Заседание № 18

13.04.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнения в статью 5 Кодекса законов о труде Российской Федерации" (преследует цель обеспечения невозможности для организаторов торговли людьми извлекать выгоду из договора с потерпевшей стороной).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2423 по 2772 из 3430
Пункты 6 и 7 снимаются. 8-й, 9-й рассмотрели. Переходим к пункту 10.            
Докладчик - Владимир Вольфович Жириновский. "О внесении изменения и             
дополнения в статью 5 Кодекса законов о труде Российской Федерации".            
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я буду короче, потому что преамбула уже была - она общая      
для них, а этот законопроект касается статьи 5, преследует цель обеспечения     
невозможности извлечения выгоды из подобных отношений. В нее вносятся           
следующие изменения. Условия договора о труде, заключенного в ходе или в        
результате торговли людьми в смысле статьи 113 Уголовного кодекса, являются     
недействительными, и все доходы прошлых, настоящих или будущих периодов,        
полученные лицом, осуществляющим торговлю людьми, по такому договору,           
ничтожны. Условия договора о труде за пределами Российской Федерации, по        
которому работник должен выплачивать свой доход третьему лицу, ничтожны. Все    
полученные по такому договору доходы подлежат конфискации согласно статье 52    
Уголовного кодекса.                                                             
                                                                                
Поправка в статью 15 КЗоТа, которую вы отклонили, касалась условий договора,    
это начало эксплуатации. Теперь поправка в статью 5 - это уже вопрос, если      
такой договор все-таки состоялся и в ходе эксплуатации работника получена       
прибыль, о доходах в виде невыплаченной зарплаты или любых иных доходах, если   
он работал в сельском хозяйстве или на строительстве, он построил дома, не      
получал зарплату, ухаживал за скотом или использовался для любого вида          
принудительного труда за рубежом или на территории Российской Федерации.        
                                                                                
Вот внесение этого дополнения в статью 5 заставит задуматься тех, кто сегодня   
занимается этим промыслом, а это сегодня делается в большом масштабе. И самое   
главное, внесение этих изменений - это профилактика на будущее, чтобы человек   
не обольщался. Сегодня ему это выгодно: у него кто-то скот пасет, кто-то        
строит ему дом, кто-то у него на подпольной фабрике работает, в подземелье      
работает. Приковал кандалами их, так сказать, эксплуатирует, за рубеж вывез,    
там заработал бешеные деньги вот на таком... Моряков используют так же,         
обманным путем. Летчиков используют. Тут очень широкий круг правоотношений. И   
они, вернувшись на Родину, не могут получить обратно деньги за свой труд. Их    
либо обманули, увезли за границу, заключили договор, или здесь принудительно    
куда-то...                                                                      
                                                                                
Даже вот в условиях работы на Севере тоже в какой-то степени возникает обман.   
Ведь человеку не говорят, что он едет в то место, где птица не летает, там      
ничего живого нет. А человек живет, работает несколько лет. Потом ему говорит   
работодатель: все, ты свободен, а денег на отъезд на родину нету, не дам. Это   
тоже может подпасть в будущем под регулирование подобной статьей, ибо           
человека обманули, обманули на 10 лет, на 20 лет. 40 лет назад позвали на       
Север, а сейчас 7 миллионов кинули: говорят, уезжать пора.                      
                                                                                
Вот не пришли авторы законопроекта с Чукотки. Как ликвидировать жилье?! Люди    
уехали! Рабы на Севере уехали сами, жилье осталось. Не знают, что делать с      
жильем. Вот жильем мы занимаемся! Они просто не пришли сюда, не успели.         
Назаров, губернатор Чукотки, - он не знает, что ему делать с пустыми домами.    
И на половине Севера сегодня квартир полно - от Мурманска до Чукотки.           
Пожалуйста, кто бесквартирный. Я бы на месте Центральной России туда бы         
направлял на жилье. Но только жить там нельзя: там не тот воздух, не та         
атмосфера! То есть, прежде чем людей куда-то направлять, надо посмотреть: а     
может ли там живое существо проживать? Но это касается более конкретного        
состава...                                                                      
                                                                                
Торговля... Может быть, когда-то мы это признаем - завлечение обманным путем    
на работу в районы Крайнего Севера или в другие места, ибо условия труда, так   
сказать, не выдерживаются, людей обманывают.                                    
                                                                                
Сегодня очень много принудительного труда и в городе Москве. Приезжают с        
Украины, из Молдавии, из Закавказья, строят дома, живут в подвалах, на          
чердаках, скрываются от контрольных инстанций, и иной раз их кидают, им тоже    
ничего не оплачивают, и они не могут свои права защитить. Поэтому те, кто       
сегодня будет голосовать так же отрицательно, как по изменениям в статью 15,    
должны понять, что вам придется с ними встретиться во время выборов в           
Государственную Думу в 2004 году. Мы, естественно, опубликуем в газетах, как    
вы относитесь к таким правоотношениям. Это вот и есть наша с вами борьба за     
права человека.                                                                 
                                                                                
Вот у нас правозащитников нет сейчас здесь, в зале, они ждут, чтобы там, где    
война идет, там защищать права. А вот наша прямая обязанность - мы должны       
через законодательство влиять, защищать наших граждан. Не бегать по чужим       
полям сражений, разговаривать с ранеными, а вот здесь... Здесь куда больше      
раненых людей с искалеченной судьбой, которых обманным путем, путем именно      
торговли людьми заставили работать.                                             
                                                                                
Поэтому я прошу принять эту поправку к закону, чтобы работодатель знал, что и   
прошлые доходы, и настоящие, и будущие ему придется вернуть гражданину. Он      
придет в суд, у нас появится другая судебная система, и эти граждане придут.    
Как реабилитация политическая: в 30-х годах их арестовывали - через 40-50 лет   
их реабилитируют. У них есть хотя бы бумага, что он не виноват в том, в чем     
его обвиняли 60 лет назад. Так и граждане - сегодня их еще сотни тысяч, но      
будут миллионы, - которых принуждали к труду и которым не оплатили труд.        
                                                                                
Внесение этой поправки не повлечет никаких финансовых расходов, не потребует    
никакого другого изменения законодательства, не противоречит Конституции. И     
по откликам по всем трем поправкам (вот я вторую докладываю сейчас), половина   
субъектов Федерации, или 40 процентов, с ними согласны. Они это понимают,       
потому что к ним возвращаются бывшие рабы и обманутые граждане. Поэтому я       
прошу принять эту поправку в статью 5 КЗоТа.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лев Николаевич Яркин, содокладчик от Комитета по труду и социальной политике.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Вольфович.                                             
                                                                                
ЯРКИН Л. Н. Уважаемые депутаты, две секунды отступления. Я выскажу              
принципиальное мнение комитета о том, что мы в принципе не оспариваем           
актуальность поставленных целей, но я вышел на трибуну докладывать по           
официальной поправке к конкретному закону, поэтому с этой точки зрения и буду   
докладывать заключение комитета.                                                
                                                                                
В соответствии с действующей редакцией части первой статьи 5 КЗоТа любые        
условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с       
законодательством о труде, являются недействительными. Я еще раз повторяю:      
понятия, которое вносит законодатель - "ничтожны", - в трудовых отношениях не   
существует. Поэтому дополнение статьи 5 какими-либо конкретными условиями       
трудового договора, подлежащими признанию недействительными, вообще излишне.    
                                                                                
Если путем обмана или принуждения с гражданином заключается трудовой договор,   
который на самом деле лишь прикрывает незаконную сделку торговли людьми, то     
такие деяния должны влечь уголовную или иную ответственность. Вызывает          
сомнение также правомочность ссылок на статьи Уголовного кодекса Российской     
Федерации, используемые в тексте. Так, статья 52 УК Российской Федерации        
предусматривает конфискацию имущества осужденного, но лишь на основании         
приговора суда. А статья 133 УК устанавливает такую ответственность за          
понуждение к действиям сексуального характера.                                  
                                                                                
Против принятия законопроекта высказались Правительство Российской Федерации    
и Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики. В заключении        
Правового управления Аппарата Государственной Думы прямо указано, что данный    
законопроект не относится к предмету Кодекса законов о труде Российской         
Федерации, поскольку не регулирует трудовые отношения.                          
                                                                                
Я должен поправить Владимира Вольфовича, потому что в комитете имеются 22       
отзыва, из них не 40 процентов, а только 4 поддерживают концепцию               
законопроекта, а 14 считают его принятие нецелесообразным.                      
                                                                                
С учетом изложенного комитет не поддерживает принятие данного законопроекта и   
рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лев Николаевич. Оставайтесь на трибуне.          
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопрос.                                       
                                                                                
Пожалуйста, депутат Южаков.                                                     
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
Владимиру Вольфовичу вопрос, если можно.                                        
                                                                                
Проблема, которую вы ставите, безусловно, важна. Но, скажите, пожалуйста, не    
получится ли, что, внося вот эти нормы именно в Кодекс законов о труде, мы      
тем самым легализуем работорговлю, легализуем торговлю людьми?                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы не имеем в виду легализацию формы принудительного          
привлечения к труду. Мы имеем в виду регулировать эти отношения, раз они        
наступили. Например, когда мы говорим о законе о борьбе с туберкулезом, мы      
вовсе не хотим, чтобы в нашей стране все болели туберкулезом. Мы говорим:       
давайте примем меры, чтобы те, кто оказался зараженным, получили вовремя        
медицинскую помощь.                                                             
                                                                                
Так и тут. Сотни тысяч людей вовлечены в принудительный труд, но это никак не   
регулируется. Представитель комитета по социальной политике опять уводит нас    
в сторону. Уголовный кодекс - это отдельно. Мы говорим о трудовых               
правоотношениях, не о том, как человека силой или через страх заставляли        
трудиться, а о том, что несколько лет человек трудился, но не может получить    
за это зарплату, а кто получил выгоду, тот оставляет ее себе. Я согласен: его   
по Уголовному кодексу посадят. Но полученную прибыль он вернет потерпевшему?    
Нет! Вот трудовой кодекс и заставит его вернуть, а самое главное, заставит      
его подумать о том, что он должен будет вернуть еще и полученную прибыль.       
Уголовный кодекс они все знают, наши граждане. Нарушая Уголовный кодекс, всё    
прекрасно знают: какая статья, какой срок. Но они думают, что они               
заработанные деньги используют для хороших передач себе в тюрьму и для того,    
чтобы откупиться, улучшить положение свое во время нахождения в тюрьме, - вот   
в чем проблема. А мы должны у них отобрать эту возможность. Они всё вернут -    
и за прошлое, и за сегодня, и вперед всю прибыль вернут потерпевшему!           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Михайлов Александр Николаевич.                    
                                                                                
МИХАЙЛОВ А. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Я хотел бы задать вопрос Льву Николаевичу, а если Владимир Вольфович            
дополнит, в общем, нелишне будет.                                               
                                                                                
Лев Николаевич, а у нас что, существует широкая практика заключения договоров   
(судя по контексту этого законопроекта) организаторов торговли людьми с         
потерпевшей стороной? И заключать договоры мы кому-то позволяли? Это первое.    
И второе. Коль это, в общем-то, в нашей стране широко имеет место, можете ли    
вы привести какую-то статистику или примеры, если такой вопрос поставлен?       
                                                                                
ЯРКИН Л. Н. Можно, я первым отвечу? Очень хороший вопрос, и я четче не могу     
ответить, чем ответил председатель комитета Совета Федерации, мы с ним          
согласны. Как отмечает комитет, если следовать логике и фабуле пояснительной    
записки к законопроекту, то получается, что признаются сам факт и право на      
торговлю людьми, что противоречит Конституции Российской Федерации и нормам     
международного права. Мне к этому добавить нечего, поэтому замечание            
абсолютно справедливо, мы в комитете с ним согласны. Еще и поэтому предлагаем   
в первом чтении законопроект не принимать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Вольфович, ответьте на второй        
вопрос: есть ли статистика?                                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я добавлю только одно. Тогда, если исходить из этой           
позиции, нужно отменять Уголовный кодекс Российской Федерации, ибо все          
составы преступлений, которые там записаны, не соответствуют Конституции: мы    
не должны убивать, воровать, мошенничать и насиловать. Но это все происходит,   
и миллион человек сидит в тюрьме сейчас, миллион сидит за это! Поэтому это      
совершенно нелогично. Вы говорите: мы легализуем. А что, мы Уголовным           
кодексом разве приветствуем совершаемые преступления? Десятки тысяч             
совершаются ежегодно, каждый день - тысяча преступлений. Это что, мы хотим      
этого? Так и тут. Если людей понуждают к принудительному труду, мы должны       
заставить заплатить за это. А мы боимся это признать. Так Уголовный кодекс      
это признал, и, так сказать, все остальные документы тоже, а мы не хотим это    
облечь в форму закона, вернуть деньги за этот труд.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Алексеев Алексей Алексеевич. Пожалуйста.          
                                                                                
АЛЕКСЕЕВ А. А., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Уважаемый Владимир Вольфович, у меня к вам вопрос. В начале своего              
выступления вы сказали, что ваши изменения потребуют изменений                  
законодательства, в частности изменений в Уголовный кодекс. А в заключение      
выступления вы отметили, что финансовых затрат и изменений в федеральное        
законодательство не потребуется. Так где же истина?                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я объясняю. Вот внесение нами поправки в КЗоТ ничего не       
потребует в дальнейшем. Но действительно некоторые составы преступлений по      
Уголовному кодексу надо уточнять, потому что действительно это новое явление    
в нашей российской практике. И первыми заволновались не наши депутаты, вот      
что меня особенно-то обескураживает, а американские. Уже эти занимаются - им    
неприятно, что в России такое происходит и на территории США в том числе        
происходит. Они пытаются в свое законодательство внести поправки.               
Представляете, что делается?! Они в интересах наших граждан в свои законы о     
труде вносят поправки, в свой уголовный кодекс, поскольку появились новые       
составы преступлений или новые формы трудовых правоотношений. Поэтому для       
того, чтобы и в Уголовном кодексе появились более четкая статья и состав,       
туда мы тоже внесли уже поправки (в наших комитетах это находится) - это        
всего около 20 поправок во все виды законодательства, чтобы обезопасить наших   
граждан от торговли ими как живыми существами. Это все, так сказать, есть.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич, пожалуйста.                    
                                                                                
Коллеги, давайте заканчивать, потому что времени мало.                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я хотел Владимира Вольфовича спросить именно как юриста. Я          
правильно вас понимаю: мы принимаем сейчас вашу поправку - и 4,5 миллиона       
крестьян, которые два года не получают заработную плату, немедленно получат     
расчет?                                                                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот мы с вами к этому придем - к тому, что это тоже           
крепостной труд, когда нанимают работника. К этому придем. Мы взяли узко        
пока, когда просто обманным путем человека вывезли куда-то с родного места. А   
вот крепостничество в сельском хозяйстве нас заставит это сделать. Мы тоже      
крестьян эксплуатируем нещадно, ничего им не платим с 1990 года кстати - уже    
10 лет. Вы, как министр, обещали им телевизоры и машины за их труд в 1990       
году. 10 лет не тратите... Поэтому вам невыгодно принятие такой поправки, ибо   
новому министру, Гордееву, придется заплатить когда-нибудь. Именно крепостные   
крестьяне у нас! Это уже государственная эксплуатация. В данном случае мои      
поправки касаются эксплуатации со стороны граждан. А вот то, что наше           
государство делает, - мы еще придем к изменению законодательства, обязательно   
придем. И за сельское хозяйство ответим, и за Север ответим, и за целину        
ответим, и за БАМ ответим. Стоит дорога, которую построили заключенные          
принудительным трудом. Заключенные! Им надо будет заплатить за это.             
Комсомольцы получили за этот труд, а заключенные не получили. Это - будущее.    
Пока давайте хотя бы то отрегулируем.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, достаточно задавать вопросы.                     
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Лев Николаевич. Кто желает выступить?               
                                                                                
Пожалуйста, Сайкин Валерий Тимофеевич, председатель комитета, и будем           
голосовать.                                                                     
                                                                                
САЙКИН В. Т. Уважаемые депутаты, мне хотелось бы отметить следующее. В          
общем-то, сегодня трудового кодекса, который отвечал бы современным             
требованиям, нет. И к сожалению (прошлый созыв занимался в этом плане),         
Жириновский так и не смог победить, так сказать, эту проблему. Поэтому надо     
вначале фундаментально изменить трудовой кодекс и, видимо, потом его насыщать   
поправками, которые отражали бы действительно данную ситуацию.                  
                                                                                
Вопрос работорговли, я думаю, товарищ Жириновский, беспокоит не только вас,     
он беспокоит нас всех. Мы это понимаем, и нас беспокоит судьба этих людей. Но   
не только это. Сегодня и низкий уровень жизни, и каждый год Россия теряет по    
одному миллиону человек, и проституция процветает, и детей вовлекают вообще в   
этот бизнес, и игровые, и другие дела. Поэтому сегодня процветает и рэкет. Мы   
говорим: "Нет планового хозяйства, мы в рынке". Мы не в рынке. Сегодня рэкет    
лучше, чем государство, планирует всю экономику предприятий: приходит,          
определяет оборот, назначает проценты оплаты и так далее. Но это не значит,     
что мы должны все это включать в закон. Видимо, есть исполнительная власть,     
есть другие законы, предусматривающие уголовную ответственность, по которым     
надо просто, видимо, спросить с исполнителя, почему это все происходит, и       
как-то все-таки с этим бороться. И у меня такое складывается впечатление:       
когда речь идет о том, чтобы... Вот сегодня лицензирование мы рассматривали,    
и Жириновский сказал: "Свободу! Без лицензий делать!" А туда входят и все       
негативные дела. Непонятна ваша логика здесь, в этих делах.                     
                                                                                
Второе. Когда мы начинаем просить, чтобы Правительство отчиталось по той или    
иной проблеме, вы защищаете это и в принципе пытаетесь снять этот вопрос с      
повестки дня. И многое другое...                                                
                                                                                
Поэтому мне представляется, что данный закон не пройдет не потому, что не       
хотят решить эту проблему сегодня депутаты, а потому, что просто надо           
оформлять соответствующим образом, в соответствии с Регламентом, в              
соответствии с нашим законодательством. Есть преступность, и с ней надо         
бороться, и бороться с ней надо всеми, так сказать, силами, которые имеет       
сегодня исполнительная власть. А если мы с вами выпустим один или второй        
закон или поправки к закону, это не изменит сегодня нашу ситуацию. Есть         
Конституция, в конце концов!                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все. Обсуждение завершилось. Два слова для заключения -   
Владимиру Вольфовичу.                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Два слова я скажу в заключение. Тут нет никакого              
противоречия в отношении того, о чем вы сказали, - о лицензировании. Имеется    
в виду честное отношение к труду, когда человека никто не принуждает, просто    
он хочет заниматься тем или иным видом деятельности.                            
                                                                                
Здесь речь идет о том, что мы заставляем заниматься как раз не тем, чем хочет   
человек заниматься. Вот это мы должны остановить! И ссылаться на то, что        
якобы это вне сферы правового регулирования и пускай это развивается дальше,    
- это все равно что министр здравоохранения сказал бы: "Да, туберкулезом        
болеют, но пока 100 тысяч. Когда заболеют 20 миллионов, тогда займемся,         
построим тубдиспансеры". Вот так же и вы сейчас говорите: ну, пока там 200      
тысяч, когда 10 миллионов будут заняты принудительным трудом, тогда будем       
регулировать.                                                                   
                                                                                
Весь смысл нашей с вами работы - профилактика. Вот эти статьи основаны на уже   
десятилетней практике - десять лет идет вот такое индивидуальное принуждение    
к труду. (О государственном я уже сказал.) Поэтому мы должны обязательно это    
регулировать и через КЗоТ. А во все остальное законодательство, повторяю, еще   
поправки будут вноситься.                                                       
                                                                                
Я прошу поддержать, ибо потом, когда граждане будут обращаться за защитой в     
суды, а суды откажут, они вам как своим избранникам скажут: что же вы нам не    
можете помочь защитить наши права?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы          
принять в первом чтении законопроект под номером 10?                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 55 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               33 чел.              7,3%                        
Проголосовало против          209 чел.             46,4%                        
Воздержалось                    7 чел.              1,6%                        
Голосовало                    249 чел.                                          
Не голосовало                 201 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.