Заседание № 145
О проекте федерального закона № 996800-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части применения специальных экономических мер в отношении блокируемых лиц; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
29-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Аркадий Николаевич Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект направлен на совершенствование применения финансовыми организациями специальных экономических мер в виде запрета, ограничения совершения финансовых операций блокируемыми лицами или в пользу таких лиц, а также замораживания денежных средств, имущества вот таких блокируемых лиц. В принципе законодательство о блокировке у нас существует с 2007 года, но реально оно начало действовать в 2018 году, с принятием указа президента № 592 и постановления правительства № 1300. Однако в ходе реализации появилась необходимость внести ряд уточнений, в связи с тем что изменился список финансовых организаций, появились новые, например информационные системы, инвестплатформы... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно). СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо. К законопроекту поступило 33 поправки. 28 из них рекомендуются к принятию и включены в таблицу № 1, 5 оставшихся включены в таблицу № 2 и рекомендуются к отклонению в связи с утратой актуальности. Банк России и Минфин поддерживают законопроект. Государственно-правовое управление замечаний концептуального характера не имеет. Комитет полностью подготовил законопроект к принятию во втором чтении. Прошу поддержать настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1. Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 52 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 19 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 43 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Аркадий Николаевич. СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по финансовому рынку просит включить настоящий законопроект для рассмотрения в третьем чтении в повестку на завтра, 26 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 319
О проекте федерального закона № 996800-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Владимир Владимирович Колычев. КОЛЫЧЕВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предложенный вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер..." направлен на совершенствование правоприменительной практики и создание единого подхода к реализации специальных экономических мер. Напомню, что в 2018 году в качестве ответных мер на недружественные действия Украины Президентом Российской Федерации было принято решение о введении специальных экономических мер в отношении отдельных юридических и физических лиц Украины. С тех пор была наработана правоприменительная практика, и в соответствии с этой правоприменительной практикой в целях улучшения эффективности реализации специальных экономических мер подготовлен данный законопроект. Напомню, что эти специальные экономические меры направлены на запрет финансовых операций, замораживание денежных средств или иного имущества и блокирование финансовых операций, совершаемых в интересах или в пользу блокируемых лиц. В этих целях законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, в том числе устанавливающие перечень финансовых организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, полномочия органов исполнительной власти по формированию порядка и условий применения специальных экономических мер и Банка России по разъяснению вопросов, связанных с их применением, для поднадзорных организаций, а также ответственность финансовых организаций за нарушение положений соответствующего федерального закона. С Банком России законопроект согласован. С учётом его значимости для повышения эффективности применения специальных экономических мер просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Вадимович Лященко. ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом вносятся изменения в 14 федеральных законов. Основные изменения вносятся в федеральный закон "О специальных экономических мерах и принудительных мерах". Суть изменений следующая: расширение перечня субъектов, в отношении которых применяются специальные экономические меры; введение понятия "блокируемые лица"; раскрытие понятия "юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства"; уточнение и дополнение перечня направлений применения специальных экономических мер. Закон также дополняется новой статьёй, раскрывающей содержание специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций, замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества, а также финансовых операций, совершаемых в интересах или в пользу блокируемых лиц. Данной статьёй устанавливается: какие организации являются организациями, реализующими специальные экономические меры; что понимается под замораживанием (блокированием) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц; перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые вправе осуществлять блокируемое лицо; перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом блокируемых лиц; полномочия Центрального банка и уполномоченных ФОИВов. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует его к принятию в первом чтении. Имеется ряд замечаний, которые не являются концептуальными и будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Вадимович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шперов Павел Валентинович, пожалуйста. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Владимир Владимирович, как известно, многие иностранные государства применяют специальные экономические меры в отношении граждан Российской Федерации, причём на территории Российской Федерации. Я думаю, вы знаете, что многие крымчане не могут воспользоваться различными финансовыми услугами, допустим осуществлять платежи в системах "PayPal", "QIWI", которые тоже блокируют. У меня был заблокирован платёж в системе "QIWI" пару лет назад из-за того, что я нахожусь в санкционных списках. Вот каким образом данный закон будет влиять на противодействие мерам, которые вводят наши противники? То есть мы сможем, скажем так, влиять на те же банки, которые находятся под зарубежным влиянием, но работают в Российской Федерации и проводят меры против граждан Российской Федерации, в том числе крымчан? Мы сможем этим законом улучшить ситуацию либо это будет относиться только к тем, против кого мы сейчас вводим санкции?.. (Микрофон отключён.) КОЛЫЧЕВ В. В. Павел Валентинович, спасибо за вопрос. Отвечаю прямо: нет, этот законопроект не направлен на противодействие ограничительным мерам, которые были введены против физических и юридических лиц в Российской Федерации, - это, наоборот, улучшает эффективность мер, которые Российская Федерация вводит против юридических, физических лиц других стран, но тем не менее... Это не относится, естественно, к этому законопроекту, но, как вы знаете, на территории Крыма и Севастополя действуют специальные кредитные организации, которые предоставляют полный перечень финансовых услуг и таким образом нивелируют недружественные действия, которые другие страны пытаются осуществлять в отношении граждан нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А. Владимир Владимирович, движение средств, конечно, надо контролировать, но есть тонкая грань между умыслом и технической ошибкой. Вот у вас тут прописано, что реализация специальных экономических мер не является основанием нарушения условий договоров. Но ведь тут может быть и техническая ошибка банка, который срывает контракт, замораживает деньги, банк может умышленно, чтобы поддерживать ликвидность, сделать так, чтобы деньги куда-то не шли, третьи лица могут вмешаться, там, киберпреступники, ну, всякое может быть, то есть может не быть вины за совершение правонарушения, которое бы было основанием... В этой ситуации мы точно не создаём почву для злоупотреблений со стороны кредитных организаций в отношении клиентов? Может, есть всё-таки какие-то страховочные механизмы, которые ко второму чтению стоит добавить в этот законопроект? КОЛЫЧЕВ В. В. Страховочный механизм на самом деле предусмотрен в действующей нормативно-правовой базе, указом президента были введены соответствующие меры, специальным экономическим постановлением правительства предусмотрена возможность для юридических и физических лиц обращаться за временными разрешениями на проведение определённых операций. Такие обращения оперативно рассматриваются в Правительстве Российской Федерации, и временные разрешения в случае их обоснованности, естественно, даются. На практике за последние два года было несколько десятков обращений, большинство из них было признано правительством не совсем обоснованными, но несколько временных разрешений было выдано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Вадимович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 56 мин. 37 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.