Заседание № 74

07.02.2001
Вопрос:

О проекте Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2284 по 2339 из 6324
Мы сейчас должны с вами рассмотреть пункт 3 повестки дня: проект Кодекса        
внутреннего водного транспорта Российской Федерации (законопроект третьего      
чтения).                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, член Комитета по энергетике, транспорту и связи Виктор Михайлович   
Топилин.                                                                        
                                                                                
ТОПИЛИН В. М., депутатская группа "Народный депутат".                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по энергетике,        
транспорту и связи предлагает вашему вниманию подготовленный к третьему         
чтению проект федерального закона - Кодекс внутреннего водного транспорта       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
В процессе подготовки выполнена тщательная работа по правовой экспертизе        
законопроекта. Лингвистами Правового управления Аппарата Государственной Думы   
проведена кропотливейшая работа по выверке текста кодекса. На всех 200          
страницах выверены каждая буква и каждая запятая. Кодекс стал еще более ясным   
и логически последовательным. Считаем, необходимо выразить особую               
благодарность сотрудникам Правового управления за исключительно высокое         
качество их работы.                                                             
                                                                                
Кодекс внутреннего водного транспорта нужен речникам и всей России. И мы        
надеемся, что в весеннюю навигацию коллективы будут работать с действующим      
новым Кодексом внутреннего водного транспорта. Как вы, уважаемые депутаты,      
помните, во втором чтении за законопроект проголосовало 307 депутатов           
Государственной Думы. Мы рассматриваем это как ваше признание особой важности   
и необходимости кодекса.                                                        
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты, прошу вас проголосовать за          
принятие Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.           
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект третьего чтения. У нас сегодня есть "час        
голосования". Будут ли какие-то вопросы к докладчику? Тогда в рамках "часа      
голосования" я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный закон принять?    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.             81,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              
                                                                                
Спасибо, Виктор Михайлович.                                                     
                                                                                

Заседание № 65

14.12.2000
Вопрос:

О проекте Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2755 по 3153 из 4893
Уважаемые депутаты, рассматриваем пункт 8 нашего порядка работы: о проекте      
Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Докладывает член   
Комитета по энергетике, транспорту и связи Виктор Михайлович Топилин.           
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Михайлович.                                                  
                                                                                
ТОПИЛИН В. М., депутатская группа "Народный депутат".                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по энергетике,      
транспорту и связи предлагает вашему вниманию подготовленный ко второму         
чтению проект Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.      
Сейчас правовые отношения в этой сфере регулируются Уставом внутреннего         
водного транспорта, утвержденным еще Советом Министров Союза ССР                
постановлением от 15 октября 1955 года № 1801. Конечно, с той поры уже все      
коренным образом изменилось, изменилось общественно-политическое устройство.    
На внутреннем водном транспорте появились предприятия различных форм            
собственности. Конечно, сегодня требуется закон, который бы регулировал все     
эти отношения вот в такой важной сфере нашего хозяйства.                        
                                                                                
Законопроект внесен в Государственную Думу Правительством Российской            
Федерации 4 октября 1999 года. Государственная Дума второго созыва приняла      
этот законопроект в первом чтении 3 декабря 1999 года. Таким образом, работа    
над кодексом в Думе длится уже свыше года.                                      
                                                                                
21 февраля 2000 года Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и   
связи своим решением утвердил состав рабочей группы с участием депутатов        
Государственной Думы, специалистов Минтранса и заинтересованных федеральных     
органов исполнительной власти, а также известных ученых в области права для     
рассмотрения поправок, представленных субъектами права законодательной          
инициативы. Надо отметить, что рабочая группа плотно поработала. Поступило      
559 поправок. Из них принято 359 и отклонено 200.                               
                                                                                
Принятые поправки в значительной мере улучшили содержание законопроекта. В      
частности, были практически заново переработаны главы "Право собственности на   
суда, государственная регистрация судов...", "Спасание судов и другого          
имущества". Введена новая глава "Общая авария".                                 
                                                                                
Отклоненные рабочей группой поправки можно разбить на три основные группы.      
Первая группа - 119 поправок - это поправки, не улучшающие текст                
законопроекта, то есть нечетка или неясна редакция предлагаемого текста. 53     
поправки второй группы противоречат существующему законодательству Российской   
Федерации. И третья группа, 28 поправок, защищает ведомственные или             
региональные интересы. В частности, принципиальная позиция рабочей группы и     
Комитета по энергетике, транспорту и связи состоит в том, что вопросы           
внутреннего водного транспорта находятся и должны находиться в ведении          
Российской Федерации, совместное с субъектами Российской Федерации ведение по   
этим вопросам может разорвать на части единый механизм внутреннего водного      
транспорта и подорвать единое народнохозяйственное пространство России.         
                                                                                
В полной мере учтены или согласованы поправки с депутатами Ждакаевым,           
Коломейцевым, Сайкиным, Косариковым. В большей своей части учтены поправки      
депутатов Басыгысова, Золотилина, Грешневикова, Оленьева, Плотникова, Сухого.   
Однако ряд повторяющихся поправок этих депутатов не могут быть приняты в        
связи с тем, что предлагаемые в них положения, в частности по использованию     
водных объектов, уже предусмотрены в Водном кодексе Российской Федерации, уже   
действуют и будут действовать, независимо от Кодекса внутреннего водного        
транспорта.                                                                     
                                                                                
Значительное место в деятельности рабочей группы заняло рассмотрение поправок   
депутата Сухого Николая Авксентьевича. Из 24 поправок мы смогли учесть или      
пришли к согласию по 22, и они улучшили значительно текст законопроекта. Но     
по двум поправкам рабочая группа не согласилась с депутатом Сухим.              
                                                                                
Позиция рабочей группы по тексту законопроекта, таблицам принятых и             
отклоненных поправок, отдельно по двум спорным поправкам депутата Сухого        
получила одобрение членов Комитета по энергетике, транспорту и связи.           
Законопроект прошел экспертизу в Исследовательском центре частного права при    
Президенте Российской Федерации и в Институте законодательства и                
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Учтены      
заключения Президента Российской Федерации и Правового управления Аппарата      
Госдумы в отношении соответствия законопроекта Конституции Российской           
Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, основным   
отраслевым законодательным актам. Учтены также лингвистические правки           
Правового управления Аппарата Госдумы.                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Прошу вас одобрить         
таблицы 1 и 2 - принятых и отклоненных комитетом поправок - и принять           
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Михайлович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли возражения по таблице поправок, рекомендуемых       
комитетом к принятию? У представителей Правительства, Президента? Нет. На       
голосование ставится таблица поправок, рекомендуемых Комитетом                  
Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи к принятию. Кто за то,   
чтобы принять данную таблицу поправок? Прошу проголосовать.                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.             64,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли возражения по таблице 2 - поправок, рекомендуемых   
Комитетом по энергетике, транспорту и связи к отклонению? Есть.                 
                                                                                
Сухой Николай Авксентьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Две свои поправки, о которых шла речь в докладе, хочу вынести на    
отдельное голосование. Они отдельно розданы сейчас депутатам в зале.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они вошли в таблицу, Николай Авксентьевич?                
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Нет, они - помимо таблицы, потому что одна из них, по статье 8,     
самая принципиальная, вообще не включена в таблицу. Поэтому я их размножил и    
раздал. И прошу поставить на отдельное голосование эти две поправки.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета по данному вопросу, пожалуйста. Та        
поправка, которая сегодня роздана в зале.                                       
                                                                                
ТОПИЛИН В. М. Комитет против.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет против. Хорошо, уважаемые депутаты, мы сейчас     
проголосуем тогда по таблице 2 - поправок, предлагаемых комитетом к             
отклонению, а потом поставим, наверное, предложение Сухого на отдельное         
голосование. (Шум в зале.)                                                      
                                                                                
Ее нет в таблице, Николай Васильевич. Поправки нет в таблице, я уточнила.       
                                                                                
Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять таблицу 2 - поправок,              
рекомендуемых Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и        
связи к отклонению? Кто за это предложение? Прошу определиться голосованием.    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.             69,1%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Депутат Сухой попросил поставить розданную в зале поправочку на отдельное       
голосование. К принятию.                                                        
                                                                                
Вообще-то, надо было это сделать, Николай Авксентьевич, когда мы таблицу        
поправок, рекомендованных к принятию, наверное, голосовали. Комитет сказал,     
что они - за, но тем не менее...                                                
                                                                                
ТОПИЛИН В. М. Нет, нет, я сказал, что мы отклонили.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николаю Авксентьевичу Сухому микрофон         
включите.                                                                       
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Я попросил бы, наверное, позволить мне прокомментировать эти        
поправки, если разрешите, и поставить их каждую отдельно на голосование.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты, Николай Авксентьевич.                         
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Нет, на каждую по три, пожалуйста.                                  
                                                                                
Поправка к статье 7. Здесь предусматривается кодексом, который мы сегодня       
рассматриваем, что внутренние водные пути и расположенные на них судоходные     
гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и могут       
свободно использоваться юридическими и физическими лицами в целях               
судоходства. Моя поправка заключается в том, что здесь необходимо просто дать   
ссылку на другие нормативные акты и федеральные законы. Это связано с тем,      
что на водных объектах могут возникнуть разные ситуации: эпидемическая,         
стихийные бедствия, аварийные ситуации на гидротехнических сооружениях и так    
далее. И поэтому здесь абсолютно нелишней будет ссылка на действующие или,      
возможно, на те, что будут приняты в ближайшее время, законы об особом режиме   
судоходства на тех или иных водных объектах или их участках. Поэтому вот эта    
поправка (она, собственно, согласована и с Правовым управлением) как раз        
будет нелишней, особенно если возникнут те или иные ситуации на водных          
объектах, потому что водные объекты являются объектами комплексного             
использования. Они не предназначены только для целей судоходства, есть и        
другие водопользователи, поэтому надо учитывать и их интересы.                  
                                                                                
Эта поправка не ухудшает качества статьи 7, а, наоборот, в какой-то степени     
более строго подходит вот к этой норме.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, мы выслушали предложение за. Пожалуйста, мнение      
комитета.                                                                       
                                                                                
ТОПИЛИН В. М. Любовь Константиновна, здесь мы отталкиваемся от главного, от     
статьи 71 Конституции, и считаем, что здесь в пункте "и" прописано, что         
внутренние водные пути - это пути сообщения. Если говорить о поправке Сухого,   
это подпадает под пункт "в" статьи 72, а это уже водные природные ресурсы.      
Вот в чем, собственно, в принципе разница. Тут уже будет задействован каждый    
субъект со своими договорами, будет сдерживаться движение по Волге от Москвы    
до Ростова и так далее. Мы прекрасно понимаем, что Водный кодекс - это закон,   
и мы его нигде в Кодексе внутреннего водного транспорта не нарушаем.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По данному вопросу хочет выступить представитель Правительства.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СМИРНОВ Н. Г., заместитель министра транспорта Российской Федерации -           
руководитель Государственной службы речного флота Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемые товарищи депутаты! Я с этой трибуны хочу высказать большую            
благодарность Николаю Авксентьевичу за те поправки, которые он дал. Мы их       
учли, и кодекс улучшился от этого. Но с двумя позициями, с которыми он          
сегодня выступает, мы не можем согласиться.                                     
                                                                                
Первое. Вот в первой поправке он отсылает нас к статье 72 Конституции. У нас    
здесь четко записано, в нашей редакции, что внутренние водные пути - это        
естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения,             
обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях    
судоходства. Я пояснял ему, что площадь Белого озера такова, что водный путь    
занимает менее 0,5 процента. Мы говорим сегодня о водных путях сообщения. Они   
уже 203 года в России считаются путями сообщения, с тех пор, как Павел I        
принял декрет о создании департамента водных коммуникаций.                      
                                                                                
По второй поправке. Вторая поправка была частично учтена в перечне поправок.    
У нас действительно в прошлом, в первом чтении, не было лицензирования. Мы      
сегодня оформляем лицензии, все наши предприятия речного транспорта оформляют   
лицензии на водопользование. Эта статья, которую предлагает рабочая группа,     
говорит о том, что в целях безопасности иногда дноуглубительные работы могут    
производиться без специальных разрешений. Я что имею в виду? Допустим,          
Ленский бассейн. Уровень воды падает по 50 сантиметров в сутки. Село судно на   
мель. Если три дня подождать, за три дня оформить разрешение, судно будет в     
километре от основного пути. И такие случаи бывали. Мы же подводим земснаряд,   
делаем канал и выручаем это судно. Вот чего касается эта поправка. Ни в коем    
случае с Водным кодексом никаких расхождений нет, потому что регулирование на   
речном транспорте... вернее, статьи 49 и 50 Водного кодекса полностью           
действуют на внутреннем водном транспорте. Поэтому я просил бы принять          
редакцию рабочей группы.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Григорьевич.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, тем не менее мы сначала одну поправку проголосуем, потом    
вторую.                                                                         
                                                                                
Николай Авксентьевич, все, вы высказали свои аргументы за. Комитет и            
Правительство - против.                                                         
                                                                                
По ведению - депутат Сухой.                                                     
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Я остановился только на первой поправке. Вторую мы...               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы сейчас голосуем первую поправку, Николай               
Авксентьевич.                                                                   
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Значит, мотивацию по второй я буду еще давать отдельно.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы вам дадим слово. Мы голосуем сейчас первую поправку.   
(Выкрики из зала.) Николай Авксентьевич, мы голосуем первую поправку. С точки   
зрения Регламента все правильно.                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, на голосование ставится поправка депутата Сухого. Комитет   
предлагает ее отклонить, и Правительство свое мнение высказало. Прошу вас       
определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять поправку депутата Сухого?   
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки? Резник без карточки. Его нет.                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за               84 чел.             18,7%                        
Проголосовало против          103 чел.             22,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    188 чел.                                          
Не голосовало                 262 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Николай Авксентьевич, по пункту 3 статьи 8 ваша поправка.           
                                                                                
Включите микрофон депутату Сухому.                                              
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Вторая поправка касается статьи 8. Здесь прописано, что работы по   
содержанию внутренних водных путей могут производиться без получения лицензии   
на водопользование и специальных разрешений на проведение путевых работ.        
                                                                                
Представитель Правительства сейчас только что заявил о том, что они             
осуществляют лицензирование. Это хорошо. Давайте и пропишем это в законе. Они   
же пишут здесь, что без получения лицензии и разрешений на проведение работ.    
Поэтому здесь нужно прописать то, о чем заявил представитель Правительства. А   
то, что написано здесь, противоречит статье 145 Водного кодекса, где            
прописано четко и ясно: использование водных объектов для прокладки             
трубопроводов, проведения дноуглубительных работ, строительства водных          
объектов, строительства гидротехнических сооружений и в том числе для           
проводки судов осуществляется на основании лицензии, выдаваемой в               
установленном порядке. Вот что я и прошу прописать в этом законе, иначе         
получается абсурдная ситуация: Водный кодекс устанавливает одни нормы, а        
рассматриваемый сегодня закон будет устанавливать другие нормы на одних и тех   
же водных объектах. И получается парадоксальная ситуация. Мы будем иметь        
конфликты во многих случаях со многими водопользователями, которые станут       
проводить дноуглубительные работы в зонах, где находятся водозаборы,            
санитарных зонах, нерестилищах рыб ценных пород и так далее. И эти              
конфликтные ситуации будут возникать в республике. Практика, уважаемые          
депутаты.                                                                       
                                                                                
Мы сейчас правим, приводим в соответствие с Гражданским кодексом многие         
правовые акты, которые мы приняли наспех. Поэтому я просил бы вас поддержать    
эту поправку, а то она кроме неразберихи в водном законодательстве другого      
ничего не принесет. Поэтому просьба поддержать.                                 
                                                                                
Это как раз нормально будет вписываться в требования к водным объектам и        
одного кодекса, и другого. Потому что водные пути не в воздухе находятся, они   
находятся на водных объектах. Приведенный пример о Белом море - это одно, но    
есть реки, имеющие суженные фарватеры, где пересекаются интересы многих         
водопользователей и эти интересы ущемляются. И надо очень осторожно к этому     
относиться. Все это прописано в Водном кодексе Российской Федерации, который    
уже работает пять лет, уважаемые коллеги, и особых претензий к его              
содержательной части, к его нормам на сегодняшний день не имеется. Поэтому я    
просил бы эту поправку принять, она как раз возвращает к требованиям Водного    
кодекса Российской Федерации.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Просил высказаться представитель Правительства Николай Григорьевич Смирнов.     
                                                                                
СМИРНОВ Н. Г. Я уже говорил о том, что лицензирование определено Водным         
кодексом. И когда мы рассматривали этот вопрос в рабочей группе, то             
действительно статья была изменена и лицензирование из нашей статьи, из         
нашего пункта, было убрано, потому что это прописано в Водном кодексе. И        
когда в Правовом управлении рассматривался этот вопрос, Правовое управление     
Государственной Думы этот вопрос поддержало. Поэтому мы руководствуемся в       
своей деятельности статьями 48, 49 и 50 Водного кодекса, и практически          
никаких противоречий вот уже длительный срок, как работает Водный кодекс, у     
нас нет. Поэтому я бы просил оставить в редакции рабочей группы.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Михайлович, от комитета, что вы скажете?                                 
                                                                                
ТОПИЛИН В. М. Я думаю, что мы согласны, тем более что генеральная лицензия у    
них имеется.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы выслушали мнение Николая Авксентьевича Сухого,           
представителя Правительства, представителя комитета.                            
                                                                                
По ведению - депутат Сухой.                                                     
                                                                                
СУХОЙ Н. А. Уважаемые коллеги, именно содержание вот этой поправки, этот        
мотив был главным в прошлом году, когда мы не приняли этот кодекс в первом      
чтении. И только при согласии представителей Правительства, которые             
занимаются этим кодексом, с тем, что это будет учтено во втором чтении, был     
все-таки в первом чтении принят кодекс о судоходстве. И сегодня эта норма       
проигнорирована в этом законе. И мы потом (в своей практике посмотрите) будем   
возвращаться к ней, если мы сегодня примем законопроект именно в этом           
содержании.                                                                     
                                                                                
Если не возражает представитель Правительства против того, что лицензирование   
ими учитывается, так пусть оно останется в этой статье.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Авксентьевич, вы злоупотребляете моим хорошим     
отношением к вам. Это не по ведению, это уже по мотивам.                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы выслушали мнения за и против. Ставится на голосование    
поправка депутата Сухого в статью 8, пункт 3. Кто за данное предложение?        
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 51 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за               89 чел.             19,8%                        
Проголосовало против           92 чел.             20,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    182 чел.                                          
Не голосовало                 268 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы проголосовали с вами обе таблицы поправок. Ставится на   
голосование: принять проект Кодекса внутреннего водного транспорта Российской   
Федерации во втором чтении. Кто за данное предложение? Прошу голосовать.        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.             68,2%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Спасибо.                                                           
                                                                                

Заседание № 304

03.12.1999
Вопрос:

О проекте Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (голосование).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5734 по 5756 из 9223
Уважаемые коллеги, у нас еще есть время. Вы помните, по водному кодексу мы не   
провели голосование в первом чтении. Если мы сейчас его не проголосуем, то      
оставим следующей Государственной Думе. Пункт 15: о проекте Кодекса             
внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Он в повестке у нас в      
разделе законопроектов первого чтения. Мы не успели его проголосовать. Потом    
- Семейный кодекс. О нем говорил Николай Иванович Рыжков. Ставлю на             
голосование: проект Кодекса внутреннего водного транспорта принять в первом     
чтении. Он обсужден. Пожалуйста, голосуйте.                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.             69,1%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. В первом чтении мы его утвердили.                                  
                                                                                

Заседание № 303

01.12.1999
Вопрос:

О проекте Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4363 по 4615 из 8027
Уважаемые депутаты, идем далее по повестке дня. Сегодня утром при               
формировании повестки дня по предложению депутата Мартынова пункт 23, о         
проекте Кодекса внутреннего водного транспорта, предлагалось рассмотреть в      
фиксированное время - в 13 часов. Мы это время не соблюли. Я предлагаю сейчас   
при коротких докладе и содокладе быстро его рассмотреть и перейти к             
дальнейшей по повестке дня.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Николай Григорьевич Смирнов, заместитель министра транспорта        
Российской Федерации, ваш доклад.                                               
                                                                                
СМИРНОВ Н.Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра транспорта Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В             
соответствии с планом подготовки законодательных актов, регулирующих            
деятельность транспортного комплекса России, представляется проект Кодекса      
внутреннего водного транспорта Российской Федерации - основного нормативного    
правового акта, который будет регламентировать деятельность внутреннего         
водного транспорта.                                                             
                                                                                
Необходимость принятия Кодекса внутреннего водного транспорта обусловлена       
тем, что судоходные компании, речные порты, другие предприятия, надзорные и     
контрольные органы работают по Уставу внутреннего водного транспорта СССР,      
принятому еще в 1955 году. Безусловно, большинство положений устава в связи с   
изменением социально-экономических условий в стране, с переходом предприятий    
речного транспорта к рыночным условиям работы устарели и не соответствуют       
духу времени, тормозят развитие внутреннего водного транспорта. Принятие        
кодекса позволит урегулировать на современном уровне широкий круг               
организационных, имущественных, административных, трудовых и иных отношений,    
возникающих в деятельности на внутреннем водном транспорте, а также привести    
законодательство о внутреннем водном транспорте в соответствие с нормами        
гражданского и международного права.                                            
                                                                                
Проект Кодекса внутреннего водного транспорта устанавливает правовой режим      
внутренних водных путей Российской Федерации. Все 102 тысячи километров         
судоходных водных путей и 700 гидротехнических сооружений в 68 субъектах        
Российской Федерации законодательно закрепляются в федеральной собственности.   
Законодательно закрепляются требования по обеспечению безопасности              
судоходства и защите окружающей среды от вредных воздействий, связанных с       
деятельностью на внутренних водных путях.                                       
                                                                                
Проектом кодекса регулируются взаимоотношения всех сторон, участвующих в        
перевозке грузов, пассажиров, багажа и почты, законодательно устанавливаются    
их права и обязанности, а также равная ответственность сторон за несоблюдение   
принятых обязательств по перевозке.                                             
                                                                                
Подготовка законопроекта осуществлена с учетом нового гражданского,             
административного и трудового законодательства Российской Федерации.            
                                                                                
При работе над кодексом учитывался опыт работы над Кодексом торгового           
мореплавания, Воздушным кодексом, транспортным Уставом железных дорог и         
Уставом автомобильного транспорта. Учитывался также опыт изложения норм         
международных конвенций по внутреннему водному транспорту.                      
                                                                                
Проект кодекса содержит 15 разделов, состоит из 130 статей. Значительная        
часть норм кодекса является новой для законодательства внутреннего водного      
транспорта. Впервые законодательно регламентируются имущественные отношения и   
отношения собственности, возникающие в процессе деятельности внутреннего        
водного транспорта, включая нормы, касающиеся регистрации прав собственности    
и других имущественных прав на суда внутреннего плавания.                       
                                                                                
Регламентируется ипотека судов, их принудительная продажа, это изложено в       
соответствии с требованиями международного законодательства,                    
ратифицированного Российской Федерацией.                                        
                                                                                
Кодексом вводится обязательное страхование ответственности судовладельцев,      
организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на   
внутренних водных путях Российской Федерации, за вред, который может быть       
причинен в результате этой деятельности гидротехническим сооружениям, знакам    
навигационного ограждения судовых ходов, мостам, воздушным и подводным          
переходам, находящимся в государственной собственности и в собственности        
третьих лиц. Регламентируется также обязательное страхование нанимаемых         
членов экипажей судов от возможного ущерба их жизни и здоровью при выполнении   
ими трудовых обязанностей.                                                      
                                                                                
Законопроект содержит основные моменты специфики перевоза грузов в прямом и     
смешанном железнодорожно-водном сообщении, что особенно важно при перевозках    
грузов в районы Крайнего Севера.                                                
                                                                                
Проект оставляет широкое поле для применения договорных методов регулирования   
отношений, возникающих в связи с деятельностью объектов внутреннего водного     
транспорта.                                                                     
                                                                                
Кодекс согласован с федеральными органами исполнительной власти, Верховным      
Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. По   
поручению Правительства Российской Федерации проект кодекса прошел экспертизу   
в Исследовательском центре частного права при Президенте Российской             
Федерации, Институте законодательства и сравнительного правоведения при         
Правительстве Российской Федерации. В ходе непосредственной работы над          
замечаниями и предложениями практически все из них в той или иной мере нашли    
отражение в представленной редакции проекта Кодекса внутреннего водного         
транспорта.                                                                     
                                                                                
Принятие федерального закона о Кодексе внутреннего водного транспорта           
Российской Федерации будет содействовать расширению новых экономических         
связей между регионами страны, повышению количества и качества услуг,           
предоставляемых внутренним водным транспортом, позитивно отразится на           
стабилизации экономики Российской Федерации.                                    
                                                                                
Принятие законопроекта не потребует каких-либо дополнительных материальных и    
иных затрат. Правительство Российской Федерации просит Государственную Думу     
принять федеральный закон о Кодексе внутреннего водного транспорта Российской   
Федерации в первом чтении.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Григорьевич. Пройдите в ложу, могут      
быть вопросы, ожидайте их.                                                      
                                                                                
Александр Гаврилович Мартынов - содоклад от комитета. Пожалуйста.               
                                                                                
МАРТЫНОВ А.Г. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Вам сейчас был       
доложен Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Комитет     
по промышленности готовил многие кодексы, регулируя отношения во всех видах     
транспорта. Сейчас пришел черед отрегулировать отношения на внутреннем водном   
транспорте.                                                                     
                                                                                
Комитет 28 октября внимательно рассмотрел Кодекс внутреннего водного            
транспорта Российской Федерации, одобрил его и рекомендовал Государственной     
Думе принять его в первом чтении.                                               
                                                                                
Законопроект прошел правовую экспертизу. На такой мощный документ, конечно,     
много замечаний. Но эти замечания устранимы и уже сейчас устраняются. Мы не     
могли внести сейчас поправки, которые поступили в ходе этого рассмотрения,      
они будут внесены после принятия кодекса в первом чтении.                       
                                                                                
Поступил ряд одобрительных отзывов на этот кодекс - от Высшего Арбитражного     
Суда, от ряда комитетов и субъектов Российской Федерации.                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, я прошу вас принять кодекс в первом чтении, чтобы уже в     
2000 году в слегка подновленном составе Государственная Дума третьего созыва    
могла принять этот кодекс окончательно.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть вопрос.               
                                                                                
Депутат Сухой. Говорите к кому.                                                 
                                                                                
СУХОЙ Н.А. К докладчику вопрос. Концептуальные вопросы там не проработаны.      
Есть у нас действующий Водный кодекс, есть какое-то земельное                   
законодательство. И тут, в нашем кодексе, который мы сегодня рассматриваем,     
все проблемы, которые нужно решать для обеспечения судоходства (я имею в виду   
дноуглубительные работы, строительство сооружений и так далее), не              
согласовываются с бассейновым управлением по водным ресурсам. Это головной      
орган, который, так сказать, оберегает права всех водопользователей. Почему     
эта норма, на мой взгляд, главная, концептуальная, не согласована с             
действующим законодательством?                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Авксентьевич.                            
                                                                                
Пожалуйста, Николай Григорьевич Смирнов отвечает.                               
                                                                                
СМИРНОВ Н.Г. При подготовке кодекса мы, безусловно, работали с Министерством    
природных ресурсов, мы не работали с комитетом Государственной Думы по          
природным ресурсам. Но, на наш взгляд, предложенный проект Кодекса              
внутреннего водного транспорта регулирует отношения, связанные с                
судоходством, а все вопросы, возникающие в связи с водопользованием,            
регулируются Водным кодексом. Почему возник данный вопрос? Я считаю потому,     
что есть несоответствие Водного кодекса двум законам, принятым позднее          
Государственной Думой. Первый закон - "О плате за пользование водными           
объектами". Тогда предложение комитета Думы по природным ресурсам включить      
судоходство в водопользование рассматривалось. Государственная Дума не          
приняла это предложение. И второй закон - это закон "О лицензировании           
отдельных видов деятельности". Но создана рабочая группа, и я полагаю, что мы   
там рассмотрим все вопросы, которые возникнут у членов комитета по природным    
ресурсам и у других депутатов Государственной Думы.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше вопросов нет.                                                            
                                                                                
Спасибо докладчикам.                                                            
                                                                                
Кто желает выступить по этому законопроекту? Депутат Сухой желает выступить.    
Выступайте.                                                                     
                                                                                
СУХОЙ Н.А. Я еще раз хочу повторить: данный закон нарушает главные,             
концептуальные требования Водного кодекса, которые учитывают интересы всех      
водопользователей, абсолютно всех. Если следовать букве этого закона, то        
получается, что водный транспорт имеет право бесконтрольно проводить любые      
работы на водных объектах (дноуглубительные, строительство сооружений и так     
далее), имеет право производить вырубку лесов и другие действия на берегах      
рек в зоне охраны тоже. И все это прописано без соответствующего согласования   
с бассейновым управлением по водным ресурсам и без соответствующего             
согласования с землепользователем. Естественно, что это главный                 
концептуальный вопрос, который нарушается. Поэтому я не вижу смысла уже при     
первом чтении создавать какую-то согласительную комиссию. Просто, прежде чем    
выносить этот законопроект на первое чтение, надо вычистить его с учетом уже    
действующего сегодня законодательства (это недолго сделать) и потом             
представлять именно в таком виде, а не этот конфликтный вариант.                
                                                                                
Поэтому я просил бы всех депутатов очень осторожно отнестись к принятию в       
первом чтении этого законопроекта, иначе он внесет очень много недоразумений    
в дальнейшую работу над ним.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Авксентьевич.                            
                                                                                
Еще желающие выступить есть? Полномочный представитель Президента, желаете      
выступить по этому поводу? Нет. Могу я поставить на голосование? Ставлю на      
голосование. Кто за то, чтобы проект Кодекса внутреннего водного транспорта     
Российской Федерации, пункт 23 повестки дня, принять в первом чтении? Прошу     
голосовать. Идет голосование. Пожалуйста, поактивнее. Все, кто есть в зале,     
примите участие в голосовании, пожалуйста. Я вас прошу. Фракция КПРФ...         
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет.                           
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              106 чел.             23,6%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    108 чел.                                          
Не голосовало                 342 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
106 голосов за. Законопроект...                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Батанов Геннадий Николаевич.                                        
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в    
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Сами          
понимаете, что это кодифицированный акт, акт очень большой, работала большая    
группа ученых-практиков, работало Правительство, министерства. Я понимаю, зал   
не заполнен, может быть, не все все поняли.                                     
                                                                                
Большая просьба к депутатам: возвратить акт в первое чтение и отложить его      
рассмотрение. Я вас очень прошу пойти навстречу Правительству Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение представителя           
Правительства Батанова. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по этому       
законопроекту? Прошу голосовать. Вернуться к голосованию. Голосуйте за это.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              219 чел.             99,5%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,5%                        
Голосовало                    220 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
К голосованию вернулись.                                                        
                                                                                
Надо ли его ставить сейчас или вы предлагаете рассматривать в другое время?     
Вот депутаты появились в зале, может быть, поставим повторно на голосование?    
Нет, не желают. Тогда законопроект считается не отклоненным, а                  
непроголосованным. Мы вернулись к голосованию, и он будет проголосован на       
одном из пленарных заседаний. В таком состоянии он остается у нас на будущее.   
Все с этим вопросом, спасибо.