Заседание № 55

27.10.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О социальных гарантиях лицам, пострадавшим в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4623 по 5078 из 5160
Пункт 23 повестки дня: о проекте федерального закона "О социальных гарантиях    
лицам, пострадавшим в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года..." и далее    
по тексту. Доклад Татьяны Александровны Астраханкиной. Содоклад Валерия         
Владимировича Рязанского.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АСТРАХАНКИНА Т. А., Агропромышленная депутатская группа.                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение представлен   
законопроект "О социальных гарантиях лицам, пострадавшим в событиях 21          
сентября - 5 октября 1993 года, связанных с изданием Указа Президента           
Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 "О поэтапной               
конституционной реформе в Российской Федерации". Проект закона внесен           
депутатами Государственной Думы Астраханкиной, Безбородовым, Грешневиковым,     
Решульским и депутатами Госдумы второго созыва - Агафоновым, Давиденко,         
Зацепиной, Лозинской, Ойкиной и Цоем.                                           
                                                                                
Почему необходим данный закон? Мы говорим сегодня о поддержке семей погибших    
подводников атомохода "Курск", поддержке пострадавших от взрывов в Москве и     
Волгодонске. Однако вне этой вполне обоснованной заботы со стороны              
государства и общества до сих пор находятся жертвы еще одной очень масштабной   
и страшной трагедии, произошедшей на улицах Москвы всего семь лет назад. В      
тех событиях, по данным комитета здравоохранения Москвы, пострадали 756         
человек: 156 человек, по сведениям Генеральной прокуратуры, были убиты или      
скончались от ран, почти половина пострадавших, 41 процент, получили тяжкие     
огнестрельные ранения. Многие из них стали инвалидами, продолжают нуждаться в   
лечении, протезировании и медико-социальной реабилитации, годами не могут       
найти работу из-за полученных увечий. Их семьи, лишенные внимания со стороны    
общества, откровенно бедствуют. У многих погибших остались малолетние дети и    
одинокие престарелые родители.                                                  
                                                                                
Но, может быть, речь идет в данном законе об участниках беспорядков или о       
тех, кто, будучи облачен в должностной мундир, применял, мягко говоря,          
неадекватные меры, словом, тех, кто причастен именно к тяжким последствиям      
происшедшего и потому не заслуживает социальной поддержки? Ответ на этот        
вопрос давно дан следствием по уголовному делу о массовых беспорядках в         
Москве 3-4 октября 1993 года: родственники всех погибших и большинство          
пострадавших, гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников милиции, были       
признаны правовым путем потерпевшими, иначе говоря, лицами, которым             
преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. В          
действиях этих людей признаков состава преступления не найдено. Следствием      
были вынесены соответствующие постановления. Следствие также установило, что    
многие потерпевшие не являлись участниками противостояния. Это были             
любопытствующие, случайные прохожие, лица, оказывавшие помощь раненым,          
выполнявшие свой профессиональный долг врачи, сотрудники милиции и              
журналисты.                                                                     
                                                                                
Ущерб, причиненный жертвам преступления, подлежит возмещению. Статья 52         
Конституции дает гарантии соблюдения этой нормы. А что же получилось с          
жертвами октябрьской трагедии? Вопрос о возмещении ущерба решался               
первоначально в рамках уголовного дела о массовых беспорядках. Многие           
потерпевшие были признаны гражданскими истцами, но в феврале 1994 года в        
досудебной стадии процесса состоялась амнистия - дело закрыли, обвиняемые и     
подозреваемые ушли от ответственности. Потерпевшим было предложено защищать     
свои права в порядке гражданского судопроизводства. Но кто будет ответчиком -   
государственные органы и должностные лица? Никто не признавал ведь их           
виновными.                                                                      
                                                                                
По силам ли простому человеку выиграть такой иск против государства? Конечно    
же нет. И большинство конкретных виновников гибели людей, причинения вреда их   
здоровью и имуществу также не было найдено. В результате фактически оказалось   
нарушенным конституционное право потерпевших на компенсацию ущерба. Ни одного   
иска так и не было подано. Социальная помощь пострадавшим в основном            
ограничилась небольшими похоронными пособиями, разовыми выплатами и мизерными   
пенсиями по случаю потери кормильца.                                            
                                                                                
Данный законопроект призван защитить людей, признанных правовым путем           
потерпевшими. Предметом его законодательного регулирования является             
предоставление необходимых социальных гарантий и условий для                    
медико-социальной реабилитации всем гражданским лицам, военнослужащим и         
сотрудникам милиции, невинно пострадавшим в событиях сентября-октября 1993      
года, а также возмещение нанесенного им ущерба.                                 
                                                                                
Проект закона распространяется на близких родственников всех погибших, а        
также на лиц, получивших повреждения различной степени тяжести - статья 1       
законопроекта. Исключение составляют те, кто совершил в связи с указанными      
событиями уголовные преступления, - статья 2. Во избежание неправомерного       
предоставления социальных гарантий предусматривается подтверждение факта        
гибели или причинения вреда здоровью в связи с событиями сентября-октября       
1993 года органами прокуратуры - статья 4 закона или в судебном порядке -       
статья 5. В статье 7 законопроекта устанавливается, что ущерб, причиненный      
жизни, здоровью или имуществу пострадавших, а также нанесенный им моральный     
вред подлежат возмещению в порядке, устанавливаемом гражданским                 
законодательством, за счет государства. Лицам, получившим тяжкие или средней    
тяжести повреждения, предлагается предоставить право на внеочередное            
бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе ежегодное диспансерное      
обследование в государственных и муниципальных лечебно-профилактических         
учреждениях, включая военные госпитали и госпитали ветеранов войн, бесплатное   
лекарственное обеспечение и протезирование - статья 8. Наиболее пострадавшим    
и уязвимым в социальном отношении предлагается предоставить льготы по оплате    
занимаемой ими жилой площади и коммунальных услуг, проезда на общественном      
транспорте и некоторые другие льготы - статья 9. Расходы, связанные с           
реализацией законопроекта, отнесены на счет федерального бюджета - статья 14.   
                                                                                
На проект имеется положительное заключение Правового управления. Получены       
отзывы и заключение Правительства Российской Федерации. Верховный Суд           
Российской Федерации замечаний по проекту не высказал. Комитет                  
Государственной Думы по аграрным вопросам поддержал концепцию законопроекта.    
Поддерживает законопроект и Комитет по безопасности.                            
                                                                                
Правительство Российской Федерации, не отвергая необходимость социальной        
защиты граждан, пострадавших в событиях сентября-октября 1993 года, в своем     
заключении указало на необходимость юридико-технической доработки               
законопроекта и сокращения льгот пострадавшим. Высказанные Правительством       
замечания учтены при подготовке законопроекта к первому чтению. Профильный      
Комитет по труду и социальной политике поддержал законопроект, рекомендовав     
авторам при подготовке его ко второму чтению предусмотреть возможность замены   
некоторых льгот пострадавшим денежными компенсациями в соответствии со          
степенью вреда, причиненного их жизни и здоровью.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопрос о помощи невинно пострадавшим в октябрьских           
событиях - это вопрос защиты неотъемлемых конституционных прав человека и       
гражданина на жизнь, достоинство личности, социальное обеспечение, охрану       
здоровья и медицинскую помощь, компенсацию ущерба жертвам преступлений. Как     
таковой он не может и не должен решаться в зависимости от политической оценки   
событий и отдельных персоналий, ибо имеет общегражданский смысл.                
                                                                                
Принятие законопроекта Государственной Думой, в которой представлены основные   
общественно-политические силы, могло бы способствовать реальной консолидации    
российского общества. От имени депутатов, представивших законопроект, прошу     
поддержать его в первом чтении. Благодарю за внимание.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Александровна                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, подождите уходить. Сразу второй доклад, а потом -           
вопросы.                                                                        
                                                                                
Так, у нас содокладчик по данному закону - Валерий Владимирович Рязанский.      
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЯЗАНСКИЙ В. В., фракция "Отечество - Вся Россия".                              
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Татьяна Александровна, в      
общем-то, практически уже изложила позицию комитета, но несколько слов          
хотелось бы добавить. 23 февраля 1994 года Государственная Дума приняла         
постановление об амнистии и таким образом решила прежде всего политическую      
часть задачи. Необходимо было прекратить разрывающий общество конфликт.         
Конфликт мы прекратили, постепенно стала забываться острота тех дней, но        
одновременно мы стали забывать о тех людях, которые невинно пострадали в        
событиях. И, к сожалению, вопрос на сегодняшний день по-прежнему остается       
актуальным. Предметом законодательного регулирования предложенного проекта      
федерального закона являются установление необходимых социальных гарантий и     
обеспечение условий для медико-социальной реабилитации гражданских лиц,         
военнослужащих и сотрудников милиции, невинно пострадавших в этих событиях.     
                                                                                
Комитет внимательно рассмотрел первую представленную редакцию закона. Мы        
высказывали замечания до первого чтения, и авторы проекта внимательно           
отнеслись к этим рекомендациям, доработали предложенный законопроект. И         
комитет поддерживает рассматриваемый доработанный проект федерального закона,   
однако высказал ряд существенных замечаний, которые можно устранить ко          
второму чтению, в основном они касаются размеров льгот и последовательности     
их предоставления. С учетом нашей как бы болезненной реакции на расширение      
льгот мы хотели бы ко второму чтению внимательно поработать и предложить        
палате те виды и размеры льгот, которые посчитали бы оптимальными для данного   
конкретного исторического отрезка времени.                                      
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе принять           
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Коллеги, подождите уходить. Есть ли вопросы к докладчикам? Уважаемые            
депутаты, вопросов нет, да? Есть ли желающие выступить?                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Арбатов.                                                    
                                                                                
АРБАТОВ А. Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Если            
следовать логике наших коллег из фракции КПРФ, то мы должны были бы выступить   
против этого закона. Это они делят жертвы незаконных репрессий на "ваших" и     
"наших", что доказало их голосование сегодня по пункту 17, посвященному Дню     
памяти жертв политических репрессий. Тем не менее мы отвергаем этот подход,     
мы считаем, что жертвы незаконных репрессий, независимо от того, исходили ли    
эти незаконные репрессии от коммунистического, советского правительства или     
от антикоммунистического правительства, - они все должны быть оплаканы и они    
все должны получить соответствующую компенсацию, как и их близкие.              
                                                                                
Подход наших коллег из коммунистической фракции раскалывает общество и ведет    
ко все большим и большим противоречиям. В следующий раз, в зависимости от       
того, кто пойдет на эти репрессии, опять-таки будет определяться и позиция      
политических партий. Но мы призываем вас подойти к этому совершенно             
по-другому: власть и общество. Власть должна быть ответственна перед            
обществом за то, что она совершает. И поэтому, несмотря на то что               
предлагаемый закон несет сильную политическую окраску и имеет ряд серьезных     
недостатков по существу, наша фракция будет его поддерживать.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я хотел бы выступить в поддержку              
предлагаемой концепции закона. Детали можно посмотреть ко второму чтению.       
                                                                                
Что касается неспособности коммунистов быть объективными при взгляде на         
историю, то это точка зрения депутата Арбатова. А наша позиция такова. Те,      
кто погиб в октябре 1993-го, защищали Конституцию. Мы критиковали и критикуем   
нынешнюю Конституцию, но тем не менее мы действуем в ее рамках и на ее          
основе. С этой точки зрения законодатель поступит и мудро, и дальновидно,       
приняв сегодня подобный закон. А что касается оценки, что власть обязана быть   
ответственной перед обществом, то это сегодня полностью поддерживается и        
нами. И нынешняя власть в не меньшей мере!                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Никитин. Валентин Иванович Никитин. Пожалуйста.   
                                                                                
НИКИТИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Я бы, уважаемые коллеги, позволил себе не согласиться с мнением коллеги         
Арбатова только по одной простой причине.                                       
                                                                                
Коммунисты не против восстановления справедливости. 18 октября мы как раз и     
вносили законопроект о реабилитации жертв политических репрессий (в части       
устранения некоторых недостатков этого закона). Но тогда "Единство" и многие    
другие голосовали против этого закона. Вот позиция. А коммунист Никитин         
выносил этот законопроект... Поэтому я не могу согласиться с обвинениями        
коллеги Арбатова и прошу проголосовать за этот закон.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Тихонов Георгий Иванович, пожалуйста.                
                                                                                
ТИХОНОВ Г. И. Геннадий Николаевич, я с большим уважением отношусь к коллеге     
Арбатову и только хочу напомнить маленькую деталь. Если вы посмотрите список,   
кто внес проект этого постановления, то здесь мой коллега Грешневиков,          
который никогда не был коммунистом, здесь Безбородов... Тут коммунистов         
всего, по-моему, 2 процента. Ну давайте не будем сегодня делить, кто есть       
кто, давайте проголосуем.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли выступать представители Правительства?           
                                                                                
Логинов Андрей Викторович. Пожалуйста.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я бы хотел      
подчеркнуть, что заключение Правительства давалось в июне 1999 года на этот     
законопроект. И кстати, на тот момент представленные варианты законопроекта     
не имели финансово-экономического обоснования. Заявление докладчика о том,      
что юридико-технические замечания, содержащиеся в заключении Правительства,     
учтены в представленном вам варианте, также не соответствуют                    
действительности, поскольку в заключении Правительство не признавало, не        
принимало концепцию самого документа, концепцию самого законопроекта.           
                                                                                
С июня 1999 года позиция Правительства более четко выразилась. Законопроект     
был дополнительно изучен, и я бы попросил у вас разрешения выступить Галине     
Николаевне Кареловой, заместителю министра труда, со своими соображениями по    
этому вопросу.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Галина Николаевна.                            
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н., заместитель министра труда и социального развития Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Правительство просит вас     
не поддерживать данный законопроект. Какие аргументы?                           
                                                                                
Первое. В законопроекте очень слабо прописаны критерии и механизм отнесения     
пострадавших к той группе льготников, которая должна получать льготы, так       
сказать, шире, чем ветераны боевых действий. Любая политизация в критериях и    
механизме может привести к тому, что эта группа пострадавших будет настолько    
огромной... и в принципе появится достаточно большое количество лиц, которые    
не участвовали, не принимали участия в этих действиях, но получат               
определенные справки и возможности (при размытом механизме) относиться к этой   
группе льготников.                                                              
                                                                                
Второй аргумент - то, что те льготы, которые прописаны в представленном         
законопроекте, - они действительно шире по содержанию и объему, чем льготы      
ветеранам боевых действий.                                                      
                                                                                
И третий аргумент. Если говорить коротко, то даже в представленном проекте      
бюджета на 2001 год, поскольку закон "О ветеранах" не будет финансироваться     
за счет фонда компенсаций, он финансируется за счет средств бюджетов            
субъектов Федерации. И вы знаете, что по большинству этих льгот идет            
невыполнение, потому что недостаточно средств на финансирование льгот по        
закону "О ветеранах".                                                           
                                                                                
В связи с этим расширение перечня категорий льготников приведет к усугублению   
решения этой проблемы. Поэтому мы просили бы пока воздержаться от расширения    
перечня категорий льготников и не принимать соответствующий законопроект.       
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, вы хотели выступить.                
                                                                                
Пожалуйста, Котенков Александр Алексеевич.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! К сожалению, не первый год уже определенная группа        
депутатов пытается реанимировать тяжелейшую, острейшую проблему                 
противостояния октября 1993 года. И я совершенно не согласен с теми, кто        
говорит, что острота тех событий стала забываться... Вернее, с этим я           
согласен. Вот и не надо это обострять в настоящий момент по соображениям        
политического и юридического характера.                                         
                                                                                
Депутат Романов сказал, что мы должны прежде всего обеспечить социальную        
защиту защитников Белого дома - защитников Конституции. То есть здесь прямо     
указывается на то, что здесь речь идет не обо всех пострадавших, а о            
конкретной группе.                                                              
                                                                                
Я хочу напомнить, уважаемые депутаты... К сожалению, не все присутствовали      
тогда, но те, кто был участником так называемого процесса отстранения           
Президента от должности, те здесь были и помнят, что, когда мы поименно         
зачитывали здесь всех пострадавших, среди них не оказалось ни одного            
народного депутата, ни одного работника аппарата Верховного Совета и ни         
одного сотрудника органов охраны Верховного Совета. Вопрос: так кто же это -    
так называемые защитники, погибшие в Белом доме? Об этом я скажу ниже.          
                                                                                
Далее, по существу. Закон называется "О социальных гарантиях лицам,             
пострадавшим в событиях..." и так далее "...связанных с изданием Указа          
Президента... № 1400 "О поэтапной конституционной реформе...".                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, опять же я не буду вдаваться в историю рассмотрения         
вопроса в Конституционном Суде, несколько раз - в Верховном Суде и вернусь к    
прошлогодней истории импичмента, где мы документально все это рассказывали.     
Ни Конституционный Суд, ни Верховный Суд не подтвердили связи,                  
непосредственной связи издания указа № 1400 с последовавшими беспорядками в     
Москве, так что даже с этой точки зрения название и содержание закона           
неправомерны. (Шум в зале.) Вот я смотрю, что возмущаются как раз те, кто был   
в этом зале. Я могу поднять все документы, у меня их несколько томов.           
                                                                                
Теперь - по содержанию законопроекта. Статья 2: "Не признаются пострадавшими    
лица, перечисленные в пунктах "а" и "в" статьи 1... совершившие в связи с       
событиями 21 сентября - 5 октября... уголовные преступления..." Ну, начнем с    
того, что с 21 сентября по 3 октября никаких событий не было и уголовных        
преступлений никто не совершал. Дальше: "...если их виновность доказана в       
предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в          
законную силу приговором суда". Вы прекрасно знаете, что это невозможно         
осуществить именно в силу того, что в феврале 1994 года Государственная Дума    
в этом зале проголосовала за амнистию и прекратила фактически все уголовные     
преследования участников этих событий. Никто теперь не докажет, а если даже и   
докажет, то никто не сможет применить эту норму, поскольку ни одного решения    
суда не состоялось именно в силу амнистии.                                      
                                                                                
Дальше идем. Статья 3: "Настоящий Федеральный закон распространяется на         
Граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства". А     
вот теперь поговорим о защитниках Белого дома. Кто такие иностранные граждане   
и лица без гражданства? Вы помните так называемые "отряды казачества" из        
Приднестровья, из Абхазии, сводные отряды "диких гусей" без гражданства,        
прилетевших сюда опять же из Абхазии, с Балкан и так далее. Ну, я не буду       
перечислять всех. Вот об этих иностранных гражданах и лицах без гражданства     
мы говорим здесь и на них будем распространять эту социальную защиту, да?       
                                                                                
Остальное здесь было высказано представителем Правительства. Да,                
действительно этим "диким гусям" мы предоставляем сейчас льготы выше, чем у     
участников войны и иных боевых действий.                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, действительно, острота тех событий начала забываться и не   
надо их ворошить. Спасибо. (Шум в зале.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да не надо вопросов!                                      
                                                                                
Заключительное слово - Татьяне Александровне.                                   
                                                                                
С калеками-то что делать? Так и оставить их брошенными?                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АСТРАХАНКИНА Т. А. Уважаемые коллеги, я обращаюсь с заключительным словом к     
вам, как народным избранникам, поскольку решение принимать нам, депутатам.      
                                                                                
Что касается заключения Правительства и того, что не были учтены замечания.     
Мы учли замечания, которые были высказаны Правительством, и уменьшили ряд       
льгот, которые первоначально предполагалось предложить к принятию в данном      
законопроекте. Но, как уже отмечалось и комитетом, и мною, повторяю: мы         
готовы работать и дальше над законопроектом и ко второму чтению все мы вправе   
подготовить поправки к данному законопроекту.                                   
                                                                                
Что касается того, что не пострадали депутаты и прочее, и прочее. 25 октября    
Государственная Дума, вы, сидящие в этом зале, конституционным большинством     
защитили депутатов Верховного Совета. Теперь нам надо, я считаю, социально      
защитить тех, кто пострадал в тех событиях.                                     
                                                                                
Говорят о том, что закон популистский. Представитель Президента сейчас          
все-таки, на мой взгляд, повернул на политическую тему обсуждение данного       
законопроекта. И может быть, больше для него, чем для вас, я хочу привести      
буквально два примера о тех, кто участвовал в тех событиях и пострадал.         
                                                                                
Баранов Александр, 1975 года рождения. 4 октября у здания Верховного Совета     
был ранен в тот момент, когда подбежал помочь раненому иностранному             
журналисту. Сквозное огнестрельное ранение правого бедра, левой кисти,          
огнестрельный перелом пальцев правой кисти. Перенес четыре операции.            
Специалисты отделений травматологии и ортопедии городской клинической           
больницы № 59 констатировали значительное ограничение движений в суставах       
пальцев правой руки.                                                            
                                                                                
Рештук Владимир, 1946 года рождения, подполковник милиции, заместитель          
начальника ГАИ Москвы. 28 сентября на Садовой Кудринской улице при удалении с   
проезжей части одного из демонстрантов попал под автотранспортное средство.     
Скончался на следующий день в институте Склифосовского. Посмертно награжден     
орденом "За личное мужество". Остались вдова и пятеро детей.                    
                                                                                
Леонов Леонид, 1954 года рождения. Врач-травматолог поликлиники № 24. Он        
приехал 4 октября к Белому дому выполнить свой врачебный долг, а автоматной     
очередью из жилого дома ему прошило позвоночник. Перенес три сложнейшие         
операции, отказали ноги, добавилось много других тяжелых нарушений. Не          
сдавался, боролся за жизнь, но постепенно отказывали почки, и 13 марта          
нынешнего года Леонид Михайлович, потомственный врач, жена и дочь которого      
тоже врачи, умер, выполнив тогда в октябре свой профессиональный долг.          
                                                                                
Или вот еще анкеты. Мы каждому участнику тех событий посылали опросный          
лист-анкету. Вот эти анкеты нам прислали заполненными военнослужащие, то есть   
солдаты, которых поставили по приказу тогда на какую-то улицу, в какое-то       
место.                                                                          
                                                                                
Что же мы на сегодня имеем? Ну, вот к примеру, Головин Андрей Валерьевич,       
1973 года рождения. Сейчас живет в городе Волгодонске. Где работает в           
Волгодонске? Волгодонский завод, сторож. Семейное положение: состоит в          
гражданском браке. Жилищные условия: снимает с семьей квартиру. Средний доход   
на одного члена семьи - 100 рублей. "Я хотел бы узнать, когда мне и куда        
обращаться по поводу получения медицинского обслуживания? Я хотел бы узнать,    
имею ли я право на какие-либо льготы, в связи с тем что я награжден орденом     
"За личное мужество"?" У него было ранение левого плеча, слепое ранение         
правой глазницы. Дальше он говорит: "Да, я нуждаюсь в медицинской помощи, так   
как часто ощущаю боли в области сердца, головные боли и не могу долго           
работать физически. Денег на обследование нет".                                 
                                                                                
Было ли что получено им? Было получено вознаграждение от Президента в размере   
500 рублей. Это в 1993 году. 500 рублей. Деноминируйте эти деньги. Что это      
такое?! А также была получена страховка в размере 40 рублей. На вопрос,         
оказывалась ли ему еще материальная помощь как пострадавшему в событиях,        
ответил: "Никакой помощи мне не оказывалось".                                   
                                                                                
Вот еще анкета и еще анкета. У нас их достаточно много. Речь идет о             
конкретных людях, тех, которые действительно нуждаются в медицинской помощи,    
в социальной защите государства и в человеческом отношении нашем, депутатов,    
к нашим избирателям.                                                            
                                                                                
По этому поводу много можно говорить. У нас тоже достаточно долго и тщательно   
работала специальная комиссия. Много разных материалов о том, кто кого куда     
посылал. Вот выдержка, подписанная заместителем Генерального прокурора          
Российской Федерации Катышевым, из специального уголовного дела, где            
говорится о том, что ввод войсковых подразделений в Москву при массовых         
беспорядках, их применение против гражданских лиц, участников массовых          
беспорядков, не предусмотрены нормативными актами.                              
                                                                                
Все, о чем я вам говорю, взято из материалов уголовного дела, которое велось    
Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Поэтому у меня большая просьба   
поддержать тех, кто действительно нуждается в заботе государства, в             
медицинской помощи, в социальной поддержке.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, все высказались по законопроекту. Точки зрения               
прояснились. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении.       
Пожалуйста, голосуйте. В первом чтении.                                         
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.             44,2%                        
Проголосовало против           79 чел.             17,6%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    280 чел.                                          
Не голосовало                 170 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.