Заседание № 27

24.05.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 69 Семейного кодекса Российской Федерации" (о расширении оснований для лишения родительских прав).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3674 по 3913 из 5994
Уважаемые депутаты, подошли докладчики по 15-му вопросу - Владимир Вольфович    
Жириновский и Светлана Петровна Горячева.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович, можете доложить нам по пункту 15.               
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Пункт 15 повестки дня - проект федерального закона "О         
внесении изменения и дополнения в статью 69 Семейного кодекса Российской        
Федерации". Вопрос касается оснований для лишения родительских прав,            
расширения оснований. Лучше бы, конечно, мы никогда не лишали родителей         
возможности воспитывать своих детей, но эта позиция в Семейном кодексе есть.    
И дополнение касается тех действий родителей, которые подпадают под статью      
133 Уголовного кодекса - это "Понуждение к действиям сексуального характера".   
                                                                                
Заключение комитета и Правового управления отрицательное. Они исходят из        
того, что в статье 69 охвачены все действия родителей, в том числе и в этом     
направлении, и этого якобы достаточно. Но я уже не раз говорил о том, что       
может быть у каждого юриста своя точка зрения. Статья 133 Уголовного кодекса    
и статья 69 Семейного кодекса охватывают состав преступлений и действия         
родителей внутри семьи. Наша поправка имеет в виду понуждение к действиям       
сексуального характера, а выражаясь бытовым языком, провоцирование занятия      
детьми проституцией, имеется в виду - с целью заработка, когда бедные           
родители не видят другого источника заработка, как толкнуть собственного        
ребенка на проституцию, с тем чтобы этот источник дохода со стороны ребенка     
использовать для поддержания своей семьи.                                       
                                                                                
Если это выделить в отдельное основание для лишения родительских прав, это      
будет как бы напоминанием родителям, поскольку они часто вообще плохо знают     
законодательство. В общую статью 69 как бы укладываются именно отношения        
внутри семьи, когда родители издеваются над ребенком, когда они не заботятся    
о нем, то есть статья охватывает внутрисемейные отношения, а наша поправка      
направлена на то, чтобы в том числе учитывались отношения и вовне. Если         
родители еще провоцируют вот такие действия их детей, это тоже может служить    
основанием для лишения их родительских прав.                                    
                                                                                
Эта поправка безобидная. Она не требует ни финансового обеспечения, ни          
изменения никаких других законов. Это возможность повлиять на моральные устои   
в обществе. Ведь, к сожалению, это расширяется, и было бы лучше, если бы на     
заседание комитета, когда принималось отрицательное решение, пригласили бы      
представителей органов внутренних дел и они бы им сказали о состоянии дел в     
этой области. Потому что инициатива с созданием закона связана с социальным     
запросом в обществе, не просто, так сказать, с желанием ввести поправку или     
издать новый закон. Эта ситуация очень плачевная, когда огромное количество     
людей сегодня вынуждены заниматься этим ремеслом - проституцией, и надо         
оградить детей. Это можно сравнить с порнографией, когда, скажем, разрешили     
продавать различного рода издания, но общество требует, чтобы дети были         
ограждены, чтобы такая продукция в определенных местах продавалась или же это   
было обернуто, продавалось бы в закрытом каком-то пакете. То есть мы пытаемся   
оградить детей. Но родители должны знать: если они считают, что это как бы      
безобидное дело - спровоцировать своего ребенка на занятие проституцией, то     
это отдельное основание для лишения родительских прав. Ибо адвокаты родителей   
сумеют без этой поправки статью 69 Семейного кодекса повернуть так, что         
нельзя будет лишить по этим основаниям родителей, ибо там общие вещи,           
связанные с воспитанием ребенка внутри данной семьи, а мы выводим на            
отношения с обществом.                                                          
                                                                                
Я считаю, это нужно принять, и это связано с расширением правовых               
инструментов по защите прав и ребенка, и семьи, и нравственности. Это нужно,    
поскольку в ближайшие годы не предвидится улучшения экономического положения    
в обществе, чтобы оградить детей вот от такой эксплуатации со стороны           
собственных родителей. Считаю необходимым принять эту поправку в закон. Одна    
строчка.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад Светланы Петровны Горячевой, председателя Комитета по делам женщин,    
семьи и молодежи.                                                               
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин,     
семьи и молодежи, фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Внесенный Владимиром         
Вольфовичем Жириновским законопроект предусматривает дополнение переченя        
оснований для лишения родительских прав, установленного статьей 69 Семейного    
кодекса Российской Федерации, указанием на совершение или попытку совершения    
родителем преступления, предусмотренного статьей 133 Уголовного кодекса         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Почему комитет предлагает данный законопроект отклонить? Наши аргументы.        
                                                                                
Безусловно, понуждение ребенка любым взрослым к совершению действий             
сексуального характера является преступлением, которое оставляет неизгладимый   
след в психическом состоянии ребенка, наносит ему непоправимый моральный        
вред. Когда такие деяния совершаются в отношении ребенка его родителем, то,     
естественно, виновный в совершении или попытке совершения такого преступления   
не только должен понести заслуженное наказание, предусмотренное статьей 133     
Уголовного кодекса, но и обязательно должен быть лишен родительских прав на     
основании уже действующего сегодня семейного законодательства.                  
                                                                                
Что же предусмотрено в действующем Семейном кодексе? Подчеркиваю: статья 69     
Семейного кодекса предусматривает шесть оснований для лишения родителей         
родительских прав. По одному из них, установленному абзацем пятым статьи 69,    
прямо зачитываю: "Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав,   
если они... жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое   
или физическое насилие над ними, покушаются на их половую                       
неприкосновенность". Эта формулировка охватывает все пять составов              
преступлений против половой неприкосновенности, объединенных в главе 18         
Уголовного кодекса Российской Федерации. Это "Изнасилование" - статья 131,      
"Насильственные действия сексуального характера" - статья 132 Уголовного        
кодекса, в том числе, Владимир Вольфович, и "Понуждение к действиям             
сексуального характера" - статья 133, о которой вы говорите. Далее, "Половое    
сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим           
шестнадцатилетнего возраста" - статья 134, "Развратные действия" - статья       
135. При этом имеется в виду не только совершенное преступление, но и попытка   
его совершения.                                                                 
                                                                                
Таким образом, уже сегодня родитель, который понуждал собственного ребенка к    
действиям сексуального характера, должен быть лишен родительских прав. И        
неважно, внутри семьи происходило это понуждение или ребенка заставляли         
делать это вне пределов семьи. Это не суть важно для действующего уже на        
сегодняшний день семейного законодательства. С учетом этого вносить по          
данному вопросу какие-либо дополнения в статью 69 Семейного кодекса просто      
нет никакой необходимости.                                                      
                                                                                
Кроме того, не совсем понятна и логика автора законопроекта. Почему в           
качестве отдельного основания лишения родительских прав выделяется только       
понуждение ребенка к действиям сексуального характера? А если родитель          
совершил, например, развратные действия в отношении своего ребенка, он что,     
не должен лишаться родительских прав?                                           
                                                                                
Как юрист, имеющий достаточно большой практический опыт, считаю, что принятие   
предложения Владимира Вольфовича принесет только головную боль судье и          
прокурору, которые не будут знать, как толковать и применять нормы статьи 69    
Семейного кодекса. В результате может случиться так, что родители-развратники   
будут продолжать находиться рядом с детьми, ежечасно подвергая их угрозе        
сексуального домогательства, калеча их духовно и физически.                     
                                                                                
В настоящее время (это подчеркиваю для уважаемых депутатов) существующая        
норма абзаца пятого статьи 69 проста и понятна. И любой родитель, который в     
той или иной форме покушался на половую неприкосновенность своих детей, в       
соответствии с этой нормой лишается родительских прав. И кстати, на практике    
очень много примеров, когда суды именно так трактуют, так понимают закон и      
применяют его в своей деятельности. Поэтому комитет рассмотрел предложенный     
законопроект и принял решение его отклонить.                                    
                                                                                
Позицию комитета об отклонении законопроекта разделяет и большинство            
субъектов права законодательной инициативы, которые дали на него свои           
заключения. Всего мы получили 25 заключений, 16 из них предлагают               
законопроект отклонить. Отклонить проект закона предлагает Правительство        
Российской Федерации. Отрицательное заключение на законопроект дано и           
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Вот те мотивы, которые я    
приводила, как раз изложены в этих заключениях. С учетом этого мы предлагаем    
отклонить законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна.                               
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые коллеги, есть ли у вас вопросы к докладчикам? Нет         
вопросов.                                                                       
                                                                                
Присаживайтесь, Светлана Петровна.                                              
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить.       
Ставлю на голосование...                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот еще раз Светлана Петровна и вместе с ней юристы или       
представители субъектов права законодательной инициативы показали непонимание   
смысла этой поправки. Мы ее внесем, но через 10 лет, когда тысячи и тысячи      
детей пройдут через всю эту проституцию, и родители не будут никогда            
наказаны. Ведь смысл всех составов преступлений, указанных в статье 133         
Уголовного кодекса Российской Федерации и статье 69 Семейного кодекса, в том,   
что это внутри семьи. Понимаете? Вот если отец изнасиловал свою дочь - это      
наказуемо, но если отец сказал дочери: ты хочешь туфли, вот иди на панель и     
зарабатывай - суд ничего ему не сможет сделать. Ничего! Он скажет: я не могу    
обеспечить своего ребенка, не могу ему купить. Я сказал: иди на улицу и         
зарабатывай. Но если мы скажем ему в суде, что он заведомо послал дочь          
заниматься проституцией, вот это будет основанием для лишения родительских      
прав. Именно сейчас суды и не могут никак лишить родителей родительских прав.   
Ведь посмотрите, на Тверской стоят тысячи девочек. Их родители знают, что они   
приезжают раз в месяц домой, привозят большие деньги, знают, чем они            
занимаются. И привлечь их к ответственности невозможно, потому что все          
составы преступлений внутри семьи, когда родители домогаются детей. А когда     
они посылают детей на заработок, закон это не охватывает, и ни один суд не      
примет решения о лишении родительских прав!                                     
                                                                                
Я приведу другой пример из КЗоТа. Если руководитель учреждения пытается,        
использовав служебное положение, заставить подчиненного работника вступить с    
ним в половую связь, то это уголовно наказуемо, но если рядовой сотрудник это   
же самое сделает или подскажет этой девушке-секретарше пойти на панель - это    
не наказуемо. Если взятку берет должностное лицо - это наказуемо, а             
недолжностное - не наказуемо. Гардеробщик может взять 10 тысяч долларов, и он   
не наказуемый, а если руководитель учреждения взял 5 долларов, - наказуемое     
преступление.                                                                   
                                                                                
Так и здесь. Все, что сказала Светлана Петровна, правильно во внутрисемейных    
отношениях. Мы говорим не о внутрисемейных отношениях, а о том, когда           
родители вытолкнули ребенка на панель. И мы их не можем за это наказать         
никоим образом. Ни Уголовный кодекс не действует здесь, ни Семейный. Мы и       
хотели ввести норму, которая могла бы иметь упреждающее значение. Но, к         
сожалению, пока вы этого не понимаете. И комитет это не понял, и Правовое       
управление, потому что они с практикой не связаны.                              
                                                                                
Надо интересоваться у правоохранительных органов, потому что о том, где все     
благополучно в семье, допустим, у Светланы Петровны или у руководителя          
Костромской областной Думы, мы не говорим, мы говорим об улице. А улицу знает   
только милиция и врачи. Вот они должны были дать вам заключение, насколько      
эта проблема становится актуальной. Поэтому я считаю, что все-таки эту          
поправку нужно внести, ибо она совершенно безобидна, она, наоборот, расширяет   
правовые возможности для...                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, вы хотите выступить с заключительным   
словом? У вас есть на это полное право. Пожалуйста, Горячева Светлана           
Петровна.                                                                       
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые коллеги, я буду очень краткой. Владимир Вольфович,     
ваше глубокое заблуждение в том, что вы считаете, что преступления против       
половой неприкосновенности, предусмотренные главой 18 Уголовного кодекса        
Российской Федерации, распространяются только на действия внутри семьи. На      
самом деле и изнасилования, и понуждения к действиям сексуального характера     
влекут за собой ответственность независимо от того, в семье они случаются       
или, так скажем, за пределами семьи. Вот в чем ваше заблуждение.                
                                                                                
И еще раз подчеркиваю, что статья 69 Семейного кодекса сегодня                  
предусматривает право лишать родителей их полномочий в том случае, если         
родители понуждают детей заниматься оказанием сексуальных услуг за пределами    
семьи. Это уже установлено. И судебная практика идет по этому пути. Вот         
поэтому не надо загромождать Семейный кодекс дополнением, которое внесет        
только большую сумятицу.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, коллеги, ставлю на голосование: принять              
законопроект в первом чтении. Пожалуйста. Обмен мнениями состоялся.             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               20 чел.              4,4%                        
Проголосовало против          217 чел.             48,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    238 чел.                                          
Не голосовало                 212 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.