Заседание № 77

17.11.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99313-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (в части продления срока проведения эксперимента по взиманию курортного сбора).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4129 по 4527 из 4836
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2           
Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной            
инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и          
Ставропольском крае". Дума Ставропольского края предлагает рассмотреть          
законопроект без участия своего представителя. Доклад и содоклад Ольги          
Николаевны Ануфриевой.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Поскольку Дума               
Ставропольского края доверила представить законопроект комитету, я и от         
комитета, и от автора доложу.                                                   
                                                                                
Напомню, что с 2018 года на территории Республики Крым, Алтайского,             
Ставропольского, Краснодарского краёв действует эксперимент по взиманию         
курортного сбора, для того чтобы можно было финансировать содержание и          
благоустройство объектов курортной инфраструктуры на территориях отдельных      
муниципальных образований этих субъектов. И поскольку, по оценке                
Ставропольского края, в период проведения эксперимента на территории            
Ставропольского края он признан удачным, а сам эксперимент заканчивается 31     
декабря 2022 года, в законодательной инициативе предлагается продление          
эксперимента на пять лет, до 31 декабря 2027 года.                              
                                                                                
Немного цифр приведу. За весь период эксперимента на трёх территориях -         
Республика Крым ввела, но приостановила и потом в принципе отменила взимание    
курортного сбора на своей территории и по факту у нас всего три территории,     
на которых этот эксперимент проводится, - было собрано чуть более 1,8           
миллиарда рублей с начала проведения эксперимента до мая текущего года. По      
информации Счётной палаты, по всем трём территориям было реконструировано,      
благоустроено... проведено более 200 мероприятий по благоустройству курортной   
инфраструктуры, на территории Ставропольского края это около 70 объектов        
курортной инфраструктуры - это терренкуры, это лечебные парки, это фонтаны.     
Ну, я думаю, многие бывали на этих территориях и видели их развитие. Хотелось   
бы ещё отметить, что на территории Алтайского края в период пандемии взимание   
курортного сбора было приостановлено.                                           
                                                                                
Комитет, поддерживая концепцию законопроекта, обращает внимание на следующее.   
Федеральным законом № 214-ФЗ исключительное право оценить итоги проведения      
эксперимента, а также определиться с совершенствованием механизма взимания      
курортного сбора и с дальнейшим его взиманием на территории дано                
Правительству Российской Федерации. В соответствии с законом также в конце      
2021 года в Государственную Думу поступил отчёт о ходе эксперимента за 2020     
год, и в конце текущего года мы ожидаем отчёт за 2021 год. Также на этот счёт   
имеется поручение Президента Российской Федерации Правительству Российской      
Федерации об оценке результатов проведения эксперимента в 2023 году на          
предмет введения такого сбора на постоянной основе. На законопроект получен     
положительный отзыв правительства, в котором правительство отмечает, что        
полученный опыт проведения эксперимента показал, с одной стороны,               
необходимость проработки, дальнейшего совершенствования механизма               
администрирования и взимания курортного сбора, а с другой - необходимость       
принятия решения по результатам эксперимента в целях развития курортной         
инфраструктуры муниципальных образований в более короткий срок. Тем самым       
правительство говорит, что не надо продлевать эксперимент на пять лет,          
правительство считает, что эксперимент можно продлить на два года, с тем        
чтобы, возможно, принять решение раньше.                                        
                                                                                
Комитет - соисполнитель по законопроекту, Комитет по туризму и развитию         
туристической инфраструктуры, поддерживает принятие закона.                     
                                                                                
Исходя из всего сказанного комитет просит поддержать законопроект в первом      
чтении и доработать его ко второму.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ольга Николаевна, вот в представленных к               
законопроекту материалах говорится о результатах курортного сбора. Цифры,       
конечно, внушительные. Ну, только Ставропольский край - 904,5 миллиона          
рублей. При этом благодаря курортному сбору они на 8 процентов увеличили        
количество посетивших эти курорты. А на Алтае - только на 2 процента. Но        
распределение этих средств, мне кажется, представлено очень некорректно,        
потому что здесь мы видим абсолютные суммы, а вот, например, в Алтайском крае   
в 2021 году осуществлено благоустройство и содержание лесов в прилегающей       
курортной зоне - вот что такое благоустройство леса? Ну, лес сам по себе -      
это явление такое, природное, что, там грибы новые посадили, ягоды появились?   
Вот, конечно, хотелось бы понимать, на что ушёл в одном случае почти миллиард   
рублей, в другом случае, вот смотрите, тоже солидные цифры, 538 миллионов       
рублей. Можно нам понять, куда уходят эти деньги?                               
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемая Нина Александровна, это, безусловно, замечательный    
вопрос, особенно по поводу благоустройства лесов.                               
                                                                                
В Алтайском крае курортный сбор введён в одном-единственном муниципальном       
образовании - в Белокурихе. Ну, соответственно, рядом леса, и очень часто       
вокруг курортных зон образуют терренкуры и лечебные парки внутри леса, то       
есть это элементарное благоустройство лесной территории, чтобы там можно было   
находиться, гулять, дышать свежим воздухом, может быть, лазить по деревьям.     
(Оживление в зале.) И соответственно, полномочия по распределению собранных     
средств у нас отданы по закону тем территориям, которые вводят у себя этот      
сбор. Поэтому я думаю, что нам с трибуны Государственной Думы сейчас            
определять, как распределяются средства - правильно или неправильно, - не       
совсем корректно. В данном случае концепция законопроекта предполагает          
проведение эксперимента на тех территориях, которые считают проведение его у    
себя успешным. Тот же Ставропольский край, когда в комитете рассматривался      
законопроект, дал информационную справку, сколько объектов, какие объекты       
были благоустроены, сколько парков. Вот я даже могу вам потом показать - я      
взяла с собой, но не хочу тратить время коллег, - какие парки, какие... (Шум    
в зале, выкрики.)                                                               
                                                                                
Все деньги, которые поступают от курортного сбора, фактически имеют целевое     
назначение. Если вы посмотрите закон, который уже действует, закон № 214-ФЗ,    
в нём прописано, что все эти деньги уходят именно в специализированный фонд в   
бюджете субъекта, из которого уже расходуются на конкретные объекты курортной   
инфраструктуры.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Уважаемая Ольга Николаевна, курортный сбор не включается в        
стоимость путёвки, в частных гостиницах его вообще могут даже не спрашивать     
при заселении. Кто вообще контролирует уплату курортного сбора? Есть ли в       
принципе механизм контроля за данным видом налога?                              
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо огромное за вопрос. Одним из вопросов, поставленных     
по отчёту, который правительство... ну, уполномоченный орган вносил в           
Государственную Думу, в принципе по отслеживанию хода проведения                
эксперимента, был как раз вопрос администрирования курортного сбора. Более      
того, я вам скажу, что сейчас в каждом из субъектов, которые ввели у себя на    
территориях курортный сбор, разные механизмы администрирования. Вот             
Ставропольский край почему я могу прямо привести в пример как пионера в этой    
части? Это единственный субъект, у которого есть информационная система,        
позволяющая всё это собирать в автоматическом режиме. А, например, та же        
Республика Крым сказала, что есть проблемы с учётом мест размещения, и это      
тоже своего рода проблема, которую нужно решать. В данном случае именно         
поэтому сейчас проводится эксперимент: чтобы выявить все тонкие моменты, с      
тем чтобы в дальнейшем - при распространении этого механизма на всю             
территорию Российской Федерации - уже можно было учитывать эти тонкие           
моменты, и принять наиболее оптимальное решение.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глазкова Анжелика Егоровна.                               
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Ольга Николаевна, частично ответ получила по Алтайскому краю - это регион,      
который я представляю, - но можно ли всё-таки получить статистику по доходам    
от курортного сбора? По расходам, я поняла, Белокуриха... Ну и тогда вот в      
цифрах, какие доходы и расходы.                                                 
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Так, вас по Алтайскому краю, я так понимаю, волнуют данные?     
По Алтайскому краю сумма доходов, полученных с 2018 по 2021 год, составила      
117 миллионов рублей, и, соответственно, с 1 января по 28 апреля - это то,      
что можно было посчитать, - в Алтайском крае 10 миллионов рублей.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ольга Николаевна, вы сами сказали, что президент     
дал поручение представить ему справку. А что же мы торопимся? И что это за      
эксперимент, который два года проводили и ещё пять лет хотите проводить? Вы     
же так в эксперименте утонете! Это же дополнительный налог.                     
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Николай Васильевич, ну, начну с последнего. Это не    
дополнительный налог, это обязательный платёж, введённый в соответствии с       
законом на территории конкретного муниципалитета.                               
                                                                                
Что касается поручения президента и того, что комитет поддерживает концепцию    
указанного законопроекта о продлении в рамках эксперимента на конкретных        
территориях по взиманию вот этого сбора. Президент поручил правительству        
подвести итоги эксперимента по итогам 2022 года, и в течение 2023 года... Вы    
могли обратить внимание, я сказала, что отчёт за 2020 год мы получили в конце   
2021 года, соответственно, отчёт за 2021 год мы получим в конце этого года.     
Для того чтобы комплексно оценить все результаты проведения эксперимента:       
влияние на турпоток, нужно или не нужно кешбэк делать... Это же касается не     
только взимания самого сбора и его распределения, там, к сожалению, очень       
много смежных вопросов получается. Поэтому как раз и было дано поручение        
президента правительству по результатам 2022 года провести комплексный анализ   
итогов эксперимента, и уже на этом основании правительство подготовило бы       
предложения о совершенствовании указанного механизма, с тем чтобы на            
постоянной основе его можно было распространять.                                
                                                                                
Но поскольку Ставропольский край всё-таки признал крайне успешным проведение    
эксперимента на своей территории и мы действительно видим результаты, комитет   
считает необходимым принять этот законопроект в первом чтении с учётом          
замечаний, которые отразило в своём официальном отзыве правительство. То есть   
не на пять лет.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Есть желающие.         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. От фракции.                               
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, товарищи!      
Для фракции КПРФ вопрос отношения к курортному сбору в том виде, в каком он     
был принят четыре года назад, этот закон, и сейчас предлагается продлить его    
действие, - это вопрос справедливости и целесообразности. Наши                  
соотечественники, которые приезжают отдыхать на наши курорты, - это не самые    
богатые люди. Значит, прежде чем приехать, они уже заплатили налоги, накопили   
на летний отдых с детьми, возможно, купили путёвки, и тут они встречаются,      
приезжая на объекты размещения, с какими-то дополнительными расходами. На наш   
взгляд, это несправедливо, поэтому - напоминаю для тех, кто не помнит           
обсуждения четыре года назад, в 2018 году, - изначально наша фракция            
предлагала иной подход: внесение изменений в Налоговый кодекс Российской        
Федерации, определение в качестве тех, кто должен уплачивать сбор, не           
физических лиц, приезжающих отдыхать, а юридических лиц, предпринимателей, и    
ставку от 0,01 до 0,1 процента от базы для исчисления налога, а базой для       
исчисления должны стать, на наш взгляд, доходы от реализации на территории      
курорта товаров и услуг. Тогда, между прочим, решается и вопрос с               
администрированием, тогда более полный охват плательщиков: ими становятся все   
предприниматели, которые оказывают на курортах услуги. А сейчас сбор            
производится только на крупных объектах размещения - в санаториях,              
пансионатах, домах отдыха, отелях, многие мини-объекты остаются в тени, вне     
поля зрения.                                                                    
                                                                                
Далее. По нашему мнению, сбор должен зачисляться напрямую в местный бюджет, а   
не в региональный, как в настоящий момент и обстоит дело: деньги уходят в       
региональный, а потом уже через некоторое время их получает муниципальный -     
выходит, с подачи региональных властей.                                         
                                                                                
Ещё момент. Почему запрещается направлять доходы от курортного сбора на         
реконструкцию или ремонт инженерной инфраструктуры, дорог, объектов водо- и     
энергоснабжения, очистных сооружений и так далее? Ведь именно эти проблемы      
являются ключевыми для курортных территорий, для жителей этих территорий. Мы    
об этом говорили всегда, в том числе четыре года назад, но тема оставалась      
вне поля зрения многих, кто принимает решение. И в итоге два года назад - все   
помнят - беда в Геленджике, где очистных сооружений нет, там вся канализация    
прорвалась в замечательную Геленджикскую бухту. В итоге, получается, вот в      
том виде, как есть сейчас, курортный сбор - это только благоустройство, то      
есть ещё одна клумба, ещё одна дорожка в лесу или в парке, ещё один сквер. Но   
износ-то объектов инженерной инфраструктуры нарастает, ведь количество          
отдыхающих, которые едут на наши курорты, резко же возросло в последние годы.   
Нужны инвестиции в инфраструктуру курортов. Понятно, что средств от             
курортного сбора для решения этих больших задач недостаточно, поэтому мы        
настаивали четыре года назад и сейчас настаиваем, чтобы были разработаны и      
внедрены крупные, федеральные целевые комплексные программы для развития        
курортных территорий. Без таких программ курортный сбор выглядит в              
значительной степени как имитация поддержки курортных территорий.               
                                                                                
И ещё один момент. Есть же поручение: правительству до 1 июня 2023 года - об    
этом здесь как раз уже говорили - поручено разработать и внести законопроект    
на данную тему. Тогда как можно, если есть такое поручение, принимать закон,    
пусть даже на два года? У нас полгода остаётся до указанного срока.             
                                                                                
Фракция КПРФ не поддерживает данный законопроект, где предлагается продлить     
так называемый эксперимент.                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                       
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" не будет поддерживать продолжение вот этого   
эксперимента. Для эксперимента достаточно года-двух, и продолжать его мы не     
видим никакого смысла.                                                          
                                                                                
Очевидно, что это предложено по примеру каких-то туристических территорий,      
может быть Венеции, Рима, а эти города и граждане там уже страдают от обилия    
туристов, они уже не знают, что придумать, дабы отвадить, отвадить во всяком    
случае большую часть туристов, ну, тех, у которых не миллионы в карманах.       
Вот в том числе для чего вводятся такие барьеры: поменьше к нам приезжайте. У   
нас же какая ситуация? У нас обратная ситуация! Особенно сейчас.                
                                                                                
Количество туристов, приезжающих в такие регионы, увеличилось в разы.           
Качество инфраструктуры, обслуживание... Цены зашкаливают, уважаемые коллеги!   
Люди везут туда свои деньги. Знал бы прикуп, жил бы в Сочи, да? Вот живущие в   
Сочи, значит, получают деньги туристов, турпотоков, увеличивающиеся в разы, а   
потом ещё и предлагают такой входной билет купить, заплатив, ну, не знаю, за    
что-то - не очень понятно за что. Где справедливость, уважаемые коллеги?!       
Люди сняли сапоги резиновые, вышли из деревни, из навоза, поехали на            
набережные, а им, значит, говорят: заплати! Но когда граждане тех самых         
замечательных регионов приезжают к ним в деревню - не смейте, не положено.      
Вот тогда давайте заканчивать эксперимент, который делает масло масляное для    
одних, а другим - нет, вам так не повезло, вы жили и будете жить без            
водопровода, без плитки, без крошки асфальтовой на дорогах. Коллеги, что это    
за разделение наших граждан на право имеющих и всех остальных?!                 
                                                                                
Те граждане, кто там живёт постоянно и пользуется, ведь инфраструктура и для    
них в том числе, почему не платят этот сбор? Попробуйте им предложить,          
ставропольчанам и краснодарцам. Получится, если по 50 рублей, я посчитал,       
почти 20 тысяч. Пусть они 20 тысяч тоже платят, раз пользуются этой             
инфраструктурой, - почему только туристы должны платить?                        
                                                                                
Понятно, этот эксперимент будет развиваться. Я думаю, не исключено, что и       
Москва, и Петербург тоже захотят получать такие сборы, но тогда давайте         
обсудим, чтобы для всех... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Смолин Олег Николаевич.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.                                        
                                                                                
Николай Иванович Осадчий высказал точку зрения фракции - я выскажу личную,      
постараюсь быть кратким. Она не альтернативна тому, что говорил Николай         
Иванович.                                                                       
                                                                                
Коллеги, я обсуждал законопроект, когда это вводилось, с руководителями         
недорогих санаториев и домов отдыха в Краснодарском крае. Все были возмущены,   
и возмущены по одной простой причине: надо стимулировать людей отдыхать у       
себя в стране, а мы что делаем? Мы наказываем тех, кто отдыхает у себя в        
стране. Альтернативных предложений было два.                                    
                                                                                
Первое. Давайте будем брать курортный сбор с тех, кто ездит отдыхать в чужие    
страны. Почему в Турции путёвки были дешевле, чем в России? Максимально         
снижено налогообложение, потому что люди, приезжающие туда, всё равно           
оставляют деньги. А сейчас, когда всё это подорожало, люди, которые способны    
заплатить многие десятки, а то и сотни тысяч рублей, если вы им введёте         
курортный сбор даже по 300-500 рублей в день, этого и не почувствуют.           
                                                                                
Ну и второе. Если уж так нужно, давайте введём курортный сбор для тех, кто      
отдыхает на дорогих курортах в нашей стране, скажем, в пятизвёздочных отелях,   
и это будет гораздо более справедливо.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От "ЕДИНОЙ РОССИИ" - Макаров Андрей Михайлович.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, постараюсь быть максимально кратким.           
                                                                                
Итак, первый вопрос. Кто был против, кто не был против? Против того, чтобы      
принимать этот закон в том виде, в каком он есть, поскольку это копия того,     
что действовало в Советском Союзе, - это просто на всякий случай хотел бы       
напомнить - в первую очередь был я, потому что я считал, что прописывать все    
льготы в законе абсолютно бессмысленно. Если мы говорим о том, что это право    
муниципалитета, так давайте мы установим только необходимый минимум, кто не     
должен этого делать, а всё остальное пусть решают сами муниципалитеты. И        
тогда не мы с вами будем говорить, дескать, все были против, а они сами         
решат, что им нужно, а что им не нужно. Я уверен, что, если у них курорты и     
какие-то бальнеологические комплексы, они дадут льготу тем, кому надо им, а     
не так, как мы с вами здесь будем придумывать.                                  
                                                                                
Так вот, весь смысл в том, что у нас получился эксперимент по туристическому    
сбору в ситуации, когда нам пришлось одновременно решать вопросы по кешбэку,    
например, а это движение в прямо противоположном направлении, когда нет         
огромного количества иностранных туристов, да и наших-то туристов, особенно в   
ситуации, когда и ковид, и то, что сейчас происходит. Это проблема.             
Следовательно, этот эксперимент не мог быть до конца корректным.                
Единственный, пожалуй, регион, где это сделано наиболее полно, - это вот        
авторы законопроекта, Ставропольский край, они считают, что у них в тех         
муниципалитетах, где это было введено, это удачно. Муниципалитеты, кто это      
сделал, говорят: "Да, мы смогли сделать эту лавочку, да, мы смогли сделать      
этот терренкур, вот нам это надо, сохраните, дайте нам возможность продолжать   
это делать дальше". Тут нам сейчас говорят: "Нет, мы категорически против".     
Так мы за них решаем - может, не будем за них решать? Может, не будем           
считать, что они намного глупее нас или они хуже нас знают, что им нужно?       
                                                                                
И наконец, следующий вопрос, который сейчас идёт. Вот Ольга Николаевна          
абсолютно справедливо сказала: мы получаем отчёт по эксперименту, по            
существу, через год после того, как заканчивается год, иначе не                 
проанализируешь. Президент сказал: по итогам 2022 года проанализируйте и        
вносите предложения - поручил это правительству. Вот итог 2022 года будет       
определён реально во второй половине 2023 года. Но, секундочку, если мы         
сейчас говорим "нет", то мы просто говорим Ставрополью: всё, хватит, вы там     
эти лавочки построили, больше не будет. Это правильно или нет? Так, может       
быть, всё-таки подведём итоги эксперимента, может быть, посмотрим реально,      
что это даёт, посмотрим плюсы, посмотрим минусы, будем налаживать, будем        
таким образом выполнять то решение, которое справедливо, на мой взгляд,         
принял президент? Сегодня речь идёт о том, что те муниципалитеты, которые       
применили, просят не прекращать эксперимент, потому что иначе он закончится     
31 декабря, просят продлить, пока ещё не определились, что делать дальше. Вот   
вопрос, который здесь обсуждается, а не вопрос о том, что нам в этом законе     
нравится, а что нам не нравится.                                                
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть необходимость в ещё одном выступлении от "ЕДИНОЙ РОССИИ"? Нет? Не          
настаиваете, Марков Андрей Павлович? Нет. Спасибо.                              
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной   
инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и          
Ставропольском крае", пункт 16.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              290 чел.64,4 %                                    
Проголосовало против           21 чел.4,7 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.