Заседание № 10
10.03.2000
Вопрос:
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (о процедуре назначения на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов и районов; внесен членом Совета Федерации Р. С. Аушевым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3839 по 4867 из 6282
Так, следующий вопрос. По вопросу 12 представитель пока не подошел. Мы переходим, если вы не будете возражать, к вопросу 13: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (о процедуре назначения на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов и районов). Доклад члена Совета Федерации Руслана Султановича Аушева. Пожалуйста. АУШЕВ Р. С., член Совета Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Поправки к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" мною были внесены на основании анализа, который мы провели, той жизни, того опыта, который имеется на сегодняшний день после принятия закона "О прокуратуре Российской Федерации". Смысл поправок заключается в том, чтобы разделить... То есть механизм согласования при назначении прокуроров всех уровней: начиная от прокурора субъекта Федерации и кончая всеми остальными прокурорами, которые назначаются Генеральной прокуратурой в системе Генеральной прокуратуры. Вы знаете, что назначение кадров прокуратуры - это совместное ведение. И никто в Российской Федерации не может ответить, каков механизм этого согласования. И когда начинают согласовывать этот вопрос, каждый его трактует по-своему. Это вызывает противоречия, ненужный накал страстей между федеральным центром и субъектами Федерации. Я бы хотел сразу сказать вот о чем. Многие просто понаслышке говорят, что, мол, Республика Ингушетия хочет подчинить себе какие-то там судебные органы или правоохранительные органы. Ни в коем случае, мы этого не хотим. Но мы хотим разделить полномочия, чтобы четко все понимали, кто за что отвечает. Почему? Потому что, когда вы баллотировались в депутаты, одними из острейших вопросов, которые перед вами ставили избиратели, были вопросы о борьбе с преступностью и об общественной безопасности. И когда мы сегодня сталкиваемся с этой борьбой, конечно, важное значение имеет то, как работает прокуратура и судебная система. Я согласен с независимыми судьями, мы согласны с тем, что должна быть вертикаль прокуратуры. Но если сегодня местные органы власти не будут как-то воздействовать на работу - вот это, я уверен, закладывалось, когда писалось о совместных полномочиях, - то никакой работы не будет. Я вам могу тысячу примеров привести, как можно любое дело развить, только по одной республике. И для вас не секрет, что сегодня коррупция в Российской Федерации процветает. А когда она процветает в органах судебной системы, в прокуратуре и в других правоохранительных органах, никого мы никогда не защитим и преступность будет только процветать. Мы хотели разделить полномочия. То есть, другими словами, прокурор республики, верховный суд республики назначаются федеральным центром. Но я не могу понять: почему народный судья, элементарный городской народный судья - или района, или города - сегодня должен назначаться федеральным центром? Даже в советское время... Вот Анатолий Иванович Лукьянов был Председателем Верховного Совета Советского Союза, он вам скажет, что районные и городские суды назначались верховными советами республик или другими представительными органами власти субъекта Федерации... утверждались, утверждались, или избирались населением. Поэтому у нас была такая задача. Но мы о судебной системе сейчас не говорим, мы говорим о механизме назначения, то есть как согласовывается. Яркий пример в Российской Федерации непрописания этого механизма согласования: Скуратов - Генеральный прокурор Российской Федерации. Мы уже в течение года живем практически... то ли есть у нас Генеральный прокурор, то ли нет Генерального прокурора. И никто не знает, как он отстраняется, сколько раз может вносить Президент, как это согласовывается и все остальное. Вот эта тупиковая ситуация привела к тому, что в Российской Федерации Генеральная прокуратура практически парализована. Поэтому я бы хотел еще раз отметить, что мы не хотим ничего под себя подминать. Я бы не хотел, чтобы некоторые это толковали как сепаратизм и попытки что-то сделать. Я понимаю сепаратизм - если бы, допустим, субъект Федерации, та же Ингушетия, объявил свой уголовный кодекс или ввел бы какие-то новые суды. Мы хотим только разделить ответственность и поэтому вносим механизм согласования того или иного прокурора, начиная с субъекта Федерации и кончая всеми остальными, которые работают в этой системе, всего лишь механизм. И поэтому прошу вас эти поправки утвердить. Если есть вопросы, Любовь Константиновна, я готов ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Пожалуйста, депутату Коломейцеву Николаю Васильевичу, фракция КПРФ, включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Руслан Султанович, не кажется ли вам, что принятие вашего закона приведет к дальнейшей суверенизации и вообще к разложению системы прокуратуры? Сегодня, если посмотреть, во многих регионах... Ну, в общем-то, многие, с моей точки зрения, преступные орггруппы как раз управляются оттуда. А если это в регионе делать, то вообще будет куча шаек и больше ничего, никакой власти. АУШЕВ Р. С. По нашим поправкам всех прокуроров назначает Генеральный прокурор Российской Федерации. Никто его не назначает - ни президент республики, ни верховный совет республики - назначает Генеральный прокурор. Но процедура согласования заложена в проекте этих поправок, то есть согласование, окончательное решение - за Генеральным прокурором. Но ведь так же тоже нельзя: по целому году согласовывать одного представителя республики (ну, образно говоря)! Потому что, я знаю, есть какие-то свои течения в Генеральной прокуратуре, есть там свой мир, в этой Генеральной прокуратуре. И когда вот мы, республика, говорим: учтите наше мнение, мы все-таки тоже там отвечаем за многие вещи, и нас тоже критикует население, нас тоже критикуют и федеральные органы власти за то, что там преступность, в этих регионах, и мы просим рассмотреть кандидатуры, которые мы вам предлагаем, - мы слышим: мы рассмотрим, это не ваше дело. Я считаю, что такой подход неправильный в федеративном государстве, многонациональном. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, вопрос. Депутат Мирзоев. Включите микрофон, пожалуйста. МИРЗОЕВ Г. Б., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Руслан Султанович, а как ваша поправка согласуется с Конституцией действующей, с частью 3 статьи 129? Вы, наверное, знаете, что там установлено, что иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Вот как, по-вашему? Это же ваше предложение не согласуется с действующей Конституцией. АУШЕВ Р. С. Извините, вопрос погромче можно? Не слышал. МИРЗОЕВ Г. Б. Я говорю, что ваша поправка, ваше предложение, с моей точки зрения, не согласуются с частью 3 статьи 129 Конституции. Вы знаете об этом, что ваши предложения не согласуются с действующей Конституцией? АУШЕВ Р. С. Все наши предложения согласуются с Конституцией в части статьи 72, в соответствии с которой все кадры правоохранительных органов согласовываются федеральным центром и субъектами Федерации. Иные прокуроры - это, я понимаю, транспортный прокурор, военный прокурор и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще вопросы, пожалуйста, уважаемые депутаты. Вопросов к вам, Руслан Султанович, нет. (Выкрики из зала.) АУШЕВ Р. С. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Михайлов, пожалуйста. Включите депутату Михайлову микрофон. МИХАЙЛОВ А. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Руслан Султанович, а не кажется ли вам, что для начала надо было бы внести, может быть, поправку, которая регулировала бы назначение и освобождение от занимаемой должности Генерального прокурора, а затем, как бы по ступенькам, идти вниз. Вы вот правильно сказали сейчас, у нас же парадоксальная ситуация возникает, когда Президент трижды вносит, Совет Федерации, значит, не дает согласия на освобождение, а дальше... Никому в мире не объяснишь вообще, что это за ситуация в России такая! Поэтому аналогичная система и здесь. Здесь налицо стремление все-таки поставить под контроль работу правоохранительных органов. Или уже тогда другое: Генеральный прокурор предлагает, а законодательное собрание, а не губернатор дает согласие. Вот такая постановка. Как вы относитесь к этому? АУШЕВ Р. С. Мы считаем, что согласовывать надо с одним из органов государственной власти субъекта Федерации, то ли это будет... Ну, конечно, лучше всего, если это будут делать законодательные собрания - вносится кандидатура, они утверждают и передают на утверждение... А почему не пойти параллельно? Мы же за это время, за время действия нашей Конституции, обратили внимание на то, сколько в ней изъянов. Давайте параллельно, я согласен. И мы в Совете Федерации вопрос поднимаем о том, что нужно и с этой процедурой, с Генеральным прокурором... Но время не терпит. Посмотрите, как динамично развивается ситуация, тем более для нас, тех, кто живет на Северном Кавказе. Я вам приведу такой пример. Вот все хотят бороться с похищениями. А как вы будете бороться с похищениями, если сегодня ничего не определено в Уголовном кодексе в отношении ситуации, когда выкупают этих людей? Ведь 70 процентов тех, кто там освобождается, все же выкупают! Вот если бы в Уголовном кодексе было записано о том, что все, кто выкупает, привлекаются к уголовной ответственности, я вам даю гарантию, что этого вала не было бы, того, что сегодня происходит в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще есть вопросы? Фамилию назовите, пожалуйста. Извините, еще не всех, к сожалению, запомнила. Депутату Лотореву включите микрофон, пожалуйста. ЛОТОРЕВ А. Н. Руслан Султанович, только один вопрос - об отношении субъектов Российской Федерации, ведь вы знаете ситуацию в Совете Федерации, где с коллегами работаете. Каковы официальные отзывы на этот законопроект? АУШЕВ Р. С. Я вам скажу так. Когда мы обсуждали этот вопрос в Совете Федерации... Я считаю, что большинство меня поддерживает, и это в интересах всех субъектов Федерации. Я еще раз хочу сказать, поймите, что мы не назначаем (последнее слово за Генеральным прокурором), но мы просим, чтобы учли наше мнение. И это мнение должно учитываться вот в этом механизме. Ни больше ни меньше. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще есть вопросы? Фамилию назовите свою. Депутат Омаров, пожалуйста. ОМАРОВ Г. З., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Руслан Султанович, вы уверены, что после внесения изменений, этих поправок, на Северном Кавказе укрепится порядок? АУШЕВ Р. С. Нет, не уверен, потому что, чтобы на Северном Кавказе был порядок, там такой комплекс мероприятий нужно провести на всех уровнях - Президент, Правительство, Федеральное Собрание! И вообще, это отдельная тема, о которой можно до утра говорить. Но это один из маленьких шажков к тому, чтобы хоть как-то воздействовать на то, что сегодня происходит. Я думаю, что вы тоже прекрасно знаете, что сегодня нет проблемы в Российской Федерации в том, чтобы развалить любое дело. Нет проблемы! Есть одна проблема - сколько заплатить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Может быть, мы тогда запишемся на вопросы? Вопросы поступают и поступают. Давайте запишемся на вопросы, уважаемые депутаты. Прошу включить систему записи. Запишитесь, пожалуйста. У нас еще есть содокладчик - депутат Илюхин, а Руслан Султанович, если что, нам еще ответит потом на вопросы. У нас по этому вопросу есть содокладчик - Виктор Иванович Илюхин, а запись на выступления и на вопросы мы перенесем на время после выступления Виктора Ивановича. ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает отклонить данный законопроект по следующим причинам. Во-первых, законопроект действительно серьезно противоречит статье 129 Конституции Российской Федерации. И я не могу согласиться с уважаемым Русланом Султановичем в том, что процедура назначения прокуроров, тем более прокурора субъекта Федерации, достаточно запутанна. Она достаточно отрегулирована и статьей 129 Конституции Российской Федерации, и законом "О прокуратуре Российской Федерации". Почему противоречит? Часть 3 статьи 129 Конституции Российской Федерации прямо говорит, что назначение прокуроров Российской Федерации может производиться по согласованию только лишь в одном случае - в случае назначения прокурора субъекта Федерации. И никакого другого исключения Конституция Российской Федерации не содержит. Я не могу согласиться с той ссылкой, которую делает представитель субъекта Федерации. Да, вопросы борьбы с преступностью относятся к совместному ведению и субъектов Федерации, и Российской Федерации. Я это не оспариваю. Но Комитет по безопасности обращает внимание на то, что прокурорский надзор не является тем, так сказать, органом, который непосредственно задействован в борьбе с преступностью. Прокурорский надзор - это достаточно сложная материя, и назначение кадров в системе прокуратуры со ссылкой, как предлагается здесь, на статью 72 недопустимо. Прокурорский надзор - это специфическая отрасль, специфическая деятельность в сфере правоохранительных органов. Да, мы согласуем назначение работников правоохранительных органов - и МВД, и налоговой полиции, и таможенных органов и так далее, но только не прокурорских работников, за исключением того изъятия, которое сделано у нас здесь, в статье 129. Обсуждаемый законопроект, бесспорно, будет противоречить статье 4 закона "О прокуратуре Российской Федерации", а статью 4 этого закона заявители законопроекта не предлагают изменить. Статья 4 говорит о принципах формирования и деятельности прокурорского надзора. И если вы согласитесь с принятием этого законопроекта, то, конечно, принципы деятельности - независимость, самостоятельность и единство прокурорского надзора - будут, бесспорно, нарушены. При обосновании правомочности внесения законопроекта иногда ссылаются на часть 5 статьи 129, где говорится о том, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются дополнительным законом, федеральным законом. Но, я подчеркиваю, полномочия, организация и порядок деятельности это не то же, что формирование, а точнее, определение, назначение руководителей прокуратур. Часть 5 о назначении прокурорских работников абсолютно не упоминает. Исходя из этого, мы, Комитет по безопасности, и предлагаем данный законопроект отклонить, как не соответствующий статье 129 Конституции Российской Федерации. Я бы хотел еще раз отметить: и в плане назначения, освобождения Генерального прокурора не столько неясностей, как иногда говорят. Ведь статья 12 закона "О прокуратуре Российской Федерации" четко прописывает: если кандидатура Генерального прокурора отклонена Советом Федерации, то Президент Российской Федерации должен в течение 30 дней представить новую кандидатуру. Вот и вся проблема, она так решается. И в субъектах Федерации. Мы ведь тогда, когда принимали закон "О прокуратуре Российской Федерации", в его статье 13 пошли на очень дипломатичную, я бы сказал, запись: порядок согласования устанавливается такой, или принимается такой, который установлен в субъекте Федерации. Если субъект Федерации установил, что необходимо согласование кандидатуры прокурора субъекта Федерации и с законодателем, и с исполнителем, - да, вступает в действие этот порядок, если только с законодателем - действует этот порядок. Внимательно прочтите данный законопроект и сопоставьте его с другими законодательными актами. Я считаю, что законопроект не имеет права на существование и принятие нами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. К Виктору Ивановичу, пожалуйста, вопросы. (Выкрики из зала.) По ведению? Олег Викторович, я так поняла, что мы на вопросы записались, а будут выступления. Вопросы мы уже закончили. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, хорошо, сейчас перезапишемся на вопросы к Илюхину. Пожалуйста, включите еще раз запись на вопросы по данному законопроекту. Прошу определиться. И побыстрее, пожалуйста, ускорьте запись, а то уже у нас время заканчивается, десять минут осталось. Список нам, пожалуйста, покажите. Начинаем вопросы, Виктор Иванович, к вам. Драпеко, пожалуйста, включите микрофон. ДРАПЕКО Е. Г., Агропромышленная депутатская группа. Я должна согласиться с товарищем Илюхиным в той части, что мы нарушим, конечно, принцип разделения властей. Я думаю, Государственная Дума уже не раз отмечала, что наши судебные органы и прокурорские органы зависят от исполнительной власти по очень многим параметрам, вплоть как бы до давления на бытовом уровне - дать, не дать квартиру, помещение для работы. И таким образом, приняв такой закон, мы законодательно закрепляем эту зависимость прокуратуры от исполнительного органа субъекта Федерации. Должна сказать, что речь идет не только о Генеральном прокуроре, правильно, и не только о прокуроре субъекта... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, Елена Григорьевна, сейчас вопросы. ДРАПЕКО Е. Г. Я хочу знать, правильно ли я понимаю, что речь идет о всей прокурорской системе субъекта Федерации? ИЛЮХИН В. И. Да, речь идет действительно о всей системе прокурорского надзора, о прокурорах районов, городов, которые назначаются напрямую Генеральным прокурором по представлению прокуроров субъектов Федерации. Это обеспечивало независимость и самостоятельность прокуроров городов и районов в отстаивании интересов, и в первую очередь интересов Федерации, я бы так сказал. А тогда, когда назначение прокуроров городов и районов субъектов Федерации также будет согласовываться с руководителями исполнительной или законодательной власти субъектов Федерации, конечно, о какой-либо серьезной объективности прокурорского надзора речь уже можно не вести. Я уже высказывал свою точку зрения, свою позицию о том, что статья 129, которая предусматривает согласование кандидатур прокуроров субъектов Федерации с субъектами Федерации, ущербна в целом с точки зрения отстаивания законности и наведения правопорядка в стране. Но такова есть Конституция, и нам по ней жить до тех пор, пока мы не внесли изменения в эту Конституцию. Но идти дальше в разрушении самостоятельности прокурорской системы недопустимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос депутата Морозова. Включите микрофон. МОРОЗОВ О. В. Виктор Иванович, все-таки проясните, пожалуйста, вашу позицию и позицию комитета, чтобы она была более понятна. Каков же все-таки главный мотив отклонения данного закона и вами, и комитетом? Это все-таки ваше толкование статей 129 и 72 Конституции и их коллизия (с чего вы, собственно, начали) - главный мотив того, что вот этот закон не соответствует Конституции? Если это так, то это достаточно сомнительный аргумент, поскольку можно по-разному толковать, в частности, статью 129. Или все-таки для вас приоритетом являются другие аргументы? Ну, вот вы, в частности, сказали, что это разрушает единую систему прокурорского надзора. Если это главный аргумент, то как он сообразуется с тезисом законопроекта о том, что назначает-то все равно Генеральный прокурор? За ним последнее слово: не хочет он данную кандидатуру... Как бы ни согласовывали, он назначает. Так в чем тогда разрушение этой единой системы? ИЛЮХИН В. И. Ну, во-первых, я еще раз хочу сказать, что здесь не формальное несоответствие дало нам основание дать такое заключение о недопустимости принятия подобного закона. Не формальное, а сущностный момент, который мы должны хорошо усвоить: если согласование прокуроров районов, городов будет идти в таком же порядке, то единая система прокурорского надзора будет разрушена. У нас сегодня в Российской Федерации, наверное, остался единственный федеральный орган, который сцепляет Федерацию вот этим обручем - обручем прокурорского надзора. Это первый момент. Тогда будет понукание, тогда Генеральный прокурор может никогда не назначить прокурора, потому что любой отклоненный прокурор, или любая кандидатура, отклоненная Генеральным прокурором, будет снова заменена угодной для субъекта Федерации кандидатурой. И тогда, вот при том механизме, который нам предлагают, назначение, простите меня, будет длиться и год, и два, и три и так далее, и так далее. Я еще раз обращаю внимание: формальных нарушений Конституции не может быть к тому же. В Конституции жестко прописано: согласование только прокурора субъекта Федерации. И никаких других прокуроров, никаких других начальников управлений прокуратуры, прокуратуры области, края и Федерации. Поэтому я считаю, что если мы сделаем такой шаг, то действительно мы нарушим единую систему прокурорского надзора. Это достаточно ущербный будет момент в целом для законности и правопорядка в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Кругликову прошу включить микрофон. Ваш вопрос. КРУГЛИКОВ А. Л. При всем уважении к Руслану Султановичу я согласен с теми мотивами, которые высказал Виктор Иванович. А сейчас к нему вопрос. Ситуация в системе прокуратуры, в системе правоохранительных органов в целом крайне непростая. Могу не понаслышке говорить, поскольку общался и с работниками Генеральной прокуратуры, и с сотрудниками региональных прокуратур, о том, что зачастую где-то довлеют политические мотивы, даже надбавки к заработной плате в Генеральной прокуратуре начали определять исходя из этих принципов. С вашей точки зрения, Виктор Иванович, что необходимо сделать в законодательном плане, чтобы с этой практикой в конце концов покончить, чтобы статус-кво был восстановлен и прокуратура выполняла те функции, которые она обязана выполнять по закону? ИЛЮХИН В. И. Я хотел бы, уважаемый коллега, обратить внимание на два момента. Конечно, надо было восстановить тот принцип, по которому формировалась советская прокуратура. Все прокуроры назначались Генеральным прокурором, и все проблемы тогда снимались, и не было, как говорится, вот этого согласования и прочего. Это действительно специфический, уникальный орган в системе правоохранительных органов. Это один момент. Второй момент. Я хочу сказать, что надо просто неуклонно соблюдать хотя бы те, может быть даже несколько ущербные, законы, которые мы принимаем. Я бы хотел сказать, что прокуратуру надо вывести из-под политического влияния. Надо сделать так, чтобы прокуратуру не понукали и ею не командовали, закрепить ее независимость. А все остальное, я бы сказал, не совсем к нашему предмету обсуждения и относится-то. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мирзоев, ваш вопрос. МИРЗОЕВ Г. Б. Как вы считаете, уважаемый Виктор Иванович, поставили бы в субъекте Федерации этот вопрос - о внесении поправок в закон о прокуратуре, если бы прокуратура наряду с функцией прокурорского надзора не была бы наделена, так сказать, функцией расследования преступлений? Вот в части аргументации ваше мнение хотелось бы... ИЛЮХИН В. И. Ну если вы хотите знать мою точку зрения, речь идет о создании единого следственного комитета. Это проблема, которую мы обсуждали и в Советском Союзе, и в России уже лет 30. Я не был сторонником создания единого следственного комитета и никогда не буду сторонником этой идеи. Хотя сегодня следственный комитет МВД расследует уже 80 процентов, почти 80 процентов, всех уголовных дел. Но я считаю, что если прокурор, как говорится, око государево, отвечает за соблюдение законности, то в его распоряжении должны быть все средства для восстановления законности, в том числе и следственный аппарат. Пусть он будет небольшой, пусть он будет заниматься только лишь расследованием должностных преступлений, но он должен быть у прокурора. Конечно, с прокурора нельзя требовать ответственности за борьбу с преступностью. Вот здесь мы перегибали палку, и тогда прокурор впрягался в одну упряжку вместе с министром, с работниками МВД и отвечал за эти показатели. Надо давно эту порочную практику прекратить. Моя позиция такова. А что касается того, будут ли ставить субъекты Федерации этот вопрос, я хочу сказать, что за семь лет вот это первое подобное предложение, которое поступило от Республики Ингушетия. Хотя хочу уточнить - второе, первое мы отклонили. Вот это второе, по сути дела, находится в преломлении того первого. Но я бы хотел сказать, уважаемые мои коллеги, что, наверное, не было бы и подобных заявлений, если бы у нас в 63 субъектах Российской Федерации не отмечалось расхождение уставов и конституций с Конституцией Российской Федерации. Сегодня и Конституция Республики Ингушетия противоречит Конституции Российской Федерации в той части, когда прокурор субъекта Федерации назначается по представлению Президента Российской Федерации, а не по согласованию с государственными органами субъекта, то есть Республики Ингушетия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, наступило время перерыва, 14 часов, а нам осталось закончить работу над этим вопросом и выслушать информацию по просьбе депутата о посещении Качканарского горно-обогатительного комбината. Как мы поступим? Продолжим работу? Продлим время? Тогда проголосуем за то, чтобы продлить работу до окончания рассмотрения вопроса, который сейчас у нас стоит в повестке дня, и выслушать информацию депутата. Прошу вас за это проголосовать. Включите, пожалуйста, систему голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 57 сек.) Проголосовало за 217 чел. 48,2% Проголосовало против 39 чел. 8,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 256 чел. Не голосовало 194 чел. Результат: не принято Предложение не проходит. Объявляем перерыв? Может быть, переголосуем? Депутаты, осталось двое выступающих. Ну что мы сейчас... Вопрос вообще останется открытым. Давайте переголосуем. Еще раз прошу вас проголосовать за то, чтобы продлить время работы для завершения рассмотрения вопроса, предложенного сегодня Виктором Ивановичем Илюхиным и Русланом Султановичем Аушевым, и выслушать информацию депутата по Качканарскому горно-обогатительному комбинату. Прошу включить систему электронного голосования. Без карточки у нас есть депутаты? Так, покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 05 сек.) Проголосовало за 256 чел. 56,9% Проголосовало против 44 чел. 9,8% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел. Результат: принято Продолжаем работу, спасибо. Так, Виктор Иванович, следующий... По ведению, пожалуйста, депутату Бугере включите микрофон. БУГЕРА М. Е., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Хочу только обратить ваше внимание на то, что осталось двое не выступающих, а спрашивающих. Еще ни один выступающий не выступал. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, не умрете сегодня. Вы давно не были на заседаниях, соскучились уже. Давайте уж сегодня поработаем немножко плодотворнее. Так, пожалуйста, прошу включить микрофон депутату Медведеву для вопроса Виктору Ивановичу Илюхину. Уже нет, да? Есть. Пожалуйста. ЛОТОРЕВ А. Н. Есть, есть. Лоторев - по карточке Медведева. Раз уж так получилось, Виктор Иванович, то извиняйте, как говорят. Я хочу уточнить все-таки для себя. Вот в ответе коллеге Морозову вы сказали, что процедура согласования кандидатуры прокурора может длиться годами. Но ведь пункт 4 статьи 13 данного законопроекта очень четко дополняет: в случае непринятия в указанный срок - один месяц - органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о согласовании назначения или освобождения от должности соответствующих прокуроров Генпрокурор Российской Федерации производит назначение или освобождение самостоятельно. То есть срок очень четкий - месяц. Или мы ошибаемся? ИЛЮХИН В. И. Я хочу в связи с этим сказать так. В статье 129 Конституции Российской Федерации записано: если кандидатура на должность Генерального прокурора отклонена или если вопрос о снятии Генерального прокурора Советом Федерации отклонен, то в течение 30 дней этот вопрос должен быть решен Президентом. То есть Президент должен представить новую кандидатуру. Мы живем с вами уже год без Генерального прокурора. Теперь я хочу ответить конкретно, применительно к этому. Если мы примем с вами законопроект, внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, где порядок, процедура согласования действительно расписаны, тогда все вопросы у нас с вами отпадут. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИЛЮХИН В. И. Я ответил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Следующий вопрос хотел задать депутат Сафиуллин. Я прошу включить ему микрофон. САФИУЛЛИН Ф. Ш., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Виктор Иванович, вам, наверное, известно, что в Соединенных Штатах Америки прокуроры назначаются не по единому принципу, в отдельных штатах они вообще не согласуются с федеральным центром, а назначаются или выбираются на местах. Является ли это, с вашей точки зрения, сепаратизмом, расшатывает ли такое положение государственные устои Соединенных Штатов Америки? И как там с прокурорским надзором - лучше или хуже, чем у нас? ИЛЮХИН В. И. Я хочу сказать, что, конечно, ситуация в Соединенных Штатах Америки и ситуация в России - и политическая, и геополитическая - совершенно разные. Но я бы хотел привести высказывание великого нашего историка Ключевского, который сказал, что попытка перенести западный образец на тело России ничего путного никогда (слепая попытка) не вызовет, кроме как раковой опухоли. Вот это мы должны учесть. Российская Федерация - многонациональная Федерация. У нас субъекты Федерации сформированы по национальному принципу. Вот это и определяет отличие Федерации, нашей Федерации, от Соединенных Штатов Америки. И здесь особенность великая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Виктор Иванович, мы вас, наверное, попросим сесть. И сейчас депутатов я прошу записаться на выступления по данному законопроекту. Прошу включить систему на запись. (Шум в зале.) Нет, мы сначала попросим выступить, кто хочет, а потом будем голосовать. У нас еще не выступали представители Президента и Правительства. Поэтому я прошу включить запись на выступления. Пожалуйста, покажите список. Депутат Сафиуллин, пожалуйста. САФИУЛЛИН Ф. Ш. Уважаемые депутаты, во всех возражениях против обсуждаемого проекта, мне кажется, преобладает тональность недоверия к российским регионам, субъектам Российской Федерации, и властям в этих республиках. Мне кажется, что в федеративном государстве больше должны, может быть, сами субъекты, которые формируют федеральный центр, выражать недоверие к своему федеральному центру, а не наоборот. У нас везде сквозит недоверие к местным властям, к субъектам Федерации. Это совершено неприемлемо. Я предлагаю законопроект, предложенный Аушевым, поддержать и проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон депутату Гребенникову. ГРЕБЕННИКОВ В. В., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, мне кажется, нам, здесь сидящим членам федерального представительного органа, говорить о том, что кто-то собирается унизить, принизить роль местных органов власти или как-то проявить к ним недоверие, по меньшей мере некорректно. Мы с вами члены одного и того же слоя, мы с вами члены представительного собрания. Это первое. И второе, по существу. Я бы хотел обратить ваше внимание на правовую сторону этой проблемы. Мы живем в федеративном государстве. Наш государственно-правовой механизм построен исходя из этого. И пока мы живем в федеративном государстве, мы имеем одно правовое поле, мы имеем одну систему правоохранительных органов - централизованную. Федеративную, но централизованную. И в этой централизованной системе нельзя отказываться от принципа единоначалия, по крайней мере в таких очень важных для соблюдения законности органах, как прокуратура. Ну ясное дело, что как бы мы ни уважали... Мы уважаем, безусловно, всех руководителей субъектов Федерации, но, как бы мы ни относились к ним уважительно, мы не можем сбрасывать со счетов то, что обязательно будет как-то превалировать все-таки стремление поставить в субъекте Федерации или в прокуратуре субъекта Федерации кого-то более близкого по каким-то своим суждениям, намерениям, чем тот, кого предлагает Генеральная прокуратура. Но прокуратура-то и существует ведь для того, чтобы наблюдать за законностью в субъектах Федерации, то есть она как бы изначально чуточку отстраненно и чуточку критично настроена ко всему, что происходит в субъектах Федерации. Это противоречие изначально заложено в самом статусе этого института. Давайте же об этом не забывать. Если мы сегодня отнимем у Генерального прокурора право самому назначать тех своих помощников, которые ему несут информацию, а значит, и нам с вами сюда, в Думу, несут информацию о соблюдении закона, мы существенным образом подорвем федеративные начала устройства нашего государства, закрепленные в Конституции. Именно с точки зрения правовой, мне кажется, вернее, я уверен, мы должны с этой точки зрения отклонить сегодня проект, представленный Русланом Султановичем, хотя я еще раз повторяю, что ни я лично, ни кто бы то ни было другой не должны при этом исходить из позиции принижения роли субъектов Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Барлыбаеву прошу включить микрофон. БАРЛЫБАЕВ Х. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, мне кажется, что здесь имеется логическое противоречие. Прокурор субъекта - республики или субъекта - области согласовывается с Генеральным прокурором, а городские, районные не согласовываются. Это какой-то нонсенс получается, по-моему. И причем получается подмена понятий. Вот тут говорят о сепаратизме, о вреде суверенизации и так далее, о едином правовом поле. По-моему, ни в коей мере речь не идет о сепаратизме, о разрыве единого правового поля, речь идет всего-навсего о согласовывании с местными органами и повышении эффективности работы прокуратуры, эффективности работы правоохранительных органов, потому что из Москвы, где Генеральная прокуратура сама не может годами раскрыть одиозные громкие преступления (на местах более эффективно работают)... Все равно приходится согласовывать, так как, скажем, без главы администрации района районный прокурор все равно не назначается. По статистике, российской статистике, преступность в Ингушетии самая меньшая в России (по-моему, около 600 преступлений на 100 тысяч человек населения) и самая высокая - в других регионах, в Курганской области, в Санкт-Петербурге. В Башкортостане тоже низкий уровень преступности, раскрываются все громкие преступления, политические... раскрываемость высокая. И причем нужно иметь в виду, что за самими прокурорами, к сожалению, Виктор Иванович (наша российская действительность), требуется надзор. Вот у меня есть один район - Борзянский. Там прокурор - и пьяница, и другие нарушения имеет, и приходится его контролировать. И поставили условие, что ему дадут согласие только после того, как он, скажем так, распишется с этой женщиной, с которой сожительствует. Он расписался, потом дали согласие... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это уже личная жизнь прокурора. Давайте не будем вмешиваться. БАРЛЫБАЕВ Х. А. Поэтому я считаю, что не нужно витать в облаках. Ведь маленькую такую просьбу высказывают вам субъекты Федерации, маленькую - согласовывать кандидатуры вот этих прокуроров, назначение прокуроров. И не нужно это подводить под какой-то политический вопрос, потому что, вы знаете, развал Советского Союза начался с того, что маленькая просьба прибалтийских республик о региональном хозрасчете привела в конечном счете к развалу Советского Союза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление Чуева, фракция "Единство". Включите микрофон. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, я здесь хотел бы отметить следующее. Все-таки это действительно азы юриспруденции, что система прокуратуры должна быть независимой и только тогда она сможет реально выполнять свои функции. При всем уважении к правам субъектов Федерации, так сказать, и господину Аушеву стоило бы отметить, что, к сожалению, коррупция сегодня в России - явление очень серьезное. И на уровне субъектов Федерации это действительно потребовало, так сказать, серьезных мер, в том числе мы с вами здесь создали комиссию, которая будет этими же вопросами заниматься. Как прокурор может быть независимым, подавать протесты, как он может, так сказать, следить за расследованием тех или иных уголовных дел, например касающихся тех же самых сотрудников местной администрации и так далее, если он будет согласовываться, а фактически назначаться местной администрацией или законодательным органом? Ну как он сможет действительно чувствовать себя независимым? Давайте правде в глаза посмотрим! Ну о чем мы говорим?! Либо мы в субъекты Федерации передаем всю полноту власти и тогда говорим, что у нас отдельные государства, там вся система прокуратуры своя, начиная с субъекта Федерации и заканчивая районами, городами и так далее, либо мы все-таки живем в едином федеративном государстве. Не стоит об этом забывать! И поэтому эта маленькая, как здесь сказали, так сказать, поправочка, на самом деле несет в себе очень много. И говорить об уровне преступности, что он очень низкий, лучше, наверное, не стоит. Он может быть низким по разным основаниям, например по тем основаниям, что не фиксируются, не регистрируются преступления. Такое тоже может быть. Поэтому давайте здесь не приводить это в пример. Все мы уважительно относимся, так сказать, и к нашей Конституции, и к Федеративному договору, и к разграничению ведения. Но все-таки прокуратура должна быть единой! Уголовный кодекс действует на всей территории Российской Федерации. У нас нет Уголовного кодекса отдельно для каждого субъекта. И поэтому прокуратура должна быть также единой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите микрофон депутату Бугере, пожалуйста. БУГЕРА М. Е. Уважаемые коллеги, те отказы, которые представленный законопроект получил по формальным основаниям, то есть якобы на основании противоречия Конституции, совершенно некорректны. Уважаемый Виктор Иванович Илюхин дважды начинал ссылаться с трибуны на Конституцию, и оба раза он неправильно цитировал статью 129. Там дословно записано: прокурор субъекта Федерации назначается Генеральным прокурором по согласованию с субъектом Федерации и прокуроры городов и районов назначаются Генеральным прокурором. Всё! Никаких там "только", "лишь", "за исключением", "исключительных случаев" - всё! То есть там не написано, что назначается без согласования, а, раз не написано: "без согласования", значит, проведение согласования Конституцией не запрещено, уважаемый Виктор Иванович. И в законе "О прокуратуре Российской Федерации" это вполне может быть прописано. Это не будет противоречить Конституции. То есть ваш формальный довод, ссылка на Конституцию, не состоятелен. То есть остаются только возражения, которые действительно уже носят политизированный характер. Якобы будет разрушена единая система прокурорского надзора, якобы это все приведет к тому-то и к тому-то. Поскольку все это уже здесь говорилось, не буду повторяться. С нашей точки зрения, никакого развала единой системы прокурорского надзора не произойдет в данном случае, произойдет, как уже говорилось, повышение эффективности этой системы. Уважаемый коллега Чуев говорил, что раз у нас будут согласовываться прокуроры, то они не будут независимыми. Так еще один из известных всем классиков сказал, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Уж на что у нас есть должности, казалось бы ни с кем не согласовывающиеся, как, скажем, должность Президента Российской Федерации и так далее, но мы знаем, что даже эти должностные лица не являются независимыми, а зависят от многих людей, от многих структур, от многих обстоятельств. Поэтому все возражения, которые приводятся против данного законопроекта, на мой взгляд, несостоятельны. Наоборот, в пакете с предложением Санкт-Петербурга он составляет довольно-таки единую систему, которая позволяет определенные уровни законодательства упорядочить, заполнить пробелы, поэтому предлагаю данный законопроект поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У вас выступление, депутат Махачев? Подождите, у нас еще двое перед вами. Я предоставляю слово депутату Мирзоеву. Пожалуйста, включите микрофон. МИРЗОЕВ Г. Б. Я первый раз записался, а почему-то не показали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все уже, мы решили эту проблему. МИРЗОЕВ Г. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вы знаете, я хотел бы быть вне политики в данном вопросе и внимательно анализировал и текст Конституции, и положение. Действительно, выступавший передо мной коллега в некотором смысле прав, если иметь в виду, что никто не мешает представителям субъектов Федерации, в частности их руководителям, вносить предложения Генеральному прокурору по кадровым вопросам. Однако о своей точке зрения. И Президент, и Парламент Республики Ингушетия, опираясь на статью 72 Конституции Российской Федерации, предлагают изменить порядок назначения и освобождения от должности заместителей прокуроров субъектов Федерации, прокуроров районов и городов. Я сейчас еще раз внимательно посмотрел пункт "л" статьи 72 Конституции. Она четко очерчивает предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов и устанавливает, что в совместном ведении находятся "кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат". (Кстати, касательно адвокатуры, как замечание: почему-то во всех пенсионных и прочих документах адвокатов еще приравнивают к фермерам или к предпринимателям, что для меня совершенно непонятно.) Эта конституционная норма нашла отражение в законе "О прокуратуре Российской Федерации" в форме согласования с органами государственной власти субъектов Федерации кандидатов на должности прокуроров субъектов Федерации. Назначение на должности заместителей прокуроров субъектов Федерации, прокуроров городов и районов - эти вопросы остались в ведении Генерального прокурора. В данном случае Парламент Ингушетии, ссылаясь на Конституцию России, полагает, что и назначения на должности заместителей прокуроров субъектов Федерации, на должности прокуроров городов и районов должны также согласовываться с органами государственной власти субъектов Федерации и якобы основанием для освобождения этих лиц от должности может служить представление органов власти самих субъектов. Мне представляется, что законодательная инициатива Парламента Ингушетии не может быть поддержана, так как она абсолютно четко противоречит действующей Конституции Российской Федерации. Вопрос о согласовании назначения прокурора субъекта Федерации с субъектом Федерации (здесь правильно говорил Виктор Иванович) прямо предусмотрен частью 3 статьи 129 Конституции страны. Частью 4 той же статьи Конституции установлено: "Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации". Это означает, что никакого согласования с властями субъекта Федерации не требуется. Ранее я говорил, что это им не мешает вносить свои предложения по кадровым вопросам. Я бы мог продолжить. Просто могу сказать так: последствием принятия закона, с моей точки зрения, будет усиление возможности вмешательства местных властей в расследование конкретных уголовных преступлений. Мне хотелось бы еще один момент здесь отразить. Автор предлагаемого проекта, вероятно, ошибочно приравнивает органы прокуратуры к правоохранительным и судебным органам, где решение кадровых вопросов относится к совместному ведению. Это касательно пункта "л" статьи 72 Конституции страны. В связи с этим изменения и дополнения, с моей точки зрения, в закон о прокуратуре не могут быть рассмотрены или могут быть рассмотрены только после внесения соответствующих поправок в Конституцию. Также считаю, что оснований для внесения этих поправок не имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гасан Борисович. Георгий Валентинович Боос снимает свою просьбу о выступлении. Пожалуйста, включите микрофон депутату Махачеву. МАХАЧЕВ Г. Н. Уважаемые коллеги, что мы изобретаем велосипед?! Есть Конституция - и все. Второе: есть работа Владимира Ильича Ленина, в которой он говорит: тамбовских и рязанских прокуроров нет, есть российские прокуроры. Если мы сегодня на это пойдем (ведь и так некоторые субъекты Российской Федерации, главы администраций и губернаторы, ведут себя как удельные князья), если это мы им отдадим, то я представляю, что будет твориться в этих регионах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И последние два слова по данному законопроекту просит депутат Лукин. Пожалуйста, включите микрофон. ЛУКИН В. П. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на то обстоятельство, что субъекты Федерации имеют огромное воздействие на назначение своих собственных прокуроров. Они, именно они выбирают Генерального прокурора. Ведь Генеральный прокурор в нашей стране выбирается губернаторами и руководителями собраний субъектов Федерации по представлению Президента. Следовательно, все остальное находится под их воздействием. Естественно, что Генеральный прокурор должен назначать в субъекты Федерации прокуроров, и таким образом восстанавливается баланс федерализма, а не создается феодальная раздробленность. Поэтому, конечно, к сожалению, мы не можем поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я спрашиваю представителя Президента: есть у него какие-то дополнения, предложения и замечания? Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не могу понять почему, но в выступлениях депутатов все время речь идет о согласовании кандидатур, назначаемых прокурором. Я просил бы вас внимательно вчитаться в текст законопроекта. Там написано: по представлению субъектов Федерации либо по согласованию с ними. Но поскольку порядок будет определять сам субъект Федерации, то я вам даю гарантию, что, как только этот закон будет принят, все субъекты Федерации скажут: по нашему представлению. Кстати, в это же число входит и прокурор субъекта Федерации, что уже прямо противоречит Конституции Российской Федерации. Если здесь какие-то сомнения высказывались по районным и городским прокурорам, то действительно Конституция прямо говорит, что кандидатуры прокуроров субъектов Федерации согласовываются с органами государственной власти субъектов Федерации, но не по их представлению назначаются. Здесь же предпринята попытка именно вот так тихонечко, тихонечко провести порядок назначения прокуроров по представлению субъектов Федерации, что вообще недопустимо. И второе, что я хотел бы сказать. Вот здесь говорилось неоднократно о том, что якобы Дума, отклоняя этот закон, выражает недоверие органам государственной власти субъектов Федерации. Уважаемые депутаты, специфика прокуратуры как надзорного органа как раз в том и состоит, что эти прокуроры надзирают в том числе и за теми самыми органами государственной власти, по чьему представлению предлагается их назначать. Вы прекрасно понимаете, что никакого надзора в этом случае уже не будет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От Правительства Российской Федерации слово предоставляется заместителю министра юстиции Российской Федерации Евгению Николаевичу Сидоренко. Пожалуйста. СИДОРЕНКО Е. Н., заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемые депутаты, Правительство не поддерживает данный законопроект в силу его противоречия Конституции. Об этом очень много говорилось, и мы абсолютно солидарны с аргументами, которые высказывал, в частности, Виктор Иванович Илюхин. Я хотел бы только для вашего сведения обратить внимание на одно очень важное конституционное положение. Я бы просил вас не отождествлять (это очень некорректно) порядок назначения прокуроров разного уровня. Статья 129 исчерпывающе определяет порядок назначения прокуроров всех уровней. И не случайно в Конституции назначение прокуроров субъектов Федерации и других прокуроров разведено по разным статьям. Тем самым Конституция подчеркнула, что прокуроры разного уровня имеют разный порядок назначения и освобождения от должности. Именно поэтому мы считаем, что данное предложение противоречит статье 129 Конституции Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Константин Дмитриевич, у вас что-нибудь есть? Нет. Слово для заключения предоставляем, наверное, Руслану Султановичу. Несколько слов скажите, и мы будем определяться сейчас голосованием по законопроекту. АУШЕВ Р. С. Уважаемые депутаты, спасибо за то, что вы высказали мнения по этому вопросу. Конечно, в Российской Федерации есть одна проблема - это понятие федерализма. В чем была проблема Советского Союза, почему он, к сожалению большому, рухнул? Потому, что никто не знал... Когда мы в последнее время кинулись создавать вот эти союзные законы, тогда уже было поздно. Незнание всего этого может привести к ненужным последствиям. Почему? Потому, что федерализм, федеративное устройство - это, ну, не унитарное государство, хотим мы этого или не хотим! Жизнь совсем другая. Я всегда привожу один пример, тоже по Ингушетии. Я не встречаюсь с тещей. По нашим обычаям я не имею права встречаться. Хоть ругайте, хоть как называйте, по ингушским обычаям ингуш не имеет права встречаться с тещей. Ну такой обычай! Я свою тещу не видел, тестя не видел, не разговаривал. Ну, эту же жизнь вы же никуда не денете, она существует. Сегодня я не могу, допустим, сделать так, как сегодня думают, скажем, в этом зале. На Дальнем Востоке своя жизнь, Дальний Восток сегодня видит Госдуму только несколько часов в сутки: в 15 часов, когда здесь 9 часов, в 16 часов, когда здесь 10 часов. Два часа чиновник московский работает с чиновником с Дальнего Востока. Я служил в Приморском крае, я знаю, как все это происходит. Ну, у нас такая страна! И здесь я не согласен с депутатами, которые говорят: вот кто-то хочет себе подчинить. Я еще раз хочу сказать: согласовать, есть тысяча вопросов. У нас в Российской Федерации 10 начальников, три юриста понимают по-разному одну и ту же категорию. Мы хотим детально ее прописать, чтобы у нас не было никаких вопросов. Назначает Генеральный прокурор. Никто не меняет централизованную систему прокуратуры. Мы же не говорим, что мы сейчас вводим в Ингушетии или там другой субъект Федерации вводит свой Уголовный кодекс. Уголовный кодекс один, суды одни, прокуратура одна, но воздействие другое. Как они могут быть независимыми, если они ходят по этой земле, живут среди нас? Вы что, хотите, чтобы они там вообще были в безвоздушном пространстве? Так этого же не бывает. Эти вопросы тоже сказываются, поэтому мы и внесли... так как они возникают ежедневно, возникают эти вопросы в процессе нашей работы. Они возникают, поэтому мы и хотели, чтобы они были в законодательном порядке оформлены. Ну, не примете этот закон, ну что же делать?! Будем жить по этим законам. Но если бы этот закон так уж хорошо действовал, что, у нас был бы такой уровень преступности или в таком состоянии находилась Генеральная прокуратура? Есть одна вещь, которая мне всегда бросается в глаза: мы как будто за "белых", а все остальные - за "красных". Как коснется дело субъекта Федерации, то чуть ли не сепаратизм, тем более, если речь идет о национальной республике. Да мы сами первые, когда избирались президентами, губернаторами, принимали обязательства перед своим населением в первую очередь бороться с преступностью. Мы же больше, может быть, чем кто-либо, заинтересованы, чтобы был порядок на наших территориях. Мы готовы отвечать, и я готов отвечать перед законом, если нарушаю этот закон, - есть Генеральная прокуратура. Но в Генеральной прокуратуре тоже живые люди, у них тоже есть свои слабости, у них есть другие вещи. Или вот, допустим, бросили тезис: давайте будем назначать сегодня губернаторов! Ну давайте будем назначать. Что будет после этого? Не будем выбирать, мы будем назначать. Сегодня я буду опять зависеть от чиновника, сидящего здесь где-то в Администрации. Не от первого лица - от чиновника буду зависеть! И я заброшу свою территорию. У нас уже была эта ошибка в партии. У нас же были выборы первого секретаря обкома? Были. Ну и что? Это была фикция, вот этого самого выбора-то и не было, и поэтому все в тяжелый момент и рухнуло. Поэтому мы хотим, чтобы сегодня мы зависели от людей, а не от настроения того или иного чиновника, сидящего то ли в Администрации, то ли в Правительстве, то ли в Генеральной прокуратуре. И люди не должны от этого страдать. Мы также любим и уважаем свои территории, свои республики, свой народ, свои края и области. Поэтому это только улучшает... Назначает Генеральный, его приказ будет для нас законом. Но согласовывать с нами надо. Если не будут согласовывать, ну тогда вообще ничего не надо согласовывать. Ну тогда и командуйте из Москвы, и мы посмотрим тогда, что получится! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, учитывая высказанные мнения депутатов, Комитета по безопасности, представителя Президента, представителя Правительства и самого автора законопроекта, прошу вас определиться голосованием по данному законопроекту. Прошу включить систему электронного голосования. Без карточек у нас есть депутаты? (Выкрики из зала.) За проект закона голосуем или не голосуем? Я же объявила: за проект закона об изменениях в закон "О прокуратуре Российской Федерации". Пожалуйста, покажите нам результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 46 сек.) Проголосовало за 32 чел. 7,1% Проголосовало против 231 чел. 51,3% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 266 чел. Не голосовало 184 чел. Результат: не принято Не принимается. Отклоняется законопроект.