Заседание № 303
08.06.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 993262-6 "О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об ответственности за нарушение порядка расчёта платы за содержание и ремонт жилого помещения).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4113 по 4416 из 7529
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Вадим Борисович Харлов. ХАРЛОВ В. Б., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, Сергей Евгеньевич! Добрый день, уважаемые депутаты! Настоящим законопроектом предлагается дополнить статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации положением о том, что в случае нарушения порядка расчёта платы за содержание и ремонт жилого помещения, которое привело к необоснованному увеличению размера платы, виновное лицо обязано уплатить собственнику или нанимателю жилого помещения в многоквартирном доме штраф в трёхкратном размере от величины превышения начисленной платы над размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, которую надлежало начислить указанным лицам. Исключение составят лишь случаи, когда нарушение было устранено до обращения и (или) до совершения оплаты собственником или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме. Законопроектом также определяется порядок уплаты соответствующего штрафа. Так, указанный штраф должен быть отражён в платёжном документе отдельной строкой и учтён при начислении платы за содержание и ремонт жилого помещения не позднее чем в расчётном периоде, следующем за периодом, в котором начислен штраф. Если же размер штрафа превышает стоимость соответствующей платы за ремонт и содержание жилого помещения в расчётном периоде, то плата за содержание и ремонт жилого помещения не будет взиматься до уплаты штрафа в полном объёме. Введение данной нормы позволит защитить права собственников жилого помещения в многоквартирном доме, нанимателей жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Геннадьевич Сидякин. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Докладчик подробно рассказал, какие изменения он предлагает внести в Жилищный кодекс. Мы на заседании комитета рассмотрели этот законопроект, и комитет решил, что поддержать его мы не можем, объясню почему. Во-первых, совсем недавно мы внесли изменение в Жилищный кодекс, которым установили штраф в пользу потребителей за неправильно начисленные коммунальные услуги. Этот штраф установлен постановлением правительства. На этапе принятия этого закона и на этапе принятия постановления у нас были жёсткие дискуссии, но вот в ближайшее время норма заработает, так что этот вопрос решён на законодательном уровне. Что касается установления штрафов за неправильные начисления в части оказания услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома - так называемых жилищных услуг. Во-первых, надо понимать, что законопроектом никак не обосновывается трёхкратный штраф: почему трёхкратный, а не пятикратный или не однократный? Во-вторых, коллеги, мы же понимаем, что штраф будет выплачен из средств, которые собираются с граждан на содержание и ремонт дома, то есть, если будет выплачен штраф, уменьшится количество услуг, оказываемых в рамках содержания и ремонта многоквартирного дома. Ну и напомню, что существует иной инструмент воздействия на управляющие компании. Мы в 2015 году приняли закон о лицензировании деятельности управляющих компаний, и теперь в случае любых нарушений управляющих компаний, если есть два административных наказания за неустранение нарушений по дому в течение года, из реестра лицензий субъекта могут быть исключены сведения об этом доме, а если общая площадь помещений в таких домах будет превышать 15 процентов общей площади помещений в домах, которыми управляет компания, у управляющей компании будет изъята лицензия. Эта мера уже дисциплинировала управляющие компании, с момента принятия этого закона качество их работы существенно повысилось, поэтому вводить сейчас какие-то дополнительные репрессивные меры к управляющим компаниям представляется неправильным. Ещё раз повторю, что по коммунальным платежам мы с вами закон приняли, он начнёт работать в ближайшее время. Что касается жилищных услуг, я считаю, нет достаточного обоснования и нет необходимости возлагать фактически на граждан штрафы, о которых говорит автор законопроекта. В связи с этим комитет предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Геннадьевич, не могли бы вы привести пример, когда управляющая компания, которая, собрав предварительно деньги с жителей, сделала колоссальные долги и не заплатила энергоснабжающим организациям? Вот я знаю массу таких случаев, но только когда они посягнули на таких серьёзных игроков, как "ЛУКОЙЛ", - вот только после этого был арестован генеральный директор управляющей компании. А вы говорите о наличии каких-то инструментов, об отзыве лицензии! Да они миллиарды собрали и убежали! Вам же ваш руководитель, товарищ господин Медведев, говорил, что только из Северо-Западного округа за рубеж вывезено 25 миллиардов рублей, собранных управляющими компаниями с жителей! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Ну, Николай Васильевич, прежде всего хочу сказать, что к теме законопроекта ваш вопрос не имеет никакого отношения. Но в части задолженности в жилищно-коммунальном секторе проблемы действительно существуют - почти 1 триллион рублей эта задолженность. Мы вместе с коллегами из правительства сейчас работаем над тем, чтобы перейти к прямым договорам, чтобы управляющие организации, которые сейчас фактически являются посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией, не были финансово ответственны по этим обязательствам. То есть фактически они не являются исполнителем этой услуги, а просто выполняют трансферт: собирают деньги с граждан и отправляют их в ресурсоснабжающие организации, поэтому накапливается кредиторская задолженность и они становятся банкротами. Но законопроект вообще не об этом, а о том, что если управляющая компания неправильно начислила собственнику многоквартирного дома размер платежа за жилищную услугу, то она может быть оштрафована в пользу этого собственника в трёхкратном размере. Я утверждаю, что весь бюджет управляющей компании в основном строится только из тех средств, которые поступают от собственников многоквартирных домов, поэтому штраф будет выплачиваться из тех же собранных средств, то есть логики в такой постановке вопроса нет. Что касается лицензирования. Ещё раз повторю, мне кажется, что этот институт заработал, и благодаря ему мы провели такой масштабный квалификационный смотр: для получения лицензий нужно было сдать экзамены. И я вам могу сказать, вот, в частности, на примере своего региона, Республики Татарстан, что количество обращений в органы жилищного надзора увеличивается, но при этом претензий к качеству работы управляющих компаний среди обращений становится всё меньше и меньше, и это претензии уже другого рода: по поводу благоустройства двора, территории вокруг дома - вот какие обращения сейчас в основном поступают в нашу республиканскую жилищную инспекцию. Данный институт работает, введение лицензирования - это правильное решение, лицензирование является инструментом воздействия на управляющие компании, а то, что предлагает автор законопроекта, не соответствует той концепции, которую мы с вами вместе здесь реализуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уточняющий вопрос и представителю комитета, и автору законопроекта. Правильно ли я понимаю, что речь идёт не только об управляющей компании, юридическом лице, но и о физическом лице, которое допустило эту ошибку? Если речь идёт об этом, то доводы представителя комитета здесь несколько неубедительны. Действительно, я соглашусь, основным доходом управляющей компании являются средства, собранные с жильцов, но существует ещё и прибыль, кроме того, есть же учредители и должностные лица, которые должны нести персональную ответственность. Ответьте на мой вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Харлову включите микрофон. ХАРЛОВ В. Б. Да, конечно, речь идёт и о самой управляющей компании, и непосредственно о должностном лице, которое допустило ошибку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопросы автору. Я вижу, что здесь много написано, в одном законопроекте смешали и договор найма, и собственников, и всё остальное, что относится к жилищным услугам. Мы знаем, что согласно Жилищному кодексу решения, касающиеся услуг по содержанию и ремонту дома, принимаются с учётом результатов собрания жильцов. Скажите, пожалуйста, всё-таки, по-вашему, из какого источника будет происходить погашение этого штрафа и почему в трёхкратном размере, а не в пятикратном, десяти-, пятнадцатикратном и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон Вадиму Борисовичу Харлову. ХАРЛОВ В. Б. Предложено в трёхкратном размере. Это предложение, конечно, может быть пересмотрено, возможны изменения в ту или иную сторону. По поводу источника. Управляющая компания получает прибыль, и в том числе из прибыли гасится штраф. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить, коллеги? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Александр Геннадьевич Сидякин, вы выступите с заключительным словом. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, представитель комитета привёл аргумент, что если закон будет принят в таком виде, то, возможно, тяжесть по уплате штрафов ляжет на жильцов, но, с другой стороны, есть же и другие источники для оплаты этих штрафов - за счёт личных доходов должностного лица, которое нарушило закон, допустило это нарушение, за счёт прибыли, которую получает управляющая компания, ну и за счёт учредителей, вот про это не нужно забывать. Мне кажется, что разумное зерно в этом законопроекте есть и при определённой доработке его можно было бы принять. Это помогло бы гражданам остановить поток тех злоупотреблений, с которыми они сейчас сталкиваются, потому что управляющие компании сегодня завышают счета, так же как и поставщики ресурсов, и за это никаких штрафов нет. И, как известно, получается так: выставляются завышенные счета, граждане на автомате их оплачивают и только единицы потом обращаются за перерасчётом. И выходит, если нет штрафа, то в управляющей компании просто говорят: "Ой, извините, ошиблись". Вернули переплату одному, а 99 процентам человек, которые не обратились, не возвращают ничего, и за это нет никакой ответственности - это неправильно! Представитель комитета сказал, что есть основания для лишения лицензии, - я согласен, но очень часто можно пресечь правонарушение, не доводя до лишения лицензии, ведь когда происходит лишение лицензии и закрытие управляющей компании, это опять несёт потери для жильцов. И с точки зрения пресечения нарушений на ранней стадии, мне кажется, разумное зерно в этом законопроекте есть, хотя он требует доработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В. Хотелось бы обратиться к автору законопроекта. Почему мы, наша фракция, выступаем и задаём вопросы? К сожалению, автора, хотя он как бы из нашей фракции, не было на заседании фракции, где мы могли бы задать ему вопросы. Хочу сказать, коллеги, что кроме управляющих компаний у нас есть ещё ТСЖ и ЖСК, есть самоуправление, есть муниципальный фонд и так далее, и я не зря, задавая вопрос, отметил, что в одном законопроекте смешались в кучу кони, люди. Идея, может быть, у автора законопроекта была хорошая - наказывать за нарушения в платёжках, - но источником в соответствии с нынешним законодательством будут, к сожалению, выступать средства наших граждан, поэтому наша фракция не может поддержать этот законопроект в такой редакции. Мы не хотим, чтобы в результате принятия этого закона пострадали граждане, чтобы за ошибку в платёжке, которую совершил нерадивый исполнитель или ещё кто-то, были наказаны граждане, проживающие в доме. А если дом находится на самоуправлении, вообще невозможно будет этот источник средств для уплаты штрафа найти, даже физически. Надо было, Вадим Борисович, всё-таки разобраться в этой ситуации детально, хотя бы прийти на заседание комитета, где этот вопрос рассматривался более подробно и тщательно. Идея хорошая - конечно, надо штрафовать, наказывать за все нарушения, которые есть в платёжках, но надо разносить: если в отношении нанимателей по договорам социального найма муниципалитетом допускаются нарушения - это один вопрос. Если муниципалитет действительно завышает установленные для них нормативы за предоставление услуг, на это есть прокуратура - она разберётся и накажет виновного, который установил такой норматив. Однако я очень сильно сомневаюсь, что такие нарушения есть, потому что муниципалитеты в принципе строго следят за выставлением платы за жилищные услуги, у них размер платы гораздо меньше, чем в управляющих компаниях и жилищных кооперативах. В данной редакции наша фракция, к сожалению, не может поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вадим Борисович, будете выступать ещё раз? Нет. Александр Геннадьевич Сидякин. Включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Коллеги, после такой отповеди однопартийцев, в принципе, можно было бы и промолчать, но я всё-таки скажу несколько слов. Автор говорит, что можно будет из прибыли платить: покажите мне управляющие компании с прибылью! Я знаю, что сейчас большинство из них, подавляющее большинство с большими долгами, а не с прибылью. Ну и коллега Гартунг говорит, что счета завышены и кто обратится, тот сможет взыскать, а кто не обратится, тот останется ни с чем. К великому сожалению, к законопроекту никакая статистика не приложена. Я знаю о случаях, когда действительно выставлялись счета с нарушениями в отношении коммунальных услуг, в отношении ресурсов - водоканалы, теплосети выставляли, действительно есть многочисленные судебные дела, по результатам которых производится перерасчёт, но мне известно мало случаев, когда именно по жилищным услугам вот такого рода начисления производились неправильно, если такие нарушения и есть, то они не носят массового характера. Мы всё-таки вообще должны бережно относиться к формированию законодательства, не палить из пушки по воробьям, а системно реформировать его. И мы с коллегами, в том числе из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", движемся в этом направлении: мы ввели лицензирование, мы ввели штрафы в пользу потребителей за неправильное начисление платы за коммунальные услуги. Мы сейчас переходим к прямым договорам, мы выводим ОДН в число жилищных услуг, чтобы за оплату ОДН отвечала управляющая компания, а за качество всех ресурсов в доме - ресурсники, и это правильный подход, это системный подход, этого ждёт от нас страна, ждут граждане. От имени фракции хочу сказать, что мы законопроект, естественно, тоже поддерживать не будем, и его не поддерживают даже коллеги автора по фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6522 по 6538 из 7529
Теперь, коллеги, 28-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 22 сек.) Проголосовало за 6 чел.1,3 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 9 чел. Не голосовало 441 чел.98,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.