Заседание № 283

22.09.1999
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации "О поправках к статьям 83, 103, 112 Конституции Российской Федерации" (о назначении и освобождении заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1163 по 1166 из 7663
Уважаемые депутаты, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении.    
О проекте закона Российской Федерации "О поправках к статьям 83, 103, 112       
Конституции Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы         
Светланы Петровны Горячевой. (Шум в зале.)                                      
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1255 по 2427 из 7663
Пожалуйста, Светлана Петровна Горячева. Пункт 10 повестки дня: о проекте        
закона Российской Федерации "О поправках к статьям 83, 103, 112 Конституции     
Российской Федерации" (о назначении и освобождении заместителей Председателя    
Правительства Российской Федерации и федеральных министров).                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, присядьте. Андрей Александрович, присядьте.     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С.П. Уважаемые депутаты, уже семь лет действует нынешняя Конституция   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я попрошу в президентской ложе спиной к депутатам не      
сидеть и не стоять.                                                             
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С.П. И в течение семи лет мы с вами с удивлением констатируем (как,    
в общем-то, и вся Россия), как спонтанно и быстро назначаются у нас очень       
многие министры, как так же спонтанно и быстро и подчас безмотивно они          
снимаются со своих постов. Потом некоторые, так скажем, оказываются где-то за   
рубежом, некоторые обогатились за это время. Чего только мы с вами не           
насмотрелись!                                                                   
                                                                                
И вот совсем недавно здесь на закрытом заседании выступал Владимир              
Владимирович Путин. Он сказал одну очень правильную вещь: ситуация в            
Дагестане, в Москве, в Волгодонске, в других точках России стала возможна       
потому, что каждый министр сидит и думает, а будет ли он завтра в этом          
кресле. Он совершенно беззащитен перед Президентом, перед окружением            
Президента. И на протяжении семи лет мы с вами это все, увы, к сожалению,       
наблюдаем. И я думаю, что мы можем сколько угодно принимать какие угодно        
красивые постановления, поручать и то, и это, как говорится, по каждому вот     
такому страшному факту, но жизни людей не воротишь. Та война, которая           
началась, должна быть остановлена. И наш нравственный долг как депутатов, по    
моему мнению, в этой ситуации - принять те поправки, которые защитят прежде     
всего наше Правительство и вот эту чехарду, спонтанность с назначением          
случайных лиц на эти посты, с их освобождением сделают просто невозможной.      
                                                                                
Суть законопроекта заключается в том, чтобы внести изменения в статьи 83,       
103, 112 Конституции и расширить перечень должностных лиц Правительства,        
которые назначаются и освобождаются, подчеркиваю, по предложению Президента,    
но с согласия Государственной Думы. Хочу сказать как депутат, в том числе как   
народный депутат России, что эти нормы существовали в предыдущей Конституции    
Российской Федерации. Они были вполне приемлемы. И тогда вот такой чехарды и    
войны, которая сегодня, так скажем, присутствует на просторах России, не        
было, может быть, только потому, что не было случайных назначений на эти        
высокие должности в государстве.                                                
                                                                                
Предлагается назначать Президенту, но с согласия Государственной Думы           
заместителей Председателя Правительства, министров финансов, обороны,           
внутренних дел, иностранных дел, министра по предотвращению чрезвычайных        
ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей службы      
внешней разведки и службы безопасности. Это ни в коем случае не умаляет права   
Президента, которое предусмотрено статьей 37 закона "О Правительстве...", о     
том, что он руководит этими структурами, непосредственно организует их          
работу. Речь идет только о назначении и освобождении. И очень важно, чтобы мы   
влияли не только на назначение, но и на освобождение. Это позволит улучшить,    
я глубоко в этом убеждена, качественный состав Правительства: когда не в        
результате того, что кто-то там, в Администрации Президента, нашептывает        
Президенту на ушко, будут появляться вот эти указы, спонтанные, а каждая        
кандидатура будет проходить через комитеты, комиссии Государственной Думы.      
Это исключит спонтанность при освобождении, снятии с названных постов.          
                                                                                
Вот вспомните совсем недавний, так скажем, наш период, когда Примаков           
возглавил Правительство. Что оказалось? Ни один губернатор, который умеет       
реально управлять, который уже, так сказать, съел этот нелегкий хлеб, не        
пожелал идти в Правительство. Какая была главная причина этого? А зачем туда    
идти, когда одним росчерком пера, так скажем, по мановению воли Президента      
завтра я окажусь выброшенным на улицу? Так это или не так? Да, это так. И       
единственный губернатор, губернатор Ленинградской области, который оказался в   
Правительстве, вот таким росчерком пера в одночасье был выкинут из              
Правительства. Может ли в такой ситуации, в условиях кризиса, нормально         
функционировать наша исполнительная власть? Я думаю, ответ на этот вопрос       
более чем очевиден.                                                             
                                                                                
Мне хотелось бы сказать, что если будет установлен Конституцией такой           
порядок, то тогда и мы, депутаты Государственной Думы, будем ответственны за    
наше Правительство. По крайней мере, мы будем ответственно относиться к         
назначению министров, больше, так скажем, влиять на их работу, стараться в      
этой ситуации защитить их, если они поступают совершенно принципиально. И       
самое главное, мы заставим министров (все же, я думаю, многие из них с болью    
сегодня смотрят на то, что происходит в России, любят Россию) принимать         
нравственные, обоснованные, правильные решения в интересах России, а не в       
интересах какой-то группы олигархов, которые с той или иной стороны влияют на   
Президента.                                                                     
                                                                                
Вот это мне хотелось бы, чтобы мы все учли, решая вопрос о внесении поправок    
в эти статьи Конституции, о которых я сказала. Хочу сказать...                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, одну минуточку.                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, в зале стоит просто какой-то гул. Пожалуйста, присядьте,    
успокойтесь. Прекратите разговаривать и ходить.                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С.П. Хочу сказать, что мы имеем положительное заключение Правового     
управления. Все шероховатости, неточности сняты. Правовое управление считает,   
что это не противоречит другим статьям Конституции, что это, в общем-то,        
вписывается в канву того закона, который мы сегодня обсуждаем, я имею в виду    
Конституцию Российской Федерации.                                               
                                                                                
И особенно мне хотелось бы обратиться к фракции "Наш дом - Россия", к           
Владимиру Александровичу Рыжкову.                                               
                                                                                
У нас очень часто... Он у нас, так скажем, популярный политик сегодня, по       
крайней мере, с экранов телевизоров... Уже когда его не видишь, то думаешь: а   
что с ним случилось, почему сегодня его нет? Он постоянно заявляет о том, что   
нужно проводить конституционную реформу. Нужно реформировать прежде всего       
высшие органы власти, вносить поправки в Конституцию. Это, Владимир             
Александрович, как раз та возможность, когда мы сегодня можем реально           
защитить Правительство, сделать его более эффективным, более работоспособным.   
И я думаю, что наш нравственный долг - сделать это сегодня. Иначе мы с вами     
завтра, сколько бы мы лицемерно ни принимали каких угодно постановлений, на     
себя должны будем взять часть ответственности за ту бездеятельность, которая,   
увы, сегодня наблюдается в работе Правительства.                                
                                                                                
Все. Спасибо за внимание.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы потом. Давайте второй доклад выслушаем.                                 
                                                                                
Анатолий Иванович Лукьянов, пожалуйста.                                         
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, поспокойнее.                                               
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, вопрос, который сейчас обсуждается, имеет     
действительно принципиальное значение, потому что речь идет о сердцевине        
взаимоотношений законодательной и исполнительной власти.                        
                                                                                
На заседании комитета по законодательству этот вопрос был рассмотрен            
тщательнейшим образом, и комитет пришел к выводу: рекомендовать                 
Государственной Думе рассмотреть этот вопрос и принять решение о первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
Надо сказать, что вопрос этот не новый, он рассматривался Государственной       
Думой первого созыва очень тщательно. Причем надо сказать, что тогда он         
прошел. Это предложение было принято, но его блокировал Совет Федерации в       
связи с тем, что не было к тому времени закона о порядке рассмотрения и         
принятия поправок к Конституции. Теперь такой закон после долгих мытарств       
принят, и у нас есть все основания рассмотреть этот вопрос.                     
                                                                                
По существу комитет считает, что решение этого вопроса в Конституции дает       
возможность защитить Правительство от произвола, который мы видели на самом     
деле, когда за короткий промежуток времени, за полтора года, сменилось пять     
председателей Правительства и поменялся состав Правительства. Естественно,      
это отражается и на экономическом развитии страны, и на том, что ослабляется    
вертикаль управления, и на взаимоотношениях центра с субъектами Федерации.      
                                                                                
Поэтому у нас нет никаких сомнений, что эти вещи надо очень тщательно           
рассмотреть. Вопрос этот внесен. У меня подписи 117 депутатов Государственной   
Думы, вот сейчас еще появилась 118-я подпись. 118 депутатов Государственной     
Думы подписали это предложение. Причем вопрос этот не новый. Год назад, в       
октябре прошлого года, мы этого вопроса касались и он не получил 300 голосов    
тогда. Мы видели, что целых две фракции выступали практически против и в        
группах была разноголосица по этому вопросу. Как говорили римляне, время -      
лучший лекарь, и сегодня большинство общественных деятелей, руководители        
палат Федерального Собрания выступают за внесение поправок в Конституцию.       
Причем надо отметить, что сами бывшие председатели Правительства об этих        
поправках говорят, все четыре бывших председателя Правительства, и об этих же   
поправках говорит нынешний премьер-министр, который заявил, что Конституция     
не является неприкосновенной священной коровой и необходимо ее                  
совершенствовать.                                                               
                                                                                
Более того. Мы получили в комитете по законодательству вот такой документ.      
Этот документ подписан авторами Конституции. Сатаров и Краснов, два бывших      
помощника Президента, внесли 67 поправок в 67 статей, то есть в половину        
статей Конституции, предлагают эти поправки нам рассматривать. Естественно,     
что мы не можем сейчас абстрагироваться от этих процессов отрезвления           
политических деятелей. Добавлю только, что необходимо учитывать, что            
конституционным поправкам предстоит пройти довольно сложный путь. Дело в том,   
что они должны не только получить конституционное большинство в                 
Государственной Думе, но и получить затем обязательно три четверти голосов в    
Совете Федерации и быть поддержанными не менее чем двумя третями                
представительных органов субъектов Федерации. Естественно, это долгий и         
сложный процесс, в котором Дума должна сыграть определенную роль.               
                                                                                
Мы пришли к выводу, уважаемые депутаты, что представленные на ваше              
рассмотрение проекты поправок к Конституции не затрагивают основополагающих     
норм, содержащихся в главах 1, 2 и 9 Конституции. Это позволяет                 
Государственной Думе нынешнего созыва начать работу по совершенствованию        
основного закона, который до сих пор его авторы считали неприкасаемым. При      
этом надо учитывать и достаточно долгий и сложный процесс прохождения, и        
важность этого вопроса. Это значит, что наша Дума так или иначе передаст        
эстафету изменения основного закона Государственной Думе будущего созыва. Но    
начинать эту работу абсолютно необходимо в любом случае. Мы должны начать это   
без преувеличения историческое дело, памятуя о том, что Конституция не может    
быть непреодолимой преградой на пути развития общественной жизни, жизни         
общества, тем более что эта жизнь происходит в кризисных условиях.              
                                                                                
Комитет поддерживает предложение по первому законопроекту, внесенному на ваше   
рассмотрение.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Иванович, вы останьтесь на трибуне, а   
Светлана Петровна будет отвечать с места.                                       
                                                                                
Пожалуйста, вопросы к докладчикам. Говорите кому.                               
                                                                                
Депутат Лоторев.                                                                
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Можно Анатолию Ивановичу.                                                       
                                                                                
Анатолий Иванович, будьте добры, поясните, пожалуйста: речь идет о поправках,   
но внесение поправок предполагает изменения непосредственно в конституционный   
текст, мы же, на мой взгляд, пытаемся установить самостоятельные нормы и        
правоотношения. Так ли это?                                                     
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Нет. То, что вы говорите, к сожалению, неточно. Дело в том, что   
законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции          
Российской Федерации" принята особая форма акта, она так и называется:          
поправка к Конституции. Вот мы предлагаем это в виде поправок к определенным    
статьям. Тут речь идет о трех статьях, причем надо сказать, что и следующие     
поправки, которые внесены, тоже включают комплекс статей.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрохин, ваш вопрос.                             
                                                                                
МИТРОХИН С.С., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Анатолий Иванович, какова все-таки процедура назначения на            
должность заместителей Председателя Правительства и министров? Процедура        
относительно Председателя Правительства в Конституции прописана: три попытки,   
потом роспуск Думы и так далее, а как вы предлагаете решать этот же вопрос по   
заместителям и министрам? Ну вот, допустим, не согласилась Дума на              
назначение, что дальше делает Президент: он больше вообще не имеет права        
никого вносить? Если он имеет право вносить новые кандидатуры, то до каких      
пор? Не кажется ли вам, что, устранив процедуру из этого процесса вообще и не   
сказав ни одного слова о процедуре, вы тем самым обрекаете страну на            
безвластие в течение совершенно неопределенного срока в том случае, если Дума   
не согласится с этими кандидатурами?                                            
                                                                                
И аналогичный вопрос я хотел бы задать по процедуре опять-таки, процедуре       
отстранения от должности уже и Председателя Правительства, и всех остальных.    
Как вы себе именно этот процесс представляете, как он вытекает из текста        
данных поправок к Конституции?                                                  
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я, конечно, выступаю от имени комитета, мы давали заключение на   
законопроект. Лучше автор законопроекта вам ответит на этот вопрос. Но, как     
специалист по конституционному праву, могу вам сказать, что в Конституцию       
должна быть заложена вот эта норма или три нормы, после этого они подлежат      
расшифровке, во-первых, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве   
Российской Федерации", где будут эти вопросы подробно решены, и в Регламенте.   
В частности, в Регламенте такие вопросы достаточно четко решены. Когда были     
неясности, мы даже обращались в Конституционный Суд по этим вопросам.           
                                                                                
Таким образом, в Конституции все процедуры, все процедуры в подробностях        
невозможно решить. Это основной закон, который подлежит расшифровке (хотя он    
действует непосредственно) в других законах.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, добавьте по этому поводу, поскольку    
депутат Митрохин попросил и докладчика ответить.                                
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С.П. Анатолий Иванович сказал все совершенно верно. В                  
конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" мы должны         
прописать эту процедуру, если поправка в Конституцию будет принята. Ну а с      
другой стороны, уважаемые коллеги, почему вот мы сразу, заведомо, так скажем,   
нацеливаемся на то, что у нас будут бесконечные вот такие конфликты с           
Президентом? Я думаю, даже сама эта норма позволит и Президенту понять, что     
нужно искать такие фигуры, которые будут приемлемы для Думы. И Дума в этой      
ситуации будет исходить прежде всего из нравственных и деловых качеств          
претендента. Но процедура будет прописана, безусловно, в нормативных актах, о   
которых сказал Анатолий Иванович.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Злотникова. Потом - Морозов.                      
                                                                                
Пожалуйста, Тамара Владимировна.                                                
                                                                                
ЗЛОТНИКОВА Т.В., председатель Комитета Государственной Думы по экологии,        
фракция "ЯБЛОКО".                                                               
                                                                                
Светлана Петровна, у меня к вам вопросы.                                        
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна, скажите, пожалуйста, почему вы такой перечень      
федеральных министров включаете в Конституцию? Ведь не только министр           
финансов влияет на вопросы внутренней и внешней политики, на вопросы            
экономической безопасности. Министр экономики в не меньшей степени отвечает     
за благополучие либо неблагополучие в стране в этом вопросе. И если вы даете    
перечень силовых министров, почему министр юстиции не попадает в этот           
перечень?                                                                       
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С.П. Мы исходили из требований статьи 32 Федерального                  
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Здесь этот      
перечень дан. Это перечень тех как бы высших должностных лиц, которыми          
непосредственно руководит сам Президент. То есть они выделены в законе "О       
Правительстве..." как наиболее значимые для исполнительной власти. Вот из       
этого мы и исходили.                                                            
                                                                                
Конечно, перечень можно расширять, но в этом нет необходимости.                 
Действительно, это ключевые министры, и здесь важно, чтобы Дума влияла на       
назначение и освобождение именно этих высших должностных лиц. Хочу сказать о    
том, что и в мировой практике, как правило, перечень ограничивается вот этой    
категорией министров.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Морозов Олег Викторович.                 
                                                                                
МОРОЗОВ О.В., председатель депутатской группы "Российские регионы".             
                                                                                
Я хотел бы задать вопрос в развитие... (депутат Зволинский стоит тут, и я не    
вижу Лукьянова), в развитие вопроса Митрохина. Мне кажется, что нужно           
уточнить следующее положение. Я готов согласиться с аргументацией Анатолия      
Ивановича, Светланы Петровны в части, касающейся назначения и снятия            
министров. Это действительно скорее всего прерогатива Федерального              
конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Но я хочу       
обратить внимание на то, что процедура назначения и дачи согласия на            
назначение главы Правительства или его снятия и дачи, соответственно,           
согласия на его снятие по инициативе Президента имеет совершенно иную           
природу. Потому что назначение или неназначение какого-то министра не решают    
ключевых проблем функционирования Правительства. Но если мы не прописываем в    
Конституции, что происходит после того, как Дума не дала согласия на снятие     
главы Правительства, мы фактически создаем в стране конституционный кризис,     
правительственный кризис, который не может, на наш взгляд, регулироваться       
федеральным законом, это должна быть конституционная норма. (Микрофон           
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
Это, правда, уже больше выступление.                                            
                                                                                
МОРОЗОВ О.В. Равно, как это имеет место в процедуре назначения главы            
Правительства.                                                                  
                                                                                
Я просил бы это прокомментировать.                                              
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Олег Викторович, вы абсолютно правы, что вопрос о назначении,     
то есть согласии на назначение и согласии на освобождение Председателя          
Правительства, должен быть решен Конституцией. И тут никакого вопроса нет,      
потому что с этим чаще всего связана отставка в целом Правительства. И вы тут   
правы. Но речь идет о том, что в этом случае та процедура, которая заложена в   
Конституции, уже намечена. Тут речь идет о представлении трижды, и речь идет    
о том (смотрите!), что этот вопрос растолкован уже Конституционным Судом. Что   
же касается проработки этих норм, то еще и еще раз у нас есть возможность       
(тут Светлана Петровна, видимо, ответит), хочу это подчеркнуть, внести          
некоторые уточнения в эти формулы, потому что мы рассматриваем сегодня закон    
в первом чтении. Речь идет о принципиальном подходе к вопросу о том, хотим мы   
иметь сильное Правительство и сильный парламент или мы хотим иметь ту           
систему, которая сейчас имеется в нашей стране.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Учитель, пожалуйста, ваш вопрос.                  
                                                                                
УЧИТЕЛЬ В.А., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Я хочу еще раз вернуться к вопросу о процедуре. Дело в том, что процедура,      
которая определяется законом "О Правительстве...", не включает в себя           
установки, которые должны быть обязательны для Президента. Таким образом,       
если мы в законе "О Правительстве..." будем прописывать процедуры, которые      
следуют после того, как Дума не принимает предложение по назначению министров   
и иных членов Правительства, то в законе "О Правительстве..." этого прописать   
нельзя: нужны конституционные прямые нормы, которые бы предписывали, что        
делать в этом случае Президенту. С моей точки зрения, закон "О                  
Правительстве..." не может решить проблему вот с этой процедурой.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не вопрос, это ваша точка зрения. Но для этого надо   
дождаться, когда будут выступления.                                             
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я два слова только смогу сказать по этому вопросу.                
                                                                                
Речь идет действительно о вашем мнении. Оно прорабатывалось очень большим       
числом государствоведов, ученых, прежде чем его высказать. Надо сказать, что    
этот вопрос вот в той постановке, которая сегодня обсуждается, обсуждался       
Государственной Думой первого созыва и был Государственной Думой принят.        
Вопрос этот был уже, так сказать, проработан многократно, поэтому мы, давая     
заключение, и Светлана Петровна, формулируя саму статью, ничего здесь не        
изобретали. Но дело в том, что вот этот порядок, который был установлен, не     
был принят Советом Федерации только по одной причине: не было в то время        
закона о порядке принятия поправок в Конституцию.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, еще два вопроса - депутата Турусина и депутата   
Семаго.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Афанасьевич.                                               
                                                                                
ТУРУСИН А.А., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Анатолий Иванович, я поддерживаю инициативу вашего комитета, но у меня есть     
вопрос.                                                                         
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Это инициатива депутатов.                                         
                                                                                
ТУРУСИН А.А. Нет ли в среде ученых-юристов нашей страны предложений по          
разработке нового текста Конституции с учетом прожитых лет при так называемых   
реформах?                                                                       
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я могу вам ответить совершенно прямо. Значительная часть          
ученых-юристов говорит... И сами авторы Конституции (я уже приводил пример):    
два бывших помощника Президента, Сатаров и Краснов, предлагают 67 статей        
поменять в Конституции. Это половина статей, и, естественно, в этом случае      
речь идет фактически о новом тексте Конституции.                                
                                                                                
Есть абсолютно неизменные статьи. Я должен сказать, что они соответствуют в     
основном международным конвенциям по правам человека, те, что записаны в        
разделе о правах гражданина в Конституции. Что же касается целого ряда других   
статей Конституции - это Конституция, которая не обсуждалась населением         
предварительно, она буквально за сорок с чем-то дней была внесена на            
рассмотрение. Эта Конституция и с моей точки зрения, и с точки зрения многих    
других ученых, не удовлетворяет сегодняшним требованиям жизни страны. Она       
сама вносит очень сильный дисбаланс в разделение властей и содержит             
противоречие статье 10 об этом разделении.                                      
                                                                                
Поэтому, несомненно, в конце концов мы придем к необходимости принять новую     
Конституцию вместо той, которая принималась впопыхах после расстрела            
Верховного Совета.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Семаго Владимир Владимирович, последний       
вопрос, и перейдем к обсуждению.                                                
                                                                                
СЕМАГО В.В. Огромное спасибо за оказанную честь, за позволение мне завершить    
обмен мнениями.                                                                 
                                                                                
У меня вот какой вопрос к вам, уважаемые докладчики. Совершенно очевидно, что   
эпоха президента-царя заканчивается и что подготовка к выборам позволяет        
однозначно сделать вывод о том, что следующий Президент Российской Федерации    
будет иметь определенную политическую поддержку в парламенте. Но возникает      
ситуация, которая была и которая есть на сегодняшний день во Франции, где       
существует так называемый механизм сожительства.                                
                                                                                
У меня вопрос к вам: рассматривали ли вы при принятии проекта этих поправок     
обстоятельства, когда Президент имеет политическую поддержку и большинство      
сторонников в парламенте и когда Президент и большинство в парламенте           
находятся как бы на разных политических позициях? Вот это учитывалось при       
разработке, так сказать, данных поправок к Конституции?                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Иванович.                            
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я хочу вам ответить конкретно. Очень часто ссылаются, что по      
этой Конституции полномочия нашего Президента похожи на полномочия президента   
Франции. Так вот я могу сказать, что эти полномочия, которые заложены в нашей   
Конституции, действительно похожи на полномочия президента Франции, но только   
звали этого президента Луи Бонапарт. Вот так, а не президент де Голль,          
скажем, или президент Миттеран.                                                 
                                                                                
Поэтому речь идет о такой системе, которая позволяла бы президенту быть         
общенациональным лидером, чтобы в этом смысле он мог противостоять              
парламенту, в котором большинство принадлежит другим, оппозиционным партиям.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы завершили процедуру, связанную с вопросами. Поэтому       
согласно статье 140 Регламента...                                               
                                                                                
Анатолий Иванович, присаживайтесь. Сейчас мы должны послушать представителя     
Президента, представителя Правительства, дальше - представителей депутатских    
объединений.                                                                    
                                                                                
Я попрошу фракцию "ЯБЛОКО" все-таки сесть на свои рабочие места. Пожалуйста,    
присядьте.                                                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Ну, прежде чем приступить к содержательному разговору о   
законопроекте, я хотел бы все-таки снять некий налет мистичности с процесса     
написания Конституции. Никогда Георгий Александрович Сатаров и Михаил           
Александрович Краснов не были среди авторов Конституции. Я напомню, что         
вообще Михаил Александрович Краснов в те далекие времена был референтом         
помощника Президента. Это раз. Поэтому сейчас делать ссылку на то, что авторы   
Конституции сами настаивают на ее совершенствовании, изменении, - это, к        
сожалению, лукавство.                                                           
                                                                                
А теперь о содержании. Безусловно, никто не отрицает права парламента,          
подтвержденного двумя третями законодательных органов субъектов Федерации, на   
внесение изменений в Конституцию. В то же время я хотел бы обратить ваше        
внимание (и в вопросах депутатов это прозвучало) на такое опасение: именно      
зависимость части членов Правительства от парламента и предопределила кризис    
1993 года. Я напомню, что тогда зависимый от парламента министр безопасности    
Баранников пошел против Президента и против Правительства и часть других        
членов Правительства. И это, в общем-то, серьезно осложнило отношения в самом   
Правительстве. Согласитесь, что, когда ни Президент, ни Председатель            
Правительства не могут повлиять на отстранение или на отставку члена            
Правительства, который, извините, пошел вразрез с линией Президента и линией    
Правительства, - вообще это ненормальное положение.                             
                                                                                
Второе. Если назначение Председателя Правительства оговорено рядом условий      
(то, что называли механизмом сдержек и противовесов, то есть Президент трижды   
может представить кандидатуру, и в случае троекратного ее отклонения он         
вправе распустить Государственную Думу, чтобы разрешить таким образом           
конституционный кризис), то как поступить в случае, если Дума не даст           
согласия на освобождение Председателя Правительства? Этот механизм в            
предлагаемом законопроекте не прописан. И вообще возникает вопрос, а как быть   
в том случае, если Дума не даст согласия ни на назначение, ни на освобождение   
одного из членов Правительства? То есть в данной ситуации после назначения      
членов Правительства (я не буду их перечислять) фактически Дума становится      
единственным и полновластным властителем душ членов Правительства. Поскольку    
она не дала согласия на их освобождение - все, этот член Правительства          
пожизненно работает в Правительстве, до той поры, пока Дума не даст согласия    
на его освобождение. Подчеркиваю, никаких механизмов сдержек и противовесов в   
данной ситуации предлагаемый законопроект не предусматривает.                   
                                                                                
И последнее, что хотелось бы сказать. Почему вы исключаете в данной ситуации    
вообще выбор кандидатур членов Правительства как политических назначенцев?      
Вот здесь звучали слова о том, что да, это должны быть профессионалы, это       
должны быть специалисты высокого класса, высоконравственные люди. Согласен,     
нет никаких возражений. Но где гарантия, что большинство Государственной Думы   
(как правильно здесь был приведен пример Анатолием Ивановичем из истории        
Франции), оппозиционное Президенту, не начнет назначать или, по крайней         
мере... Поскольку, подчеркиваю, нет системы сдержек и противовесов при          
назначении членов Правительства. Вот это большинство не будет давать согласие   
на назначение министра финансов, министра внутренних дел, заместителя           
Председателя Правительства, до тех пор пока не появятся угодные Думе фигуры.    
Но эти фигуры будут уже работать на Думу, а не на Правительство.                
                                                                                
И вот я хотел бы, чтобы депутаты... (Шум в зале.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потише, потише, коллеги.                                  
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Я хотел бы, чтобы депутаты, принимая сейчас решение,              
руководствовались в том числе и этими соображениями, и прежде всего теми, о     
которых я сказал в первую очередь. Нельзя создавать Правительство как команду   
политических оппонентов друг другу.                                             
                                                                                
И последнее, уважаемые депутаты. К сожалению, весьма вольное отношение к        
процедуре принятия законов, сегодня проявившееся в очередной раз, позволяет     
Президенту, опираясь на два решения Конституционного Суда - от 22 апреля 1996   
года, где признано право Президента во всех случаях, когда возникает сомнение   
в объективности волеизъявления депутатов, возвращать законы без рассмотрения    
(об этом почему-то депутаты уже забыли), и на последнее решение, которое мы в   
эти дни обсуждаем, где Конституционный Суд прямо указывает, что да,             
действительно ранее принимавшиеся законы принимались с нарушением               
конституционной процедуры, но впредь депутаты не могут этого делать... Я        
просил бы вас особое внимание уделить процедуре принятия закона о поправках в   
Конституцию.                                                                    
                                                                                
Здесь задавался вопрос: "А кто и каким образом может контролировать             
присутствие депутатов в зале?" Я вам скажу, что на протяжении всех лет          
существования Государственной Думы ведется постоянная, непрерывная запись       
всех пленарных заседаний, телевизионная запись, и такие кадры мы представляли   
в Конституционный Суд при рассмотрении вот этого постановления, о котором шла   
речь. Поэтому в любой момент мы можем проверить и подтвердить объективность     
волеизъявления депутатов, точнее, их присутствие в зале.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель Правительства.                         
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Николаевич.                                                
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в    
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Представленный на ваше       
рассмотрение законопроект "О поправках к статьям 83, 103 и 117 Конституции      
Российской Федерации" был на экспертизе в Министерстве юстиции Российской       
Федерации и в Институте законодательства и сравнительного правоведения при      
Правительстве Российской Федерации. Я хотел бы в начале своего выступления      
изложить содержательную, юридическую сторону этого законопроекта.               
                                                                                
Как известно, в представленном проекте закона предполагается урегулировать      
процедуры как назначения, так и освобождения от должности Председателя          
Правительства Российской Федерации и других руководителей Правительства         
Российской Федерации, в том числе отдельных федеральных министров и             
руководителей федеральных органов исполнительной власти. Содержащиеся в         
проекте закона формулировки, объединяющие указанные процессы, не могут быть     
поддержаны по следующим юридическим основаниям, и в первую очередь что          
касается Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно              
Конституции Российской Федерации назначение Председателя Правительства          
Российской Федерации является первым необходимым этапом формирования            
Правительства Российской Федерации. Освобождение от должности Председателя      
Правительства Российской Федерации является иной процедурой - конституционным   
элементом начала отставки Правительства Российской Федерации. Поэтому с точки   
зрения конституционного регулирования процесс начала формирования               
Правительства Российской Федерации является полностью самостоятельной           
конституционной процедурой, влекущей за собой важные для страны последствия -   
как возможность персональных изменений кандидатур Председателя Правительства    
Российской Федерации в процессе назначения, так и возможный роспуск             
Государственной Думы после трехкратного отклонения представленных кандидатур    
Председателя Правительства Российской Федерации (часть 4 статьи 111             
Конституции Российской Федерации).                                              
                                                                                
Далее. Председатель Правительства Российской Федерации - неотъемлемый элемент   
структуры Правительства Российской Федерации. Освобождение его от должности     
означает одновременную отставку Правительства Российской Федерации, и           
согласно Конституции Российской Федерации и конституционному законодательству   
это самостоятельный институт конституционного права, регулируемый отдельной     
группой конституционных норм. Мы же объединяем, уважаемый Анатолий Иванович.    
                                                                                
Следующее. Международная практика конституционного правотворчества.             
Вследствие различия как сущности, так и последствий для страны формирования     
Правительства и его отставки юридически регулируются эти два самостоятельных    
процесса разными конституционными нормами. Думается, что в вопросах отдельных   
депутатов к докладчикам совершенно верно звучали утверждения о том, что на      
практике мы получим действительно конституционный тупик, политический тупик,    
если объединим эти две нормы, эти две процедуры. Причем одна из них -           
назначение - расписана, а о второй из них - об освобождении - ничего не         
сказано в Конституции Российской Федерации.                                     
                                                                                
Более того, я понимаю желание как бы защитить Правительство Российской          
Федерации, скажем так, от частой смены, но, как говорили древние: "Платон мне   
друг, но истина дороже". На самом-то деле это приведет к тому, что мы придем    
к конституционному тупику.                                                      
                                                                                
И далее. Светлана Петровна говорила: "Пусть подумают там и представят такого    
председателя, такого министра, которого бы Дума утвердила". Так внутри          
Думы!.. Там бы можно было поискать и с учетом мнения определенной части         
депутатов представить такую кандидатуру, но внутри Думы можно не найти          
согласия.                                                                       
                                                                                
Думается, уважаемые депутаты, что представленный проект закона Российской       
Федерации "О поправках к статьям 83, 103 и 117 Конституции Российской           
Федерации" не может быть поддержан и требует серьезной проработки по тем        
направлениям, о которых я здесь сказал.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, согласно статье нашего Регламента у нас сейчас имеют право   
высказаться представители фракций и групп по поводу этой первой части           
поправок. Пожалуйста, есть ли желающие высказаться по этой поправке от          
фракции КПРФ? Нет.                                                              
                                                                                
Александр Алексеевич, вот как бы нам повлиять на фракцию друзей Президента?     
Вы посмотрите, никого нет! Может быть, нам дать поручение регламентной группе   
и продолжить подготовку поправок к Регламенту? А то когда у нас лишают голоса   
лидера, лишили себя голоса и права присутствовать все. А ведь в день зарплаты   
все придут! Пусть Красников подумает тоже и над этим.                           
                                                                                
Так, пожалуйста, от "НДР" есть желающие высказаться? Нет. От "ЯБЛОКА"?          
Шейнис.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Леонидович.                                                  
                                                                                
ШЕЙНИС В.Л., фракция "ЯБЛОКО".                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, при обсуждении данного вопроса необходимо поставить          
несколько более предметных, более конкретных вопросов.                          
                                                                                
Первый вопрос. Является ли Конституция, как здесь об этом говорил Анатолий      
Иванович Лукьянов, "священной коровой" и следует ли воздержаться от всяких      
поправок в Конституцию? На этот вопрос фракция отвечает категорическим          
"нет!". Мы считаем, что Конституция подлежит изменению, и, более того,          
фракция в настоящее время завершает подготовку серии поправок к Конституции,    
которые, на наш взгляд, являются сбалансированными, взвешенными, и в свое       
время они будут представлены Государственной Думе.                              
                                                                                
Второй вопрос. Есть ли проблема, которую пытается решить данная поправка? Да,   
такая проблема существует, и фракция присоединяется к осуждению той             
министерской чехарды, которая осуществлялась у нас на протяжении ряда           
последних лет и в особенности последних месяцев.                                
                                                                                
Третий вопрос. Удовлетворительно ли решена данная проблема в соответствующей    
поправке? На этот вопрос фракция отвечает отрицательно. Существует концепция    
президентской или полупрезидентской республики, на которой основана наша        
Конституция. Существует концепция парламентской республики. Данная поправка     
означает при сохранении основных характеристик данной Конституции такое         
движение в сторону парламентской республики, которое, как об этом здесь уже     
говорилось, по сути дела, взрывает существующий баланс.                         
                                                                                
Действительно, баланс, который заложен в Конституции, таков: с одной стороны,   
Государственная Дума может отправить в отставку Правительство, с другой         
стороны, Президент вправе распустить Думу при определенных условиях. В данном   
случае Дума претендует на то, чтобы, оставаясь в зоне безопасности, по сути     
дела, выдергивать одного министра за другим. Да, мы осуждаем произвольные       
решения Президента, но мы вовсе не считаем, что решения Думы являются истиной   
в последней инстанции. Скажем, произвол Думы может оказать не менее             
губительное влияние на ход государственных дел, на управление государством,     
чем произвол, который допускается со стороны Президента.                        
                                                                                
Мы считаем крайне опасной ситуацию, которая здесь была названа                  
конституционным тупиком или конституционным кризисом. Мы видим опасность        
блокирования, назначения министров практически на все ключевые посты в          
Правительстве, и это создает или ситуацию безвластия, или же ситуацию, при      
которой полномочия (поскольку их надо осуществлять повседневно) будут           
осуществляться исполняющим обязанности министра, независимо от того, будут ли   
у него для этого конституционные полномочия или нет.                            
                                                                                
Данная поправка, по сути дела, не касается вопроса об ответственности           
Государственной Думы за свои решения. Здесь высказывалась мысль, что вопрос     
этот можно отрегулировать в законе или конституционном законе. Но на это мы     
возражаем следующим образом: давайте, по крайней мере, решать вопрос в          
пакете, не выдергивая отдельную часть проблемы, одну из частей проблемы, а      
решая ее на конституционном уровне. Исходя из этих соображений, фракция не      
будет поддерживать данную конституционную поправку. Спасибо.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "НДР" - Рыжков Владимир Александрович. (Шум    
в зале.) Присаживайтесь, пожалуйста, уважаемые депутаты.                        
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Уважаемые депутаты, уважаемый Геннадий Николаевич! То, что          
нынешняя система власти позволяет делать безобразия в виде немотивированных и   
частых отставок Правительства, всем нам давно понятно. То, что эта система      
власти нуждается в изменениях, тоже нам всем давно понятно, и все фракции,      
включая "Наш дом - Россию", неоднократно за это высказывались. Но это не        
означает, что взамен одного безобразия мы должны городить еще более             
безобразную систему власти.                                                     
                                                                                
Вот давайте мы посмотрим с точки зрения здравого смысла, дорогие друзья, что    
у нас получается, если принять эти поправки. Получается, что, допустим,         
Президент начинает формировать новое Правительство и в связи с этим мы должны   
будем голосовать не только по Председателю Правительства, как мы это обычно     
делаем, но и по всем заместителям, руководителям органов исполнительной         
власти, силовикам, по финансам, обороне, внутренним делам и так далее. И это    
превратится, безусловно, в политическое шоу многонедельное, а может быть,       
даже многомесячное, причем без всяких гарантий, что полноценное правительство   
будет сформировано.                                                             
                                                                                
Ну хорошо, допустим, что оно будет сформировано. Дальше, Президент увидел,      
что, скажем, министр финансов погряз в коррупции, но при этом министр           
финансов делает политические заявления, милые парламентскому большинству.       
Президент пытается его снять - Дума его не снимает, не разрешает снять,         
появляется первый Скуратов в кавычках. Потом то же самое происходит с           
министром иностранных дел - появляются второй Скуратов, третий Скуратов, 15     
Скуратовых в одном Правительстве. То есть люди с непонятным юридическим         
статусом, с которыми не хочет работать Президент, но которых не хочет           
отпускать Государственная Дума.                                                 
                                                                                
Мы вместо нынешнего паралича исполнительной власти, когда Президент может       
снести Правительство в любой момент, получаем абсолютно неуправляемое           
Правительство, абсолютно парализованное Правительство, которое будет метаться   
между Думой и Президентом, которое наполовину будет состоять из полуснятых      
или недоснятых министров и которое наполовину будет состоять из                 
конъюнктурщиков, большую часть времени мечущихся по кабинетам - думским и       
президентским, чтобы угодить и тем и другим. То есть вместо того, чтобы         
укрепить исполнительную власть, мы окончательно разваливаем, уничтожаем,        
дискредитируем и делаем недееспособной исполнительную власть в нашей стране.    
                                                                                
Я думаю, что люди, которые готовили эту поправку, исходили из благих            
побуждений. Я уверен, что они стремились пресечь ту порочную практику,          
которая есть сейчас, но, как говорится, благими побуждениями вымощена дорога    
в ад. Это именно дорога в ад - та поправка, которая сейчас предложена нам для   
рассмотрения.                                                                   
                                                                                
Фракция "Наш дом - Россия" и движение "Наш дом - Россия" неоднократно           
говорили о том, что главным пороком нашей конституционной системы является      
политическая безответственность парламента и беспомощность Правительства. Эта   
поправка оставляет ситуацию, когда парламент безответственен, и делает          
Правительство еще более беспомощным. Фракция "НДР" не поддержит эту поправку.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Аграрная депутатская группа.             
                                                                                
Пузановский Адриан Георгиевич.                                                  
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г., Аграрная депутатская группа.                                  
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Поправки, направленные        
комитетом по законодательству, являются отражением того кризиса, который мы     
все с вами переживаем. На поверхности он выглядит как кризис                    
правительственный, но на самом деле это более глубокий кризис - это кризис      
демократического процесса России, кризис становления парламентаризма            
российского, кризис, который постоянно ставит каждого из нас при встречах с     
избирателями перед вопросом: а что мы можем вообще? И действительно, когда      
избиратель спрашивает нас: "А что вы можете?", то оказывается, что все          
предвыборные платформы партий, движений (которые сегодня также формируются,     
ведь в декабре выборы), все обещания программные после того, как выборы         
проходят и мы оказываемся здесь, обрываются. Почему обрываются? Потому, что     
нет естественного логического продолжения, нет связи законодателя с             
исполнительной ветвью власти. Вот это противоречие, которое давно известно в    
европейской демократической парламентской культуре, которое преодолевается и    
к концу этого столетия практически преодолено, отцами-основателями нашей        
Конституции было преднамеренно искажено в пользу создания вместо                
тоталитарного режима, о котором многие так охотно говорят, где в прошлом        
субъектом тоталитарности была партия, огромная партия, механизма и формы        
тоталитарности в виде президентского самодержавия.                              
                                                                                
Когда вы говорите о произволе, уважаемый Владимир Александрович, то вы, как     
историк, должны знать: в Европе с произволом связывали монархизм и              
самодержавие, но никогда не связывали с произволом парламенты, потому что       
именно парламенты Европы были предназначены исполнять и исполняют эту свою      
роль борьбы с произволом.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, уважаемые коллеги возле ложи президентской,          
пожалуйста, присядьте. Геннадий Николаевич, ну что вы!..                        
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Принципиальным вопросом является вопрос развития нашего        
демократического процесса и нашего парламентаризма в духе тех тенденций, той    
традиции, которая уже сформировалась в Европе. Это однозначно: парламент и то   
большинство, которое получает мандат от избирателя, должно не только            
выпускать законы, отражающие интересы этого большинства, но и исполнять эти     
законы, формируя Правительство. Вот когда мы преодолеем этот тупик              
конституционный, заложенный сознательно в нашу систему, взрывающий ее           
постоянно от выборов до выборов, вопрос или будет решен конституционным         
путем, или загонит нас, обязательно загонит под режим какой-то                  
харизматической личности (я не буду говорить о ее внешности), которая решит     
все проблемы однозначно и надолго роспуском парламента и установлением,         
извините, полумонархического президентского режима.                             
                                                                                
Конечно же, сегодня те поправки, которые вносятся, являются половинчатыми, но   
они - начало, это старт дискуссий в обществе и в парламенте, который должен     
привести к конституционной реформе. И эту конституционную реформу должен        
обеспечить парламент. Мы голосуем за! (Аплодисменты.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от "Народовластия" - Ивер Василий             
Михайлович.                                                                     
                                                                                
ИВЕР В.М. Уважаемые коллеги! Анатолий Иванович Лукьянов и Адриан Георгиевич     
Пузановский прекрасно и эмоционально мотивировали необходимость принятия        
данных поправок. Я хотел бы сказать только одно Владимиру Александровичу        
Рыжкову.                                                                        
                                                                                
Владимир Александрович, за последний год совершилось столько с Правительством   
с подачи Президента, что России не расхлебать это очень и очень долгие годы.    
Посмотрите: весь мир потешается над нами, над тем, как у нас меняется           
Правительство. Посмотрите, какая заставка идет в Си-эн-эн: танцующий            
Президент.                                                                      
                                                                                
И я хотел бы заявить от имени депутатской группы "Народовластие": мы считаем,   
что парламент у нас, Государственная Дума, Федеральное Собрание в целом         
ответственны, и они в состоянии заниматься вопросами дачи согласия и на         
назначение, и на освобождение от должности как Председателя Правительства,      
так и федеральных министров. Поэтому депутатская группа "Народовластие"         
поддерживает и считает необходимым проголосовать сегодня за поправки к          
Конституции Российской Федерации, и мы считаем, что это будет способствовать    
укреплению нашего государства.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от группы "Российские регионы" - Семаго       
Владимир Владимирович.                                                          
                                                                                
СЕМАГО В.В. Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами как бы оцениваем тот           
исторический опыт, который Государственная Дума уже имеет на протяжении шести   
лет. И мы видим, что единственное обстоятельство, которое заставляет            
парламент выглядеть не самым лучшим образом с точки зрения народонаселения      
России, - это отсутствие политической ответственности. Давайте вспомним 1996    
год, ту эйфорию, которую испытывали левые, придя в парламент. 208 голосов       
насчитывала левая оппозиция. Для того чтобы принимать большинством те законы,   
которые предлагала Государственная Дума, не хватало порядка 16-18 человек. Я    
думаю, что их можно было, постаравшись, найти в числе депутатов. Что сделала    
левая оппозиция и ее руководство? Пошла на поводу у своих собственных           
интересов: лучше сидеть в ложе и смотреть, что происходит в стране, нежели      
брать на себя политическую ответственность.                                     
                                                                                
Сегодня позиция, при которой мы хотим некоторые поправки внести в нашу          
Конституцию, отдаленно напоминает мне ту же самую ситуацию. Наверное, сегодня   
нужно говорить в первую очередь о том, чтобы менять саму Конституцию и что      
конституционная реформа назрела в стране. Я думаю, что нам нужно свободно и     
спокойно пройти парламентские выборы и президентские выборы и после этого в     
течение нескольких, шести-восьми, месяцев детально обсуждать тот проект,        
который подготовит новая Дума.                                                  
                                                                                
Сегодня говорить о парламентских поправках можно, и группа "Российские          
регионы" будет поддерживать, например, поправки по парламентскому контролю,     
по прокурору - эти две поправки мы будем поддерживать. Но тем не менее я хочу   
вам сказать: до тех пор, пока (прав здесь Пузановский) Государственная Дума     
не будет формировать Правительство, не будет уходить вместе с этим              
Правительством в отставку в случае, если будет создан какой-то блок или         
коалиция и эта коалиция, разрушившись, будет создавать парламентский кризис и   
вынуждать нас идти к досрочным выборам, до тех пор, пока мы не установим        
механизмы, которые приняты во всей Европе, и будем изобретать самовар или       
велосипед, до тех пор у нас не будет порядка во взаимоотношениях с              
Президентом и парламентом.                                                      
                                                                                
Не надо сегодня говорить: парламент и Президент. Наш парламент неоднороден, у   
нас сегодня есть политические партии, есть политические группировки. Как мы     
можем говорить об отсутствии политической ответственности и политических        
интересов в этом случае? А мы сейчас пытаемся сказать, что парламент - это      
единое целое и оно может совершенно спокойно принимать консолидированные        
решения от имени народа. Нет, каждый из нас считает, что именно его             
политическая партия и является выразителем подлинных интересов народа.          
Значит, нужно серьезным образом говорить о конституционной реформе.             
                                                                                
Поэтому я думаю, что сегодняшние выступления практически всех ораторов на       
этом заседании однозначно говорят о том, что назрела такая реформа.             
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все фракции и депутатские группы      
мнения высказали.                                                               
                                                                                
Светлана Петровна, вы хотели бы в заключение несколько слов сказать?            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С.П. Я бы хотела сказать буквально несколько слов, но уже, так         
скажем, очевидно, какая фракция и какая депутатская группа как будет            
голосовать. Это право каждого, конечно. Но я глубоко убеждена в том, что, в     
очередной раз уйдя от главного вопроса, от главной проблемы России, не          
поддержав сегодня Правительство, действительно те, кто будет голосовать         
против, должны часть вины за все, что происходит сегодня в России, в            
Дагестане, взять на себя.                                                       
                                                                                
Теперь хочу ответить уважаемому Александру Алексеевичу Котенкову. Он здесь      
заявил о том, что вот эта ситуация, когда парламент согласовывал часть          
министров, привела к кризису, событиям 1993 года - расстрелу парламента. Ну     
не надо же лицемерить, Александр Алексеевич! Я была сама народным депутатом     
России. К расстрелу парламента привело то, что в апреле 1993 года Съезд         
народных депутатов почти выразил недоверие Президенту (нам не хватило тогда     
70 голосов) и стало очевидно, что, если соберется следующий, десятый съезд,     
Борис Николаевич должен будет на основании отрешения от должности уйти          
навсегда, может быть, в небытие. Вот это послужило поводом к расстрелу          
парламента, а не все то, о чем вы говорите. И кстати, тогда защищали            
парламент и те министры, которые ни в коем случае не согласовывались. Я имею    
в виду Сергея Глазьева. Он тогда назначался лично Президентом.                  
                                                                                
Теперь мне хотелось бы тоже вам возразить. Вот вы сказали о том, что            
некоторые будут министрами пожизненно, даже в том случае, если они что-то       
такое сотворят. Ведь институт отставки Правительства остается в Конституции.    
Право такое Президента остается. Никто же, так скажем, эти нормы у нас не       
меняет. И если Президент или Председатель Правительства придет к нам сюда и     
докажет, что министр не справляется, докажет, почему не справляется, я думаю,   
что большинства депутатского корпуса хватит для того, чтобы эту причину         
понять и поступить в интересах государства.                                     
                                                                                
Почему же в этой ситуации мы думаем, что парламент не в состоянии               
разобраться, кто и на что в Правительстве способен? Мне кажется, что все вот    
эти доводы (я очень внимательно выслушивала доводы и ваши, и представителя      
Правительства, и Владимира Александровича Рыжкова, и представителя фракции      
"ЯБЛОКО"), все эти доводы надуманны, эти доводы направлены на то, чтобы         
оставить все как есть сегодня у нас в России. Но я тогда еще раз подчеркиваю,   
что мы никогда не будем иметь сильного, ответственного Правительства. Каждый    
министр будет оглядываться на Президента, на его окружение и думать: "Если я    
поступлю сегодня в интересах государства и нравственно, не буду ли я завтра     
снят с работы?"                                                                 
                                                                                
Я хочу сказать, что это голосование все же в первом чтении. Мы готовы учесть    
все те поправки, которые будут предложены, готовы еще более усовершенствовать   
текст. Если необходимо, можно подготовить параллельно и процедуру в             
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Это   
все наработаем мы ко второму чтению. Но я очень прошу вас проголосовать за      
эти поправки, потому что, может быть, это будет началом нашего с вами, так      
скажем, выхода из того тупика, в котором сегодня оказалась Россия в силу вот    
этих конституционных неурядиц.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, согласно нашему Регламенту,           
поскольку в одном законе мы касаемся трех статей Конституции, мы должны         
голосовать по каждой из этих трех статей Конституции (у нас поправки в статьи   
83, 103 и 112), а потом голосуется постановление в целом. Так у нас расписано   
по Регламенту.                                                                  
                                                                                
Что касается статьи 83 Конституции, то в законопроекте это статья 1 и статья    
2.                                                                              
                                                                                
Я ставлю на голосование: принять данные статьи.                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Поименное!                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поименное? Пожалуйста, поименное. (Шум в зале,            
выкрики.)                                                                       
                                                                                
Да-да-да, Елена Борисовна, так в Регламенте записано. Вот Моисеев пояснял. А    
потом - в целом, да. (Шум в зале, выкрики.)                                     
                                                                                
Елена Борисовна, каждая статья Конституции - самостоятельная. Вот               
переговорите с Борисом Александровичем, он...                                   
                                                                                
Отмените голосование.                                                           
                                                                                
Коллеги, Елена Борисовна считает, что у нас что-то в Регламенте не то           
написано.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Мизулиной включите микрофон.                                        
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы просто создаем            
абсурдную ситуацию. Есть закон "О порядке принятия и вступления в силу          
поправок к Конституции Российской Федерации". Действующий закон, явившийся      
результатом достижения согласия в течение четырех лет, сделанный в              
соответствии с постановлением Конституционного Суда, где сказано, что каждая    
поправка или совокупность поправок, объединенных логическим смыслом,            
объединяется в особый вид закона, закон Российской Федерации о поправках к      
Конституции. Так нам предложил Конституционный Суд. В законе "О порядке         
принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"       
сказано, что вот эта группа логически взаимосвязанных поправок (то есть если    
одна поправка, но затрагивает несколько статей) объединяется в один закон.      
Этому закону присваивается название, с тем чтобы потом его легче было искать.   
И голосование идет за закон, а не за каждую статью, потому что это логически    
взаимосвязанные изменения. Это одной поправкой считается. Так в законе          
записано. И если в Регламенте недоразумение, то надо просто исправить.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, большое вам спасибо.                     
                                                                                
Прошу комитет по Регламенту выправить статью 141 Регламента, где как раз        
говорится о том, что все ставится на отдельное голосование. То есть Регламент   
сделан без учета нашего закона о рассмотрении конституционных поправок.         
Поэтому, пожалуйста, и Борис Александрович Моисеев, как член фракции "ЯБЛОКО"   
(и Елена Мизулина вам поможет разобраться в сути), выправляйте Регламент.       
Чтобы Регламент не отставал от законов.                                         
                                                                                
Поэтому я ставлю сразу же: принять в первом чтении.                             
                                                                                
Да, Анатолий Иванович? Пожалуйста, Лукьянов. Пункт 10 повестки.                 
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я только могу подтвердить то, что сказала Елена Борисовна.        
Посмотрите, пожалуйста, если у вас есть, статьи 3 и 4 закона о порядке          
внесения предложения о поправке в Конституцию. Вы знаете, если мы сейчас        
будем голосовать каждую из этих статей отдельно, а они связаны, их невозможно   
голосовать отдельно, потому что, голосуя одну, мы предопределяем                
существование двух других.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Анатолий Иванович. Понятно.                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, будьте внимательны.                             
                                                                                
По ведению - депутат Захаров.                                                   
                                                                                
ЗАХАРОВ А.К., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! В связи с тем что закон      
противоречит Регламенту, я полагаю, что сначала надо было бы внести поправки    
в Регламент, а потом голосовать, в противном случае...                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ничего не противоречит! Закон выше Регламента.            
                                                                                
ЗАХАРОВ А.К. Регламент упомянут в Конституции...                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте мы не будем искать причины, чтобы нам    
сегодня срывать голосование.                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование: принять постановление о принятии данного проекта         
закона в первом чтении. В первом чтении голосуется законопроект. По поправкам   
к статьям 83, 103, 112. Поименное предложено голосование.                       
                                                                                
Елена Борисовна, давайте после голосования тогда уже. Ну вы потом поясните,     
потому что дважды прерывать голосование - это тоже некрасиво.                   
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые депутаты, высказывайте свою точку зрения поименным        
голосованием.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки? Таковых нет.                                                  
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              221 чел.             49,1%                        
Проголосовало против           65 чел.             14,4%                        
Воздержалось                    6 чел.              1,3%                        
Голосовало                    292 чел.                                          
Не голосовало                 158 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.                                                    
                                                                                
По ведению - Вера Семеновна Савчук.                                             
                                                                                
САВЧУК В.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые товарищи! Я предлагаю показать вот     
этот фрагмент - принятие вот этого закона - по телевидению в "Парламентском     
часе" и в "Парламентской газете" дать голоса, кто как голосовал, чтобы знали,   
как сказал Владимир Александрович ("друзья" он нас назвал), кто такие друзья    
народа.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Семеновна, голосование поименное, поэтому списки     
сейчас, через секунду группа электронного голосования будет выдавать.           
                                                                                
Так, по ведению - Рыжков и Мизулина.                                            
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Геннадий Николаевич, я бы поддержал Веру Семеновну и                
действительно просил бы опубликовать выступления представителей фракций,        
чтобы все избиратели знали, кто разрушает страну. (Шум в зале.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Елена Борисовна Мизулина.                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я просто       
хотела бы для стенограммы и для журналистов, которые будут освещать эту         
ситуацию, дать комментарий к тому, что сказал Захаров Алексей Константинович    
относительно Регламента. Статья 141 Регламента никак не противоречит закону о   
порядке принятия поправок. В ней сказано, что поправки голосуются отдельно, а   
в законе нашем предусмотрено, что поправкой считается один закон, пусть в       
несколько статей, но считается, что это одна поправка. Поэтому никакого         
противоречия Регламенту нет.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Борис Александрович, вы, видно, перенапряглись на выборах в Ленинградской       
области и неверно меня информировали.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. Карточка у вас на месте?              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н.М., руководитель Аграрной депутатской группы.                       
                                                                                
Все на месте.                                                                   
                                                                                
Но, уважаемый Владимир Александрович Рыжков, страна-то знает, население, наши   
избиратели знают, кто страну развалил. Поэтому нам всем здесь уникальный шанс   
представился - проголосовать, и лично вы об этом не раз говорили, как           
защитить Правительство, Председателя, как формировать его.                      
                                                                                
Геннадий Николаевич, мне показалось, что третья часть зала была в недоумении,   
и поэтому я попросил бы вернуться к голосованию.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович Харитонов предлагает вернуться к       
голосованию. Коллеги, время 11.59. Давайте за время перерыва обдумаем           
предложение Харитонова. В 12.30 здесь соберемся. Объявляется перерыв на 30      
минут.                                                                          
                                                                                
                               (После перерыва)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, пройдите, пожалуйста, в зал           
заседаний. Коллеги, пожалуйста, пройдите в зал заседаний! Сколько можно к вам   
обращаться?! (Шум в зале.)                                                      
                                                                                
А где ваш лидер фракции? Вот вы мне советы даете, а Рыжкова нет. (Выкрики из    
зала.)                                                                          
                                                                                
Сейчас, Николай Михайлович, подождите, еще просто очень мало народу.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас пройти в зал заседаний! У нас идет обсуждение     
конституционных законов, поэтому явка должна быть высокой.                      
                                                                                
Я обращаюсь к нашей Пресс-службе: прервать, закрыть все пресс-конференции.      
Есть регламент: до 12.30, только на период перерыва.                            
                                                                                
Николай Михайлович Харитонов, пожалуйста.                                       
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н.М. Видимо, многие депутаты переживают нервный шок: после того,      
как несколько недель подряд все говорили, как уважают Правительство и как       
готовы его защитить, представился уникальный случай внести поправки. И что-то   
произошло с нашими коллегами. Поэтому, Геннадий Николаевич, я еще раз           
повторяю: просьба вернуться к голосованию, чтобы наши коллеги осознанно         
проголосовали по этому серьезнейшему для нашей страны вопросу.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я обращаюсь к Владимиру Александровичу Рыжкову:           
приведите свою фракцию в зал.                                                   
                                                                                
Григорий Алексеевич Явлинский, полфракции - здесь, полфракции - нет.            
                                                                                
"Российские регионы", "Народовластие"... (Выкрики из зала.) Да нет, вся         
фракция не может же стоять в толпе, где он интервью дает. Ведь так, наверное?   
                                                                                
Депутат Захаров, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ЗАХАРОВ А.К. Уважаемый Геннадий Николаевич, уж если называть отсутствующие      
фракции, то следовало бы упомянуть и фракцию КПРФ, которая тоже не в полном     
составе.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я сказал: половина фракции. От фракции КПРФ как раз       
больше здесь депутатов, чем от всех других. Ну посчитайте, посмотрите, на       
спор. Вы, по-моему, и Седова Юрия Дмитриевича посчитали, да. Вот Попкович       
подошел. Ну посчитайте, посмотрите!                                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, пройдите в зал заседаний. Мы, наверное, теперь и буфеты     
будем в 12.30 закрывать.                                                        
                                                                                
Роман Семенович, вы не уходите, а то за вами опять кто-нибудь уйдет.            
                                                                                
Включите режим регистрации депутатов.                                           
                                                                                
Кто без карточки, прошу зарегистрироваться в секретариате.                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (12 час. 38 мин. 49 сек.)                 
Присутствует                  344 чел.             76,4%                        
Отсутствует                   106 чел.             23,6%                        
Всего депутатов               450 чел.                                          
Кворум есть                                                                     
                                                                                
Кворум имеется.                                                                 
                                                                                
Николай Михайлович Харитонов предлагал вернуться к голосованию по закону,       
который мы с вами обсудили перед перерывом. Ставлю на голосование предложение   
депутата Харитонова: вернуться к голосованию. Пожалуйста, определяйтесь.        
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.             86,1%                        
Проголосовало против           38 чел.             13,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    274 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Коллеги, я прошу вас всех присесть.                                             
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять проект постановления по         
проекту закона Российской Федерации "О поправках к статьям 83, 103, 112         
Конституции Российской Федерации" в первом чтении? Пожалуйста.                  
                                                                                
Поименное, Николай Михайлович. И предыдущее было поименное.                     
                                                                                
Пожалуйста, коллеги, голосуйте. Идет голосование.                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.             53,3%                        
Проголосовало против           57 чел.             12,7%                        
Воздержалось                    5 чел.              1,1%                        
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят.