Заседание № 52

21.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99437-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию" (в части установления обязательных требований к некурительной табачной продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3387 по 3599 из 6691
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Технический регламент на табачную продукцию". Докладывает официальный    
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра сельского    
хозяйства Иван Вячеславович Лебедев.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального   
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на      
табачную продукцию" разработан во исполнение плана мероприятий, направленных    
в первую очередь на реализацию технического регламента Таможенного союза на     
табачную продукцию, в целях приведения нормативной базы Российской Федерации    
в соответствие с техническим регламентом Евразийского экономического союза.     
Так, техническим регламентом Таможенного союза установлено, что до принятия     
соответствующего международного договора производство, ввоз и обращение         
некурительных табачных изделий на территориях государств - членов               
Евразийского экономического союза осуществляются в соответствии с               
национальными законодательствами. В связи с этим в предмет регулирования        
законопроекта включена некурительная табачная продукция. Законопроектом         
предусматривается установление в отношении такой продукции понятийного          
аппарата, правил производства, обращения, требований к предупреждению о вреде   
потребления некурительных табачных изделий и аналогичных требований к           
сигаретам, правил предоставления отчёта о составе некурительных изделий, а      
также правил и форм оценки соответствия некурительных табачных изделий.         
Большая просьба поддержать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Иван Вячеславович.               
                                                                                
С содокладом выступает Александр Юрьевич Спиридонов.                            
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Рассмотрев представленный          
законопроект, Комитет по промышленности и торговле отмечает следующее.          
                                                                                
Законопроектом вносятся изменения с целью приведения нормативно-правовой базы   
Российской Федерации в сфере технического регулирования табачной продукции в    
соответствие с техническим регламентом Таможенного союза и иными правовыми      
актами Евразийского экономического союза.                                       
                                                                                
Законопроект предусматривает установление обязательных требований к             
некурительной табачной продукции, в том числе правил её идентификации,          
оценки, производства и обращения. Также устанавливаются требования к            
нанесению на упаковку специальных марок. Вводятся новые понятия в федеральный   
закон № 268-ФЗ. Устанавливаются требования к ингредиентам, а также перечень     
веществ, которые нельзя использовать при производстве. Предусматриваются        
правила предоставления отчёта о составе и выделяемых веществах в Минздрав       
России; комитет отмечает, что данное требование вводится в соответствии с       
техническим регламентом и Рамочной конвенцией по борьбе против табака. Также    
законопроект предусматривает установление требований к содержанию информации    
для потребителей, в том числе запрет нанесения на потребительскую упаковку      
информации, которая прямо или косвенно создаёт ложное впечатление о том, что    
некурительное табачное изделие является менее вредным для здоровья, чем         
курительное табачное изделие.                                                   
                                                                                
Комитет разделяет мнение Правового управления Аппарата Государственной Думы в   
части того, что текст внесённого законопроекта нуждается в редакционной и       
юридико-технической доработке.                                                  
                                                                                
С учётом сказанного Комитет по промышленности и торговле поддерживает           
указанный законопроект.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                                             
                                                                                
НИЛОВ О. А. Иван Иванович, вот, допустим, я читаю определение, которое здесь    
есть: насвай - вид некурительного табачного изделия, предназначенный для        
сосания и изготовленный из табака, извести и других ингредиентов. Насколько я   
понимаю, именно насвай используют в том числе и в качестве какого-то вещества   
наркотического или подобного, в общем-то, свойства. Ну, описать в законе -      
это одно дело, но если его не запрещать, то что тогда получается,               
легализация, да? Вот мы ему дали определение, теперь будут требования           
какие-то регламентные, будет, наверное, требование как-то всё это дело          
упорядочить или даже узаконить. А нужно ли это делать или, может быть, нам      
сразу в этом же законе, что называется, какую-то красную черту провести под     
подобными некурительными табачными изделиями?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Вячеславович, это вам вопрос.                        
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Олег Анатольевич, спасибо большое за вопрос. В законе есть        
прямая запись о запрете оборота, производства насвая и снюса, поэтому здесь     
мы в рамках понятийного аппарата больше для контролирующих органов даём         
понятия и термины, для того чтобы в рамках контрольно-надзорной деятельности    
было чёткое понимание применения своих функций как контрольно-надзорного,       
надзирающего органа, не более того. А запись прямая, ещё раз говорю, о          
запрете производства и оборота в законе есть, и она сохранена.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лихачёв Виталий Викторович.                                                     
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, у меня кнопка застряла, я Фаррахов Айрат Закиевич.     
Могу задать вопрос?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста.                                           
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Иван Вячеславович, всё-таки ваш законопроект,          
рассматриваемый в первом чтении, вводит достаточно серьёзные запреты и          
ограничения. Я врач с большим стажем, заместительная терапия всегда была        
эффективна для курильщиков с большим стажем. Вопрос: не приведёт ли ваша        
законодательная инициатива к запрету на производство лекарственных              
препаратов, пластырей, аэрозолей, жвачек типа "Никоретте"?                      
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Айрат Закиевич, к этому законопроект не имеет никакого            
отношения. Только то, что перечислено, мы приводим в соответствие в рамках      
технического регламента, как вы понимаете. А на этот блок и на эту              
номенклатуру продукции это никак не распространяется.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Милонов Виталий Валентинович.                                                   
                                                                                
МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Я сам курил долго, поэтому знаю, что это такое. Первый вопрос: будут ли на      
вот этих якобы менее опасных палочках зла предупредительные надписи и           
картинки страшные, как они должны быть? Ведь рак будет точно так же, как и от   
сигарет. И второй вопрос: будете ли вы контролировать? Сигареты не              
контролируете, и "Philip Morris" производит для России третьесортные            
сигареты, а для Америки - первосортные. Будете ли вы контролировать качество?   
Есть разница в качестве между тем, что они продают за границей, и вот этой      
помойкой, этими отходами, которые они продают у нас под тем же самым            
названием.                                                                      
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Виталий Валентинович, спасибо большое за вопрос. Что касается     
всех изображений, которые есть на обычных сигаретах, они также здесь будут      
сохранены, на каждой упаковке, на каждой пачке они будут точно такими же,       
подчёркиваю, как на табачных изделиях. Что касается контролирующего органа,     
уполномоченного в части контроля органа, это Роспотребнадзор, весь              
контрольно-надзорный функционал осуществляется в рамках полномочий              
Роспотребнадзора.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Иван Вячеславович, я знаю, что в ходе подготовки       
данного законопроекта у вас была другая формулировка, что касается включения    
в состав вот этих табачных некурительных смесей различных составляющих, в       
частности: запрещено включать в состав этих смесей все добавки, которые         
улучшают вкусовые качества, ароматические свойства либо любым другим способом   
улучшают их какие-то потребительские свойства. Вместо этого пошли по пути       
публикации или фиксации списков определённых веществ, которые не подлежат       
включению, среди них тоже есть ароматические, есть улучшающие вкусовые          
качества, но они не охватывают весь уже существующий спектр, я уж не говорю о   
потенциальном, который может образоваться в ближайшее время. Почему вот эта     
формулировка, общая, универсальная, отвергнута сейчас, к первому чтению?        
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Действительно, так и     
было, поэтому мы договорились о том, что... просто формулировка уже поздно      
появилась. Мы ко второму чтению приведём всё в соответствие, как вы говорите,   
чтобы она была более полной, широкой, чтобы туда всё входило.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Иван Вячеславович, Роспотребнадзор вместе с ФТС принимал серьёзные    
меры, чтобы пресечь ввоз запрещённых смесей из-за рубежа, и говорили, что с     
декабря 2019 года таких фактов не было зафиксировано. Однако в мае 2021 года    
иркутской таможней выявлено 238 фактов незаконного ввоза насвая, более 220      
килограммов - единичный случай. Правонарушителей привлекли к административной   
ответственности, которая влечёт наказание для должностных лиц - штраф в         
размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. Это очень удобный способ избежать       
строгого наказания.                                                             
                                                                                
Может быть, стоит проработать вопрос о борьбе с теневым рынком путём внесения   
изменений в КоАП и Уголовный кодекс, потому что это вопрос жизни и здоровья в   
том числе и наших детей. Вот какое у вас мнение по этому поводу?                
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В. Яна Валерьевна, спасибо большое за вопрос. Мы, безусловно,        
полностью поддерживаем ужесточение с точки зрения административной и,           
возможно, даже уголовной ответственности. Я уже сказал, что мы запрещаем        
оборот, производство, прямо об этом говорим, даём полную терминологию, чтобы    
не было каких-то возможностей ухода от ответственности. Полностью               
поддерживаем ваше предложение.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Колунов Сергей Владимирович.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ошибка.                                                   
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.