Заседание № 243

22.05.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99087426-2 "О государственной монополии на оптовый оборот табака и табачных изделий на территории Российской Федерации" (внесен депутатом Государственной Думы второго созыва Р. С. Попковичем).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 523 по 528 из 4394
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция       
Либерально-демократической партии России.                                       
                                                                                
Я прошу пункт 24.1 перенести на девятое место, пункт 24.2 - на восьмое место    
и пункт 26 - на седьмое место.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 659 по 707 из 4394
Владимир Вольфович Жириновский предложил пункты 24.1 и 24.2 перенести на        
восьмое и девятое места. Так как вопросы 24.1 и 24.2 альтернативные, это        
будут, Владимир Вольфович, пункты 8.1 и 8.2. Будете еще обосновывать, в связи   
с чем вы переносите?                                                            
                                                                                
Включите депутату Жириновскому микрофон.                                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Любовь Константиновна, я имел в виду: пункт 24.1, мой,        
собственный, закон, - на седьмое место, а 25-й - на восьмое и 26-й...           
                                                                                
Коротко скажу о вопросе 24.1 (на девятое место), это о проблеме монополии на    
производство и оборот табака. Мы много лет боремся против курения, и наш        
депутат Герасименко борется. Это очень доходная статья. Америка вообще          
бросила курить, за всё штрафы, а мы даже не можем получить доходы. И уже        
сколько лет этот закон мы не можем обсудить, и я боюсь, что и сегодня мы не     
успеем, поэтому прошу его перенести на девятое место. А по остальным я дам      
тоже после голосования обоснования, по 25-му пункту и по 26-му.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, я просто хотела бы вам сказать,       
что, поскольку они альтернативные, мы только пункт 24.1 перенести не можем.     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну хорошо, естественно, вместе. Они идут вместе.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда перенести нужно будет и пункт 24.2.                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я имею в виду свой, только про табак. Перенесем оба на        
места 7.1 и 7.2... 9.1 и 9.2 пускай будут.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы поддержать предложение          
Владимира Вольфовича Жириновского и перенести пункты 24.1, 24.2, 25 и 26 на     
места начиная с седьмого номера? Кто за это предложение? Прошу проголосовать.   
                                                                                
Владимир Вольфович, а протокольное поручение тогда размножьте и раздайте в      
зале, и мы его примем перед первым перерывом.                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 10 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за               93 чел.             20,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.             79,1%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. Повестка дня остается в том виде, как она сейчас выглядит.          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2965 по 3159 из 4394
Пункт 24.2. Слово для доклада по проекту федерального закона "О                 
государственной монополии на оптовый оборот табака и табачных изделий на        
территории Российской Федерации" предоставляется Лихачёву Алексею               
Евгеньевичу. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич.                                    
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект является альтернативным предыдущему,     
тому, о котором докладывал Владимир Вольфович. Им декларируются те же самые     
цели: борьба с курением, с одной стороны, повышение доходов и налогов от        
производства и реализации табака, с другой стороны. Механизм предлагается       
примерно такой же: введение государственной монополии, другими словами -        
специально создаваемых и специально лицензируемых государственных               
предприятий.                                                                    
                                                                                
Разница в законопроектах состоит лишь в следующем. Если в первом                
законопроекте речь идет о государственной монополии на производство табака и    
торговлю табаком и табачными изделиями, то коллега Попкович, наш бывший         
коллега, предлагает ввести государственную монополию лишь на оптовый оборот     
табака и табачных изделий на территории Российской Федерации. Во всем           
остальном концепции двух законопроектов совпадают. Доклад по законопроекту я    
закончил. Могу перейти сразу к докладу от имени комитета.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, продолжайте.                                  
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Доклад совмещенный, по двум законопроектам, законопроекту         
коллеги Жириновского и законопроекту бывшего коллеги Попковича.                 
Действительно, декларируемой частью законопроектов являются борьба с курением   
и повышение сборов в бюджет от данной отрасли. Однако предлагаемые в            
законопроектах методы реализации поставленных целей противоречат положениям     
Конституции, гарантирующей поддержку конкуренции и свободу экономической        
деятельности, Гражданскому кодексу, признающему равенство участников            
экономических отношений, регулируемых гражданским законодательством,            
Бюджетному и Налоговому кодексам Российской Федерации. Эти выводы содержатся    
в отзывах Правительства и в заключениях Правового управления Аппарата           
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Надо сказать, что, может быть, тогда, в 1999 году, во время внесения этих       
законопроектов и был в них смысл. Однако сейчас существуют достаточно жесткие   
и строгие меры регулирования табачного производства и оборота. Это в первую     
очередь акцизное обложение табачной продукции с обязательной маркировкой        
(Налоговый кодекс, глава 22), это лицензирование импорта табака и табачных      
изделий (соответствующее постановление Правительства от 1998 года),             
лицензирование производства табачных изделий (Федеральный закон "О              
лицензировании отдельных видов деятельности"), установление особых требований   
по информации для потребителей на упаковках сигарет о максимальном уровне       
содержания смол и никотина в дыме (это наш с вами Федеральный закон "Об         
ограничении курения табака"). Таким образом, государство достаточно жестко на   
сегодняшний день регулирует не только оборот и продажу, но также производство   
табачных изделий.                                                               
                                                                                
Надо сказать, что регулирование, существующее в настоящее время, является       
достаточно жестким и эффективным, в результате чего доходы бюджета от           
табачных акцизов постоянно растут: 2,5 миллиарда - в 1999 году, 5 миллиардов    
- в 2000 году, свыше 8 миллиардов - в 2001 году, более 16 миллиардов - в 2002   
году. Это явная работа Правительства и наша с вами, направленная на повышение   
доходов бюджета, на вывод из теневого сектора, из сектора серого и черного,     
производства табака, с чем мы сталкивались неоднократно в 90-е годы.            
                                                                                
Таким образом, комитет не поддерживает ни первый, ни второй законопроект,       
просит депутатов проголосовать против, поскольку, по мнению комитета,           
дополнительное регулирование лишь уменьшит доходы бюджета, переведя обороты     
производства табака опять в черную и серую зоны.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть?                                            
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
Докладчики - Жириновский и Лихачёв.                                             
                                                                                
Коломейцеву Николаю Васильевичу включите микрофон.                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Евгеньевич, не могли бы вы ответить на два   
вопроса? А почему вы считаете, что ущемлять государство можно и это не          
является нарушением конкуренции? Конкуренция - это когда есть разные формы      
собственности, есть государственная, есть частная, есть кооперативная и все     
другие формы собственности. А мы сегодня взяли и отдали табак американцам,      
понимаете? Вот вы можете привести цифры, какие прибыли получили "Филип          
Моррис" и другие американские компании от травления наших граждан? И сколько    
они заплатили гражданам? Вы знаете, что одна российская табачная фабрика        
платит больше в бюджет, чем все остальные в России американские.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответ с места.                                
                                                                                
Включите микрофон Алексею Евгеньевичу Лихачёву.                                 
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Я хотел бы начать с того, что ни я, ни комитет, ни                
Государственная Дума, уважаемый Николай Васильевич, конечно, никому никакой     
промышленности не отдавали.                                                     
                                                                                
Я еще раз могу вам повторить, если нужно, что мы приняли достаточно жесткую     
систему лицензирования в табачной промышленности и контроля оборота и           
производства табака в Российской Федерации. Это первое. И второе. На мой        
взгляд, практика - все-таки критерий истины. Я не знаю, как было у вас в        
регионе, но у нас я очень хорошо помню табачные бунты конца 80-х - начала       
90-х годов. Искусственное помещение табака под жесткий контроль государства,    
на мой взгляд (еще раз хочу подчеркнуть это) лишь расширит черный и серый       
сектора и не будет служить тем целям, которые вы декларируете. Спасибо.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть еще вопросы и желающие задать вопрос? (Выкрики из зала.) Ответил так,      
как ответил. Есть ли желающие выступить среди депутатов? Пожалуйста, прошу      
записаться. (Выкрики из зала.) Не знаю, у нас ускоренная запись.                
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! На        
самом деле представленные проекты, вообще-то, не заслуживают отклонения, а      
заслуживают всяческой поддержки. Почему? Вы посмотрите вот туда, куда нас всё   
время посылают и в посланиях, и в своих комментариях псевдореформаторы. На      
самом деле там сегодня идет борьба с табакокурением и потреблением              
алкогольных напитков, культивируется трезвый образ жизни и одновременно всё     
более ужесточается порядок производства и продажи табачных изделий. Возьмите,   
например, Париж, на весь Париж пять точек по продаже табачных изделий,          
понимаете? Я не говорю уже о их производстве.                                   
                                                                                
Кроме того, если посмотреть на этот вопрос, то увидишь, что фактически любой    
государь, любой правитель всегда пытается отраву взять под жесткий контроль.    
Для чего? Для того, чтобы и контролировать здоровье населения, и в то же        
время от всех порочных вещей получать доход только в бюджет. У нас же           
получается, что псевдорынок фактически отдан не просто в частные руки, а в      
иностранные частные руки производства, производящие отравляющие вещества.       
Отравляющие, потому что содержание смол, как правило, занижается, а             
контролирующие службы покупаются частными производителями табака.               
                                                                                
Поэтому я считаю, что авторы законопроекта совершенно правильно поступают,      
предлагая вернуть государственную монополию на табак, и предлагаю поддержать    
этот законопроект.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли докладчики выступать с заключительным словом? Нет. Представители       
Правительства, Президента? Нет. Тогда ставлю на рейтинговое голосование         
проект федерального закона, пункт 24.1, "О государственной монополии на         
производство и оборот табака и изделий из него".                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Нет таких. (Идет голосование.)                                
                                                                                
Пункт 24.2: законопроект "О государственной монополии на оптовый оборот         
табака и табачных изделий на территории Российской Федерации".                  
                                                                                
Включите режим рейтингового голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки? (Идет голосование.)                                           
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 24.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              147 чел.             32,7%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    152 чел.                                          
Не голосовало                 298 чел.             66,2%                        
                                                                                
За - 147 человек.                                                               
                                                                                
Покажите результаты второго голосования.                                        
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              133 чел.             29,6%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    138 чел.                                          
Не голосовало                 312 чел.             69,3%                        
                                                                                
За -133 человека.                                                               
                                                                                
Таким образом, по рейтинговому голосованию проходит пункт 24.1, проект          
федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот       
табака и изделий из него". Ставлю на голосование: принять в первом чтении       
этот проект федерального закона, пункт 24.1.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              152 чел.             33,8%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    157 чел.                                          
Не голосовало                 293 чел.             65,1%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонен.