Заседание № 17
12.04.2000
Вопрос:
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" (о заключении единого коллективного договора).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4301 по 4398 из 6708
Пункт номер 12: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях". Доклад члена Комитета по труду и социальной политике Льва Николаевича Яркина. Пожалуйста, Лев Николаевич. Остальных депутатов прошу присесть. Докладчик на трибуне. ЯРКИН Л. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, уважаемый Председатель! Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" составляет правовую основу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Практика его применения свидетельствует о наличии пробелов в правовом регулировании социального диалога. Законопроект, внесенный в Государственную Думу депутатом Государственной Думы второго созыва Паниным, преследует цель урегулировать возникающие на практике противоречия. Концепцией проекта предусматривается закрепление правовой нормы по подготовке, заключению и реализации в организации любой организационно-правовой формы только одного коллективного договора. В условиях множественности представительных органов работников организации эта норма потребует внедрения правового механизма, позволяющего в установленные законом сроки разработать согласованный проект коллективного договора. Автор предлагает в качестве такого механизма определение общим собранием, или конференцией, работников организации, какому из действующих в организации представителей работников профсоюзу или органу общественной самодеятельности будет поручено проведение коллективных переговоров, разработка и заключение после утверждения общим собранием (конференцией) коллективного договора от имени работников. Ключевыми моментами для законопроекта являются следующее. Первое. Заключение одного коллективного договора в организации. Второе. Определение представительной организации общим собранием, или конференцией, работников, если на предприятии несколько профсоюзных организаций, с поручением ей провести коллективные переговоры и заключить после утверждения общим собранием, или конференцией, коллективный договор. В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 октября 1999 года законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы для подготовки замечаний и предложений, на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы, а также в Российскую трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений. Из полученных 15 отзывов субъектов права законодательной инициативы в двух содержится отрицательная оценка, в семи отзывах вносятся конкретные текстовые предложения. Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений не рассматривала указанный законопроект. Но рабочая группа комиссии считает нецелесообразным его принятие. Обобщая замечания, изложенные в отзывах, следует отметить, что заключение одного коллективного договора в организации представляется целесообразным, так как иное влечет отрицательные последствия для функционирования организации и усиление социальной напряженности. Однако законодательное закрепление порядка определения представительной организации, предусмотренное законопроектом, нецелесообразно по следующим основаниям. Первое. Предлагаемая редакция части 3 статьи 12 (пункт 5) законопроекта противоречит статье 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которая закрепляет право каждого профсоюза, действующего в организации, на ведение коллективных переговоров. Второе. Одновременно эта же норма способствует отстранению малочисленных профсоюзов от реального участия в ведении переговоров, что может повлечь социальную напряженность в организации. И третье. Не исключена возможность влияния работодателя на решение общего собрания, или конференции, работников по выбору представительной организации. С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике не поддерживает указанный проект федерального закона и рекомендует депутатам Государственной Думы отклонить его в первом чтении. Заключение Правительства по данному законопроекту также отрицательное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, будут ли у вас вопросы? Дело в том, что у нас, по сути дела, субъект права законодательной инициативы отсутствует, так как, вы знаете, Виктор Евгеньевич Панин был депутатом второй Государственной Думы. Но закон Советом был направлен в соответствующий комитет, поэтому нужно определить его судьбу голосованием. Комитет Государственной Думы по социальной политике предлагает данный закон отклонить. Желающих выступить нет? Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 17 сек.) Проголосовало за 12 чел. 2,7% Проголосовало против 238 чел. 52,9% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 252 чел. Не голосовало 198 чел. Результат: не принято Отклоняется.