится на "час голосования". Сейчас я объявлю перерыв, а сразу после перерыва мы начнём рассматривать поправки... Нет, сначала мы рассмотрим проекты федеральных законов о внесении изменений в закон о бюджете и о бюджете Фонда обязательного медицинского страхования, потом будет "правительственный час".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5216 по 5233 из 6709
Ставится на голосование пункт 2 повестки дня, проект постановления Государственной Думы "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 31 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 243 чел. Не голосовало 207 чел.46,0 % Результат: принято Постановление принимается.