Заседание № 57

21.11.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99596-5 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1697 по 1835 из 8708
8-й вопрос. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации".    
О проекте федерального закона "О присоединении Российской Федерации к           
Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения   
бункерным топливом 2001 года". Доклад официального представителя                
Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра       
транспорта Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение представляется проект федерального     
закона "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о        
гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001     
года".                                                                          
                                                                                
Названная конвенция была принята на Дипломатической конференции Международной   
морской организации в Лондоне 23 марта 2001 года и открыта для подписания с 1   
октября 2001 года по 30 сентября 2002 года, после чего осталась открытой для    
присоединения.                                                                  
                                                                                
Установление международного режима ответственности специально для целей         
компенсации ущерба от загрязнения вследствие утечки и слива бункерного          
топлива с морских судов устраняет существующий пробел, поскольку сегодня в      
международном и национальных законодательствах страхуется ответственность за    
слив того же бункерного топлива, или нефти, как перевозимого груза, но не       
страхуется ответственность за загрязнение от собственно бункерного топлива.     
                                                                                
Бункерное топливо - это любая углеводородная минеральная нефть, включая         
смазочное масло, используемая для эксплуатации или движения самого судна.       
Сегодня бункерное топливо представляет достаточно большую угрозу, поскольку     
отдельными видами крупных сухогрузных судов бункерное топливо используется в    
объёме до 5 тысяч тонн, что иногда больше, чем перевозимый танкерами груз.      
                                                                                
Настоящая конвенция предусматривает возложение ответственности за ущерб от      
загрязнения бункерным топливом на судовладельца; обязанность собственника       
судна валовой вместимостью более тысячи единиц осуществить страхование или      
предоставить иное финансовое обеспечение своей ответственности за ущерб от      
загрязнения бункерным топливом; запрет эксплуатации такого судна, не имеющего   
свидетельства; предъявление требований о страховании ответственности к          
входящему в российский порт под любым иностранным флагом судну; предъявление    
требований о компенсации ущерба непосредственно к страховщику или лицу,         
предоставившему финансовое обеспечение.                                         
                                                                                
На сегодняшний день конвенцию ратифицировало или присоединилось к ней           
двадцать одно государство. С учётом того, что требуется восемнадцать            
государств, а также того, что в соответствии с установленным порядком именно    
сегодня, 21 ноября, настоящая конвенция вступает в силу, российские суда        
могут быть ограничены во вхождении в иностранные порты без страхового           
свидетельства.                                                                  
                                                                                
Присоединение к конвенции не предполагает образования новых федеральных         
органов исполнительной власти, не влечёт дополнительных расходов за счёт        
средств федерального бюджета.                                                   
                                                                                
Предварительно проект федерального закона проработан Союзом российских          
судовладельцев и им поддержан.                                                  
                                                                                
Прошу вас поддержать данный законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Руслана Викторовича              
Кондратова.                                                                     
                                                                                
КОНДРАТОВ Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы   
по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О присоединении   
Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности    
за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года", внесённый в              
Государственную Думу Правительством Российской Федерации 16 сентября 2008       
года.                                                                           
                                                                                
Данная конвенция отвечает интересам Российской Федерации, владельцев судов,     
особенно зарегистрированных собственников судов валовой вместимостью более      
тысячи единиц, и страховщиков. Она является основой для правового обеспечения   
быстрого и адекватного возмещения ущерба от загрязнения любым бункерным         
топливом, причиняемого в результате инцидентов с судами на территории           
Российской Федерации, в том числе в её территориальных водах и в                
исключительной экономической зоне.                                              
                                                                                
Присоединение Российской Федерации к конвенции не предполагает образования      
новых федеральных органов исполнительной власти или изменения существующего     
порядка финансирования. Реализация конвенции не влечёт дополнительных           
расходов, требующих изменения статей федерального бюджета.                      
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует                 
Государственной Думе присоединиться к Международной конвенции о гражданской     
ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Один вопрос.                       
                                                                                
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. К представителю министерства, к докладчику.                   
                                                                                
Постоянно возникают споры, кто должен нести ответственность. Судно одной        
страны приписано к чужому порту, плывёт под флагом третьей страны, экипаж       
смешанный, владельца нет - вот что вы будете здесь делать? Нам только           
сообщают, что там один российский гражданин в качестве матроса или капитан,     
который умер, которого не смогли защитить.                                      
                                                                                
В целом вы занимаетесь проблемами загрязнения - это хорошо, а когда будете      
спасать наши суда и наших моряков? Вот Европа зашевелилась в связи с            
ситуацией около Сомали, а вы вообще ничего не делаете до сих пор.               
Министерство ваше не занимается нашими судами, они гуляют по всей планете под   
чужими флагами. Как рабы, наши матросы работают на чужих кораблях, сидят в      
чужих тюрьмах, а министерство ваше только конвенции о загрязнении принимает.    
По этой конвенции наши суда никуда не пустят, даже самолёты наши не пускают в   
Европу из-за шума моторов. Вы понимаете, что вы делаете сейчас, рекомендуя      
нам принять эту конвенцию? Наши суда ни в один морской порт, никуда не          
войдут, их не примут.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                            
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Ответ на вторую часть вопроса: примут ли наши суда? Примут.       
                                                                                
Что касается вопроса, кто будет платить за загрязнение, - первая часть.         
Каждое судно имеет судовладельца, в противном случае оно не будет               
зарегистрировано в международном реестре.                                       
                                                                                
Что касается защиты как основного вопроса. В прошлом году в этом зале наконец   
был принят закон о присоединении... создании у нас второго международного       
реестра судов, который позволяет вернуть суда под флаг. Закон восемь лет не     
мог пройти, наконец он принят.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, запишитесь.       
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Нет записавшихся. Уважаемые коллеги, выносим данный проект федерального         
закона на "час голосования".                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2236 по 2255 из 8708
Ставится на голосование проект федерального закона "О присоединении             
Российской Федерации к Международной конвенции о гражданской ответственности    
за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2001 года".                          
                                                                                
Кто за? Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              443 чел.98,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.