Заседание № 58
О проекте федерального закона № 994938-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Рассматривается 11-й вопрос повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции". Доклад Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста, Зариф Закирович. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный на ваше рассмотрение законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к принятию в третьем чтении. Комитет по государственному строительству и законодательству просит поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции", вопрос 11 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 13 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 994938-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции" (принят в первом чтении 10 марта 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
43-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции". Александр Сергеевич Грибов, пожалуйста. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При подготовке проекта к рассмотрению во втором чтении поступило четырнадцать поправок, таблица № 1 включает в себя девять поправок, рекомендуемых к принятию, в таблице № 2 - пять поправок, рекомендуемых к отклонению. Прошу поддержать позицию комитета по данному проекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 18 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 42 сек.) Проголосовало за 339 чел.75,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 06 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста, Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект готов к рассмотрению в третьем чтении, прошу включить в порядок работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.
Заседание № 30
О проекте федерального закона № 994938-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции)". Доклад Ильдара Ирековича Гильмутдинова. Пожалуйста, Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данная тема не первый день как возникла, мы неоднократно ещё в прошлом созыве поднимали вопрос о том, что нам нужно очень серьёзно усилить ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции. Было несколько инициатив, в том числе Государственный Совет Республики Татарстан неоднократно их вносил, и могу вам доложить, что наша инициатива, внесённая ещё в прошлом созыве, поддержана, в том числе правительством, ну и другими нашими коллегами, и внесён законопроект в части усиления ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции. Чем это обусловлено? Вы знаете, что наблюдается рост правонарушений в этом сегменте. Я могу привести статистику, чтобы вы поняли, насколько это серьёзно: например, за девять месяцев 2013 года на алкогольном рынке было выявлено 10 тысяч 980 правонарушений, за девять месяцев 2014 года - 11 тысяч 590 правонарушений, за девять месяцев 2015 года - 13 тысяч 605 правонарушений, и дальше такими же темпами идёт рост. Конечно, мы должны принять очень серьёзные меры. В данной инициативе три позиции... Да, ещё хочу сказать, уважаемые коллеги, что по тем правонарушениям, которые есть, по большинству из них, в том числе в отношении незаконной продажи алкогольной продукции физическими лицами, судебная практика такова, что более чем в 90 процентах судебных решений подставляются как раз физические лица. Согласно действующему административному кодексу им назначается штраф в размере 2 тысяч рублей или 2 тысяч 500 рублей; получил наказание - и всё, дальше пошёл, скажем так, нарушать закон. Конечно, с этим нельзя согласиться, поэтому предлагается увеличить штраф для физических лиц за незаконную продажу алкогольной продукции до 200 и 300 тысяч рублей, это очень серьёзное увеличение. Это первое. Второе. Предлагается новый механизм начисления штрафов в том числе для юридических лиц в виде доли от суммы выручки, полученной правонарушителем от реализации всех товаров. И третье предложение в данном законопроекте касается тех, кто нарушает порядок фиксации сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при её производстве или обороте. Здесь предусмотрены штрафы и для юридических лиц, и для физических лиц, и для граждан. Уважаемые коллеги, я очень прошу поддержать данный законопроект. Сразу хотел бы ответить на вопрос о том, что предлагаются уж очень серьёзные штрафы для физических лиц. Да, мы, авторы, специально прописали такие серьёзные штрафы, так как никто впредь не должен заниматься продажей алкогольной продукции без лицензии, никто не должен нарушать закон, а за повторное нарушение нужно вводить ответственность вплоть до уголовного преследования. Кроме того, что бюджет несёт потери, кроме всех остальных нарушений, как вы прекрасно понимаете, это сопровождается продажей продукции, которая травит, убивает наших людей, и меры ответственности должны быть очень серьёзными, чтобы никто ни повторно, ни даже впервые не имел желания этим делом заняться. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Сергеевича Грибова. Пожалуйста, Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Инициатива внимательно рассмотрена Комитетом по государственному строительству и законодательству. Я очень коротко сформулирую пять основных направлений, по которым авторы предлагают ввести, по сути, новое регулирование: во-первых, предлагается ввести новый механизм определения размера административного штрафа для юридических лиц за совершение указанных правонарушений в виде доли от совокупного размера выручки, полученной от реализации товаров за определённый период; во-вторых, в части 3 статьи 14.17 "Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ввести ответственность для должностных лиц, а для юридических лиц применять новый вид административного штрафа; в-третьих, дополнить кодекс новой статьёй 14.17-1, устанавливающей административную ответственность за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами; в-четвёртых, изменить статью 14.19 "Нарушение установленного порядка учёта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", введя возможность конфискации продукции в случае нарушения порядка фиксации сведений в единой государственной автоматизированной системе; в-пятых, значительно увеличить размеры штрафов для граждан и должностных лиц в части 6 статьи 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль". Комитет концептуально поддерживает данную инициативу, однако имеется ряд существенных замечаний, над которыми, если Государственная Дума поддержит законопроект в первом чтении, необходимо поработать. Вызывает вопросы соразмерность наказания с другими нормами Кодекса об административных правонарушениях. У нас в статье 16 федерального закона № 171-ФЗ содержатся ограничения на розничную продажу физическими лицами алкоголя, уже установлена ответственность за данное правонарушение в статье 14.2 Кодекса об административных правонарушениях, поэтому возникает вопрос: нужно вводить специальную статью 14.17-1 или можно усилить ответственность в статье 14.2? Кроме того, автор уже говорил сегодня о штрафах, и предлагаемое увеличение размеров штрафов, установленных в статье 19.4 кодекса, может привести к дисбалансу размеров штрафов в КоАП, ведь за совершение правонарушений, которые обладают не меньшей степенью общественной опасности, установлены штрафы намного меньше. С учётом всех этих замечаний комитет считает возможным поддержать этот законопроект в первом чтении и рекомендует Государственной Думе поддержать решение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы к докладчику, содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Ильдар Ирекович, скажите, пожалуйста, чем обусловлены такие размеры штрафов? ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Спасибо за вопрос. Уважаемые коллеги, я уже сказал, что нужно серьёзно наказывать. Вот у нас сейчас есть штрафы в размере 2-2,5 тысячи рублей, и что? Ждут, чтобы быстрее состоялся суд, платят штраф и заново начинают заниматься этим безобразием. Это очень серьёзное нарушение, ещё раз говорю, незаконная продажа приводит не только к потерям бюджета, к дисбалансу алкогольного рынка и так далее, но это угроза здоровью наших граждан! Вся деятельность, связанная с угрозой здоровью наших граждан, должна серьёзно наказываться, чтобы человек один раз заплатил, если уже нарушил, и больше близко даже не подходил к этому, иначе это безобразие будет продолжаться и дальше, поэтому мы предлагаем такие серьёзные меры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рудченко Валентина Васильевна. РУДЧЕНКО В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Ильдар Ирекович, в законопроекте предлагается ввести новую статью об административной ответственности за незаконную продажу алкогольной продукции физическими лицами, здесь идёт речь о пиве, пивных напитках, медовухе, сидре, вине, шампанском, но самогон не входит в этот перечень, а вот на Крайнем Севере варят только самогон и продают его. Как вы считаете, можно ли установить административную ответственность именно за продажу физическими лицами самогона? И вместе с тем в следующем законопроекте, который мы сейчас будем рассматривать, предлагается установить уголовную ответственность за незаконную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции при условии, что деяние совершено неоднократно, если оно имеет место в период, когда лицо... (Микрофон отключён.) ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. По первой части вопроса: берите лицензию и, пожалуйста, продавайте самогон, пиво или что-то подобное, но незаконно, без лицензии, ничего не должно продаваться - ничего! Ни самогон, ни пиво - ничего! Кто несёт ответственность за качество этой продукции, в конце концов? Поэтому абсолютно поддерживаю такой подход. По второй части: если людям не достаточно административного наказания, если они и дальше продолжают заниматься этим безобразием, конечно, необходимо уголовное преследование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ильдар Ирекович, законопроект очень нужный и важный, и штрафы соответствуют коррупции, которая есть в этой сфере. Как вы будете определять по закону размер штрафа для юридических лиц от совокупного размера выручки? Сегодня, например, на трассе М-4 почти что каждые сутки задерживаются спиртовозы с тысячами литров спирта, которые не учитываются, и здесь невозможно определить критерии. Я считаю, во втором чтении нужно установить более жёсткие штрафы для физических лиц, которые занимаются незаконной реализацией именно самого спирта. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Вы, наверное, имели в виду, что для юридических лиц, Виктор Петрович? Предлагайте поправки ко второму чтению, мы же не говорим, что закон должен быть принят вот в таком виде. Любые поправки, которые идут на пользу, поддерживаются - предлагайте! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кудрявцев Максим Георгиевич. КУДРЯВЦЕВ М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику, Ильдар Ирекович, вам. Не секрет, что действующая норма об административной ответственности в виде штрафов за незаконный оборот алкогольной продукции не всегда эффективна, так как размеры штрафов несопоставимы с прибылью, которую получают от незаконного оборота теневого алкоголя. Высокая доходность теневого бизнеса и низкие размеры штрафов являются причинами роста нарушений в данной сфере. Считаете ли вы, Ильдар Ирекович, предлагаемые размеры штрафов достаточными, насколько размеры этих штрафов соотносятся с доходами, которые получают теневики? И считаете ли вы достаточным ужесточение наказания в плоскости Кодекса об административных правонарушениях, либо нам нужны дополнительные меры борьбы с этим негативным явлением? ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Дополнительные меры как раз учтены в законопроекте, о котором будет докладывать наш коллега из Совета Федерации, - вплоть до уголовного преследования. Я думаю, это должно остановить тех людей, которые неоднократно нарушают закон. Это первое. Второе. Вот я вам зачитаю: "...влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трёх лет; на юридических лиц в размере не более одной пятой совокупного размера выручки" и так далее, и так далее. Я считаю, что меры наказания, указанные в наших предложениях, вполне сопоставимы, вполне соответствуют тем нарушениям, которые они совершили. Ещё раз говорю: если даже этого будет недостаточно, следующим законопроектом как раз предусматривается уголовное преследование. Я очень надеюсь, что эти меры успокоят абсолютное большинство нарушителей в данном сегменте нашего рынка. Если этого будет недостаточно, то по итогам правоприменительной практики, я думаю, ответственность можно ещё больше усилить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Ильдар Ирекович, не считаете ли вы возможным предусмотреть всё-таки двухэтапный вариант введения таких огромных штрафов? Пускай первый раз будет 50-80 тысяч рублей, как, кстати, предлагают сенаторы. Вы хотите на физическое лицо сразу налагать штраф в размере 300-500 тысяч рублей, а они даже при повторном нарушении предлагают ограничиться всего 50-80 тысячами рублей, причём это будет уже по статье Уголовного кодекса, то есть ваше предложение на порядок жёстче, чем их. И второй момент, это касается индивидуальных предпринимателей: штраф в размере одной пятой годового дохода - это фактически разорение предпринимателя, в магазине которого один раз продали алкоголь без соответствующей лицензии, причём это может сделать продавец, даже не поставив в известность самого владельца. В той конструкции, которая применена вами сегодня, в условиях трудовых отношений, даже если продавец по своей инициативе продал какой-нибудь алкогольный напиток, ответственность всё равно ляжет на частного предпринимателя. Штраф в размере одной пятой выручки фактически означает ликвидацию индивидуального предприятия, его разорение в итоге. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Коллеги, не надо незаконно продавать продукцию. Берёшь лицензию - пожалуйста, работай честно! Не надо заниматься незаконной продажей, незаконным сбытом, и тогда не будет никаких штрафов - ни в размере миллиона, ни в размере 2 тысяч, никаких штрафов не будет, всё будет нормально! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ильдар Ирекович, у меня к вам два вопроса. Насколько мне известно, вы уже не первый раз выступаете в качестве автора законопроектов по ужесточению законодательства в этой части. Интересно, может быть, вы расскажете нам об опыте Татарстана в борьбе с незаконной продажей этой продукции? И ещё. Совсем недавно к нам на заседание внутрифракционной группы приходил руководитель Росалкогольрегулирования, и мы, в частности, обсуждали вопросы по пиву - такие же, как сейчас по крепкому алкоголю. Это в системе ЕГАИС не учтено, и сейчас на рынке появляется очень много поддельного пива - действие закона будет распространяться на этот напиток или мы говорим только о крепкой алкогольной продукции (спирте и такой спиртосодержащей продукции, как водка), - незаконный сбыт которой сейчас наносит огромный ущерб и экономике, и нашим гражданам? ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Ну, я уже говорил, что Татарстан на самом деле неоднократно выступал с инициативой ужесточения ответственности. Есть положительный опыт работы во взаимодействии с муниципалитетами, с привлечением общественных организаций, очень сильно, предметно работают в этом направлении и правоохранительные органы, каждый год выявляя огромное количество незаконной продукции. У меня с собой нет данных по Татарстану, но эти цифры, кому нужно будет, я могу потом показать. Я хотел бы, чтобы этот опыт работы также использовался и в других регионах. Тем не менее цифры говорят о том, что штрафов, которые сегодня существуют, недостаточно, нужно ещё более усилить ответственность, поэтому такие меры предусмотрены. Что касается ваших предложений по пиву и так далее, давайте ко второму чтению посмотрим, в какой части это их затрагивает или не затрагивает, тут более предметно надо смотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Ильдар Ирекович, вы, наверное, знаете - а может, в Татарстане этого и нет, - что, если продавец не контролируется, не крышуется правоохранителями, они запросто могут возбудить дело по статье "Незаконное предпринимательство", и штраф будет значительно больше, чем ваш. Не считаете ли вы более эффективной всё-таки национализацию производства и продажи алкоголя? ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Тему национализации мы с вами здесь обсуждали уже много раз. Я считаю, что в принципе эту тему нужно обсуждать, в том числе со специалистами, с предпринимателями, но, вы понимаете, в любом случае, даже если мы введём национализацию того же спирта, это не значит, что тот, кто хочет незаконно производить и продавать алкогольную продукцию, может и купить спирт, и разбавить, и продать товар. Так что это не решение абсолютно, поэтому давайте вместе обсуждать, думать дальше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Ильдар Ирекович, всё-таки какими могут быть штрафы для юридических лиц, если исходить из предложенной формулировки о размере совокупного дохода, полученного от реализации товаров? А за какой период? Я-то поддерживаю, давайте за год, за весь период деятельности - это какой же может быть штраф?! ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Олег Анатольевич, посмотрите, почитайте, пожалуйста, пункт 3-1, предложенный в нашем законопроекте, - там всё написано: в каких объёмах, в какие сроки, как в течение календарного года... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемый Ильдар Ирекович, в 2014 году вино было признано сельхозпродуктом, в декабре последним постановлением правительства сидр был признан сельхозпродуктом. По вашему мнению, каким образом данный закон скажется на тех фермерских хозяйствах, которые занимаются производством винограда, виноматериалов и небольших партий так называемых гаражных вин? ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. На тех организациях, которые законно занимаются этими видами деятельности, получают лицензию, это никоим образом не отразится. Только на тех, кто будет незаконно заниматься продажей, оборотом, производством, это отразится. Не надо заниматься незаконными деяниями - и всё будет нормально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Тема, вне всякого сомнения, актуальная, важная по всем аспектам - и с точки зрения сохранения здоровья нации, и с точки зрения пополнения бюджета. Мы разделяем, Ильдар Ирекович, вашу озабоченность, вместе с тем мы читаем те законопроекты, которые вы нам рассылаете, и исходя из этого у меня к вам следующий вопрос. В законопроекте написано: в размере выручки за прошлый год. Дело в том, что подпасть под эту статью могут не только, скажем так, левые магазины, про которые, в общем-то, все и так всё знают, без поддержки правоохранительных органов они не существуют, но по ошибке и крупные, - вы оценивали, какой оборот может быть у "Магнита", у "Ленты", у других сетевиков за прошлый год? Вы вообще размер штрафа какой определили - мне чисто с математической точки зрения хотелось бы понять, - миллиардами может исчисляться? ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемые коллеги, ещё раз: не надо заниматься незаконной деятельностью, и никаких ни миллиардов, ни миллионов не будет, ничего не будет! (Аплодисменты.) Почему один предприниматель добросовестно работает, а рядом другой предприниматель незаконно продаёт и получает, скажем так, ни за что ни про что прибыль? Не занимайтесь - ни "Магнит", никто! Берите лицензию, работайте - и всё будет нормально! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович. Подготовиться Катасонову. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы много лет занимаемся этой проблемой - почему нет хороших результатов её решения? Потому что мы занимаемся вершками, гнилые корешки остаются, мы вершки убираем, а гнилые корни дают другие гнилые вершки - вот всё время этим занимаемся! Сто лет назад царь ввёл сухой закон - зачем отменили? И кто отменил? Те, кто предлагает на высоком уровне отметить столетие советской власти, - со стаканом в руке надо его отмечать! Всё было хорошо в Российской Империи: ввели сухой закон, выпустили огромное количество снарядов. Армия была готова к победе: в марте 1917-го берём Константинополь, в апреле - наступление в Европе, всё, победа летом 1917-го. Великая страна, 300 миллионов населения было бы - всё поломали! В этом же проблема - социальные причины: Гражданская война, перерезали десятки миллионов людей, появились беспризорники, разваленные семьи, и голод, постоянно голод, что в 1921-1922 годах, что в 1931-1932-м - каждые десять лет. Что же вы хотите от населения? Вот в этом причина употребления! Ну допустим, горе оказалось как бы спецификой нашей страны - революции, войны и так далее. Люди готовы не пить - вы работать даёте им возможность? По рукам всё время! При советской власти: нельзя, нельзя, нельзя!.. Я до сих пор помню, как тётка испугалась, когда я привёл ей клиента, - она на дому шила - нельзя, всё, её в тюрьму посадят! Вот для знакомых можно, а с улицы привести человека... То есть мешали работать! В пять часов всё закрыто - и что делать людям с шести вечера до двенадцати ночи? Ничего нельзя! Хорошо, допустим, у человека есть деньги, он хочет выпить, но где? Везде очереди в рестораны; кафе, бары - очень мало. Дайте возможность выпить людям, собраться где-то, и они не будут пить "Боярышник", если дадите им возможность взять рюмку водки и небольшую закуску и посидеть в тёплом помещении. Пусть кто-то играет там на балалайке, какой-нибудь там Шариков (вот фильм Бортко), пусть сидит играет, а люди сидят выпивают - нет, и это нельзя, всё закрыто! То есть это проблема. Хорошо, идём дальше: Горбачёв, Лигачёв правильно всё делали, ведь пошли положительные результаты - рождаемость увеличилась, преступность упала. Нет, решили свернуть, а почему? Потому что после царя все боялись потерять власть, ведь когда пьяный избиратель, пьяный народ - легче управлять. Подбросили ещё - гуляйте! Она же дешёвая была, водка: на троих у магазинов скидывались по 70 копеек. Вот проблема! И конечно, национализация - опять не можем пробить! Ну, вроде объявили, что есть у нас какое-то госрегулирование, вот Росалкогольрегулирование, - ну и чего они отрегулировали? Сперва решили дешёвую водку убрать, мол, она контрафактная, вот только дорогая, которая за 200 рублей стоит, - это государственная, а если по 100 рублей продают, то это контрафактная. Ну и что дальше? То есть попытки что-то сделать ничего не дают - нужна жёсткая монополия: конкретное количество заводов, производящих алкоголь, под особой охраной, как оборонные предприятия, то есть вышки, солдаты, собаки, жёсткий пропускной режим и жёсткий контроль за всем производством. Сегодня вот "Викиликс" опубликовал - обо всём всё знают, а мы про алкоголь до сих пор не знаем! На эти подпольные заводы завозят тару, идут рабочие утром на работу - и мы ничего не видим, да?! Участковые все слепые?! Наша Общественная палата слепая, "Народный фронт" слепой!.. Это же всё рядом с вами - в гаражах, где-то на пустых заводах, это ведь не в Арктике делают! А фуры идут с контрафактной водкой - что, ГИБДД не понимает, что это контрафактная водка?! Что, нельзя это контролировать, следить? То есть при желании государство наведёт порядок за три месяца, за год! Запретили рекламу, а сейчас опять восстанавливают - зачем? Большинство молодёжи уже не курит и не пьёт абсолютно, не хотят, но вы им навязываете, опять вставляете везде рекламу этого пива: "Выпей, оно пенится, какое хорошее!.." Пиво - это алкоголь; алкоголь, табак - это наркотики, то есть их надо приравнять к наркотикам, чтобы было стыдно тому, кто часто выпивает, - он тоже наркоман! Ведь какая разница? Наркотик - это зависимость, иметь зависимость - значит, от чего-то зависеть: что он ширяется героином, что он выпил бутылку водки - какая разница? Наркоман иной раз лучше соображает, чем алкоголик, он бывает гениальным человеком - писатель, художник, а алкоголик - это конченый человек. То есть надо алкоголь приравнять к наркотикам. И почему закрыли эти вот учреждения для лечения? Как они назывались? ЛТП! По всей стране они были, люди могли там какое-то время жить без алкоголя, их лечили, была какая-то польза - нет, закрыли демократы: нам не нужны ЛТП! А что вам нужно? Свободная продажа, свободная любовь - делай всё что хочешь! То есть, видимо, государство не хочет наводить порядок. Мы предлагали у нас в Госдуме создать комитет по продовольствию, чтобы регулировать проблемы, цены, в том числе проблемы, связанные с алкоголем, с табаком. Вот жёсткая, я повторяю ещё раз, позиция ЛДПР: сделать как царь - всё под контроль! Не получается с сухим законом - все заводы под контролем! И что касается сопровождения транспорта: ГИБДД даже не должна будет проверять, что в фуре, - она выехала, как с оборонного завода, там всё уже проверили, - только сопровождение, чтобы не было куда-то левых заездов. Магазины должны быть только специальные - и пусть под объективом камеры туда идут те, кому нужен алкоголь, чтобы было стыдно, потому что будет зафиксировано: вот идёт он! Да ещё если партийность указывать, то сразу будет видно, представители какой партии у нас больше всего покупают и употребляют! (Оживление в зале.) Это можно тоже отработать, сейчас же всё отслеживается: на чипе всё есть, все паспортные данные, и по карточке для расчётов будет ясно, что за человек, сколько ему лет и какова партийная принадлежность. И вот пусть потом голосуют, выбирают или тех, кто спаивает страну, или тех, кто оздоравливает. Кто сегодня оздоравливает? ЛДПР! Никто во фракции не курит и не пьёт! Вот посмотрите, фракция сидит... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. ...сидит: чистые, молодые, здоровые! А мы ввели простой принцип: в Москву не едет тот, кто курит, алкоголь исключается. Агитпоезд идёт по стране - таких на него не посадим! Мы простыми мерами сделали так, что в партии чисто, оздоровилось всё. Никаких банкетов! Я день рождения справил - десять тысяч человек, и ни одного глотка алкоголя! А у другого - маленький юбилей, двадцать человек, а напились так, что смотреть противно. Зачем вы устраиваете праздники с алкоголем? Почему здесь, в буфете, столько алкоголя продаётся? На представительские нужды в основном алкоголь уходит. Мы же запретили курить в самолётах, давайте и пить запретим, в поездах уберём эти вагоны-рестораны, диетическое питание должно быть. То есть можно навести порядок - было бы желание! Министр здравоохранения этим не может заниматься, но ведь кто-то же должен этим заниматься! Вот сейчас Минсельхоз даёт огромные кредиты - кому дали в Краснодарском крае? Министр дал предприятию имени его отца: из 13 миллиардов дали 11 миллиардов - это что, ведение государственной сельхозполитики?! Дайте ещё тридцать секунд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот посмотрите, что мы делаем? Мы симулируем развитие сельского хозяйства! Кому даёте 11 миллиардов? Министр даёт под своё хозяйство - хозяйство, носящее имя его отца: имени Николая Ткачёва! Кто дал право, почему решили, что министр будет давать?! Почему это решают не в регионе? Это же всё наша с вами работа, это же всё можно делать по-другому. А кто контролирует? Никто не контролирует! Где Счётная палата, где позиция правящей партии? Это ваш министр, это ваши деньги!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. Подготовиться Говорину Николаю Васильевичу. КАТАСОНОВ С. М. Если сделать так, как говорит Владимир Вольфович, то проблему можно решить радикально, но поскольку мы понимаем, что к этому ещё не готовы, только через какое-то время придём к необходимости национализации в данном вопросе, - будем идти этапами, постепенно. Значит, что хочу сказать? Не раз я выходил на эту трибуну и пытался обратиться к тем представителям правительства, которые вносят законопроекты - и сами, и через депутатов, - с предложением попытаться посмотреть на проблему в целом, сейчас мы на неё смотрим только с одного бока. Цель какая? Да, цель благая - чтобы народ не травили палёной водкой, но вместе с тем мы всё-таки хотим уйти от контрафакта. Так надо же системно разбираться, в чём проблема, почему его так много! Вы знаете о том, что у нас 50 процентов водки - это нелегальная водка? Вот посмотрите: сначала мы ввели систему ЕГАИС - начали всех считать, сегодня на смену ЕГАИС пришла следующая идея - поменять, поставить онлайн-кассы, то есть мы хотим организовать тотальный контроль, вообще все продажи контролировать. Ну вы посмотрите опыт других стран: мы либо контролируем тотально, либо не контролируем, но тогда огромные штрафы вводим. И получается, что каждый работает на себя! Мы проводили на этой неделе совещание по внедрению контрольно-кассовой техники. Послушайте, кроме тех миллиардных штрафов, о которых я говорил и которые могут быть, по нашим оценкам, около 200 миллиардов в ближайшем году малому и крупному бизнесу нужно будет потратить на переоснащение. Мне очень понравилось, как вышел из этой ситуации "Аэрофлот": "Ещё 10 миллиардов субсидий нам дадите?" А "РЖД" попросили 3 миллиарда - нормально?! Вот крупняк уходит от этого, они придут в Думу и примут законы по субсидированию, а что делать малому бизнесу? Давайте мы как-то определимся. Если у нас системные нарушения в обороте алкоголя, если травится народ, ну, давайте мы соберём экспертное сообщество - у нас причины-то другие, у нас не гармонизованные ставки с Казахстаном, с Беларусью, понимаете? У нас другие причины, а мы, вместо того чтобы разобраться, отчего это происходит в стране и что делать, берём то штрафы вводим, то... Тут пришли ребята со своими идеями, хотят 200 миллиардов заработать, - говорят, давайте мы всё считать будем, ЕГАИС сделали - выкиньте, вот вам теперь новый режим онлайн. И они же говорят, что теоретически через три года это всё устареет. Опять возвращаясь к тому, о чём я говорил: нужно решать проблему комплексно, нужно слушать экспертное сообщество, а потом уже сюда приходить. А то предлагают ввести штраф в размере оборота за прошлый год - ну, нужно всё-таки считать немножко. Давайте работать более системно! Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говорин Николай Васильевич, пожалуйста. ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мне кажется, что подобного рода законопроект, концепцию которого мы поддерживаем, мы должны рассматривать с позиции, вообще, демографической ситуации в нашей стране, ибо главная проблема с демографической ситуацией в стране - это не столько низкая рождаемость, сколько сверхсмертность населения, причём трудоспособного возраста и особенно мужчин: 44 процента мужского населения вообще не доживает до пенсионного возраста, из них 40 процентов умирают от алкоголя. Надо сказать, что высокий уровень смертности в связи с потреблением алкоголя объясняется не только высоким уровнем потребления алкогольной продукции в стране (аналогичный уровень потребления встречается и в других странах), главная причина сверхсмертности населения в России в связи с потреблением алкоголя - это потребление алкогольной продукции очень низкого качества. Это касается не только отравлений, как в Иркутске, - вопиющий случай! - это касается смертности вследствие так называемых псевдосоматических заболеваний. Алкогольное бремя в соматических стационарах - это колоссальная нагрузка, и 30 процентов смертей, которые сегодня регистрируются как смерть от болезней системы кровообращения, на самом деле вызваны потреблением алкоголя. Я уже не говорю о случаях насильственной смертности, об убийствах и о самоубийствах. Поэтому проблема борьбы с контрафактной алкогольной продукцией, особенно в сёлах, в малых городах, - это чрезвычайно актуальная проблема. Я согласен с Сергеем Михайловичем в том, что мы должны реализовывать комплексные меры, и я думаю, что мы сегодня находимся на том этапе, когда мы эти системные меры должны ещё раз чётко обозначить и на самом деле все вместе приступить к реализации мер, которые мы сегодня обсуждаем в рамках двух законопроектов, их концепции, в части ужесточения борьбы с незаконным оборотом алкогольной продукции. Наверное, мы должны прийти к тому, чтобы, во-первых, этот оборот более жёстко контролировался государством, во-вторых, целый пакет мер должен быть направлен на борьбу, собственно говоря, и усиление мер по принуждению к обязательному медицинскому лечению, в-третьих, особенно мы должны уделять внимание, конечно, снижению уровня потребления алкоголя в стране, главным образом это касается нашей молодёжи. Я считаю, что этот законопроект нуждается в определённой доработке, но концептуально он совершенно правильный, нужно принимать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я понимаю, что пример - это не аргумент, но тем не менее хотел бы вспомнить знаменитый сухой закон в Соединённых Штатах и не менее знаменитый закон о борьбе с самогоноварением, который действовал в Советском Союзе: ни тот, ни другой не были эффективны. Но речь идёт не об этом. Вот после того как в 2014 году вина были признаны сельхозпродуктом, произошёл огромный всплеск в производстве винограда, появились небольшие фермерские хозяйства, которые занимали площади в 50, 60, 100 гектаров, производили там виноматериал, из которого делали так называемые гаражные вина, причём эти вина получали достаточно высокую оценку не только у нас, в России, но и за рубежом, зарабатывая медали на различного рода выставках, в том числе и золотые. Сегодня мы, принимая такой законопроект, с чем боремся? Мы боремся с производством качественного виноматериала. Ведь то, что сегодня мы получаем в тетраупаковках, - это бросовый виноматериал, который приходит к нам из-за рубежа, у себя они это не употребляют, сбрасывают в Россию, а мы из него производим вина, которые стоят крайне дёшево, в то же время отвратительны по качеству. Что представляют собой микропроизводства вин за рубежом? В любой винопроизводящей стране 75 процентов вин изготавливаются именно в таких небольших фермерских хозяйствах. И если мы сегодня примем закон в том виде, в котором он сейчас рассматривается, мы подставим целую отрасль, которая зародилась в России, мы её просто уничтожим. Поэтому я считаю, что нужно внести в законопроект некоторые уточнения, которые позволят сохранить наше отечественное производство вин. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я, наверное, выступлю в большей степени не как депутат Государственной Думы, а как бывший сотрудник правоохранительных органов, имеющий соответствующий опыт выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, правонарушений в различных областях, в том числе в области незаконного оборота спиртосодержащей продукции и так далее. У меня складывается впечатление от выступлений некоторых коллег, что сегодня не правоохранительные органы кого-то прикрывают, а другая категория граждан. Мы должны сегодня, как никогда, создать атмосферу нетерпимости, неотвратимости наказания по отношению к тем гражданам, которые совершают данный вид правонарушений. Безусловно, наказание, которое влечёт за собой этот вид правонарушений, сегодня крайне мало, и данной категории людей, которые занимаются этой деятельностью, - а 14-й и 15-й вопросы в принципе созвучны, речь идёт об усилении ответственности, и административной, и уголовной, - конечно же, выгодно заплатить штраф и продолжать торговать продукцией, поэтому и нужно увеличить его. Я согласен с теми выступавшими, которые говорили, что должны присутствовать две составляющие: предупредительные меры и карательные. Предупредительные меры - это здоровый образ жизни, пропаганда, разъяснительная работа и так далее, а карательные меры - это то, что сейчас предлагают авторы данного законопроекта. Я обращаюсь к вам с убедительной просьбой поддержать данный законопроект, приняв его в первом чтении. Неслучайными были некоторые предложения, они заслуживают внимания в рамках последующего обсуждения в профильном комитете при подготовке ко второму чтению. Если данный законопроект не будет принят, то это позволит в определённой степени расширить лазейку, расширить зелёный путь для тех незаконопослушных граждан, которые сегодня, продавая данную продукцию без лицензии, ещё и уходят от налогов, это тоже имеет немаловажное значение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, все понимают, что законопроект действительно своевременный и жизненно необходимый. К сожалению, сотни тысяч людей умерли от этой дряни, от этого некачественного и несанкционированного алкоголя, и я благодарен авторам законопроекта за то, что мы сегодня начали принимать какие-то реальные меры. Я прекрасно помню, как мы здесь спорили о том, нужно ли поднимать штрафы за нарушение ПДД, но вот, будучи недавно в Чите, я был удивлён, что водители стали ездить практически, как в Финляндии, не нарушая скоростной режим, а места для инвалидов возле торговых центров и больниц перестали неправомерно занимать, после того как мы серьёзно увеличили штрафы. Есть такое понятие, как провокация преступления, и сегодняшние штрафы в 2-3 тысячи рублей - это как раз и есть та самая провокация. Уверен, что штрафы в размере 500 тысяч рублей, миллиона рублей будут являться действенной и отрезвляющей мерой для тех людей, которые собираются нарушить или уже нарушают закон, поэтому считаю, что закон будет работать. Нет совершенных законов, как нет и совершенного лекарства, безусловно, нужно думать о поправках, о доработке законопроекта, но уверен на сто процентов в том, что его необходимо поддержать. Коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Выступление будет короткое, так как я предлагаю рассмотреть все три законопроекта из этого пакета. Посмотрите, получилось именно то, о чём я просил, что предлагал. Я предлагал провести "правительственный час", может быть даже "правительственный день", посвящённый только этой проблеме, но к этому надо подойти системно и рассмотреть все составляющие, причины, а не выдёргивать один вопрос, потом через месяц другой, третий, и так годами. Поэтому продолжаю настаивать на том, чтобы мы провели, ну, "правительственный час" с участием ответственного за эту отрасль вице-премьера Хлопонина, он в обязательном порядке должен быть здесь, в обязательном порядке с участием представителей Генеральной прокуратуры, МВД, потому что этот вопрос нужно рассматривать в комплексе. Что касается представленного законопроекта, я считаю, авторы законопроекта слишком добрые, я предложил бы - и буду предлагать поправками, Ильдар Ирекович, - отзывать лицензии. Почему вы предлагаете для них такие мягкие меры - только штрафы? Может быть, для них это и ничего - справятся, наторгуют, что называется, отмажутся. А вот отзыв лицензий - это самое серьёзное наказание, как и приостановление деятельности, есть такая возможность, на срок до девяноста дней. Давайте пропишем это во всяком случае для тех, кто не понимает с первого раза, а со второго раза, я считаю, точно нужно останавливать деятельность, и это будет угроза. Пока на этом остановлюсь, продолжу, если Александр Дмитриевич позволит, при докладе по своему законопроекту. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не сегодня, наверное. Белых Ирина Викторовна. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! У меня просто второе 8 Марта, потому что, как я понимаю, я единственная женщина, которая выступает по законопроекту, касающемуся нелегальной продажи алкогольной продукции. Тем не менее я хотела бы вернуть всех к законопроекту, сегодня в выступлении и ответах Ильдара Ирековича красной нитью проходила главная тема: исполняйте закон! Я думаю, мы все услышали, что это не однобокая цель данного законопроекта, основная цель законопроекта - не просто ужесточить, увеличить штраф, а всё-таки предотвратить, создать условия, при которых само нарушение будет невозможно, потому что будет наказание, и наказание серьёзное. При этом отзыв лицензии также не является предметом рассмотрения этого законопроекта, потому что мы говорим только о юридических лицах, физических лицах и лицах, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, которые не имеют вообще лицензии. Авторами предложен подход, благодаря которому мы сможем не только закрепить новые механизмы определения административного штрафа в сфере незаконного производства и оборота алкогольной продукции, но и при дальнейшей проработке установить соразмерную ответственность за административные правонарушения в данной сфере, в том числе (никто об этом не говорил, но это важно) ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль. Это очень важно. Далее. Безусловно, концепцией законопроекта предлагается создание дополнительных эффективных механизмов пресечения правонарушений, а главное - ведение превентивной работы в этом направлении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать законопроект в первом чтении и дальше работать над всевозможными поправками с учётом того, что сегодня было высказано в зале, и замечаний, которые высказал комитет, но комитет также указал и пять причин, по которым необходимо поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочные представители президента и правительства? Нет. Заключительное слово докладчика? Да. Пожалуйста, Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Спасибо большое. Я хотел бы коллеге Катасонову сказать, что нашими коллегами из Совета Федерации внесён законопроект, который как раз демонстрирует комплексный подход к этой теме. Прошу ознакомиться с этим законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 52 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.