Заседание № 358

19.05.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1472 по 1501 из 5702
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Зариф    
Закирович Байгускаров.                                                          
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект во втором чтении был   
принят вчера. Все необходимые экспертизы проведены, замечаний не имеется.       
Комитет по государственному строительству и законодательству просит             
поддержать законопроект в третьем чтении.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 357

18.05.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности; принят в первом чтении 17 февраля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1700 по 1755 из 7203
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс       
Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Зариф    
Закирович Байгускаров.                                                          
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом    
чтении 17 февраля текущего года. При подготовке законопроекта ко второму        
чтению поступило три поправки юридико-технического характера. Просьба           
поддержать поправки и принять законопроект во втором чтении.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                         
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.80,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к принятию в      
третьем чтении, все необходимые экспертизы проведены. Просьба включить его в    
проект порядка работы на завтра.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Принимается.                
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 342

17.02.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 992248-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3044 по 3565 из 5859
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс       
Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты     
прав и законных интересов физических лиц при совершении действий,               
направленных на возврат просроченной задолженности". Докладывает официальный    
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции      
Андрей Викторович Логинов.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект          
разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации и            
направлен на исключение неравенства условий привлечения к ответственности       
лиц, совершавших действия по возврату просроченной задолженности физических     
лиц с нарушением законодательства.                                              
                                                                                
Статьёй 14.57 КоАП предусмотрена ответственность кредитора за нарушение         
требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц   
при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за       
исключением кредитных организаций. Вместе с тем территориальные органы          
Федеральной службы судебных приставов регулярно получают обращения в связи с    
нарушением норм федерального закона № 230-ФЗ именно кредитными организациями,   
которые являются полноценными субъектами правоотношений названного              
федерального закона. В связи с этим предлагается в диспозицию части 1 данной    
статьи КоАП внести изменения, включив кредитные организации в число субъектов   
административного правонарушения по указанной норме.                            
                                                                                
Также предлагается - и это вторая новелла предлагаемого вашему вниманию         
законопроекта - усилить административную ответственность и установить для       
соответствующих субъектов санкции, аналогичные предусмотренным в части 2        
данной статьи, а именно: для должностных лиц - штраф в размере от 20 тысяч до   
200 тысяч рублей, для юридических лиц - штраф от 50 тысяч до 500 тысяч рублей   
или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.          
                                                                                
Полномочия по рассмотрению дел об этих административных правонарушениях         
предлагается возложить на должностных лиц Федеральной службы судебных           
приставов.                                                                      
                                                                                
Прежде чем попросить вас поддержать данный законопроект, хотел бы доложить      
ещё об одном важном обстоятельстве. Мы внесли этот законопроект в               
правительство в июле прошлого года, и он в установленном порядке поступил в     
Государственную Думу после проработки в аппарате правительства, тогда как ещё   
в ноябре 2019 года, 21 ноября, мы получили из Государственной Думы              
аналогичный законопроект депутата Костенко. В нём также предлагалось убрать     
это исключение в отношении кредитных организаций. И вот если сравнивать         
данный законопроект с правительственным, то наш отличается только               
дополнительным усилением административной ответственности и, может быть,        
более точной с юридико-технической точки зрения проработкой, анализом именно    
сопутствующих статей - очень много сопутствующих статей приходится приводить    
в соответствие. В целом, я полагаю, законопроект Костенко мог бы быть принят    
Государственной Думой за основу, но в ходе обсуждения вместе с автором и с      
комитетом при очень, так сказать, конструктивной позиции Павла Владимировича    
Крашенинникова мы договорились, что пойдёт правительственный законопроект,      
как более полный, более технически проработанный. Но мы в правительстве         
никоим образом не хотим как бы первенство в этом плане забирать исключительно   
себе, поэтому я хотел вот это обстоятельство довести до вашего сведения.        
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
С содокладом выступает Зариф Закирович Байгускаров.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сегодня согласно                    
законодательству, когда коллекторская организация занимается взысканием         
просроченной задолженности по кредитам с граждан, выявлением нарушений          
занимается Федеральная служба судебных приставов. Речь идёт о случаях, когда,   
например, работники коллекторской организации постоянно звонят, приходят на     
работу либо домой, оказывают давление на родственников. Работа в принципе       
налажена, но при этом только за прошлый год в ФССП России поступило всего 28    
тысяч обращений и более половины обращений касается работников не               
коллекторских организаций, а тех организаций, которые не входят в перечень, -   
это банки, ломбарды, микрофинансовые организации. ФССП России по КоАП не        
имеет права привлекать их к административной ответственности, таких             
полномочий у неё нет.                                                           
                                                                                
Законопроектом, который сегодня вам представлен, предлагается включить в        
статью 14.57 КоАП положение, касающееся полномочий ФССП, чтобы эти              
организации тоже можно было привлекать к административной ответственности за    
нарушение прав граждан при взыскании просроченной задолженности по кредитам.    
Это правильно, потому что этой работой они должны заниматься. Сегодня,          
кстати, суды отказываются привлекать подобные организации к ответственности,    
ссылаясь на то, что они не указаны в КоАП.                                      
                                                                                
Концепцию законопроекта комитет поддерживает, но при этом у нас есть            
замечание. Сегодня по закону "О Центральной банке Российской Федерации..."      
выявлением нарушений в отношении ломбардов и банков должен заниматься ЦБ.       
Если мы закон примем, деятельность микрофинансовых организаций и банков будет   
подлежать двойному контролю - и со стороны ФССП, и со стороны Центрального      
банка Российской Федерации. Я думаю, что этот вопрос мы проработаем ко          
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Комитет просит поддержать законопроект, поскольку это нужно нашим гражданам.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Зариф Закирович, сейчас банки занимаются всем, чем      
угодно: они скупают торговые сети, таксомоторные организации и так далее.       
Некоторые банки, достаточно крупные, курируют или в качестве филиалов имеют     
микрофинансовые организации. Если микрофинансовая организация, которая          
принадлежит какому-либо солидному, крупному банку, имеет сложности              
относительно своих вкладчиков, то против кого будут направлены действия         
судебных приставов - против микрофинансовой организации или против тех, кто     
её утверждал?                                                                   
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Игорь Юрьевич, в законопроекте предусматривается,   
что если нарушения в отношении граждан при взыскании задолженности допустили    
банки, кредитные учреждения, то в отношении их, если же нарушения допустили     
микрофинансовые организации, то в отношении их будет применяться наказание.     
Обращаю внимание на то, что в законопроекте также ужесточается, усиливается     
наказание в отношении кредитных и микрофинансовых организаций: раньше штраф     
был от 20 тысяч до 200 тысяч рублей, сейчас будет от 50 тысяч до 500 тысяч      
рублей. В зависимости от того, какое учреждение допустило нарушение в           
отношении граждан, будут привлекать к ответственности.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Андрей Викторович, у меня вот такого плана вопрос: из чего исходили, когда      
устанавливали цифры штрафа, из доходности банка? Или, может быть, вы сравнили   
эти штрафы со штрафами, которые можно получить за участие в                     
несанкционированном митинге? А там суммы совершенно другие. Как вы считаете,    
не является ли предложенная сумма символической для тех организаций, которые    
многих людей оставили без имущества, которые зарабатывают огромные деньги?      
Мне кажется, эта цифра всё-таки несущественна. Не считаете ли вы, что её надо   
пересмотреть в сторону десятикратного увеличения как минимум?                   
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, насчёт размеров сумм я хочу сказать, что       
сегодня они действительно очень незначительны. Вместе с тем у нас же есть       
общие для КоАП требования соразмерности, поэтому, устанавливая штрафы за те     
или иные нарушения, мы должны оценивать общественные последствия, угрозу для    
общества. И это, кстати, одна из сложнейших проблем, с которыми мы сегодня в    
Минюсте сталкиваемся, работая над новой редакцией Кодекса об административных   
правонарушениях. Разные ведомства, прорабатывая свои сферы влияния,             
действительно настаивают на увеличении штрафов, и мы можем выбиться за рамки    
всяческих пропорций, а значит, и за рамки здравого смысла.                      
                                                                                
Я хочу обратить внимание на то, почему это стало необходимо. Вот какая у нас    
была ситуация: в отношении организации "Микрокредит" было вынесено 140          
решений о присуждении административных штрафов, а общая сумма этих 140          
решений составила 4,8 миллиона рублей; у организации "Вэб-займ" точно так же,   
примерно такое же было соотношение - в районе 70 решений на сумму около 3       
миллионов рублей. Я, может, их перепутал местами, приводя вам эти цифры, но     
вам понятен порядок, то есть выносится огромное количество решений, но суммы    
по каждому из них незначительные и крупной организации в принципе не наносят    
никакого ущерба.                                                                
                                                                                
Давайте посмотрим, насколько эффективны будут в предложенных нами параметрах    
санкции. У нас ведь есть очень тонкий метрический инструмент анализа. Мы        
рассматриваем все результаты решений, их совокупность и то, как они влияют      
потом на повторность и количество похожих правонарушений. Я считаю, что этот    
вопрос мы иным путём, сугубо умозрительным, не решим, здесь надо                
отталкиваться от реальной жизненной практики.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, я хотел бы добавить, что банки сегодня     
практически никакой ответственности не несут. Давайте хотя бы сначала           
установим эту ответственность, 500 тысяч рублей - это в принципе немалый        
штраф. Я думаю, если такие штрафы банки начнут платить, то в дальнейшем,        
конечно, нарушать права граждан они не будут. Надо посмотреть практику,         
посмотреть, будет ли рецидив правонарушений.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Андрей Викторович, ну, мы, конечно же, поддерживаем     
этот законопроект, у меня только один вопрос возник. Вы, когда выступали,       
сказали, что есть такая мера ответственности - административное                 
приостановление деятельности на 90 суток. Вот это к чему относится, к           
микрофинансовым организациям либо к банкам? Ну, представьте себе:               
приостановим деятельность Сбербанка на 90 суток - мы кого накажем? Вот в        
связи с этим у меня вопрос возник - поясните, пожалуйста.                       
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Ну, пока у нас - я могу сделать предположение, но это надо        
проверить - Сбербанк, его подразделения, не был замечен в подобных              
правонарушениях.                                                                
                                                                                
Речь ведь, ещё раз говорю, в данном случае идёт о нарушении требований 230-го   
закона, то есть того самого знаменитого антиколлекторского закона, который      
Государственная Дума так детально, плотно обсуждала и который мы приняли в      
2016 году. И практика уже сложилась в отношении в первую очередь                
непосредственно коллекторских организаций. Сегодня мы понимаем, и президент     
принял на этот счёт решение и дал нам поручение достаточно давно, в перечне     
поручений от 17 мая 2019 года он так и выразился: назначение равного            
административного наказания за нарушение требований законодательства о защите   
прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по      
возврату просроченной задолженности любому юридическому лицу, законно её        
осуществляющему, включая кредитные организации. Так что норма эта, с            
увеличением санкций, собственно говоря, не рождается сама по себе, а только     
переносится из соответствующих норм, уже действующих, в Кодекс об               
административных правонарушениях. Я полагаю, что подобного рода риски, ну,      
крайне незначительны.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Хотел бы добавить, что Банк России субъектом данного          
правонарушения не является. Что касается приостановления деятельности, это      
будет только в исключительных случаях и только в отношении коллекторских        
организаций и микрофинансовых организаций.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Березин Никита Владимирович.                                                    
                                                                                
БЕРЕЗИН Н. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Викторовичу.                                             
                                                                                
Всё-таки законопроект направлен на защиту прав граждан, и это очень хорошо,     
тем не менее позволит ли он уменьшить давление, которое оказывается на          
граждан теми, кто взыскивает задолженности? То есть достаточно ли будет         
такого законопроекта, чтобы мы не принимали в последующем каких-то мер, или     
лучше усилить его во втором чтении и уже освободить, скажем так, наших          
граждан от определённых проблем с коллекторскими агентствами?                   
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Конечно же, данный законопроект, будучи направленным на защиту    
прав граждан, в то же время работает на уравнивание административной            
ответственности участников вот этого рода деятельности за нарушение базового    
для них всех 230-го федерального закона. И конечно же, одного этого             
законопроекта будет недостаточно. Министерством юстиции вместе с коллегами из   
других министерств, безусловно, с участием Федеральной службы судебных          
приставов, разработаны достаточно комплексные поправки к действующим законам,   
которые позволят как минимум серьёзно приблизиться к решению этой проблемы. С   
осени они находятся на рассмотрении в аппарате правительства, в ближайшее       
время будут внесены в Государственную Думу, и разговоры, и работа в этом        
направлении у нас с вами продолжатся.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Андрей Викторович, вероятно, вы анализировали        
много материалов, когда готовили этот законопроект. А вот не попадалась вам     
такая тема: ваши судебные исполнители избирательно реализуют исполнительные     
листы - если в отношении частного лица, то доведут до суицида, а если в         
отношении какой-то серьёзной фирмы, то обязательно всякие проволочки и          
затяжки, годами не взыскивают высуженное? И не считаете ли вы, что, чтобы       
закончить с микрофинансовыми организациями, их просто надо закрыть? А мы ещё    
и разрешили кредитным организациям учреждать микрофинансовые организации. Это   
же преступление!                                                                
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Николай Васильевич, я никоим образом не буду ставить    
под сомнение те жизненные обстоятельства, которые, будучи доведёнными до        
вашего сведения, подтолкнули вас к такой постановке вопроса, но хочу сказать,   
что безусловно нет. Как я уже говорил, вопрос о совершенствовании               
законодательства в части организации деятельности службы судебных приставов,    
исполнительного производства у нас на самом внимательном контроле и у нас       
ведётся очень конструктивная работа со службой судебных приставов.              
                                                                                
Что касается запрета деятельности микрофинансовых организаций в целом, этот     
вопрос совсем выходит за рамки не только данного законопроекта, но и в целом    
обсуждения работы органов исполнения наказаний, в силу того что он носит        
характер общеэкономический и социальный. В целом я, как гражданин, готов        
разделить позицию, что жить в долг - это достаточно опасно и как бы чревато     
разными негативными последствиями как для гражданина, для физического лица,     
так и для юридического лица. Вместе с тем сегодняшняя экономическая жизнь, её   
особенности, нюансы просто подталкивают очень многих именно к такому образу     
жизни. Очень сложно здесь найти грань между защитой интересов... Но гасить      
из-за этого целые сложившиеся финансовые институты, отрасли, которые к тому     
же достаточно тщательно отрегулированы законодательством, ну, мне кажется,      
будет как минимум достаточно порывистым, непродуманным шагом. Но вашу           
обеспокоенность я, безусловно, разделяю.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                 
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Николай Васильевич, я хотел бы сказать, что не      
согласен с тем, что, как вы говорите, в отношении предприятий не работают, а    
в отношении граждан работают. В структуре обращений процент обращений от        
предприятий намного больше, чем от граждан. Это первое.                         
                                                                                
Второе. Есть у нас статья 315 Уголовного кодекса Российской Федерации:          
субъектом данной уголовной ответственности является только руководитель         
предприятия, граждане не привлекаются к ответственности, так что закон строже   
в отношении предприятий, не в отношении граждан, здесь надо быть                
объективными.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Присаживайтесь.                 
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция          
поддержит этот законопроект, мы давно ждали внесения аналогичного               
законопроекта. Мало того, мы пошли бы дальше - Николай Васильевич Коломейцев    
уже высказался, что мы вообще закрыли бы все микрофинансовые организации и      
коллекторские агентства, но раз вы не готовы на такой радикальный шаг, то       
пусть будет хотя бы небольшой, но правильный шаг, в правильном направлении.     
                                                                                
Единственно, смущает, что вы приравниваете по ответственности коллекторские     
агентства, микрофинансовые организации и банки - там есть такая мера, как       
административное приостановление деятельности на 90 дней. Коллеги, напоминаю,   
что, если вы коллекторов остановите и микрофинансовые организации, вы           
накажете эти организации, а вот если вы остановите банк на 90 дней, вы кого     
накажете? Вы клиентов банка накажете, то есть компании, которые производят      
операции, - они что, не будут их производить? Вот хотел бы на это обратить      
внимание.                                                                       
                                                                                
Андрей Викторович, обращаю ваше внимание, что на банки такую норму              
распространять нельзя, это очень опасная штука. Вы говорите, что вероятность    
этого мала, но даже гипотетическая возможность административного                
приостановления деятельности Сбербанка... это вообще приведёт к коллапсу        
финансовой системы страны. Поэтому хотел бы, чтобы ко второму чтению вы это     
поправили. Мы согласны с тем, что надо ужесточать ответственность, и для        
финансовых организаций тоже, но в этой части, мне кажется, нужно разделить:     
микрофинансовые организации и коллекторские агентства - да, согласны, а вот     
банки... Ну, у банка сотни тысяч клиентов - и что значит приостановить          
деятельность банка, представляете? Они что, платежи перестанут производить?     
Вот мне кажется, не продумано в этой части, это значит просто механически       
выполнить поручение президента и сказать, что вот у нас есть административная   
ответственность, теперь мы её на банки распространим. Я не сторонник, не        
защищаю банки, но я просто понимаю, кто в итоге крайним окажется, понимаете?    
Экономика страны. Поэтому, коллеги, вот это надо бы учесть, а в остальном мы    
двумя руками за.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Андрей Викторович! Фракция ЛДПР        
поддерживает данную инициативу, это укладывается в канву наших ранее            
высказанных предложений и идей. И я, видя вашу заинтересованность в этом        
вопросе, хорошую погружённость, пользуясь случаем, перечислю ряд предложений,   
которые хотелось бы, чтобы ваше министерство обязательно взяло в разработку.    
К сожалению, нам, депутатам Государственной Думы из фракций парламентского      
меньшинства, вот такая великая привилегия, как внесение законодательной         
инициативы и доведение её до принятия, не всегда удаётся, поэтому               
рассчитываем на вас.                                                            
                                                                                
Мы согласны, что в этом вопросе нужен цивилизованный подход. Я хочу сказать     
об индивидуальных предпринимателях. Это тоже физические лица, поэтому очень     
хотелось бы, чтобы помимо тех санкций, которые вы предлагаете в отношении       
кредитных организаций, мы на законодательном уровне закрепили ещё ряд           
решений: первое - это невозможность для банка пересматривать процентную         
ставку по уже выданному кредиту; второе - невозможность для банка по            
надуманным причинам сокращать срок займа и требовать его досрочного возврата;   
третье - это дать возможность должнику хотя бы в течение трёх месяцев           
реализовать его залоговое имущество, для того чтобы рассчитаться с кредитной    
организацией. Сегодня наше законодательство человека просто-напросто            
уничтожает: если у него существуют какие-то проблемы с возвратом займа, то      
банковская организация налагает арест на всё его имущество, и это залоговое     
имущество может быть реализовано за копейки (хотя на начальной стадии банк      
по-другому оценивал это имущество, когда брал его в залог), а потом с           
человека, который имеет арестованные счета, который имеет отрицательную         
кредитную историю, в отношении которого есть судебные решения, пытается         
взыскать оставшуюся сумму. В этом плане необходимо соблюдать интересы обеих     
сторон - и кредитных организаций, и заёмщиков.                                  
                                                                                
И что касается Сбербанка, вот здесь его назвали. Я думаю, этой организации      
опасаться нечего, это уже практически государство в государстве, они уже        
занимаются всем: и лекарствами, и едой, и транспортом, и музыкой - всем на      
свете. Сбербанк лучше озаботился бы тем, чтобы у него филиалы в Крыму           
появились. А то, что такая норма будет действовать и они будут чувствовать,     
что и на них это может распространяться, будет их отрезвлять.                   
                                                                                
И я думаю, судебные органы будут учитывать, что нельзя останавливать            
деятельность банка, так как это может навредить гражданам, вкладчикам, но и     
банк тоже должен чувствовать ответственность перед партнёрами, клиентами, а     
то у нас в стране ситуация пока односторонняя. Но вы планомерно её              
исправляете, улучшаете, и мы надеемся, что и в перспективе вы будете этим же    
заниматься, а фракция ЛДПР готова всячески вам в этом способствовать.           
                                                                                
Мы поддерживаем.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вероятно, ко мне   
приходят другие избиратели по этим темам, но я вам с этой трибуны говорил: у    
нас невозвращённая задолженность только по зарплате обанкроченных предприятий   
15,5 миллиарда рублей! Там были представители государства, они участвовали в    
работе комиссий, были судебные исполнители - все были, но люди остались без     
возмещения. Как им возместить? Справка эта подписана первым заместителем        
руководителя службы судебных приставов, первый заместитель справку мне такую    
дал.                                                                            
                                                                                
Дальше. Вы посмотрите, у нас ведь что получается? Вот Валерий Карлович          
беспокоится... Валерий Карлович, даже никто не пошевелится, чтобы ВЭБ или тем   
более Сбербанк... что там о нём говорить! Ну что вы об этом волнуетесь? Надо    
волноваться о другом: у нас служба судебных приставов в силу очень маленькой    
заработной платы зарабатывает как раз на исполнительных листах. Если в          
Минюсте этого не знают, ну, вы просто такую летучую проверку сделайте, и вы     
всё сразу увидите - вот заходите, там куча дел, и вы посмотрите, в отношении    
кого там дела, в отношении кого они усиленно работают, а в отношении кого не    
работают.                                                                       
                                                                                
Вот вам ещё наглядный пример. У нас в Восточном Донбассе уничтожили             
значительную часть шахт, но, обратите внимание, люди... Вот здесь спасибо       
Вячеславу Викторовичу Володину - он занимался "Кингкоулом" известным, чтобы     
возместить, и то не всем возместили, не возместили треть задолженности по       
заработной плате. Почему? Да виноваты не те, кто деньги не дал, а виноваты      
те, кто списки правильно не составил. Но вопрос-то в другом. Посмотрите, у      
нас крупные некогда банки, такие как "Бинбанк", который санировали... 380       
миллиардов вынь да положь, отдай! Отдали. Но почему эти деньги после санации    
не дошли до тех, кого эти банки довели до банкротства? Почему они позволили     
себе вообще предприятия первого отдела обанкротить? Вы поймите,                 
металлургический уголь - это же на случай войны наша безопасность, а вы шахты   
затопили! Одну шахту построить стоит 5 миллиардов, понимаете?                   
                                                                                
И следующее, более мелкий вопрос. Вы понимаете, проблема в чём? Вот вы          
говорите: мы не можем, мы не можем... Кому выгодны микрофинансовые              
организации, которые на фоне нищеты в принципе доводят людей до суицида? Я      
вам приведу конкретные цифры: у нас за пять лет бюджет вырос на 9,5 процента,   
корпоративная прибыль выросла на 53,4 процента, а доходы граждан уменьшились    
на 7,4 процента. Вот откуда взялось поле деятельности для микрофинансовых       
организаций! Одни стали в списке "Форбс" на более высоком уровне, а миллионы    
попали в нищету... (Микрофон отключён.)                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Костенко Наталья Васильевна.                                                    
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не просто   
поддержит данный законопроект, а будет голосовать за него, что называется,      
обеими руками. Я ещё попробую и ногами, если получится.                         
                                                                                
Да, действительно, мы фактически, если учитывать внутрифракционную дискуссию,   
за год до внесения правительством аналогичного законопроекта такую инициативу   
разработали, запустили в работу и даже получили положительный отзыв             
правительства. Вот коллеги жалуются, что не имеет смысла разрабатывать - всё    
рубится, но я считаю, что это, наоборот, дисциплинирующий фактор для            
правительства, чтобы оно тоже быстрее работало в этом направлении, именно в     
том направлении, по которому наши избиратели требуют решения своих проблем. И   
мне, как автору инициативы, конечно, грустно, что в итоге была поддержана       
коллегами версия Минюста, но, как представитель народа, переживающий за своих   
избирателей, я, конечно, рада, что такие решения наконец-то будут нами          
приняты.                                                                        
                                                                                
В 2016 году наши коллеги, реагируя на шокирующие действия коллекторов, ввели    
определённые ограничения их деятельности, которые распространили в том числе    
на кредитные организации, но корреспондирующие изменения в КоАП не внесли, и    
банки этим очень сильно стали злоупотреблять. Мы понимаем: наши коллеги         
думали, что те более цивилизованные, но на самом деле - и угрозы жизни,         
изнасилования, и кошмарят всех членов семьи, приезжают на работу, домой... И    
этим грешат все банки - и Сбербанк, и Россельхозбанк, все наши банки в этом     
перечне присутствуют. Я хочу сказать, что, действительно, банки увидели, что    
нет ответственности в КоАП, и начали сильно злоупотреблять этим. Инструменты,   
которые есть у Центробанка, чтобы реагировать на это (он может выносить         
предписание в случае любого нарушения закона банком и выписывать штраф в        
размере 0,1 процента минимального уставного капитала), не действуют, и суды     
просто вставали на сторону людей, тем не менее говорили: мы не можем ничего     
сделать, потому что штраф наложить мы не вправе.                                
                                                                                
Пандемия актуализировала этот законопроект, потому что люди из-за болезни,      
из-за потери работы допускают просрочку. Сейчас мы вместе с правительством      
работаем над большим пакетом законопроектов, которые направлены, с одной        
стороны, на регулирование деятельности банков, чтобы они адекватно              
взаимодействовали с заёмщиками, а с другой стороны, на защиту заёмщиков от      
закредитованности, к которой приводит в том числе некорректная работа банков.   
                                                                                
Коллеги, давайте поддержим! И сегодня у нас ещё один законопроект по этой       
теме, как раз в рамках пакета.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Викторович, пожалуйста, заключительное слово.                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Я хочу поблагодарить всех выступавших - Валерия Карловича,        
Наталью Васильевну, Александра Николаевича, Николая Васильевича, конечно же,    
- за такое продуманное обсуждение, за вопросы. Безусловно, этот законопроект    
мы будем дорабатывать ко второму чтению, но, коллеги, решить комплексно эту     
проблему поможет вот тот большой законопроект по регулированию деятельности,    
повышению эффективности работы службы судебных приставов с коллекторскими       
организациями и подразделениями, который мы в ближайшее время внесём в          
Государственную Думу. Спасибо.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Зариф Закирович, будете выступать?                                              
                                                                                
Депутату Байгускарову включите микрофон.                                        
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, просьба поддержать законопроект, его       
концепцию. Да, я согласен, что его нужно дорабатывать, и надеюсь, что из        
Минюста поступят предложения, мы будем собираться вместе и доработаем проект    
ко второму чтению, чтобы концепция уже полностью соответствовала всем           
требованиям.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 19 порядка работы.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 46 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.