Заседание № 205
О Федеральном законе "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации" (проект № 99096188-2; в части введения в состав преступлений отягчающих обстоятельств; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Отклоненные федеральные законы. Пункт 6 повестки дня: о Федеральном законе "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации", в связи с отклонением Президентом Российской Федерации. Доклад председателя специальной комиссии Валерия Павловича Воротникова. Пожалуйста, Валерий Павлович. ВОРОТНИКОВ В. П., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Валентинович! Данный законопроект был принят Государственной Думой 1 декабря 1999 года и далее, после прохождения Совета Федерации, был отклонен Президентом Российской Федерации. Данным законопроектом предлагалось внести изменения и дополнения в две статьи Уголовного кодекса: в статью 141, которая называется "Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий", и в статью 142 "Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов". По содержанию законопроекта предполагалось дополнить статью 141 дополнительно частью третьей, а статью 142 изложить в новой редакции. Президент высказал ряд серьезных замечаний по содержанию законопроекта. В частности, отмечено, что субъект преступления, предусмотренного статьей 142 Уголовного кодекса Российской Федерации, специальный - член избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума. Лицо же, собиравшее подписи избирателей или удостоверявшее сведения, содержащиеся в подписном листе, не может осуществлять заведомо неправильный подсчет голосов либо неправильно устанавливать результаты выборов или референдума. Отмечается также, что надо иметь в виду, что общественная опасность перечисленных деяний, влияющих на результаты выборов или референдума, и общественная опасность фальсификации подписных листов далеко не одинаковы. Отмечается также, что не приемлема предлагаемая федеральным законом редакция части второй статьи 142 Уголовного кодекса Российской Федерации. Буквальное ее прочтение означает, что члены избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии по проведению референдума могут подкупить сами себя, равно как и применить в отношении себя насилие. Статьями 141 и 142 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за разные преступления, поэтому нет необходимости обеспечивать единообразие этих норм. Созданная специальная комиссия с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и представителя Президента внимательно проанализировала эти замечания и содержание законопроекта, учла также то, что за последнее время произошли существенные изменения в избирательном праве в связи с принятием Государственной Думой фундаментальных законов о гарантиях избирательных прав, о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента Российской Федерации, и с учетом этого пришла к выводу, что доработать данный законопроект в рамках того содержания, которое в него заложено, и учесть в полной степени замечания Президента не представляется возможным. Поэтому специальная комиссия рекомендует Государственной Думе снять с рассмотрения данный законопроект. Это необходимо сделать еще и для того, чтобы, хотя сама проблема и существует, разгрузить правовое поле для тех инициатив, которые имеются, в том числе и в Комитете по законодательству, по совершенствованию норм уголовной ответственности в сфере избирательного права. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы. Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Валерий Павлович, я вас очень уважаю, но мне кажется, здесь формально комиссия подошла к вопросу. Почему? Этот вопрос я задавал как раз при принятии фундаментального закона о выборах, и председатель Центральной избирательной комиссии ссылался как раз на этот закон и рассказывал, что они согласны этот закон поддержать, и тогда будет урегулирован данный вопрос. Вы же нам прочитали отзыв, подписанный Владимиром Владимировичем Путиным, когда он исполнял обязанности... И мне кажется, что даже Александр Алексеевич Котенков не читал этого дела, потому что здесь профанация элементарная. Ведь мы с вами знаем сотни фактов уличения членов избирательных комиссий в фальсификации, да, они по закону не должны этим заниматься, но занимаются. Второе. Если буквально прочитать предлагаемую часть вторую статьи 142, то она не соответствует тому, что здесь написано, понимаете? И я считаю, что... (Микрофон отключен.) Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Павлович. ВОРОТНИКОВ В. П. Уважаемый Николай Васильевич, надо читать не только законопроекты, но и Уголовный кодекс. Если вы посмотрите статьи 141 и 142 Уголовного кодекса, действующие сегодня, то убедитесь, что они в полной мере отвечают тому, о чем вы говорите, понимаете? Просто в данном случае мы говорим немножко на разных языках. Специальная комиссия рассматривала возможность инкорпорирования тех замечаний, которые сделал Президент, в текст законопроекта, принятого Государственной Думой 1 декабря 1999 года, и пришла к выводу, что сделать это невозможно. Вот в чем главная причина. Мы же не говорим о том, что проблемы не существует. Она существует, она регулируется статьями 141 и 142 УК. Никто не собирается идеализировать статьи 141 и 142, но нужна такая формула, которая бы соответствовала принципам уголовного права и Конституции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше вопросов нет. Выносим на "час голосования".
Пункт 6 повестки дня: о Федеральном законе "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации". Комитет предлагает снять с дальнейшего рассмотрения. Ставлю на голосование. Пожалуйста, голосуйте. (Шум в зале.) Сейчас... Вот пошло голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 32 сек.) Проголосовало за 268 чел. 59,6% Проголосовало против 93 чел. 20,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел. 19,8% Результат: принято Принимается.
Заседание № 147
О проекте постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации" (проект № 99096188-2; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Уважаемые депутаты, по отклоненному федеральному закону имеется проект постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу введения в состав преступлений, предусмотренных статьями 141 и 142 УК Российской Федерации, отягчающих обстоятельств). Докладывает заместитель председателя Комитета по законодательству Буткеев Владимир Анатольевич. Пожалуйста. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, данным постановлением предлагается создать согласительную комиссию в связи с тем, что наш закон, внесенный депутатами Ивером, Лукьяновым, Пузановским и Решульским, а также депутатом Шейнисом (депутатом второго созыва), Президент отклонил. Закон регулирует вопросы, связанные с воспрепятствованием проведению выборов и привлечением к ответственности за фальсификацию избирательных документов. Есть ряд вопросов, на которые Президент обратил внимание и с которыми согласился комитет, что требуется не только редакционная правка, но и, по существу, уточнение в данном законе. В связи с этим комитет предлагает создать по предложению Президента Российской Федерации согласительную комиссию с участием членов Совета Федерации и со стороны Государственной Думы избрать сопредседателем указанной комиссии Воротникова Валерия Павловича. Прошу поддержать предложение Комитета по законодательству о создании специальной комиссии, чтобы потом принять здесь, в Государственной Думе, вариант, согласованный со всеми заинтересованными лицами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопросов по проекту постановления, о котором доложил Владимир Анатольевич Буткеев? Нет. Также переносится на "час голосования".
Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять данный проект постановления? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 12 сек.) Проголосовало за 365 чел. 81,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел. Результат: принято Постановление принимается.
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вот по предыдущему постановлению Василий Петрович просто хотел выступить по ведению, но он неправильно сказал. В проекте постановления комитета одно записано, а решение принято другое. Просто надо было, чтобы докладчик уточнил, почему Воротникова предлагали председателем, а потом утвердили сопредседателем. Решение комитета... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я спросила, когда докладывал докладчик: "Есть ли вопросы?" Вопросов во время обсуждения не было, и я перенесла на "час голосования". Нужно не опаздывать со своими предложениями.
Заседание № 303
О проекте федерального закона "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу введения в состав преступлений предусмотренных статьями 141 и 142 УК РФ, отягчающих обстоятельств).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 2.17: о проекте федерального закона "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации". Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 20 сек.) Проголосовало за 355 чел. 78,9% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 299
О проекте федерального закона "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации" (по вопросу введения в состав преступлений, предусмотренных статьями 141 и 142 Уголовного кодекса Российской Федерации, отягчающих обстоятельств).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ШЕЙНИС В.Л. Уважаемые коллеги, разрешите мне по этому вопросу ограничиться еще более коротким введением. По закону об изменениях и дополнениях, вносимых в Уголовный кодекс, никаких поправок не поступило. Поэтому комитет предлагает во втором чтении принять данный законопроект в том виде, в каком он был принят в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений у депутатов против такого предложения? Ставлю на голосование: принять указанный законопроект во втором чтении. Прошу голосовать. Пункт 8 повестки дня. Идет голосование о принятии этого законопроекта во втором чтении. Кто без карточки? Таких нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 00 сек.) Проголосовало за 295 чел. 65,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел. Результат: принято Законопроект принимается. Виктор Леонидович, пожалуйста. ШЕЙНИС В.Л. Уважаемые коллеги, данный законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Комитет предлагает на ближайшем заседании в "час голосования" провести голосование по нему в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? ИЗ ЗАЛА. Нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решение считается принятым. Законопроект будет поставлен в повестку дня пленарного заседания 1 декабря на "час голосования".
Заседание № 293
Проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного Кодекса Российской Федерации"
Депутат Лукьянов Анатолий Иванович предложил пункт 42, в связи с тем что он связан с законами, которые мы рассматриваем под номерами 3 и 4, сделать 5-м. Пожалуйста, прошу проголосовать. Этим мы завершим рассмотрение всех законов, связанных с выборами. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 14 мин. 57 сек.) Проголосовало за 238 чел. 100,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 238 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Предложение принимается.
Пункт 42 повестки дня: "О внесении дополнений в статью 141 и изменения в статью 142 Уголовного кодекса Российской Федерации". Это законопроект первого чтения, в связи с решением палаты он рассматривается здесь вне очереди. Пожалуйста, Виктор Леонидович. ШЕЙНИС В.Л. Уважаемые коллеги, я не могу воздержаться от ответа на личные выпады, которые прозвучали в этом зале. В прошлый раз это было сделано господином Вишняковым, известным своей некомпетентностью в юридических кругах, сегодня этот выпад повторен господином Жириновским. Я отвечаю. Я участвовал в трех избирательных кампаниях и был избран в округе, в то время как господин Жириновский не сумел получить мандат. Я категорически возражаю против каких бы то ни было личных выпадов. Речь может идти только о содержании закона. Я уж не говорю о том, что закон рассматривался не лично Шейнисом, а всей палатой и комитетом. Теперь по существу данного законопроекта. В прошлый раз мы приняли в первом чтении изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях. Сегодня предлагается параллельно принять небольшие поправки в Уголовный кодекс. Речь идет о введении квалифицирующих признаков того, что вызывало и вызывает наиболее резкую критику и общественности, и депутатов, а именно вмешательства властей в избирательный процесс. В связи с этим в уже имеющиеся статьи Уголовного кодекса в развитие существующих положений вводятся квалифицирующие признаки, отягчающие меру ответственности именно за действия, которые предприняты федеральными должностными лицами, лицами, занимающими государственные должности субъекта Российской Федерации, или же главами местного самоуправления, за вмешательство в процесс работы избирательных комиссий. Это статья 141. В статье 142 речь идет о фальсификации, которая и ранее каралась Уголовным кодексом, если она совершена с применением подкупа или насилия. Это одна часть. И следующая часть: если это деяние совершено лицами, занимающими государственную должность или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - это должно быть отягчающим обстоятельством. Если прежде высшая мера по данной статье составляла два года заключения, то сегодня она доводится до четырех - шести лет соответственно. Предлагается принять этот законопроект в первом чтении, с тем чтобы до ухода Думы, до окончания нашей работы можно было его провести и сделать законом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Леонидович. Есть ли вопросы к депутату Шейнису? Депутат Побединская, ваш вопрос, пожалуйста. ПОБЕДИНСКАЯ Л.В. У меня вопрос. Я хотела бы уточнить: что вы имеете в виду под квалифицирующими признаками? Это субъекты, которые вы перечислили, должностные лица? Это вы имели в виду как квалифицирующие признаки? Спасибо. ШЕЙНИС В.Л. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы к Виктору Леонидовичу? Вопросов нет. Кто желает выступить по этому законопроекту? Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. По законопроекту, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Мы должны принять этот законопроект, но, к сожалению, он не охватывает все те пробелы законодательства, которые можно было бы в нем отрегулировать. Потому что здесь должны были поработать действительно те юристы, которые прошли через прокуратуру, через суды и так далее. Если вы найдете вмешательство властей в ход предвыборной кампании, то кто будет реагировать на эти нарушения? Кто? К прокурору пойдете? Он также под пятой у этой власти находится. Суд у вас долго не примет заявления. К кому вы пойдете? Это же опять все потонет! Нужно по-другому здесь совершенно подходить, потому что на местах они делают все, что хотят. И они будут мешать проведению выборов. Вот сегодня власти отказываются размещать рекламные щиты - мэры городов, допустим, Анапы, Белгорода, Курска и ряда других. Говорят: а мы не будем размещать! Что будете делать? К прокурору города? Так мэр города дает ему квартиру, прокурору города. Куда вы пойдете? В суд? Районная инстанция оставит без рассмотрения, областная... пока до верховной дойдете, выборы закончатся. Поэтому все, что мы делаем в плане законодательства, не дает нам возможности защитить наших кандидатов в депутаты при выборах любого органа власти. Вот вчера Степашин жаловался на всю страну, что ему в Калмыкии мешали вести агитацию. Когда мешали много лет вести выборную кампанию другим партиям, "ЯБЛОКО" молчало. Молчало! Только когда убили их человека там и помешали Степашину - вот теперь они мучаются. И правильно делает Президент Калмыкии. Должна быть солидарность между депутатами и между политическими партиями, иначе вас будут душить в Калмыкии, нас - в Белгороде, а кого-то еще - в другом городе. Поэтому законодательство должно быть более емким и более действенным, чтобы на самом высоком уровне их заставить, воздействовать на них. Для этого мы должны добиться, чтобы губернаторы не выбирались, а назначались, чтобы была жесткая вертикаль прокуратуры, чтобы была жесткая вертикаль милиции. Вот тогда мы добьемся успеха. Чтобы были пожизненные судьи, а у нас до сих пор еще народные заседатели. Мы пришли обжаловать решение по нарушению избирательных прав. Я спрашиваю народных заседателей: кто вы по профессии? "Юрист трамвайного депо города Белгорода". Что она понимает в избирательном процессе и в законодательстве? До сих пор из трамвайного депо или из ЖЭКа слесарь является народным заседателем! Вот в чем наша беда. Мы до сих пор не создали судебную защиту наших с вами прав. И поэтому нас клянут в разных регионах кому как заблагорассудится. Этот закон надо принимать, но он бесполезен, пока не будет жесткой вертикали власти всех правоохранительных органов и не будут отменены выборы губернаторов. Они должны назначаться, чтобы они боялись. А так они будут по восемь лет сидеть в своих регионах и оставлять наследников. Вы никогда не изберете губернатором кого-то из оппозиции. Он подготовит за восемь лет наследника и все силы бросит в своей губернии, чтобы оставить его вместо себя. Как и в центре. То есть мы вернулись к царской России: наследственная власть. Тогда зачем сто лет боролись? Значит, боролись не так. Поэтому надо менять законодательство. Я уже Анатолию Ивановичу говорил: у вас же есть юристы, ну дайте более четкие формулировки. Ну покажите позицию комитета по законодательству! Но комитет по законодательству молчит. Это должен быть главный комитет наш, а он молчит даже тогда, когда нарушаются права самих коммунистов в тех регионах, где им мешают быть избранными исходя из политических установок. Поэтому я всех депутатов призываю приложить максимум сил, чтобы было нормальное правовое поле, иначе нас всех на разных уровнях, в разное время, в разных местах будут душить и мы нигде не добьемся соблюдения наших прав. А потом можем, как Степашин, говорить: вот нарушили права. Он бывший директор ФСБ, министр юстиции, министр внутренних дел и бывший Председатель Правительства, но даже его права нарушили. Что же говорить о рядовом депутате, который пытается выдвинуться где-то в далеком глухом сельском округе! Заткнут, он замолчит, на уровне сбора подписей его отстранят от выборов. Так что это тоже мы должны с вами ликвидировать: подписные листы - это наш с вами враг. Везде ненужного кандидата на этом уровне уже отстранят от выборов. Ошибки в агитации - отстранят от выборов. Вы же сами эти законы подготовили. Когда мы пытаемся защищать наших людей, пострадавших от властей, нам говорят: так вы же такой закон приняли. Вот почему, Виктор Леонидович, я к вам обращаюсь, вы - автор большинства избирательных законов. Да, голосует Дума, но формулировки вносите вы и те, кто с вами работает в комитете. Поэтому мы вправе именно в личном плане сделать выпад, потому что Дума голосует вглухую. Посмотрите: сидят 111 депутатов, а недавно проголосовали 300 голосами. Это что, разве не липа? Где еще 200 голосов вы взяли? 60 заявлений - значит, только 160 правомочных голосов. А откуда еще 140? Что, мы с вами в течение часа разве липой не занимаемся? Занимаемся! И что, тоже нужно молчать? (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступает депутат Лукьянов, потом - Побединская, потом - Салий, потом - Захаров. Пожалуйста, Анатолий Иванович. ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, я не собираюсь говорить столь темпераментно, как высококвалифицированный юрист, и тем более потомственный юрист, Владимир Вольфович Жириновский. Я хочу только вот что сказать: любой из законов, который принимался, по избирательной системе делался далеко не только нашим комитетом, а делался многими комитетами, Центральной избирательной комиссией, Администрацией Президента, Правительством. Это, конечно, закон, в котором слились интересы многих, и они часто не совпадали. Но вот что я хочу сказать: тот закон, который мы предлагаем сегодня принять, как раз и есть защита и Жириновского, и коммунистов, и "яблочников", и кого угодно от произвола властей. И мы предлагаем принять этот закон. А дальше можем продолжать сколь угодно долго обсуждение этих вопросов, потому что нет таких законов, с которыми были бы все согласны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Побединская Людмила Васильевна. Следующий - Салий. Пожалуйста. ПОБЕДИНСКАЯ Л.В. Уважаемый Владимир Вольфович! Я всегда знала, что вы блестящий оратор. Но ваш главный вопрос потонул в вашем выступлении. Вопрос был о подведомственности рассмотрения нарушений. Всем известно, что нарушения общего характера подлежат рассмотрению и защите в суде. А вот что касается доклада депутата Шейниса, то в нем речь шла о том, что мы рассматриваем внесение поправок в Уголовный кодекс. Так вот, по должностным лицам, по-моему, все это знают, дело рассматривает прокуратура. А прокуратура была, есть и будет твердой вертикальной системой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступает депутат Салий. Следующий - Захаров. САЛИЙ А.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Ну, в том, что этот закон необходим, по-моему, ни у кого нет ни малейшего сомнения. Я считаю, что в первом чтении его необходимо принимать, но его необходимо еще и усилить. У нас не только главы администраций противодействуют избирательной кампании и фактически валят неугодных кандидатов, но у нас еще есть механизм избирательной комиссии, которая формируется непосредственно этими главами администраций. Сегодня, как эпидемия пошла, настолько частыми стали случаи, когда члены комиссии с правом решающего голоса, назначенные главами администраций, препятствуют исполнению обязанностей членами комиссии с правом совещательного голоса. Я считаю, что это уголовно наказуемое деяние - препятствие деятельности членов комиссии с правом совещательного голоса, сведение их деятельности до уровня наблюдателей и превращение их практически в мебель на избирательном участке. Считаю, что в этот закон необходимо добавить эту статью. И в подтверждение предыдущей своей позиции скажу: здесь не нашел отражения такой момент, как изготовление фальсифицированных, или левых, бюллетеней. С их помощью непосредственно осуществляются все фальсификации. Я считаю, что в этом законе изготовление неучтенных, или левых, бюллетеней пусть, может быть, остается в сфере административной ответственности, но в Уголовный кодекс необходимо внести жесточайшую норму об уголовной ответственности за изготовление неучтенных избирательных бюллетеней как инструментария захвата власти. Я думаю, что его в первом чтении необходимо принять и, конечно, всем вместе доработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Захаров Алексей Константинович, пожалуйста. ЗАХАРОВ А.К., фракция "ЯБЛОКО". Я полагаю, что указанный закон необходимо принять в первом чтении и в ускоренном порядке рассмотреть предложенные поправки. Что же касается выступления Владимира Вольфовича Жириновского, то скажу, что нет ничего проще, как поручить своему представителю в указанном комитете обратить особое внимание на этот законопроект и принять активное участие в его разработке. Тогда не надо будет перекладывать с больной головы на здоровую итоги применения данного законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кривельская Нина Викторовна, пожалуйста. КРИВЕЛЬСКАЯ Н.В., фракция Либерально-демократической партии России. Уважаемые коллеги, я обращаю ваше внимание на статью 142. В той редакции, в какой она нам предлагается к принятию, нет упоминания о председателе избирательной комиссии любого уровня. Речь идет о членах избирательной комиссии, об инициативной группе и о комиссии по проведению референдума. Скажите, пожалуйста, Шейнис, где здесь председатель избирательной комиссии? А мы на практике с вами знаем: чаще всего члены избирательной комиссии и любые инициативные группы допускают фальсификацию и заведомо неправильный подсчет по инициативе и заведомому нажиму председателей избирательных комиссий. А привлечь этих председателей за их деяния мы не можем: их нет ни в статье 141, ни в статье 142. И сейчас, поскольку мы принимаем закон в первом чтении, есть возможность подумать об этой категории, о категории этой избирательной фигуры, или такой важной должностной фигуры, с ведома которой допускаются нарушения и фальсификации. Я их не увидела в третьей части. Там идет речь о государственных должностных лицах, а председатели - это не государственные должностные лица. Я думаю, что разработчикам нужно посмотреть, где, в какой части прописать привлечение их к ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все депутаты, которые желали, высказались. Имеет ли замечания по этому законопроекту первого чтения представитель Правительства? Нет. Полномочный представитель Президента? Нет. Заключительное слово докладчика и голосование. ШЕЙНИС В.Л. Уважаемые коллеги, хочу обратиться с просьбой ко всем выступавшим не затягивать подачу в письменном виде поправок к данному законопроекту. Все поправки будут внимательнейшим образом рассмотрены и учтены. Кроме того, хотел бы обратить ваше внимание на то, что при принятии базовых избирательных законов я настаивал на том, чтобы весь состав избирательных комиссий формировался на всех уровнях представительными органами, с тем чтобы ослабить зависимость избирательных комиссий от исполнительной власти. Тем не менее палата не сочла возможным тогда с этим согласиться. Сегодня по этому поводу возникают разговоры. Ясно, что изменить избирательные законы сегодня уже невозможно, но учтите, что такая позиция была заявлена мною и кем-либо еще в новой Думе будет подтверждена. Надеюсь, что кипение страстей, которое здесь было, поможет исправить один из дефектов избирательного законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: кто за то... По мотивам голосования - депутат Жириновский, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Мы должны друг друга правильно понимать, когда здесь сидим. Потомственный юрист, не потомственный юрист... Анатолий Иванович, ваш комитет должен иметь самых высококвалифицированных юристов в нашей стране, выше нигде не должно быть - ни в прокуратуре, ни в Минюсте. А у вас их нет. Нет у вас! Вот поэтому слабые законы. Представитель "ЯБЛОКА" говорит: пускай представитель ЛДПР дорабатывает. Но он один в комитете, и комитет отвергает наши поправки, и Госдума отвергает. Речь идет о голосовании. Мы вносим много. Мы внесли постановление об амнистии. Вы приняли его? Нет! Поэтому мы-то свою лепту внесли. Я говорю о солидарности депутатов. Я говорил о Степашине, который вдруг обиделся, когда он понял, что законы Российского государства не везде действуют. И мы знаем, депутат Побединская, что вертикаль в прокуратуре существует, но она не действует. Мы обратились к районному прокурору - молчит, к городскому - молчит, к областному - молчит, Генеральный - молчит! Что мы должны делать, к какому прокурору обращаться, на какой другой планете, если они молчат и между собой у них высокая солидарность?! Я и говорю, что можем их поломать только солидарностью депутатского корпуса и политических партий. Иначе мы никогда не добьемся правды. Никогда не добьемся правды! Не действует вертикаль в прокуратуре, а суды и милиция полностью под губернаторами, и все наши поправки к любому закону бесполезны. Вот в этом законе - шесть лет уголовной ответственности. Кто возбудит дело? Кто возбудит дело против губернатора Савченко? Кто? Прокурор области? Нет. Генеральный? Нет. Даже Верховный Суд сперва отменил выборы, через неделю Савченко позвонил в Верховный Суд - и выборы снова были назначены. И что мы должны делать? Куда обращаться, госпожа Побединская, если Верховный Суд на стороне губернатора Савченко и наши законы поворачивают в сторону губернатора?! Поэтому я говорю: бесполезно вносить поправки в законы. Мы на два года их не можем посадить, а теперь увеличиваем ответственность до шести лет. Вы их на два дня не арестуете никогда. На два дня даже не арестуете! Я об этом говорю - о том, что законодательство не действует. Поэтому надо искать другие меры воздействия. (Выкрики из зала.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для справки - слово Анатолию Ивановичу Лукьянову. Голосовать потом будем. ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, я хочу подчеркнуть следующее. Юридическую группу, которая решает все вопросы уголовного права, возглавляет заместитель председателя комитета по законодательству представитель фракции ЛДПР Киселев Вячеслав Викторович, один из самых опытных юристов, и он возглавляет одновременно группу, в которую входят академик по уголовному праву Кудрявцев и по крайней мере еще восемь профессоров наук, связанных с юриспруденцией. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Агафонов по ведению настаивает... АГАФОНОВ В.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты, коллеги! Давайте посмотрим, что мы обсуждаем, вокруг чего разворачиваем дискуссии, когда каждая минута дорога для обсуждения законов и принятия этих законов. Сколько осталось у нас заседаний всего? Борис Юрьевич, да и вам, может быть, замечание, не замечание, но пожелание: ну, вы немножко следите, вокруг чего идет разговор-то. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне запрещено комментировать. Вот депутат Фалалеев поднимает руку. Что я должен сделать? Предоставить ему слово по ведению. Он недоволен моим ведением так же, как Агафонов. Пожалуйста, Фалалееву включите микрофон. ФАЛАЛЕЕВ С.Н., депутатская группа "Народовластие". Борис Юрьевич, я доволен вашим ведением и призываю голосовать сейчас. У меня единственная просьба к Владимиру Вольфовичу: чуть-чуть подальше от микрофона, потому что страшно болит голова после таких выступлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы законопроект о внесении дополнений в Уголовный кодекс (пункт 42 повестки дня) принять в первом чтении? Прошу голосовать. Законопроект первого чтения. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет. Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 11 сек.) Проголосовало за 350 чел. 77,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел. Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.