Заседание № 297

11.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 994297-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заёмщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" (в части уточнения порядка погашения и внесудебного урегулирования задолженности заёмщиков).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4650 по 4842 из 6320
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности     
заёмщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города   
федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон     
"О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных      
структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на    
территории Республики Крым и на территории города федерального значения         
Севастополя". Докладывает Борис Сергеевич Кашин.                                
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемые депутаты, цель этого законопроекта - ответить на          
запросы крымчан, которые оказались в очень сложном положении: и экономическая   
блокада, и проехать к ним нельзя, а кроме того, многие из них оказались ещё,    
так скажем, в лапах вот таких недобросовестных коллекторов, с которыми мы по    
другому поводу уже и в России сталкиваемся.                                     
                                                                                
Надо ответить на вопрос, почему мы, в том числе я, как автор, этим занялись.    
Прежде всего вспомните, что в декабре мы были категорически против базового     
закона и реакция крымчан была совершенно созвучна с нашей позицией, вернее,     
наоборот: это мы услышали, как оценивают базовый закон жители Крыма. Их         
волновало в первую очередь не то, идёт общение через фонд или не через фонд,    
который становится посредником и фактически выполняет функцию по взысканию      
долга, а расхождение первых заявлений президента - мол, будьте спокойны - с     
тем, что, как оказалось, те, кто купил за гроши эти долги, получат всё          
полностью. Если бы то, что сказал Николай Николаевич, - что фонд будет          
заниматься вопросом стоимости долга и справедливой цены, которую посредник      
получит, - было зафиксировано, я не стал бы вносить этот законопроект. К        
сожалению, в документах правительства и Центрального банка жёстко               
зафиксирована позиция, что надо полностью выплатить всё этим, как говорится,    
посредникам, коллекторам, надо всё им до копеечки вернуть, - такой, мол, у      
нас рыночный механизм. Хотя абсолютно ясно, что здесь особая ситуация: взятие   
кредита регулировалось украинским законодательством, а сейчас другая            
ситуация. Здесь с правовой точки зрения вполне можно было бы ограничить         
прибыль этих, так скажем, посредников, как мы ограничиваем сейчас прибыль,      
допустим, тех же микрофинансовых организаций. Хотя цифры всё равно дикие, но    
это вполне возможно.                                                            
                                                                                
Кто мог и в первую очередь должен был этим заняться? Законодательные органы     
Крыма. Они проводили слушания, но, к сожалению, ничего не внесли, никаких       
законодательных предложений от них нет. То, что было высказано на               
парламентских слушаниях ими, мы учли - это как раз тут и прописано. Мы ждали    
законопроект Совета Федерации, потому что, собственно, Валентина Ивановна       
Матвиенко очень жёстко предлагала срочно принять закон, но то, что мы сейчас    
слышали, предыдущий пункт, не решает основных проблем жителей Крыма. Их         
волнуют также вопросы отсрочки - они указали срок именно тридцать шесть         
месяцев на парламентских слушаниях, как вы знаете, и мы это зафиксировали. Мы   
ограничили прибыль вот этих, как говорится, посредников, коллекторов            
фактически, что абсолютно справедливо и поможет ограничить их аппетиты. А те    
деньги, которые фондом будет признано необходимым и справедливым собрать с      
должника, естественно, вернуть в бюджет Российской Федерации, потому что        
Российская Федерация потратила огромные средства на компенсацию сбережений      
крымчан, сгоревших, пропавших в украинских банках. Мы также прописали в         
законопроекте возможность судебного оспаривания решения о взыскании долга       
коллекторами.                                                                   
                                                                                
Ничего другого здесь нет, это абсолютно неполитизированный законопроект. Если   
это будет учтено в поправках во втором чтении к предыдущему законопроекту -     
ну слава богу, но, к сожалению, у нас просматривается тенденция: есть острая    
проблема и даётся поручение её решить декоративным способом, так же как мы и    
с коллекторами якобы быстро разобрались, приняв законопроект в первом чтении,   
потом коллеги из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" даже предложили дать пять дней на        
внесение поправок, а там сложнейшая проблема, мы отрапортуем, а в результате    
- лишь бы до выборов досидеть, а там уже будет другая жизнь.                    
                                                                                
Наш законопроект вполне обоснован, мы предлагаем его поддержать, это будет,     
так скажем, нормальной работой нашего комитета и нормальной работой Думы.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Николай Николаевич Гончар.                               
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Борис        
Сергеевич! Комитет предлагает данный законопроект отклонить, хочу сразу         
зачитать позицию, высказанную комитетом: положение о сроках погашения           
задолженности в случае её реструктуризации по решению Фонда защиты вкладчиков   
считаем целесообразным рассмотреть в рамках доработки ко второму чтению         
законопроекта коллег из Совета Федерации (по которому только что был сделан     
доклад) на предмет возможности его принятия.                                    
                                                                                
Коллеги, хочу подчеркнуть следующее. Совершенно верно, Агентство по             
страхованию вкладов в лице свой "дочки" - Фонда защиты вкладчиков несёт         
большие расходы, погашая те обязательства, которые были у украинских банков,    
прекративших свою деятельность на территории Республики Крым, и не по нашей     
инициативе, а по инициативе Нацбанка Украины, и размер этих погашений на        
сегодняшний день уже существенно превышает сумму в 32 миллиарда рублей. Это     
означает, что мы, выполняя эту обязанность за украинские банки, у которых       
были обязательства перед гражданами Российской Федерации, проживающими на       
территории Республики Крым, несём определённые расходы и должны вести работу    
в том числе и по выполнению обязательств, которые, в свою очередь, были у       
граждан Украины, а теперь граждан Российской Федерации перед теми банками,      
обязанности и, как следствие, права которых перешли к Фонду защиты              
вкладчиков. Конечно, цифры несопоставимые, и тем не менее эту работу мы         
осуществляем и будем осуществлять. Я думаю, что в ближайшее время мы ещё раз    
вынесем на обсуждение Государственной Думы законопроекты из этой серии,         
которые будут решать указанную проблему.                                        
                                                                                
Теперь хочу обратить ваше внимание на то, что на заседании Комитета Совета      
Федерации по экономической политике были представители Республики Крым, и при   
обсуждении обоих законопроектов представители органов государственной власти    
Республики Крым поддержали тот законопроект, который мы только что              
рассмотрели.                                                                    
                                                                                
От имени комитета заявляю, что, испытывая глубокую признательность и уважение   
к той работе, которую выполнил Борис Сергеевич Кашин, готовя данный             
законопроект, мы внимательнейшим образом отнесёмся к его предложениям при       
доработке ко второму чтению законопроекта Совета Федерации, но данный           
законопроект комитет предлагает отклонить.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к коллеге Кашину и коллеге Гончару. Слава богу, число             
проблемных заёмщиков у нас на территории Крыма значительно меньше, чем по       
всей остальной России, но тем не менее, как сказал Николай Николаевич, целая    
серия законопроектов, направленных на их поддержку, была принята. А вот меня,   
например, волнуют проблемные заёмщики, и прежде всего ипотечные. Мы с           
коллегами предложили как минимум четыре законопроекта на этот счёт: и           
законопроект об отмене выдачи валютных кредитов, и законопроект о конвертации   
валютной ипотеки, и законопроект о поддержке ипотечных заёмщиков, попавших в    
тяжёлую жизненную ситуацию, и так далее, но ни один из них комитет не           
поддержал и своих законодательных идей на этот счёт не предложил. В             
результате люди у нас справедливо спрашивают: почему вы помогаете крымчанам,    
но не помогаете всем остальным? Ну и действительно, зачем мы вбиваем клин       
между гражданами России, проживающими на территории Крыма, и всеми              
остальными?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Борису Сергеевичу Кашину.               
                                                                                
Потом вы, Николай Николаевич.                                                   
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемый Андрей Дмитриевич, есть общее понимание в стране, что     
люди, воссоединившиеся с Россией, не должны пострадать и нам надо этот          
сложный период в их жизни, когда они находятся в блокаде, а также переход из    
украинского законодательства в российское сгладить по максимуму.                
                                                                                
Кстати, в нашем в законопроекте тема ипотечников тоже затронута, потому что     
действующий закон об урегулировании долгов крымчан не прописывает чётко, что    
если они брали кредит надолго, то могут весь этот срок и выплачивать, - там     
можно прочитать и так, что за двадцать четыре месяца человек должен долги       
перед этими коллекторами погасить.                                              
                                                                                
А что касается проблемы валютных ипотечников - она, конечно, острейшая, но      
законопроекты, которые вы вносили, нельзя назвать, как говорится,               
законодательным шедевром. И главная проблема здесь в том, что нет готовности    
правительства прижать банки и заставить их как-то, так скажем, по-разумному     
рассчитаться, закрыть эту проблему с людьми. Вот моя точка зрения.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич.                           
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Уважаемый коллега      
Крутов действительно вносил один из пяти законопроектов, которые обсуждались.   
Этот законопроект рассматривался и был отклонён, а по всем остальным            
законопроектам, которые были представлены коллегами, в том числе и членами      
нашей фракции, поступили отрицательные заключения правительства.                
                                                                                
Как вы помните, были выделены средства - 4,5 миллиарда рублей, - которые были   
направлены на поддержку всей ипотеки, не только валютной, на поддержку людей,   
оказавшихся в трудной жизненной ситуации. У нас в комитете есть рабочая         
группа, я не могу похвастаться большими результатами её деятельности, но тем    
не менее факт остаётся фактом: мы обработали за это время 1 тысячу 570 - да     
наверняка их уже больше поступило - обращений граждан, которые действительно    
оказались в сложной ситуации.                                                   
                                                                                
Хочу обратить ваше внимание на следующее. Судебная система абсолютно            
независима, и ни депутаты, ни комитеты Государственной Думы не могут и не       
оказывают никакого давления, не обращаются с просьбами по этому поводу, но      
хочу вам сказать, что на сегодняшний день ни один валютный ипотечный заёмщик    
не выселен, подчёркиваю, не выселен из того жилья, которое он занимает. Да,     
действительно, есть порядка ста пятидесяти решений судов об обращении           
взыскания на имущество, но это не означает, что человека обязательно выселяют   
из квартиры. Сначала он получает иск о наложении ареста, потом иск о            
взыскании. Так вот ещё раз хочу подчеркнуть, что этим делом комитет             
занимается самым предметным образом. Ни одного решения о выселении заёмщика     
по валютной ипотеке, оказавшегося неспособным рассчитываться с банком, в        
данный момент нет. Есть ситуации, когда людей выселяют, но это не в связи с     
изменением курса.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Законопроект, обозначенный под пунктом 19, выносим на "час голосования".        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5448 по 5470 из 6320
19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности     
заёмщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города   
федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон     
"О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных      
структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на    
территории Республики Крым и на территории города федерального значения         
Севастополя".                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              201 чел.44,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.55,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.