Заседание № 47

07.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 991858-7 "О внесении изменения в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части установления возможности предоставления гражданам с их согласия в письменной форме жилого помещения в границах другого населённого пункта).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5535 по 5866 из 10392
Пункт 36, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 57          
Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад представителя                   
Законодательного Собрания Краснодарского края депутата Государственной Думы     
Светланы Викторовны Бессараб.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом, внесённым    
Законодательным Собранием Краснодарского края, предлагается изменить статью     
57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой регулируются вопросы         
предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам,        
состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Частью 5 статьи   
57 ЖК РФ установлено, что по договору социального найма жилое помещение         
должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах             
соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не       
менее нормы предоставления. Вместе с тем на практике органы местного            
самоуправления зачастую сталкиваются с отсутствием возможности предоставить     
такие жилые помещения в границах соответствующего населённого пункта по месту   
жительства нуждающихся граждан. Это связано как с отсутствием строительства     
многоквартирных домов, так и с отсутствием средств в местных бюджетах и         
нежеланием инвесторов строить жильё в населённых пунктах, где не востребованы   
многоквартирные дома, ну, разве что в части социального найма.                  
                                                                                
Законопроектом предусматривается возможность предоставления гражданам с их      
согласия в письменной форме жилого помещения по договору социального найма не   
только в границах населённого пункта по месту их жительства, но и в границах    
другого населённого пункта, входящего в состав муниципального образования, на   
территории которого находится место жительства нуждающихся граждан. При этом    
в целях гарантирования соблюдения прав граждан на предоставление им жилого      
помещения по договору социального найма законопроектом предусмотрено, что       
отказы, в том числе неоднократные письменные отказы граждан от                  
предоставляемого им жилого помещения в границах другого населённого пункта не   
могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых           
помещений по договору социального найма в границах населённого пункта по        
месту их жительства или в границах другого населённого пункта, входящего в      
состав муниципального образования, на территории которого находится место их    
жительства.                                                                     
                                                                                
Принятие закона позволит органам местного самоуправления более эффективно       
реализовывать полномочия по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в        
жилье граждан, в том числе малоимущих, а также будет способствовать решению     
жилищных вопросов большего количества граждан.                                  
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Евгения Алексеевича Первышова.                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕРВЫШОВ Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по строительству и   
жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает предлагаемые изменения в часть 5   
статьи 57 Жилищного кодекса. Считаем, что предлагаемые законопроектом           
изменения позволят органам местного самоуправления более эффективно             
реализовывать полномочия по обеспечению жилыми помещениями нуждающихся в        
жилье граждан.                                                                  
                                                                                
Мы получили официальный отзыв Правительства Российской Федерации, где есть      
два замечания, вернее, предложения. Одно из них касается того, что в            
соответствии со статьёй 89 Жилищного кодекса предлагается шире посмотреть на    
вносимые изменения, потому что 89-я статья предполагает возможность             
предоставления жилого помещения не только в границах муниципального             
образования, но и в границах субъекта Российской Федерации. И ещё одно          
замечание касается непосредственно отказа граждан от предлагаемого жилого       
помещения в границах другого населённого пункта и того, повлечёт ли это         
изменение очерёдности обеспечения данного гражданина соответствующим жилым      
помещением. Комитет ко второму чтению соответствующие замечания и               
предложения, которые внесены правительством, доработает.                        
                                                                                
Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемая Светлана Викторовна, вопрос вам. Понятно, что           
принятие данного законопроекта позволит выселять граждан за пределы             
населённого пункта. Я уже не говорю о проблемах, связанных с тем, что это       
будет далеко, о затратах, но есть и социальные моменты - это детские сады,      
школы и многое другое по новому месту жительства. Не кажется ли вам, что        
необходимо дать гражданам право выбора в отношении предоставления им жилья по   
месту жительства? Иначе мы столкнёмся с очередными коррупционными схемами на    
местах.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб включите микрофон.                               
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Вячеслав Михайлович, как я отметила в своём докладе    
и как авторы законодательной инициативы отмечают в своём законопроекте, в       
пояснительной записке, граждане даже в случае неоднократного письменного        
отказа от переезда в соседний населённый пункт имеют право дождаться своей      
очереди на получение соответствующего жилья.                                    
                                                                                
И мы понимаем, что эта инициатива рождена не от хорошей жизни, поскольку в      
малочисленных населённых пунктах зачастую просто бывает даже негде строить      
многоквартирный дом либо отсутствуют средства в местном бюджете, и граждане     
могут десятилетиями стоять в очереди, но так и не получить долгожданное         
жильё. Поэтому у них будет право выбора: либо ускорить очередь, получить в      
соседнем населённом пункте жильё и, соответственно, туда переехать вместе с     
семьёй, может быть, даже получить там места в новом садике, школе для детей и   
так далее, то, о чём вы сказали, либо остаться и дождаться всё-таки получения   
жилья в том населённом пункте, где они проживают.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос авторам.                                                  
                                                                                
Уважаемая Светлана Викторовна, но ведь социальный наём - это не только          
малообеспеченные семьи, социальный наём - это и бюджетники, это учителя, это    
врачи, это наши государственные программы "Земский доктор", "Земский            
учитель". И что, тогда, получается, если вот этот сельский врач или педагог     
выбрал для себя маленькое поселение, то социального жилья он там не получит,    
следовательно, у нас так и останутся без врачей и без учителей те поселения,    
которые не имеют перспектив на строительство этого жилья? Не противоречит ли    
это нашей государственной политике в отношении укрепления наших сельских        
поселений специалистами, повторяю, учителями и врачами?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ПЕРВЫШОВ Е. А. Светлана Викторовна, я способен ответить, мы представляем один   
регион, и здесь речь идёт о том, чтобы дать больше возможностей органам         
местного самоуправления решать эти задачи.                                      
                                                                                
Как уже было сказано, речь же не идёт о том, что мы уходим от исполнения, что   
органы местного самоуправления либо регион уходят от исполнения тех             
обязательств, которые прописаны в действующем законодательстве. Есть в          
границах муниципального образования территории, которые в большей степени       
осваиваются, там ведётся строительство многоквартирного жилья, и многие,        
допустим, стоящие в очереди пожелают получить соответствующее жильё. А там,     
где есть единичные случаи... они же не лишаются очерёдности и права на          
предоставление данного жилья, они не ограничиваются. И дальше уже будет орган   
местного самоуправления решать вопрос о строительстве там, допустим,            
индивидуального жилого строения, которое будет предоставлено человеку,          
который однократно либо неоднократно отказывался от возможности реализовать     
свои права в этой части.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессараб включите микрофон.                               
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемая Нина Александровна, я ещё хотела обратить ваше         
внимание на то, что по программам и "Земский доктор", и "Земский учитель"       
имеют право реализовать выплаты, предоставленные им государством, в том числе   
на приобретение частного домовладения в этих случаях. Вместе с тем, например,   
у нас в Краснодарском крае работает множество программ, которые нацелены на     
кооперацию средств, на инвестирование в жилое строительство, в                  
многоквартирные дома с целью в том числе предоставления жилья по договору       
социального найма нуждающимся гражданам и высококвалифицированным               
специалистам. Но есть случаи, когда никакие из представленных мер не            
гарантируют гражданам, которые нуждаются в этом жилье, реализации этой нормы,   
поэтому и предложена вот такая инициатива.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Евгений Иванович.                                
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые докладчики, а какая-то статистическая информация, вообще, есть о      
предоставлении нового жилья по договору социального найма в муниципалитетах?    
На примере Ростовской области я вам могу сказать, что очереди на                
предоставление таких квартир во всех муниципалитетах стоят на месте, в          
принципе это уже атавизм.                                                       
                                                                                
ПЕРВЫШОВ Е. А. Статистических данных по всем субъектам нет. Тем не менее мы     
ещё раз напоминаем, что это чёткие полномочия непосредственно органов           
местного самоуправления. И мы должны идти навстречу и помогать им решать эти    
задачи, в том числе и путём внесения предлагаемого изменения в Жилищный         
кодекс Российской Федерации, тем самым давая им больше возможностей для         
реализации тех полномочий, которые мы возложили на органы местного              
самоуправления в этой части.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. В продолжение вопроса - Светлане Викторовне. Светлана            
Викторовна, дело в том, что право на жильё по договору социального найма        
имеют не так много категорий, по большому счёту. Если мы говорим об аварийном   
жилье (есть такой вариант), там уже есть право давать в другом населённом       
пункте в составе муниципального образования. Если мы говорим о той очереди, о   
которой мой коллега только что говорил, о малоимущих, то она действительно      
практически не двигается. Кроме крупных городов, никакого движения нет, и       
получается, что закон будет актуален для очень небольшого количества            
муниципальных образований. Есть ли у вас эта статистика, именно по              
малоимущим? Как двигаются эти очереди, в каких регионах? Чтобы мы хотя бы       
представляли. Может быть, есть ещё какие-то категории наших граждан, которые    
должны, имеют право получать жильё по социальному найму именно в рамках         
муниципальных районов или городских округов, но которые я не перечислил?        
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Алексей Владимирович, да, получение статистических     
данных представляет определённую трудность, что и отмечает профильный комитет   
в своём заключении. Вы можете с ним ознакомиться, оно есть в общем доступе.     
                                                                                
Вместе с тем могу сказать, что в Краснодарский край ежегодно приезжает, в том   
числе за счёт внутреннего миграционного процесса, до 60 тысяч жителей, и это,   
конечно, создаёт определённые сложности, при этом есть малочисленные            
населённые пункты, в которых очередь практически годами не двигается. Я здесь   
со своим коллегой из Ростовской области соглашусь: южные регионы страдают,      
наверное, в большей степени, чем те регионы, в которых действуют определённые   
программы, например по мобилизации трудовых ресурсов, действуют определённые    
преференции и льготы. Мы пытаемся разобраться с этой ситуацией с помощью        
предложенной инициативы.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна.                                 
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Светлана Викторовна, вопросы, которые прозвучали, перекликаются       
друг с другом. Действительно, в настоящее время есть тенденция огромная к       
росту территорий муниципальных образований, например областных центров, с       
присоединением к ним сельских населённых пунктов, некоторые включают десятки    
населённых пунктов, которые друг от друга находятся в сотнях километров, не     
говоря о том, что там порой отсутствует нормальная инфраструктура. Не           
получится ли так по вашему законопроекту, что предоставляемое жилое помещение   
может и, скорее всего, будет находиться в сельских микрорайонах, куда будут     
выселять городских очередников? Может быть, это и есть главная цель             
законопроекта?                                                                  
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемая Ольга Николаевна, нет, это не является целью           
законопроекта. Мы понимаем разницу между южными и северными территориями. У     
нас, конечно, плотность населения на 1 квадратный километр зачастую во много    
раз превышает плотность населения в северных территориях, и это тоже создаёт    
определённые трудности: мы понимаем, что для нас соседние населённые пункты -   
это буквально, ну, что называется, за горкой, а для северных территорий это     
может быть и 80 километров, и сотни километров. Вместе с тем мы думаем, что     
этот закон объективно необходим для каждого субъекта Российской Федерации,      
потому что и в северных территориях бывают такие ситуации, когда в местном      
бюджете просто отсутствуют средства на строительство многоквартирного дома и    
гражданам проще переселиться и жить в нормальных условиях в соседнем            
населённом пункте, пусть даже за 80 километров, чем продолжать ждать очереди,   
которая фактически годами не двигается.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Представители президента,                 
правительства? Есть?                                                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Хованская Галина Петровна, пожалуйста.                                          
                                                                                
Пока Галина Петровна идёт, скажу, коллеги, что у нас сегодня план будет         
такой: до 48-го вопроса включительно и ещё проекты постановлений.               
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Александр Дмитриевич! Этот законопроект           
является примером очень хорошего взаимодействия с Советом законодателей -       
жалко, нет Ирины Анатольевны, - потому что это уже второй вариант этой          
законодательной инициативы. По первому мы дали свои замечания, увидев, что      
изюминка-то всё-таки есть в этой законодательной инициативе, но мы сказали,     
что не должно быть нарушено право гражданина на получение жилья, если он        
отказался. А когда, как правило, отказываются? Так вот, коллеги, эта проблема   
всё-таки законопроектом не решается. Что хорошо для Краснодарского края и для   
европейской части России, то, к великому сожалению, плохо для Забайкальского    
края, где другие расстояния. У меня тут как раз есть небольшая статистика по    
площади, которая давалась Комитетом по региональной политике и местному         
самоуправлению: Магаданская область - 103 квадратных километра, дальше ещё      
больше - в Челябинской области, в Таймырском Долгано-Ненецком районе. То есть   
что для Краснодарского края хорошо, для Красноярского - неприемлемо.            
                                                                                
Понимаете, мы должны всё-таки ко второму чтению подумать, потому что закон      
принимается для всех субъектов Федерации, но где-то эта норма будет работать,   
а в северных регионах она будет (ну, как бы вам сказать?) мёртвой,              
мертворождённой нормой, потому что не поедет человек, у которого всё            
хозяйство, дом и так далее, за сто с лишним километров в другое место жить,     
особенно когда речь идёт о людях пожилых и так далее. Так что ко второму        
чтению давайте все вместе подумаем, как выходить из этой ситуации. Может        
быть, какую-то чуть-чуть другую редакцию, может быть, дать право субъекту,      
где эти расстояния не превышают разумных пределов.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Качкаев Павел Рюрикович. С места.                                               
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я поддержу Галину Петровну   
в её выступлении: законопроект ко второму чтению немножко нужно будет           
поправить.                                                                      
                                                                                
А вообще этот законопроект... Впервые мы эту тему поднимали ещё в Думе          
шестого созыва - вот не дадут соврать мне товарищи, - но тогда наша партия      
имела несколько другое мнение, мы тут поддерживали коммунистов. Сегодня в       
рамках народной программы "ЕДИНОЙ РОССИИ" принято решение о доработке именно    
данной темы, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. А вот фракции       
коммунистов (они сегодня в основном... все вопросы были от фракции              
коммунистов) я хочу сказать следующее: из 76 миллионов квадратных метров,       
которые были сданы по итогам 2018 года, - просто эту статистику я знаю -        
всего 3 миллиона находилось в государственной, муниципальной собственности.     
Вот вам социальный наём, если уж на то пошло. Это первое.                       
                                                                                
И второе. Что, нам надо ориентироваться на тех чиновников, которые              
недобросовестно работают и допускают коррупционную составляющую? Или всё-таки   
нам надо обеспечивать наших граждан жильём в тех регионах, которые строят и     
которые имеют возможность строить социальное жильё?                             
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 36.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 59 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              321 чел.71,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   22 чел.4,9 %                                     
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.