Заседание № 37
12.04.2017
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 144271-7 "Об информации Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М. А. Топилина".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2034 по 2872 из 9723
2-й пункт, проект постановления Государственной Думы "Об информации Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М. А. Топилина". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предложен проект постановления Государственной Думы, который подготовлен по итогам состоявшейся в рамках "правительственного часа" дискуссии с участием министра Топилина. Сразу же, чтобы снять ряд вопросов, хочу обратить внимание, что это итоговый документ, документ именно по итогам состоявшейся встречи, а не в общем на тему социальной политики или трудовых отношений в Российской Федерации. При подготовке документа была изучена стенограмма, оттуда были изъяты основные предложения и замечания: они были проанализированы и положены в основу данного документа. Кроме того, во все фракции был направлен предварительный текст, от ряда комитетов, в данном случае от комитета по вопросам семьи - спасибо, - от комитета по бюджету поступили предложения, они частично учтены в этом проекте постановления. Ну и в результате такой конструктивной работы с Минфином, с Минтрудом, со Счётной палатой комитет подготовил данный текст постановления и рекомендует Государственной Думе его обсудить и поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Будут ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, вы предварительно уже сказали нам, что, так сказать, не надо задавать вопросы, что всё отражено в этом проекте постановления. Мы вам подали довольно много предложений, хотя вы просили одно, почему - непонятно. Это первое. И второе. Были же очень важные вопросы, которые мы здесь, в зале, задавали министру, например о пособиях по уходу за ребёнком до трёх лет, - ну это же очень важный вопрос! Вы же в основном отразили свои замечания, ещё дополнительные предложения сейчас внесли, а отмеченные нами, комитетом-соисполнителем, важные моменты вы упустили. Ну вы такой ответственный человек... НИЛОВ Я. Е. Тамара Васильевна, спасибо за вопрос. В данном случае не всё от меня зависит. Кстати, мы приглашали на заседание комитета, где вы могли бы задать эти вопросы и не только получить ответ от комитета, но и услышать позицию правительства. Я хочу обратить внимание, что в тексте проекта постановления содержатся как замечания, так и рекомендации правительству, которые впоследствии должны быть исполнены, это должны быть не пустые предложения, а прежде всего финансово подкреплённые, с указанием источника финансирования - откуда можно взять деньги. Вы прекрасно понимаете, что сейчас есть определённый дефицит бюджета, и правительство всё время бьёт по самым социально незащищённым слоям - сегодня при обсуждении повестки я как раз говорил о появившейся информации о неоказании медицинской помощи безработным и самозанятым гражданам: очевидно, что это определённый информационный вброс, подготовка общественного мнения. Тамара Васильевна, всё, что смогли, мы учли в результате совместной работы под руководством Александра Дмитриевича Жукова: порой очень сложно бывает найти золотую середину, когда у Минфина одна позиция, у Минтруда - другая, у комитета - третья, а у авторов четвёртая позиция, и найти какой-то сбалансированный вариант бывает достаточно проблематично. Мы приглашаем на заседания комитета, чтобы найти выход из положения, но, к сожалению, представителей вашего комитета в этот раз не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ярослав Евгеньевич, может быть, это вопрос не к вам, так как вы действуете по какому-то уже сложившемуся шаблону, хотя таких постановлений у нас было ещё немного, мы их принимаем только в этом созыве. Название проекта постановления - "Об информации Министра труда и социальной защиты...", так вот, может быть, это всё-таки не информация, а отчёт, как вы думаете? Может быть, нам перейти на такую форму, ведь как назвали документ, так и поплывём? "Правительственный час", а у нас - просто "информация", а любую информацию можно только принять к сведению или не принять к сведению, но как тогда мы можем вмешиваться, если он нас информирует, а мы слушаем? НИЛОВ Я. Е. Я считаю, что главное - это содержательная часть данного документа с рекомендациями правительству, исполнение которых контролируется Первым заместителем Председателя Государственной Думы Иваном Ивановичем Мельниковым. Это первое. Второе. У нас проходят "правительственные часы", во время которых мы заслушиваем информацию того или иного министра, а вот через неделю у нас будет отчёт правительства, и я полагаю, что итоговый документ после этого мероприятия будет иметь иное название. Но, повторю, в данном случае главное - содержание документа, а не его название. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич, присаживайтесь. Действительно, когда у нас назначен "правительственный час", в порядке работы написано: "Информация министра такого-то..." - а что касается отчёта, 19 апреля будет отчёт правительства, так что Ярослав Евгеньевич абсолютно прав. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я выступаю от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте семь минут. НИЛОВ О. А. Начну с того, что Дума седьмого созыва приняла очень правильное решение, и теперь мы каждый - всё же хотел бы так это назвать - отчёт члена правительства, министра завершаем принятием постановления. И ещё раз акцентирую на этом внимание и предлагаю подумать, отнестись внимательно: председатель правительства у нас ежегодно отчитывается, а профильные министры приходят и информируют нас - нет логики в этом, коллеги! Это не какая-то мелочь, давайте подумаем о том, чтобы, может быть, перейти на форму отчётов, тогда наши постановления будут более действенными. Итак, мы заслушали министра той отрасли, где наибольшее количество сложнейших, нерешаемых многие годы проблем: двадцать с лишним миллионов людей за чертой бедности, бедных и нищих, причём среди них очень много работающих и пенсионеров, - а мы раз за разом принимаем информацию к сведению и не ставим никаких чётких задач с конкретным сроком. Коллеги, нельзя это принимать в таком виде! Это не министр обороны и не министр иностранных дел, которых мы, когда принимаем постановление об информации, благодарим и говорим: так держать, господа министры! В данном случае должны быть неудовлетворительные оценки и чёткие решения: когда и как исправить. Я предлагаю - и вам уже розданы поправки - обратить внимание на главное место в постановлении, подпункт 1 пункта 4, где говорится об ускорении принятия мер по повышению минимального размера оплаты труда. Ну сколько ещё мы будем ускорять, углублять, активизировать?! Ярослав Евгеньевич, откуда эти формулировки? Попахивает какими-то съездовскими постановлениями. Моё предложение: до конца 2017 года исполнить требование статьи 133 Трудового кодекса РФ, согласно которому минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, и внести соответствующие законодательные инициативы на рассмотрение Государственной Думы. Да, можно долго говорить о том, что на это у нас нет денег, - так для этого Дума и ставит задачу правительству решить вот этот судьбоносный для России вопрос, решения которого мы ждём уже много лет! И правительство должно найти эти деньги, чтобы в следующий раз отчитаться и получить не двойку, а хотя бы удовлетворительную оценку. Следующее предложение. Вы говорите, что мы якобы вправе писать в постановлении только о том, что было произнесено с этой трибуны, - ничего подобного! С этой трибуны - не во время отчёта или выступления министра, а в течение всего года - многие коллеги из разных фракций, в том числе вы, говорили, что недопустимо не индексировать пенсии, тем более работающим пенсионерам. Об этом говорили с этой трибуны? Говорили. Где хоть слово в постановлении об этой проблеме? А её решения ждут от нас люди! Поэтому, конечно, есть и поправка, которая касается этого очень важного момента - индексации пенсий, в том числе индексации пенсий работающих пенсионеров, и недопустимости в дальнейшем замены индексации разовыми выплатами. Предлагаю этот пункт включить в наш проект постановления. Ну и конечно, каждый год с этой трибуны по много раз мы говорили, что одна из главных причин вот этой нелогичности, действительно издевательского варианта подсчёта минимального размера оплаты труда, прожиточного уровня - устаревшая модель закона "О потребительской корзине...". Говорили об этом? Сколько раз говорили! Спрашивали того же министра: почему в законе "О потребительской корзине..." не учтены расходы на жильё, на отдых, на культурный досуг? Там указаны продукты питания и какой-то набор, извините, носимых вещей из нескольких пунктов: носки, пальто раз в пять лет и так далее. Этот закон не соответствует никаким нормальным человеческим понятиям о том, что должен получать человек для жизни, не для существования! Моё предложение: включить в проект постановления серьёзный пункт о разработке закона, в котором поменяется "базовый принцип формирования потребительской корзины в целом по Российской Федерации в целях включения в её состав набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, который будет достаточным для полноценного обеспечения основных социально-демографических групп населения, удовлетворения их потребностей, как полноценных членов общества". Я не буду сейчас углубляться в нюансы, но считаю, что без принятия такого закона, который можно и нужно совместно... у нас в Государственной Думе сейчас есть такая инициатива, создаётся научно-экспертный центр, который и должен вместе с этим министерством предложить новый вариант закона о потребительской корзине. Для справки могу сказать, что подобные законы в европейских странах, в развитых странах, включают сотни пунктов - всё взвешено, указано в граммах, сколько человеку нужно, на что и какое количество денег. В нашем же законе, лаконичном до безобразия и нелогичном, доли: вот столько-то процентов на продовольствие, столько-то процентов на товары и услуги - он, конечно, не выдерживает никакой критики! Этот закон надо менять, и разговоры о том, что на это у нас не будет денег, - это потом, сначала нужно эти законы вот здесь увидеть, услышать и, надеюсь, принять, а потом будем спрашивать с правительства, где деньги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, ещё раз всех поздравляю с Днём космонавтики, всех, кто имеет к этому отношение, и всех граждан Российской Федерации! Пользуясь случаем, хотел бы пригласить посетить дом-музей Константина Эдуардовича Циолковского, который родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевском Спасского района Рязанской области. Очень часто я слышу про Калугу, но всё-таки хотелось бы сказать, что Циолковский родился в Рязанской области. В этом году для Рязанской области это очень актуально - это к разговору о развитии туризма и социальной защиты населения. Ну а теперь перехожу непосредственно к вопросу, о котором я хотел бы вам сказать, коллеги. Фракция ЛДПР, конечно, поддержит проект постановления: в нём в основном перечислены меры, которые фракция ЛДПР, депутаты Государственной Думы хотели бы, чтобы Правительство Российской Федерации, в частности, одно из главных, я считаю, министерств, которое этим должно заниматься, приняло - оно должно навести в этом вопросе порядок. Хотел бы начать с названия министерства. Я вот думал о том, почему многие вопросы в Российской Федерации, о которых граждане очень часто нам говорят на встречах, не решаются, - наверное, это происходит в связи с тем, что в нашей стране министерство социальной защиты не имеет окончания "населения Российской Федерации", - мы всё-таки должны защищать население Российской Федерации! Теперь по пунктам, уважаемые коллеги. Михаил Дегтярёв уже рассказал, что мы совершили рабочую поездку в Туркмению по приглашению главы республики. И Владимир Вольфович во время пресс-подхода говорил, что в Туркмении существуют такие меры социальной защиты населения, как бесплатные электричество, газ, ипотека под 1 процент. Возникает вопрос: почему это происходит на территории Туркмении, а в Российской Федерации этого, к сожалению, мы добиться не можем? Наверное, вывод напрашивается такой: численность населения там чуть более 5 миллионов человек, и государство стремится к тому, чтобы люди имели возможность бесплатно получать блага, природные ресурсы, которые имеет это государство, для того чтобы как минимум численность населения увеличивалась. Хорошо, что у нас многонациональная страна. Я с коллегами по поручению лидера ЛДПР очень часто езжу на наших спецпоездах по стране... Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ШЕРИН А. Н. ...и у нас есть возможность сравнить, как живут люди в разных регионах Российской Федерации. Жалко, больно и обидно за граждан, которые проживают в основном на территории исконно русских регионов Российской Федерации. Это боль, это крик о нищенском существовании! И вот когда мы говорим, что в Туркмении есть такие бесплатные блага, никто не может сказать нам, что это популизм, а когда фракция ЛДПР вносит в Государственную Думу предложение освободить от оплаты коммунальных услуг хотя бы пенсионеров Российской Федерации, этот законопроект почему-то не продвигается, а некоторые коллеги называют это предложение популизмом. Уважаемые друзья, мы прекрасно понимаем, что эти вопросы можно было давным-давно решить, если бы ни у одной фракции в Государственной Думе не было более 50 процентов голосов. Если бы у нас во фракции ЛДПР было триста сорок три депутата, конечно, то, что мы сегодня предлагаем правительству, мы могли бы здесь, в Государственной Думе, оперативно принять. Хотелось бы ещё обратить особое внимание на то, о чём говорил мой коллега, - на минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум. В Российской Федерации прожиточный минимум установлен в размере 9 тысяч 691 рубля (а вот в Рязанской области вы сможете прожить на 8 тысяч 658 рублей) - так считает Правительство Российской Федерации, - при этом вам необходимо заплатить за коммунальные услуги, продукты питания и многое другое, без чего не может обойтись человек. Минимальный размер оплаты труда на сегодняшний день в Российской Федерации - 7,5 тысячи рублей. Напомню, что фракция ЛДПР предлагала установить его в размере 20 тысяч рублей. Эта сумма помогла бы в том числе пополнить Пенсионный фонд Российской Федерации: сейчас нерадивые работодатели стараются оформить сотрудников на минимальный размер оплаты труда, чтобы не платить огромное количество налогов; в целом, если мы посчитаем все налоги, которые платит работодатель за одного работника, это порядка 42 процентов зарплаты; так вот чем выше минимальный размер оплаты труда, тем выше будет пенсия у пенсионеров. Мы предлагаем установить пенсию в размере минимум 15 тысяч рублей, но в нашей стране на эти цели снова не находится денежных средств. В этом зале несколько месяцев назад депутаты фракции парламентского большинства проголосовали за то, чтобы мы выплачивали пенсию пенсионерам в Израиле, которые уехали с территории Советского Союза в период с 1972 по 1991 год, а пенсионерам, которые остались жить в Российской Федерации и тратить здесь свою пенсию, Правительство Российской Федерации смогло изыскать единовременное пособие в размере 5 тысяч рублей в связи с тем, что денег в бюджете Российской Федерации не хватает, - мы очень часто заботимся о пенсионерах из других стран, но забываем о своих. Во всех странах с развитой экономикой денежная масса, более 50 процентов, на руках у населения, тем самым повышается его покупательная способность, в нашей же стране вся денежная масса у двух процентов населения - ну невозможно говорить о развитии экономики, повышении уровня жизни, если у людей на руках нет денег. Сейчас в том числе Государственной Думой по предложению Правительства Российской Федерации усиливаются такие репрессивные органы, как коллекторы. Мы предлагали их ликвидировать, запретить, чтобы они не кошмарили людей, которые не от хорошей жизни идут в микрофинансовые организации и не от хорошей жизни не могут потом рассчитаться с кредитами и долгами по ставкам 300-500 процентов, но парламентское большинство считает, что деятельность коллекторов нужно как-то упорядочить, составить реестр: пусть продолжают кошмарить людей, но по конкретному порядку. Мы предлагаем дать людям возможность платить за электричество и коммунальные услуги доступные суммы - правительство предлагает здесь также вводить репрессивные меры вплоть до уголовной ответственности за воровство электроэнергии. И что за маразматичное предложение лишить медицинской помощи неработающих или самозанятых граждан?! Фракция ЛДПР ни в коем случае не позволит принять подобный закон! Если кто-то считает, что получающие бесплатно медицинское обеспечение в Российской Федерации делают это незаконно, можно обратить внимание на въезжающих на территорию Российской Федерации, в том числе гастарбайтеров, - вот их, пожалуйста, можете застраховывать на границе, и пусть страховые компании платят за них... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте десять секунд. ШЕРИН А. Н. В заключение, уважаемые коллеги: в Российской Федерации есть всё для того, чтобы мы обеспечили более высокий уровень жизни граждан. Просим вас просто прислушиваться и голосовать за предложения фракции ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. От фракции выступает Плетнёва Тамара Васильевна. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, мы в Государственной Думе седьмого созыва приняли очень много изменений в Регламент, внесли новшества в нашу работу, и вот одно из них - поручение профильным комитетам после выступлений министров готовить проект постановления. Мы все были за, и, я считаю, это было очень хорошее решение: это позволяет нам высказать министру, который выступал здесь с трибуны, всё, что мы думаем, - не только по итогам того, что он нам рассказывал, не только по его информации, а всё, что мы думаем. Вот сейчас выступающие говорили, как у нас тяжело с социальными вопросами, - это правда: на протяжении многих-многих лет рассмотрение всех социальных вопросов всегда ставилось на пятницу, на последние минуты, когда половины депутатов в зале нет, и всё отклоняли - вот так у нас идёт разговор о социальной политике... Я никоим образом не хочу обвинить Ярослава Евгеньевича в том, что он что-то там плохо сделал, - он очень старательный, хороший председатель комитета, - но посмотрите, что происходит. Мы, комитеты-соисполнители, высказываем свои предложения правительству, причём это не то, что они нам сказали, - это именно наши предложения по решению вопросов социальной политики; потом уже всё обобщается и излагается в проекте постановления. Хотя нам сказали внести одно предложение, но мы, комитет по делам семьи, дали пять предложений, смотрим - включено одно! И какое? Если я вам сейчас буду зачитывать всё, что в этом постановлении написано, вы сразу же поймёте, что опять нам условия диктует правительство: указывается то, что им проще выполнить, и вообще всё, что здесь написано, они уже выполняют или выполнили, понимаете? Получается в основном работа на бумаге. Кто-то из выступавших, по-моему депутат Нилов, сейчас сказал, что это наше главное министерство, - для людей, для наших избирателей, наверное, да, потому что они ждут от него каких-то решений, ведь проблем-то ужасно много: дети-сироты, с которыми связаны десятки проблем, молодые семьи, которые никогда не получат и не купят себе ничего без помощи родителей, дети, пособия... Ну очень много проблем! А судя по проекту постановления, самое главное - вот, оказывается, что самое главное из предложений нашего комитета, я вам прямо сейчас зачитаю, меня это ну так возмутило, просто невозможно! - "разработать классификации и критерии для использования при осуществлении медико-социальной экспертизы в отношении детей в рамках пилотного проекта и по результатам осуществить их доработку для внедрения на всей территории Российской Федерации", - да сто процентов это уже есть у них! Вот любой пункт, какой сейчас ни начну вам читать... Тут единственное конкретно написано - о колясках для инвалидов: увеличить выпуск и поставку, а всё остальное - ну пустота вообще! Вот Ярослав Евгеньевич сказал, что, мол, пришли бы вы на заседание комитета да с правительством там поспорили бы и что Александр Дмитриевич присутствовал, - я понимаю, но Александр Дмитриевич сейчас не в правительстве, он тоже депутат, тем более занимающий высокую должность, и мы, конечно, должны свою позицию отстаивать, чтобы они получали от нас информацию, чтобы хотя бы на перспективу понимали, что от них требуется. Вот скажите, кто из правительства ездит, как мы, по регионам, встречается с людьми, выслушивает их? Мы-то встречаемся с людьми, иногда очень нелицеприятные вещи выслушиваем - мол, все вы там одинаковые, все вы там... Даже если я попробую сказать, что я не голосовала, меня и слушать не станут! Поэтому, наверное, это вопрос и нашего престижа. Я тысячу раз выступала за эти годы и всегда говорила, что парламентская республика - это лучше, чем любая другая. Исполнительная власть... Единственное, что мы делаем, - утверждаем, пусть формально, но утверждаем премьер-министра здесь, больше ничего! Министры, конечно, отвечают перед премьер-министром, ну ещё в лучшем случае перед президентом, который всё-таки заставляет их отвечать на какие-то нелицеприятные вопросы, а мы здесь их встречаем, задаём вопросы, они как могут отвечают, и мы пишем в постановлении то, что вообще ни к чему их не обязывает. Ну дорогие мои, я думаю, любой председатель комитета, который и дальше будет приглашать и по итогам писать такие постановления... Давайте всё-таки будем не в угоду им действовать, а делать то, что нас попросят сделать избиратели. Вот пример вам приведу. Проехала по трём своим областям - Пенза, Липецк, Тамбов, - и люди, которые приходили на приём, дали мне информацию, какие предприятия не выплачивают заработную плату совсем либо выплачивают частично. Я собрала эти сведения, встретилась с Ольгой Юрьевной Голодец и отдала прямо ей в руки. Прошла буквально неделя - всё, ответ пришёл: что делается, как делается. Снова приезжаю в региональную неделю в Пензу - ко мне приходят люди и говорят: спасибо большое, нам стали платить. Ну, понимаете, они же там, в правительстве, тоже не могут всё знать, мы должны их заставлять работать, а мы, получается, перед ними расшаркиваемся, кланяемся и пишем в угоду им вот такие пустые постановления. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Выступает Михаил Васильевич Тарасенко. Выступление от фракции. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы сейчас только нарабатываем практику принятия постановлений по итогам выступлений министров. Действительно, информация министров - это не отчёт правительства, и мне, например, представляется, что это постановление должно отражать прежде всего ход дискуссии, которая состоялась в процессе обсуждения этой информации. Это постановление должно отвечать характеру вопросов, которые задавали министру, и ответов на них, но пытаться превращать этот документ в программу действий - действий Государственной Думы, где представлены четыре разные фракции, у которых разные взгляды на существо происходящего, и через эту форму вырабатывать единый подход - мне кажется, это примитивность. И многое из того, что мы здесь слышим... Вот, в частности, то, что Туркмения для нас пример, - да возьмите статистику и посмотрите, какая покупательная способность заработной платы в Туркмении, посмотрите на использование в Туркмении детского труда, прежде чем приводить в пример Российской Федерации Туркмению! Далее, мол, надо написать правительству, что необходимо увеличить минимальный размер оплаты труда как можно быстрее, - мы создали с этой целью межфракционную рабочую группу под руководством Первого заместителя Председателя Государственной Думы, и если мы сейчас такое для правительства запишем, то мы будем выступать в роли унтер-офицерской вдовы, это будет показывать, что наша межфракционная группа ничего не способна сделать! Мне представляется, что подготовленный документ сбалансирован. Жёсткое было обсуждение, и я не могу сказать, что довлело правительство, - нет, скорее был фракционный подход, и мы учитывали его при принятии этого решения. Мне документ представляется сбалансированным. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие этого постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Заключительное слово - Ярослав Евгеньевич Нилов. И оставайтесь, Ярослав Евгеньевич, на трибуне, потом поправки будем обсуждать. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Ещё раз напоминаю: комитет рекомендует принять данный документ. И хотел бы прокомментировать ряд замечаний, которые звучали и в мой адрес, и в адрес комитета. Первое, Олег Анатольевич Нилов ещё раз заострил внимание на названии документа. Олег Анатольевич, вы могли воспользоваться своим правом, которое диктует Регламент, и поправкой предложить данное название изменить, однако этим правом вы не воспользовались. Далее. Вы предложили новую редакцию одного из пунктов, касающегося минимального размера оплаты труда, обвинив меня в некоем советском подходе. Ну во-первых, я противник, крайне против многих советских подходов, а во-вторых, считаю, что фраза "ускорить принятие мер по повышению МРОТ" - это корректная формулировка, потому что если записать, что в 2017 году нужно обязательно увеличить МРОТ до величины прожиточного минимума, то Минфин скажет, что денег нет, Минтруд скажет, что законопроект они внести не смогут, и тогда это будет просто пустая декларация. Мы этого хотим? Если мы хотим просто пустые документы принимать - ну тогда это совершенно другой подход, тогда это полностью девальвирует подобные документы. Ну и вообще, на будущее всем депутатам хочу сказать, что подобные документы не так легко готовить, чтобы все были довольны. Олег Анатольевич, вы входите в состав комитета по транспорту, вам предстоит большая работа по подготовке подобного документа в связи с тем, что у нас выступал министр Соколов, и, когда фракции, депутаты, комитеты представят вам в комитет свои предложения, вы поймёте, насколько нелегко учесть все пожелания, с учётом того что за каждым таким пожеланием должна быть ещё некая финансовая основа, поручения, которые отражаются в этом документе, должны быть реально выполнимы. Тамара Васильевна Плетнёва неоднократно заявила, что якобы мы ограничили в представлении предложений - просили дать всего лишь одно предложение. Это абсолютно не так: сколько вы дали, столько мы и изучили и попытались учесть всё. Действительно, в результате учли только одно предложение, но почему мы не смогли учесть все? Вы предлагали установить критерии нуждаемости - а вы знаете, что это очень опасная тенденция? Правительство с удовольствием это сделает, и многие из тех, кто сегодня реально является нуждающимся, окажутся, по версии правительства, ненуждающимися и не смогут рассчитывать на социальные гарантии. Мы хотим этого? Мы этого не хотим. Далее. Вы предлагали продлить... установить дополнительные социальные гарантии для семей, имеющих детей в возрасте от полутора до трёх лет, но мы же это сделали, когда принимали постановление после "правительственного часа" с участием Голодец. Зачем повторять то же самое? Не включать вопросы, которые не обсуждались, - это была наша принципиальная позиция, и мы их не включали. Что касается многодетных семей и поручения разработать соответствующий проект закона. Понимаете, это будет некорректно, потому что каждый депутат является субъектом права законодательной инициативы, имеет право самостоятельно подготовить и внести законопроект. И вообще, установление всех льгот, касающихся многодетных, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации, и опять же некорректно в данном случае давать какие-то поручения правительству. Мы как раз и приглашали на заседание комитета, чтобы всё это обговорить, тогда, может быть, удалось бы скорректировать какие-то параметры. Ну и что касается обвинений в том, что мы якобы полностью пошли на поводу у правительства. На заседании комитета была очень жёсткая дискуссия, и ряд пунктов мы в результате голосования оставили: несмотря на то что были жёсткие возражения и были просьбы вообще исключить эти пункты, они остались в данном документе. Ещё раз скажу, это консенсусный, сбалансированный документ, его принятие позволит всё-таки перейти от слов к делу и практически реализовать пожелания, которые депутаты выражают голосованием при принятии данного проекта постановления. Поэтому ещё раз прошу данный проект постановления поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Коллеги, поскольку к проекту постановления есть три поправки, ставлю на голосование: принять проект постановления за основу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 16 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принимается за основу. Три поправки Олега Анатольевича Нилова. Поправка 1. Пожалуйста, включите микрофон депутату Нилову. Пожалуйста, Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вначале хочу сказать, что с уважением отношусь к Ярославу Евгеньевичу, и просьба мои претензии ни в коем случае не воспринимать лично. Просто должность у вас, Ярослав Евгеньевич, незавидная, как раньше говорили, расстрельная, то есть вас в обязательном порядке либо правительство, либо депутаты из оппозиционных фракций, либо народ будут... ну не расстреливать, но вот так жёстко критиковать, тут точно не найти компромиссный вариант. Итак, поправка 1, я считаю, самая существенная. Я предлагаю именно до конца 2017 года исполнить требование статьи 133 Трудового кодекса, я об этом уже докладывал, в том числе предлагаю закончить работу нашей группы, которую возглавляет Александр Дмитриевич Жуков, в этом году, а не тогда, как мы тут нацелились. Я был на этом заседании и знаете что услышал от правительства? Они говорят: ну да, хорошая, правильная инициатива, касается миллионов граждан, бедных, несчастных, нищих, но денег нет, поэтому сроки будем ещё определять. Даже намёка нет, какой это будет год - 2019-й, 2020-й?.. Вот такие звучат там предложения, в нашей рабочей группе. Я не собираюсь участвовать в деятельности такой рабочей группы, где будут звучать такие сроки! Закон надо принять в этом году, что я и предлагаю. Понятно, что если мы примем закон в этом году, то, наверное, правительство добьётся того, чтобы он вступил в действие со следующего года, а в этом году давайте все вместе будем искать деньги. Я уверен, мы найдём и покажем правительству, "где деньги, Зин", - забыты они, потеряны или украдены, - но это уже другой вопрос, а сначала я предлагаю принять решение, с какого года вводить эту долгожданную норму: я предлагаю принять это решение в этом году. Вот суть поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александру Дмитриевичу Жукову включите микрофон. ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые коллеги! Целью работы нашей рабочей группы как раз является подготовка предложений по законодательному решению вопроса о повышении минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, и я думаю, что рабочая группа обязательно предложит такие решения не просто в этом году, а до конца весенней сессии. Но сейчас забегать вперёд и говорить, что мы должны до конца 2017 года привести минимальный размер оплаты труда в соответствие с величиной прожиточного минимума, было бы как минимум преждевременно. И уж конечно, Олег Анатольевич, я никак не могу согласиться с тем, что вы говорите: сначала принимать решение, а потом уже правительство пусть находит и берёт где хочет, деньги - это вообще в принципе неправильный подход. Вы знаете, народ этот вопрос давно решил, есть небезызвестная пословица: "По одёжке протягивай ножки", и в любой семье именно так и строится процесс принятия решений, а вы хотите на уровне государства его перевернуть - сначала принять решение, а потом окажется, что под это нет денег. Ну так нельзя, это как минимум безответственный подход, мы так не можем принимать решения, мы должны принять решение взвешенно. Да, это одна из главных задач - приведение МРОТ в соответствие с величиной прожиточного минимума. Я уверен, что мы найдём решение и найдём правильный подход в отношении сроков, за какое время это можно сделать с учётом возможностей бюджетов, с учётом возможностей предприятий - особенно важно это в бюджетной сфере, - с учётом возможностей регионов. Если сейчас мы примем решение, не обеспеченное финансами, это будет пустой звук и мы нанесём всем только вред, поэтому я данную поправку категорически не могу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Комитет эти поправки не рассматривал, поэтому каждая фракция самостоятельно будет определять, как голосовать, - фракция ЛДПР поддержит, и я поддержу. Я скажу лишь о плюсах и минусах. Объективно говоря, действительно, много лет нарушаются нормы Трудового кодекса - МРОТ ниже величины прожиточного минимума, - именно поэтому в постановлении к законопроекту было сказано о создании рабочей группы, чтобы эту несправедливость устранить. Одновременно хочу обратить внимание, что, если принимать в той редакции, которую предлагаете вы, необходимо будет скорректировать параметры бюджета, так как бюджет на 2017 год и на последующие годы утверждён и бюджеты внебюджетных фондов также утверждены, и внести поправку в закон. Тогда мы столкнёмся с ситуацией, когда Минфин займёт отрицательную, противоположную позицию, и опять эта норма будет просто декларативной. И тогда мы возвращаемся к тому, о чём я говорил в заключительном слове по постановлению. Так что предлагаю парламенту, каждому депутату самостоятельно определиться, как голосовать по данному предложению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 1 Олега Анатольевича Нилова. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 12 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 2. Включите микрофон Олегу Анатольевичу Нилову. НИЛОВ О. А. Александр Дмитриевич, позвольте с вами не согласиться. Это у нас дискуссия о курице и яйце. Я считаю, что сначала принимается закон, в соответствии с которым появляются обязательства, которые потом закладываются в бюджет, поэтому и предлагаю принять закон, а потом в соответствии с этим законом рассматривать бюджеты на следующий год, на трёхлетку и так далее. Приведу вам свежайший пример - снос хрущёвок в Москве: а где три с половиной триллиона, в каких бюджетах вы их видели? Нет этих денег! Их будут ещё искать и найдут не только в московском бюджете. Вы наверняка прекрасно понимаете, что таких денег в московском бюджете не найти, но мы принимаем политическое решение, проявляем такую волю. И здесь, я считаю, нужно действовать аналогично. Итак, 2-я поправка касается индексации пенсий, особенно для работающих пенсионеров. Мы уже много раз слышали претензии от работающих пенсионеров по поводу этой несправедливости, давайте обозначим этот вопрос правительству, и пусть оно ломает голову над тем, как исполнить это. И не допускать того, чтобы когда-нибудь кто-нибудь в правительстве опять захотел разовыми выплатами заменить законную индексацию пенсий. Вот в этом суть 2-й поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александру Дмитриевичу Жукову включите микрофон. ЖУКОВ А. Д. Мне кажется, мы этот вопрос неоднократно уже обсуждали и определённое решение приняли. Я просто не вижу необходимости вписывать и в это постановление наше решение. Действительно, мы стараемся записать в постановлении то, что обсуждалось конкретно на данной встрече с министром и что касалось информации, которая была дана, мы не можем сюда вписать все темы социальной политики, которые существуют. Это, во-первых, невозможно, во-вторых, не нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Олег Анатольевич, я лично поддержал бы эмоционально и политически вашу поправку, как и фракция ЛДПР. В комитете регулярно звучат пожелания всё-таки устранить существующую несправедливость - деление на категории, - есть разные версии, надо или не надо вспоминать советское прошлое: мы считаем, что надо индексировать всем категориям, кто-то считает, что не надо. С учётом того что комитет эту поправку также не рассматривал, каждая фракция должна самостоятельно определиться. Но в части формулировок хотел бы обратить ваше внимание на юридический аспект. Здесь некорректно указано: "Реализовать меры по доиндексации пенсии в отношении всех категорий граждан..." - что здесь имеется в виду? У нас либо не индексирована пенсия работающим пенсионерам, либо индексирована пенсия неработающим пенсионерам, так что непонятно, что имеется в виду в данном случае. "Считать недопустимой в дальнейшем реализованную в 2016 году замену индексации пенсии разовой денежной выплатой" - я напомню, что в 2016 году работающим пенсионерам не индексировали, а неработающим индексировали однократно, то есть неполноценно. И эта единовременная выплата юридически привязки к индексации (доиндексации, неиндексации) как таковой не имела, поэтому юридически опять же данная фраза некорректна. В целом предлагаю определить судьбу данной поправки голосованием палаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 27 сек.) Проголосовало за 85 чел.18,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 85 чел. Не голосовало 365 чел.81,1 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Поправка 3. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Очень важный закон, который пока не удаётся ни одной фракции, я, во всяком случае, не видел ни одной версии, потому что это очень сложно - представить законопроект о потребительской корзине. Считаю, что приступать к такой работе необходимо только совместными усилиями и депутатов, и экспертов, и правительства, может быть, Александр Дмитриевич возглавит эту работу тоже после того, как мы закончим работу в комиссии по МРОТ. Это архиважно, мы наконец перестанем бледнеть, краснеть перед своими избирателями, которые задают нам вот этот вопрос, говорят: а сами попробуйте пожить на 8 тысяч, 9 тысяч, 10 тысяч рублей! И кто написал в действующем законе, что мне положен набор продуктов, набор каких-то товаров, одежды, но не положено ни копейки на покупку, на строительство собственного жилья или даже собачьей будки - нет этого в действующем законе! - тем более на ремонт, на какую-то технику, оргтехнику, на отдых, на культуру, на образование, на медицину?.. Ничего нет в этой корзине, в этих десяти тысячах! Вот поэтому принятие этого закона я предлагаю считать приоритетом для министерства и для Думы и поэтому предлагаю такой пункт в постановление: в течение, может быть, этого года разработать новый закон о потребительской корзине. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александру Дмитриевичу Жукову включите микрофон. ЖУКОВ А. Д. Уважаемый Олег Анатольевич, каждый депутат имеет возможность разработать законопроект по любому вопросу, но вы-то в этой поправке совершенно о другом говорите. На самом деле вы не правы, когда говорите, что здесь не заложены какие-то услуги, просто в потребительской корзине в процентах определено соотношение товаров и услуг. Да, конечно, у каждого человека своё представление о том, сколько ему брюк нужно минимально в год или в пять лет, и вы можете своё видение этого выразить в проекте закона, но что касается услуг, то перечислять их, измерять в натуральном выражении, на мой взгляд, абсолютно неблагодарное дело: ну попробуйте сосчитать, сколько раз надо сходить в баню или в кино в течение года. Я думаю, что ваш законопроект будет подвергнут очень язвительному обсуждению. По-моему, выбран абсолютно верный принцип - определение в процентном соотношении стоимости услуг, товаров и продуктов, которые минимально должен потреблять человек. Вы же предлагаете в поправке отказаться от этого принципа - я думаю, что это неправильно, но, если у вас получится сделать какую-то сбалансированную корзину, и вы её сможете в законопроекте описать, и все депутаты под этим подпишутся, я скажу: "Браво, молодец, депутат Нилов!" Если вам удастся такой закон провести... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЖУКОВ А. Д. Да, я имею в виду Олега Анатольевича, но Ярослав Евгеньевич, вероятно, тоже молодец будет, потому что через его комитет это пойдёт. Я думаю, что эту поправку не надо поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. На заседании комитета поправка не рассматривалась, поэтому каждый депутат может самостоятельно определиться голосованием. Хотел бы обратить внимание на некорректность некоторых формулировок. Непонятно, что такое "для полноценного обеспечения основных социально-демографических групп", кто входит в такие социально-демографические группы, кто имеется в виду: дети, пенсионеры, работающие, неработающие, безработные? "Как полноценных членов общества" - что имеется в виду в данной формулировке, тоже непонятно. И дальше: "...удовлетворение их потребностей как полноценных членов общества". У каждого свои потребности, и здесь вспоминается выражение: "Кому-то щи без мяса, кому-то бриллианты маленькие", то есть кому-то надо ходить каждый день делать массаж, спа-процедуры, а кто-то ограничивается походом в спортзал раз в месяц. Поэтому прошу палату определиться голосованием исходя из замечаний, которые были высказаны, и с учётом того, что комитет данную поправку не рассматривал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 18 сек.) Проголосовало за 88 чел.19,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 88 чел. Не голосовало 362 чел.80,4 % Результат: не принято Отклоняется поправка. Ставлю на голосование проект постановления в целом. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 40 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Постановление принимается. По ведению - Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Я хотел бы уточнить: я не призывал брать во всём пример с Туркмении. Ещё раз подтверждаю: я очень люблю Россию, горжусь своей страной и считаю, что у нас уникальный, индивидуальный путь. И для информации хотел бы сказать, что в Туркмении за последние пять лет было открыто 75 школ, в которых преподавание ведётся на русском языке, а вот в посёлке имени Ильича Добринского района Липецкой области семь лет назад была закрыта школа. Вот давайте все вместе восстановим школу в этом посёлке, где проживает полтысячи человек, и я буду всем в пример ставить Липецкую область. А сколько вообще в России закрыто школ за последние годы, я, наверное, не буду вам говорить. Дорогие друзья, если есть какой-то положительный пример в дружественной нам стране, почему бы о нём не сказать? При этом, естественно, я люблю Россию и горжусь только своей страной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, спасибо, но это не по ведению - это продолжение дискуссии. И я прошу всех иметь в виду: если к председательствующему есть какие-то претензии по ведению - высказывайте эти претензии, а продолжать дискуссию, используя, так сказать, мотив "по ведению", не очень правильно.