Заседание № 307
О проекте федерального закона № 998780-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации" (принят в первом чтении 19 апреля 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации". Андрей Иванович Колесник, пожалуйста. С места. КОЛЕСНИК А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Указанный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 19 апреля 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям". К законопроекту поступило четыре поправки, все поправки включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Прошу принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 57 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 07 сек.) Проголосовало за 427 чел.94,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 427 чел. Не голосовало 23 чел.5,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 302
О проекте федерального закона № 998780-6 "О внесении изменений в статью 359 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям" (принят в первом чтении 19 апреля 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, просьба снять с повестки дня вопрос 24, перенести его на 15 июня.
Заседание № 293
О проекте федерального закона № 998780-6 "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас немножко раньше готов к рассмотрению 10-й вопрос - давайте приступим. 10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям". Докладывает Сергей Алексеевич Аристов, статс-секретарь - заместитель министра транспорта России. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение представляется законопроект "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям". Что такое морские требования? Это любые требования по возмещению вреда в связи с причинением ущерба, утратой или повреждением груза при эксплуатации судна в соответствии с любым договором морской перевозки груза или пассажиров, требования по выплате заработной платы экипажу и ряд других позиций, которые предусмотрены нашим Кодексом торгового мореплавания, национальным законодательством. Институт ограничения ответственности судовладельцев возник достаточно давно, ещё несколько столетий назад, и это связано с повышенным риском, которому подвергается судовладелец, направляющий судно в рейс и одновременно полностью доверяющий управление экипажу, без возможности воздействовать, влиять на те действия, которые экипаж в той или иной ситуации предпринимает. В случае аварийных морских происшествий по вине экипажа или по иным причинам может быть причинён значительный ущерб судовладельцу или третьим лицам, а за всё отвечает в конечном итоге судовладелец, поэтому представляется вполне естественным стремление судовладельцев - и это возникло не сегодня, а, повторю, уже не одно столетие назад - защитить себя, ограничив ответственность за тот ущерб, который может быть причинён не по его вине. Сущность ограничения ответственности состоит в том, что в отношении ряда требований ответственность лица признаётся ограниченной определённой суммой независимо от фактически причинённого вреда. По мере развития торгового мореплавания этот институт продолжал развиваться, в противном случае морской бизнес стал бы в принципе невыгодным и очень рискованным. В настоящее время институт ограничения ответственности судовладельца сохраняется, и это вызвано такими факторами, как увеличение размеров морских судов, увеличение количества перевозимых грузов, их стоимости, рост объёмов перевозок опасных грузов и тому подобное. В определённых условиях причинённый ущерб может достигать колоссальных размеров, компенсацию которых не может обеспечить, позволить себе по финансовым возможностям даже самый крупный судовладелец или ассоциация судовладельцев. В международном морском праве - а Российская Федерация всегда в этом принимала участие - ограничение ответственности закреплено в ряде документов, в том числе в Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года. Не являясь фактически участницей этой конвенции, Россия ещё в 1999 году присоединилась к Протоколу 1996 года об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям, и в соответствии с этим протоколом государство, даже не являющееся участником конвенции, но являющееся участником протокола, связано положениями конвенции, является ответственным за те требования, которые принимаются в этом случае. Статьёй 6 протокола, к которому Российская Федерация присоединилась, определены пределы ответственности по требованиям, и эти требования в нашем национальном законодательстве закреплены в Кодексе торгового мореплавания, в статье 389, где фактически дословно прописано то, что записано в протоколе. В соответствии с протоколом 1996 года органом, имеющим право изменять указанные пределы, является Юридический комитет Международной морской организации - ИМО. В рамках своих полномочий в апреле 2012 года Юридический комитет принял решение об увеличении суммы ограничения ответственности, и оно вступило в силу 8 июня 2015 года. В соответствии с резолюцией Международной морской организации фактически суммы по обязанности компенсировать ущерб были увеличены, были подняты на 51 процент. Для приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного права законопроектом предлагается внести изменения в статью 389 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности судовладельцев и спасателей. В данном случае мы просто имплементируем международные нормы, инкорпорируем в наше национальное законодательство, механически переводя, как того требуют наши международные обязательства. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации. Дополнительных расходов из федерального и иных бюджетов не потребуется. Хочу отметить, что законопроект поддержан Национальной палатой судоходства, то есть судовладельцами Российской Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Андрей Иванович Колесник. Включите микрофон на рабочем месте. КОЛЕСНИК А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть законопроекта подробно раскрыл в своём докладе официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра транспорта Аристов Сергей Алексеевич, так что подробно останавливаться на содержании законопроекта не буду, он достаточно специфический, профессионалы его понимают, и изложен он очень чётко. Принятие закона позволит привести российское законодательство в соответствие с нормами международного права. По законопроекту есть ряд замечаний юридико-технического характера, которые можно учесть при подготовке текста ко второму чтению. Комитет предлагает принять указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Иванович. Будут ли вопросы, коллеги? Александр Георгиевич Тарнавский, других вопросов нет. Пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Невозможно не задать вопрос уважаемому докладчику. Андрей Иванович сказал, что профессионалы понимают, но профессионалов в этом зале, к сожалению, очень мало или вообще нет, за исключением Андрея Ивановича, потому что вопросами морских перевозок Дума занимается крайне редко. В связи с этим, уважаемый Сергей Алексеевич, поясните нам следующее. Мы не являемся участниками конвенции, но мы присоединились к протоколу, а протокол является обязывающим документом. Те нормы, которые мы сейчас обсуждаем, по которым должны проголосовать, были приняты в апреле 2012 года Юридическим комитетом Международной морской организации и вступили в силу в июне 2015 года. Решение, которое принял Юридический комитет Международной морской организации, - это обязательная норма для России или не обязательная, но мы просто увидели, что там приняли, и, соответственно, взяли и поддержали эту норму? Мы не были обязаны, сделали это добровольно или мы в обязательном порядке... (Микрофон отключён.) АРИСТОВ С. А. Александр Георгиевич, спасибо за вопрос. Конкретизирую: в число участников конвенции мы действительно не входим, но протокол, который мы подписали в 1999 году, автоматически обязывает войти, то есть мы, не являясь членами конвенции 1976 года, автоматически всё равно являемся членами, вот такая сложная, матрёшечная конструкция. Там прямо прописано, что любые изменения по ограничению ответственности и повышению ответственности принимаются Юридическим комитетом ИМО (Международной морской организации), и, соответственно, это является обязательным для исполнения всеми странами, входящими в ИМО. Российская Федерация является полноправным членом и входит в первую десятку стран, морских стран - участниц Международного морского комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части увеличения суммы ограничения ответственности по морским требованиям". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 20 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.