Заседание № 107
О проекте федерального закона № 99690-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о признании национальных водительских удостоверений граждан Республики Армения при осуществлении ими предпринимательской и трудовой деятельности).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о признании национальных водительских удостоверений граждан Республики Армения при осуществлении ими предпринимательской и трудовой деятельности), второе чтение. Пожалуйста, Павел Михайлович Федяев. ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 29 июня прошлого года. К нему поступила одна поправка. Комитет предлагает отклонить эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 2 есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список, пожалуйста. Коллега Мархаев. Пожалуйста, Мархаеву включите микрофон. Мархаев Вячеслав Михайлович, пожалуйста. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Поправка по пункту 13 статьи 25, абзац первый, - на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас с вами в таблице поправок № 2 всего одна поправка, вы её автор, вы имеете право её обосновать. Пожалуйста, обоснуйте. Выносится на отдельное обсуждение поправка 1 из таблицы № 2. Пожалуйста, Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, поскольку в Республике Армения русский язык не является официальным, управление транспортными средствами, связанное с перевозками пассажиров и грузов, может создавать сложность и опасность для жизни и здоровья граждан, а также иных участников дорожного движения. В данном случае сложность заключается в том, что сотрудники ГИБДД не смогут распознать данные из водительских удостоверений на армянском языке. Если же мы говорим о том, что категории важной информации обозначены латинскими буквами, то в таком случае чем же они отличаются от других граждан СНГ, которым мы запрещаем использование национальных водительских удостоверений, где русский язык также не является официальным? Мы не видим демократичного подхода к гражданам других стран СНГ, а также к гражданам России в данном законопроекте. Идя навстречу гражданам Армении, внесённой поправкой мы предлагаем запретить управление транспортными средствами, связанными с перевозками пассажиров и грузов, представляющими повышенную опасность, - это автобусы, троллейбусы, трамваи, другой общественный транспорт, а также грузовые машины с прицепом и негабаритным грузом. При этом мы не против управления транспортными средствами категорий "А", "В", "С". Данной поправкой мы предлагаем привести к единому стандарту действующие требования, а также исключения к этим требованиям. Прошу поддержать данную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, мнение комитета. ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемые коллеги, Вячеслав Михайлович! Позвольте вам напомнить, что концепция законопроекта подразумевает предоставление гражданам Республики Армения возможности занятия коммерческой деятельностью со своими национальными правами. Если мы будем рассматривать вашу поправку... Она отменяет весь этот законопроект, идёт полностью с ним вразрез. Мы принимали (я вам напомню) некоторое время назад правительственный законопроект, которым возможность использования водительских удостоверений гражданами иностранных государств чётко разделили: кто должен учиться, кто не должен учиться, кто должен подтверждать, кто должен иметь определённый стаж, чтобы управлять, допустим, автобусами. И там вот все вопросы, о которых вы говорите, урегулированы. Поэтому комитет вашу поправку не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы, исходя из поднятого коллегой Мархаевым вопроса, предлагаем для рассмотрения законопроекта во втором чтении пригласить представителей Министерства иностранных дел, МВД, а также предлагаем подготовиться к обсуждению этого вопроса представителям нашего комитета по делам СНГ, которые взаимодействуют с коллегами из Армении, обсудить этот вопрос в рамках в том числе нашей коммуникации с парламентом Армении, а затем продолжить обсуждение. Действительно, мы до этого принимали аналогичные решения исходя из того, что русский язык является вторым государственным языком в тех странах, в отношении которых аналогичные законы были приняты, мы эти решения принимали и в отношении Белоруссии, и в отношении Киргизии. Но сейчас действительно решение такое принимается впервые, и поэтому Вячеслав Михайлович, аргументируя, правильно говорит. Ничего не произойдёт, если мы отложим рассмотрение до следующей недели - на 21-е число. Как вы считаете? Тем более, коллеги, это будет правильно, если мы обсудим вопрос с нашими коллегами - депутатами парламента Армении, вообще, узнаем, какова их позиция в этой части. Это же серьёзный шаг, который подчёркивает уровень наших отношений. Мы принимаем впервые такой законопроект. Какова позиция председателя правительства Армении? Это серьёзное решение! Мы открываем рынок, мы улучшаем возможности самореализации для граждан Армении, которые смогут после принятия этого закона, используя свои национальные права, работать на территории Российской Федерации. Да, действительно, это решение исключает их из другого перечня, выделяя и создавая преференции, преимущества. Поэтому давайте проработаем. Может, они сами-то не хотят этого? А если хотят, тогда давайте послушаем информацию профильных комитетов, министерств. Как вы считаете, коллеги? В мире всё изменчиво, вы видите, заявления разные звучат. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как, принимаете? (Аплодисменты.) Спасибо большое. Значит, мы с вами откладываем дальнейшее рассмотрение, учитывая, что 21-го вернёмся, но уточнив позицию Министерства иностранных дел и пригласив сюда Минтранс, МВД. Ну и конечно, должен быть содоклад, информация Леонида Ивановича Калашникова, который очень хорошо знает ситуацию, и мы попросим его уточнить, насколько это важно нашим коллегам из парламента Армении. Правильно? Правильно. Мы должны действовать в интересах граждан Российской Федерации, нашей страны, развивая отношения с нашими партнёрами, уважая их, не вмешиваясь во внутренние дела, при этом подчёркивая (мы вот здесь о транспорте говорим), что это улица с двусторонним движением. Взаимовыгодные должны быть решения, правильно, коллеги? Правильно! (Аплодисменты.) Договорились. Спасибо, коллега Мархаев.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 99690-8 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (о признании национальных водительских удостоверений граждан Республики Армения при осуществлении ими предпринимательской и трудовой деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации Игорь Николаевич Зубов. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Как вам известно, в Российской Федерации по общему правилу управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности на основании иностранных или международных водительских удостоверений запрещено. При этом имеются исключения для граждан Киргизии и граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, то есть для граждан Абхазии, Белоруссии, Казахстана и Южной Осетии - Государства Алания. Представленный на ваше рассмотрение законопроект подготовлен Правительством Российской Федерации на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 8 августа 2019 года № 104. При принятии закона соответствующее право будет предоставлено гражданам Армении. Тем самым в рассматриваемой области будут уравнены в правах граждане всех государств - членов Евразийского экономического союза: России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана; повысится уровень интеграции наших государств; сфера транспортных перевозок России получит дополнительные возможности для привлечения квалифицированных кадров. Полагаем, что разрешение гражданам Армении управлять коммерческими транспортными средствами на основании национальных водительских удостоверений не повлияет на безопасность дорожного движения. Статистика текущего года свидетельствует о сокращении почти на четверть количества ДТП, совершённых по вине водителей - граждан Армении. Законопроект имеет все необходимые согласования, соответствует международно-правовым обязательствам Российской Федерации и не содержит новых обязательных требований к осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности. Реализация законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований и увеличения штатной численности органов внутренних дел. Проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания не имеется. С учётом изложенного прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. С содокладом выступает Павел Михайлович Федяев. ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Игорь Николаевич подробно доложил о сути законопроекта и о том, что послужило причиной его внесения. Мы на заседании комитета очень подробно обсудили этот законопроект. И действительно, сегодня Армения - это единственная страна, являющаяся участницей Евразийского экономического союза, граждане которой не могут работать в России по своим национальным правам. Закон сделает это возможным. Интеграция наших государств, то, что люди смогут работать, - это хорошо, мы это поддерживаем. Какие вопросы мы поднимали на заседании комитета при рассмотрении законопроекта, что нас беспокоит? Прежде всего, конечно, это безопасность, знание языка и ответственность как перевозчиков, организаций, которые нанимают, так и водителей. Что касается безопасности, Игорь Николаевич уже остановился на этом в своём выступлении. Отдельно хочу сказать, что Армения, так же как и Россия, входит в Венскую конвенцию о дорожном движении, это обеспечивает единство в правилах дорожного движения и в подготовке водителей между нашими странами. Если говорить о знании русского языка, то, по данным последней переписи, 70 процентов населения Армении сегодня свободно владеет русским языком, также в школах русский язык - это обязательная дисциплина. К вопросам ответственности водителей и работодателей, мы считаем, ко второму чтению надо ещё вернуться, мы совместно эти моменты посмотрим. В целом Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры поддерживает данный законопроект и предлагает палате принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, вот социологи утверждают, что практика исключения национальных групп из учебного процесса способствует росту отчуждений, укрепляет роль диаспор, безусловно, но при этом ослабляет влияние органов власти. Может быть, всё-таки было бы правильнее создать механизм полноценной профессиональной подготовки водителей, как это было в Советском Союзе, где на шофёра учились в ПТУ, и не пришлось бы ездить за получением прав вот в Армению, например? ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопрос, но данный законопроект не об этом, там не идёт речь о том, что надо ездить для получения прав в Армению. Речь идёт о том, чтобы граждане Армении, которые приезжают в Россию, имели возможность работать. Да, сегодня они имеют возможность сдать у нас на права дополнительно. Я могу сказать, что это довольно-таки небольшое количество армян - не больше 300 человек в год, 300 с небольшим, - тех, кто сдаёт на права в Российской Федерации. Что касается вообще распространённости, так сказать, лиц или граждан армянской национальности, которые работают у нас в основном в сфере дорожного строительства и в некоторых других строительных отраслях, то это граждане России. Армянская диаспора очень многочисленна, вы сами можете посмотреть статистику, в каком количестве представлена в Российской Федерации, не буду специально это здесь озвучивать. Основной-то вопрос состоит в том, что мы Евразийский союз пытаемся сынтегрировать и создать общие правила. Если общих правил нет, ну о каком союзе тогда идёт речь? Мы же с вами, помните, в прошлом году и даже в этом году пять или шесть законов приняли примерно такого содержания, касающихся разных отраслей. Если у одних членов есть, а у других нет, давайте уравняем их. Таким образом мы как бы концентрируем эти государства вокруг нашей страны, это важно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Игорь Николаевич, поясните, пожалуйста, речь идёт о правах внутреннего образца, ну, как бывает иногда, или о международных правах? Есть ли вообще такое различие с Арменией? И самое главное, у меня вопрос: а будет ли база данных в распоряжении сотрудников МВД? Ведь можно же права просто нарисовать или напечатать - как проверить? Будет ли возможность у сотрудников ГИБДД проверить "послужной список" по аварийности и так далее? А самое главное, что с желанием, которое было у нас много лет, ну, во всяком случае в отношении такси и общественного транспорта, всё-таки ограничить доступ приехавших на заработки из других стран и предоставить возможность... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н. Спасибо за вопросы. В законопроекте, написано: на основе национальных водительских удостоверений. Это не такое уж большое количество людей, я цифры примерные уже назвал. Что касается нашего желания, чтобы в основном работали граждане Российской Федерации. Ну, у нас достаточно много всевозможных контрольных механизмов, в том числе мы здесь вместе принимали очень большое количество законов, которые предусматривают установление различных средств дистанционного контроля на коммерческих автомашинах, автобусах, грузовиках и так далее. А что касается сопряжения наших баз данных, у нас есть возможность получать информацию из Армении, с Арменией проблем нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Игорь Николаевич, Армения является дружественной страной для России, кроме того, она является членом ЕАЭС. Законопроект, направленный на интеграцию наших экономик, - это позитивный шаг, который мы приветствуем. В то же время фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" в мае внесла законопроект о признании национальных водительских удостоверений граждан ЛНР и ДНР для работы в такси, то есть аналогичный по сути законопроект. Вы поддерживаете данную инициативу? И готово ли правительство принять закон тоже в ускоренном порядке, как и данный закон? ЗУБОВ И. Н. Ну, я сейчас не готов за правительство отвечать, готово ли правительство. По мере рассмотрения данного законопроекта мы свою позицию сформируем, но я хотел бы обратить ваше внимание на то, что, по-моему, вчера руководитель ЛНР как раз сказал, что на 90 процентов законодательство этой республики уже интегрировано с российским. Процессы интеграции идут быстро, и я думаю, что мы с вами уже в ближайшее время будем говорить о статусе этих государств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопрос к представителю правительства. Вопрос касается в данном случае не только тех, кто проживает на территориях ЛНР, ДНР, но и людей из ряда других территорий Украины. Сегодня эти люди как беженцы приезжают на территорию Российской Федерации и жалуются, что по национальным водительским удостоверениям, скажем так, они работать не могут, тогда как их можно было бы хотя бы на время интегрировать, люди хоть бы занялись делом, работали. Это первая часть вопроса. И вторая часть вопроса касается ограничений или возможных ограничений для работы именно на общественном транспорте для лиц, которые не владеют русским языком в принципе, в том числе с армянскими правами. Если работает на грузовике, на самосвале, то это понятно, но если человек работает водителем автобуса, то, я думаю, языковой барьер будет значимым препятствием для осуществления соответствующих функций. Будут ли эти ограничения, предполагаются ли они? ЗУБОВ И. Н. Законодательных ограничений, как мы докладывали, нет. А о степени знания армянами русского языка докладывалось - это в том числе язык, обязательный для изучения в Армении. Вы знаете, что, когда армяне получают российское гражданство, они приносят сертификат, в котором написано, что предъявитель прошёл курсы русского языка и имеет в дипломе соответствующую оценку, - почему мы там не сомневаемся, а здесь сомневаемся? Ну я вам могу сказать, что проблем с армянами в том смысле, что они не знают русского языка, нет, по крайней мере мы таких жалоб не имеем, ну, по крайней мере это не распространено. В основном речь идёт всё-таки о водителях, которые работают в области большегрузного транспорта. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЗУБОВ И. Н. Нет, по армянам. Что касается украинцев, ну, вы знаете, это вопрос сложный - давайте мы его всё-таки будем в процессе рассматривать. Сейчас мы с вами должны разобраться... Вот мы только сегодня, кстати, говорили о вопросах адаптации беженцев с Украины в России. Отдельное будет совещание на эту тему, будем смотреть, я приму это во внимание тоже, будем говорить. Ну, машина, автомобиль - это источник повышенной опасности, и мы должны понимать, что надо очень аккуратно решать вопрос, кого и как допускать к управлению общественным транспортом, где перевозят большое количество людей. Да, понятно, относительно такси, наверное, можно подумать. Этот вопрос требует обсуждения, я не готов сейчас сказать, и думаю, что никто не готов в данный конкретный момент это сделать. Будем думать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Николаевич, я член ПАЧЭС не один созыв - могу вам с Павлом Михайловичем ответственно заявить, что русский язык не является официальным в Армении и нет обязательности его изучения в школах. Это первое. Второе. Напомню вам, что два года назад в Москве человек с армянским водительским удостоверением на большегрузном автомобиле снёс пешеходный мост - с трупами... Он, к сожалению, не разговаривал по-русски. Это у вас там, в сводках, должно быть. Ну и третье. Вы понимаете, вопрос такой, что, ну, наверное, украинцы всё-таки русский язык от рождения знают лучше, а мы им не даём... Мне кажется, что или равенство и стремление к союзу надо делать для всех, или чтобы всё-таки сдавали экзамен по русскому языку. Понимаете, у нас действительно в России армян больше, чем в Армении, это общеизвестно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, мы только что договорились (я реплику услышал, не через микрофон), что соответствующая поправка будет внесена. Когда она будет внесена, будем её рассматривать исходя из всей совокупности обстоятельств. Я не говорю, что в Армении русский язык является государственным, но в школах он изучается. Действительно, наверное, формулировка была не... Он не государственный, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Павел Михайлович, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 06 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.