Заседание № 7
09.11.2016
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы № 11345-7 "О внесении изменений в статьи 23 и 77-1 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся порядка рассмотрения обращений граждан).
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1481 по 2068 из 6773
Уважаемые коллеги, 3-й пункт повестки, о проекте постановления Государственной Думы "О внесении изменений в статьи 23 и 77-1 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Очень хорошо, что данный вопрос мы рассматриваем в начале работы нашей Государственной Думы, - речь идёт о письмах, которые наши избиратели направляют нам. Если попытаться классифицировать эти письма просто по направлению, то письма поступают просто в Думу, руководству Думы, во фракции, в комитеты и лично депутатам, и вот здесь как раз приводится такая классификация и предлагается совершенствовать механизмы работы депутатов Государственной Думы с письмами. Первое, на что хотелось бы обратить ваше внимание, это на статью 77-1, в которой как раз говорится о том, что депутаты должны лично отвечать на те обращения, которые поступают, но, к сожалению, практика показывает, что мы очень часто отправляем эти письма туда-сюда - в профильные комитеты, другим коллегам с просьбой рассмотреть, а вот здесь как раз точка ставится. В принципе, я думаю, основная часть коллег так и работала. Теперь что касается писем, которые приходят в комитеты, их тоже достаточно много: говорится о том, что ответы на эти письма может подписывать либо председатель комитета, либо один из заместителей. Это тоже, на мой взгляд, важно, потому что заместители, как правило, занимаются какими-то конкретными направлениями и с точки зрения профессиональной могут это сделать лучше, и с точки зрения оперативности: они могут сделать так, чтобы избиратели получили ответы на письма достаточно быстро. Собственно говоря, вот такие поправки. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Содоклад Ольги Викторовны Савастьяновой. Пожалуйста, включите микрофон Савастьяновой. САВАСТЬЯНОВА О. В. В добавление к сказанному хотелось бы отметить, что планируемые изменения в Регламент Государственной Думы создают условия для развития взаимодействия с избирателями и улучшения качества работы с обращениями граждан. Правовых препятствий для принятия постановления не имеется. Комитет поддерживает и просит коллег также поддержать данный проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Подготовиться Пятикопу. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Владимирович, данный проект постановления внесён нашим комитетом, но как-то так получилось, что мужики-то не знают об этом. То есть когда, на каком заседании вы рассматривали проект этого постановления - как вышло, что ни я, ни мои коллеги по фракции не принимали в этом участия? Это первый вопрос. И второй. Почему вы решили, что обязанность депутата лично подписывать ответ избирателю будет способствовать связи с избирателями? Ведь он просто подписывает его, может быть даже не вникая в то, что там написано? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Крашенинникову Павлу Владимировичу. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я хочу сказать, что мы этот вопрос рассматривали, я непосредственно его вносил. Конечно же, принцип личного участия в подготовке чрезвычайно важен. Что касается того, что внутри комитета... Вы знаете, что в том числе в нашем комитете кто-то из коллег занимается гражданским законодательством, кто-то уголовным и так далее, и с этой точки зрения такой профессионализм, на мой взгляд, пойдёт только на пользу всем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Пятикоп Александр Иванович. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Павел Владимирович, вот я, депутат от Калининградской области, позавчера получил два письма: первое письмо из Башкирии - о том, что неправильно приватизировали нефтяной завод, а второе письмо из Московской области - о том, что разворовали оборонный завод. Скажите, пожалуйста, правильно ли я поступлю, если начну копаться в ситуации в Башкирии, а потом - в Подмосковье? Не лучше было бы направить письма депутатам от соответствующих округов, чтобы они были в курсе, тем более что они точно знают ситуацию? Ну каким образом мне, одномандатнику с другого конца страны, отвечать за "Башнефть"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Ну, наверное, есть какой-то смысл в том, что именно вам отправили (оживление в зале): наверное, у вас просто репутация такая, что вы можете ответить на данное письмо, вас любят, уважают и ценят. Очень часто так бывает, что письмо направляют как раз в другой регион, для того чтобы человек смог рассмотреть ситуацию достаточно объективно. Кроме того, - и мы достаточно часто говорим об этом - в законе "О статусе..." прописано, что мы не имеем права вмешиваться, если есть признаки состава преступления, в этом случае мы должны направить документы в соответствующие органы, которые этим занимаются в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максимова Надежда Сергеевна. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, мы знаем из опыта прошлых лет о том, что многие заявители направляют свои письма, запросы буквально всем депутатам, и получается, что разные депутаты от разных фракций, из разных комитетов по-разному отвечают на эти запросы. На ваш взгляд, не было бы целесообразным нам всё-таки ввести практику, при которой такие запросы направлялись бы в профильный комитет и комитет давал бы единообразный ответ? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Вы знаете, мы ведь тут на самом деле ничего не изобретаем, у нас есть закон, который принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации, закон называется "О порядке рассмотрения обращений граждан...", там все эти вопросы достаточно детально расписаны. В концепции этого закона закреплён принцип личности, и мы не можем... Конечно, если определённые комитеты, например комитет по труду, наряду с законопроектами завалить письмами, которые - да, так бывает, мы все об этом прекрасно знаем - пишутся всем, то тогда соответствующие комитеты будут только тем и заниматься, что отвечать на письма. Мне кажется, что если есть персональное письмо конкретному депутату с фамилией, с именем, с отчеством, значит этот человек и должен отвечать в соответствии, я подчёркиваю, с федеральными законами и с нашим Регламентом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Павел Владимирович, мне кажется, что как раз ваши поправки и приведут к тому, что у нас комитеты вместо разработки законопроектов займутся тем, что будут рассматривать обращения, поступающие к депутатам. У нас и сегодня записано, что депутат обязан лично рассматривать, более того, вы же сослались на закон, но в пункте 2 вы написали: "Порядок рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе... согласовывается с Комитетом Государственной Думы..." Ну, вообще, есть закон "О статусе..." - при чём тут комитет? Я пишу ответ, я за него отвечаю - что же, я пойду ещё согласовывать его в комитете, по-вашему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Тут, вообще-то, не написано, что согласовывается, тут написано, что оттуда может запрашиваться информация, вот и всё. Собственно говоря, ещё раз хочу подчеркнуть, что это всё, как правильно Николай Васильевич сказал, следует из закона "О порядке рассмотрения обращений граждан...", поэтому здесь всё нормально с этой точки зрения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Павел Владимирович, мы понимаем, почему вы ратуете за такое решение - действительно, в ваш комитет мы зачастую направляем очень много писем. По поводу того, что депутат отвечает лично. Мы давно это делаем, но бывают ведь исключения из правил, бывает, допустим, что в письме просят дать объяснение по принятому законопроекту какого-то конкретного комитета, - зачем же согласовывать, когда просто может ответить комитет? Ну а так получится, что каждый, как уже отмечали, действительно будет писать как понимает и как вздумается. Мне кажется, то, что придумывается, совсем излишне, у нас была нормальная работа! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Павел Владимирович, действительно, бывает так, что осуществляется веерная рассылка по адресам депутатов и все четыреста пятьдесят депутатов получают одно письмо, - ну зачем же всем четырёмстам пятидесяти депутатам давать ответ? Наверное, надо как-то учесть такие ситуации и всё-таки предусмотреть в Регламенте норму, чтобы на один и тот же вопрос направлялся один ответ. И ещё: бывают ситуации, когда депутат направляет запрос, потому что требуется разъяснение норм права, которое может дать только комитет. Мне кажется, эти две ситуации нужно предусмотреть, чтобы не заваливать бумажной работой всех четыреста пятьдесят депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. Включите микрофон на рабочем месте. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Хочу ещё раз обратить внимание на закон об обращениях граждан, в соответствии с которым, если обращение поступило, мы обязаны на него ответить, и совершенно неважно, кому ещё человек направил обращение. И уж во всяком случае, не изменениями в Регламент этот вопрос нужно решать, а другим нормативным актом. Теперь ещё раз хочу обратить внимание на статью 77-1 Регламента: там не написано, что ответ согласовывается, - ну читайте нормально! - там написано, что согласовывается порядок рассмотрения обращений граждан, это всё-таки разные вещи! (Шум в зале.) Николай Васильевич, я вижу, что вы там всем показываете, но показывайте весь текст, а не одно слово! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Павел Владимирович, вопрос как раз по статье 77-1: здесь вот и написано, что порядок рассмотрения обращений граждан согласовывается с комитетом по Регламенту и утверждается Председателем Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы. Это что за конструкция такая непонятная - кто кому вносит, кто как согласовывает? Мы это не можем утвердить сегодня решением Государственной Думы! Кто-то куда-то кому-то вносит (тем более ещё и по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы, по большому счёту не имеющего отношения к депутатам), с кем-то согласовывает, а по этому порядку мы будем работать в итоге?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я про порядок говорю, а не про конкретные письма. Мы говорим о том, как это будет осуществляться с точки зрения процедуры, а как мы подписываем, как этот документ уходит от вас, как ему присваивается номер - всё это технические вопросы, процедурные, которые не будут влиять на содержание. Ни Аппарат, ни комитет по Регламенту на суть вопроса влиять не будут, это ваше дело, как ответить: если вы ответите плохо и это приведет к каким-то правовым последствиям, вы будете отвечать совсем в другом месте, а если вы будете отвечать так, как положено в соответствии с законом об обращениях граждан, значит, вы будете добросовестно выполнять депутатские обязанности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Павлу Владимировичу вопрос. Ну на самом деле по "Башнефти" и по заводу в Мытищах всем депутатам письма пришли, об этом уже говорилось. Есть категории избирателей и целые прослойки в профессиональных сообществах - я, в частности, говорю об адвокатском сообществе, - которые явно злоупотребляют правом на получение ответа депутата и отправляют зачастую типовые, копированные или на ризографе распечатанные, обращения в адрес всех депутатов. Была такая практика: помечали, что данное обращение направлено в адрес всех депутатов, показывая, что мотивировка тех, кто его направил, носит явно выраженный злоупотребленческий характер. В связи с этим, Павел Владимирович, не кажется ли вам, что нужно предусмотреть в Регламенте возможность опубликования или какой-то отметки на сайте, по аналогии с тем, как это происходит с судебной системой в отношении случаев обращений недобросовестных адвокатов или каких-то профессиональных сообществ, если они откровенно мешают работе депутатов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Алексей Николаевич затронул очень хорошую тему. Мы совсем недавно, в Думе предыдущего созыва, установили этот принцип: когда наши коллеги-депутаты вмешиваются в судебную деятельность, в судах делают отметки, и мы знаем, что и фракцию, и руководство Думы информируют об этом. Я просто всем напоминаю и говорю тем, кто не в курсе: не вмешивайтесь в судебную деятельность. Это очень хороший принцип, и, если бы придумали модель, при которой и у нас делались бы такие отметки и мы могли бы фиксировать абсолютно точно злоупотребление, я думаю, такую модель мы с удовольствием рассмотрели бы и предложили бы рассмотреть комитету по Регламенту, я тоже готов в этом поучаствовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Прошу записаться. Включите режим записи на выступление. Покажите список. Диденко Алексей Николаевич. Подготовиться Харитонову. ДИДЕНКО А. Н. Коллеги, казалось бы, это довольно формальный вопрос, но... Я не согласен с уважаемым депутатом Куринным, что мы создаём второстепенную процедуру. На самом деле первоисточником и основным актом является федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан..." который наши предшественники, депутаты Госдумы шестого созыва, приняли и Совет Федерации поддержал, а президент подписал. Что же касается документа, о котором шла речь, который представляется Аппаратом и подписывается Председателем Государственной Думы, - здесь больше отражены технические и процедурные вещи, но совершенствование его во многом облегчит депутатам работу с обращениями. Я поделил бы проблемы на два блока. Первый - это явное злоупотребление обращениями: и депутаты предыдущих созывов, и новые депутаты, многие из которых работали в разных сферах, согласятся, что есть категория граждан, которые явно злоупотребляют правом на обращение по тем или иным вопросам. Более того, совершенно справедливо Павел Владимирович отметил относительно адвокатского сообщества: это коммерческая деятельность, которая приносит немалый доход, и, когда процессуальные доводы заканчиваются, наши коллеги - уважаемые адвокаты начинают рассказывать клиентам, как можно повлиять на решение вопроса, если будет получен ответ на депутатский запрос или будет какое-то иное участие депутата. Так вот закон о статусе депутата очевидно и неоднозначно запрещает депутатам вмешиваться в оперативно-розыскную деятельность, в предварительное расследование, в дознание и в судебное разбирательство, и наши коллеги-адвокаты, которые обладают юридическими знаниями, прекрасно об этом осведомлены. И справедливо Верховный Суд, судебная система отреагировали на то, что адвокаты часто злоупотребляли правом на получение информации, на получение позиции суда, на обращение с ходатайством непроцессуального характера в судебные инстанции, - информацию обо всех документах непроцессуального характера, полученных при попытках так называемых телефонных вторжений, письменных вторжений в судебную систему, они стали вывешивать на сайте. Наверное, и нам стоит подумать, как защитить и Аппарат, и депутатов от такой проблемы, которая сейчас существует. Поверьте, больше 30 процентов времени занимает работа именно с такими обращениями, и только в 70 процентах случаев, по моим подсчётам, действительно удаётся дать нужный ответ и помочь. Добавьте время, пожалуйста, Вячеслав Викторович, - я от фракции выступаю, пока ещё не приняты изменения в Регламент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Мы, кстати, поддерживаем инициативу, что от фракции может выступать только руководитель фракции, а остальные депутаты должны довольствоваться временем, отведённым им для выступления. Второй аспект, о котором, конечно, следует сказать, - мы же все понимаем, о чём идёт речь! - это то, что мы обязываем депутата отвечать не отпиской, а по существу обращения. Поверьте, коллеги, очень часто депутаты разных фракций злоупотребляют правом переадресовать письмо или более квалифицированному коллеге, или, что гораздо чаще происходит, председателю одного из профильных комитетов, и, как правило, комитетам социальной направленности достаётся гораздо больше обращений. Внося поправки, что мы таким образом делаем? Мы стимулируем депутата всё-таки больше погружаться во многие отрасли законодательства и быть экспертом абсолютно во всех вопросах, хотя я уверен, что ни председатель, ни аппарат любого комитета никогда не откажет в разъяснении той или иной позиции, того или иного положения закона коллегам-депутатам. Об этом речь идёт - чтобы депутат не отфутболивал избирателя, а старался всё-таки лично поучаствовать в процессе работы над обращением с момента его поступления до составления удовлетворительного, обоснованного и всестороннего ответа избирателю, чтобы депутат был погружён, вникал, был осведомлён и стал для своих избирателей абсолютно, непререкаемо авторитетным экспертом. Здесь и другая проблема есть. В принципе, эту инициативу фракция ЛДПР поддерживает, но необходимо дальше посмотреть и усовершенствовать формы нашего личного участия в организации работы Государственной Думы. Об этом на заседании комитета по Регламенту тоже развернулась дискуссия, и коллеги в принципе были согласны с тем, что, несмотря на то, что федеральный закон о статусе депутата обязывает депутата лично вести приём избирателей, до сих пор, к сожалению, не все депутаты следуют этому, в общем-то, прямому предписанию. Более того, у нас в седьмом созыве появились депутаты, избранные по одномандатным округам, они являются членами фракций, а член фракции, как известно, ведёт приём не только в закреплённом за ним регионе, в том числе в том, от которого он, может быть, и не избирался, но который фракция дала ему в нагрузку (в частности это касается оппозиционных партий, у которых нет депутатов от всех восьмидесяти пяти субъектов), то есть одномандатник должен вести приём в Москве как член фракции, в определённые часы вести дежурство, и, само собой разумеется, вести приём в своём одномандатном избирательном округе. Закрепление обязанности вести личный приём даёт возможность дальнейшего совершенствования форм работы депутата, личной работы депутата при исполнении им своих обязанностей, однако всё это, поверьте, коллеги, будет неэффективным, пока мы не предусмотрим хотя бы элементарную дисциплинарную ответственность за нарушения при выполнении тех обязанностей, которые возложены и которые мы сегодня возлагаем на депутата, повышая его персональную, личную ответственность за принятые решения и за осуществление депутатской деятельности. Мы уже обсуждали многие формы ответственности и, к счастью, приняли в конце шестого созыва самую главную, самую страшную для депутата форму - досрочное прекращение полномочий, в случае если он в течение тридцати дней не осуществляет приём, не выезжает в регион, не посещает заседания комитетов, не посещает пленарные заседания. С огромным трудом, через шесть созывов, мы всё-таки выстрадали это - все фракции поддержали наши, фракции ЛДПР, поправки, и мы приняли этот закон. Наверное, стоит подумать и о каких-то иных, более мягких мерах дисциплинарной ответственности для депутата, и не только финансовой, но, возможно, и в виде порицания со стороны руководства фракции, которые, в случае если депутат продолжает не исполнять лично эти обязанности, могли бы принести ему на первом этапе хотя бы моральный ущерб, а в последующем, конечно, и материальный. Фракция ЛДПР поддержит данный проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Харитонов Николай Михайлович. Подготовиться Гартунгу. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Владимир Вольфович ушёл - очень жаль!.. В шесть утра меня разбудили корреспонденты и спрашивают: "Как вы думаете, какие будут результаты выборов в Америке?" - я ответил: "В 18 лет девушка бывает порой непредсказуема, а в 70 лет тем более". Безусловно, россияне, в том числе все мы, сидящие в этом зале, с одобрением восприняли итоги этих выборов. А теперь по существу. На самом деле, Вячеслав Викторович, у нас сейчас, наверное, половина депутатов, которые пришли в Думу впервые. Мой коллега Крашенинников, безусловно, опытный законотворец, и сегодня тот вопрос, который стоит в повестке дня, несомненно, занимает важное место в работе депутатов Государственной Думы, но мне хотелось бы напомнить содержание 3-й статьи Конституции Российской Федерации, которая гласит, что единственным источником власти в многонациональной России является её многонациональный народ, а эту власть он реализует либо напрямую, либо путём митингов, шествий, либо через своих избранников - это все вы, сидящие в этом зале, и я, стоящий перед вами, поэтому сегодня открывать Америку в вопросе об исполнении обязанностей... Я шесть раз избирался по одномандатному округу и знаю, какая колоссальная ответственность у избранного по одномандатному округу депутата! Что касается тех веерных писем, которые приходят... Я думаю, избиратели наши видят, что потихоньку мы рассаживаемся по кабинетам, телефоны и всё остальное уже имеем, вот и пошёл этот веер писем с выражением недовольства. Вячеслав Викторович, мне хотелось бы - я обращаюсь также к Крашенинникову, - чтобы сегодня чётко прозвучало... Сейчас в каждом регионе избраны депутаты - представители почти всех политических партий, и я думаю, что, когда приходит письмо... Мне приходит очень много писем, и если, допустим, мне сегодня пришло письмо не из моего Армавирского 52-го избирательного округа Краснодарского края, а из другого (мы должны сегодня об этом сказать, и Крашенинников должен подтвердить это, и надо закрепить законодательно), то я должен отправить это письмо тому депутату, который избран там, откуда пришло это письмо, вот и всё, и голову ломать не надо, и не надо ходить ни в какие комитеты! Нам о другом сегодня надо заявить, и надо, чтобы это прозвучало, а именно: чтобы министерства, ведомства, правительство на наши письма в интересах избирателей почётче отвечали и получше исполняли наши просьбы. Нам вот этот мостик надо соединить: работа, депутаты, избиратели и непосредственно министерства и ведомства. Добавьте время, если можно: я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте время: выступление от фракции. ХАРИТОНОВ Н. М. Мне не понравилось сегодня, когда Крашенинников сказал (я думаю, что многие депутаты про себя это отметили, но промолчали): не лезьте, мол, в судебную деятельность. Сколько раз с этой трибуны мы говорили: судьи коррумпированы, следователи коррумпированы, прокуроры непонятно к чему призывают... Избиратель по телефону либо на встрече говорит, что нигде не может достучаться до правды, он обращается к депутату как к последней надежде, потому что он за него голосовал, это же крик души - и вдруг мы такую возможность через нас попытаться найти правду, достучаться до судебных органов, рубим: не лезь, а то опубликуем, ты коррумпированный и так далее и так далее... Но это же неправильно! Вы же профессионал в судебном деле! Поэтому сегодня говорить, что депутаты... Да не вмешиваемся мы, мы просто в ответ на крик души избирателя пишем письмо: уважаемый прокурор, следователь, ну вникни! Ведь бывает, когда человек год отсидит в тюрьме, а потом его оправдывают, да ещё компенсацию выплачивают, - разве мало таких случаев?! Уважаемые коллеги, я думаю, что все прекрасно знают, особенно те, кто избрался по одномандатному округу, свои обязанности: если будем плохо работать с избирателями, с письмами, не будем вести приём, в следующий раз нас не изберут, это правда! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция тоже поддержит это решение. Вместе с тем хотелось бы обозначить проблему, которая сегодня звучала в вопросах. Павел Владимирович, нужно действительно как-то отрегулировать вопрос реагирования в случаях злоупотребления правом на обращение к депутату. Это первое. И второе. У нас с этого созыва появились депутаты-одномандатники, которые, так сказать, покрывают фактически всю территорию страны, и нужно предусмотреть такую возможность - право перенаправлять депутатам, избранным в одномандатных округах, обращения. Мне, например, приходит очень много обращений из всех регионов страны, и порой просто невозможно на все ответить, а у нас не все регионы распределены между депутатами, у нас во фракции просто не хватает депутатов, поэтому чисто физически мы не можем закрывать все региональные проблемы, поэтому хотелось бы вот это отрегулировать - именно в плане загрузки одномандатников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, заключительное слово предоставляется докладчику и содокладчику. Кто первым будет выступать? Содокладчик? Хорошо. А потом докладчик. Коллеги, я прошу Павла Владимировича зачитать действующую статью 77-1, учитывая, что мы вносим в неё изменения, - тогда станет всё понятно, совершенно очевидно, что многие вопросы просто сами по себе отпадут. Но то, о чём говорил Гартунг и многие другие депутаты, о неурегулированности вопроса, связанного с массовыми рассылками, было бы правильно, Павел Владимирович, учесть, потому что это сильно депутатов отвлекает и, собственно, иначе как лоббизмом со стороны разного рода контор и компаний это не назовёшь, это понятно. Извините, Ольга Викторовна. Пожалуйста. САВАСТЬЯНОВА О. В. Уважаемые коллеги, я думаю, что очень полезно сегодня это рассмотрение, но мы с вами почему-то ведём дискуссию о норме Регламента, которая уже давным-давно принята и действует. Николай Васильевич, то, что вы сегодня зачитали, имеется у всех на руках, там одно-единственное изменение. Статья 77-1 сейчас не имеет частей, и комитет, который вносит изменения, разделил содержание этой статьи на две части. Есть два принципиальных изменения: первое касается возможности подписания ответа заместителем председателя комитета, второе - о рассмотрении обращения лично. Часть вторая проектируемой статьи полностью повторяет действующую статью Регламента. Получается так, что мы сегодня работаем с письмами избирателей и, видать, не очень хорошо ещё понимаем, каким образом это делать. Далее. Речь идёт не о подписании, речь идёт о рассмотрении обращений. Есть статья федерального закона, которая обязывает депутатов этим заниматься, и комитет вносит очень хорошую норму, а именно вводит ответственность за рассмотрение этих обращений, которой на сегодняшний день нет. И последнее. Если к нам, любому из депутатов, поступают письма, обращения, на которые мы не можем ответить, никто не мешает нам дать тот ответ, который соответствует реальной действительности: что это не в нашей компетенции, указать, к кому это относится, к какому органу либо к какому из комитетов есть смысл обратиться. Мы никогда не придумаем того универсального инструмента, который позволит идеально учесть все нюансы, все моменты, связанные с обращениями граждан, но мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день это очень серьёзная проблема и наши избиратели неоднократно обращаются к нам именно потому, что, обращаясь по конкретным проблемам и вопросам в другие ведомства, они получают отписки. Поэтому я предлагаю: давайте мы сделаем реальный ответственный шаг в этом направлении, и, если в процессе - это действительно несколько новый порядок работы - появятся какие-то дополнительные предложения, позволяющие усовершенствовать практику, ничто нам не помешает на любом из заседаний этот вопрос рассмотреть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как говорится, лучшее - враг хорошего. Помимо того что мы в ту статью 77-1, которая сегодня действует, внедрили принцип личного участия в подготовке ответа и принцип профессиональный - участие комитета, - мы ещё решили её по-человечески изложить, на части разбить, чтобы читать можно было. На первый взгляд, может, и не стоит это трогать, а с другой стороны, как показало обсуждение, ведь действительно не все дочитывают предложения. Эта часть вторая, про которую уже несколько коллег говорили, собственно говоря, повторяет последнее предложение статьи 77-1действующего Регламента. Я прямо сейчас могу зачитать действующую редакцию, но то же самое написано в проекте постановления, только в части второй: "Порядок рассмотрения обращений граждан в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации согласовывается с Комитетом Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и утверждается Председателем Государственной Думы по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы". В проекте постановления просто выстроено так, чтобы удобнее было читать. С другой стороны, хочу сказать, что эти два принципа в документе отрабатываются, мне кажется, правильно. Также, я считаю, абсолютно правильно подняли тему массовых обращений, потому что мы знаем об их существовании, мы знаем это и по выборам, и по опыту работы в приёмных, причём есть специальные люди, которые всё время приходят. Есть и лоббисты - они не только в судебной системе, они и к нам достаточно часто обращаются, получают от нас письма, а потом в судах и в других подобных местах их используют. Так вот, я согласен с тем, что нужно так же, как в Верховном Суде, какие-то отметки делать, нам надо с Аппаратом решить этот вопрос не на ходу, не с голоса, учитывать всё, чтобы мы понимали, что именно в обращении: то ли это лоббистская тема, то ли какая-то другая, может быть медицинская. Безусловно, нам нужно это делать, и мы к этому готовы. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, разобрались? Разобрались. Коллеги, ставится на голосование пункт 3 повестки дня, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменений в статьи 23 и 77-1 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 03 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Уважаемые коллеги, постановление принимается: за - 427, против - 0, воздержалось - 0.