Заседание № 147

08.02.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99105603-2 "О монетах из драгоценных металлов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4064 по 4915 из 5484
Уважаемые коллеги, у нас сейчас пойдет пункт 17 повестки дня - проект           
федерального закона "О монетах из драгоценных металлов".                        
                                                                                
Александр Леонидович Кругликов, пожалуйста.                                     
                                                                                
Игорь Александрович Анненский здесь, да? (Шум в зале.)                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, есть вопросы, которые решаются        
таким образом. Нам остался час работы от силы. Мне депутаты предложили.         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРУГЛИКОВ А. Л. Уважаемые коллеги, хочу напомнить вам, что в конце 1999 года    
при принятии в третьем чтении проекта федерального закона "О федеральном        
бюджете на 1999 год" в пункте 4 мы с вами записали поручение Правительству      
Российской Федерации: совместно с Центробанком рассмотреть вопрос о выпуске в   
обращение золотых монет, обладающих статусом официальной денежной единицы, в    
целях вовлечения в финансовый оборот денежных накоплений граждан Российской     
Федерации, развития золотодобывающей промышленности и решения целого ряда       
других проблем. Задача эта не была реализована.                                 
                                                                                
Группа депутатов Государственной Думы, представители самых разных фракций,      
взяла на себя эту миссию, и сегодня мы предлагаем Государственной Думе          
соответствующий законопроект. Законопроект предусматривает, чтобы в период,     
который характеризуется мировой экономической и финансовой нестабильностью,     
предоставить гражданам Российской Федерации реальную возможность, рыночное      
право выбирать: хранить свои наличные накопления в рублях, в долларовых         
бумажках или в золотых монетах или в том и в другом. Сейчас у населения такой   
возможности нет. Золото частным лицам продается гораздо дороже мировой цены,    
в среднем на 10 процентов, и скупается обратно с большой скидкой, что не        
аналогично хождению доллара на российском финансовом рынке. Это поддерживает    
долларовую экспансию, бесплатное кредитование Соединенных Штатов Америки -      
ведь за каждый доллар Америки отдаются ресурсы России. Для выравнивания         
условий хранения наличных накоплений в валюте и золоте в данном законопроекте   
заложены четыре основных, концептуальных положения.                             
                                                                                
Первое - снятие НДС с монет. Надо отметить, что данный важный шаг               
Государственная Дума уже сделала, когда проголосовала за соответствующую        
поправку к Налоговому кодексу - о снятии НДС с монет. Но этого явно             
недостаточно. Коммерческие банки всё равно поднимают цену, по которой они       
приобретают монеты у Центробанка, на 8-10 процентов.                            
                                                                                
Жажда быстрой наживы банков губит саму идею частичной дедолларизации            
финансовой системы государства через введение в оборот золотых монет. Поэтому   
в законопроекте предлагается (и это второе) ограничить при продаже предельную   
наценку на монеты размером в 3-4 процента к лондонскому фиксингу в одном        
пользующемся доверием населения банке - в Сберегательном банке Российской       
Федерации. Прецедент есть. Президент на днях распорядился установить            
предельные наценки на лекарства, значит, и в важнейшей области экономики - в    
финансовой сфере - можно эти вопросы решать. Может быть, и на лекарства тогда   
придется меньше тратить.                                                        
                                                                                
Третье. На руках населения, по данным спецслужб, 70-80 миллиардов долларов,     
и, даже если четверть этих денег пожелают поменять на золото, на это            
потребуется около 1,5 - 2 тысяч тонн золота. При финансовой неустойчивости,     
если доллар начнет девальвировать, обычно происходит устойчивый рост цены на    
золото. Своего золота явно не хватает, монеты купить будет просто невозможно,   
поскольку действенного механизма внешней закупки золота и реализации            
населению монет не существует. В законопроекте предлагается создание            
механизма неограниченного обеспечения граждан золотыми монетами за их деньги    
через предоплату и беспошлинную закупку золота на внешнем рынке.                
                                                                                
Четвертым положением, которое заложено в законопроекте, является                
гарантирование обеспечения скупки монет с минимальными потерями для частных     
лиц через Сбербанк. Центральный банк такой механизм разработал, но уже более    
полугода не может согласовать инструкцию, по которой он будет скупать монеты    
у коммерческих банков. Законопроект направлен на решение этого сложного         
вопроса.                                                                        
                                                                                
Теперь об отзывах на законопроект, поступивших в Госдуму. Сразу скажу, что на   
законопроект поступили отрицательные отзывы от Правительства Российской         
Федерации и профильного комитета Государственной Думы. Отзывы, поступившие из   
субъектов Российской Федерации - Парламента Северной Осетии, Госсобрания        
Республики Башкортостан, Совета народных депутатов Камчатской области,          
Законодательного Собрания Пензенской области, Костромской областной Думы, -     
напротив, носят исключительно позитивный характер.                              
                                                                                
В заключении Института Европы РАН, подписанном его директором академиком        
Шмелёвым, указывается, что положительным качеством законопроекта является       
правильная целевая установка. И далее по тексту заключения: проект              
предусматривает расширение возможностей использования драгоценных металлов в    
качестве надежного, не подверженного инфляции резервного актива, инструмента    
накопления и сохранения стоимости как для юридических лиц, так и для            
физических лиц. Средством достижения этой цели совершенно обоснованно           
называется освобождение от налогообложения купли-продажи монет из драгоценных   
металлов (статьи 5 и 6 законопроекта), в результате чего устраняются            
важнейшие препятствия для операций с монетами в широких масштабах, и            
драгоценные металлы становятся привлекательным альтернативным объектом          
помещения капитала и свободных средств населения наряду с инвестициями в        
реальную экономику, банковскую систему и иностранную валюту, прежде всего в     
доллары США. И поскольку это будет означать более широкую диверсификацию        
вложений, следует думать, что российская экономика станет более устойчивой,     
средства организаций и населения в меньшей степени будут подвергаться влиянию   
колебаний конъюнктуры на мировых и российских рынках.                           
                                                                                
На запросы, направленные в ФСБ и Службу внешней разведки, мы в 1999 году        
получили ответы с грифом "Для служебного пользования", которые подтвердили      
наши намерения подготовить данный законопроект, особенно в части закупки        
золота за рубежом.                                                              
                                                                                
Теперь по существу. Оппоненты законопроекта отмечают, что отдельные его         
положения противоречат Конституции, закону "О Центральном банке...".            
Действительно, в соответствии со статьей 75 Конституции и законом "О            
Центральном банке..." порядок выпуска и регулирование обращения монет           
возлагается на Центральный банк. Спорить нет необходимости. Полагаем, что       
возможна поправка к законопроекту ко второму чтению. Ссылка в отзывах           
Правительства, Центробанка и профильного комитета на статью 28 закона о         
Центробанке о невозможности котировки монет полностью несостоятельна. В         
законе никто не собирается устанавливать золотое содержание рубля, так          
называемый золотой стандарт, и котировки цены золота и золотых монет в рублях   
Центральный банк давно дает, а теперь уже с этими котировками можно             
ознакомиться и в Интернете.                                                     
                                                                                
В отношении снятия пошлин на ввоз золота. Это прерогатива Правительства -       
устанавливать пошлину, и поэтому закон "О таможенном тарифе" здесь ни при       
чем. Правительство два года назад установило пошлину на экспорт золота в 5      
процентов, но с 2002 года комиссия под руководством Грефа решает поручить       
Правительству снять экспортную пошлину. Логично, что Правительство во           
исполнение данного закона в состоянии снять и ввозную 30-процентную пошлину     
на золото, используемое именно для изготовления монет. Ввоз золота в страну -   
важный морально-экономический фактор, который будет поддержан Президентом,      
поскольку им уже выпущен указ № 742 от 21 июня 2001 года, снимающий             
лицензионные и квотные ограничения на ввоз драгметаллов в страну.               
                                                                                
С ограничениями по вывозу, которые установлены в указе, можно согласиться и с   
учетом этого доработать наш законопроект ко второму чтению. Собственные         
производители смогут реализовать свое золото и увеличить его добычу,            
поскольку на него повысится спрос. Внутренняя цена покупки золота у             
производителей на 2-4 процента ниже мировой. Оно будет куплено и использовано   
для монет в первую очередь. Золото, которое шло на экспорт, останется в         
стране. Вывозить монеты будет бесполезно, поскольку их цена в банках за         
рубежом будет адекватна цене внутри страны. Да и на полученные доллары сразу    
будут начеканены новые монеты.                                                  
                                                                                
На золотом рынке даже запланированные продажи в количестве 25-40 тонн           
временно снижают на него цены на 1-2 процента. В результате снижения нашего     
экспорта золота и закупки его на внешнем рынке цена на него будет расти.        
Значит, больше будут покупать не только монет, но и ювелирных изделий. Это      
выгодно золотообрабатывающей и ювелирной промышленности России.                 
                                                                                
Можно спорить о надежности золота, обеспеченного отнюдь не всей                 
собственностью в Соединенных Штатах Америки, а точнее говоря, обеспеченной на   
4 процента. Но если директор-распорядитель Международного валютного фонда       
Келер заявил недавно, что после 11 сентября прогнозировать перспективы          
мировой экономики, а следовательно, и "локомотива" этой экономики -             
Соединенных Штатов Америки - и его валюты, доллара, равносильно чтению          
паутины на чайном листе, то есть смысл перестраховаться и нам и попытаться      
обменять долларовые "билетики Мавроди" на что-либо более существенное.          
                                                                                
Я призываю вас, дорогие коллеги, поддержать данный законопроект. Спасибо за     
внимание.                                                                       
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Леонидович. Присаживайтесь.            
                                                                                
С содокладом по данному законопроекту выступает заместитель председателя        
Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анненский Игорь          
Александрович.                                                                  
                                                                                
АННЕНСКИЙ И. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет Государственной      
Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рассмотрел предложенный      
законопроект и докладывает следующее. Я постараюсь быть кратким, поскольку      
все доводы против, которые у нас есть, уже, так сказать, изложил докладчик.     
                                                                                
Вкратце могу сказать следующее. Представленный законопроект по сути направлен   
на регулирование отношений, возникающих из обращения на рынке монет из          
драгоценных металлов, номинал которых значительно ниже стоимости драгоценного   
металла, содержащегося в монете. И при этом предполагается использование        
указанных монет в качестве универсального платежного средства, которое          
обязательно к приему по всем видам платежей не по номиналу, подчеркиваю, а по   
его плавающей стоимости, то есть по плавающей стоимости содержащегося в         
монете металла. Предполагается ежедневная котировка указанных монет по цене,    
привязанной к лондонскому фиксингу.                                             
                                                                                
Может быть, в целом-то все эти идеи и неплохие. Но дело в том, что на самом     
деле центральной статьей законопроекта является статья 5 "Налогообложение",     
которой приравниваются такие монеты к банковским билетам Центрального банка с   
точки зрения налогообложения операции. Отдельно также устанавливается           
отсутствие налогообложения при покупке иностранной валюты за монеты. В          
интересах того, чтобы вывести из-под налогообложения мерные слитки, которые     
продаются населению (монеты на самом деле и так выведены), мы, безусловно,      
это дело поддерживали бы. Но давайте решать вопросы, связанные с                
налогообложением, в тех законах, которые регулируют налогообложение, давайте    
вносить изменения в Налоговый кодекс. И я уверен, что эта немалая группа        
авторов, которая внесла настоящий законопроект, сумеет обеспечить принятие      
указанных поправок в Налоговый кодекс. Давайте не будем пытаться решать         
налоговые вопросы путем законов, не имеющих, в общем-то, к налогам никакого     
отношения. Это первый момент.                                                   
                                                                                
Второй момент. Вообще вопросы выпуска в обращение денежных знаков решаются      
согласно статье 75 Конституции Центральным банком, и мы, как законодательная    
власть, не можем вмешиваться в этом смысле в дела Центрального банка, это       
будет противоречить Конституции. Но опять-таки есть уже несколько положений в   
законах, которые мы нарушили бы, принимая концепцию указанного законопроекта.   
Скажем, в статье 28 Федерального закона "О Центральном банке..." говорится о    
том, что официальное соотношение между рублем и золотом или другими             
драгоценными металлами не устанавливается.                                      
                                                                                
И наконец, последнее. Правительство, как предлагается, не может устанавливать   
порядок выпуска и обращения монет, поскольку, как я уже говорил, это            
прерогатива Центрального банка согласно Конституции. Добавлю, может быть, еще   
один довод, имеющий несколько более бытовой характер, почему, на мой взгляд,    
не стоит принимать указанный законопроект. Представьте себе, что вы заходите    
в магазин, приобретаете определенный товар, вам дают на сдачу монеты, о         
которых мы сейчас говорим. Вы заходите через пять минут в другой магазин и      
хотите на эту сдачу купить какой-то товар, а к этому времени уже котировка      
изменилась и на тех монетах, которые у вас в руках, изначально написано         
совсем не то, за что вам их вручили. Но теперь у вас их не примут и за новый    
товар, потому что изменилась котировка. Ну не можем мы в расчетах               
использовать столь нестабильный инструмент!                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите, Игорь Александрович.                 
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам?                                                  
                                                                                
Так, пожалуйста, депутат Буткеев Владимир Анатольевич.                          
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Уважаемый Игорь Александрович, поясните, какова практика          
применения монет из драгоценных металлов как средства платежа? Вот в царской    
России и уже после революции? В Америке серебряные доллары до сих пор имеют     
хождение, там-то как обходили эти моменты? И не всегда была фиксированной       
цена на золото в царской России, она тоже была плавающей. Мировой рынок         
золота уже тогда существовал. Как же там оно было платежным средством, а        
сейчас это невозможно? Непонятно вот это.                                       
                                                                                
АННЕНСКИЙ И. А. Наверное, действительно потребуется достаточно большое время,   
чтобы всё это рассказать. Но я постараюсь ответить кратко. Ни в одном           
государстве никогда не было ситуации, когда нарицательная, написанная на        
монете стоимость не соответствовала бы стоимости при принятии этой монеты в     
качестве платежа. Поймите, когда у вас на монете написано "10 рублей", она      
может стоить при этом и миллион рублей, но если вы хотите официально ею         
заплатить, она должна быть принята по 10 рублей, как на ней написано. И это     
всегда и везде было. Если же вы хотите вложить свои средства, подержать их      
какое-то время, дождаться роста цены монеты и так далее, не считайте ее при     
этом платежным средством.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Рыжков Николай Иванович, ваш вопрос.                                            
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. У меня вопрос следующего характера. Вы в какой-то степени          
последней фразой сейчас подчеркнули, что то, что вы предлагаете, это            
практически не платежное средство, а это нумизматика, это просто вкладывание    
денег людьми в золото через определенные монеты. Я, например, не так понимал    
этот проект закона. Я понимал, что когда-то мы должны отойти от долларовой      
зависимости и это может быть как раз золотой червонец, как это делалось на      
заре советской власти, когда он спасал государство. Это первое. Я просил бы,    
чтобы вы еще раз ответили.                                                      
                                                                                
И второе. Я посмотрел этот закон. Статья 7. С одной стороны, здесь              
рекомендуется Центральному банку устанавливать курс, как на доллар              
устанавливается, на евро и так далее, а, с другой стороны, в следующих          
абзацах четко привязывается к стоимости золота на, допустим, лондонской бирже   
и так далее. Так как понимать, как можно устанавливать курс, если в то же       
время будет очень жесткая привязка к стоимости золота? Не очень понятно, я      
просил бы разъяснения.                                                          
                                                                                
АННЕНСКИЙ И. А. Мне кажется, что всё время у уважаемых коллег происходит, так   
сказать, некое смешение понятий: монета как воплощение определенного            
количества драгоценного металла, служащая, так сказать, всем тем функциям,      
которые упоминались еще в "Капитале", и монета как некий суррогат, являющийся   
элементом платежа. Дело в том, что, когда мы воспринимаем монету как            
воплощение драгоценного металла, безусловно, она отвечает всем функциям, она    
является достаточно неплохим, может быть, альтернативным доллару методом        
накопления. Но в этом случае монета будет стоить не тех денег, которые на ней   
написаны. Если же вы хотите рассчитываться этой монетой, чтобы она официально   
и в обязательном порядке принималась во все платежи, она должна приниматься     
во все платежи по номиналу, который на ней написан, поскольку вы не можете      
обязать продавца принимать эту монету по некой неизвестной ему плавающей        
стоимости, когда на ней написана конкретная цифра номинала. Вот из-за этого и   
возникает разница.                                                              
                                                                                
Если вы говорите о том, чтобы предоставить гражданам, а также, возможно,        
юридическим лицам альтернативное средство накопления - драгоценные металлы в    
воплощенной форме, неважно, нумизматических монет, неважно, мерных ли слитков   
и так далее, - то, да, конечно, давайте уберем 20-процентное налогообложение    
на мерные слитки, полностью вас поддерживаю. Но при этом мы не можем написать   
на монете "10 рублей" и всем говорить: принимайте ее за 100. А когда вы         
выйдете из магазина, в другой зайдете - уже будет по 90.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Александрович.                             
                                                                                
Пожалуйста, Василий Иванович Шандыбин, вопрос.                                  
                                                                                
Потом - Николай Васильевич Коломейцев.                                          
                                                                                
ШАНДЫБИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
У меня вопрос Кругликову.                                                       
                                                                                
Все вы знаете: царское правительство выпустило золотые монеты и сразу пошел     
рост производства в промышленности и в сельском хозяйстве. После революции в    
ходу были золотые червонцы, были также выпущены серебряные монеты - и мы        
видим подъем экономики. Вот у меня вопрос Кругликову: сколько закон экономит    
денег, сколько будет возвращено денег в казну? Скажите, пожалуйста, нам,        
депутатам.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Леонидович Кругликов, если вы       
готовы ответить на такой вопрос.                                                
                                                                                
КРУГЛИКОВ А. Л. Василий Иванович, я вам отвечу следующим образом и назову еще   
раз вот ту цифру, которая уже прозвучала. Это данные Федеральной службы         
безопасности и Службы внешней разведки, которые давали нам, разработчикам       
законопроекта, ответ. Сегодня только на руках у населения страны, понятно,      
что у отдельных групп, находится около 75-80 миллиардов долларов Соединенных    
Штатов Америки. Они никогда не вернутся на американский финансовый рынок, их    
наштамповали и сюда выбросили. Рухнет эта финансовая пирамида - вот это         
потери и населения, граждан, и государства. Появление определенной              
альтернативы в виде тех же монет из драгметаллов действительно позволяет        
государству и нашим гражданам избежать вот этой опасности. И заключения         
целого ряда академических институтов свидетельствуют о том, что это             
действительно будет способствовать экономическому оживлению и финансовой        
стабильности.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Коломейцев, пожалуйста.                                                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Александрович, вы наверняка специалист по      
своему профилю, ну, и наверняка вы должны знать, что в нескольких странах       
мира... введение, скажем, рентной марки в Германии в свое время, скажем,        
сегодня евро в ЕЭС является одним из средств оздоровления экономики и           
вытеснения чужих валют. Вы же обмолвились о том, что якобы доллар имеет         
какую-то стоимость. Это бумажка просто! Скажите, пожалуйста, какой вы можете    
получить эквивалент вместо доллара, если вы его отвезете в США? И сегодня вы    
можете сказать, сколько долларовых купюр будет вытеснено с европейского         
рынка? И они наверняка перетекут к нам, учитывая, что мы остаемся одной из      
немногих долларизированных систем финансовых.                                   
                                                                                
АННЕНСКИЙ И. А. Ну, я думаю, что вопрос, сколько материальных благ можно        
приобрести, скажем, за единицу в 1 доллар, так сказать, решает так называемая   
система измерения покупательной способности валют. Это будет паритет            
покупательной способности. Это в принципе не имеет большого отношения к тому,   
есть ли привязка или нет к содержанию драгоценного металла, если официально     
размен этой валюты на драгоценный металл не производится, иначе это             
содержание, так сказать, - это просто декларация. Поэтому с этой точки          
зрения, я думаю, это ответ, так сказать, на тот вопрос, который стоит за        
вашим вопросом. Еще раз подчеркиваю, с точки зрения того, чтобы привлечь        
население к вложению средств в драгоценные металлы, нам не нужно писать на      
монете не то, за что она будет обращаться, совершенно другую цифру, нам надо    
всего лишь снять избыточное налогообложение с мерных слитков нумизматических    
монет и так далее, при этом не делая монету средством платежа неизвестно по     
какой стоимости.                                                                
                                                                                
Что же касается в принципе, скажем так, опыта, когда монеты применялись для     
изменения неких экономических показателей, вытеснения, условно говоря, плохо    
зарекомендовавших себя или обанкротившихся валют, никогда у нас не было         
случая, чтобы при этом монеты не соответствовали при платеже своему номиналу.   
Вот такого опыта не было.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос. Амиров Курбан-Али Амирович,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АМИРОВ К.-А. А., фракция "Единство".                                            
                                                                                
Спасибо, Геннадий Николаевич.                                                   
                                                                                
Мне кажется, вообще, введение альтернативного средства помещения денег          
населения и так далее - идея хорошая, но вызывает сомнение обращение этих       
монет как средства платежа. Вот если бы отбросить эту часть и вернуться к       
более подробному обсуждению применения золотых слитков, монет и прочего как     
средства, куда резервируются деньги населения, привлекаются деньги населения,   
это более разумный был бы подход.                                               
                                                                                
В связи с этим вот такие вопросы. Если предполагается выпуск этих монет,        
какова будет их ликвидность? Сможет ли человек, имеющий эти монеты,             
закладывать их, в любой момент и очень быстро избавиться от них, превращая их   
в другие средства платежа? Гарантирует ли государство, что эти монеты будут     
выкупаться? И по какому курсу это будет делаться?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Александрович.                          
                                                                                
АННЕНСКИЙ И. А. Значит, по законопроекту предполагается вменить в обязанность   
Сбербанку выкупать монеты, однако курс, по которому они будут выкупаться,       
никому не известен. Курс будет зависеть от курса столь ненавистного доллара.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно, присаживайтесь.                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Буткеев... Тогда запишитесь, иначе кого-нибудь      
забуду.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, список покажите.                                                    
                                                                                
Вот видите, четыре человека.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Анатольевич Буткеев.                                       
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич.                                     
                                                                                
Вообще, очень интересный законопроект и жалко, что сегодня в зале нас не так    
много, как обычно бывает, немножко поменьше, а то бы могло получиться           
интересное обсуждение.                                                          
                                                                                
Ведь что происходит? Нам говорят, что доллар в нашей стране - это средство      
платежа, а монеты из серебра и золота - не средства платежа. А скажите,         
доллар сегодня средство платежа? Вот пойдите сейчас в магазин булку хлеба       
купите на доллар. Нет! Вам скажут, идите в обменник, поменяйте доллар на        
рубли, а потом вернитесь с рублями и купите булку хлеба. То есть сегодня у      
нас в стране доллар - не средство платежа и таковым не является. А он           
является, во-первых, средством сохранения накоплений, которые есть у            
населения. Во-вторых, он является определенным финансовым инструментом для      
выравнивания тех или иных скачков и много других выполняет функций. Так         
почему эти функции не могут выполнять монеты из серебра и золота? Ведь здесь    
говорилось о том, что золото можно покупать. А я вам расскажу: у нас серебро    
покупать не надо вообще, мы можем обеспечить серебряными монетами всю страну    
и многие другие страны мира. Если мы начнем делать монеты из драгоценных        
металлов, мы и золотом себя обеспечим тоже, нам не нужно будет и золото         
покупать, у нас достаточно разведанных или разрабатываемых, запланированных     
месторождений, которые могут обеспечить нас этим необходимым сырьем.            
                                                                                
И возникает вопрос. А что страшного в том, что будут у нас монеты, которые      
(обратите внимание, как сказано в законе) не столько привязаны к цифре,         
которая на них указана, сколько к их весовой характеристике, а именно к одной   
тройской унции, величина которой постоянна и не меняется от различных           
котировок? Если можно указать стоимость не 10, 20, 30 рублей, а одна унция,     
две, три, пять или десять (даже такая есть формула фиксирования этой монеты),   
эта монета из средства платежа может вытеснить доллар и стать средством         
сохранения, обмена, выравнивания денежного состояния, поддержки экономики,      
поддержки наших предпринимателей, наших производителей, наших золото- и         
серебродобытчиков и добытчиков других драгоценных металлов, во многих           
регионах это локомотивы экономик. И ничего, я думаю, страшного не было бы,      
если бы мы такую возможность дали.                                              
                                                                                
Нас пугают, что, мол, вышел с одной сдачей в кармане, а пришел с другой, а      
там уже и курс изменился, и никто не знает эти вечерние, утренние фиксинги и    
так далее. А зачем? Можно от этого отказаться и подойти к совершенно другому,   
как я уже сказал, к тому, что мы имеем с долларами. Давайте сделаем в этом      
случае обменники для монет, и люди, подойдя туда, смогут поменять, как они      
сегодня меняют доллары или евро, наши же монеты, наши отечественные,            
российские, произведенные нашими производителями на наших заводах, на           
бумажные деньги и ими оплатить товар. И это нормально, ничего страшного, не     
надо этого бояться. Где-то, возможно, кто-то возьмет монеты и в качестве        
платежа, это дело добровольное, не надо законом обязывать брать их в качестве   
платежа. Почему мы этого боимся? Почему мы сувениры только печатаем из золота   
и серебра? У нас оно есть, это наше богатство, достояние, этим гордиться        
надо. И Россия гордилась, и царская, и Советская Россия, этими золотыми         
червонцами.                                                                     
                                                                                
И дальше. Давайте мы все-таки примем в первом чтении этот законопроект.         
Возможно, это подтолкнет наше Правительство к тому, чтобы отказаться от         
20-процентного налогообложения мерных слитков. Говорят, население может         
накапливать свои сбережения в мерных слитках, золотых, серебряных и так         
далее. Да это обман, не может! Кто сегодня накопил, покажите! Хорошенькое       
накопление: покупаете слиток на рубль, а платите за него рубль двадцать,        
потому что еще 20 процентов налогов заложено. Деньги ведь не облагаются         
налогами!                                                                       
                                                                                
Так вот, одно из двух: если мы считаем, что монеты - несовершенное средство,    
давайте мерные слитки дадим населению. Так не дает Правительство! Говорят: а    
как мы не будем с них снимать налоги? Тогда какой ненормальный будет покупать   
мерные слитки себе в убыток на 20 процентов? Ну о чем мы говорим? И так         
нельзя, и так нельзя, и все мы к этому доллару привязаны. Когда там рухнет, у   
нас аукнется. Так давайте не боятся начинать это делать сейчас уже, пробовать   
хотя бы что-то в этом направлении делать.                                       
                                                                                
Поэтому я предлагаю, уважаемые коллеги: не бойтесь, не стесняйтесь,             
проголосуйте за законопроект в первом чтении. Я не знаю, как у вас будет ко     
второму чтению, но, может, и Правительство задумается наконец об обещаниях. Я   
уже здесь второй созыв, а многие - уже третий, четвертый созывы, и каждый       
созыв оно говорит о том, что надо поддерживать производителя, надо опираться    
на более устойчивые вещи, чем просто бумажный доллар, но дальше разговоров      
дело не идет.                                                                   
                                                                                
Поэтому я предлагаю поддержать в первом чтении. Я понимаю, что судьба этого     
законопроекта, возможно, будет сложной во втором чтении. Но надо подключиться   
нам, Правительству, поработать, подумать и найти все-таки эффективное           
средство сохранения и стабилизации, укрепления нашей денежной единицы, будь     
это бумажный, железный, золотой или серебряный рубль. Вот я думаю, в этом       
наша главная задача. Поэтому прошу коллег поддержать в первом чтении данный     
законопроект. Хотя в конечном итоге и у меня в том числе по нему много          
замечаний к некоторым статьям. Но как раз для этого мы и принимаем в первом     
чтении, чтобы ко второму чтению либо отказаться от него, либо доработать,       
довести до соответствующего качества, кондиции. И я призываю Правительство      
здесь вступить в диалог, если оно оппонирует, но диалог этот возможен тогда,    
когда у нас есть о чем вести разговор. Ведь не примем закон - и никогда вы не   
подступитесь ни к Правительству, ни к Кудрину, ни к кому, чтобы снова этот      
вопрос поднять, никогда. Хотя бы в первом чтении давайте примем.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пузановский Адриан Георгиевич, пожалуйста.                
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., депутатская группа "Народный депутат".                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, критика, прозвучавшая в выступлениях депутатов Амирова,      
Буткеева, в адрес данного законопроекта в основном связана с теми проблемами,   
которые возникают при использовании золотой монеты как платежного средства.     
Действительно, эти проблемы не решены в данном законопроекте, но ведь суть      
его не в этом.                                                                  
                                                                                
По существу, данный законопроект ставит другую проблему - проблему изменения    
нашей денежной системы как таковой. И дело не только в борьбе с долларом,       
здесь более широкий контекст, безусловно. Мы все как-то бодро пробежали мимо    
аргентинского казуса, аргентинской финансовой катастрофы. Причем                
воспользовались какими-то паллиативами, выступлениями, комментариями            
практически некомпетентных лиц.                                                 
                                                                                
Уважаемый Александр Алексеевич, я обращаюсь к вам как представителю             
Президента. Вообще-то, то, что произошло в Аргентине, заслуживало серьезного    
государственного доклада, анализа и доклада Президенту, потому что это          
касается нас напрямую, потому что денежная система, которая у нас сейчас        
действует, является прямым аналогом того, что было в Аргентине. И эти           
успокоительные заверения, что там была жесткая привязка по системе валютного    
комитета, четко зафиксировавшая, жестко зафиксировавшая отношение доллара к     
песо, а у нас другая, коридорная, ничего не объясняют, или показывают только    
вершину айсберга, финансового айсберга. На самом деле механизмы аналогичны -    
это механизмы финансовой системы глобального мира, эксперимент, прошедший       
именно в Аргентине, которая отдала себя во власть эксперимента, проведенного    
Международным валютным фондом.                                                  
                                                                                
То, что предлагает законопроект, - это попытка ввести вместо                    
рублево-долларовой денежной системы хотя бы частично рублево-золотую или        
рублево-серебряную денежную систему. Можно, конечно, выдвигать массу            
критических замечаний, но тем не менее у нас имеется исторический опыт          
введения такой системы, и он показал себя положительно. Сегодня Рыжков          
Николай Иванович об этом всем нам напомнил.                                     
                                                                                
Я хотел бы также обратить ваше внимание, что эта проблема занимает не только    
нас одних, и должна занимать не только нас одних. Этим озабочены европейцы, и   
они нашли решение: введение евро является ответом, попыткой уйти от той         
системы, которая сложилась в Европе. Наряду с национальными валютами ходил      
доллар, ходил доллар. Вот почему.                                               
                                                                                
Я согласен с призывом уважаемого депутата Буткеева о том, что мы должны         
использовать данную законодательную инициативу не просто как повод, но как      
законодательный инструмент, как проект, для того чтобы еще раз изучить, каким   
образом работает наша денежная система и каким образом она может быть           
откорректирована хотя бы частично с целью предотвращения возможных угроз,       
которые возникают, как это было в Аргентине, при очень жесткой привязке к       
доллару. Это не борьба с долларом, но это поиски национальных вариантов         
денежной системы.                                                               
                                                                                
Вот почему следует поддержать в первом чтении, провести затем парламентские     
слушания, а при втором чтении мы смогли бы прийти к окончательному решению.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гончар Николай Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Карл Маркс за время наших дебатов перевернулся в гробу       
несколько раз. Мы же учили в школе политэкономию, четыре функции денег, в       
конце концов, "Евгения Онегина" читали по поводу того, каким был Онегин         
великим экономом, который знал, почему государству не нужно золота, когда оно   
имеет простой продукт.                                                          
                                                                                
Ввести в обращение мерные слитки нельзя. На этих не монетах даже нужно          
напечатать их вес, если это в золоте. Ни "10 копеек", ни "10 рублей"            
напечатать нельзя. Правильная задача - уменьшать влияние доллара на экономику   
и на денежное обращение в стране - предлагается к решению абсолютно             
непригодными средствами. И не нужно это уже доказывать, повторяю, это всё уже   
доказано в любом учебнике политэкономии.                                        
                                                                                
Есть предложение поставить на голосование.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович Рыжков, пожалуйста.                      
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Я не могу согласиться с Николаем Николаевичем, потому что то,      
что вы предлагаете, это значит навсегда привязаться к доллару со всеми          
вытекающими последствиями. Вы можете дать гарантию, что эти бумажки, которые    
в силу определенных политических обстоятельств сегодня окутали всю нашу         
страну, когда-нибудь не рухнут и экономика не полетит вверх тормашками?         
                                                                                
Я считаю, что то, что сегодня появился такой проект закона... Мы его ждали,     
честно говоря, после 1998 года. В той Думе очень серьезно обсуждался вопрос,    
что надо, в конце концов, найти какой-то эквивалент доллару, для того чтобы     
обезопасить свои национальные интересы. Я абсолютно поддерживаю Адриана         
Георгиевича Пузановского. Вы посмотрите, что сделала Европа. Она, как           
говорят, ходит в друзьях с американцами, тем не менее она создала свою единую   
монету, которая практически обезопасит эти страны. Дружба дружбой, как          
говорят, а интересы разные. И другие можно привести примеры.                    
                                                                                
Я считаю, что просто отмахиваться от проблемы нельзя. Другой разговор, что      
наши уважаемые докладчики сегодня нас окончательно ввели в какое-то смятение.   
С одной стороны, говорят, что это, по сути дела, средство накопления,           
средство помещения денег, наиболее стабильное. С другой стороны, говорят, и я   
поддерживаю их, что надо, чтобы это было средством обращения.                   
                                                                                
Если это только средство для того, чтобы вкладывать деньги в золото, которое    
более-менее всегда стабильно в своей стоимости, то нужен ли нам тогда этот      
закон, потому что во все времена - и десять лет назад, и двадцать -             
выпускались и золотые, и платиновые монеты, их покупали. Номинал... написано    
"рубль", а платили 70 рублей за монету. Зачем тогда этот закон нужен?           
Центральный банк имеет право выпускать такие монеты.                            
                                                                                
Я считал, что смысл заключается совершенно в другом: действительно              
выпускается платежное средство, Центральный банк регулирует, вернее, дает,      
вводит отношение к доллару, рублю, евро, как здесь написано. Но кроме того,     
написано, что надо привязываться к Лондонской бирже. Может, в данном случае     
Христенко был прав, когда давал такое свое заключение?                          
                                                                                
Я думаю, что то, что произошло в 1921-1922 годах... Мы изучали эти документы,   
тогда правительство России, или Советского Союза, вынуждено было пойти по       
этому пути. Одновременно ходили и золотой червонец, и обесцененные рубли, и     
постепенно, постепенно всё встало на свои места.                                
                                                                                
Может быть, какое-то время будут ходить параллельные деньги, но мы же должны    
находить пути, как уходить от долларовой зависимости. Неужели нас это не        
интересует? Неужели мы не боимся последствий?                                   
                                                                                
Я предлагаю все-таки поддержать этот проект закона, и давайте поработаем,       
подготовимся ко второму чтению. Если мы не найдем решения, вот именно способа   
хождения этой монеты, тогда мы, как говорят, зарубим во втором чтении. Но       
сегодня все-таки надо найти, попробовать найти такое решение, которое и         
сегодня, и завтра будет крайне необходимо для нашей страны.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто от Правительства?                                                           
                                                                                
Логинов Андрей Викторович, пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты!                
Правительство направило отрицательное заключение, достаточно                    
аргументированное, на данный законопроект. Законопроект это не новый, не        
свежий, он, в общем-то, был подготовлен более двух лет назад, и сегодняшние     
экономическое состояние и динамика экономического роста, в том числе в          
промышленности, конечно же, несколько иные, они более оптимистично              
воспринимаются, чем те, которые существовали в стране, когда авторы             
предлагали такую радикальную меру, как изменение системы денежного обращения.   
                                                                                
Я разделяю, в общем-то, опасения, которые прозвучали во время выступления       
Николая Николаевича Гончара, и хотел бы добавить, что, действительно,           
экспериментировать с золотыми слитками, пускать их в денежное обращение, не     
взвесив всех возможных последствий, - это крайне неэффективный способ решения   
тех проблем, которые, по мнению авторов законопроекта, связаны с излишней       
долларизацией наших рыночных отношений и нашей экономики.                       
                                                                                
Я согласен в то же время с теми примерами, которые приводили, в частности       
касающимися недостаточной изученности аргентинского кризиса и аналогичных       
ситуаций, которые развиваются сейчас в Европе в связи с принятием единой        
валюты, единой европейской валюты. Но то, что сказал Николай Иванович,          
сославшись на то, что подобного рода инструмент станет эффективным механизмом   
регулирования денежной системы и ее совершенствования, причем этот механизм     
будет полностью находиться в руках Центрального банка как главного регулятора   
этой системы... В этой связи я хотел бы напомнить о том заключении, которое     
направил Центральный банк на данный законопроект. Он называет идею выпуска в    
обращение в Российской Федерации монет из драгоценных металлов сомнительной.    
Хотелось бы зачитать финальный абзац: "Уместно также напомнить, что до          
решения таких фундаментальных проблем российской экономики, как хронический     
бюджетный дефицит, кризис неплатежей и государственной задолженности, низкая    
эффективность реального сектора экономики, любые радикальные изменения в        
денежном обращении могут только усугубить их остроту".                          
                                                                                
Все те причины, на основании которых авторы пояснительной записки предлагают    
принять данный законопроект, по сути дела, при реализации закона только         
усугубят те кризисные, проблемные явления, которые сегодня еще наблюдаются в    
экономике, в ее реальном секторе и, конечно, в системе денежного обращения.     
                                                                                
Правительство не поддерживает законопроект.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента Александр Алексеевич Котенков.                         
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Для начала я хочу позволить себе небольшой исторический   
экскурс, чтобы развеять миф о всесильности золотого червонца в Советской        
России.                                                                         
                                                                                
Вот здесь был задан вопрос: сколько стоит доллар? Имелось в виду, доллар как    
бумажка. Да, он ничего не стоит. Но стоит он ровно столько, сколько стоят       
активы государства, ибо бумажные ассигнации обеспечиваются активами             
государства. И деньги стоят столько, сколько государство может выставить        
обеспечения этих ассигнаций.                                                    
                                                                                
Когда после революции активы государства ничего не стоили - экономика была      
разрушена, то и деньги советские, выпущенные изначально, ничего не стоили.      
Вспомните, когда наравне с советскими ассигнациями ходили и керенки, деньги     
вообще несуществующего государства, и царские деньги, и петлюровские, и         
омские, и колчаковские и так далее, они ничего не стоили. И вот тогда           
возникла идея выпустить деньги, которые чем-то хотя бы были обеспечены. У       
государства был некий золотой запас.                                            
                                                                                
Кстати говоря, вы можете у коллег спросить: золотого червонца в виде монеты     
никогда не было. Была красная ассигнация, на которой было написано: "Золотой    
червонец". Вот эти ассигнации обеспечивались золотым запасом государства, и     
эту ассигнацию можно было обменять на эквивалентный кусочек золота, но не       
было золотых монет в Советской России! И когда экономика России начала          
подниматься, Советской России, появилось некое материальное обеспечение, вот    
тогда от золотого червонца начали переходить к обычным ассигнациям без          
золотого обеспечения, но обеспеченным всей экономической мощью Советского       
государства. Это так, так сказать, чтобы не заблуждались, будто в Советской     
России ходили золотые монеты. Да, были серебряные монеты мелкие, номинал        
которых примерно соответствовал его товарной стоимости.                         
                                                                                
Теперь собственно об обсуждаемом законе. Здесь уже говорилось о том, что        
номинал монеты из драгоценного металла и товарная стоимость заключенного в      
этой монете металла - это разные понятия. Сидящие в этом зале бывшие народные   
депутаты РСФСР помнят, когда на съездах народных депутатов РСФСР нам            
продавали юбилейные серебряные монеты примерно такого размера достоинством в    
3 рубля и в 5 рублей, но платили мы за них соответственно 30 рублей и 50        
рублей. Вопрос: кто-нибудь из вас пошел в магазин и купил на эту монету, на 3   
рубля, ну, скажем, извините, по тем ценам бутылку водки? Нет. Ты заплатил за    
нее 30 рублей, а на ней написано "3 рубля". То есть это не средство платежа,    
это средство накопления, если хотите. Ну а вообще они продавались как           
коллекционные, да? Теперь представьте себе... Вот здесь раздавались голоса:     
ну давайте выбьем на ней номинал, равный товарной стоимости металла. Вот она    
стоит 30 рублей, эта монета, ну и выбей на ней "30 рублей". Здесь говорилось    
уже неоднократно, что стоимость драгоценных металлов - величина непостоянная,   
котировки и, соответственно, цены постоянно меняются. Вот если на ней           
написано "30 рублей", то ее стоимость в разные периоды будет разная: в          
какое-то время меньше 30 рублей, в какое-то время больше 30 рублей. Вопрос:     
вы что, будете выжидать, когда ее товарная стоимость станет меньше, а на ней    
написано "30", и пойдете отдавать ее как 30 рублей? А возьмут ли ее у вас?      
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, в любом случае, если мы выпускаем монеты     
из драгоценных металлов, мы вынуждены будем поступать с ними так же, как с      
долларом: если сегодня котировка металла выше, чем номинал монеты, я пойду в    
обменный пункт, сдам эту монету и получу на нее рубли. Если в этот момент       
товарная стоимость ниже, я ее придержу, пока эта товарная стоимость не          
вырастет. И в любом случае монеты из драгоценных металлов превращаются в        
средство накопления, а не в средство платежа. Поэтому данный закон совершенно   
бессмысленен.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Леонидович, заключительное слово.   
Обсуждение было очень подробным.                                                
                                                                                
КРУГЛИКОВ А. Л. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я прежде      
всего благодарю всех, кто принял участие в обсуждении данного законопроекта,    
высказал свое мнение по поводу этого законопроекта. Я бы не считал, Александр   
Алексеевич, бессмысленным сам факт разработки данного законопроекта,            
обсуждения сегодня в Государственной Думе его. Если бы мы действительно         
столкнулись с бессмысленным подходом, очевидно, не было бы вот такой живой      
дискуссии.                                                                      
                                                                                
А теперь по существу. Видимо, не случайно в Соединенных Штатах Америки в 1947   
году было принято решение о создании государственной финансовой резервной       
системы и у Президента Соединенных Штатов Америки есть право в 24 часа ввести   
в действие совершенно новую валюту. Таким образом, там действительно думают о   
всевозможных коллизиях, в том числе и в финансовой сфере, чтобы обезопасить и   
свое государство, и свой народ. У нас резервной системой на протяжении вот      
уже десятилетия является доллар, о чем сегодня неоднократно здесь говорилось.   
                                                                                
Я не могу не согласиться с вами, Александр Алексеевич, и со своим товарищем     
по фракции Анненским относительно того, что, конечно, не пойдет гражданин с     
золотой монетой, где выбит соответствующий номинал, в продуктовый магазин в     
надежде на то, что по этому номиналу он что-то приобретет. Конечно, он будет    
обращаться в обменный пункт, ровно так же, как обращаются сегодня и с           
долларами. Не идут за буханкой хлеба со стодолларовой или десятидолларовой      
купюрой те, у кого они есть. Речь идет именно об этом. Но мы действительно      
даем право, рыночное право, еще раз подчеркиваю, своим собственным              
согражданам выбирать, где и как себя обезопасить: за счет доллара или за счет   
монеты, которая имеет соответствующую ценность и которая при всём при этом      
является не только товаром, но и платежным средством. Ровно так же, как и       
доллар является таковым.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Игорь Александрович, несколько слов с    
места. (Шум в зале.)                                                            
                                                                                
Что делать? Процедура...                                                        
                                                                                
АННЕНСКИЙ И. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Ну я еще     
раз хотел бы повторить, что комитет рекомендует отклонить указанный             
законопроект. И как мне кажется, действительно столь живое обсуждение           
продемонстрировало довольно большое, так сказать, смятение, которое есть        
сейчас в рядах депутатов, и, может быть, недопонимание достаточно, на мой       
взгляд, простой вещи. Ведь вся проблема, которую мы обсуждаем, состоит в        
одном: будет ли на монете выбито "10 рублей" при том, что она будет стоить      
миллион? Вот если бы авторы готовы были отказаться от того, чтобы монета, на    
которой написано "10 рублей", принималось бы в платежи как 1 миллион рублей,    
у нас не было бы столь живого обсуждения. Мне кажется, что очень правильная     
идея создать средства накопления, создать альтернативу доллару и так далее      
может быть решена в первую очередь через налоговое законодательство и потом,    
может быть, через дополнительный закон об обращении мерных слитков, а также     
жетонов, монет, чего угодно из драгоценных металлов высокой чистоты, но при     
этом ни один из этих инструментов не должен быть средством платежа.             
                                                                                
Ну и еще раз напомню, что по Конституции не законодательная власть, не          
исполнительная, а только Центральный банк может эмитировать средства платежа.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять... (Выкрики из зала.)           
                                                                                
По мотивам - депутат Буткеев.                                                   
                                                                                
БУТКЕЕВ В. А. Прошу у коллег прощения, если задерживаю кого-то, но не могу не   
сказать о том, что я полностью в данном случае согласен с Александром           
Алексеевичем Котенковым. Но я не хочу эквивалент иметь в виде американского     
доллара, изготовленного американским рабочим из американских материалов. И я    
хочу так же точно в обменник идти и свою монету, золотую (если мне даст такое   
право государство), изготовленную из российского золота (или серебра)           
российским рабочим на российском предприятии... Я так же точно буду ее          
использовать в качестве промежуточного средства платежа, как сегодня            
обращается в нашей стране доллар. Сегодня доллар - это промежуточное средство   
платежа.                                                                        
                                                                                
И не пугайтесь, что на монете из серебра или золота стоит одна цифра... На      
стодолларовой бумажке стоит "100", а вы за нее получаете 3 тысячи в обменнике   
- тоже не сходится по цифрам. Где же ваша математика? Но вы не пугаетесь этой   
разницы в цифрах, а здесь почему-то испугались. Так я призываю моих коллег не   
бояться этого, а сделать промежуточное платежное средство. Наш российский       
рубль, золотой, серебряный, бумажный, будет основным платежным средством, а     
это будет промежуточным. И будут обменники, где вы поменяете монету из          
серебра, на которой будет "3 рубля" стоять, на ее номинальную стоимость,        
пойдете и купите булку хлеба, и вы тогда уйдете от долларовой бумажной          
американской зависимости. Не потому, что я против Америки или доллара... Но я   
хочу иметь свою твердую денежную единицу, российскую, в которой                 
заинтересованы сегодня наши товаропроизводители, наши горняки, золото- и        
серебродобытчики и многие из тех, кто косвенно их обслуживает и работает        
вместе с ними. Что в этом плохого? Давайте попробуем.                           
                                                                                
Я же не предлагаю сразу в трех чтениях и в целом... Давайте начнем с первого    
чтения. В процессе работы ко второму чтению мы найдем решение, я уверен, и      
согласованное с Центробанком, и в соответствии с Конституцией, но мы заставим   
все-таки уважать нашу национальную валюту и не привязываться так, как в         
Аргентине, к американской.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Анатольевич, спасибо вам, но это уже не по       
мотивам.                                                                        
                                                                                
Давайте голосовать. Все выступили?                                              
                                                                                
По мотивам - депутат Костин.                                                    
                                                                                
КОСТИН Г. В., Агропромышленная депутатская группа.                              
                                                                                
Я хотел просто возразить товарищу Котенкову, или господину Котенкову. Он        
сказал здесь, что доллар обеспечен материальными ценностями. Один из сорока,    
чтобы все знали.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении?   
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              149 чел.             33,1%                        
Проголосовало против           27 чел.              6,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    176 чел.                                          
Не голосовало                 274 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.