Заседание № 304

03.12.1999
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (о законодательном закреплении перечней товаров, по которым применяется ставка НДС в размере 10 процентов; в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5328 по 5457 из 9223
По пункту 14.14 просил слова Христенко. Пожалуйста. Или кто? А-а,               
представитель Президента.                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! Я просил бы все-таки вернуться к обсуждению этого         
законопроекта (прежде, чем голосовать по нему) с учетом замечаний Президента    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
На вопрос Сергея Николаевича Решульского я хочу ответить, что в соответствии    
с указом Президента Российской Федерации я имею полномочия уточнять тексты,     
вносимые Президентом Российской Федерации. И более того, поскольку вчера        
согласование, или обсуждение, этого вопроса завершилось практически в 22        
часа, конечно, мы не могли оформить письмом Президента. Но у меня был           
телефонный разговор, и я получил такое поручение. У вас на руках письмо. По     
поручению Президента этот текст представлен.                                    
                                                                                
Я просил бы все-таки рассмотреть редакцию, представленную Президентом,          
согласованную с Правительством и обсужденную вчера на совещании.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. То есть Александр Алексеевич Котенков предложил     
вынести на голосование с учетом предложений Президента, где потребуется 226     
голосов. Но у нас комитет предлагает закон в ранее принятой редакции в связи    
с отклонением Президентом. Поэтому как мы поступим? Мы сначала проголосуем,     
как в повестке, или как?                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Жуков.                                                              
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. Вчера на совещании с руководителями фракций представители            
Правительства и Президента попросили сначала рассмотреть вопрос о голосовании   
по поправкам, которые внес Президент. Поправки короткие, они касаются сроков    
введения в действие отдельных положений данного закона. В частности,            
предлагается пониженные ставки НДС, 10-процентные, по тому списку товаров,      
которые мы предлагаем утвердить в законе, вводить не с 1 января, а с 1 июля,    
и льготу по застройщикам вводить в действие с 1 января 2001 года. Вот суть      
поправок. Если Дума готова обсуждать эти поправки, то тогда нужно сейчас        
голосовать о том, чтобы рассмотреть поправки Президента. Если...                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть тогда, Александр Дмитриевич, мы должны будем      
его как бы вернуть во второе чтение, да?                                        
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. Нет, зачем?                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет?                                                      
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. Это же закон, ветированный Президентом. По нему Дума может...        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. В редакции Президента.                              
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. ...принять решение: либо преодолевать вето, либо голосовать в        
согласованной редакции.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Алексеевич.                         
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                 
Государственной Думы! У вас на руках есть с моим письмом розданный текст,       
включающий названные Александром Дмитриевичем поправки. Поскольку закон         
отклонен Президентом, поправки к нему отдельно не голосуются. То есть           
голосуется текст уже с включенными поправками. Как бы в согласованной           
редакции.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, мы сначала ставим текст согласованный, да?        
(Выкрики из зала.)                                                              
                                                                                
Ну нет, я и спрашиваю поэтому здесь: кто из регламентщиков подскажет, как мы    
должны сейчас провести голосование? (Шум в зале.)                               
                                                                                
Потише, потише!                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич Решульский.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Я не думаю, что я самый большой знаток Регламента, хотя знаю    
его неплохо. У нас законы вносятся комитетом. Комитет внес в ранее принятой     
редакции на голосование, на преодоление вето. Мы должны это и голосовать.       
Если мы не преодолеем вето, тогда будем рассматривать согласованный вариант.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте тогда... Вот мне подсказывают, что в Регламенте   
наоборот. Хорошо, коллеги, я ставлю сейчас первый вариант, и дальше будет       
видно. В первом идет речь о преодолении вето. Ставлю на голосование. (Выкрики   
из зала.) Нет, в повестке дня у нас он. Тот вариант мы получили сегодня. Ну,    
не набираем - значит, обсуждаем тот. Вот в чем смысл, да?                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              276 чел.             61,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    276 чел.                                          
Не голосовало                 174 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Много...                                                                        
                                                                                
Кто за то, чтобы принять закон в редакции, согласованной с Президентом? Так,    
да? (Выкрики из зала.) С учетом предложений Президента. (Шум в зале.) Сейчас.   
                                                                                
По порядку ведения - депутат Гитин.                                             
                                                                                
ГИТИН В.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Несмотря на незначительность вроде бы тех поправок, которые внес Президент,     
на самом деле там есть очень существенная проблема. Есть опасения, что с 1      
января по 1 июля у нас ставка по всему льготному списку будет 20 процентов.     
То есть внимательно надо вдуматься в тот текст, который нам предложен.          
Поэтому в этой связи, я думаю, без обсуждения голосовать сейчас в той           
редакции, в которой внесено Президентом и Правительством, опасно.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да его все фракции знают!                                 
                                                                                
Сергей Николаевич, пожалуйста. Решульский - по ведению. По мотивам, вернее.     
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
Тише, тише!                                                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Я предлагаю все-таки поддержать мнение нашего коллеги,          
который сказал, что надо хотя бы минут десять уделить на то, чтобы выслушать    
позицию представителя Правительства или Президента, пусть он объяснит           
экономическую суть этого согласованного, как называют, варианта, а вернее,      
варианта Правительства и Президента, а после этого голосовать.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы его тогда отложим на конец, а потом            
разберемся. Подготовится к выступлению бюджетный комитет, подготовится к        
выступлению представитель Президента, и мы к нему вернемся.                     
                                                                                
Сейчас пойдем дальше. А тот - последним.                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6319 по 6655 из 9223
Пожалуйста, Правительство. Виктор Борисович Христенко - по законопроекту,       
связанному с НДС. Это отложенный нами пункт 14.14 нашей повестки дня.           
                                                                                
ХРИСТЕНКО В.Б. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Я хотел бы          
прокомментировать тот законопроект, который представлен сегодня Президентом в   
качестве дополнения к тому закону, который вами обсуждался. Суть тех            
поправок, которые в этот законопроект вносятся, сводится к двум вещам.          
                                                                                
В исходном законе, который сегодня не преодолел вето Президента, нормы,         
связанные с введением с начала года льгот для застройщиков в порядке            
возмещения, и расширение перечня льготных товаров, облагаемых по ставке 10      
процентов, вводимого тоже с 1 января 2000 года, были и являются до сих пор      
причиной реальных потерь доходов федерального бюджета. Эти потери составляют    
по консолидированному бюджету страны примерно 42 миллиарда рублей. Для          
федерального бюджета эта цифра оценивается в 35 миллиардов рублей. В этом       
смысле все процедуры согласительных комиссий, трехсторонних комиссий,           
рассмотрения в первом чтении опирались на наличие этих норм в                   
законодательстве, и, соответственно, когда мы с вами принимали решение в        
первом чтении по общему объему доходов федерального бюджета, эти доходы в       
этих цифрах уже были.                                                           
                                                                                
Кроме того, мы с вами достаточно много решений приняли по дополнительным        
доходам, и уже по направлению этих дополнительных доходов понятно, что          
исполнение такой нормы в полном объеме просто разрушает всю доходную            
конструкцию и возможности для финансирования из бюджета дополнительных          
направлений, то есть дополнительных расходов из дополнительных доходов.         
                                                                                
С другой стороны, то, что связано с утверждением самого перечня в               
законодательстве, не отвергается Президентом как норма, и в данном случае она   
принимается в полном объеме. Для того чтобы разрешить эту коллизию и с точки    
зрения возможностей бюджета, и с точки зрения решения вот такой                 
законодательной проблемы, предложение сводится к тому, чтобы нормы, связанные   
с введением льгот для застройщиков, реализовывались с 1 января 2001 года.       
Поскольку это не закон о бюджете, а налоговый закон, то в данном случае         
действие этой нормы уже не будет прекращено в связи с истечением срока          
действия закона о бюджете.                                                      
                                                                                
И вторая позиция - то, что связано с льготной ставкой налогообложения по        
перечню товаров. Предложение сводится к тому, чтобы перечень товаров, которые   
идут по льготной ставке НДС, был введен в действие с 1 июля 2000 года.          
                                                                                
Вот, собственно говоря, все содержательные поправки, которые вносятся от        
имени Президента. Они полностью согласованы с Президентом. Я в данном случае    
могу гарантировать то, что такой закон будет подписан Президентом, и ни         
регламентные, и никакие другие вещи не помешают вступлению его в силу.          
                                                                                
При этом я бы хотел обратить внимание на то, что (я отвечаю и на прозвучавшую   
в зале, когда этот закон чуть было не начал обсуждаться, реплику) мы уточнили   
эту формулировку положения о действующей по сегодняшний день 20-процентной      
ставке по расширенному кругу льготных товаров, перечень которых определен       
постановлением Правительства. Это чисто техническая правка самой последней      
строки (у вас это обозначено: взамен разосланного), где записано, что не        
только пункт 6, но и пункт 4 статьи 1 вступает в силу с 1 июля. Это в данном    
случае полностью решает проблему реализации действующей на сегодняшний день     
льготной ставки по перечню, утвержденному Правительством.                       
                                                                                
Я готов ответить на вопросы.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, все, кто находится в здании Государственной Думы,           
пройдите, пожалуйста, в зал заседаний, нам предстоит сейчас голосование по      
очень важным законопроектам.                                                    
                                                                                
Мы вернулись и обсуждаем пункт 14.14.                                           
                                                                                
Депутат Маркелов. Потом - Шелищ.                                                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Маркелову.                                        
                                                                                
МАРКЕЛОВ Л.И., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
Уважаемый Виктор Борисович, когда закон "О налоге на добавленную стоимость"     
вносился в пакете предложений Правительства к бюджету, он был отклонен. Затем   
был принят закон о льготной ставке НДС, куда были как бы поправками внесены     
те предложения, которые содержались в отклоненном законе, но которые, по        
мнению Правительства, имеют существенное значение для пополнения бюджета.       
                                                                                
Сейчас вы предлагаете принять закон, в котором как бы основополагающая, то      
есть льготная, ставка НДС вводится поэтапно. И что же тогда остается в этом     
законе для пополнения бюджета, нужен ли он вообще тогда? Я имею в виду те       
предложения, которые внесены Правительством помимо льготной ставки и            
помимо...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте, Виктор Борисович.                  
                                                                                
Времени мало, пожалуйста, покороче вопросы и ответы.                            
                                                                                
ХРИСТЕНКО В.Б. Я бы хотел вернуться к тому, что я говорил. Остается то, что     
нужно: утверждаемый законом список товаров, которые относятся по                
налогообложению к льготной категории. Это первое. Эта позиция никуда из         
закона не исчезает.                                                             
                                                                                
С точки зрения доходов. Ряд позиций, которые идут сверх обсуждаемых двух, с     
нашей точки зрения, являются вполне приемлемыми, более того, я бы сказал,       
необходимыми для того, чтобы в значительной степени и улучшить налоговое        
администрирование, и закрыть определенные лазейки, которые существовали до      
сих пор. Поэтому ценность закона в данном случае никоим образом не              
подвергается сомнению, а даже наоборот. Наше предложение, предложение           
Президента относительно изменения срока введения по двум параметрам, связано    
лишь с одним, с тем, чтобы не полностью ликвидировать, а минимизировать те      
потери бюджета, которые в связи с этим могут быть. То есть в этом случае        
потери доходной части будут сводиться примерно к 6 миллиардам рублей.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шелищ.                                            
                                                                                
ШЕЛИЩ П.Б. Уважаемый Виктор Борисович, не могли бы вы расшифровать вот эти      
самые 43 миллиарда (кажется, вы эту цифру назвали) выпадающих доходов бюджета   
в случае непринятия закона? Из чего они складываются в основном?                
                                                                                
ХРИСТЕНКО В.Б. Они складываются из нескольких позиций.                          
                                                                                
Первая позиция - та, что касается льготного перечня товаров, вводимого по       
льготной ставке с 1 января. Эта позиция оценивается в 12 миллиардов рублей. Я   
в принципе могу даже по всем группам товаров назвать конкретные цифры. Хотел    
бы обратить внимание всех на то, что, скажем, группа мясопродуктов, которые в   
данном случае подпадают под эту льготную категорию, состоит из двух частей,     
на которые распространяется льготная ставка, - это импортное мясо и наше        
отечественное мясо. Так вот, в данном случае льгота по импортному мясу из       
этих 12 миллиардов рублей будет составлять 4 миллиарда рублей. А льгота по      
отечественному мясу будет составлять менее 3. В этом плане далеко не            
однозначна реализация этой нормы с точки зрения защиты отечественных            
товаропроизводителей. Это то, что касается НДС.                                 
                                                                                
Вторая часть более существенная. Это то, что касается изменения порядка         
возмещения застройщикам. Цифра общего объема потерь составляет 28,8 миллиарда   
рублей по консолидированному бюджету и 24,5 по федеральному бюджету. Есть       
точный график на год. Можно сказать о том, как это раскладывается по            
кварталам.                                                                      
                                                                                
То есть вот две основные позиции, собственно говоря, которые предлагаются и     
Президентом в качестве поправок в закон, которые несут на себе основное,        
скажем так, ущемление доходной части бюджета.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, все вопросы заданы. У нас этот              
законопроект, а точнее, принятый, но отклоненный закон должен быть              
проголосован в ранее принятой редакции, то есть мы должны преодолеть вето       
Президента. (Выкрики из зала.) Нет?                                             
                                                                                
Пожалуйста, Лукьянов Анатолий Иванович, потом - Котенков.                       
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, здесь ведь как все звучит: пункты 4, 5 и      
6... вот продлевается время, и они в другое время будут действовать. Вот и      
все, казалось бы.                                                               
                                                                                
Назовите людям, телевидению, что вы хотите сделать. Назовите людям, скажите:    
мы хотим, чтобы мясо, мясопродукты, яйца, молоко, молокопродукты, масло         
растительное и так далее облагались до такого-то числа налогом в размере 20     
процентов, а не 10 процентов. Вот что мы хотим, и это должна знать страна, а    
не только депутаты. И должна знать, что, как только вы это сделаете (или        
сделали уже), соответствующим образом повысятся цены. Это должен знать каждый   
гражданин. А потом давайте мы будем голосовать.                                 
                                                                                
ХРИСТЕНКО В.Б. Совершенно спокойно могу перед любой камерой ответить и          
повторить.                                                                      
                                                                                
Во-первых, да, действительно ставка, которая на сегодняшний день действует по   
всем основным товарам, - 20 процентов, льготный список (по 10 процентам)        
существует, и в случае отнесения на 1 июля, это означает, что данный льготный   
список не будет расширен. Это означает, что по этой нерасширенной части до 1    
июля будет действовать ставка 20 процентов. (Выкрики из зала.)                  
                                                                                
Я сейчас просто людям до конца отвечу. Но я могу совершенно спокойно сказать    
всем людям о том, что никогда еще в истории ни России, ни любой другой страны   
снижение налога на добавленную стоимость в объеме 10 процентов не приводило к   
снижению цены на реализуемые продукты. Вот изменение, повышение ставки,         
приводило, а снижение к тому, чтобы цены вернулись на некую исходную позицию,   
не приводило. Поэтому в данном случае, что касается цен, это не имеет           
никакого отношения к уровню цен до 1 июля. И даже после 1 июля, я вас уверяю,   
когда будет введена 10-процентная ставка, это тоже, к сожалению, иметь          
отношения к этому не будет. Вот, собственно говоря, ответ на этот вопрос.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочный представитель Президента Котенков Александр   
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Прежде всего хотел бы снять недоразумение, которое вот сейчас             
прозвучало в реплике Бориса Юрьевича Кузнецова. Закон принимается не в ранее    
принятой редакции. Он голосовался в ранее принятой редакции, и вето не было     
преодолено. По решению палаты закон сейчас обсуждается в редакции с учетом      
предложений Президента. Это раз.                                                
                                                                                
Второе. Я прошу прощения, если повторю, может быть, то, что сказал Виктор       
Борисович Христенко.                                                            
                                                                                
Уважаемый Анатолий Иванович Лукьянов, я обращаюсь к вам и к гражданам нашей     
страны, к которым вы апеллировали. Именно поэтому мы предложили дополнительно   
исключить пункт 4 статьи 1 предлагаемого закона, чтобы снять возможность        
двойного толкования вопроса о том, что прекращается действие постановления      
Правительства, которое утвердило перечень товаров, облагаемых налогом по        
пониженной ставке. То есть до 1 июля сохраняются порядок, ныне действующий, и   
перечень, в том числе мясопродукты, как вы сказали, облагаются по пониженной    
ставке, а с 1 июля этот перечень расширяется. Вот и все. И не надо обманывать   
народ, к которому вы апеллируете.                                               
                                                                                
И последнее, о чем я хотел бы сказать. Мне задавали неоднократно вопросы о      
судьбе данного закона, если он будет принят Государственной Думой. Я хочу во    
всеуслышание сказать, что, если он будет принят в таком виде, Президент         
Российской Федерации, безусловно, его подпишет.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пузановский, и голосуем.                          
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Виктор Борисович... Виктор Борисович, я прошу        
внимания! Виктор Борисович, из вашего комментария следует, что вас беспокоит    
доходная часть бюджета 2000 года в части поступлений от НДС. Я правильно        
понимаю вас?                                                                    
                                                                                
ХРИСТЕНКО В.Б. Абсолютно.                                                       
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Бюджет имеет годовое назначение. Так или нет?                  
                                                                                
ХРИСТЕНКО В.Б. Пока все так.                                                    
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. И вас интересует баланс года. Давайте мы поменяем все в этой   
схеме, а именно: до 1 июля ставки будут 10-процентные, а с 1 июля до конца      
года - 20-процентные.                                                           
                                                                                
ХРИСТЕНКО В.Б. Вот тогда...                                                     
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. И тогда все будет нормально, и тогда вы не будете ставить в    
неудобное положение состав этой Думы, которая идет на выборы, и вы прекрасно    
это понимаете. И на выборы президентские. А после этих двух выборов та Дума и   
новый Президент примут решение на вторую половину года. Это нормальное          
предложение, и надо его проголосовать. Баланс будет соблюден.                   
                                                                                
ХРИСТЕНКО В.Б. Вот тогда я должен буду честно сказать народу о том, что в       
первой половине года, когда мы все совместными усилиями снизили ставку НДС,     
цены не уменьшатся, а во второй половине года из-за, так сказать,               
неуменьшенных цен они возрастут. Вот это я должен буду сказать всем честно и    
откровенно, и политического тут гораздо меньше, и эта ситуация гораздо хуже,    
чем та, которая предлагается на сегодняшний день.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, очень много еще желающих выступить: и авторы,    
и соавторы. Я думаю, что можно ставить на голосование. Мы сейчас вторглись в    
"правительственный час" и не можем без конца обсуждать один и тот же            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Штогрин, автор, очень настаивает.                           
                                                                                
ШТОГРИН С.И., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Я хочу выразить признательность всем коллегам депутатам, которые голосовали     
за преодоление вето, но получается так, что не все солидарны у нас сегодня в    
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
ШТОГРИН С.И. Поэтому хотел бы сказать следующее. На мой взгляд, выхода у нас    
нет. Мы должны сегодня проголосовать за тот вариант, который предложил          
Президент. Почему? Потому что, во-первых, в тексте законопроекта есть такие     
вещи, от которых мы не можем отказываться. Например. Здесь мы слушали           
законопроект по таможенным платежам, связанным с оборудованием для заводов      
детского питания. Если мы принимаем этот закон - есть такая статья, которая     
снимает проблему, связанную с таможенными пошлинами на это оборудование,        
которое не производится у нас в стране. Если мы принимаем этот закон - мы       
решаем проблему Шпицбергена, наших шахтеров. Если мы принимаем этот закон -     
мы закрываем всякие "песочные" схемы.                                           
                                                                                
Конечно, прискорбно, что перечень вступит в действие не с 1 января, а с 1       
июля. Но я все-таки предлагаю всем от страстей политических уйти, проявить      
разум. Все равно мы сделаем полезное дело для наших избирателей.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Могу я поставить на голосование, коллеги?                 
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный закон принять с учетом        
предложений Президента? Прошу голосовать. Пункт 14.14 повестки дня. Он у нас    
в части голосования. Голосование было отложено, сейчас оно проводится. Кто      
за? Голосуйте.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              221 чел.             49,1%                        
Проголосовало против           21 чел.              4,7%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    244 чел.                                          
Не голосовало                 206 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
221 голос. Закон отклоняется.                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто предлагает? Батанов предлагает вернуться к            
голосованию... Депутат Шенкарев предлагает вернуться к голосованию.             
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Шенкарева о возврате к               
голосованию. Идет голосование. Пожалуйста, голосуйте. Идет голосование о        
возврате к голосованию.                                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              234 чел.             93,2%                        
Проголосовало против           17 чел.              6,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    251 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
К голосованию вернулись.                                                        
                                                                                
Повторно ставлю...                                                              
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Уважаемые коллеги, я понимаю, трудно принимать решение, тем     
более что мы в течение дня проводили, в общем-то, слаженную такую работу и      
позицию отстаивали свою. Но если мы не хотим навредить нашим людям, нашим       
избирателям, то этот закон в этой редакции мы должны проголосовать. Поэтому я   
обращаюсь к нашим депутатам с тем, чтобы переступить где-то даже через наше     
решение и поддержать этот закон.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять пункт     
14.14 с учетом предложений Президента? Прошу голосовать.                        
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки и желал бы проголосовать?                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              272 чел.             60,4%                        
Проголосовало против           11 чел.              2,4%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    287 чел.                                          
Не голосовало                 163 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              
                                                                                

Заседание № 303

01.12.1999
Вопрос:

Проект ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость"

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1116 по 1183 из 8027
Так, теперь дальше. Депутат Штогрин предложил включить заветированный           
Президентом закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О         
налоге на добавленную стоимость".                                               
                                                                                
Котенков Александр Алексеевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в      
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вы      
понимаете, что даже по регламентным основаниям, видимо, раньше пятницы его      
нельзя рассматривать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я предлагаю комитету по бюджету (Александр                
Дмитриевич!): давайте его на пятницу выносить. Его же физически даже            
распечатать не успеем.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич.                                                  
                                                                                
КУЗНЕЦОВ Б.Ю. Сергей Иванович Штогрин.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Сергей Николаевич Решульский.                        
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, так дело не пойдет. Если мы включаем это на пятницу -        
значит, решение, это однозначно, принято не будет. Дальше будет "час            
голосования" на следующей неделе, когда нас уже здесь, в Думе, не будет.        
                                                                                
Я хочу просто обратиться еще к представителям Правительства и Президента: вас   
уже месяц предупреждали о том, что законопроекты о внесении изменений в закон   
"О налоге на добавленную стоимость" и в закон "Об акцизах" - это два            
взаимосвязанных законопроекта. Вы можете переносить хоть на январь следующего   
года, но я вам сразу говорю: никаких законопроектов об акцизах и никаких        
разговоров больше ни с одной ни с другой стороной не будет. Либо мы сегодня     
обсуждаем вопрос по налогу на добавленную стоимость и в пятницу голосуем в      
блоке с законопроектом об акцизах, либо эти два законопроекта эта Дума не       
примет.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жуков.                                            
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. Ну, правильно сказано, что если мы на пятницу ставим на              
голосование, то мы не сможем его окончательно принять.                          
                                                                                
А второе, что я хотел бы отметить, - заключение Президента подписано 26-го      
числа, а поступило в Думу только вчера. То есть четыре дня оно находилось       
неизвестно где. Если бы оно поступило сразу же, мы бы сразу же это и сделали.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич, мы успеем сегодня?                  
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. Что, раздать материал? Конечно.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: включить вопрос в повестку дня.    
(Шум в зале.) В пятницу мы будем делать специально "час голосования".           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 19 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              272 чел.             60,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    272 чел.                                          
Не голосовало                 178 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Включается.                                                                     
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3093 по 3338 из 8027
Коллеги, переходим к вопросу, который мы дополнительно включили в повестку      
дня, - к закону из раздела отклоненных законов.                                 
                                                                                
О Федеральном законе "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О      
налоге на добавленную стоимость". Доклад полномочного представителя             
Президента Александра Алексеевича Котенкова. Сергей Иванович Штогрин            
готовится к содокладу.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации     
Президент Российской Федерации отклонил Федеральный закон "О внесении           
изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".     
                                                                                
Основанием для отклонения данного закона явилось прежде всего то, что закон     
содержит нормы, введение которых в действие неминуемо приведет к существенным   
потерям доходов федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской     
Федерации. Это прежде всего относится к содержанию включенных в федеральный     
закон перечней продовольственных товаров и товаров для детей, по которым        
применяется льготная ставка налога на добавленную стоимость в размере 10        
процентов. Эти перечни значительно расширены по сравнению с перечнями,          
утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 6   
Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", что приведет   
к потерям доходов федерального бюджета в размере 12 миллиардов рублей. Потери   
доходов в проекте федерального бюджета на 2000 год, который принят вами в       
третьем чтении, не учтены, и источники дополнительных поступлений не            
определены. В связи с этим федеральный закон в части, касающейся пополнения     
доходов федерального бюджета за счет взимания налога на добавленную             
стоимость, необходимо согласовать с проектом федерального закона "О             
федеральном бюджете на 2000 год".                                               
                                                                                
Кроме того, законодательное закрепление указанных перечней лишает возможности   
в случае необходимости оперативно определять конкретные характеристики          
товаров.                                                                        
                                                                                
В заключении Президента, которое направлялось после принятия законопроекта в    
первом чтении, указывалось на то, что перечень продовольственных товаров,       
облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов,             
содержится в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации,      
принятом Думой в первом чтении.                                                 
                                                                                
Утверждение перечня детской одежды и обуви указанным проектом отнесено к        
компетенции Правительства Российской Федерации. Поэтому предлагалось не         
вносить изменения в статью 6 закона, а продолжить доработку перечня,            
содержащегося в проекте части второй Налогового кодекса Российской Федерации.   
Данное предложение, к сожалению, не получило поддержки. В связи с этим          
Президент считает, что для минимизации потерь федерального бюджета необходимо   
еще раз тщательно проанализировать, какие товары должны облагаться налогом на   
добавленную стоимость по льготной ставке.                                       
                                                                                
Кстати говоря, в процессе обсуждения этой проблемы вчера профильный комитет     
согласился с тем, что можно скорректировать в сторону уменьшения указанный      
перечень.                                                                       
                                                                                
Далее. В федеральный закон включена норма, касающаяся порядка возмещения        
налога на добавленную стоимость по вводимым в эксплуатацию, с законченным       
капитальным строительством, объектам. По расчетам Правительства, данная норма   
влечет за собой потери федерального бюджета, не учтенные в его проекте на       
2000 год. Эти потери составят не менее 29 миллиардов рублей. В целях снижения   
потерь федерального бюджета в 2000 году, как считает Президент, данную норму    
можно было бы ввести, но только с 1 января 2001 года, с тем чтобы учесть ее в   
проекте бюджета на следующий год.                                               
                                                                                
Отклоняя указанный закон по изложенным основаниям, Президент считает, что       
данный закон можно доработать с учетом предложений Президента, и предложил      
создать согласительную комиссию для доработки данного закона. К сожалению,      
как вы знаете, только вчера было официально получено это письмо, и профильный   
комитет не рассмотрел даже и не вынес на рассмотрение палаты вопрос о           
создании согласительной комиссии.                                               
                                                                                
Мы считаем, что это вполне было бы уместно и можно было бы до пятницы, когда    
должно пройти голосование по этому закону, найти согласованное решение и        
минимизировать те потери, которые понесет бюджет 2000 года от принятия          
данного закона.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Штогрин Сергей Иванович. Содоклад от          
комитета.                                                                       
                                                                                
ШТОГРИН С.И. Спасибо, Борис Юрьевич.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, несколько позиций, касающихся сути рассматриваемого          
закона. Он устанавливает пониженную налоговую ставку и пониженную налоговую     
нагрузку по налогу на добавленную стоимость прежде всего на производителей      
продовольственных товаров и детских товаров, а также пониженную ставку на       
оптовую и розничную торговлю. Это первое.                                       
                                                                                
Второе. Он приводит в соответствие с требованиями нового, принятого нами        
Налогового кодекса частью первой положение закона "О налоге на добавленную      
стоимость" в части установления ставок законодателем, а не Правительством,      
как это было до сих пор. И с тем, чтобы повысить вероятность прохождения        
закона, а вносился в первом варианте только один перечень, мы согласились с     
предложением Министерства финансов, с предложением Правительства включить в     
него несколько текстовых статей, которые закрывали бы так называемые песочные   
схемы ухода от налога, улучшали бы вопросы сбора налога на добавленную          
стоимость, в частности в розничной и оптовой торговле, и ряд других позиций,    
которые давали бы возможность собирать этот налог в большем объеме.             
                                                                                
Подчеркну еще раз, что все эти текстовые статьи вносились по предложению        
Правительства Российской Федерации.                                             
                                                                                
Кроме того, мы увязываем этот закон с акцизами вот еще почему. Мы всегда        
слышим с этой трибуны идеи Правительства о снижении налоговой нагрузки на       
производителя, и в данном случае мы пошли навстречу Правительству и приняли     
решение о том, чтобы снизить налоговую нагрузку на производителей прежде        
всего продовольственных и детских товаров, самых важных. Но одновременно        
вчера мы во втором чтении поддержали предложение Правительства об увеличении    
налоговой нагрузки по подакцизным товарам (по алкоголю и табаку). Я считаю,     
что это, вообще, грамотный, разумный подход к введению, так сказать,            
налоговых изменений в наше налоговое законодательство.                          
                                                                                
Поэтому палата рассмотрела данный закон, и 337 депутатов проголосовали в его    
поддержку. Закон получил единодушное одобрение и в Совете Федерации. За него    
проголосовали 132 члена Совета Федерации, то есть квалифицированное             
большинство. Но затем началась какая-то непонятная, мне, во всяком случае,      
интрига.                                                                        
                                                                                
25 ноября (у вас это письмо есть) Президент направил письмо в Государственную   
Думу по его отклонению. Но мы получили его вчера в 16.30, после того как        
сказали однозначно: "Если вы не пришлете нам письмо, то закон об увеличении     
ставок акцизов рассматриваться во вторник не будет, а будет рассматриваться     
только тогда, когда мы получим письмо". Поэтому в спешном порядке сначала       
факсом, а потом уже, так сказать, вживую и было доставлено данное письмо.       
                                                                                
Мы в 17 часов собрали Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам и          
рассмотрели письмо Президента, рассмотрели его детально. Хотел бы доложить о    
том, что касается замечаний, которые высказал Президент.                        
                                                                                
Первое. Что касается необходимости утверждать перечень детских товаров и        
продовольственных постановлениями Правительства. Это коренным образом           
расходится с положениями нашего Налогового кодекса, первой его части. Поэтому   
ни в коем случае на это идти нельзя.                                            
                                                                                
Что касается выпадающих доходов. Я начну со строительства. Вот у меня в руках   
проект бюджета на 2000 год и пояснительная записка к нему по доходам.           
                                                                                
Я читаю: в целях дальнейшего снижения налогового бремени предлагается           
Правительством предусмотреть начиная с 1 июля 2000 года возмещение суммы НДС    
по вводимым в эксплуатацию, с законченным капитальным строительством,           
объектам независимо от источника финансирования, что обеспечивает удешевление   
стоимости строительных работ и является серьезной мерой, направленной на        
активизацию инвестиционных процессов.                                           
                                                                                
Какие 29 миллиардов выпадающих доходов? Все объекты, 90 процентов примерно,     
вводятся во второй половине года. Если Правительство при разработке бюджета     
уже заложило, что этих доходов не будет, о каких 29 миллиардах, Александр       
Алексеевич, идет речь?                                                          
                                                                                
Следующий момент, из той же записки. Всего должно поступить налога на           
добавленную стоимость 150 миллиардов рублей по всему народному хозяйству, без   
импорта. Так я хочу спросить: что, у нас пятую часть всего НДС дает             
строительство? У нас основную часть НДС дают "нефтянка", алкоголь, бензин,      
промышленность. Какие 29 миллиардов? Я бы предложил Администрации Президента    
тех людей, которые готовили такую записку, проверить вообще на                  
профессиональную пригодность, потому что никаких 29 там нет.                    
                                                                                
Следующий момент. В этой же записке закладывается...                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три минуты осталось.                                      
                                                                                
ШТОГРИН С.И. ...закладывается, что будет получено за счет увеличения, вернее,   
сокращения... Я читаю: сокращения перечня товаров, облагаемых НДС по ставке     
10 процентов. Записано всего 4,2. Какие 12 миллиардов, которые написаны в       
письме Президента, когда в бюджете, если бы мы это приняли, было бы всего       
4,2?                                                                            
                                                                                
Но, кроме того, текстовая статья, которая вводит новый порядок исчисления и     
уплаты налога на добавленную стоимость по торговле, дает плюсом 4 миллиарда.    
Поэтому никаких выпадающих доходов из федерального бюджета в связи с            
принятием этого закона нет.                                                     
                                                                                
Я предлагаю преодолеть вето Президента вот по тем мотивам, которые я            
высказал.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у фракций и депутатских групп выступления по этому законопроекту?       
Правительство вижу, но - после депутатов.                                       
                                                                                
Пожалуйста, от ЛДПР - Вишняков Виктор Григорьевич.                              
                                                                                
Осталось три минуты до перерыва.                                                
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Уважаемые депутаты, буквально два слова. Вот я подсчитал          
количество отклоненных Президентом законов. Оно в три раза превысило            
количество отклоненных за 200 лет президентами Соединенных Штатов Америки       
законов. Все время какая-то попытка противопоставить нашему коллективу, нашим   
юристам, Правовому управлению, те политизированные группы юристов, которые      
сидят в правовом управлении Президента.                                         
                                                                                
И вот сегодняшний доклад, кстати, показал, что действительно                    
непрофессиональные делают замечания представители Главного                      
государствено-правового управления. Что здесь? Попытка политизировать и         
противопоставить законодательной деятельности личные какие-то мнения            
отдельных экспертов, которые, я уверен, и в глаза не видят Президента? Ему,     
видимо, не до этого сейчас.                                                     
                                                                                
Я просил бы полномочного представителя учесть то замечание, которое было        
сделано докладчиком. Да и мною тоже.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лукьянов Анатолий Иванович, пожалуйста.                   
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, я попытаюсь говорить спокойно.                
                                                                                
Дело в том, что лишение вот этой льготы - 10-процентного налога на те товары,   
которые касаются каждого человека и каждого ребенка... Мы установили эту        
льготу - 10 процентов, учитывая самые большие нужды людей и умышленно,          
сознательно не дав Правительству решать этот вопрос. Этот вопрос будет          
решать, господа из Правительства, парламент, и никто другой! Если вы посмеете   
вот эту норму провести и увеличить до 20 процентов, обещаем вам: вы не          
получите никаких законов об акцизах.                                            
                                                                                
Три вопроса, которые так отстаивало здесь Правительство с той трибуны! Три      
вопроса, но под ними было заложено издевательство над детьми, над бедными       
людьми, потому что увеличение здесь НДС - это завтра увеличение цен. Неужели    
этого нельзя было понять господам чиновникам, которые вот так трактовали то,    
что постановили и утвердили большинством и Совет Федерации, и Государственная   
Дума?!                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, время нашей работы завершилось. Просил слова     
для выступления представитель Правительства. Но я хотел бы сейчас, наверное,    
зафиксировать, может быть, что мы обсудили этот закон. Или продолжим его        
обсуждение? Правительство настаивает на обсуждении? (Шум в зале.)               
                                                                                
Нет, я сейчас не имею права предоставлять вам слово, поскольку время рабочее    
закончилось, и все, что мы будем делать в перерыве, недействительно. Может      
быть, вы снимете это ваше выступление, и тогда мы сейчас зафиксируем, что       
закон подготовлен к голосованию в "час голосования"? Настаиваете на             
выступлении?                                                                    
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование: продлить время нашей работы до окончания        
рассмотрения этого вопроса. Продлить время для того, чтобы закончить с первым   
дополнительным пунктом повестки дня в разделе отклоненных федеральных           
законов. Продлить время для того, чтобы закончить с этим вопросом.              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              196 чел.             43,6%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    198 чел.                                          
Не голосовало                 252 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4211 по 4320 из 8027
Возвращаемся к рассмотрению законопроекта под номером 1 в дополнительной        
повестке дня. У нас состоялись доклады по этому вопросу полномочного            
представителя Президента, представителя комитета по бюджету Штогрина,           
выступления депутатов Вишнякова и Лукьянова, и на этом мы прервались из-за      
того, что наступило время перерыва.                                             
                                                                                
Слово для выступления просил замминистра финансов Моторин Михаил Альбертович.   
Далее будет заключительное слово полномочного представителя Президента, и       
будем принимать решение.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Альбертович.                                                 
                                                                                
МОТОРИН М.А., заместитель министра финансов Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, я прошу обратить внимание, что в своем письме Президент     
не отвергает в целом данный закон. Предлагается провести согласительные         
процедуры по двум нормам, которые имеют наибольшее значение для федерального    
бюджета на следующий год.                                                       
                                                                                
Поэтому Правительство предлагает в течение сегодняшнего и завтрашнего дня       
провести согласительные процедуры, обсудить сроки введения в действие нормы о   
зачете входного НДС по объектам капстроительства и по перечню                   
продовольственных товаров, найти согласованное решение (которое предлагает      
найти и Президент) с помощью создания такой согласительной комиссии и к         
пятнице внести на рассмотрение Думы согласованный вариант законопроекта,        
который будет иметь все шансы для дальнейшего принятия и на уровне Совета       
Федерации, и для подписания Президентом.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово полномочного             
представителя Президента (других желающих выступить я не вижу), и принимаем     
решение.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Я хотел бы прежде всего подтвердить позицию Президента, о которой         
сейчас сказал заместитель министра финансов: Президент не отвергает закон как   
таковой, он предлагает провести согласительные процедуры и в рамках             
согласительных процедур найти взаимоприемлемое решение по сокращению            
выпадающих доходов бюджета.                                                     
                                                                                
Но мне хотелось бы ответить и на некоторые вопросы депутатов. Прежде всего я    
хотел бы обратить внимание депутата Вишнякова на то, что данные, приведенные    
в письме Президента, представлены Правительством, и говорить о                  
некомпетентности сотрудника Администрации Президента в данном случае            
неуместно. В перерыве я еще раз связался с заместителем Председателя            
Правительства Виктором Борисовичем Христенко, и он подтвердил, что выпадающие   
доходы по перечню товаров составляют 12 миллиардов рублей. Да, он согласился    
с тем, что по капвложениям здесь цифра может быть уменьшена, но она не может    
быть 4 миллиарда, как об этом говорил депутат Штогрин, она все равно в          
несколько раз выше.                                                             
                                                                                
Но еще раз подчеркиваю: это данные Правительства, и поэтому, если вы не         
согласны, обращайтесь с этим вопросом к Правительству, а не к Администрации     
Президента.                                                                     
                                                                                
Наконец, уважаемый Анатолий Иванович Лукьянов, вы говорите о том, что           
Президент предлагает лишить установленных льгот - пониженных акцизов на         
детские и продовольственные товары. Как раз не предлагается лишать льгот.       
Президент предлагает сохранить действующие льготы, но при этом мы готовы (и     
Правительство готово) обсуждать вопрос о расширении перечня этих товаров, но    
не до такого объема, как это установлено принятым законом. Поэтому этот         
вопрос решаемый, подчеркиваю. Но мы должны совместно найти решение, как         
все-таки снизить выпадающие доходы, поскольку, даже если опираться на цифру     
29,12, это свыше 40 миллиардов рублей. Но даже если считать, что выпадающие     
доходы пока положением завышены в два раза, все равно это, извините меня, не    
меньше 20 миллиардов рублей.                                                    
                                                                                
Вы прекрасно понимаете, что такой удар по бюджету бюджет не выдержит. Поэтому   
надо искать взаимоприемлемое решение. И мы готовы, и Правительство готово в     
течение сегодняшнего и завтрашнего дней такие согласительные процедуры          
провести.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Коллеги, тогда палата, видимо, сейчас имеет право принять следующее решение:    
считать, что обсуждение отклоненного федерального закона состоялось и он        
готов к голосованию в варианте преодоления вето. Но предложение Правительства   
и предложение полномочного представителя Президента - за это время нам          
целесообразно все-таки провести... Я считаю также, что первоначально            
намечавшаяся и оглашенная мной идея о проведении сегодня "часа голосования",    
очевидно, нецелесообразна. Я полагаю, что в пятницу по решению Совета "час      
голосования" у нас уже назначен, и, таким образом, есть предложение все         
рассмотренные сегодня отклоненные федеральные законы, по которым состоялось     
обсуждение, включить в повестку дня пятницы, 3 декабря, в "час голосования",    
в том числе и этот дополнительный. Если так, то мы имеем возможность еще в      
течение сегодняшнего и завтрашнего дней провести, если удастся,                 
согласительные процедуры. Если они будут проведены, и будет достигнуто          
взаимопонимание и найден вариант, мы поставим его на голосование уже в          
варианте согласительной комиссии. Нет возражений против этого?                  
                                                                                
Полдников Юрий Иванович.                                                        
                                                                                
ПОЛДНИКОВ Ю.И. Борис Юрьевич, в целом можно было бы согласиться с вашими        
аргументами. Но, к сожалению, не вижу аргументов против пункта 9 - закона "Об   
обращениях граждан", о котором мы докладывали сегодня. Никаких возражений не    
поступило, тем более палата положительно реагирует. Просил бы сегодня           
поставить его на голосование.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Иванович, мы тогда должны сейчас назначать "час      
голосования". Это будет не ранее 16 часов. Депутатов в зале мало. Преодоление   
вето требует 300 голосов. Голосование будет явно ущербным из-за отсутствия      
людей, а в пятницу в тот час, который мы заранее уже сегодня объявили, явка     
депутатов будет такая же, какая была сегодня утром. Поэтому перенесение         
голосования на два дня никакой роли с точки зрения вашего законопроекта не      
играет. Я просил бы вас не упорствовать. С другими депутатами, в частности со   
Штогриным, я согласовал этот вопрос.                                            
                                                                                
Итак, пункты 6, 8, 9 и пункт 1 из дополнительной повестки дня подготовлены к    
голосованию, ставятся в "час голосования" на пятницу, 3 декабря.                

Заседание № 294

05.11.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (о законодательном установлении перечня товаров, на которые распространяется пониженная ставка НДС).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 919 по 936 из 5819
Пункт 2.8, очень важный проект закона - "О внесении изменений в Закон           
Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Ставлю на             
голосование. Пожалуйста, голосуйте.                                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.             74,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 293

29.10.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (о законодательном установлении перечня товаров, на которые распространяется пониженная ставка НДС; принят в первом чтении 1 октября 1999 года с названием "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4777 по 5082 из 8153
Сергей Иванович Штогрин, докладывайте ваш законопроект. Пожалуйста.             
                                                                                
ШТОГРИН С.И. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается во втором чтении   
проект закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на   
добавленную стоимость", связанный с необходимостью законодательно закрепить в   
нем перечень продовольственных товаров и детских товаров, которые бы            
облагались по ставке 10 процентов, льготной, перечень, который был перекроен    
постановлением, принятым в текущем году Правительством Степашина. Логика        
доработки законопроекта была следующая.                                         
                                                                                
Первое. Не менять тот перечень, который существовал до изменения, внесенного    
Правительством Степашина, а закрепить его законом - и не расширять его, и не    
уменьшать.                                                                      
                                                                                
Второе. Включить в законопроект текстовые статьи, которые бы закрыли те дыры,   
которые есть сегодня в налоговом законодательстве, в частности, так             
называемые песочные схемы, которые позволяли уходить от налога на добавленную   
стоимость различным дельцам.                                                    
                                                                                
Кроме того, дать возможность льготировать такие отрасли, как оборонная,         
которая выполняет заказы из-за рубежа, с тем чтобы не платить налог с тех       
авансовых платежей, которые получают для того, чтобы можно было выпускать       
технику на продажу. Кроме того, установить льготы по технологическому           
оборудованию, которое не производится в Российской Федерации. И еще некоторые   
вещи, связанные с льготами для инвалидных организаций, организаций              
потребкооперации, которые закупают продовольствие у населения.                  
                                                                                
В целом эти поправки отработаны с Правительством. Они поддержаны                
Правительством Российской Федерации. Они прошли апробацию в Совете Федерации.   
Поэтому я предлагаю их принять.                                                 
                                                                                
Таким образом, сформированы две таблицы поправок: таблица поправок,             
поддержанных комитетом, и таблица отклоненных поправок (там всего две           
поправки). Я предлагаю поддержать поправки, которые комитет предлагает          
одобрить, и отклонить две поправки.                                             
                                                                                
Кроме того, я хотел бы сказать, что после рассмотрения законопроекта в первом   
чтении мы получили заключение Президента Российской Федерации. Я хотел бы       
коротко на нем остановиться. Президент возражает против принятия данного        
законопроекта по трем причинам.                                                 
                                                                                
Первое, действующим законом действительно дано право такой перечень             
утверждать постановлением Правительства. Но закон принимался до принятия        
первой части Налогового кодекса, и с вступлением этой части Налогового          
кодекса в действие такого права Правительство лишено. Поэтому мы все равно      
обязаны были бы внести изменения в закон.                                       
                                                                                
Вторая причина, по которой он возражает против данного законопроекта, связана   
с тем, что уменьшается доходная база федерального бюджета и региональных        
бюджетов из-за того, что мы понижаем ставку на эти товары. Хочу сказать, что    
это не так. Потому что когда просчитывался бюджет 1999 года (это было в июне    
прошлого года), то действовали ставки на все эти товары в размере 10            
процентов и никто не помышлял об их изменении. Поэтому в расчетах заложено      
было именно то, что есть. Просто сегодня, поскольку принято постановление       
Правительства, получаются сверхдоходы, обусловленные в законе о бюджете и       
налоговом законодательстве, которых в принципе не должно было бы быть, и за     
счет основной массы населения.                                                  
                                                                                
И третий мотив, по которому Президент не поддерживает данный законопроект. Он   
говорит, что данные нормы содержатся во второй части Налогового кодекса,        
которая принята в первом чтении. Но я хочу вам сказать, что судьба второй       
части Налогового кодекса будет решаться очень долго. И как мы с вами            
договорились, он будет приниматься по главам. На сегодняшний день глава,        
касающаяся налога на добавленную стоимость, еще не отработана, и когда она      
будет отработана - неизвестно.                                                  
                                                                                
Поэтому, я считаю, что те замечания, которые высказаны Президентом, носят       
концептуальный характер, а мы уже по ним определились в принципе при первом     
чтении. Полученные замечания нашего Правового управления носят больше           
технический характер, и мы можем эти замечания реализовать при подготовке       
законопроекта к третьему чтению.                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, у меня здесь несколько поправок,         
которые раздавались сегодня. По ним скажите, пожалуйста.                        
                                                                                
ШТОГРИН С.И. Да, извините.                                                      
                                                                                
Комитет по бюджету рассмотрел две поправки, которые не вошли в таблицы, а       
розданы сегодня. Это поправка Никитина, связанная с технологическим             
оборудованием (я о нем уже говорил), и поправка Бабурина, связанная с нашими    
угольщиками, которые работают на острове Шпицберген, чтобы здесь не было        
двойного налогообложения. Комитет предлагает также включить их в таблицу        
принятых поправок. Но поскольку они розданы отдельно, по ним надо провести      
отдельное голосование.                                                          
                                                                                
Что касается поправок депутатов Учителя и Борщева, то я их увидел только        
сегодня в зале. Комитет их не рассматривал, хотя, например, поправка Учителя    
заслуживает внимания. Но это нужно делать, наверное, в рамках нашего            
Регламента, чтобы здесь не было нарушений и чтобы наш закон потом Президент     
не отклонил.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблицам поправок? Предложения по      
таблицам поправок?                                                              
                                                                                
Пожалуйста, депутат Бурдуков Павел Тимофеевич.                                  
                                                                                
БУРДУКОВ П.Т., Аграрная депутатская группа.                                     
                                                                                
Спасибо, Борис Юрьевич.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я убедительно хотел бы попросить вас поддержать поправку,    
которую распространил Никитин и о которой сказал Сергей Иванович, так как       
огромное количество предприятий ждет эту поправку.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще по таблицам поправок? Депутат Лозинская.              
                                                                                
ЛОЗИНСКАЯ Ж.М., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Иванович, я хочу выступить в защиту поправки коллеги           
Учителя. Но разве у нас нет такой регламентной нормы, что по поправке,          
внесенной в день заседания, путем голосования может быть определено "да" или    
"нет"? Почему мы отказываемся от этой нормы?                                    
                                                                                
ШТОГРИН С.И. Нет такой нормы. Поправка должна была пройти через подкомитет,     
комитет. Понимаете, в чем дело? Если мы сейчас ее включим, то могут             
возникнуть вопросы: что такое есть учебник, кто учебники выпускает, кому        
давать льготу, кому не давать? Я только навскидку обозначил вопросы, которые    
могут возникнуть. И я поэтому вас убедительно прошу. Можно было бы многое,      
наверно, еще включить в этот закон, но таким образом мы можем его перегрузить   
и вообще похоронить. Я думаю, что не надо этого делать, поскольку все, что мы   
проработали, поддержано Правительством, и это усиливает проходимость данного    
закона через Совет Федерации и подписание у Президента. Иначе мы с водой и      
ребенка выплеснем.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Учитель. Может, он снимет сейчас. Послушаем.      
                                                                                
УЧИТЕЛЬ В.А., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я все-таки настаивал бы на том, чтобы эта поправка была      
проголосована. Дело в том, что любой учебник, который продается и               
рекомендуется для использования в школе, носит название "учебник" в отличие     
от других книг, которые носят название "учебное пособие" и так далее. Поэтому   
объем и номенклатуру тех книг, которые являются учебниками, очень просто        
определить.                                                                     
                                                                                
Второе. Я считаю, что учебники для первого и девятого класса - это та           
продукция, которая обязательно должна войти в перечень, который определяется    
законом. Это вещь, которая необходима для того, чтобы дать образование нашим    
детям, а это конституционное право. Причем на родителей возлагается             
конституционная обязанность обеспечить это право. И в зависимости от того,      
какой семейный доход у той или иной семьи, нельзя ставить это конституционное   
право под удар.                                                                 
                                                                                
Я просил бы сегодня поддержать эту поправку и проголосовать ее.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Веселкин.                                         
                                                                                
ВЕСЕЛКИН П.М., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Я тоже хотел бы, чтобы Штогрин высказался по отклоненной моей поправке -        
поправке 9, в которой как бы предусматривается льгота по подоходному налогу.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы предлагаете поправку 9 из таблицы отклоненных          
вынести на отдельное голосование?                                               
                                                                                
ВЕСЕЛКИН П.М. Да, голосовать отдельно.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, принято. Потом при обсуждении обоснуете.          
                                                                                
Еще по таблицам поправок есть замечания? Нет. Тогда ставлю на голосование       
таблицу поправок, которую комитет рекомендует к принятию. Кто за то, чтобы      
эту таблицу утвердить? Прошу голосовать.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет.                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 25 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.             70,0%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица рекомендованных комитетом к принятию поправок утверждена.               
                                                                                
Комитет рассмотрел поправки Бабурина и Никитина и также рекомендует их к        
принятию. Они розданы на отдельных листочках, их голосуем отдельно.             
                                                                                
Кто за то, чтобы поправку депутата Никитина принять? Прошу голосовать.          
Комитет - за.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.             69,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принята. По доходной снимаете?.. Хорошо.                               
                                                                                
Ставится на голосование: принять поправку депутата Бабурина. Комитет - также    
за. Прошу голосовать. Отдельное голосование проводим по каждой поправке,        
которая сегодня роздана отдельно. Пожалуйста, поправка Бабурина голосуется.     
Определяйтесь.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.             65,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШТОГРИН С.И. Я прошу дать слово представителю Правительства Моторину для        
комментария.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Альбертович, по поправке депутата Учителя (мы ее   
сейчас будем ставить на голосование) просят вас прокомментировать. Вы готовы?   
                                                                                
МОТОРИН М.А. В данном случае я должен сказать, что Правительство не будет       
комментировать эту поправку. Мы ее не видели, мы не можем просчитать            
последствия внесения этой поправки. В таком режиме обсуждать поправки к         
важнейшему закону я считаю невозможным. Прошу проголосовать против.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, комитет не рассматривал поправку.                
Правительство возражает, поскольку оно тоже не видело поправку. Депутат         
Учитель настаивает или снимает? Настаивает на том, чтобы его поправка была      
принята. Она у вас на руках имеется.                                            
                                                                                
Ставлю на голосование: принять поправку депутата Учителя. Прошу голосовать.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              127 чел.             28,2%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    131 чел.                                          
Не голосовало                 319 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Итак, с принятыми поправками мы решили.                                         
                                                                                
Таблица отклоненных поправок. Депутат Веселкин снимает свое предложение об      
отдельном голосовании одной из поправок, поэтому я ставлю на голосование:       
согласиться с комитетом в части отклонения поправок. Прошу голосовать. Сейчас   
решим.                                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.             67,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица отклоненных поправок принята.                                           
                                                                                
Ставится на голосование... Минутку. Голосование не проводим.                    
                                                                                
От Правительства, пожалуйста, Моторин Михаил Альбертович.                       
                                                                                
МОТОРИН М.А. Я прошу депутатов обратить внимание. Мое возражение,               
естественно, относится к первому чтению данного законопроекта, но я должен      
уточнить, что данный законопроект в том виде, как он принят в первом чтении,    
не был учтен в бюджете 2000 года. Потери от расширения перечня                  
продовольственных товаров, облагаемых по ставке 10 процентов, составляют для    
бюджета 2000 года 10 миллиардов рублей. Это я прошу учитывать при голосовании   
по данному законопроекту.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович.                                          
                                                                                
ШТОГРИН С.И. Уважаемые коллеги, наша трехсторонняя комиссия плодотворно         
работала. Мы с вами тоже работали, дополнили доходную часть источниками.        
Поэтому я думаю, что эту потерю мы уже компенсировали, и прошу проголосовать    
за.                                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, ставится на голосование: принять законопроект во    
втором чтении. Прошу голосовать.                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.             74,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении. Спасибо, Сергей Иванович. Коллеги,        

Заседание № 287

01.10.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (о законодательном закреплении перечня товаров, по которым применяется ставка в размере 10 процентов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3865 по 4047 из 5017
Пункт 13. Сергей Иванович Штогрин, пожалуйста, докладывайте законопроект "О     
внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О налоге на          
добавленную стоимость".                                                         
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, поближе подходите.                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШТОГРИН С.И., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, предыстория данной законодательной инициативы: она была      
вызвана постановлением Правительства Российской Федерации № 569 от 27 мая       
1990 года, которым значительно сокращался перечень продовольственных товаров,   
которые облагались бы по льготной ставке - 10 процентов. Из этого перечня       
постановлением Правительства исключены мясо и мясопродукты, яйцо и              
яйцепродукты, сахар, рыба живая и морепродукты, в том числе рыба охлажденная,   
мороженая и других видов обработки, сельдь, консервы и пресервы. Практически    
очень широкий круг продовольственных товаров, которыми пользуются или которые   
потребляет большинство нашего населения, был исключен из перечня                
продовольственных товаров, облагаемых по льготной ставке.                       
                                                                                
Мы, депутаты Государственной Думы, узнав об этом, направили парламентский       
запрос Председателю Правительства, тогда Степашину, с тем, чтобы он разъяснил   
позицию, почему и исходя из каких мотивов было принято данное решение. На       
этот запрос был получен следующий ответ. Я цитирую часть его: принятие          
Правительством Российской Федерации постановления от 27 мая 1999 года № 569,    
в соответствии с которым с 1 июля 1999 года установлена ставка налога на        
добавленную стоимость на мясо и мясопродукты, яйцо и яйцепродукты, рыбу         
живую, морепродукты и так далее в размере 20 процентов, основан на              
необходимости увеличения доходной части консолидированного бюджета за счет      
сокращения различных льгот, в том числе и по налогу на добавленную стоимость.   
То есть в данном ответе четко сказано, что доходную часть бюджета               
Правительство будет решать за счет того, чтобы наше население вообще не могло   
потреблять те продукты, о которых я говорил.                                    
                                                                                
Кроме того, в ответе записано, что Правительство Российской Федерации в целях   
контроля за фактической динамикой цен поручило заинтересованным федеральным     
органам исполнительной власти осуществить в июле и сентябре 1999 года           
мониторинг цен на продовольственные товары первой необходимости,                
проанализировать ситуацию на потребительском рынке и представить предложения    
по корректировке перечня товаров, по которым применяется льготная ставка        
налога на добавленную стоимость.                                                
                                                                                
Ничего этого не произошло. Но я запросил у наших статистиков динамику цен и     
хочу привести динамику цен на продукты, о которых идет речь, по двум регионам   
- по Хабаровскому краю и Амурской области. Так вот, по говядине первой          
категории: она стоила в Хабаровском крае на 1 июня 47 рублей 42 копейки, а на   
1 сентября стала стоить 51 рубль 91 копейку, то есть на 4 с половиной рубля     
дороже; в Амурской области стоила 35 рублей 79 копеек, а стала стоить через     
три месяца 40 рублей 93 копейки, то есть плюс 5,2 рубля; в Магаданской          
области это мясо подорожало вообще на 16 рублей. Колбаса вареная, первый        
сорт, которую потребляет большинство населения, бедного населения: в            
Хабаровском крае она подорожала на 8 рублей 70 копеек, в Амурской области -     
на 13 рублей 60 копеек, в Магаданской области - на 13 рублей. Поэтому           
никакого мониторинга, никаких предложений Правительства о том, чтобы            
действительно ограничить рост цен на самые важнейшие продукты питания, не       
поступило.                                                                      
                                                                                
Мы, депутаты Государственной Думы, принимали также постановление, в котором     
обратились к Правительству с просьбой отменить свое постановление № 569, с      
тем чтобы не доводить дело до внесения законопроекта. Однако принятое и         
поддержанное более чем 300 голосами постановление было Правительством просто    
проигнорировано, и ничего мы от него не добились.                               
                                                                                
Поэтому группа депутатов в составе Емельянова, Ивера, Найчуковой, Рыжкова,      
Сапожникова, Тихонова и Штогрина выступила с законодательной инициативой:       
перечень продовольственных товаров и перечень детских товаров, на которые       
должна быть установлена льготная ставка в 10 процентов, должны быть             
закреплены федеральным законом, с тем чтобы больше уже никакой председатель     
правительства, никакой чиновник не мог посягнуть, так сказать, на святая        
святых - необходимый перечень и товаров, и продовольствия, чтобы цены на них    
не росли такими темпами, как растут сегодня. Комитет по бюджету, налогам,       
банкам и финансам рассмотрел данную инициативу и поддержал ее.                  
                                                                                
Поэтому я обращаюсь ко всем вам: давайте мы сделаем благое дело - закрепим      
законом необходимый перечень продовольственных товаров и детских товаров,       
которые бы облагались по льготной ставке в 10 процентов, чтобы никто потом      
это изменить не мог.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста, содоклад.                                
                                                                                
МАКАРОВ А.М. Уважаемые коллеги, очень подробный доклад, поэтому я не вижу       
необходимости подробно рассказывать вновь о предлагаемом законопроекте.         
Хотелось бы отметить только два основных момента.                               
                                                                                
Первый: приняв общую часть Налогового кодекса, мы установили: ставки налога     
может устанавливать только законодатель. И если бы Правительство внесло в       
Думу проект закона о том, чтобы привести закон "О налоге на добавленную         
стоимость" в соответствие с общей частью Налогового кодекса, то есть            
урегулировать эти ставки в рамках закона, я думаю, это не встретило бы ни у     
кого никаких возражений. Однако Правительство, вместо того чтобы приводить      
действующее законодательство в соответствие с Налоговым кодексом, пошло вновь   
по пути ведомственного нормотворчества, до минимума сократив перечень тех       
товаров, на которые был установлен льготный режим налога на добавленную         
стоимость. Если сопоставить это с тем, что одновременно налог на добавленную    
стоимость не сократился, как это предлагалось изначально и как было в том       
законе, который мы с вами приняли, то совершенно ясно, что это привело к        
прямому увеличению цен на товары первой необходимости. И когда Правительство    
пишет, что это приведет к выпадению из бюджета порядка 12 миллиардов рублей,    
это означает, что эти 12 миллиардов Правительство намеревается получить от      
наименее обеспеченных слоев населения.                                          
                                                                                
В этой связи бюджетный комитет, рассмотрев данный законопроект, поддерживает    
его в полном объеме. Было несколько законопроектов, несколько вариантов         
решения как бы этого вопроса, который мы можем вполне урегулировать ко          
второму чтению. Но, безусловно, этот законопроект надо принимать. Он            
находится в полном соответствии с общей частью Налогового кодекса.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы?                                          
                                                                                
Бурдуков Павел Тимофеевич. Мисник - следующий. Это вопросы. Коллеги, три        
минуты осталось до перерыва.                                                    
                                                                                
БУРДУКОВ П.Т., Аграрная депутатская группа.                                     
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Ивановичу.                                               
                                                                                
Сергей Иванович, не лучше ли побыстрее сделать тот закон, который отклонил      
Президент, о налоге на добавленную стоимость, с учетом именно вот этих          
положений? Он бы, конечно, как бы комплексное решение нашел. И в том, что       
касается продовольственных товаров, и по промышленности там хорошие забиты      
положения.                                                                      
                                                                                
ШТОГРИН С.И. Я думаю, что этого делать не надо. Почему? Потому, что добиться    
того, что мы хотели сделать, - снижения общей ставки до 10 процентов -          
практически невозможно в нынешних условиях.                                     
                                                                                
И второе. Я хочу поддержать Андрея Михайловича Макарова в том, что вообще       
надо максимально в законах, которые мы принимаем, прописывать норму: лишать     
Правительство права принимать такие решения.                                    
                                                                                
Мы утвердили первую часть Налогового кодекса, и мы, законодатели, должны этот   
вопрос решить однозначно - именно в интересах людей. Поэтому лучше всего        
сделать так, как и предлагаем мы.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Мисника. Я уже назвал его. (Шум в         
зале.) Депутат настаивает на том, чтобы задать вопрос.                          
                                                                                
МИСНИК Б.Г. Я не настаиваю. Если большинство - за, я снимаю вопрос. Поставьте   
на голосование.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, вопросов больше нет. Кто желает выступить по этому   
законопроекту?                                                                  
                                                                                
Представитель Правительства, пожалуйста.                                        
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Правительство         
Российской Федерации в своем заключении предлагает не принимать, не             
поддерживать данный законопроект. И я понимаю настроение зала.                  
                                                                                
Хотел бы отметить, уважаемый Сергей Иванович. Сегодня очень хорошо сказано в    
первой части Налогового кодекса Российской Федерации, что мы должны делать      
все, только в соответствии с ним.                                               
                                                                                
Я хотел бы напомнить депутатам, что мы в последнее время приняли ряд            
серьезных законопроектов, которые серьезно противоречат Налоговому кодексу      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: указанный законопроект принять в   
первом чтении. Прошу голосовать.                                                
                                                                                
Идет голосование по пункту 13 повестки дня - о поправках в статью 6 закона об   
НДС.                                                                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.             74,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.