Заседание № 230

02.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99095230-2 "О поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1464 по 1579 из 6834
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 5. О проекте федерального закона "О    
поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями       
завоза грузов" докладывает Игорь Константинович Чернышенко, заместитель         
председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока.                   
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Константинович.                                               
                                                                                
ЧЕРНЫШЕНКО И. К. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!            
Рассматриваемый сегодня проект был подготовлен и внесен Советом Федерации в     
конце 1999 года и принят депутатами Государственной Думы в первом чтении 14     
февраля 2001 года. При этом за него проголосовало более 260 человек.            
                                                                                
Напомню, что в тот период возникли серьезные проблемы с тепло- и                
энергоснабжением в ряде северных регионов страны, на Дальнем Востоке.           
Замерзали многие населенные пункты в Приморском крае. И это убедило депутатов   
в необходимости иметь закон, регулирующий северный завоз, прежде всего завоз    
топливно-энергетических ресурсов. Как известно, в настоящее время поставки      
товаров и топлива на Север регулируются двумя статьями закона "Об основах       
государственного регулирования социально-экономического развития Севера         
Российской Федерации", рядом статей закона о федеральном бюджете,               
соответствующими постановлениями Правительства и другими подзаконными актами.   
По мнению авторов законопроекта (и комитет по проблемам Севера солидарен с      
этим решением), этих правовых документов недостаточно для обеспечения           
нормального северного завоза.                                                   
                                                                                
За прошедшие почти полтора года после первого чтения Комитет по проблемам       
Севера и Дальнего Востока провел всю необходимую работу с этим                  
законопроектом. Он был направлен в субъекты Российской Федерации. Более чем     
от 60 из них мы получили около 300 поправок. Многие из северных регионов        
страны, практически все, в основном поддерживают необходимость принятия         
законопроекта, регулирующего проблемы северного завоза. В то же время ряд       
внесенных поправок, в том числе и серьезные замечания, высказанные Правовым     
управлением Аппарата Госдумы, Президентом Российской Федерации и                
Правительством, привели Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока к        
выводу, что концепция предложенного законопроекта, к сожалению, не имеет        
перспективы для дальнейшей проработки и внесенные поправки кардинально меняют   
его суть.                                                                       
                                                                                
Напомню кратко концепцию принятого нами в первом чтении законопроекта.          
Законопроектом предлагалось создание специального федерального органа по        
вопросам Севера, то есть Госкомсевера. Как известно, это прерогатива            
Правительства и не может быть нормой федерального закона, то есть авторы        
законопроекта предложили неправомерную концепцию. Этот федеральный орган        
наделяется функциями госзаказчика по северному завозу со всеми вытекающими      
отсюда последствиями.                                                           
                                                                                
Законопроектом вводились нормы о принятии федеральной и региональных целевых    
программ государственной поддержки северного завоза с полной детализацией       
механизма их разработки и утверждения.                                          
                                                                                
Законопроектом предлагалось создание федеральных и региональных фондов          
финансовых поставок в северные регионы тоже с целым рядом деталей, которые      
вступают в противоречие с бюджетным и целым рядом других федеральных законов.   
                                                                                
В статье 11 данного проекта федерального закона предписывалась Центральному     
банку Российской Федерации под поручительство органов исполнительной власти     
субъектов Российской Федерации выдача коммерческим банкам в первоочередном      
порядке по минимальным процентным ставкам целевых кредитов, предназначенных     
для финансирования поставок в населенные пункты Севера и так далее, и тому      
подобное. То есть анализ всех внесенных поправок, связанных как раз с           
корректировкой этих норм внесенного законопроекта, привел Комитет по            
проблемам Севера и Дальнего Востока к мысли о том, что в данной редакции, в     
данной концепции законопроект не имеет перспективы для его дальнейшей           
разработки и принятия.                                                          
                                                                                
Кроме того, комитет по проблемам Севера провел переговоры с представителями     
Правительства, сенаторами - авторами законопроекта, и вынашивает идею           
принятия аналогичного закона, но в другой концептуальной форме, и поэтому       
предлагает данный законопроект перевести в первое чтение и отклонить.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Константинович.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и            
докладчика и возвратить проект федерального закона "О поставках продукции в     
населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов" к            
процедуре первого чтения? Кто за это предложение? Прошу проголосовать. Сейчас   
- возвращение к процедуре первого чтения.                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.             65,8%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.             33,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернули к процедуре первого чтения.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, по предложению комитета и докладчика мы вернули данный       
законопроект к процедуре первого чтения. И сейчас по предложению комитета и     
докладчика предлагается отклонить данный законопроект, снять его с              
дальнейшего рассмотрения. Но я ставлю на голосование: кто за то, чтобы          
принять в первом чтении проект федерального закона "О поставках продукции в     
населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов"? Комитет     
против данного законопроекта.                                                   
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Игорь Константинович.                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за               98 чел.             21,8%                        
Проголосовало против           22 чел.              4,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    120 чел.                                          
Не голосовало                 330 чел.             73,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 141

27.12.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99095230-2 "О поставках продукции в районы Севера Российской Федерации с особыми условиями завоза продукции (товаров)" (принят в первом чтении 14 февраля 2001 года с названием "О поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 570 по 584 из 7006
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат".               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, я прошу перенести на январь пункт 8 повестки     
дня, учитывая нашу договоренность с представителем Президента в                 
Государственной Думе о проведении после праздников дополнительных               
консультаций по этому вопросу.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это предложение комитета, да?                             
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Это предложение комитета, да.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласовано со всеми сторонами, поэтому мы снимаем его    
сразу. Пункт 8 вычеркните, пожалуйста, - переносим на январь.                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 768 по 769 из 7006
Так, пункт 8 перенесли на январь по просьбе комитета.                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1898 по 1899 из 7006
Так, переходим к пункту 8 повестки дня... Мы перенесли этот закон.              
                                                                                

Заседание № 76

14.02.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3743 по 4021 из 6221
Так, коллеги, переходим к пункту 15 повестки дня: проект федерального закона    
"О поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями    
завоза грузов". Доклад представителя Совета Федерации члена Совета Федерации    
Ефима Львовича Керпельмана. Содоклад Валентины Николаевны Пивненко.             
                                                                                
Пожалуйста, докладчик, на трибуну.                                              
                                                                                
КЕРПЕЛЬМАН Е. Л., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Позвольте мне свое           
выступление начать с поздравления, в день Святого Валентина пожелать всем       
депутатам быть любимыми и любить.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Митрофанов сегодня уже получил комплимент.                
                                                                                
КЕРПЕЛЬМАН Е. Л. Я как раз из тех новых членов Совета Федерации, которые        
появились в Совете Федерации благодаря вашему благословению, по тому закону,    
который был принят. Я выступаю впервые со столь высокой трибуны и прошу         
простить мне вполне объяснимое волнение.                                        
                                                                                
Я слушал только что полемику по предыдущему вопросу и думаю, что данный         
законопроект вызовет не менее бурные дебаты. Но тем не менее вопрос, который    
поднимается в предлагаемом законопроекте, очень серьезен и очень важен для      
страны в целом и для Крайнего Севера и районов, приравненных к ним.             
                                                                                
Данный законопроект о поставках продукции в районы Севера России с особыми      
условиями завоза грузов вносится в Государственную Думу в порядке               
законодательной инициативы в соответствии со статьей 7 Федерального закона      
"Об основах государственного регулирования социально-экономического развития    
Севера Российской Федерации" и предусматривает необходимость оказания           
государственной поддержки завоза продукции, товаров в районы Севера с           
ограниченными сроками завоза продукции в целях устойчивости функционирования    
экономики и жизнеобеспечения населения Севера. Необходимость законодательного   
регулирования поставок продукции в районы Севера России вызвана отсутствием в   
настоящее время эффективного механизма таких поставок. Ранее действовавшая      
система централизованных поставок на Север в ходе проводимых реформ была        
сломана, а реформирование и формирование новой системы, адаптированной к        
условиям рынка, неоправданно затянулись. Осуществлявшаяся в период с 1992       
года до настоящего времени практика завоза в районы Севера привела к тяжелым    
социально-экономическим последствиям в северных регионах и доказала полную      
несостоятельность всех использовавшихся механизмов завоза. Такое положение      
далее не может быть терпимо, поскольку является причиной ежегодно               
повторяющейся кризисной ситуации с обеспечением северных районов топливом и     
продовольствием, бедствия проживающего там населения. В целях разрешения        
данной проблемы еще в 1998 году в статье 61 Федерального закона "О              
федеральном бюджете на 1998 год" Правительству Российской Федерации было        
поручено внести в Государственную Думу в трехмесячный срок со дня вступления    
в силу указанного закона проект федерального закона о государственной           
финансовой поддержке завоза нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в   
районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы. Но до сих пор данное        
поручение не выполнено.                                                         
                                                                                
Представляемый законопроект призван решить данную задачу. Концептуальный        
подход к вопросу регулирования поставок в районы Севера базируется на           
необходимости обеспечения следующих требований: первое - осуществление          
регулирования поставок на Север в законодательном порядке в целях обеспечения   
более высокого уровня ответственности за их проведение; второе - установление   
более жесткого порядка проведения поставок на Север путем использования         
действующего порядка поставок для федеральных государственных нужд с учетом     
особенностей поставок в районы Севера; третье - законодательное закрепление     
основных элементов механизма поставок в районы Севера: планирование,            
финансирование и организационное обеспечение поставок.                          
                                                                                
В соответствии с данным подходом проект закона предусматривает следующие        
основные положения.                                                             
                                                                                
Первое. Отнесение поставок в населенные пункты Севера России с особыми          
условиями завоза грузов к поставкам для федеральных государственных нужд.       
                                                                                
Второе. В законопроекте предусматривается организационный механизм поставок     
на Север, который включает установление критериев, позволяющих определять       
населенные пункты Севера с особыми условиями завоза грузов, обязательную        
номенклатуру товаров, гарантирующих жизнеобеспечение указанных населенных       
пунктов, планирование осуществления поставок на Север, распределение            
ответственности за осуществление поставок на основе разработки                  
государственного заказа, а также установление ответственности должностных лиц   
за необеспечение этих поставок, применение специальных мер, направленных на     
создание благоприятных условий для проведения поставок в населенные пункты      
Севера, а именно регулирование цен и тарифов, привлечение ресурсодобывающих     
компаний к поставкам, обеспечение экономического стимулирования при             
осуществлении поставок.                                                         
                                                                                
Третье. Данный законопроект предусматривает финансовый механизм поставок,       
который включает закрепление принципа государственной поддержки поставок в      
населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов, принятие     
положения об использовании средств федерального бюджета на оказание             
финансовой поддержки таким поставкам, создание соответствующих                  
организационных структур - фондов финансирования поставок, обеспечивающих       
эффективное использование финансовых ресурсов, установление порядка расчета     
финансовых потребностей и распределение средств на обеспечение поставок,        
использование финансовых механизмов при осуществлении поставок, зачет           
долговых обязательств поставщиков, использование государственных долговых       
обязательств, реструктуризацию задолженности субъектов Российской Федерации     
по поставкам, возникшей в связи с использованием Правительством Российской      
Федерации ошибочных схем завоза и в связи с тем, что они не имеют источников    
возврата и многое другое.                                                       
                                                                                
Таковы основные положения законопроекта. Работа над ним шла в тесном            
взаимодействии с Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и           
Дальнего Востока, с субъектами Российской Федерации. Он готовился на            
основании именно их предложений. Дважды рассматривался в регионах и             
обсуждался на парламентских слушаниях как в Совете Федерации, так и в           
Государственной Думе. Участники этих слушаний настойчиво рекомендовали внести   
законопроект на рассмотрение в Государственную Думу.                            
                                                                                
Нужно сказать, что Правительство Российской Федерации отрицательно относится    
к данному законопроекту, хотя ряд представителей министерств и ведомств         
Российской Федерации, занимающихся вопросами поставок на Север, его             
поддерживают. Возражения Правительства Российской Федерации сводятся к          
следующему. Правительство считает, что нет необходимости в принятии             
законопроекта, поскольку вопросы завоза продукции в районы Севера уже           
урегулированы другими законами.                                                 
                                                                                
Я считаю, что подобная постановка вопроса не только противоречит реальному      
положению дел, поскольку законодательной базы по этому вопросу фактически       
нет, но она просто неправомерна, так как противоречит уже упоминавшейся здесь   
статье 61 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", которой      
предписывалось Правительству разработать и внести в Думу проект                 
соответствующего закона. В заключении Правительства утверждается, что объем     
финансовых средств федерального бюджета, необходимых для реализации             
мероприятий, составляет около 50 миллионов рублей. Однако данная цифра, на      
мой взгляд и по подсчетам специалистов Совета Федерации, завышена как минимум   
на порядок. По этим расчетам, нагрузка на федеральный бюджет составит порядка   
5-7 миллиардов рублей, что сопоставимо с суммой финансовых затрат, выделяемых   
из бюджета на завоз в районы Севера в настоящее время.                          
                                                                                
Я убедительно прошу от имени своих коллег, уважаемые депутаты Государственной   
Думы, поддержать в первом чтении, хотя бы концептуально, данный законопроект.   
Безусловно, он будет еще обсуждаться и в комитете Государственной Думы, и с     
Правительством, и в Совете Федерации. Отдельные вещи могут быть уточнены и      
исправлены, но главное - необходимо осуществлять государственный контроль за    
поставками на Север, чтобы защитить население, проживающее там, чтобы каждый    
год не возникали "пожары", которые приходится в течение года тушить и           
Президенту, и Правительству в лице МЧС, и Государственной Думе. Такое           
продолжаться не должно.                                                         
                                                                                
Я думаю, то, о чем я не сказал, скажет Валентина Николаевна Пивненко, которая   
будет делать содоклад.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               А. Н. Чилингаров                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ефим Львович.                                    
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока           
Валентины Николаевны Пивненко.                                                  
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат".               
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект в Государственной Думе находится уже     
более года. Наш комитет очень серьезно подошел к рассмотрению данной            
законодательной инициативы. Учитывая то, что мы получили данный законопроект    
уже с отрицательным заключением Правительства, мы провели специально по         
данному вопросу парламентские слушания. Участниками их были не только           
субъекты Российской Федерации, которые имеют статус северных и которых          
касается этот закон, но и все участники завозного процесса, как-то:             
топливные, транспортные компании и другие. Мнение участников парламентских      
слушаний было однозначным: принятие такого закона необходимо, с тем чтобы       
были единые правила организации этой работы, участниками которой были бы все    
заинтересованные в поставках не только топлива, но и другой продукции,          
жизненно необходимой в районах с ограниченными сроками завоза.                  
                                                                                
Более того, мы имеем специальное решение по этому вопросу                       
Экспертно-консультативного совета по проблемам национальной безопасности при    
Председателе Государственной Думы, где в прошлом году данный вопрос также       
обсуждался. Поэтому я бы хотела, упредив выступление представителя              
Правительства, сказать о том, что мы вели переговоры с Правительством и мы не   
согласны со всеми позициями заключения Правительства на данный законопроект.    
У нас в комитете уже есть поправки.                                             
                                                                                
Но для того, чтобы принять закон, надо в первом чтении поддержать               
концептуально те правила, по которым необходимо работать с точки зрения         
интереса прежде всего населения Севера и государства Российского, надо          
поддержать концепцию, идеологию. То есть принять в первом чтении данный закон   
необходимо.                                                                     
                                                                                
Я могу сказать о том, что мы пытались провести переговоры с Правительством и    
проводили их для того, чтобы еще раз там внимательно посмотрели законопроект    
с учетом реальных событий, той кричащей ситуации с северным завозом, которая    
из года в год складывается в России, с тем чтобы изменили свое заключение.      
Однако отношение к этому, мягко говоря, нас удивило. Я могу привести одну       
иллюстрацию для подкрепления результата наших переговоров.                      
                                                                                
Пример такой. В заключении Правительства, которое было дано 25 августа 1999     
года, говорится о том, что законопроект не имеет самостоятельного предмета      
правового регулирования, поскольку вопросы поставок продукции для               
государственных нужд уже урегулированы Федеральным законом "О поставках         
продукции для федеральных государственных нужд". А в письме                     
Минэкономразвития, которое поступило к нам 15 января этого года, говорится,     
что поставка грузов на Север по своему экономическому содержанию не является    
государственным заказом. Вот вам конкретный пример отношения к этому делу       
представителей Правительства, которые отвечают за это направление работы.       
                                                                                
Мне бы хотелось подчеркнуть еще следующее. Данный законопроект не требует       
дополнительных финансовых ресурсов, потому что проблемы северного завоза        
финансово уже отрегулированы законом о бюджете. Это произошло при принятии      
нами бюджета на 2001 год, в котором установлена сумма на эти цели - 6           
миллиардов 650 миллионов рублей. И плюс к этому за счет дополнительных          
ресурсов (спасибо за поддержку) - 350 миллионов. Это частичное финансирование   
из федерального бюджета, поскольку финансируются эти проблемы за счет средств   
субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и участниками этого           
процесса являются не только бюджеты трех уровней, но и компании - участники     
северного завоза.                                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, я убедительно прошу вас, учитывая необходимость              
существования единых для государства правил решения проблем жизнеобеспечения    
населения Севера, ограниченные сроки завоза, учитывая те реалии, участниками    
которых мы с вами являемся, поддержать концептуально данный законопроект,       
проголосовать за его принятие в первом чтении, с тем чтобы при последующей      
работе все замечания и предложения, в том числе которые, я уверена, поступят    
от вас, вместе отработать так, чтобы вот эти правила нашей с вами работы были   
определены.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, просьба записаться на вопросы. Я думаю, что мы вопросы       
будем задавать после перерыва.                                                  
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим записи.                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. На выступления или на вопросы?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала вопросы, а потом выступления. Пожалуйста,         
запишитесь, мы определимся. Смотря какое будет количество.                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста. Один вопрос.                                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Гамза. Вопрос или выступление?                              
                                                                                
ГАМЗА Г. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
У меня вопрос, а не выступление.                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, у нас Российская Федерация практически почти на 70          
процентов состоит из северных территорий и приравненных к ним районов. И        
вопросы завоза грузов, продуктов питания, других материалов на Север            
составляют большую проблему. Предлагаемый сегодня законопроект, я считаю,       
нужно принимать, несмотря на то, что там есть вопросы, которые необходимо       
будет отрегулировать ко второму чтению. Я предлагаю коллегам проголосовать за   
принятие данного законопроекта в первом чтении.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить по данному законопроекту?             
                                                                                
Пожалуйста, депутат Илюхин.                                                     
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, ну ведь действительно не первый год мы          
обсуждаем эту проблему. Мне кажется, уже каждый знает назубок, что у нас        
начинается в марте и чем заканчивается у нас очередной год: тем, что Север      
замерзает, не хватает топлива, не хватает энергии. То, что предложено в этом    
законе, вполне приемлемо. Есть уточнения, но они могут быть приняты ко          
второму чтению. И я бы сказал так: настолько проблема очевидна, что я           
предлагаю проголосовать за принятие законопроекта.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас осталась одна минута. Я вношу    
предложение: этот законопроект обсудить, проголосовать в первом чтении и        
после этого объявить перерыв. Нет возражений? Прошу определиться                
голосованием. Кто за данное предложение? (Шум в зале.)                          
                                                                                
Да, сначала продлить должен. Сейчас - продлить, а потом... Пожалуйста.          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              203 чел.             45,1%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    205 чел.                                          
Не голосовало                 245 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, объявляется перерыв до 16 часов. (Шум в зале.)               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4083 по 4251 из 6221
У нас не выступили представители Президента и Правительства по данному          
закону. Есть ли?.. Так, от Правительства я сейчас дам слово заместителю         
министра экономического развития и торговли Российской Федерации Мухамеду       
Мухадиновичу Циканову.                                                          
                                                                                
Пожалуйста. Можно с того микрофона прямо из вашей ложи.                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, пожалуйста, отойдите от правительственной ложи. Идет         
обсуждение закона. Уважаемые депутаты, ну, Иван Васильевич... Не слышат         
ничего, токуют.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЦИКАНОВ М. М., заместитель министра экономического развития и торговли          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, Правительство свое мнение по этому вопросу уже присылало    
вам, оно отрицательное. Я вас прошу еще раз обратить внимание на наши доводы.   
Я позволю себе напомнить их очень коротко.                                      
                                                                                
К сожалению, даже концептуально этот законопроект, с нашей точки зрения,        
некорректен по нескольким причинам. Первое - предусматриваются льготы по        
налогам для поставщиков. Второе - 1 процент НДС целевым образом отчисляется     
на осуществление северного завоза. Третье - ко всем этим расходам еще           
необходимо в федеральном бюджете предусматривать средства на развитие           
топливно-энергетической системы. Четвертое - предполагается создание            
специального фонда северного завоза. Пятое - предполагается создание            
специального счета при Министерстве финансов. И так далее.                      
                                                                                
Кроме того, еще один довод. Цена, по нашим расчетам, этого закона примерно 60   
миллиардов рублей, не 5,7 миллиарда, о чем было сказано предыдущими             
докладчиками, а 58. Вот та методика, которая использовалась при расчете,        
точнее, при получении 5,7 миллиарда, несколько некорректна, поскольку           
учитывались те льготы, которые предполагается предоставлять.                    
                                                                                
Таким образом, предлагаемый законопроект вступает в противоречие с              
существующей законодательной базой, прежде всего это касается Бюджетного        
кодекса, Налогового кодекса и так далее. В связи с этим я убедительно вас       
прошу все-таки не принимать этот законопроект, а вернуться еще раз к            
рассмотрению того, что нужно сделать и что мы можем сделать совместными         
усилиями в этом направлении. Тем более это все-таки предмет межбюджетных        
отношений и отдельным законом рассматривать и решать этот вопрос                
нецелесообразно.                                                                
                                                                                
И последнее. Я хочу подчеркнуть, что неоднократно звучало, что у нас            
"пожарная команда" и что каждый год мы осуществляем пожарные мероприятия и      
так далее. Я должен сказать, что и зимой 1999/2000 года, и в этом году          
никаких проблем, я подчеркиваю, никаких проблем по северному завозу, по         
статье северного завоза в стране не возникло. Даже поселок Депутатский не       
имеет никакого отношения к проблеме северного завоза. Вот я прошу вас           
обратить на это внимание.                                                       
                                                                                
То есть проблемы северного завоза не существует уже в течение двух зим. Двух    
зим, я подчеркиваю. Северного завоза, который оговорен законом.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента Александр Алексеевич, вы         
хотели бы высказаться? Нет? Тогда, пожалуйста, Ефим Львович Керпельман и        
Валентина Николаевна Пивненко - с заключительным словом.                        
                                                                                
Пока идет Ефим Львович, пожалуйста, Коломейцев. По ведению - Николай            
Васильевич Коломейцев.                                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы знаете, я, к своему несчастью, летел с бывшим               
губернатором (или к счастью) Чукотки, который говорил обратное вашему, вот по   
поводу завоза. Он сказал, что не только в Якутии замерзают, на Чукотке вся      
прибрежная зона из-за того, что не завезли, замерзает. И его в принципе не      
избрали бы только из-за этого. Это слова бывшего губернатора, а теперь члена    
Совета Федерации.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ладно, сейчас не будем вступать в перепалку. Это не по    
ведению.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Ефим Львович, заключительное слово.                                 
                                                                                
КЕРПЕЛЬМАН Е. Л. Уважаемые депутаты, я, безусловно, с глубоким уважением        
отношусь к нашему Правительству, но возникает у меня законный вопрос: почему    
же все-таки за эти годы Правительство не могло предложить ничего взамен, что    
решило бы проблемы именно по Северу? Я хотел бы буквально два слова сказать о   
северном завозе прошедшего года и немножко, так сказать, усомниться в           
правдивости тех данных, которые только что мы услышали.                         
                                                                                
Из тех регионов, в которые завозили нефтепродукты, в Коми-Пермяцкий             
автономный округ завезено 63 процента от заявленной потребности, в Корякский    
автономный округ - 68 процентов, в Читинскую область - 34 процента, в           
Мурманскую область - 17 процентов. Угля завезено меньше потребности в 16 из     
27 северных регионов, в том числе в Бурятию, Амурскую, Магаданскую области,     
Коми-Пермяцкий автономный округ, - по 54-60 процентов.                          
                                                                                
Возникает вопрос: так что же мы делаем? Люди, которые там живут, с надеждой     
смотрят и на вас, уважаемые депутаты, и на Президента уважаемого, и на          
Правительство. Когда же все-таки это кончится - что люди со страхом ожидают     
вновь наступающую зиму? И в конце концов, когда же мы разберемся: нормально     
мы тратим деньги по этому северному завозу или они разворовываются по дороге    
к потребителю? Но имея такую армию - и налоговых инспекторов, и ФСБ, и кого     
угодно, мы не можем в конце концов разобраться и показать пальцем: ты,          
губернатор, воруешь деньги, крутишь их, прежде чем закупаешь нефтепродукты!     
Но ведь есть у нас эти возможности, почему же мы их не реализуем? И этот        
закон как раз дает возможность упорядочить контроль за прохождением этих        
средств.                                                                        
                                                                                
Я согласен, что нужно какие-то отдельные моменты дорабатывать. Можно и нужно    
и менять те или иные пункты статей. Но закон нужен. И я хотел бы еще раз        
обратиться к вам, уважаемые депутаты: ведь вы же приехали тоже из регионов!     
Хотя, возможно, депутатов от Севера России здесь меньше, чем депутатов от       
Центральной России, тем не менее значимость Севера для всей России              
непреходяща. Поэтому я еще раз прошу вас проголосовать за закон в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Но если все-таки этого не произойдет, возможно, будет принято решение           
отклонить закон, тогда я хотел бы обратиться к вам, уважаемые депутаты, и к     
вам, Геннадий Николаевич. Может быть, в проекте постановления записать          
поручение Правительству от Государственной Думы: в течение месяца или двух      
представить что-то взамен?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Валентина Николаевна Пивненко.                                      
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я хочу        
сказать, чтобы не принимали во внимание заявление о затратности этого закона.   
Как правило, нас пугают тем, что, дескать, на исполнение этого закона           
требуются миллиарды денег. Я еще раз хочу подчеркнуть: речь не идет о           
дополнительных финансовых ресурсах для обеспечения северного завоза. Эти        
средства есть в бюджете. Мы приняли по нему решение. Речь идет о создании       
правил и порядка организации этой работы по вертикали с определением уровня     
ответственности за решение этой задачи не только со стороны федерального        
центра, но и со стороны субъектов Федерации, органов местной власти,            
топливных и транспортных компаний, всех участников северного завоза.            
                                                                                
Сегодня роль Правительства, к сожалению, заключается в том, чтобы принять       
постановление, которое ежегодно практически переписывается, где указывается:    
провести северный завоз в такие-то сроки, и в лучшем случае даются какие-то     
рекомендации. Мер ответственности нет, ни за одно невыполненное постановление   
никто еще не ответил. И за то, что нарушаются конституционные права граждан,    
которые мерзнут по вине исполнителей этого постановления, тоже никто не         
ответил.                                                                        
                                                                                
Это начало нашей работы, и я бы попросила, чтобы вы поддержали (это             
концептуально) принятие решения, которое бы позволило нам наполнить его таким   
содержанием, чтобы были и правила, и распределение этих правил, и уровни        
ответственности. Поверьте, мнение всех субъектов Российской Федерации,          
которых касается данная проблема, однозначно - нужен закон. И по концепции      
этого закона никаких замечаний, в том числе и правового характера, нет. И       
наше с вами право - принять те поправки и те предложения, которые бы улучшили   
его содержание, с тем чтобы можно было работать так, чтобы не краснеть перед    
замерзающими жителями России, чтобы действительно это из проблемы               
национального бедствия превратилось в нормальную, реальную работу.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна.                            
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершилось. Я ставлю на голосование: принять данный        
законопроект в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте.                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              268 чел.             59,6%                        
Проголосовало против           64 чел.             14,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
В первом чтении законопроект принимается.                                       
                                                                                

Заседание № 35

28.06.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О поставках продукции в населенные пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 584 по 597 из 6910
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат".               
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, вот мне сейчас передали телеграмму в адрес          
Председателя Госдумы: в связи со сложной социально-экономической обстановкой    
в Чукотском автономном округе, требующей присутствия губернатора и              
председателя Думы на территории округа, присутствовать на заседании Думы на     
представлении проекта федерального закона "О поставках продукции в населенные   
пункты Севера России с особыми условиями завоза грузов" не представляется       
возможным; просим перенести рассмотрение указанного законопроекта на осеннюю    
сессию. Я прошу снять с повестки дня сегодня вопрос 30.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30-й, да? Хорошо, снимается.