Заседание № 317
О проекте федерального закона № 991147-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" (в связи с созданием национальной системы прослеживаемости товаров; принят в первом чтении 15 сентября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к 10-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к процедуре второго чтения, полностью учтены все замечания, которые были даны в решении комитета и которые высказывались при рассмотрении законопроекта в первом чтении. Поступило 26 поправок, из них 15 поправок рекомендованы к принятию, 11 - к отклонению. Эти 11 поправок отклонены, потому что в данном случае нормы, которые были при первом чтении, из законопроекта исключены, а две из них не относятся к концепции данного законопроекта. Комитет предлагает поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится таблица поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 10 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится таблица поправок № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 37 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Все поправки рассмотрены. Ставится законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 03 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Во втором чтении принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет предлагает сегодня рассмотреть его, поддержать в третьем чтении и направить в Совет Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставится законопроект на голосование в третьем чтении, пункт 10 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 32 мин. 45 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 310
О проекте федерального закона № 991147-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра финансов Алексея Валерьевича Сазанова. Пожалуйста. САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлен законопроект, направленный на создание национальной системы прослеживаемости товаров. Прослеживаемость товаров предполагается организовать документальным образом. Законопроектом определены участники национальной системы прослеживаемости, установлен порядок включения в национальную систему прослеживаемости и исключения из неё товаров, а также предусмотрен контроль за операциями с такими товарами, который будет осуществляться налоговыми органами в рамках камеральных налоговых проверок. Перечень товаров, которые будут подлежать прослеживаемости, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации. Для обеспечения прослеживаемости товаров партии товара будет присваиваться регистрационный номер, который будет подлежать указанию в счетах-фактурах либо иных документах, сопровождающих партию товара. Также законопроектом предусмотрены меры ответственности налогоплательщиков, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, их предлагается применять по истечении одного года с момента вступления в силу данного закона. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! О чём на самом деле законопроект с таким громким словом "прослеживаемость"? Помните историю с шубами? Но это не та шуба, как вот справедливо Владимир Владимирович спрашивает: то ли у него украли, то ли он украл... Помните, до введения маркировки шуб у нас в стране реализовывалось шуб примерно на 6 миллиардов рублей, а когда ввели маркировку шуб, неожиданно вдруг выяснилось, что шуб стало реализовываться на 70 миллиардов, то есть в 10 раз больше. Что произошло? Ну, наверное, стали покупать больше шуб, мы же понимаем. Но вот это как раз то, о чём говорил Владимир Владимирович Бортко сейчас: то ли он украл, то ли у него украли, главное - остался осадок. И вот сейчас, когда постепенно вводится прослеживаемость различных товаров, история повторяется. Вот очень интересная история, например, с обувью: кто знает, что у нас с вами пару лет тому назад в стране было официально примерно 300 миллионов пар обуви? Вот как-то случайно это посмотрели, а сейчас вдруг неожиданно оказалось в 10 раз больше. В данном случае речь идёт о системе, которая реально позволяет увидеть движение товаров, независимо от того, пришли ли они из-за границы, произведены ли они здесь, и как они дошли до конкретного покупателя. И в данном случае это не только вопрос доходов страны, это вопрос защиты прав потребителей, потому что только эта система даёт возможность защитить права людей, когда они приобретают товары: государство знает, что это приобретено у такого-то продавца, и государство может защитить человека. Вопросов, надо ли принимать этот законопроект, не возникает, ясно, что его принимать надо, но есть один вопрос, очень важный. Вот сейчас, понимая всю важность вопроса по существу, Министерство финансов, которое готовило эту инициативу, предложило все детали погрузить в Налоговый кодекс. Но у нас с вами существует как бы вот, знаете, правило: есть предмет регулирования Налогового кодекса и есть огромное количество вопросов, которые регулируются своими законодательными актами, нормативными актами правительства и так далее, нельзя все вопросы просто взять и погрузить в Налоговый кодекс. Поэтому, поддерживая принятие в данном случае этого законопроекта, мы полагаем - это позиция комитета по бюджету, - что необходимо при подготовке ко второму чтению посмотреть, что должно остаться в Налоговом кодексе, а что может стать предметом самостоятельного правового регулирования (кстати, примеры такого правового регулирования у нас с вами есть: это контрольно-кассовая техника, ЕГАИС и так далее, и так далее), либо какие-то вопросы вообще должны быть отнесены к нормативным актам. Нельзя превращать Налоговый кодекс, как бы этого кому-то ни хотелось, в бочку, куда погружается всё, независимо от того, имеет это к нему отношение или нет. Есть предмет правового регулирования Налогового кодекса, и мы предлагаем во втором чтении обязательно эту задачу решить. А законопроект мы предлагаем поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Зайцев Максим Сергеевич, пожалуйста. ЗАЙЦЕВ М. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Валерьевич, да, принятие предлагаемого законопроекта принесёт выгоду конечным потребителям, но в то же время не приведёт ли внедрение такой системы к удорожанию товаров для покупателей? И какие меры предусмотрены для защиты бизнеса от излишнего таможенного и налогового контроля в связи с введением данной системы? САЗАНОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Как я уже подчёркивал в своём докладе, это документальная система прослеживаемости, то есть всё, что потребуется от плательщика НДС, - это указывать в счёте-фактуре идентификационный номер товарной партии. Так что мы не предполагаем, что это приведёт к какому-либо удорожанию товаров либо к каким-то дополнительным, существенным административным нагрузкам для налогоплательщиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Вопрос, Алексей Валерьевич, вам. Вот эту систему, функционирование этой системы, конечно, нужно обслуживать. Понадобится ли в данном случае какая-то дополнительная структура в соответствующих органах? И вопрос второй. Какие товары... Вот перечень устанавливает правительство - какие товары, неужели мы с вами будем прослеживать движение каждой пачки подгузников? Хотелось бы всё-таки уточнить, на что делается упор в данном законопроекте. САЗАНОВ А. В. Вера Анатольевна, спасибо за вопрос. В пилотном режиме соответствующая информационная система уже работает, она разработана в рамках бюджета ФНС, дополнительного финансирования либо дополнительной численности сотрудников ФНС для реализации норм данного закона не потребуется. В части товаров, которые будут подлежать документальной прослеживаемости, - это товары с высокой добавленной стоимостью и с высокой стоимостью при импорте, то есть стиральные машины, мобильные телефоны и аналогичная техника. Ещё раз спасибо за вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня тоже к Алексею Валерьевичу вопрос. Ну вот сейчас по прослеживаемости решается вопрос, вводить ли всё-таки в перечень молоко и молочные продукты. Вы понимаете, малая упаковка, небольшая, а 50 копеек на каждую упаковку - стоимость этого кода. Ну, я думаю, что не совсем... не очень ли рано мы это начали делать, может, надо отложить, дать время, чтобы не удорожать продукцию? САЗАНОВ А. В. Наталья Дмитриевна, спасибо за вопрос. Мы сейчас говорим о другой прослеживаемости - о документальной прослеживаемости. Это просто указание в счёте-фактуре идентификационного номера товарной партии, это никак не связано с маркировкой молока, которая предполагает физическое нанесение марки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента, докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)", пункт 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 11 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Законопроект принимается единогласно в первом чтении.