Заседание № 78

22.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99435-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в части совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6322 по 6403 из 7897
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах          
принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах           
принудительного содержания". Доклад Ольги Викторовны Тимофеевой.                
                                                                                
ТИМОФЕЕВА О. В., председатель Комитета Государственной Думы по развитию         
гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,         
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект был             
подготовлен правительством совместно с Общественной палатой Российской          
Федерации и позволяет выполнить сразу два поручения президента. Во-первых,      
совершенствуется порядок формирования и деятельность общественных               
наблюдательных комиссий, которые следят за соблюдением прав человека в местах   
принудительного содержания, - речь идёт о колониях, тюрьмах и СИЗО. И           
во-вторых, закрепляется новый механизм финансирования деятельности ОНК за       
счёт региональных палат. К законопроекту поступило 19 поправок: 13 поправок     
включено в таблицу № 1 и рекомендовано к принятию; 6 поправок включено в        
таблицу № 2, предлагаются к отклонению. Комитет предлагает принять              
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.             
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по второй таблице? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.67,3 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против           14 чел.3,1 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
ТИМОФЕЕВА О. В. Коллеги, спасибо за поддержку. Законопроект полностью готов к   
третьему чтению, прошу включить его в порядок работы на завтра, 23 ноября.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На завтра вы хотите? А у меня написано, что               
представлены материалы к третьему чтению.                                       
                                                                                
Коллеги, не будет возражений? В порядок работы на завтра включаем.              

Заседание № 46

25.05.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99435-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (в части совершенствования порядка формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5200 по 5458 из 7794
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах          
принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах           
принудительного содержания". Доклад официального представителя Правительства    
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции             
Российской Федерации Андрея Викторовича Логинова.                               
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, в законопроекте, подготовленном   
во исполнение поручения президента, предлагается усовершенствовать порядок      
формирования и деятельности общественных наблюдательных комиссий. Расширяется   
перечень некоммерческих организаций, обладающих правом на выдвижение            
кандидатур, путём включения в него ассоциаций, союзов, фондов, автономных       
некоммерческих организаций. Устанавливается независимость общественных          
наблюдательных комиссий от органов государственной власти, органов местного     
самоуправления, государственных и муниципальных организаций. Кроме того,        
законопроектом закрепляется недопустимость вмешательства политических партий,   
а также международных и иностранных организаций в сферу этой деятельности.      
Предлагается увеличить с 20 дней до 35 дней срок рассмотрения заявления о       
выдвижении кандидатуры и с 10 дней до 25 дней срок выдачи мандатов членам       
комиссии, а также сократить с 5 лет до 3 лет срок осуществления правозащитной   
деятельности общественными объединениями или НКО для наделения их правом        
выдвижения кандидатур. Вводится механизм финансирования деятельности комиссий   
за счёт средств для региональных общественных палат, что позволит более         
эффективно осуществлять полномочия в местах принудительного содержания.         
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ольги Викторовны Тимофеевой.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТИМОФЕЕВА О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу         
сказать, что комитет однозначно за, когда речь идёт об усилении общественного   
контроля, в частности, сейчас мы говорим об усилении контроля за соблюдением    
прав человека в местах принудительного содержания.                              
                                                                                
Да, с 2008 года у нас действует соответствующий закон, но я вернусь на год,     
на два года назад, когда начались резонансные случаи, - сразу оговорюсь, они    
были вскрыты именно из-за механизма общественного контроля - факты насилия в    
Иркутской колонии, в СИЗО в 2020 году, избиения и сексуальное насилие в         
отношении заключённых. Тогда были заведены уголовные дела, а начальник СИЗО     
был уволен. Пытки заключённых в тюремной больнице под Саратовом вскрылись       
осенью 2021 года - подключились ФСИН, Генеральная прокуратура, общественники,   
Следственный комитет, были также заведены уголовные дела, более того, на этом   
фоне своего поста тогда лишился глава Федеральной службы исполнения наказаний   
Александр Калашников. Это те прецеденты, которые сегодня есть.                  
                                                                                
О нарушении прав заключённых и осуждённых постоянно говорят правозащитники. И   
в течение нескольких последних лет было целых два поручения Президента          
Российской Федерации: первое - выстроить механизм финансового контроля, кто     
будет содержать общественные наблюдательные комиссии, откуда пойдут эти         
деньги, чтобы мы, как общественники, не зависели, посещая тюрьмы и колонии, а   
второе - ещё раз чётко выстроить механизм общественного контроля.               
                                                                                
Хочу сказать, что рассматриваемый сегодня законопроект подготовлен              
правительством, но поскольку поручение было дано и правительству, и             
одновременно Общественной палате Российской Федерации, он очень тщательно       
подготовлен и выверен с общественниками. Сегодня официальный представитель      
правительства уже рассказал, в чём смысл законопроекта. Я хочу лишь             
дополнить, что на площадке комитета при обсуждении законопроекта                
общественники продолжают высказывать свои точки зрения и продолжают             
предлагать нам нормы, которые ещё нужно будет донастроить, если сегодня         
законопроект будет открыт. К примеру, поднимается проблемный вопрос о допуске   
общественника в места задержания, в конвойные помещения судов, в автозаки, в    
вытрезвители, то есть туда, куда сегодня общественный контроль не доходит,      
куда сегодня не могут войти представители.                                      
                                                                                
Смущает то, что совет Общественной палаты будет иметь право как предлагать      
кандидатуру, так и отзывать. С одной стороны, это правильная вещь: как          
предложили человека, так, если он не работает, и отозвали, но, с другой         
стороны, пока непонятно, нет чёткой формулировки, по каким основаниям           
человека вдруг возьмут и отзовут. Здесь тоже есть вопросы, как считают          
правозащитники.                                                                 
                                                                                
Комитет Совета Федерации нас поддерживает, у Правового управления Аппарата      
Госдумы есть только юридико-технические замечания, которые мы готовы учесть     
ко второму чтению. Есть несколько предложений, которые нам направила            
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна     
Москалькова: она просит тоже предоставить возможность участвовать в             
формировании общественных наблюдательных комиссий, потому что это будет         
правильное решение, и это тоже норма общественного контроля.                    
                                                                                
В целом правозащитная организация и общественники высказались за поддержку      
предлагаемых изменений. Мы договорились, что на площадке комитета в случае      
принятия законопроекта в первом чтении донастроим законодательство так, чтобы   
действительно те резонансные случаи, которые я только что вспоминала, в         
начале доклада, ушли в прошлое и общественники имели право заходить в места     
принудительного содержания.                                                     
                                                                                
Просьба поддержать законопроект в первом чтении.                                
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Не торопитесь, Ольга Викторовна.                                                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Викторович, скажите, пожалуйста, вот уже      
давным-давно все наши выдающиеся культурные деятели, особенно после начала      
проведения спецоперации, настаивают на необходимости, вообще, общественного     
контроля над национальным телевидением. Можно ли в рамках вашего                
законопроекта создать общественные советы по контролю за деятельностью          
"Первого канала", второго, третьего и других каналов, имеющих государственный   
контрольный пакет?                                                              
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. С точки зрения законов юридической техники нет, нельзя. Это       
совершенно особый предмет ведения, и он требует особого регулирования,          
поэтому ваше предложение вполне заслуживает внимания и рассмотрения в           
качестве самостоятельного законопроекта.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Андрей Викторович, вот в законопроекте есть фраза о    
"недопустимости вмешательства политических партий, международных и              
иностранных организаций в сферу деятельности ОНК", общественных                 
наблюдательных комиссий. Во-первых, странное приравнивание политических         
партий к международным и иностранным организациям, такое, условное. И           
во-вторых, в чём может заключаться это вмешательство? И третье: какая, на ваш   
взгляд, всё-таки эффективность действия этих самых ОНК с учётом того, что       
самые вопиющие случаи злоупотреблений, которые были перечислены только что, в   
колониях вскрылись, к сожалению, не благодаря работе многочисленных             
общественников, имеющих доступ, а благодаря утечке информации?                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Честно скажу, что у нас в стране, как вы хорошо знаете, есть целые сферы        
общественной жизни и вообще жизни, которые как бы закрыты для политической      
активности. Ну, можно привести немало примеров, в том числе места заключения    
осуждённых - это не место для политической агитации и для политической          
работы. Огромные возможности у политических партий и движений, ну, чтобы        
реализовывать свои задачи, работая с российским обществом, с разными его        
сегментами, пластами, регионами, но места заключения закрыты для политической   
агитации. Вот почему эта формулировка там прозвучала.                           
                                                                                
Я понимаю, что вас покоробило, что в том же месте есть словосочетание           
"международные и иностранные организации", но соответствующие запреты по        
действующему законодательству действуют и для них. Конечно, можно это           
развести в два предложения, но это в пояснительной записке, в самом             
законопроекте всё это очень юридически чётко изложено.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Бичаев Артём Александрович, пожалуйста.                                         
                                                                                
БИЧАЕВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Коллеги, и Ольга Викторовна, и Андрей Викторович на самом деле достаточно       
подробно изложили суть проекта закона. Закон работает уже 13 лет, и за это      
время многое изменилось, многое ушло вперёд: и технологии, и сфера              
общественных организаций, общественных объединений претерпели изменения и       
ушли далеко вперёд. Сейчас данные изменения касаются непосредственно            
модернизации и улучшения правозащитной деятельности в местах принудительного    
содержания. Огромное количество послаблений, роль Общественной палаты здесь     
опять же вырастает, общественный контроль качественно улучшится, поэтому        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данный законопроект и принять его.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Горячева Ксения Александровна, пожалуйста. От фракции.                          
                                                                                
ГОРЯЧЕВА К. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Тема          
сложная, тема неприятная, но она всё-таки про людей в нашей стране, какими бы   
сложными их судьбы ни были.                                                     
                                                                                
Мы все знаем о широкой практике пыток и издевательств в СИЗО и в колониях, и,   
действительно, президент дал соответствующие поручения. Но давайте мы не        
будем сами себя обманывать, что те поправки, которые сегодня предлагаются,      
действительно расширяют полномочия ОНК, дают права общественному контролю       
быть реальным и неформальным. Единственное действенное средство от пыток -      
это реальный, а не формальный общественный контроль, и для этого были созданы   
ОНК. И первые годы своего существования именно эти организации занимались       
правозащитной деятельностью, и она была активной. В последние же годы - мы с    
вами все это видим - в комиссии стали избираться бывшие силовики, люди,         
непосредственно участвующие в работе исправительной системы, которые            
представляют её интересы и защищают не сидящих людей, а защищают руководство    
учреждений ФСИН. Общественный контроль надо возрождать, а не вымывать из этой   
системы, иначе мы с вами продолжим получать в качестве результата не            
осознание, исправление человека и возвращение его в такое здоровое,             
нормальное общество, а сломанные судьбы, рецидивы и отмщение. И что самое       
худшее - это беспринципное бессилие.                                            
                                                                                
Одна из причин ослабления ОНК - это несовершенство 76-го закона. Отбор людей    
в ОНК идёт кулуарно, никто не знает кандидатов. Между прочим, когда мы с вами   
избираемся в органы власти, мы все свои данные представляем, что называется,    
на суд людей - всё про нас знают, система прозрачна. Здесь такого не            
происходит: общественник представляет интересы людей, а информация о нём не     
публикуется. Именно поэтому здесь нужна поправка об открытости информации о     
кандидатах в ОНК, об их правозащитном опыте. Нужно убрать монополию             
Общественной палаты на отбор членов ОНК, необходимо расширить этот круг,        
подключив как минимум членов совета по правам человека и их рекомендации.       
Нужна открытость результатов голосования за членов ОНК, иначе получается, что   
опытных правозащитников не выбирают, а неизвестных людей инкогнито, наоборот,   
выбирают. В чём причина и мотив, совершенно неясно, и общественности это        
никак не объясняется. Проблема только в том, что потом эти выбранные люди не    
ходят по СИЗО и колониям, ходят они на другие заседания. То есть суть           
общественного контроля просто вымывается. В поправках сейчас заложена очень     
опасная вещь - право совета Общественной палаты по собственной инициативе       
исключать члена регионального ОНК. Мы уже сегодня видим, как слишком            
активных, неугодных членов ОНК из системы изгоняют. Эту поправку надо           
убирать, иначе это путь к произволу.                                            
                                                                                
Сферу общественного контроля необходимо расширять, включая места, где, по       
статистике правозащитников, с которыми мы как раз-таки эти предложения          
готовили (с реальными правозащитниками, которые работают в нашей с вами         
стране), часто совершаются нарушения прав подследственных и осуждённых, - это   
конвойные помещения судов, автозаки.                                            
                                                                                
Больше полумиллиона человек в России сидят в тюрьме, и большая часть из них     
туда, к сожалению, возвращается и берёт с собой туда и других. Мы с вами все    
знаем эту истину: око за око, зуб за зуб - агрессия порождает только            
агрессию, боль порождает боль, а несправедливость - несправедливость. Мы        
должны сделать так, чтобы люди в нашей стране были под защитой закона, а не     
наоборот. Сегодня данный законопроект и эти поправки фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ"       
поддерживать не будет, мы будем голосовать против.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик?        
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в     
местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах    
принудительного содержания", пункт 20.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты, пожалуйста.                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 54 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против           15 чел.3,3 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.