Заседание № 57
О проекте федерального закона № 99087425-2 "Об увековечении памяти жертв событий 21 сентября ? 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы А. Н. Грешневиковым, С. Н. Решульским и депутатами Государственной Думы второго созыва В. А. Агафоновым, Т. А. Астраханкиной, В. И. Давиденко, Н. А. Зацепиной, А. Д. Куликовым, Ж. М. Лозинской, З. Н. Ойкиной, В. Е. Цоем).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Продолжаем нашу работу. Приступаем к вопросу 7. О проекте федерального закона "Об увековечении памяти жертв событий 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Анатолия Николаевича Грешневикова. Пожалуйста. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Родина". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию представлен законопроект об увековечении памяти жертв событий 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации Ельцина Бориса Николаевича от 21 сентября 1993 года № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Предметом законодательного регулирования настоящего проекта федерального закона являются вопросы увековечения памяти жертв событий 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Предлагается законодательно закрепить общепринятые формы мемориальной работы в отношении тех, кто во время указанных событий ценой собственной жизни выполнил свой общественный и гражданский долг по защите конституционного строя Российской Федерации от неправовых насильственных действий по его изменению. Не должна быть забыта и память других невинных жертв октябрьской трагедии. События 21 сентября - 5 октября 1993 года имеют общенациональное значение, не сводимое к политическим интересам какой-либо партии или одного движения. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, среди жертв указанных событий не только сторонники Верховного Совета и правительственных сил, но и большое число людей, не принимавших участия в политическом противостоянии. Установлен и случай, когда люди пришли к Дому Советов Российской Федерации по призыву Гайдара защищать демократию, но во время штурма по гуманистическим мотивам стали оказывать помощь раненым сторонникам Верховного Совета и стали жертвой стрелков правительственных сил. Поэтому в настоящем проекте федерального закона жертвами событий 21 сентября - 5 октября 1993 года признаются все погибшие, которые показали пример приверженности принципам законности и гуманизма, независимо от их политической ориентации, а также те погибшие, которые не принимали участия в политическом противостоянии (статья 1). Необходимость принятия настоящего федерального закона диктуется, с одной стороны, важностью предмета его законодательного регулирования для формирования исторической памяти народов Российской Федерации и воспитания молодых поколений в духе патриотизма, приверженности закону и принципам гуманизма, а с другой - нерешенностью этих вопросов, несмотря на десять лет, прошедших после трагедии. В настоящее время фактически нелегально существует единственная мемориальная зона на месте массовой гибели безоружных граждан в районе бывшего Дома Советов Российской Федерации напротив дома номер 11 по улице Дружинниковской, возведенная энтузиастами начиная с 1993 года. Сносу зоны препятствуют лишь опасения московских и федеральных властей вызвать массовые протесты населения. По политическим мотивам уже подвергалась сносу бетонная стена стадиона "Красная Пресня", являющаяся органической частью мемориальной зоны. Зона поддерживается и развивается на скудные пожертвования частных лиц и общественных объединений, что сказывается на ее состоянии и перспективах дальнейшего развития. В то же время мемориальная зона ежегодно становится центром массовых мероприятий, посвященных памяти трагических событий 21 сентября - 5 октября 1993 года, в которых принимают участие десятки тысяч наших граждан, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, видные деятели отечественной науки и культуры, священнослужители Русской православной церкви. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго рядом с мемориальной зоной предполагается возвести храм-часовню в память о событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года. Получен землеотвод, созданы благотворительный фонд, попечительский совет, который возглавляет епископ Орехово-Зуевский Алексий Фролов, но из-за отсутствия средств строительство до сих пор, к сожалению, не начато. Настоящий проект федерального закона законодательно закрепляет общепринятые формы мемориальной работы в отношении жертв трагических событий (статья 2), порядок организации посвященных этому мероприятий и их финансового обеспечения (статья 4). Финансовое обеспечение мероприятий по увековечению памяти жертв указанных событий предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, а также за счет добровольных, в том числе целевых, взносов и пожертвований физических и юридических лиц. Организация мероприятий по увековечению памяти должна осуществляться при взаимодействии с заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями (статья 3). Законопроект разработан в Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года. От имени коллег, которые принимали участие в работе данной комиссии, прошу принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич. Присаживайтесь. Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиру Николаевичу Плигину. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Анатолий Николаевич подробно изложил текст предлагаемого законопроекта. Уважая те идеи, которые изложены в данном документе, я, не вдаваясь в исторические трактовки, остановлюсь исключительно на правовой стороне документа. С нашей точки зрения, законопроект не имеет предмета правового регулирования. В тексте пояснительной записки к законопроекту декларируется цель законодательно закрепить общепринятые формы мемориальной работы. Отмечаем, что понятие "мемориальная работа" не содержится ни в одном из действующих нормативно-правовых актов, а в названии и в тексте законопроекта неоднократно употребляется понятие "увековечение памяти". Комитет в настоящем заключении исходит из того, что авторы законопроекта имели в виду законодательно закрепить общепринятую форму увековечения памяти. Но как раз в силу того, что эти формы являются общепринятыми, они в законодательном закреплении не нуждаются. Таким образом, статья 2 названного законопроекта является излишней, тем более что изложенный в ней перечень форм увековечения памяти не является, да и не может являться исчерпывающим. По аналогичным причинам является излишней статья 3 законопроекта. Законопроект содержит погрешности технико-юридического характера. В статье 1 законопроекта содержится перечень лиц, на которых должен распространяться закон. При этом неясно, является ли приводимый в нем перечень признаков указанных лиц конкретным и - здесь я использую исключительно термины юридической техники - конъюнктивным или дизъюнктивным, то есть неясно, обязательно ли наличие всех признаков одновременно, или необходимо наличие хотя бы одного такого признака. В первом случае круг лиц, на которых распространяется действие закона, является неоправданно суженным, а во втором - неоправданно расширенным. Таким образом, законопроект имеет неустранимые недостатки концептуального характера применительно ко всему его тексту. На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству считает необходимым рекомендовать Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект. Анатолий Николаевич во время выступления также подчеркнул, что в принципе в настоящее время рядом организаций проводятся некие мероприятия, которые направлены на увековечение памяти, на выстраивание тех или иных исторических оценок, и отсутствие в данной ситуации излишнего регулирования значения не имеет. Но тем не менее, возвращаясь к законопроекту, мы полагаем, что данный законопроект не содержит предмета правового регулирования. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчикам? Ну, вижу только один вопрос, поэтому режим записи не включаем. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Владимир Николаевич, конечно, в вашем докладе есть резоны, и можно в любом законопроекте, особенно который содержит политические трактовки, найти какие-то технические неполадки и другие вопросы. Но вот скажите: почему власть до сих пор все-таки не выполнила свою обязанность? Вот три мальчика, которые погибли в 91-м году, они получили какое-то достойное все-таки погребение, и память о них есть. Здесь же были многочисленные жертвы, почему мы делаем вид, что вообще этого события не было? Я вот этого никак не могу понять. И не было бы, наверное, сегодня и разговора об этом проекте закона. ПЛИГИН В. Н. Тамара Васильевна, я полагаю, что вы таким образом соглашаетесь с технико-юридическими оценками. Я хотел бы остановиться на той части вопроса, которая касается исторической оценки. Я считаю, что историческая оценка иногда требует действительно достаточно серьезного и внимательного осмысления, что занимает определенный период. Но вместе с тем я хочу не согласиться с той частью вопроса, в которой утверждается, что события как бы не получают достаточного отражения. Если я не ошибаюсь, следователь Генеральной прокуратуры, следователь по особо важным делам... Извините, я вспомню его, случайно совершенно забыл, это очень талантливый человек, мне приходилось достаточно долго быть его процессуальным противником. Так вот он очень детально и подробно описал эти события. Были сделаны соответствующие публикации, было названо количество жертв. Поэтому исторический факт, который имел место, никем не замалчивается. Это первое. Второе. Также в докладе Анатолия Николаевича было обращено внимание на то, что существует в настоящее время некое символическое обозначение тех событий, которые были, и власти не препятствуют этому обозначению. Таким образом, я думаю, что нам действительно необходимо научиться относиться толерантно и к трагическим историческим событиям, которые у нас имели место. И де-факто эти события в настоящее время отмечены в истории нашей страны, и отмечены необходимыми символами. Если та или иная политическая сила посчитает необходимым, скажем, выстроить какую-то систему дополнительных мемориальных символов, действующее законодательство не исключает такого рода возможности. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Присаживайтесь. Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить? Ну, я вижу достаточно много рук, поэтому я попрошу включить режим записи на выступления. Покажите записавшихся. Пожалуйста, Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Я не намерен сегодня оспаривать то, что Владимир Николаевич сказал, потому что нормативный акт должен иметь свои границы, пределы, как говорится. Но то, что сама тема очень важна, то, что ее надо бы... может, слово "закрыть" не подходит, но тем не менее на ней надо поставить точку. А точка в моем понимании должна звучать таким образом: что власть, те, кто у власти сегодня (а мы тоже у власти), осуждает всякое кровопролитие на своей земле, применение оружия на своей земле, ибо, как учили еще демократы ранней волны, первой волны, каждая человеческая жизнь - это особая судьба. Как они страстно призывали нас быть осторожными, быть аккуратными, осуждая то, что когда-то было не так, а на самом деле всё вершилось по-другому. Я был делегатом того съезда, меня только избрали. На том съезде признали мои полномочия, хотя до этого я уже бывал депутатом разных парламентов, и на том же съезде, как говорится, и разогнали, и расстреляли. Ну, можно уйти из депутатов, но смерть людей, а там погибло немало молодых безвинных людей, они еще не были способны даже свою политическую позицию определить... И поэтому я считаю, что надо комитету, всем нам найти форму, чтобы поставить точку - осудить, потому что кровь не должна проливаться. Если хотите знать, это нечто близкое к Кавказу. Та война рукотворная, и я не раз убеждался, что ее надо сегодня загасить в душах людей. Надо сделать такие неординарные шаги, а только сильные политики способны это сделать, чтобы в душах людей приостановить эту войну. Мы только сейчас говорили с моим старым другом Ахмаром Завгаевым (а я больше знаком с его братом Доку Гапуровичем Завгаевым, мы вместе работали еще в старой системе и дружили) о том, что мы Кавказ можем потерять. Если у нас, у депутатов, не хватит сил обсудить этот вопрос, вникнуть во всё происходящее на Кавказе, Кавказа у нас не будет. К сожалению, живущие в Москве не осязают Кавказ. Они не осязают дыхание Кавказских гор. Они не видят там, если хотите знать, антирусские настроения. Кровь убитых и раненых вскипела в живых. Они осуждают нас, русских, и гласно уже осуждают: что же вы, куда же вы привели, что в нас здесь стреляют, стреляют и стреляют? Нет, братцы, неправедная эта политика! Мы все знали, что Сталин не так делал, а что творим сегодня - мы пытаемся не видеть. Вина исторически будет возложена на нас. Поэтому не могу сказать, что буду голосовать за этот проект закона, но то, что шаг сделан правильный, одобряю и считаю, что комитет должен постараться поставить точку в этом вопросе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Головатюк Андрей Михайлович, пожалуйста. ГОЛОВАТЮК А. М., фракция ЛДПР. Уважаемые друзья, ни для кого не секрет, что с 21 сентября по 5 октября 1993 года у нас шла гражданская война. У нас была уже один раз гражданская война - в 20-х годах, и посмотрите, что сейчас делается с этими памятниками, как память тех погибших граждан, скажем так, оскорбляют что с одной стороны, что с другой. Произошел раскол общества. Мы не знаем, какое будет отношение к этим событиям через десять, пятнадцать, двадцать лет. Это первая позиция. И вторая позиция. Почему мы вспоминаем 1993 год? Почему мы не вспоминаем тогда Новочеркасск 1962 года, Владикавказ 1982 года, Алма-Ату 1986 года, осетинские события? Там тоже люди гибли, хоть и Союз был. Осетию 1992 года почему не вспоминаем? Там тоже люди безвинно погибшие были. Почему мы выделяем 1993 год? Поэтому надо пока воздержаться от голосования за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, 3-4 октября 1993 года я помню, как сегодня. Я тогда не была никаким депутатом, я работала директором школы-интерната тогда, сидела в своем кабинете и смотрела телевизор: как шоу, передавали все вот эти события. Причем все тогда не отрывались от экранов телевизоров. Все смотрели, что будет дальше, и ждали. Учителя заходили ко мне и смеялись над тем, что я сидела и плакала: "Тамара Васильевна, да о чем вы говорите?! Ну всё правильно! Будем жить лучше. Вот вы представляете, сколько... Ельцин - это та фигура, которая нас поведет вперед". Вот так говорили тогда мне педагоги. Но я знала и знаю, и все мои прогнозы оправдываются, к несчастью, что если власть завоевывают вот таким путем, причем власть уничтожает власть... Вот сейчас депутат Головатюк говорил, сколько событий было. Конечно, плохо было, очень плохо. И об этих событиях тоже надо говорить. Но в данном случае ведь речь идет о чем? Верховный Совет - это высший орган страны, который расстреливался среди бела дня. Все на это смотрели. Там погибло сколько людей, и до сих пор мы жертв не знаем. Владимир Николаевич, уважаемый, вы докладывали и говорили о том, что кто-то уважаемый вами написал... Ведь не об этом речь-то идет! Конечно, много написали. Много патриотов у нас в России. Многие писали, и эту тему еще будут продолжать муссировать и дальше. Но ведь мы-то хотим чего? Чтобы власть признала ошибки и наказала виновных. У нас самый главный виновный, наоборот, получил много привилегий. Мы говорим о его вине не только в этом событии, но и в событиях в Чечне, на Кавказе. Как будто не слышит власть! Потому что это как бы старший брат, который передал свою власть другому. И вот теперь всё, что было, надо забыть. Праздник примирения сначала сделали 7 ноября, видят, что примирения не получается, - надо его совсем убрать. Такими методами ни к чему хорошему мы не придем. Я понимаю, что сегодня вы всё равно не будете голосовать за такие вещи, не пройдет этот законопроект. Но тем не менее авторы поставили этот вопрос и была попытка озвучить здесь, в зале Государственной Думы, которая является преемником Верховного Совета, что ведь такое может и с нами случиться. Мы помним вторую Государственную Думу, которая тоже не была угодна президенту Ельцину. И тогда тоже была попытка ночью введения сюда войск. Об этом знают министры и Куликов, и Родионов, их вызывали ночью. Всё это было. Но хорошо, что министры тогда не сдались, что хотя бы не повторили тот же самый шаг. Мы должны обезопасить не только себя, я не говорю сегодня о нас конкретно: нашу Думу никто не будет... она сегодня хорошая, удобная власти. Я говорю вообще, что, какой бы ни была наша парламентская позиция, исполнительная власть должна ее уважать. Уважать! И мы должны поставить себя выше исполнительной власти, потому что мы представляем народ и нас избирает народ. Поэтому я еще раз выражаю благодарность авторам этого законопроекта. Я буду за него всё равно голосовать, несмотря на то что там есть технические погрешности, и думаю, что вся наша фракция тоже будет за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. У Белинского было определение, что история - это не Невский проспект. Мы понимаем, что судьба великого народа - нелегкая судьба, и XX век тому полное подтверждение. Она была нелегкой, когда в Первой мировой погибали сотни тысяч. Она была нелегкой в Гражданскую войну, когда на нас четырнадцать чужеродных армий агрессорами шли и лилась кровь русская - и белых, и красных. Всё это было. Но события 93-го года не были неизбежными. Был Ельцин у власти, Ельцин ушел, эпоха ельцинская тоже перечеркнута - корни остались. Мы считаем, что наша совесть, историческая объективность требуют, чтобы был принят документ, в котором русским языком парламент скажет о судьбе защитников другого парламента, ведь погибли бескорыстные и самоотверженные, ничего не искавшие - ни карьеры, ни денег. Поверила молодежь, поверили люди в то, что Конституцию надо уважать и пришли стихийно, вокруг Дома Советов собрались. Погибли не депутаты, - мы понимаем, как тут всё аккуратно было сделано, - погибли граждане России, повторяю, никакие не крайне левые, пришли люди, которые считали, что недопустимо, чтобы власть исполнительная растоптала власть законодательную. С позиций политических прецедент ведь создан. Когда левые голосовали за закон о реабилитации, мы сказали, что мы думаем о предыдущих трагедиях нашего народа, но сейчас, когда мы, оппозиция, говорим: "Господа, давайте столь же объективно подойдем к судьбе тех, кто защищал Конституцию советскую, действовавшую в тот период", - в ответ только перечеркивание. И сюда же прилегает... Современная власть тем и слаба, что она не извлекает уроков из происшедшего. Попытка зачеркнуть 7 Ноября - это то же самое, что и попытка не вспоминать 93-й год, это драма страны, которая такие беды переносит, а руководители ее пытаются не вспоминать историю. История - штука беспощадная, всё равно исторический маятник никогда не застывает в одной точке. Мы понимаем, какова дисциплина в "Единой России", мы понимаем, как будет складываться итоговое голосование. Но я призываю членов "Единой России", ЛДПР и "Родины" (которая что-то в последнее время стала качаться, непонятно только, влево или вправо), мы призываем вас, коллеги, проявить объективность, мужество и проголосовать за законопроект, а правовые несовершенства вполне можно устранить, продолжив работу ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Глотов Сергей Александрович. ГЛОТОВ С. А., фракция "Родина". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "Родина" будет поддерживать данный законопроект, и поддерживать его не только потому, что среди депутатов нынешнего состава фракции "Родина" значительное количество тех, кто был в этот период в здании Верховного Совета, до конца выполнил свой конституционный долг. Не наша вина в том, что мы остались тогда живыми, хотя велся действительно шквальный огонь почти из всех видов оружия. Кстати, сегодня известно, это установлено следствием, что из оружия, которое находилось в здании Верховного Совета на Краснопресненской набережной, ни один человек не был убит. Дело в том, что речь идет о конституционном перевороте, организованном группой лиц во главе с президентом Ельциным. Хотя эти люди амнистированы решениями первой Государственной Думы, но память об этих событиях остается, и, как совершенно справедливо депутат Грешневиков Анатолий Николаевич говорил, каждый год сотни и тысячи людей приходят к этому самодельному мемориалу на Краснопресненской набережной, каждый год во многих городах Российской Федерации люди отмечают этот день, 4 октября, вспоминают об этих событиях, произошедших в Москве. Начало конституционного переворота - 21 сентября, завершение - 5 октября, и в этом тоже нет никаких сомнений, поскольку было соответствующее решение Конституционного Суда (тогда этот суд возглавлял господин Зорькин, он возглавляет его и на сегодняшний день), и мы можем говорить о том, что вся формальная сторона дела в данном случае - как раз на стороне защиты, на стороне защитников Отечества, защитников конституционного строя, защитников Дома Советов. Мы с вами прекрасно знаем, как развивались события, мы знаем о том, что примерно полторы тысячи человек погибли тогда, это же жертвы, о которых мы не должны забывать. Общественное отношение к этим событиям, к этим людям, отношения власти и государства и являются предметом регулирования законопроекта, который мы с вами рассматриваем сегодня. Мы категорически не согласны с утверждением, что в этом проекте закона нет предмета правового регулирования. Как раз есть предмет регулирования - это общественные отношения, отношения к власти в связи с происшедшими событиями! Да, в этом законопроекте нет слов "жертвы политических репрессий". Может быть, надо включить в текст этого законопроекта то, что стало уже сегодня расхожим, то, что прошло апробацию в серии законодательных актов, которые уже приняты. Но совершенно очевидно, что проект закона может быть в первом чтении принят, что он может быть доработан, для этого просто необходимо дать соответствующее время. А то, что память не бывает безымянной, - это же хорошо известно, поэтому надо рано или поздно этот вопрос решать. Конечно, дело здесь не только в истории, а дело действительно в регулировании тех общественных отношений, о которых мы сегодня говорим, говорим совершенно справедливо, и это оправданно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Борис Вячеславович! Как и мои коллеги, уже выступавшие, я был участником событий, о которых идет речь. После выступления Сергея Александровича Глотова мне почти нечего добавить, тем не менее попытаюсь суммировать основные аргументы в пользу принятия этого закона. Первое - аргумент политический. Можно по-разному относиться к событиям 21 сентября - 4-5 октября. Можно думать, что прав был президент и не прав парламент, можно думать, что прав был парламент и не прав президент, можно думать, что не правы были обе стороны, но, безусловно, мы пережили малую гражданскую войну в Москве, причем малую гражданскую войну, закончившуюся уничтожением одной из сторон. Реальные потери, видимо, на порядок больше, чем официально заявленные, те, о которых сообщалось в средствах массовой информации. Может быть, самое печальное заключается в том, что именно после этих событий тогдашняя российская власть почувствовала вкус крови, и, может быть, после этого появились заявления о том, что мы возьмем Грозный за два часа одним полком, и, может быть, после этого мы потеряли десятки тысяч наших сограждан в Чеченской Республике и в других регионах нашей страны. Второе, юридический аргумент. Действительно, есть решение Конституционного Суда по указу президента № 1400, где этот указ квалифицируется как государственный переворот. Решения Конституционного Суда, как известно, у нас не пересматриваются, поэтому, строго говоря, в соответствии с этим решением погибшие во время расстрела парламента - это защитники Конституции Российской Федерации. Третье, моральный аспект. Уверен, долг государства - отдать дань памяти погибшим по его вине. Четвертое, проблемы юридико-технические. Уважаемые коллеги, не думаю, что здесь нет предмета регулирования. Если есть предмет регулирования в Законе "О реабилитации жертв политических репрессий", то и здесь есть предмет регулирования. Что касается возможности доработки законопроекта, мы прекрасно знаем, что у двух юристов по этому поводу всегда бывают три мнения. Мы прекрасно помним, как правительство в конце июня внесло в Думу шестисотстраничный закон, а через три недели внесло триста страниц поправок к нему. Ну почему нельзя в данном случае поправить законопроект, который имеет гораздо меньший объем, ко второму чтению? Уважаемые коллеги, мне самому, что называется, досталось в период этих событий. Мы пытались вместе с депутатами московского совета проникнуть на территорию осажденного Белого дома, для того чтобы попытаться поискать компромисс, может быть по принципу нулевого варианта, который тогда предлагали Зорькин и руководители регионов. Я лично получил урок демократии дубинкой омоновца по голове, хотя мы шли отнюдь не с оружием и враждебными предложениями, мы шли с депутатскими удостоверениями, которые предъявляли сотрудникам этого самого ОМОНа. Вместе с тем позднее я сам вносил, будучи человеком левых взглядов, законодательные предложения в поддержку репрессированных в советскую эпоху. Думаю, что сейчас имею моральное право призвать всю Государственную Думу, независимо от политических взглядов, проголосовать за увековечивание памяти жертв репрессий в эпоху антисоветскую. И последнее. На Кавказе говорят, что кровь не высыхает. Да, она действительно не высыхает, и не только на Кавказе, но, думаю, горечь матерей можно умерить и слезы их утереть. Давайте сделаем свой шаг. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Похмелкин Виктор Валерьевич, пожалуйста. ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, я всегда был убежден, что в политике действует правило бумеранга, и сейчас в очередной раз мы становимся свидетелями подтверждения этого правила. Уж коль скоро сегодня делаются экскурсы в историю, позволю себе и я таковой. Как Тамара Васильевна Плетнёва, я не был депутатом в разгар событий октября 1993 года и тоже наблюдал из российской провинции, как эти события развивались. Не буду скрывать, вопреки расхожему здесь мнению, душой я был все-таки с теми, кто собирался у здания Моссовета, кто защищал "Останкино" тогда от штурмующих групп людей, но мне претили те методы, которыми этот конфликт был разрешен. Меня тоже, как и очень многих наших граждан, возмутили танковые залпы по Белому дому. И когда я был избран депутатом Государственной Думы первого созыва, я, как молодой юрист, пришел сюда для того, чтобы разобраться во всем этом, для того, чтобы через парламентское расследование, через расследование в уголовном порядке все-таки были выяснены все обстоятельства этого дела и все виновные понесли наказание, независимо от того, по какую сторону они находились. И что же произошло в самые первые дни работы Государственной Думы первого созыва? Было принято решение об амнистии всех, я подчеркиваю, всех участников этого события. И голосовали-то за него кто, Тамара Васильевна? Не вы ли?! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас не "круглый стол". ПОХМЕЛКИН В. В. Голосовала фракция КПРФ прежде всего. Голосовали те, кто сегодня значится среди инициаторов принятия данного постановления. Я тогда предупреждал, стоя на трибуне Государственной Думы, посмотрите стенограмму: "Господа, что вы делаете? Вы ведь всех оправдываете, мы потом ничего не узнаем о том, кто виноват, кто пострадал, кто погиб и почему, потому что без уголовного расследования это просто невозможно будет выяснить". На всё закрыли глаза. Надо было тогда под шумок быстренько всё это принять, и голосовали, так сказать, и правые, и левые, и с той и с другой стороны - альянс такой состоялся, потому что всем было выгодно: кого-то из тюрьмы выпустить, а кому-то просто закрыть эту страницу раз и навсегда. И как же теперь хватает, извините, совести снова всё это поднимать тем людям, которые за всё это голосовали, за ту амнистию, которая была объявлена?! Приняли с небольшим перевесом голосов, тогда много было оппонентов, тоже, кстати, как правых, так и левых, которые возражали против того, чтобы эта амнистия состоялась. Нет, оказывается, можно. Думаете, что все всё забыли? Есть стенограмма заседания Государственной Думы. В памяти многих людей этот позорный акт амнистии еще значится и числится. А после этого о чем-то сейчас говорят! Теперь по поводу так называемого антиконституционного переворота. Можно так квалифицировать, но тогда, дорогие друзья, вы-то что здесь делаете, те, кто считает это антиконституционным переворотом? Ведь на основании всех этих решений и была Конституция принята, и выборы в первую Государственную Думу, и во вторую, и в третью, и в четвертую. Оказывается, можно и пользоваться плодами антиконституционного переворота, и называть его таковым. Вот этому я просто поражаюсь, извините. Можно по-разному всё оценивать... Мне больно за гибель людей и я за то, чтобы увековечить их память, но только давайте не будем забывать о личной ответственности, в том числе и авторов этого законопроекта. Почему мы не можем сейчас узнать всю правду о тех событиях? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Можно много говорить о юридических шероховатостях законопроекта, который вносит Анатолий Николаевич Грешневиков, но, как участник и свидетель тех событий, как депутат съезда народных депутатов, я хотел бы обратить внимание уважаемых коллег на морально-нравственные аспекты и законопроекта, и тех событий. Мне кажется, что принятие этого закона могло бы стать подтверждением, новым подтверждением того, что нынешняя власть прекрасно понимает, что стрелять в закон нельзя, расстреливать парламент невозможно, убивать ни в чем не повинных людей недопустимо. И нужно, как говорится, настроиться на то, чтобы это не было когда-либо применено впредь, не дай бог. Наверное, я не выдам вам никакого секрета и крамолы тут никакой не произнесу, если скажу, что в тех трагических событиях октября 1993 года в какой-то степени заложены и корни того терроризма, который сегодня, к большому сожалению, на нашей благословенной российской земле периодически себя проявляет. Законопроект вносит предложение уравнять всех. И те, кто с одной стороны баррикады был, и те, кто с другой стороны был, - все они были жертвами этого общего события. И вот на фоне этой постановки, на фоне этой мысли мне хочется обратиться к своим коллегам из правящей партии и сказать: ну насколько же вы часто себя нелогично ведете! Ведь в последнее время у нас столько разговоров ведется о примирении и согласии, даже государственный праздник, который праздновали семьдесят с лишним лет, отменили, назвали его именно так - днем примирения и согласия. Ну давайте мы примиримся и согласимся, давайте мы почтим память жертв событий 1993 года, установим порядок, как сделать, чтобы их имена не пропали из истории. И еще один момент - политически ангажированный подход к этому делу. Тамара Васильевна тут уже произнесла эту фразу, как говорится, не секрет, что трое молодых парней погибших получили по Звезде Героя России. Надо сказать, что никакая звезда никогда не заменит человеческой жизни, но тем не менее почему эти звезды были, так сказать, выданы? По той причине, что парни были на той стороне, на другой стороне, на стороне Ельцина. Это неправильно. Вот нынешний законопроект как раз и отменяет разделение участников и жертв этих событий в зависимости от того, по какую сторону баррикад они были. Конечно, события 93-го года - это трагическая дата, трагический период в истории России, и, как говорят атеисты, не дай бог, чтобы это когда-нибудь еще у нас повторилось. Так вот, принятие этого закона тоже в какой-то степени маленький кирпичик в фундаменте благополучия и согласия в нашей России. Я считаю, что закон абсолютно правомерный, можно его проект подшлифовать и подчистить, как говорится, ко второму чтению. А сейчас, как и вся фракция Компартии Российской Федерации, я полностью осознанно проголосую за его принятие. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Записавшиеся выступили. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику? Есть. Анатолию Николаевичу Грешневикову, пожалуйста, включите микрофон. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. Уважаемые депутаты, мне хочется искренне поблагодарить всех, кто принял участие в обсуждении данного законопроекта, и обратить внимание, что в моем докладе все-таки я старался избежать политизации существующей проблемы, так как целью данного законопроекта является установление социальных гарантий лицам, невинно пострадавшим в указанных трагических событиях. Если мы хотим построить правовое государство, то мы просто обязаны уважительно относиться к памяти тех, кто вышел на защиту конституционного строя. Тем более Конституционный Суд именно так трактовал указ Президента Российской Федерации № 1400: попытка государственного переворота, попытка свержения конституционного строя. Если мы хотим построить гражданское общество, то мы должны и уважительно относиться к законам памяти, на которых в принципе и зиждется любое гражданское общество. Мне, как участнику тех событий, до сих пор, хотя события уже десятилетней давности, стыдно смотреть в глаза тем людям, кто пришел по велению сердца и, как правильно здесь коллеги сказали, не за какими-то благами, славой и уж тем более не за деньгами, а пришел по велению сердца защищать конституционный строй, очень стыдно смотреть, как эти люди бедствуют. Стыдно сознавать, что семьи капитана Остапенко, студента Калинина, священника отца Валентина, в общем, всех, кто погиб по совершенно непонятным причинам во время тех событий, остаются вне зоны нашего внимания, они не получили со стороны государства тех социальных гарантий, которые должны были получить. Юридико-технические погрешности можно устранить, это легко сделать ко второму чтению. Труднее устранить пробелы в памяти, труднее не порождать вот эти процессы, которые всем известны и которые дают нам Иванов, не помнящих родства. События эти недалекие, наша с вами задача - все-таки подойти к этому вопросу не с точки зрения политической, а с точки зрения гражданской, правовой, социальной. Поэтому еще раз от имени тех коллег, которые работали по решению Государственной Думы того созыва в комиссии по дополнительному расследованию причин и анализу событий сентября - октября 1993 года, прошу данный законопроект поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться голосованием по проекту федерального закона в первом чтении. Пожалуйста, кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 06 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 52 чел.11,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2% Результат: не принято Не принято.