Заседание № 56

15.11.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об органах государственной безопасности в Российской Федерации" (внесен депутатом Государственной Думы второго созыва С. В. Скурихиным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 553 по 564 из 6187
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция       
Либерально-демократической партии России.                                       
                                                                                
Я докладчик по пункту 12: о проекте федерального закона "Об органах             
государственной безопасности в Российской Федерации". Законопроект не роздан    
депутатам. Я уверен, что вчера на собраниях фракций он не обсуждался, поэтому   
надо обязательно раздать его. Пускай успеют наши оргслужбы. И на будущее:       
нельзя рассматривать любой закон, если он не роздан депутатам в день            
рассмотрения. Даже если и переносилось рассмотрение несколько раз, все равно    
в день рассмотрения организационный отдел обязан раздать депутатам, иначе они   
будут голосовать вслепую.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1053 по 1124 из 6187
Владимир Вольфович Жириновский предлагает исключить из повестки дня пункт 12,   
в связи с тем что материалы... (подождите, я вам дам слово) ...в связи с тем    
что материалы не розданы депутатам. У каждого депутата есть приписка:           
материалы направлены депутатам 26 октября.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Геннадий Николаевич, я так не ставил вопрос. Упаси бог        
исключать!                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести?                                                
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет, я просто сказал, что вот пункт 12 есть - я автор, я      
докладчик, но нет в подборке материалов к сегодняшнему слушанию этого           
законопроекта. И я уверен, что вчера на собраниях фракций он не обсуждался и    
вообще не раздавался. Я не уверен, что кто-то из депутатов вообще его держал    
в руках. Поэтому я за то, чтобы он оставался в повестке дня, но это уже у нас   
практиковалось неоднократно, когда в день рассмотрения орготдел Думы не         
раздает депутатам материалы. Депутаты не обязаны носить с собой все             
законопроекты, они не знают точно, когда что будет рассматриваться. Но в день   
рассмотрения неужели трудно нам размножить в очередной раз законопроект,        
раздать депутатам? Как они будут голосовать: вслепую? А потом они будут нести   
ответственность за то, что способствовали ослаблению органов государственной    
безопасности. Скажут: а мы не видели законопроекта, а мы не поняли, а мы не     
знаем...                                                                        
                                                                                
Поэтому пусть остается в повестке дня, я просто прошу дать указание             
быстренько размножить законопроект и раздать депутатам.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, мы не собираемся нарушать наш         
Регламент: законопроекты первого чтения раздаются за три дня. А если кому       
надо быстренько, быстренько сбегайте в свои кабинеты и быстренько возьмите      
законопроект.                                                                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ни у кого нет, у депутатов!                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что значит: "ни у кого нет"? Зачем вы говорите за         
депутатов? (Шум в зале.) 26 октября, за три дня, как положено по нашему         
Регламенту, законопроект роздан депутатам. Быстренько!.. Поэтому будем          
рассматривать!                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Финько Олег Александрович.                                          
                                                                                
ФИНЬКО О. А., фракция Либерально-демократической партии России.                 
                                                                                
Но в принципе Владимир Вольфович совершенно справедливо поставил вопрос. Нам    
нужно в день рассмотрения законопроектов все-таки здесь их иметь. Мы потратим   
на это какое-то количество бумаги, но качество работы от этого только           
выиграет. Спасибо.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, Олег Александрович, давайте тогда поменяем наш        
Регламент!                                                                      
                                                                                
По порядку ведения, пожалуйста, депутат Похмелкин.                              
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В., фракция "Союз Правых Сил".                                     
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги!                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Ростиславович, вы загородили...                  
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Я просто хотел бы напомнить всем депутатам, что все материалы   
сегодняшней повестки можно получить вот тут, в кабинете 202 или 204, - и        
никаких проблем!                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот здесь, рядышком, за стеной.                           
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Так что не надо, мне кажется, на ровном месте, так сказать,     
раздувать вопрос.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно.                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3191 по 4178 из 6187
Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский, докладывайте законопроект под       
номером 12 - "Об органах государственной безопасности в Российской              
Федерации".                                                                     
                                                                                
Содокладчик Павел Тимофеевич Бурдуков тоже здесь.                               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это вторая попытка принять закон, касающийся органов          
государственной безопасности. Летом 1997 года был близкий по характеру          
законопроект, он не был принят Государственной Думой. Год назад был внесен      
новый вариант закона. К сожалению, в Комитете по безопасности он пролежал 13    
месяцев (нарушение нашего Регламента) и вот только сейчас представлен           
вниманию депутатов. Это проблема важнейшая. И в статье 2 раскрывается система   
органов государственной безопасности. Начиная с 1917 года по 2000-й,            
практически 83 года, постоянно меняют название этой системы органов. То ВЧК,    
то НКВД, то ГПУ, то МГБ, то соединяют, то разъединяют, то КГБ, то ФСК, то       
ФСБ. То есть издевательское такое отношение к органам государственной           
безопасности. И цель одна - чтобы они не могли выполнять те задачи, которые     
перед ними стоят. Поэтому здесь, в законопроекте, вводится единое название -    
Министерство государственной безопасности. Естественно, раскрывается, где эти   
органы будут находиться территориально, в соответствии с географией страны, и   
функционально, в том числе в Вооруженных Силах.                                 
                                                                                
Необходимость данного закона вызывается тем, что под лозунгом демократизации    
практически были расформированы органы государственной безопасности. Их         
расчленение на ФАПСИ, правительственную связь, на пограничные войска,           
отдельно на Службу внешней разведки не соответствует мировой практике. Нигде    
в мире нет таких органов безопасности, чтобы они существовали в шести           
различных управлениях, имеющих раздельное подчинение, раздельный аппарат. Это   
все равно что разделить цеха автозавода: карбюратор - в одном регионе страны,   
коленчатый вал - в другом регионе страны, колеса - в третьем. Такой             
автомобиль не пойдет. Поэтому подобная система органов государственной          
безопасности привела к ослаблению их функций и к тому, что на территории        
России обосновались спецслужбы всех иностранных государств. И когда депутаты    
Госдумы говорят о больших жертвах на Кавказе, то здесь вина как раз самих       
депутатов Государственной Думы, которые семь лет не хотят принять нужный        
закон об укреплении органов государственной безопасности, ибо только они в      
состоянии предотвращать возникновение этнических конфликтов, конфессиональных   
и просто террор. Террор - это главное орудие будет. Кончились все революции,    
теперь главное - это террор в мире. И отдельные теракты могут предотвратить     
только соответствующие органы государственной безопасности. Ни милиция этого    
не сделает, ни ОМОН, ни дружинники, ни коллективная воля каких-либо органов.    
И последние все факты как раз подтверждают это.                                 
                                                                                
Мы знаем и ситуацию с подводной лодкой "Курск", и пожар на Останкинской         
башне, и теракт на Пушкинской площади, и аресты и задержания лиц, которые       
вдруг через год оказываются невиновными, или, наоборот, годами не могут найти   
виновных, и многие крупные преступления до сих пор не раскрыты, потому что мы   
резко ослабили органы государственной безопасности. Дело дошло до того, что     
некоторые территориальные управления перестали подчиняться центру. Дело дошло   
до того, что в свое время московское управление ФСБ вдруг взяло на себя         
функции по контролю за операцией на Кавказе. И мы видим, чем это кончилось:     
бывший председатель московского отделения ФСБ Савостьянов, вы его хорошо        
знаете, геолог по образованию, оказался в этой системе органов совершенно       
случайно... И случайный человек в системе органов КГБ приводит к миллионным     
жертвам, к большому ущербу для государства.                                     
                                                                                
Во всех странах мира они существуют, и закон предполагает взаимодействие этих   
спецслужб, предполагает единую форму организации и управления. Это смешно,      
когда пограничные войска контролируют границу, но, когда нарушитель прошел в    
глубь страны, пограничные войска уже не занимаются им, им должно заниматься     
ФСБ. Разведкой занимаются и ГРУ Генерального штаба, и Служба внешней            
разведки, и все это разобщено. Все это приводит к тому... Как в больнице,       
если хирурги в одном месте, анестезиологи в другом месте, лаборатория в         
третьем месте, больного не вылечат. Поэтому данный закон предусматривает        
создание единых принципов организации, социальные гарантии, правовые            
гарантии, методы действий, финансирование, материально-техническое              
обеспечение. В общем, он системно все это охватывает. И как раз разбиваем в     
пух и прах заключение Правового управления, которое отрицательное.              
                                                                                
Я уже не раз высказывал критику в адрес Правового управления Аппарата           
Госдумы. Мне кажется, что там и как юристы слабы, и как люди не понимают        
главную задачу того закона, на который им предлагается дать правовую оценку.    
Они не вникли в суть дела и написали все наоборот.                              
                                                                                
То же самое, есть отрицательный отзыв Комитета по безопасности. Это вообще      
уже абсурд. Если профильный комитет отвергает необходимость принятия закона     
об органах государственной безопасности, то это показывает нам, что мы плохо    
формируем комитеты. Этот комитет уже семь лет в нашей Государственной Думе и    
ни разу не смог предложить вашему вниманию принятие этого очень нужного         
закона.                                                                         
                                                                                
Поэтому я бы очень хотел, чтобы сегодня в первом чтении этот законопроект был   
принят. Если возникнет необходимость, во втором чтении какие-то поправки        
могут быть внесены. Если вы откажете в принятии данного закона, то тем самым    
возьмете на себя ответственность за нежелание укрепить органы государственной   
безопасности и обеспечить безопасность наших граждан, предотвратить             
вооруженные конфликты.                                                          
                                                                                
Вы прекрасно видите, как маленький Израиль умело противостоит 200-миллионному   
населению арабских стран. Имея минимальный потенциал, одно маленькое            
государство, всего 3-4 миллиона населения, противостоит огромному количеству    
вооруженных сил арабских стран, именно благодаря мощнейшим органам              
государственной безопасности, которые укреплялись в том числе и выходцами из    
СССР, ибо треть населения Израиля - это выходцы из СССР. В том числе опыт ЧК    
и других органов госбезопасности хорошо переняли немецкие спецслужбы,           
американские спецслужбы. И британские спецслужбы в основном подпитываются       
информацией, получаемой от наших перебежчиков. Очередной пример - последний     
перебежчик, Литвиненко, который опять же находится в Лондоне, и британские      
спецслужбы в состоянии работать, только получая наших профессионалов. Поэтому   
даже ослабленные органы государственной безопасности помогают формированию      
спецслужб нашего противостоящего противника.                                    
                                                                                
Это не только безопасность государства и граждан, это и экономика. Если         
сегодня наше Правительство поставляет оружие в Китай и в Турцию, то, когда      
нам придется потом вести вооруженный конфликт с этим двумя странами (а мы уже   
вели, и дело идет к тому, что так оно и произойдет в будущем), естественно,     
это будет ответственность тех, кто сегодня поставляет оружие потенциальному     
противнику. Если они думают, что ответственность не наступит, они               
заблуждаются, как заблуждаются те, кто сегодня не проголосует за данный         
закон, ибо очень хорошая электронная система нам позволит видеть позицию        
депутата, не желающего укреплять безопасность наших граждан и нашей страны.     
Можно отвергать любой закон, кроме этого, от которого зависит вообще            
жизнедеятельность нашего государства, ибо геополитическое положение России в    
основном будет зависеть от того, как будут работать наши спецслужбы. Если они   
проиграют очередной раунд борьбы в ближайшие 10 лет, то никакая экономика,      
никакие реформы, никакие новые или старые деньги ни к чему хорошему не          
приведут.                                                                       
                                                                                
Достаточно сказать о позиции Горбачёва. Сегодня он признался, что намеренно     
шел к власти, чтобы разрушить СССР, что он никогда не был коммунистом и хотел   
уничтожения Советского Союза. И если бы не ослабление органов государственной   
безопасности, то такой человек не стал бы во главе нашего государства.          
                                                                                
Сегодня до сих пор еще 20 тысяч иностранных советников напрямую шпионят во      
всех наших государственных учреждениях. Всего их было 70 тысяч, скрытых         
шпионов, которые по приглашению нашего правительства 10 лет находились и до     
сих пор находятся на территории нашей страны. Отделение Федерального бюро       
расследований США вовсе не выполняет свои прямые функции - оказание помощи в    
борьбе с преступностью, - а является прикрытым филиалом ЦРУ и ведет разведку,   
в том числе в районе Чечни. Это как бы легальная форма деятельности агентуры.   
Огромное количество иностранных агентов действует на территории страны, на      
территории Чечни действуют в открытую спецслужбы Турции и ближайших стран, в    
открытую идут вербовка наемников и поступление оружия. И все эти каналы можно   
перекрыть только действиями спецслужб, никакие визовые варианты и даже          
пограничники не в состоянии это сделать. Только особые методы действия          
органов государственной безопасности, в системе которых сегодня уже             
существует антитеррористический центр. Но, к сожалению, офицеры даже высшего    
звена погибают до сих пор сегодня, и никто о них не знает. И наша пресса        
поднимает шум, когда где-то погибло несколько моряков. А когда сотни офицеров   
КГБ погибли уже сегодня именно в героической борьбе за безопасность             
государства - их имена до сих пор не названы и навряд ли будут названы.         
                                                                                
Поэтому я считаю, что вторая попытка принятия закона, я думаю, сыграет свою     
роль. Госдума запаздывает. Конечно, можно сослаться на Президента, что это      
его прерогатива, что он мог бы сам внести соответствующий проект. Но вы         
знаете, общественное мнение и так пытаются направить в том ключе, что           
Президент - выходец из спецслужб. Если сегодня он сам проявит инициативу, это   
опять будет расценено как то, что он использует свое положение для укрепления   
тех служб, в недрах которых он созревал как будущий политический деятель. Но    
- и это есть наша законодательная инициатива - нас никто не может               
регламентировать, сказать, что мы не вправе внести тот или другой проект        
закона.                                                                         
                                                                                
Сегодня пограничная служба не справляется с возложенными функциями контроля     
за прохождением нашей границы. По сути, у нас открыты все границы: и с          
Монголией, и сняты все ограничения с китайцами, полностью открыта граница в     
Средней Азии. Поэтому не надо будет нам удивляться, если экстремистские         
группы появятся в районе Урала и Южной Сибири, поскольку никто их не сможет     
остановить. 201-я дивизия выполняет узкие задачи, и она не в состоянии          
обеспечить границу. Открыта граница с Азербайджаном, а значит, открыта          
граница с Ираном, Турцией и со всеми другими странами. То же самое с Грузией.   
                                                                                
И день и ночь уходят деньги страны, десятки миллиардов долларов, и день и       
ночь из России вывозятся люди. Уехало 200 тысяч ученых, и каждый день           
определенные структуры, чью деятельность смогут пресечь только органы           
государственной безопасности, вывозят наших людей за рубеж под обманным         
предлогом. Эти фирмы действуют в открытую, но милиция не в состоянии с ними     
справиться. Именно определенные операции, которые характерны только для         
органов госбезопасности, могли бы пресечь деятельность легальных                
туристических фирм, фирм по найму, так сказать, девочек и мальчиков для         
работы в различных клубах, в заведениях за рубежом. Заканчивается все тем,      
что их эксплуатируют как проституток, их используют для пересадки органов, их   
просто уничтожают. И даже если хороший вариант - выход замуж, то это опять же   
производство детей для той страны, куда вывезли эту женщину, даже если она      
находится в хороших условиях. В любом случае это обман. И эти действия          
подобных организаций никто не в состоянии пресечь. В открытую ежедневно во      
всех газетах свободной прессы печатаются объявления о том, что приглашаются     
на работу за границу... Как правило, это вывоз лучших наших людей: и            
специалистов, и людей как биомассы. Это самый страшный вид колонизации, когда   
не надо захватывать страну как колонию, достаточно обманным путем вывезти       
лучшую часть населения за ее пределы. И сегодня мы это имеем налицо.            
                                                                                
И имеем, наоборот, ввоз в страну вредных товаров, негодных товаров, особенно    
из Китая и Турции. Мы имеем завоз иностранной рабочей силы нелегально. Сотни    
тысяч иностранных рабочих работают, и никто не в состоянии пресечь эту          
деятельность, а граждане России не имеют работы. Только лишь внедрение          
специалистов спецслужб в систему найма рабочей силы, в органы управления        
всеми этими процессами позволит пресечь и здесь преступную деятельность,        
которая наносит огромный ущерб.                                                 
                                                                                
Поэтому для России, именно для России, характерно и обязательно нужно           
создание, укрепление и функционирование мощнейших органов государственной       
безопасности. Октябрьская революция произошла только лишь в результате          
ослабления Третьего охранного отделения Департамента полиции Российской         
Империи. Если бы агенты Третьего охранного отделения получили вовремя           
поддержку депутатов Первой, Второй, Третьей, Четвертой Государственных Дум,     
которые действовали с 1905-го по 1917 год, если бы они тогда своевременно       
приняли закон об укреплении органов государственной безопасности Российской     
Империи, у нас не было бы Октябрьской революции, не было бы тех страшных        
периодов больших жертв, которые пришли. Если бы мы с 1985 года по 1991 год не   
ослабляли органы государственной безопасности, не было бы этой лживой           
демократической революции.                                                      
                                                                                
Если бы у нас были сильные органы госбезопасности и не были бы уничтожены       
лучшие ее представители до 1941 года, мы бы не получили 22 июня 1941 года.      
Поэтому именно ответственность лежит на депутатах царской Государственной       
Думы, Первой, Второй, Третьей, Четвертой, и на этой Государственной Думе,       
которая действует уже семь лет, три состава Государственной Думы, и все семь    
государственных дум не в состоянии были принять нужного закона. Поэтому,        
когда вы приедете к избирателям, вы не имеете права говорить, что плохой        
царь, плохой советский режим, плохой Президент Ельцин или Путин. Плохие         
депутаты семи составов государственных дум России, которые не приняли за сто    
лет ни одного закона в поддержку органов государственной безопасности, и        
именно это привело к двум революциям и к страшной кровопролитной войне!         
Поэтому здесь шутить не надо, устраивать балаган из Государственной Думы не     
надо, когда те, по кому плачет как раз деятельность органов КГБ, здесь          
вручают копию памятника Дзержинскому, насмехаясь, так сказать, над нашим        
славным колхозником Харитоновым. Тут не место для того, чтобы изображать        
кого-то Василием Тёркиным, а кого-то здесь, так сказать, пытаясь использовать   
трибуну Государственной Думы, в очередной раз чернить и принижать значение      
органов государственной безопасности.                                           
                                                                                
Поэтому я бы очень хотел, чтобы депутаты, я вижу их полное отсутствие в         
зале... Здесь бы тоже должен сесть сотрудник КГБ и говорить, что 450            
депутатов не участвуют в законодательном процессе. Это всегда липа и            
профанация, когда мы нажимаем чужие кнопки, не читаем законопроекты и не        
знаем, что мы делаем. Но мы должны за это отвечать! Поэтому впереди             
политический процесс не над Сталиным, не над Коммунистической партией - над     
депутатским корпусом. К сожалению, первые депутатские думы мы не можем уже      
привлечь к ответственности, они все уже в том возрасте что... Их практически    
нет в живых, но вот депутатами созывов с 1994-го по 2003 год, за десять лет,    
можно будет заняться и посмотреть, какие они законы приняли за десять лет, я    
имею в виду период по окончании срока действия нашей Государственной Думы, и    
привлечь их к ответственности, потому что наша Дума называется                  
Государственной. В первую очередь здесь нужны законы, направленные на           
укрепление нашей страны, а значит, укрепление безопасности наших людей, а       
значит, обеспечение им нормальной, хорошей, спокойной жизни. Но этого сегодня   
не происходит, и Государственная Дума в том числе тоже оказалась вне контроля   
органов государственной безопасности, ибо сегодня и здесь мы не можем... Уже    
пять лет я пытаюсь добиться, чтобы депутаты Государственной Думы прочитали на   
русском языке документы американского Конгресса, которые приняты и в которых    
каждый год пишут: уничтожить СССР, расчленить СССР, уничтожить Россию,          
уничтожить христиан, уничтожить православных. Но Комитет по международным       
делам не желает вам давать эти документы американского Конгресса и              
американского руководства. Это тоже о чем-то говорит: о том, что и здесь        
ослаблена работа и это нужно тоже иметь в виду, в том числе и деятельность      
депутатов за рубежом, когда депутат Государственной Думы выезжает за рубеж,     
чернит свою Родину и заставляет Совет Европы принять решение об ущемлении       
прав России, тем самым нанося огромный моральный ущерб нашему государству.      
Эту деятельность депутата тоже можно расценить как антигосударственную.         
Помимо того, что он имеет право, как депутат, делать любые заявления. Органы    
государственной безопасности вправе проверить, на какие деньги он проживает     
за рубежом, на какие деньги его дети учатся за рубежом, какие фонды за          
рубежом оплачивают деятельность данного депутата на территории Российской       
Федерации. Это запрещено любыми законами любого государства - оказание со       
стороны иностранцев помощи в политической деятельности внутри страны.           
                                                                                
Даже Центральная избирательная комиссия издала материалы, которые прямо         
говорят о том, что некоторые политические партии прошли в парламент при         
поддержке иностранных сил. Я их прямо называю. Это немецкий фонд Фридриха       
Наумана и фонд Фридриха Эберта. И действующие здесь фракции, находящиеся в      
этом зале, напрямую получили немецкие деньги, чтобы находиться здесь и          
осуществлять антироссийскую пропаганду и деятельность.                          
                                                                                
Мы уже имели исторический факт, когда немцы дали деньги большевикам при         
совершении той Октябрьской революции славной. И то же самое немцы продолжают    
делать сегодня. В основном они заинтересованы в том, чтобы в России был         
прогерманский режим в виде колонии и выполнить мечту Гитлера. На 90 процентов   
это уже сделано. Планы Гитлера выполнены: Прибалтика отторгнута, Украина,       
Белоруссия отторгнуты, Средняя Азия отторгнута и агентура действует в           
Татарстане, в Башкирии, в Якутии и во всех других национальных регионах.        
                                                                                
Поэтому надо еще посмотреть, чем занимается Государственная Дума. За семь лет   
приняты сотни законов, но они не привели к укреплению нашего государства, не    
привели к улучшению экономики. Когда говорят, что депутаты занимают             
оппозиционную линию, что они выступают против Президента и Правительства, -     
это, может быть, в моральном аспекте. А если проанализировать                   
законодательство (это можно поручить специалистам), посмотреть, какие законы    
приняла Государственная Дума за семь лет, мы здесь увидим, что идет саботаж     
принятия нужных законов.                                                        
                                                                                
Простые примеры. За семь лет не принят закон о рыбе, и каждый год мы теряем 6   
миллиардов долларов. 42 миллиарда потеряно, потому что депутаты                 
Государственной Думы семь лет не хотят принять закон о рыболовстве. Экспорт     
лома цветных металлов. Семь лет Государственная Дума отказывает в принятии      
данного закона. И еще можно перечислить ряд других законопроектов, которые      
или не рассматриваются, или саботируются. Взять проблему с амнистией. Два       
правовых наших комитета саботируют принятие всеобщей уголовной амнистии. По     
чьему-то указанию сверху к маю провели амнистию и туда пытались вставить        
строчку об амнистировании закоренелых преступников. И все это пропустили мы     
мимо. Это все было сделано по наводке преступных элементов. Но                  
Государственная Дума не нашла в себе сил, чтобы скрыть этот факт.               
                                                                                
То же самое с участием в выборах. Идет фальсификация выборов не только в        
Соединенных Штатах Америки, но и в нашей стране. И семь лет Государственная     
Дума за этим только наблюдает. Единственное, что могло бы оказать помощь, -     
это более сильные органы государственной безопасности.                          
                                                                                
Во время последней президентской кампании вся страна слышала, что четыре        
кандидата в президенты собрали фальшивые подписи, но страна до сих пор не       
знает имен этих четырех кандидатов. И это самое опасное - снова пропустить      
второго Горбачёва на высший пост в нашей стране! И потом удивляться, почему     
принимаются ненужные решения, почему столько беды и столько вреда наносят       
лица, которые оказались на высших государственных постах. Но это же в том       
числе и вина депутатов!                                                         
                                                                                
Я был вынужден сделать акцент на участии депутатов в вопросах принятия          
законов, потому что это тоже имеет прямое отношение к органам государственной   
безопасности. Если депутаты не хотят укреплять эти органы, значит, они          
заинтересованы в дальнейшем ослаблении нашего государства, значит, они тоже     
соучастники тех преступлений, которые происходят сегодня на территории          
Российской Федерации, когда действует и пресса соответствующим образом.         
                                                                                
Посмотрите, что делается сегодня. Нашего Президента постоянно высылают за       
границу, он же не вылезает из поездок! Вы думаете, он это делает? Это делает    
аппарат! Целенаправленно! Чтобы Президент постоянно находился за границей, в    
отрыве от руководства страной! Постоянно идет информация: горит Останкинская    
башня, тонет подводная лодка, террористический акт на Пушкинской площади,       
взорвался газопровод! Как может работать Президент в таких условиях?!           
Создается специально ненормальная обстановка для высшего должностного лица. И   
эти люди действуют и в органах массовой информации, в аппарате, в окружении     
Президента, в Правительстве и в том числе в Государственной Думе, которая не    
хочет уже семь последних лет принять соответствующие законы и по                
национализации каналов телевидения, и по лишению подпитки тех органов           
информации, которые занимаются дезинформацией, - нужные для укрепления страны   
законы.                                                                         
                                                                                
Посмотрите, что происходит с Белоруссией. Это же одни разговоры! Никакого       
реального сближения! Ничего нет - только разговоры. Уберем таможню. Никакой     
таможни с Азербайджаном и Грузией: день и ночь вывозятся богатства страны       
туда. И постоянно занимаются тем, что мешают улучшению отношений России и       
Белоруссии.                                                                     
                                                                                
Провал нашей политики на Балканах - это тоже слабая деятельность органов        
государственной безопасности, ибо они по данному закону должны находиться в     
наших посольствах и защищать интересы нашего государства.                       
                                                                                
Провал внешней политики на Ближнем Востоке. Поехал министр Иванов, но поздно    
поехал. 10 лет там никого не было! И сейчас, после снятия эмбарго с Ливии,      
там действуют американские фирмы, но не русские, и после снятия эмбарго с       
Ирака там не будет русских фирм. И сегодня, когда идет продажа иракской нефти   
и Ирак настаивает на том, чтобы нефть шла на русские нефтеперегонные заводы,    
вся нефть идет на американские заводы, включая "ЛУКойл", включая все нефтяные   
компании. И только органы госбезопасности могли бы это предотвратить, ибо эту   
нефть Президент Ирака отдает российскому народу, на наши пустующие НПЗ, нашим   
гражданам, которые замерзают от отсутствия отопления. Это тоже                  
государственная безопасность, ибо нефть есть, но реально ее нет. Есть прибыль   
от продажи русской нефти за рубежом, и деньги остаются тоже там.                
                                                                                
Почему за пролет над нашим небом получает мадам Анодина 100 миллионов           
долларов в год и деньги лежат в Париже, а не в руках наших граждан, в бюджете   
нашей страны? Почему "Трансаэро" продает билеты Москва - Тель-Авив              
туда-обратно и все деньги остаются в Тель-Авиве? Пожалуйста, из Тель-Авива в    
Москву - деньги в Тель-Авиве, но деньги на пролет Москва - Тель-Авив должны     
находиться в Москве. Но некому проследить, куда уходят ежедневно наши           
богатства!                                                                      
                                                                                
Почему наши выставки гуляют по зарубежью? Выехал наш Алмазный фонд, никак не    
может вернуться в Россию. Что его так полюбили вдруг? Русские алмазы они        
полюбили! Специально делается так, чтобы выставка потерялась, как потеряли      
золото Колчака, потеряли золото всех временных правительств, всё потеряли, до   
сих пор не можем найти.                                                         
                                                                                
Идет практически захват Курильских островов. Пограничники оттуда выведены, и    
все правительственные соглашения направлены на совместное освоение. Никакого    
совместного освоения! Японцы медленно внедряются на наши Курильские острова.    
Мы потеряем выход в Тихий океан, потеряем дальневосточную рыбу, и резко         
ухудшится безопасность наших дальневосточных границ. Кто это может все          
отследить? Только органы государственной безопасности! Ибо когда                
пограничникам дали право контролировать вылов рыбы, но не дали керосина и       
бензина для того, чтобы катера это делали, - все это провалилось.               
                                                                                
И день и ночь в страну завозится фальшивый спирт. Таможня пропускает, ибо       
таможню содержимое груза не интересует. Только органы госбезопасности могли     
бы остановить завоз в страну отравленных веществ. День и ночь их завозят,       
день и ночь по стране разливают фальшивую водку, и каждый день умирает 100      
человек. Каждый день! Подумайте об этом! Каждый час умирает 2,5 тысячи          
россиян, и в основном это преждевременная смерть от того, что лекарства есть,   
но они не поступают в больницы и практически введено платное медицинское        
обслуживание, а граждане не имеют соответствующих денег, и некому               
проконтролировать деятельность ни органов здравоохранения, ни органов           
образования в том числе, ибо сегодня в вузы поступают люди за деньги,           
формально сдают конкурсные экзамены, но при поступлении на коммерческое         
отделение они напрямую платят, а когда на бюджетное - они оплачивают в виде     
взяток членам приемных экзаменационных комиссий. Поэтому не талант русский и    
российский обучается в наших вузах сегодня, а жулики, те, которым нужны         
дипломы, полученные за деньги, чтобы иметь просто определенную репутацию в      
нашем обществе. Кто это все может отследить? Депутаты? Нет. Министры? Нет.      
Только органы государственной безопасности! Они в состоянии это сделать.        
                                                                                
Почему московское правительство постоянно закупает негодные автобусы "икарус"   
и не хочет закупать автобусы "мерседес", которые лучше по всем параметрам?      
Это делается уже десятки лет! Десятки лет сидят чиновники в московском          
правительстве, получают взятки и загазовывают наш город. Москвичи живут хуже,   
чем во всех столицах мира, умирают раньше всех, дышат отравленным воздухом,     
радиация в каждом вашем доме! Кто это отследит?! Постоянно в городе самый       
высокий радиационный уровень в нашей стране. Японцы не любят бывать в Москве,   
у них везде счетчики. Почему счетчики не выдадут москвичам, чтобы они знали,    
в какой ситуации они живут? Почему взрывают дома в городе Москве? Столько       
офицеров, столько служб - и вдруг здесь взорвали эти дома! Почему после         
дополнительной проверки, когда якобы милиция проверила все дома, были           
обнаружены дома, где заложена взрывчатка? Значит, московская милиция не         
выполняет свои задачи. И кто ее будет контролировать? Только органы             
государственной безопасности.                                                   
                                                                                
МИД не выполняет свои задачи, милиция не выполняет свои задачи и многие         
другие правоохранительные органы... прокуратура не выполняет свои задачи.       
Единственная надежда, кто мог бы это сделать, - честные офицеры органов         
безопасности. Их около 200 тысяч, большинство из них сидят дома, большинство    
из них патриоты, за семь-десять лет их выжили из системы органов КГБ.           
Постоянная перетряска, постоянная смена руководства. Один год выдерживает       
руководитель органов госбезопасности - его меняют, потому что он вынужден       
стать патриотом, патриот не нужен, его убирают - и на новенького. А каждый      
новый директор ФСБ меняет команду. Этого делать нельзя, потому что это          
специалисты. Постоянно трясут эти органы государственной безопасности.          
Поэтому данный закон и предполагает оставить в покое все проблемы реформ,       
хотя в отзывах как раз и написано, что, если теперь их объединить, это якобы    
ухудшит деятельность органов госбезопасности. Это абсурд! Это только улучшит.   
                                                                                
После расчленения органов государственной безопасности в 1991 году появилось    
несколько сот лишних генералов КГБ, больше ничего не появилось, потому что,     
когда на семь человек разделили одну службу, появилось больше руководящих       
должностей, а оперативный состав практически весь, настоящий, хороший           
персонал... (Микрофон отключен.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, Владимир Вольфович, вы использовали регламент на     
всю катушку.                                                                    
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я прошу принять данный законопроект в первом чтении.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Павел Тимофеевич Бурдуков.                                          
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т., Агропромышленная депутатская группа.                            
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Мне досталась не совсем              
благодарная роль - выступать перед вами после столь мощного психологического    
прессинга Владимира Вольфовича Жириновского, но я постараюсь быть несколько     
более кратким.                                                                  
                                                                                
Комитет по безопасности полностью отметает обвинения в том, что депутаты        
нашего комитета не желают укрепления органов государственной безопасности,      
тем более обвинения за положение на Северном Кавказе, за непринятие мер в       
борьбе с терроризмом и за другие негативные явления. Именно комитет, депутаты   
нашего комитета первого, второго и третьего созывов сделали все для того,       
чтобы отрегулировать в правовом отношении деятельность всех спецслужб. И        
последнюю мы закрыли как бы брешь - это закон о пограничной службе. Остальные   
все были приняты первым и вторым созывами Думы.                                 
                                                                                
Кроме этого, мы действовали в рамках той Конституции...                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Тимофеевич, я прошу вас: не оппонируйте, а          
докладывайте законопроект.                                                      
                                                                                
БУРДУКОВ П. Т. Одну минуту!                                                     
                                                                                
В рамках той Конституции (потому что законопроект-то как раз касается этого),   
за которую ратовал Владимир Вольфович, и он ее принял.                          
                                                                                
Основная идея предлагаемого законопроекта состоит в реорганизации ряда          
федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих возложенные на них    
федеральными законами функции в сфере обеспечения национальной безопасности,    
и образовании на их основе единого министерства государственной безопасности    
Российской Федерации. При этом предполагается упразднение Федеральной службы    
безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной пограничной службы,          
Федеральной службы охраны и Федерального агентства правительственной связи и    
информации при Президенте Российской Федерации.                                 
                                                                                
Комитет Государственной Думы по безопасности внимательно рассмотрел данный      
законопроект и неформально к нему отнесся. Кроме этого, мы полностью            
поддерживаем идею Владимира Вольфовича о необходимости совершенствования        
структуры управления служб федеральной безопасности и ее укрепления. Сфера      
деятельности, полномочия и структура вышеназванных федеральных органов          
исполнительной власти регулируются соответствующими федеральными законами и     
другими нормативными правовыми актами, основанными на положениях Конституции    
Российской Федерации, о чем я говорил ранее. Представленный законопроект не     
вносит новых положений принципиального характера, которые развивали бы и        
совершенствовали бы правовую базу функционирования этих ведомств. По            
существу, он сводится к изменению структуры федеральных органов                 
исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения национальной           
безопасности. В то же время согласно части 1 статьи 112 Конституции             
Российской Федерации это является прерогативой главы государства.               
Предлагаемая реорганизация касается круга федеральных органов исполнительной    
власти, руководство которыми в соответствии со статьей 32 Федерального          
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" осуществляется   
непосредственно Президентом Российской Федерации.                               
                                                                                
Следует также отметить, что очередное реформирование системы органов            
государственной безопасности неизбежно привело бы на начальном этапе этого      
реформирования к дестабилизации деятельности российских спецслужб,              
деморализации их личного состава и оттоку квалифицированных кадров.             
                                                                                
В Комитет по безопасности поступили отрицательное заключение на законопроект    
из Правового управления и отрицательные отзывы от Правительства Российской      
Федерации, а также от всех спецслужб, тем более мы проводили в комитете         
совещание с представителями всех спецслужб, которых данный законопроект         
касается.                                                                       
                                                                                
Неформально отнесясь к этому вопросу, мы написали в Совет Безопасности с        
просьбой рассмотреть вопрос укрепления и реформирования служб безопасности. И   
мы получили ответ от Иванова, секретаря Совета Безопасности, о том, что         
создана экспертная комиссия и наряду с другими мерами рассматривается и         
целесообразность обсуждения на заседании Совета Безопасности Российской         
Федерации в первом квартале 2001 года вопроса об основах государственной        
политики Российской Федерации в области строительства системы обеспечения       
государственной безопасности до 2010 года. Исходя из этого, Комитет по          
безопасности утвердил отрицательное заключение на данный законопроект и         
рекомендует Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении. Мы также     
еще раз обратились в Совет Безопасности Российской Федерации с предложением     
создать совместную экспертную группу для разработки вопроса о возможности       
реформирования системы органов безопасности. Мы считаем, что сегодняшние        
беды, о которых ярко говорил Владимир Вольфович, - это не оттого, что они не    
входят в единую систему, хотя в перспективе это возможно, а скорее от ее        
скудного финансирования. Если у нас сегодня милиция получает на 1 автомобиль    
3 литра бензина в день, а органы безопасности, ФСБ, ФАПСИ и другие не имеют в   
своем распоряжении соответствующей аппаратуры и других средств, то о чем        
можно говорить?! Поэтому мы предлагаем отклонить данный законопроект.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам?                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Юшенков. Говорите, кому вопрос.                             
                                                                                
ЮШЕНКОВ С. Н. Вопрос докладчику, Владимиру Вольфовичу.                          
                                                                                
Вы бросили с трибуны очень серьезное обвинение в адрес каких-то фракций в       
Государственной Думе в том, что они были избраны за счет средств фонда          
Фридриха Наумана и фонда Фридриха Эберта. Хотелось бы услышать: какие именно    
это фракции? Я думаю, что для судебного иска обязательно нужно, чтобы это       
было сказано.                                                                   
                                                                                
И второй вопрос. А это правда (вот всюду говорят, пишут), что ЛДПР существует   
только на деньги Саддама Хусейна?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Вольфович. Вам вопросы.              
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну, вот можно обратный иск вам предъявить, ибо никто нигде    
этого не пишет, и никогда этого не было, и исключается полностью.               
                                                                                
Что касается фракций, то это был официальный отчет Центральной избирательной    
комиссии, которая сообщила, что фракция "Демвыбор России" по итогам выборов     
1993 года и фракция "ЯБЛОКО" получали помощь от организаций, имеющих            
иностранный капитал. А название фондов - это проходило тоже по газетам, ибо     
там проходили учебу. Можно просто по командировкам посмотреть. Проверьте        
командировки, куда выезжали эти депутаты на учебу, и вы увидите, так сказать,   
какие фонды им оказывали помощь. И лучше всего... Как раз вот цель этого        
закона - чтобы наши органы госбезопасности обновленные, их представители        
высокого класса нам и дали бы все это.                                          
                                                                                
Я могу вас уверить в одном, товарищ Юшенков, что списки есть, списки на всех    
есть, в том числе и вы в этих списках есть. Поэтому в этом смысле можете не     
волноваться.                                                                    
                                                                                
И, так сказать, дело же не в этом. Дело в том, что, вы видите... Вот депутат    
Бурдуков, он же был за пролетарскую революцию, он крестьянин, но он против      
того, чтобы укреплять органы государственной безопасности. В этом дикость,      
когда те, ради кого это государство создано - рабочих и крестьян, через 80      
лет сами до конца добивают это государство. Вот что самое страшное! Вам можно   
позавидовать. Вас так хорошо научили на Западе заниматься пропагандой, что      
сами рабочие и крестьяне собственными руками уничтожают свое                    
рабоче-крестьянское государство. (Выкрики из зала.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Швец, пожалуйста, ваш вопрос.                     
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н. Уважаемый Владимир Вольфович, у меня к вам вопрос. Относите ли вы    
к условиям безопасности страны продовольственную независимость России? И        
задаю я этот вопрос в связи с тем, что ваша фракция не поддержала абсолютно     
ни единым голосом сегодня очень важный закон, который как раз связан с          
продовольственным обеспечением страны, а также в связи с тем, что вы            
выдвигаете идею ответственности депутатов за принятые законы.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Вольфович.                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Отвечаю вам. Важнейшая проблема - проблема                    
продовольственной безопасности. У нас может быть самое сверхсовременное         
оружие, но если мы не накормим солдат и офицеров, которые будут управлять       
этим оружием, а тем более страну, то нам не нужна будет и армия никакая. И      
этот вопрос в том числе Государственная Дума не хочет обсуждать. Я здесь два    
года назад предложил, чтобы агропромышленный комитет при содействии             
Правительства провел инвентаризацию всего продовольствия в нашей стране. И то   
же самое московское правительство я критиковал не раз здесь с трибуны.          
                                                                                
70 процентов потребляют крупные города ввозного продовольствия (это             
Петербург, Москва, Новосибирск, Ростов), а своего продовольствия в городе       
Москве только на две недели. Если иностранные фирмы прекратят поставку          
продовольствия в наш город, то московское правительство готово нас кормить      
две недели, через две недели Москва вымрет. Так кто этим будет заниматься?      
Только органы государственной безопасности, чтобы предотвратить заключение      
контрактов на завоз не только в количественном отношении большой массы чужого   
продовольствия - оно бывает негодного качества. Но самое страшное то, что от    
вас скрывают (пусть врачи об этом скажут): вообще вредно завозить               
продовольствие из чужого климатического пояса, из чужой зоны, где другое        
давление, где совершенно другие растения. Оно вредно для тех, кто проживает     
здесь. Вот это нужно иметь в виду. Кто этим будет заниматься? Только органы     
госбезопасности. Только они в состоянии все это сделать!                        
                                                                                
Сегодня 200 тысяч офицеров сидят дома, они готовы вернуться на работу, это      
патриоты, им 40-45 лет. Вот и нужен новый закон. А при принятии нового закона   
можно добиться увеличения финансирования, и эта служба заработает так, как      
она должна работать. А продовольственная безопасность должна быть на первом     
месте, но она сегодня у нас на последнем месте.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я предлагаю прекратить задавать вопросы. (Шум    
в зале.)                                                                        
                                                                                
Депутат Коломейцев, пожалуйста.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Владимир Вольфович, вы, наверное, неправильно поняли вопрос    
предыдущего коллеги. Вопрос очень конкретный. Второй вопрос нынешней повестки   
дня предполагал как раз для возрождения отечественного птицепрома дать          
копейки - 40 миллионов рублей. Ваша фракция проголосовала против. Значит ли     
это, что вас проспонсировала какая-то спецслужба, чтобы вы не поддерживали      
Отечество?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ладно, это зачтем за выступление.                         
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Иванович Илюхин.                                             
                                                                                
ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я буду весьма краток. Независимо от того, какое решение мы   
сегодня примем по данному законопроекту, я хотел бы еще раз заявить, что        
проблема укрепления органов государственной безопасности остается. Проблема     
реформирования органов государственной безопасности остается. И та              
озабоченность, которая сегодня высказана здесь, имеет право на свое             
существование.                                                                  
                                                                                
Вы посмотрите, Россия по количеству спецслужб и правоохранительных органов      
выходит уже в мире на первое место. Я могу вам объективно заявить, что уже      
появилось нездоровое соперничество между нашими спецслужбами, разорваны         
контрразведывательные возможности, разведывательные возможности. Почему у нас   
ФАПСИ сегодня существует как федеральная самостоятельная служба? Почему у нас   
сегодня ФСО существует как самостоятельная федеральная служба? Это              
всего-навсего бывшие управления комитета безопасности. Сегодня руководитель,    
сегодня восемь заместителей, сегодня коллегия, сегодня свои                     
материально-технические учебные базы и так далее, и так далее.                  
                                                                                
Только недавно мы, и Президент, и Совет Безопасности приняли решение о          
сокращении военнослужащих. Почему мы с легкостью сокращаем комитеты по делам    
Севера, по делам молодежи и так далее?! И почему мы наплодили столько           
генералов, что их количество сегодня по сравнению с 1991 годом в России         
выросло в три раза?! Поэтому я бы хотел сказать: независимо от того, как мы     
проголосуем по этому законопроекту, Государственная Дума не должна остаться в   
стороне. Проблема назрела, и проблему необходимо решать. Не все можно так       
просто, механически соединить, но то, что выделили, и то, что может             
существовать как структурное подразделение ФСБ... Я вам назвал эти две          
службы, их вполне можно ввести в эту федеральную службу. И видимо, надо         
инициировать вопрос, чтобы Президент решил эту проблему. Вот мое предложение,   
и предложение таково, что мы не должны уходить от решения этих сложных          
вопросов. Спасибо.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гуров Александр Иванович.                                 
                                                                                
ГУРОВ А. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности,        
фракция "Единство".                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я буду очень краток. Сегодня нужно поддержать Комитет по     
безопасности в том решении, которое он принял, ибо, действительно, на           
перепутье коней не меняют. Но что касается реформирования, то реформирование,   
на мой взгляд и на взгляд многих моих коллег, нужно всей правоохранительной     
системе. И здесь очень и очень много проблем. Принятием, скажем, этого          
закона, мы просто дезориентируем определенную часть, только и всего. Нужно      
говорить о комплексном решении проблемы. И я думаю, это у нас с вами впереди,   
а сегодня нужно поддержать решение комитета. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чуев, пожалуйста.                                 
                                                                                
ЧУЕВ А. В., фракция "Единство".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, проблема эффективной деятельности органов безопасности       
стоит достаточно давно, и я понимаю всю серьезность этой проблемы. Но давайте   
все-таки с вами договоримся хотя бы о том, что те законопроекты, которые        
должны выходить в этой области, должны писаться профессионалами или, по         
крайней мере, людьми, которые понимают специфику работы этих органов. Данный    
законопроект, с моей точки зрения, не просто сырой, он еще и                    
непрофессиональный. Мы тем самым окажем поистине медвежью услугу органам        
государственной безопасности. Куда их дальше реформировать? Дайте им сейчас     
возможность работать более эффективно и хотя бы в стабильной ситуации и         
знать, какое будущее их ждет.                                                   
                                                                                
Безусловно, эта проблема есть, безусловно, здесь нужно принимать решение, и,    
может быть, нужен законопроект по поводу повышения эффективности этих           
органов, но необходимо готовить его в профессиональной среде. Он не может       
носить политический характер, поймите правильно. Спасибо.                       
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мирзоев.                                          
                                                                                
МИРЗОЕВ Г. Б., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы присоединиться к своим коллегам, которые до       
меня выступали, чтобы не задерживать вашего внимания. Но мне бы хотелось        
обратиться ко всем депутатам. Все-таки, мне кажется, нужно действительно        
незамедлительно разработать единую программу укрепления и развития органов      
безопасности, направленную на укрепление государства в целом.                   
                                                                                
Поймите меня правильно, может быть, Владимир Вольфович Жириновский некоторые    
мысли абсурдно говорил, но некоторые вещи имеют право быть. Особенно в сфере    
усиления профессионализма, единства органов обеспечения безопасности страны.    
Я абсолютно убежден в том, что этим делом должны заниматься профессионалы -     
люди, которые любят свою страну и хотят, чтобы страна была сильной,             
независимой от каких бы то ни было влияний, в том числе иностранных             
государств, которые действительно такие планы вынашивали, и мы это прекрасно    
знаем.                                                                          
                                                                                
Я думаю, что мы должны в данном случае, вне зависимости от того, как            
проголосуют законопроект, принимать активное участие в укреплении системы       
безопасности и создании органов, обеспечивающих ее в буквальном смысле слова,   
потому что безопасность это... она должна защищать нас с вами.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лукин Владимир Петрович.                                  
                                                                                
ЛУКИН В. П., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЯБЛОКО".   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что закон об органах безопасности крайне важен и    
нужен. И нам обязательно нужно его разработать и принять, может быть, даже и    
на этой сессии. Крайне важен и нужен, именно потому он должен быть              
исключительно серьезным, компетентным, профессиональным и сбалансированным.     
Поэтому я бы предложил не спеша подумать фракциям и создать группу из           
компетентных людей - а такие здесь есть, безусловно, - по подготовке такого     
закона.                                                                         
                                                                                
В этом законе должны быть две стороны, которые очень тесно и гармонично         
увязываются друг с другом. Первое, помощь органам безопасности. Она,            
несомненно, нужна, потому что это одна из очень важных сторон нашей             
государственности, а мы, как законодательный государственный орган, должны ее   
поддерживать всячески.                                                          
                                                                                
И второе - это контроль над органами государственной безопасности, который,     
учитывая и нашу историю, и все остальное, что мы знаем, крайне важно и          
необходимо иметь. Контроль без помощи разрушает закон и разрушает               
государственность. Помощь без контроля тоже, к сожалению, как показывает        
опыт, контрпродуктивна, по меньшей мере.                                        
                                                                                
Вот поэтому нам надо об этом подумать. Данный законопроект пока не              
соответствует вот этому главному принципу увязывания двух сторон. И поэтому     
нам надо постараться серьезно... Я соответствующим комитетам и                  
соответствующим фракциям рекомендовал бы всячески заняться серьезной            
подготовкой. А этот законопроект пока надо отложить.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли еще желающие выступить?                             
                                                                                
Ковалёв Николай Дмитриевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д., фракция "Отечество - Вся Россия".                                
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Сегодняшнее обсуждение у     
нас проходит практически по одной формуле - нет повести печальнее на свете,     
чем повесть о реформах в комитете. Мы все убедились за эти годы, за это         
время, что раздробление сильной спецслужбы привело к тяжелейшим последствиям    
для государства. И я очень рад, что наконец-то слышу формулу, что сильное       
государство не может быть таковым без сильных спецслужб. К реализации этой      
формулы мы подошли.                                                             
                                                                                
Что на самом деле произошло в системе обеспечения государственной               
безопасности? Как только появилось семь-восемь субъектов, которые приобрели     
законодательное право, я хочу это подчеркнуть, законодательное право вести      
оперативно-разыскную деятельность, так появилась и не совсем здоровая           
конкуренция, о которой сегодня говорилось. Появились неоправданные расходы на   
приобретение материально-технической базы. Все ведомства пошли по пути          
увеличения штатной численности работников, которые в этой сфере                 
использовались.                                                                 
                                                                                
Таким образом, объективно произошло ослабление спецслужб, потому что каждая     
реорганизация, поверьте, по опыту, - это потеря 30 процентов личного состава    
и потеря 50 процентов оперативных возможностей. Отсюда и те издержки, о         
которых вы абсолютно правильно говорили. Это и получение недостоверной          
информации, получение этой информации несвоевременно, а самое главное -         
невозможность вовремя принять упреждающие меры в интересах обеспечения          
безопасности государства.                                                       
                                                                                
Итак, я бы хотел призвать вас всех. Ясно совершенно, что результат              
голосования предрешен: законопроект сырой, законопроект требует доработки.      
Поэтому я предлагаю всем объединиться, с тем чтобы подготовить совершенное      
законодательство в интересах усиления специальных служб страны, а в конечном    
итоге - в интересах усиления самого государства.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, 14 часов. Есть               
предложение: может быть, на пять минут продлим, закончим с этим                 
законопроектом? Не возражаете?                                                  
                                                                                
Кто за то, чтобы продлить время для рассмотрения данного законопроекта? Прошу   
вас определиться голосованием.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              270 чел.             60,0%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    277 чел.                                          
Не голосовало                 173 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У представителя Правительства, у представителя Президента есть какие-то         
выступления, замечания, предложения, возражения? Нет.                           
                                                                                
Владимир Вольфович, заключительное слово. Но не 15 минут, потому что мы уже     
перебираем Регламент.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите с места микрофон.                                          
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я думаю, депутат Коломейцев подскажет, сколько минут          
заключительного слова, а? Пять? Нет ведь ограничения? 15 минут. Поэтому         
почему же ограничивать? Я не буду злоупотреблять, мне достаточно будет          
трех-четырех минут.                                                             
                                                                                
Просто сам факт нежелания принять данный законопроект подтверждает те выводы,   
которые я сделал с этой трибуны, где об этом вопрос поднимается не первый       
раз. Уже летом 1998 года Государственная Дума под теми же предлогами не         
приняла тот первый вариант проекта закона. Кто мешал Комитету по безопасности   
и другим комитетам в эти 2,5 года сделать ваш закон? Кстати, для сведения       
депутата Чуева: не я разрабатывал законопроект, а специалисты Комитета          
государственной безопасности. Я не являюсь специалистом. Я выступил с           
докладом по законопроекту, а разработан он ими. Я думал, что Николай            
Дмитриевич, может быть, поддержит, все-таки он был директором ФСБ, думал, он,   
может быть, желает принятия. Но когда и он говорит: сырой, - тогда              
действительно вы там все сырые, в Комитете государственной безопасности.        
Тогда вас правильно реформируют, вы сами не знаете, что вам нужно. Вы сами      
были директором ФСБ. Это ваш закон, для вас! И главное, все выступающие         
говорят: надо, хорошо, понимаем, согласны, но принимать не будем. Ваш закон -   
давайте ваш! Нет, нашего нет, разрабатывать не будем. Нет, давайте будем        
разрабатывать! Но это же идиотизм - вы призываете разрабатывать и не            
разрабатываете, вы призываете объединить усилия и не объединяете. Профильный    
комитет чем тогда занимается? Ведь Комитет по безопасности... Это его, его      
закон. Мы никогда не стали бы в эту сферу внедряться. Но комитет семь лет       
существует, он же этого не делает. А гражданский наш депутат Чуев, который      
вообще никакого отношения не имеет к КГБ и в армии не служил ни одного дня,     
но он заявляет, что закон сырой, - не читал же его, не открыл же его! Депутат   
Мирзоев говорит: "Некоторые положения абсурдны". Назовите хоть одно, хоть       
одно положение закона назовите, которое абсурдно. Но он адвокат, ему надо       
засветиться: процессов нет судебных - давай здесь. Депутат Мирзоев за           
принятие, но все-таки подождет... А чего подождем? Ради бога, я вас уверяю,     
не будет принят закон. Никогда вы не примете закон об укреплении органов        
государственной безопасности, потому что вам не нужно это государство. Вам не   
нужны были Российская Империя, Советский Союз, и вам не нужна демократическая   
Россия. Вот в чем проблема! Анархия - мать порядка. Вот русский характер! Вы    
всегда были против сильных органов государственной безопасности, поэтому не     
надо ссылаться, что плохой закон, что неспециалисты... Нет желания у            
Государственной Думы укрепить органы государственной безопасности. Вот          
устроить концерт - подарить копию памятника Дзержинскому и из рук тех, кем      
должно как раз заниматься КГБ, - это пожалуйста, посмеялись утром, а в 14       
часов отказались принять закон об укреплении.                                   
                                                                                
Поэтому я не принимаю ни одного замечания, кроме выступления Виктора            
Ивановича Илюхина, оно как раз было выдержано, так сказать, в рамках того,      
что должен говорить депутат, и его опыт работы в комитете это подтверждает.     
Все остальные замечания совершенно необоснованны, и лишний раз фракция ЛДПР     
показала, что мы не только предлагаем что-то в моральном отношении, но и даем   
законопроекты, это уже второй проект закона.                                    
                                                                                
Ну сделайте вы третий законопроект, сделайте, сделайте, пожалуйста, без         
участия фракции ЛДПР. Возьмитесь, депутат Ковалёв, вы директором службы ФСБ     
были, возьмитесь и сделайте. У вас целый комитет, у вас огромное количество     
соратников, вы с ними работали. Но вы же не делаете, десять месяцев находясь    
здесь, вы не делаете и не сделаете, я вас уверяю. Через три года мы будем       
прощаться, в ноябре 2003 года, и не будут приняты законы ни о КГБ, ни о рыбе,   
ни об экспорте цветных металлов, ни одного закона, реально укрепляющего         
государство, экономику, продовольственную безопасность, не будет принято. В     
этом наша с вами беда. Потому что враг сидит и здесь, в Аппарате                
Государственной Думы и в наших рядах, который будет всячески хвалить, как       
депутат Лукин: надо принять, но вот есть две составляющие, одна -               
американское ЦРУ не позволяет, другая - американское посольство в Москве не     
позволяет. По этим двум причинам часть депутатов голосовать соответственно за   
данный законопроект не может.                                                   
                                                                                
Поэтому если бы вы подходили действительно профессионально и сказали бы, что    
вот давайте ФАПСИ объединим, пограничников объединим, а, допустим, оставим      
такую-то службу, - я понимаю, это была бы дискуссия. Но когда все согласны,     
все говорят: надо, хорошо, будем, - но исступленно не желают принять, - это     
говорит о том, что я прав и права фракция ЛДПР. И сейчас, отказываясь принять   
данный закон, вы все, кто не проголосует, берете на себя ответственность за     
то, что не желаете укрепления нашего государства.                               
                                                                                
Это последний закон ХХ века, уже в январе наступит другой век, другое           
тысячелетие, и вы с позором закрываете сессию Государственной Думы,             
отказываясь принять этот очень важный закон. Я закончил.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Гуров.                               
                                                                                
ГУРОВ А. И. Уважаемые коллеги, 14 ноября этого года Владимир Вольфович,         
скажем так, письменно взял на себя авторство над этим сырым законопроектом.     
Поэтому какие здесь проблемы?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, по ведению - депутат Пузановский.                           
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! При       
обсуждении данного законопроекта большинство выступавших в принципе             
согласилось с концепцией, предложенной в нем, о создании единой структуры.      
Это один момент.                                                                
                                                                                
Второй. Четверо из выступивших, в том числе профессионалы, предложили, чтобы    
была создана рабочая группа для подготовки нового проекта закона.               
                                                                                
Я предлагаю при голосовании сделать протокольную запись: поручить Комитету по   
безопасности представить к следующему заседанию проект постановления с          
реализацией прозвучавших предложений о создании рабочей комиссии или группы     
для подготовки данного законопроекта.                                           
                                                                                
И в заключение. Уважаемые коллеги, уже стало практически стереотипом, что все   
то, что предлагает Владимир Вольфович, встречается некоторой, знаете,           
снисходительной усмешкой. Не все то, что сделано Жириновским, несет на себе     
клеймо, извините, вызывает улыбки. То, что он сказал, заслуживает               
соответствующего отражения в протокольной записи. Просто так, действительно,    
отделаться нельзя от этого вопроса.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Адриан Георгиевич, у нас нет такой процедуры в            
Регламенте - делать протокольную запись по процедуре принятия или непринятия    
законопроекта в первом чтении. Поэтому спасибо за предложение, но есть,         
наверное, другие формы для того, чтобы такое поручение дать комитету Гурова.    
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы закончили обсуждение...                                  
                                                                                
По ведению - депутат Чуев. Только, пожалуйста, без этих реплик, которыми мы     
всегда привыкли обмениваться.                                                   
                                                                                
ЧУЕВ А. В. Нет, я просто хотел бы обратиться к уважаемому коллеге               
Жириновскому. Все-таки давайте мы будем в рамках, так сказать, Регламента       
действовать. И кто-то там читал закон, не читал закон... Простите, я его        
читал, и не один раз, к сожалению, в том-то и дело, иначе бы я не говорил о     
том, что он сырой.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, на голосование ставится... (Выкрики из зала.)               
                                                                                
Николай Михайлович, мы закончили обсуждение. По ведению просите слова?          
                                                                                
По ведению - депутат Харитонов.                                                 
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемые коллеги, безусловно, тема законодательной             
инициативы, которая прозвучала у Жириновского, - это, наверное, самая           
важнейшая тема последних десяти лет.                                            
                                                                                
Я понимаю, может быть обида у профессионалов, что нет авторства, соавторства    
в этом законопроекте. Но мне думается, сейчас как раз тот момент, когда надо    
принять в первом чтении концепцию, потому что закон этот сам по себе            
необходим, а затем при подготовке ко второму чтению сделать то, о чем говорил   
мой коллега Жириновский, создать согласительную комиссию из депутатов из        
двух-трех заинтересованных комитетов, отдельных депутатов и на самом деле       
развернуть этот законопроект и наполнить его по-настоящему всем необходимым     
для того, чтобы обеспечить государственную безопасность. Я думаю, что           
действительно это бы сделало нам честь.                                         
                                                                                
Поэтому я призываю, перед тем как отказать или дать согласие на голосование,    
всех крепко и хорошо подумать, даже тех, у кого фамилия Жириновский вызывает    
изжогу.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, переходим к голосованию. На           
голосование ставится: принять проект федерального закона "Об органах            
государственной безопасности в Российской Федерации" в первом чтении. Прошу     
вас определиться голосованием по принятию данного законопроекта в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите систему электронного голосования.                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               81 чел.             18,0%                        
Проголосовало против          123 чел.             27,3%                        
Воздержалось                    6 чел.              1,3%                        
Голосовало                    210 чел.                                          
Не голосовало                 240 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.