Заседание № 317
21.10.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 996989-7 "О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1346 по 1627 из 6640
5-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Владимира Евгеньевича Ильичёва. Пожалуйста. ИЛЬИЧЁВ В. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о ратификации соглашения о зоне свободной торговли между Республикой Сербией и Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами. Хочу отметить, что внешнеторговый оборот России и Сербии заметно растёт в последние годы: в 2019 году он увеличился более чем на 20 процентов, составив 2,5 миллиарда долларов США, при этом положительное сальдо России в торговле с Сербией достигло 482 миллионов долларов. В настоящее время режим свободной торговли с Сербией основывается на двустороннем соглашении между правительствами России и Югославии от 2000 года и последующих протоколах к данному соглашению. Однако в связи с созданием Евразийского экономического союза и вступлением в него Армении и Киргизии, не имеющих аналогичных соглашений с Сербией, выявилась необходимость унифицировать торговый режим с Республикой Сербией для всех государств - членов Евразийского экономического союза на основе общепринятых принципов международной торговли. Представленное вашему вниманию соглашение о зоне свободной торговли с Сербией, подписанное в Москве в октябре 2019 года, решает эту задачу и сохраняет для Российской Федерации все имеющиеся выгоды от действующего торгового режима, в первую очередь беспошлинный доступ на сербский рынок по всей номенклатуре сельхозтоваров и по большинству промышленных товаров. При этом соглашение даёт нам дополнительные преференции на товары нашего экспортного интереса и товары наших партнёров по союзу, которые до этого имели менее выгодные условия торговли с Сербией. В то же время дополнительные преференции для Сербии распространяются в соответствии с соглашением на ограниченную номенклатуру сельскохозяйственных товаров и представлены в виде тарифных квот, в рамках которых определённые объёмы из Сербии будут поставляться беспошлинно, а с остальных товаров продолжится взимание пошлин. Также хотелось бы отметить, что мы сохраняем в изъятиях из свободной торговли с Сербией такие чувствительные товары, как мясо птицы, сахар, плавленые сыры, спирт, ткани, транспортные средства, обеспечивая таким образом необходимый уровень защиты для этих секторов российской экономики. Очень важный момент: соглашение предусматривает более предсказуемый порядок таможенного сотрудничества, что будет способствовать оперативному рассмотрению спорных вопросов при администрировании тарифных преференций, позволит проверять соблюдение Правил определения страны происхождения товаров и, в частности, позволит создать систему обмена информацией в электронном виде между таможенными органами стран. Помимо этого в соглашении зафиксировано общее понимание недопустимости применения нерыночных методик при расчёте нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований, что защищает Российскую Федерацию от применения Сербией методик, не соответствующих международным нормам, которыми пользуются, к примеру, страны Евросоюза и Украина. Соглашение также содержит механизм двусторонних защитных мер, который позволяет оперативно реагировать на рост импорта вследствие либерализации торговли в отношении ряда товаров. Соглашение вводит полноценный, эффективный механизм разрешения споров между сторонами, который позволит урегулировать споры путём передачи их на рассмотрение панели арбитров. Для Евразийского экономического союза данное соглашение будет первым соглашением о зоне свободной торговли с европейской страной. Реализация соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Что касается вступления данного соглашения в силу, хотел бы отметить, что Сербия и Республика Беларусь уже ратифицировали данное соглашение, от Армении, Киргизии и Казахстана мы это ожидаем до конца года. Благодарю за внимание. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Виктора Петровича Водолацкого. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как отметил уважаемый замминистра экономического развития Владимир Евгеньевич Ильичёв, целью рассматриваемого сегодня соглашения является формирование основных правил торговли между государствами - членами ЕАЭС и Сербией, соответствующих нормам ВТО, что предусматривает дополнительную либерализацию торговли в отношении ограниченной номенклатуры товаров, это предполагает расширение и развитие взаимной свободной торговли и экономических взаимоотношений сторон. В соглашении зафиксировано общее понимание недопустимости применения нерыночных методик при расчёте нормальной стоимости в рамках антидемпинговых расследований - это защищает Российскую Федерацию от применения Сербией не соответствующих требованиям ВТО методик. Соглашение предусматривает предсказуемый порядок взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, а также содержит расширенный инструментарий административного сотрудничества между компетентными органами сторон вплоть до выездных проверок. В международном договоре поддерживается концепция электронного декларирования товаров, предусматривается возможность внедрения электронной системы сертификации происхождения товаров. Документ также содержит механизм двусторонних защитных мер, который позволяет оперативно реагировать на изменения на рынке вследствие либерализации торговли. И наконец, соглашением вводится полноценный, эффективный механизм разрешения споров между сторонами - создана возможность урегулирования споров путём их передачи на рассмотрение панели арбитров. Тарифная либерализация заключается в предоставлении государствами - членами ЕАЭС сербским товарам единого режима доступа на рынок, за исключением некоторых изъятий. Я не буду сейчас перечислять номенклатуру товаров из России, в отношении которых Сербия предоставляет режим свободной торговли, отмечу лишь, что снятие Сербией импортной пошлины в размере 6,2 процента позволит российским импортёрам экономить на уплате таможенных пошлин до 100 тысяч долларов ежегодно. Соглашение отвечает экономическим интересам Российской Федерации, поскольку направлено на продолжение сотрудничества России и Сербии, содержит благоприятные перспективы расширения экспортного потенциала. Применение соглашения будет способствовать росту взаимного товарооборота, укреплению торгово-экономических связей между его участниками. Вступление в силу соглашения не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, и не приведёт к негативным финансово-экономическим последствиям. Вместе с тем его реализация повлечёт за собой выпадение доходов федерального бюджета в размере предоставляемых Сербии тарифных преференций при уплате ввозных таможенных пошлин на сумму не более 4,5 миллиона долларов, которые будут компенсированы за счёт дополнительных поступлений по НДС при прогнозируемом увеличении товарооборота. Ратификация соглашения не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или нормативных правовых актов. В комитете проведена необходимая экспертная работа. В подборке соответствующих материалов имеются положительные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, а также комитетов-соисполнителей - Комитета по международным делам и Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Профильный комитет Совета Федерации также выступает за ратификацию данного соглашения. С учётом вышеизложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутое соглашение. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Скриванов Дмитрий Станиславович. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владимир Евгеньевич, вот я, посещая регионы, в рамках рассмотрения реализации национального проекта по экспорту-импорту сталкивался с такими проблемами, и многие регионы декларируют, что в рамках как раз подписанного договора о взаимной торговле, например, с территории Белоруссии поступает тот же самый сыр пармезан двадцатилетней выдержки, есть примеры того, что мы получаем со стороны некоторых стран автомобили без пошлины для ввоза. И в связи с этим скажите, пожалуйста, есть ли какое-то финансово-экономическое обоснование тех рисков или тех дивидендов, которые мы могли бы соответственно понести или приобрести как страна, собственно говоря, в случае подписания этого соглашения, извините, в случае ратификации этого соглашения? Спасибо. ИЛЬИЧЁВ В. Е. Спасибо большое. Хочу отметить в первую очередь, что с Сербией у нас уже действует режим свободной торговли и поэтому по большей номенклатуре товаров ситуация, по сути, для нас останется такой же, как существует сейчас. В отношении поступления некоторых видов товаров, которые, скажем так, вызывают сомнения с точки зрения, к примеру, их происхождения. В данном соглашении достаточно подробно прописан механизм взаимодействия таможенных органов, в том числе существует отдельная статья именно по определению страны происхождения, которой предусматривается в том числе механизм выездных проверок. В случае вступления в силу этого соглашения у ФТС будет возможность не только дистанционно проверять сертификаты происхождения, подлинность того, что этот товар действительно сербский, а не поступил к нам из какой-то иной страны, но и осуществлять это путём таких проверок уже на территории самих сербских партнёров. Мы считаем, что именно эти положения позволят ликвидировать некоторые вопросы, которые существуют в отношении ряда товаров, поступающих из Сербии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В. Спасибо. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Владимир Евгеньевич, как сейчас осуществляется исполнение данного соглашения в отношении товаров, происходящих из Крыма? Я так понимаю, для того, чтобы поставить товар на территорию той же самой Республики Сербии, нужен сертификат происхождения. Я не знаю, какая форма, форма "А" или форма "СТ-1", используется в данном соглашении, но при происхождении товара из Крыма нет ли каких-то ограничений? То есть сербская сторона пропускает товары, которые произведены и на которые соответственно сертификат будет выдан на территории Республики Крым или Севастополя? ИЛЬИЧЁВ В. Е. В отношении ситуации после вступления в силу этого соглашения. Там будет несколько иной сертификат - "СТ-2", этот вопрос обсуждался в ходе переговоров. Мы считаем, что нашли с сербской стороной понимание, - будут оформляться соответствующие сертификаты, по которым будут поступать товары на территорию Республики Сербии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Затулин Константин Фёдорович. От фракции. У нас такой порядок: выступает по одному человеку от фракции. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Все, наверное, хорошо помнят и знают известное изречение императора Александра III о том, что у нас у России нет других друзей, кроме её армии и флота. Гораздо меньше, может быть, известно и не так часто употребляется и цитируется другое его выражение: у России в Европе друзей или союзников нет, кроме Черногории. Это было сказано в XIX веке, с тех пор много чего произошло, и сегодняшние наши отношения с Черногорией, если говорить о ней, конечно, достаточно непростые. Компрадорское двуличное руководство Черногории, я имею в виду президента Джукановича, втянуло страну в НАТО. А сейчас, после того как люди сказали своё слово, идёт формирование нового правительства - будем надеяться, что оно по-новому посмотрит на развитие отношений между Россией и Черногорией. Но Сербия, дорогие друзья, - это наш извечный союзник на Балканах. Из-за неё мы вступили в войну в 1914 году, благодаря Сербии Великая Отечественная война началась на полтора месяца позже, потому что, как вы знаете, Гитлер вынужден был внести коррективы в свои планы, чтобы покорить Югославию, где отвергли антикоминтерновский пакт. Это было в XX веке. Сегодня я не стал бы выходить на эту трибуну, если бы это была дежурная ратификация. Вы услышали то, что было сказано официальным представителем, - это первый случай, когда Евразийский экономический союз подписывает соглашение о зоне свободной торговли с европейским государством. И это очень важно! Да, и за Сербию сейчас идёт борьба, и в самой Сербии идёт полемика, борьба: европейский выбор, евразийский выбор - всё это происходит. Тем не менее мы проводим эту ратификацию в очень важный момент: вчера президент Сербии на горе Авала возложил венок к памятнику советским воинам - освободителям Белграда, вчера пришло сообщение, что наше Министерство обороны открывает своё представительство в Сербии. Мы правильно поступим сегодня, если ратифицируем этот документ. Он имеет не дежурное, а очень важное значение. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" призывает вас проголосовать за ратификацию соглашения о зоне свободной торговли между Сербией и Евразийским экономическим союзом и его государствами-участниками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Не выступают. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны", пункт 5. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 03 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Закон принимается единогласно.