Заседание № 214

25.02.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99109312-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (новая редакция закона; принят в первом чтении 11 октября 2001 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4721 по 4787 из 7837
У нас готов вопрос 22. О проекте Федерального закона "О внесении изменений и    
дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской     
Федерации о культуре". Доклад первого заместителя председателя Комитета по      
культуре Елены Григорьевны Драпеко.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Елена Григорьевна, на трибуну.                                      
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по культуре рассмотрел    
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон           
Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о            
культуре", внесённый депутатом Государственной Думы Говорухиным, а также        
Губенко, Гудимой, Менем и Тарасовым в период исполнения ими полномочий          
депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее. Проектом предлагается     
новая редакция Закона Российской Федерации "Основы законодательства             
Российской Федерации о культуре". Проект предполагает некоторое обновление      
понятийного аппарата, закрепление предметов ведения Российской Федерации,       
предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской       
Федерации, предметов ведения органов местного самоуправления в области          
культуры и корректировку норм о правах и свободах человека и гражданина,        
правах народов и этнических общностей в области культуры, о культурном          
наследии народов Российской Федерации, о положении творческих работников, об    
обязанностях государства в области культуры, об управлении и экономическом      
регулировании в области культуры, о международном сотрудничестве в области      
культуры.                                                                       
                                                                                
Рассмотрев проект, Комитет по культуре полагает, что некоторые предлагаемые в   
нём нормы не соотносятся с положениями Конституции Российской Федерации,        
гражданского, бюджетного, налогового законодательства, а также не в             
достаточной степени скоррелированы со специальными федеральными законами,       
относящимися к сфере законодательства о культуре. Проект требует существенной   
переработки в целях его согласования с нормами действующего федерального        
законодательства, многие предлагаемые проектом нормы носят декларативный        
характер и, по сути, не содержат каких-либо действенных правовых механизмов.    
                                                                                
Предлагаемый в проекте понятийный аппарат требует существенной доработки.       
Сохранять Закон Российской Федерации "Основы законодательства о культуре",      
принятый ещё до вступления в силу Конституции Российской Федерации, в           
качестве базового акта в соответствующей сфере законодательного регулирования   
представляется нецелесообразным. В настоящее время требуется разработка         
проекта нового базового федерального закона о культуре, работа над которым      
уже ведётся. В частности, в апреле 2010 года были проведены парламентские       
слушания, на которых была обсуждена и одобрена концепция нового базового        
федерального закона о культуре.                                                 
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по культуре предлагает проект федерального         
закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации          
"Основы законодательства Российской Федерации о культуре", внесённый            
депутатом Государственной Думы Говорухиным, а также Губенко, Гудимой, Менем и   
Тарасовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы,    
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Секундочку, задержитесь на трибуне.              
                                                                                
У нас вопросы не предусмотрены процедурой, по Регламенту предусмотрены          
выступления представителя президента и представителя правительства, если они    
на то изъявляют желание. Это статья 121-1, часть вторая Регламента нашей        
Думы. Есть ли желание у представителей президента и правительства выступить?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Присаживайтесь, Елена Григорьевна.                                              
                                                                                
Выносим данный вопрос на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6176 по 6203 из 7837
Теперь внимание, пункт 22 я ставлю на голосование, формулировка следующая:      
кто за то, чтобы согласиться с решением комитета об отклонении проекта          
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской       
Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"?            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас нет процедуры вопросов. Коллеги, я иду строго по    
процедуре. Когда докладывала этот вопрос Елена Григорьевна Драпеко, согласно    
Регламенту я предоставил возможность высказаться представителю президента и     
представителю правительства. Они такого желания не высказали. После этого       
законопроект был вынесен на "час голосования". Никакого нарушения Регламента,   
всё в полном соответствии с ним. Голосуйте, коллеги.                            
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              317 чел.70,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 245

04.06.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99109312-2 "Об основах законодательства Российской Федерации о культуре" (принят в первом чтении 11 октября 2001 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 631 по 646 из 5154
ГУБЕНКО Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по культуре и         
туризму, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском               
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, я прошу снять с повестки дня пункт 15 в связи    
с возникшими разногласиями с президентскими структурами и перенести его на      
осень.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это закон, который вы должны представлять?                
                                                                                
ГУБЕНКО Н. Н. Да, "Об основах законодательства Российской Федерации о           
культуре", пункт 15.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, снимайте сразу из порядка работы. Комитет по     
культуре инициирует его рассмотрение осенью, да? Ясно.                          
                                                                                

Заседание № 120

11.10.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99109312-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (новая редакция закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2112 по 2512 из 6429
Пункт 10 повестки: о проекте федерального закона "О внесении изменений и        
дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской     
Федерации о культуре". Доклад председателя Комитета по культуре и туризму       
Николая Николаевича Губенко.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГУБЕНКО Н. Н. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Среди         
губительных последствий последних десяти лет самую большую опасность для        
будущего России таит в себе возрастающая с каждым днем разобщенность между      
культурой и государственным строительством. Законодатель обязан приложить все   
усилия, чтобы предотвратить эту опасность, рассеять столь роковое непонимание   
государством роли и места культуры в жизни общества. Именно поэтому вашему      
вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и        
дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской     
Федерации о культуре", новая редакция "Основ законодательства Российской        
Федерации о культуре".                                                          
                                                                                
"Основы законодательства... о культуре", принятые в 1992 году, были             
практически первым отраслевым законом, положившим начало формированию           
законодательной базы в сфере культуры. "Основы..." - своеобразная культурная    
конституция, точка опоры, база, в соответствии с которой впоследствии были      
приняты все отраслевые законы. "Основы..." послужили также отправной точкой     
для формирования региональных законодательств в сфере культуры. Однако с        
вступлением в действие Конституции Российской Федерации, Гражданского,          
Налогового, Бюджетного кодексов, законов, связанных с основными сферами         
культурной деятельности, отдельные положения "Основ..." перестали               
соответствовать действующему законодательству Российской Федерации и            
ратифицированным международным конвенциям в сфере культуры. Учитывая это, а     
также предложения уважаемого Президента, уважаемого Правительства, органов      
государственной власти субъектов Федерации, комитет подготовил новую редакцию   
"Основ законодательства Российской Федерации о культуре". Законопроект          
сохраняет основные концептуальные положения действующих "Основ..." и            
обеспечивает тем самым преемственность законодательства в этой сфере.           
Концепция законопроекта базируется на следующих основных положениях.            
                                                                                
Первое. Законопроект закрепляет государственную ответственность за сохранение   
культурного наследия страны и государственную поддержку культуры и ее           
творцов.                                                                        
                                                                                
Второе. Основными задачами законопроекта являются обеспечение и защита права    
граждан на культурную деятельность и участие в культурной жизни; создание       
правовых условий для сохранения исторического и культурного наследия народов    
Российской Федерации, развития и воспроизводства творческого потенциала         
общества; определение принципов отношений субъектов культурной деятельности;    
определение принципов государственной поддержки культуры и обеспечение          
гарантий невмешательства в творческие процессы.                                 
                                                                                
Третье. "Основы..." исходят из принципа федерализма при определении прав и      
ответственности каждого уровня власти. Отсюда вытекает разграничение            
предметов ведения в области культуры на предметы ведения Федерации, предметы    
совместного ведения Федерации и субъектов и предметы ведения органов местного   
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Четвертое. Нормативное финансирование бюджета в сфере культуры. В эти дни нам   
снова предстоят баталии в комитете по бюджету в канун принятия ежегодного       
закона о бюджете, кровавые баталии, достойные кисти Гойи и Верещагина.          
Задавленная бедностью, оскорбленная скудостью выделенных средств культура       
ежедневно стоит на паперти с протянутой рукой, вокруг ее шеи сужается петля     
нужды, и не кто иной, как государство, а это в том числе и Госдума,             
декларируя на словах любовь и уважение к культуре, ежегодно затягивает эту      
петлю. С каждым годом процент расходов на культуру падает. Казалось бы, в       
этом году Правительство наконец осознало губительные последствия                
пренебрежения культурой и увеличило сумму финансирования по сравнению с         
прошлым годом. Однако доля культуры в расходной части бюджета 2002 года         
по-прежнему составит аж 0,54 процента, как и в прошлом году. Учитывая           
необходимость государственного протекционизма, поддержки культуры, в            
законопроекте сохранены ныне действующие нормы бюджетного финансирования        
культуры в размере 2 процентов расходной части федерального бюджета и 6         
процентов расходной части бюджетов субъектов Федерации. Причем норма            
бюджетного финансирования культуры в субъектах передана в ведение субъектов и   
вступает в силу в соответствии с законодательством субъектов. Сохранение        
указанных норм, имеющих стратегическое значение, создает условия для            
преодоления субъективизма при формировании расходов на культуру как на          
федеральном, так и на региональном уровнях.                                     
                                                                                
Нас радует, что по этому вопросу мы нашли поддержку и понимание и у             
Президента Российской Федерации, который на заседании совета по культуре при    
Президенте высказался за сохранение нормативного финансирования культуры, и у   
Правительства Российской Федерации, которое в своем заключении от 28 апреля     
2001 года отметило, что в последующие годы данная норма может служить в         
качестве ориентира при формировании и рассмотрении проектов федерального        
бюджета в части расходов, предусмотренных на культуру, искусство и              
кинематографию.                                                                 
                                                                                
Хорошо понимаем, что развитие культуры не должно быть ориентировано             
исключительно на бюджет. Именно поэтому в законопроекте определены финансовые   
ресурсы учреждений культуры, обеспечивающие их многоканальное финансирование.   
В законопроекте определены также виды деятельности некоммерческих организаций   
культуры, позволяющие развивать все формы экономической жизни в культуре.       
Введено понятие основной деятельности некоммерческих организаций культуры,      
уже принятое в налоговом законодательстве. Платные формы основной               
деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от этих     
видов деятельности полностью направляется на содержание и развитие данных       
организаций культуры.                                                           
                                                                                
Очень серьезным и болезненным вопросом является вопрос о приватизации в сфере   
культуры. Культура не должна подчиняться общему порядку приватизации.           
Существует большой объем культурных ценностей и объектов культурного            
наследия, являющихся национальным достоянием, приватизация которых невозможна   
ни при каких условиях. Это и особо ценные объекты культурного наследия          
народов Федерации, и объекты культурного наследия, включенные в список          
всемирного наследия ЮНЕСКО, и культурные ценности, входящие в состав            
государственных музейных, архивных, библиотечных, кино-, фото- и иных           
аналогичных фондов, и другие объекты национального достояния.                   
                                                                                
Однако с определенными обязательствами могут быть приватизированы памятники     
истории и культуры местного значения, а также отдельные федеральные             
памятники, находящиеся в аварийном состоянии в местах, не имеющих               
инфраструктуры, не используемые в течение последних 30-50 лет, на               
восстановление которых федеральный бюджет никогда не найдет средств, и они      
будут обречены на исчезновение.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, на законопроект поступили отзывы от 45 субъектов            
Федерации. Во всех поступивших отзывах поддерживается концепция законопроекта   
и высказывается необходимость его скорейшего принятия. 25 субъектов не имеют    
замечаний к законопроекту. 20 субъектов Федерации высказали замечания и         
предложения, не касающиеся концептуальных положений. От некоторых субъектов     
поступил ряд серьезных предложений, которые мы включили в законопроект. Так,    
по предложению законодательных собраний Архангельской, Свердловской областей    
включено положение, запрещающее использовать культурные ценности, являющиеся    
государственной собственностью, в качестве залога для обеспечения кредитов и    
исполнения иных обязательств, а также норма, обеспечивающая государству         
приоритетное право приобретения культурных ценностей, находящихся в частной     
собственности.                                                                  
                                                                                
Повторяю, законопроект - это своеобразная конституция в области культуры,       
основы, определяющие пути ее развития и сохранения культурного наследия,        
движущая сила прав и обязательств граждан и государства.                        
                                                                                
Комитетом проведена большая работа по согласованию законопроекта с              
Правительством Российской Федерации. По предложению Правительства была          
создана рабочая группа с участием представителей Минкультуры, Минфина,          
Минэкономразвития, Минимущества и других заинтересованных министерств и         
ведомств для доработки законопроекта с учетом имеющихся по нему замечаний и     
предложений федеральных органов исполнительной власти. Эти предложения и        
замечания были в основном нами учтены.                                          
                                                                                
Учитывая это, Правительство Российской Федерации сочло возможным поддержать     
данный законопроект при рассмотрении в первом чтении. И поскольку в этом зале   
находятся люди, посвятившие себя внедрению норм, отражающих душевную            
потребность людей в справедливости, будет справедливым, если вы проголосуете    
за законопроект в первом чтении, о чем мы вас и просим.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику?                                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутату Чуеву включите микрофон.                                   
                                                                                
ЧУЕВ А. В., фракция "Единство".                                                 
                                                                                
У меня вопрос следующий. В предлагаемом законопроекте вводится понятие,         
насколько я понимаю, права на культуру как основополагающего. Как я понимаю,    
оно наряду и даже выше, чем другие права - право на вероисповедание, так        
сказать, на национальную идентификацию и так далее.                             
                                                                                
Я бы хотел задать все-таки один вопрос. Не считаете ли вы, что появится         
серьезная опасность, если мы право на культуру будем фиксировать, так           
сказать, без четкого определения, что такое культура? Каковы здесь              
законодательные границы? В законе культура определяется как определенный        
выбор нравственных ценностей и так далее.                                       
                                                                                
ГУБЕНКО Н. Н. Будьте любезны, назовите статью. Есть право собственности         
(статья 13), есть право на образование в области культуры, есть право на        
творчество, есть право на культурную самобытность, есть право на приобщение к   
культурным ценностям, право создавать организации в области культуры. О каком   
конкретно праве вы говорите? Есть право на сохранение и развитие национальной   
культурной самобытности, право на вывоз, право на культурную деятельность в     
иностранных государствах. Какая статья?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Чуеву включите еще раз микрофон.                 
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Статья 9, я имею в виду приоритеты...                                
                                                                                
ГУБЕНКО Н. Н. Статья 9 "Право на творчество". "Каждый имеет право на все виды   
творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.    
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как     
на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе". Что    
вас смущает в этом? У вас, наверное, другой текст.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Плетнёвой включите микрофон.         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Николай Николаевич, мы все прекрасно знаем, в каком положении    
сегодня находится культура. И я думаю, что за закон, конечно же, все будут      
голосовать. Но хотелось бы узнать вот что. После принятия этого закона будет    
ли хоть какое-то улучшение относительно культурной деятельности в нашей         
стране, или что-то надо еще во втором чтении предпринять? Может быть, по        
усилению ответственности, может быть, по финансированию какие-то поправки еще   
внести? Или ничего не надо и этот закон является тем, который ждут все          
деятели культуры в нашей стране?                                                
                                                                                
ГУБЕНКО Н. Н. Дорогой друг, и не только по фракции! Что надо? Надо вернуть      
то, тот норматив, который в прошлом году был упразднен во всей череде           
важнейших социальных законов. Но это сейчас невозможно, как говорит нам         
Правительство, 2 процента от расходной части - невозможно. Повторяю, процент    
расходов на культуру падает с каждым годом, поэтому на основе компромисса,      
устной договоренности... Есть понимание и у Президента, и у Правительства,      
что в перспективе (возможно, не при нашей жизни, если мы так долго будем        
строить новую демократию) эта процентная норма войдет как норматив в бюджеты    
каких-то неизвестных, грядущих лет. Это было бы самое идеальное. Но записать    
это в "Основах..." и обязать сейчас Правительство и Президента - это значит     
на этом законе, который очень ждут, как вы говорите, во всех регионах,          
поставить крест.                                                                
                                                                                
Правильно, Александр Алексеевич? Правильно. А он и не слушает.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Еще есть вопросы к докладчику?                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Вульф.                                                      
                                                                                
Депутату Вульфу включите микрофон.                                              
                                                                                
ВУЛЬФ А. Ю., фракция "Союз Правых Сил".                                         
                                                                                
Уважаемый Николай Николаевич, в статье 4, которая перечисляет область           
применения "Основ...", я, к сожалению, в перечне сфер деятельности не           
обнаружил такие сферы, как мода, как эстрада, и они нигде не присутствуют и     
дальше в законопроекте. Также в законопроекте нет ни слова о молодежной         
культуре. На мой взгляд, это достаточно большой пласт, который достоин того,    
чтобы быть отраженным в законопроекте. Иначе мы относим эти области, условно    
говоря, к низкому искусству, как в обиходе принято говорить, и опять выводим    
за рамки действия какого-либо законодательства, какого-либо регулирования со    
стороны государства. Не считаете ли вы необходимым все-таки включить?.. Может   
быть, это можно сделать во втором чтении.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ГУБЕНКО Н. Н. Я буду вам крайне признателен, если вы сможете сформулировать     
такого рода поправку ко второму чтению. Но я лично, повторяю, разделение        
культуры на молодежную, престарелую, детскую, юношескую и запредельную не       
считаю эффективным. Что касается других подразделений культуры, таких, как      
мода, и всего того, о чем вы говорите, - пожалуйста, дайте формулировку, во     
втором чтении мы будем ее рассматривать.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все желавшие задать вопросы задали.                                             
                                                                                
Присаживайтесь, Николай Николаевич.                                             
                                                                                
Есть ли желающие выступать? Желающих нет. А-а, депутат Чуев. Больше нет         
желающих выступать?                                                             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Чуев.                                                       
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, дело в том, что, к сожалению, у меня              
действительно оказался не тот текст, но в общем и целом я хотел бы сказать      
несколько слов, так как он, видимо, не сильно изменился, просто нумерация       
статей немножечко поменялась.                                                   
                                                                                
Конечно, законопроект действительно очень важный, и необходимо, видимо, его в   
первом чтении принимать, но есть ряд моментов, на которые я хотел бы обратить   
внимание. В частности, на приоритетность прав граждан на культурные ценности,   
на пользование культурой по отношению к правам общественных организаций.        
Сейчас не могу уже номера статей назвать, поскольку, видите, оказалась не та    
нумерация, но, в частности, речь идет о возможности определять свои             
нравственные ценности, подходы к жизни без каких бы то ни было ограничений      
законодательных. То есть (если, конечно, текст сильно не изменился по           
сравнению с тем, который у меня есть) мы здесь практически устанавливаем        
достаточно широкие возможности для каждого человека. Что такое культура? Это    
определение достаточно сложное. Ведь на самом деле, с одной стороны, культура   
- это всё, с другой стороны, культура - это понятие, которое все-таки не        
всегда можно подвести к политической жизни, к общественной жизни, к             
религиозной жизни.                                                              
                                                                                
К сожалению, в этом законе также нет понятия "религиозная культура". Оно        
вообще исключается здесь, и я хотел бы обратить на это внимание (обязательно    
внесу поправку во втором чтении). Религиозные организации, традиционные         
прежде всего для нашей страны, внесли огромный вклад в культуру и историю       
России, и если мы не признаем в этом законе, в "Основах...", понятие            
религиозной культуры, то, конечно, это будет в достаточной степени ущемлением   
в том числе прав верующих.                                                      
                                                                                
В общем и целом я считаю, что закон нуждается, конечно, в серьезной доработке   
ко второму чтению.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя Правительства - здесь присутствует статс-секретарь -            
заместитель министра культуры Екатерина Эдуардовна Чуковская - есть желание     
выступить?                                                                      
                                                                                
ЧУКОВСКАЯ Е. Э., статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Правительство поддерживает принятие этого законопроекта в первом чтении.        
Более того, в свое время в планах законопроектной деятельности Правительства    
также стоял законопроект о внесении изменений и дополнений в "Основы            
законодательства Российской Федерации о культуре", но, изучив проект,           
представленный в результате такой долгой и сложной работы депутатов,            
Правительство отказалось от своей инициативы и полностью поддерживает           
предложение депутатов.                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента? Пожалуйста, Александр           
Алексеевич Котенков.                                                            
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, к сожалению,            
Президент Российской Федерации не разделяет столь оптимистичную оценку          
Правительством данного законопроекта.                                           
                                                                                
Правильно здесь говорил Николай Николаевич Губенко об озабоченности, которую    
Президент постоянно выражает по поводу состояния культуры и необходимости ее    
поддержки, но тем не менее представленный законопроект имеет серьезные          
недостатки, без устранения которых законопроект не может быть принят и в        
последующем введен в действие. В целом мы согласились с тем, что данный         
законопроект может быть принят в первом чтении, но при условии его очень        
серьезной доработки ко второму чтению.                                          
                                                                                
Прежде всего хотел бы сразу для стенограммы отметить, что помимо ряда           
содержательных замечаний, которые мы представим ко второму чтению,              
существенные замечания вызывает форма представленного проекта закона. Если      
этот закон в таком виде и в такой форме будет принят и вступит в действие, то   
совершенно непонятно, что это будет за нормативный акт. Нам снова               
предлагается уже не двойная, а тройная "матрешка". То есть принимается в        
новой редакции закон Российской Федерации. Вы знаете прекрасно, что             
переходные положения Конституции Российской Федерации устанавливают, что        
ранее принятые законы - законы СССР, законы РСФСР, законы Российской            
Федерации - продолжают действовать в части, не противоречащей Конституции       
Российской Федерации, до принятия соответствующих федеральных законов. Вот      
сейчас мы принимаем федеральный закон, но что написано? Принять в новой         
редакции закон Российской Федерации. Более того, Закон Российской Федерации     
называется "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Далее     
по тексту везде закон называется "Основы...", причем пишется с большой буквы,   
как форма нормативного акта. Вы знаете, как у нас обычно пишут: "Настоящий      
Федеральный закон..." и так далее. Здесь пишется: "Настоящие Основы...". Так    
какая форма нормативного акта будет действовать: некие основы, упоминания       
которых вообще даже нет в Конституции, закон Российской Федерации или           
федеральный закон? Безусловно, у нас с вами уже есть практика изменения этих    
"матрешечных" актов ко второму чтению. Безусловно, это должен быть              
федеральный закон о культуре - не какой-то закон Российской Федерации, не       
какие-то основы, а просто закон о культуре в Российской Федерации. Ну,          
название может несколько по-другому звучать, но ни в коем случае не             
"Основы...", тем более с большой буквы. Естественно, что этот закон должен      
предусматривать прекращение действия Закона Российской Федерации "Основы        
законодательства Российской Федерации о культуре". Из текста должно быть        
убрано слово "Основы" с большой буквы как форма нормативного акта.              
                                                                                
Далее. Безусловно, необходимо устранить те положения, которые предполагают      
верховенство неких основ над всем остальным федеральным законодательством.      
Конституция Российской Федерации этого не предполагает, все федеральные         
законы обладают равной силой, кроме федеральных конституционных законов,        
которые выше по юридической силе, нежели федеральные законы, и никаких основ    
Конституция не предполагает, тем более имеющих высшую силу над остальными       
федеральными законами.                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, не буду отнимать ваше время. Я много мог бы говорить о      
содержательной части законопроекта, о наших замечаниях по содержанию            
законопроекта, я уже сказал, что мы представим постатейные замечания по         
законопроекту. Но если вот эти вопросы юридико-технические, казалось бы...      
Обычно мы говорим: юридико-технические погрешности незначительные. Здесь        
очень значительные юридико-технические погрешности, даже не погрешности, а      
противоречия Конституции. Если они не будут устранены, то этот закон, к         
сожалению, не увидит свет. Поэтому я прошу, обращаюсь к авторам                 
законопроекта, к профильному комитету и ко всем депутатам: ко второму чтению    
мы должны привести данный законопроект к форме нормального федерального         
закона, естественно несколько поправив его содержание. При этом условии мы      
предлагаем принять законопроект в первом чтении.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич, хотите что-то в заключение сказать?                         
                                                                                
Депутату Губенко включите микрофон, пожалуйста.                                 
                                                                                
Только учитывайте, что три минуты осталось.                                     
                                                                                
ГУБЕНКО Н. Н. Раз, два, три. Спасибо, Александр Алексеевич.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона     
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы         
законодательства Российской Федерации о культуре".                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              356 чел.             79,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается.                                                       
                                                                                

Заседание № 113

14.07.2001
Вопрос:

Включить в повестку дня проект закона об Основах законодательства о культуре

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1116 по 1143 из 13776
ГУБЕНКО Н. Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я просил бы     
вас очень серьезно отнестись к моей просьбе и внести в повестку дня проект      
закона об Основах законодательства о культуре, который имеет характер           
базового для всего законодательства в области культуры.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закон какого чтения?                                      
                                                                                
ГУБЕНКО Н. Н. Первого.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первого чтения.                                           
                                                                                
Ставлю на голосование предложение Николая Николаевича Губенко. Пожалуйста,      
голосуйте.                                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              149 чел.             33,1%                        
Проголосовало против           81 чел.             18,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    230 чел.                                          
Не голосовало                 220 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Так, не принимается.