Заседание № 230
О проекте федерального закона № 992331-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" (в части уточнения порядка обработки персональных данных; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! У нас есть просьба по 8, 9, 10-му пунктам сегодняшнего порядка работы. Это крайне важные законопроекты, касающиеся регулирования вопросов и связи, и абонентов сим-карт, и треш-стрима, и обработки больших данных. В связи с этим есть предложение попросить присутствовать при обсуждении трёх этих вопросов представителей Минцифры России. С министром мы это обсуждали, он сам не сможет, но двух заместителей курирующих готов направить. С учётом того что законопроекты важные, возможно, у кого-то из коллег возникнут вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, ещё раз, что вы хотите? Пригласить на заседание? Кого? Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Да, пригласить на заседание для обсуждения вопросов 8, 9, 10 повестки дня заместителей министра цифрового развития Руденко и Угнивенко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
9-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, законопроект был внесён правительством, приняли мы его в первом чтении ещё 16 февраля 2021 года, и касается он совершенствования механизма обработки персональных данных, полученных в результате их обезличивания. Почему так долго шла работа над законопроектом при подготовке ко второму чтению? Потому что нам необходимо было решить концептуальную проблему, а именно соблюсти баланс интересов: с одной стороны, защитить, обеспечить безопасность персональных данных граждан, поскольку даже после обезличивания они с точки зрения закона всё равно продолжают оставаться персональными, а с другой стороны, не затормозить прогресс, потому что обучение искусственного интеллекта без массивов больших данных, к сожалению или к счастью, невозможно. Именно на это были направлены поручения президента страны о принятии и подготовке такого законопроекта. В конечном счёте путём долгих обсуждений и дискуссий с коллегами из правительства, из различных заинтересованных структур мы выработали алгоритм, который, как нам представляется, является оптимальным и который, повторяю, с одной стороны, надёжно защищает данные о гражданах, даже с учётом того, что они обезличены и возможности их обратно деобезличить нет, а с другой стороны, не останавливает технический прогресс. Поступило десять поправок к законопроекту, все они рекомендуются комитетом к принятию. Кратко о содержании этих поправок: устанавливается порядок формирования составов персональных данных, полученных в результате их обезличивания; вводится прямой запрет на формирование составов данных из специальных категорий и биометрических персональных данных, это крайне важно; вводится требование к обезличиванию персональных данных и порядку их передачи, его определит правительство по согласованию с ФСБ; определяется порядок взаимодействия Минцифры с операторами персональных данных и порядок взаимодействия ГИС Минцифры и информационных систем операторов; вводится обязанность Минцифры обеспечить конфиденциальность поступившей от операторов информации. Отвлекусь, речь идёт о том, что Минцифры создаёт государственную информационную систему, в эту государственную информационную систему погружаются уже обезличенные большие массивы данных, эти данные не могут никуда извлекаться из этой государственной информационной системы, доступ к ним будут иметь только органы власти или определённые категории иных лиц, для которых мы также вводим специальные требования: ими, в частности, не могут являться иностранные лица, лица с неснятой судимостью, причастные к экстремистской или террористической деятельности, ряд других. Мы вводим запрет на предоставление результатов обработки составов персональных данных, хотя, повторю вновь, де-юре они персональные данные, но де-факто уже нет - по ним невозможно выяснить, что это Иванов Иван Иванович или Шадаев Максут Игоревич, - так вот тем не менее мы вводим запрет на предоставление результатов обработки таких составов данных иностранным лицам, иностранным организациям. Наряду с этим законопроектом предусматривается создание аналогичной госинформсистемы в городе Москве в рамках проводимого в столице эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта. Я подчеркну, что речь идёт не о дублировании такой системы на региональном уровне, во всех регионах, а именно о создании подобной, аналогичной системы конкретно в Москве в рамках, повторяю, проводимого там эксперимента. Точно так же, как и ГИС Минцифры, городская ГИС будет собирать необезличенные персональные данные, обезличивать их, и точно так же эти требования будут установлены органами власти по согласованию с ФСБ России. Отмечу, что все эти правоотношения, конечно же, касаются тех массивов данных, которые находятся на территории Российской Федерации, и того, что происходит за пределами нашей страны, они не коснутся. Наши операторы персональных данных просили меня об этом сказать, учитывая, что наши дорогие соседи только и ждут, лишь бы найти новый повод для введения новых санкций. Коллеги, мы считаем, что принятие закона в такой редакции выполняет поставленные задачи, даёт возможность для дальнейшего развития новых технологий в нашей стране и конкретно искусственного интеллекта и повышает уровень государственного планирования и развития, поскольку органы власти будут, повторяю, иметь доступ к этой системе и эти большие данные использовать в том числе для планирования государственной деятельности. Также у нас при рассмотрении этого вопроса присутствуют коллеги из Минцифры России, вместе с которыми мы работали. Если необходимость есть, они готовы что-либо прокомментировать. Комитет просит поддержать представленную таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 28 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 52 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Александр Евсеевич, пожалуйста, вам слово. ХИНШТЕЙН А. Е. Коллеги, законопроект полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Все необходимые заключения получены, юридико-техническая и лингвистическая экспертизы проведены. Просим поддержать его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, есть? Извините. Включите режим записи на выступления по мотивам. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Новые и передовые технологии, бесспорно, преобразовывают общество в лучшую сторону, но их внедрение и применение зависят от степени готовности и безопасности именно таких технологий. Я не раз обращал внимание на рост количества преступлений, связанных с дистанционным мошенничеством. Мало того, сегодня наблюдается тенденция к росту количества заявок в многофункциональные центры, МФЦ, об отзыве цифровой подписи и запрете использования персональных данных, а также о запрете совершения сделок без физического присутствия граждан. Сегодня искусственный интеллект не имеет правового регулирования и носит обобщённое понятие, включая в себя множество алгоритмов, которыми в том числе пользуются преступники, что порождает много рисков и угроз. Немаловажное значение имеет защита персональных данных и информации в целом. Всё это говорит о преждевременности внедрения технологий искусственного интеллекта даже в экспериментальном порядке, тем более в таком мегаполисе, как Москва. Я рекомендовал бы проводить подобные эксперименты с гражданами, дающими письменное согласие на это, которые отбирались бы с помощью так называемого искусственного интеллекта. Данная инициатива преждевременна, и её нельзя поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, ну, что касается цифровой подписи и МФЦ, я могу привести ещё массу примеров различных преступлений, мошеннических схем, которые используют злоумышленники в цифровой среде. Это не удивительно, потому что цифровая жизнь всё больше и больше входит в нашу жизнь. Но законопроект не про это, он про совершенно конкретную возможность использования массивов обезличенных данных для целей государственного управления, а также в целях развития новых технологий. Не про искусственный интеллект, который, как уважаемый Вячеслав Михайлович считает, сегодня как-то используется мошенниками в их преступной деятельности, или, возможно, искусственный интеллект управляет злоумышленниками. Законопроект не про это, он про то, как обезопасить людей, сделать так, чтобы их персональные данные были, во-первых, действительно обезличены, во-вторых, не было возможности вернуть их вновь, а, как поётся в одной песне, фарш невозможно было бы провернуть назад. И наш законопроект, повторяю, эту проблему решает. Три года шла над ним работа. Ключевой позицией для нас была позиция специальных ведомств ФСБ и ФСТЭК, которые отвечают в нашей стране за сохранность информации и за соблюдение законодательства в сфере информационной безопасности. Именно после того, как сообща мы выработали конструкцию, гарантирующую сохранность этих данных, мы взяли на себя смелость, коллеги, предъявить вам этот законопроект. Что касается согласия граждан. Речь идёт, вновь повторяю, о тех массивах, которые невозможно гражданину предъявить. Ну, скажем, информация о трафике граждан без обезлички их имеет значение для государства в части открытия новых учреждений здравоохранения или строительства новых объектов транспорта? Является ли значимой информация о том, куда идёт основной поток во время летних отпусков и на что государство должно в первую очередь обратить своё внимание? Таких примеров можно привести десятки, сотни. Раз мы живём сегодня в цифровых реалиях, то нужно их использовать в интересах общества, но, конечно же, - и в этом я с коллегой полностью согласен - с твёрдым соблюдением всех требований и норм безопасности. Коллеги, призываю вас поддержать этот законопроект. Я совершенно ответственно говорю, он никаких рисков для людей, слава богу, не создаёт. И то, что мы не дали возможности сделать большие данные предметом коммерческого оборота, на чём настаивают очень многие, считаю большим нашим достижением и единодушной позицией всего парламента. Прошу вашей поддержки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 22 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 341
О проекте федерального закона № 992331-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (в части уточнения порядка обработки персональных данных).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных". Доклад официального представителя правительства замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олега Анатольевича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ О. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" в части уточнения порядка обработки персональных данных. Законопроект направлен на создание благоприятных условий и новых возможностей для использования и обращения информации в интересах потребителей, бизнеса, общества и государства в целом, при этом ключевым условием их реализации является обеспечение достаточных правовых и иных механизмов защиты прав и свобод субъектов персональных данных. Законопроект содержит ряд положений, направленных на совершенствование порядка дачи согласия на обработку персональных данных в письменной форме, основных положений четыре. Первое. В целях минимизации объёма собираемых персональных данных законопроектом предусмотрена возможность включения в согласие вместо фамилии, имени и отчества, адреса и паспортных данных субъекта уникального идентификатора, устанавливаемого в соответствии с федеральным законом или соглашением сторон и позволяющего достоверно установить субъекта персональных данных и его волеизъявление. Второе. Законопроект предусматривает возможность дачи согласия на обработку персональных данных одновременно на несколько целей, возможность указывать согласие нескольких лиц, которым оператор поручает обработку персональных данных. При этом, если обработка персональных данных осуществляется в нескольких целях, в отношении каждой из этих целей должны быть указаны перечень персональных данных и действия, на совершение которых субъект персональных данных даёт такое разрешение, а также согласие лица, которому поручена обработка персональных данных и срок действия такого разрешения. Возможность включения указанных данных в один документ будет способствовать уменьшению количества согласий, даваемых субъектом персональных данных, сохраняя неизменными все принципы и условия обработки персональных данных. Третье. Законопроектом предусмотрена обязанность операторов при уничтожении персональных данных использовать не любые средства, а именно средства защиты информации, прошедшие процедуры оценки соответствия требованиям ФСБ России и ФСТЭК России. И наконец, четвёртое. В части установления порядка обезличивания персональных данных законопроектом предлагается наделить Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочиями по утверждению требований и методов обезличивания персональных данных, распространяющихся на всех операторов персональных данных. Законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупцию, а также с замечаниями - Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Все дополнительные предложения, в том числе обозначенные Правовым управлением, Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи могут быть дополнительно проработаны в рамках подготовки поправок ко второму чтению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Евсеевича Хинштейна. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Олег Анатольевич Иванов подробно изложил суть законопроекта. В связи с этим хочу сказать, что профильный комитет - Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи - концептуально поддерживает предложенный законопроект. Мы рекомендуем Государственной Думе принять его в первом чтении, но при условии его существенной доработки ко второму чтению, потому что целый ряд из предлагаемых коллегами по правительству инициатив, на взгляд профильного комитета, либо нереализуем, либо нуждается в определённой корректировке. И хочу отметить главное: задача, которая реализуется всеми органами власти, как представительной, так и исполнительной, сводится к необходимости защиты персональных данных наших граждан. Это наша, если угодно, святая обязанность, и мы не можем допустить возможности превращения персональных данных в рынок услуг, возможности их бесконтрольного оборота. Наша принципиальная позиция состоит в том, что любая передача персональных данных возможна только с согласия самого гражданина. Законопроект решает эту проблему, но, повторю, ко второму чтению, мы полагаем, необходимо провести серьёзную дополнительную работу, которая не отменяет самой предложенной концепции. В связи с этим комитет предлагает поддержать данный законопроект при условии его доработки ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. У меня к Олегу Анатольевичу вопрос. Олег Анатольевич, всё-таки что такое "иной уникальный идентификатор субъекта персональных данных", который можно будет использовать вместо всех остальных своих данных? Почему существующий ИНН или, например, страховое свидетельство не является подобным элементом? ИВАНОВ О. А. Спасибо за вопрос. Дело в том, что в соответствии с частью 2 статьи 13 закона "О персональных данных" федеральными законами могут быть установлены особенности учёта персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах, и при этом предусмотрены отдельные идентификаторы, одним из которых в том числе может являться и ИНН. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Олег Анатольевич, сфера обработки персональных данных довольно чувствительная, и наши избиратели не устают нам об этом напоминать. Особенно остро стоит вопрос о возможности отзыва согласия на обработку персональных данных. Согласно положению статьи 9 закона "О персональных данных" отзыв согласия может быть осуществлён, но фактически обработка всё равно продолжается, уже без согласия человека - готово ли правительство пойти навстречу людям в вопросе установления возможности безусловного и полного отзыва согласия на обработку персональных данных? ИВАНОВ О. А. Ольга Николаевна, спасибо за вопрос. Это как раз один из ключевых вопросов, он обсуждался в том числе и при подготовке этого законопроекта, и эти вопросы изучали представители и отрасли, и бизнеса, и граждан. И мы, безусловно, должны ко второму чтению, Александр Евсеевич об этом тоже упомянул, это учесть. Предоставление субъекту персональных данных возможности отзывать ранее данное согласие - это один из вопросов, которые обязательно будут обсуждаться ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Кнопка не сработала. Вопрос Олегу Анатольевичу. В настоящее время участились случаи утечки информации, несанкционированного, неправомерного доступа к персональным данным граждан, использование их в мошеннических и в преступных схемах. Финансовый ущерб от утечки данных для предприятий, бизнеса оценивается экспертами в десятки миллионов долларов. В законе "О персональных данных" много узких мест, как мы видим с учётом объёма утечек. Скажите, пожалуйста, предлагаемый вами законопроект как-то решает эту проблему или нет? ИВАНОВ О. А. Спасибо за вопрос, Михаил Сергеевич. Непосредственно в законопроекте каких-то ужесточающих норм не содержится, поскольку он направлен прежде всего на уточнение положений в части совершенствования порядка дачи согласия на обработку персональных данных в письменной форме. Безусловно, поднятый вами вопрос требует дальнейшего рассмотрения, но, наверное, в другом законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", пункт 24. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 11 мин. 34 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 7 чел.1,6 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.