Заседание № 30
10.03.2017
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 118667-7 "Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1998 по 2402 из 6569
Переходим к 3-му вопросу нашей повестки. О проекте постановления Государственной Думы "Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предложен проект постановления Государственной Думы, подготовленный по итогам "правительственного часа" с участием заместителя председателя правительства Ольги Юрьевны Голодец. Пять комитетов представили свои предложения, которые были проанализированы и легли в основу данного документа, где отмечаются прежде всего приоритеты Государственной Думы в социальной сфере, указывается на те факты нарушений, которые были выявлены Счётной палатой, указывается на недопустимость в дальнейшем нарушать Бюджетный кодекс при распределении бюджетных средств между субъектами Российской Федерации. Также в нём высказаны рекомендации по различным направлениям, которые не только являются актуальными, но и имеют финансово-экономическую основу, - это социальная политика, трудовые отношения, вопросы здравоохранения, вопросы материнства и детства, вопросы культурных ценностей, вопросы образования. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, который является ответственным комитетом, рассмотрев проект постановления, поддержал его, все комитеты-соисполнители также поддержали данный проект постановления. Комитет рекомендует палате проголосовать за данный документ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы? Есть вопросы. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Я хотела бы выразить благодарность председателю комитета по социальной политике, он действительно очень серьёзно подошёл к этому вопросу. Мы, наш комитет, подавали очень много предложений, не все они вошли, и один вопрос меня особенно волнует, потому что жалоб очень много: земельные участки, которые выделяют многодетным семьям, не соответствуют требованиям, там вообще невозможно строить жильё, нет инфраструктуры. Ярослав Евгеньевич, скажите, пожалуйста, почему не включили это в проект постановления? Я не поняла. НИЛОВ Я. Е. Уважаемая Тамара Васильевна, спасибо за вопрос. Это не моя личная работа - это работа коллектива, в которой участвовали и Первый заместитель Председателя Государственной Думы, и представители всех комитетов, и члены нашего комитета, так что это коллективный труд. Мы максимально включили всё то, что смогли включить, потому как позиция, изложенная тем или иным комитетом, должна ещё иметь практическое значение, в том числе должна быть возможность реально решить вопрос, который будет отражён в этом документе. Вопрос, который вы ставите, действительно актуальный, и к нам, и в комитет, и во фракцию, тоже обращаются с подобными жалобами - действительно, выделяются такие участки, куда даже доехать порой невозможно, - но включение этого вопроса в проект постановления не означало бы его сиюминутного решения. Мы попытались всё-таки найти золотую середину, потому что слишком много предложений поступило, и вообще, социальная сфера просто безгранична, и если бы мы включили сюда всё, то получился бы объём, как у собрания сочинений Ленина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить, есть желающие? Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Тарасенко Михаил Васильевич. Подготовиться Нилову. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Конечно, было очень много пожеланий, вопросов, которые депутаты, комитеты считали необходимым включить в проект постановления, но те, кто работал над этим документом, прежде всего базировались на том, что постановление должно отражать ход дискуссии, состоявшейся во время отчёта заместителя председателя правительства, то есть прежде всего те вопросы, которые обсуждались, и они были включены в проект постановления. Кроме того, я не могу не отметить, что в проекте постановления комитета по труду и социальной политике мы не видим вопросов, касающихся минимального размера оплаты труда, а это тема довольно актуальная. Но дело в том, что мяч сейчас, так сказать, на нашей стороне - создана рабочая группа думская, которая занимается этим вопросом и должна подготовить документы к сентябрю этого года, поэтому мы не сочли необходимым включать в проект постановления такие вопросы. Безусловно, есть ещё масса вопросов, связанных с заработной платой, с тем, что сейчас предпринимаются попытки социальное страхование заменить социальными налогами, и ряд других острых вопросов, по которым даже внутри Государственной Думы фракциями не выработана единая позиция. Мы считаем, что данный проект постановления - это согласованный документ: положения, которые вошли в него, разделяют представители всех фракций, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" его поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Коломейцеву. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, наша фракция поддержит представленный проект постановления. Мы согласны, пусть не всё удалось включить в этот раз, но просто предложение, просьба: Ярослав Евгеньевич, обратите внимание на ключевую, может быть, стратегическую задачу, которую уже не раз обозначала наша фракция, но которую должно решать, конечно, правительство, в первую очередь социальный блок, за который несёт ответственность Голодец, - это сбережение и преумножение российского народа. Это ключевая, главная задача пока, к сожалению, не сформулирована в представленном проекте постановления - надеемся, что нам удастся это сделать чуть позже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Просьба к уважаемым коллегам использовать думскую трибуну, как это делает Коломейцев Николай Васильевич, поскольку обращаться к залу всё-таки лучше, стоя к нему лицом. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, положительный момент - то, что Дума седьмого созыва ввела практику принятия постановлений по итогам "правительственных часов". Здесь четыре партийные фракции, и, наверное, в конце каждого постановления, принимаемого на ваших пленумах, съездах, генеральных советах, есть фраза: "Контроль поручить...". Вот в наших постановлениях это отсутствует, и из-за этого хорошее постановление, мне кажется, просто зависает. Ну я просто приведу один пример. Дума прошлого созыва под предводительством заместителя председателя Левичева, ныне члена Центральной избирательной комиссии, можно сказать, нашла 2,5 триллиона рублей, пропадающих на таможне. Это было выявлено в результате глубокого анализа данных Центробанка, ВТО, Таможенного комитета, Международного валютного фонда методом зеркальной статистки, понимаете? И потом мы увидели, что в коробках из-под обуви была валюта, - конфуз! - соответствующие вопросы возникали к руководителю Таможенного комитета, которого потом амнистировали, даже не привлекли. Я это к чему говорю? Понимаете, мы можем всё на Голодец свалить, но я вам рекомендую подумать. Вот 7 мая 2012 года президентом было подписано одиннадцать указов, в которых, с моей точки зрения, была попытка систематизировать планы, ну, скажем, на предстоящий десятилетний период, вернее, на восьмилетний период, поскольку многие сроки, параметры ограничивались... А почему время неправильно выставлено? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавят вам время, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...параметры ограничивались, то есть определялись на срок до 2020 года. Посмотрите, они ведь завалены не социальным блоком и не Голодец, подавляющая часть планов похоронена экономическим блоком и Минфином! Я вам конкретный пример приведу. Плюс к указам есть поручение президента, и Мантуров на встрече у президента на всю страну - каждые полчаса в новостях передавали - сказал, что найдено 107 миллиардов рублей, для того чтобы поддержать промышленность. А что такое промышленность? Это ведь как раз 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, которые надо было согласно указу организовать! Зачем я об этом вам напомнил? Сейчас уже почти середина марта, а Минфином до настоящего времени, Вячеслав Викторович, не внесены в правительство поправки, касающиеся использования Фонда будущих поколений, Резервного фонда, чтобы эти 107 миллиардов попали как раз туда, где эти высокопроизводительные места должны быть созданы, чтобы промышленность работала и в бюджет, напоминаю вам, давала деньги. При этом есть ещё и поручение председателя правительства - правда, теперь оно касается Орешкина, а не Улюкаева, который под домашним арестом находится, - но проблема не решается, с моей точки зрения, потому что у нас нет координации действий по принятым решениям. Вячеслав Викторович, у меня есть предложение, чтобы кто-то из ваших первых заместителей или из Аппарата взял на себя контроль за исполнением принятых постановлений, потому что в том числе и комиссия под руководством Левичева вносила проект постановления, который был принят, но постановление не выполнено. Мне кажется, что нам с вами надо, вообще-то, ещё раз обратить пристальное внимание на финансово-экономический блок, - почему? Вот 15-го числа у нас здесь будет Топилин и будет опять за рыбу гроши: труд, занятость, МРОТ, - но не от них же зависит, вообще, рост экономики, понимаете?! Я, вообще, считаю, что правильно было бы до отчёта правительства пригласить молодого министра Орешкина, потому что то, что он произносит в эфире и в интервью, вообще не соответствует тому, о чём говорит президент, и тому, что написано в указах, - с моей точки зрения, он ретранслирует старую кудринскую политику. Более того, договорились уже с Мау до того, что надо вообще от пенсий отказаться! Ну вы поймите, если мы будем в диссонанс президенту делать такие заявления по фундаментальным вопросам устами профессоров, членкоров, которые, вообще говоря, готовят кадры для государства, то, мне кажется, в диссонанс мы введём всё общество! Что касается этого проекта постановления. Мне кажется всё же, что кроме контроля надо конкретизировать вопросы минимального размера оплаты труда и задолженности по зарплате, я к этому много раз вас призывал. Вы поймите, у нас в стране нет выверенной суммы задолженности по заработной плате. Почему? Потому что мы с вами приняли такие законы, которые не дают возможности Минтруду контролировать то, что уже находится в состоянии конкурсного управления, арбитражного управления, и мы не видим этих цифр, именно поэтому у нас... Вот, например, "Кингкоул" имеет задолженность - спасибо председателю, он здесь подключился и дал, так скажем, толчок для погашения задолженности, - но, вы поймите, "Кингкоула" среди предприятий, имеющих задолженность по заработной плате, нет уже полгода, даже больше, а задолженность-то есть! Вот мы все сейчас встречались с избирателями: стонут кругом люди, и я уверен, что у вас в субъектах то же самое! Почему стонут? Потому что Центробанк ведёт крайне неправильную политику по удушению производства, в результате собственники минимизируют заработную плату, профсоюзов фактически не осталось во многих местах, работник, конечно, против, но он не может выступать, потому что нет другой работы, у нас огромное число незанятого населения. Мы поддержим, конечно, это постановление, но просим в будущем всё-таки ввести контроль. Мне кажется, учёт и контроль - это первый принцип исполнения решений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. У нас комитеты осуществляют контроль за реализацией постановлений, но вы предложили, чтобы этим занимался кто-то из первых заместителей. Коллеги, давайте попросим Ивана Ивановича Мельникова координировать эту работу, поскольку Александр Дмитриевич ведёт блок законотворчества, а вопросы контроля всё-таки ближе представителям оппозиционных фракций. Вот и контролируйте, Николай Васильевич! Нет возражений по предложению поручить контроль Ивану Ивановичу Мельникову, коллеги? Принимается, хорошо. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вячеслав Викторович сказал, что лицом к залу надо стоять, - вот я и решила выйти, хотя... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно, хотя нам приятнее, когда мы на вас смотрим... ПЛЕТНЁВА Т. В. ...хотя много говорить я не смогу, времени-то мало. Хочу сказать следующее. Правительство в лице Ольги Юрьевны получит качественный документ, это правда, потому что над ним работали коллективно, работали слаженно, все комитеты представили свои замечания, но я хотела бы отметить вот что: в данном случае качественный, грамотный документ - это результат, это показатель работы Думы, и теперь мы должны отслеживать выполнение всего того, что предложили, то, как это будет делать правительство вместе с нами, но это с одной стороны. С другой стороны, дорогие мои, люди ждут от нас законов для себя, таких, чтобы им лучше жилось, и я, например, когда такой законопроект рассматривается, вижу качество именно в этом, а не в том, насколько он грамотно написан, нет ли замечаний, - а у нас всегда качественно получается то, что поддержало правительство! Вот, например, идут переговоры с правительством, они не дают отрицательный ответ, но говорят, что подумают, решат... Как они подписывают заключения, я могу теперь уже как председатель комитета сказать: например, по закону о летнем отдыхе - помните, мы в авральном порядке принимали закон, который внесли члены Совета Федерации, - до сих пор ничего нет, ни подзаконных актов, ни даже постановления правительства, а ведь нам уже звонят, ждут от нас решения! Сегодня звонили из Совета Федерации, спрашивали: ну вы там поправки собираетесь вносить? Они законопроект внесли, а мы теперь должны его править, чтобы он стал работающим! Так что я считаю, что качество в этом как раз должно проявляться. Кроме того, теперь мы с вами по новым положениям нашего Регламента должны ещё и подзаконные акты отслеживать - каждый комитет по своим законопроектам. Я считаю, всё, что мы сейчас делаем, все новшества, - это абсолютно верно, правильно, но не думайте, что в Думе всех прошлых созывов мы просто сидели, что нас ругали, потому что мы не работали. Мы также работали, может быть, не столь продуктивно в том плане, в котором сегодня пытаемся, но тем не менее тоже работали с утра до вечера! Но и сегодня о нас с вами тоже будут говорить плохо, если мы для людей ничего не изменим! А постановление правильное, это первая ласточка, пока было всего два ответственных комитета. Я думаю, что эта работа будет продолжаться, и теперь после каждого "правительственного часа" мы не просто расстаёмся, мы должны будем отслеживать, как правительство исполняет задание, которое мы ему дали. Вопросов было очень много, наш комитет вносил около десяти разных предложений, и мы благодарим за то, что основные всё-таки попали в это постановление. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Максимов Василий Юрьевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я, пожалуй, впервые вижу документ, принимаемый в стенах Государственной Думы, который отражает практически все болевые моменты, существующие в сегодняшнем здравоохранении. Сегодня ведь главная проблема в медицине связана не со зданиями, сооружениями, оснащением, сегодня самая главная проблема в медицине - это кадры. Средний возраст участкового врача на селе вот-вот перешагнёт порог в 60 лет; да, в 2012 году стартовала программа "Земский доктор", и тысячи врачей приехали работать на село, однако за бортом этой программы остались малые города, моногорода, и сегодня там острейший дефицит кадров. И сегодняшнее постановление, надеюсь, подтолкнёт правительство к решению этой очень сложной кадровой проблемы. Ещё один вопрос, который постоянно обсуждался на протяжении пяти последних лет в среде медицинской общественности, касается среднего медицинского персонала. Мы сегодня строим ФАПы, в которых некому работать, и очень трудно сподвигнуть молодых специалистов туда ехать. Я думаю, судя по тому, как реализовывалась программа "Земский доктор", вполне может заработать и программа "Земский фельдшер", и тогда мы закроем проблему, касающуюся врачей первого контакта и медицинских работников первого контакта. Ещё один очень важный вопрос, который очень долго обсуждался, но никак не мог найти своего решения, - это закупки лекарственных препаратов, особенно для лечения орфанных заболеваний. Дело в том, что сфера закупок настолько зарегулирована, что сегодня обеспечить лекарствами эту категорию сложнейших больных практически невозможно. И если мы сделаем хотя бы ещё одно движение, то мы решим эту проблему и получим поддержку от всех медицинских работников России. И ещё один вопрос, который здесь освещается, - это проблема оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях. В любой школе возникают вопросы: как найти медицинского работника, каким образом должны обслуживать школьников, особенно если школьный коллектив свыше тысячи человек. Сегодня законных методов для этого нет, и директорам школ приходится идти на различные ухищрения. Если сегодня все эти вопросы найдут своё решение, я думаю, Государственная Дума, все, кто сидит в этом зале, получат очень высокую оценку со стороны медицинской общественности России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Юрьевич. Уважаемые коллеги, выступления прозвучали. С заключительным словом сейчас выступит Ярослав Евгеньевич Нилов, если нет желания выступить у представителя президента и у представителя правительства, - я так понимаю, правительство имело возможность работать над данным проектом постановления. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. В ходе вопросов, выступлений прозвучало несколько критических замечаний в адрес комитета. Я всегда скрупулёзно отношусь к таким вещам и стараюсь, поддерживая имидж этой структуры, соответственно, прояснять ситуацию. Это, наверное, пятая версия постановления, и в рабочем порядке информировались заинтересованные стороны, в том числе все депутаты - члены комитета, которые представляют все фракции. Все пожелания и предложения, которые высказывались, мы попытались максимально учесть, даже вчера на заседании комитета, когда депутат Коломейцев внёс ещё одно предложение, мы его поддержали и оперативно проект доработали. Других предложений не было, и в рабочем порядке комитеты всё с нами согласовали. Что касается формулировок. Олег Анатольевич Нилов сказал, что в постановлении отсутствует фраза о сбережении народа. Однако, если мы внимательно посмотрим текст постановления, наверное, поймём, что каждый его пункт раскрывает это понятие. Возьмём для примера пункт, связанный с орфанными заболеваниями, - что это, как не сбережение народа? Или, например, вопрос, связанный с разработкой комплекса мер, направленных на сохранение здоровья детей, - что это, как не сохранение и сбережение народа? Или, например, предложение "рассмотреть возможность установления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей в возрасте от полутора до трёх лет" - то же самое. Каждый пункт раскрывает то, о чём вы говорили. Документ достаточно сложный, вот Николай Михайлович Харитонов столкнулся с этой проблемой как первопроходец; проще было депутату Слуцкому подготовить проект постановления после "правительственного часа" с участием Лаврова: приняли к сведению, поддержали, утвердили. Вопросы социальной политики более масштабны, более глобальны, слишком много позиций, мы можем написать то, что мы хотим, но это будет противоречить тому, о чём говорит Минфин, возможностям в бюджете, - не хотелось, чтобы получился пустой документ, который просто стал бы декларацией и выполнение которого мы потом не могли бы контролировать. И в заключение хочу обратить внимание на пункт 7, где мы предлагаем правительству проинформировать нас в период осенней сессии о реализации предложений, содержащихся в этом постановлении. Ещё раз прошу от имени комитета поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец", вопрос 3 нашей повестки. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 09 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Принято единогласно. Спасибо большое, Ярослав Евгеньевич. Вами действительно проделана огромная работа, причём итог этой работы - единодушная поддержка данного постановления, а значит, позиции всех фракций учтены.