Заседание № 238
О проекте федерального конституционного закона № 99062588-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (в части, касающейся порядка установления системы федеральных органов исполнительной власти, а также полномочий Правительства Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18: о проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации". Доклад Сергея Ивановича Штогрина, заместителя председателя комитета по бюджету. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые коллеги, побудительным мотивом для подготовки нами данного законопроекта было следующее. В последние годы, начиная с 1991 года, мы наблюдаем, что федеральные органы исполнительной власти находятся в состоянии постоянного реформирования. Одни министерства упраздняются в комитеты, службы, другие создаются, сливаются, и, таким образом, получается, что федеральные органы исполнительной власти, которые в первую очередь ответственны за положение в отдельных отраслях экономики страны, за решение социальных, экономических проблем, постоянно реорганизуются. Но вы знаете народную мудрость: если вы хотите какое-то предприятие, организацию или ведомство уничтожить, вы проводите в ней постоянно реорганизации, меняйте руководство и оно само собой разорится, закроется и существовать не будет. Мы наблюдаем, что даже в последние годы... Вот недавно были указы Президента, касающиеся реформирования наших силовых ведомств. Поэтому мы считали, подготавливая данный законопроект, что систему и структуру министерств, государственных комитетов, федеральных служб следовало бы утвердить федеральным законом. Почему? Мы имеем с вами утвержденную, или принятую, Правительством и одобренную Государственным советом концепцию экономических реформ в нашей стране, и под эту концепцию реформирования экономики и социальной сферы страны мы должны дать Президенту и Председателю Правительства соответствующий инструмент в виде соответствующих министерств, ведомств, которые должны это осуществлять. И чтобы их структура и состав не зависели от того, кто является Председателем Правительства, поменялся Президент или не поменялся, с тем чтобы аппарат исполнительный работал, как ему положено работать. Потому что возникает иногда недоумение, почему, например, - ну, были приняты в свое время решения - Госкомитет по рыболовству включили в состав Министерства сельского хозяйства? Понятно, что это абсолютно, совершенно чуждые друг другу сферы, абсолютно несвязанные, и сейчас один министр управляет и посевами, уборкой урожая, и организацией судоремонта, организацией рыбного промысла и так далее. Вот основная идея нашего законопроекта. Мы считаем, надо, чтобы система министерств и ведомств, которая нужна для того, чтобы реформировать нашу экономику, для того, чтобы развивать ее, улучшать жизнь населения, была стабильной и чтобы она утверждалась законом федеральным. И если есть необходимость производить какие-то изменения, то надо, чтобы это было сделано путем внесения соответствующих изменений в федеральный закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. С содокладом по данному законопроекту выступит Валерий Васильевич Гребенников. С места. Включите микрофон, пожалуйста, Гребенникову. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Комитет на своем заседании еще в 2002 году... Вы знаете, что этот проект, к сожалению, мы уже давно пытаемся рассмотреть. Он несколько раз включался в порядок работы пленарного заседания, но как-то откладывался. Так что комитет уже давно его рассматривал и принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить этот законопроект, исходя из следующего. Пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов исполнительной власти отнесено к ведению Российской Федерации, и Конституция прямо указывает, в каком порядке и какими органами формируются те или иные органы исполнительной власти. Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации 1999 года регулирование вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации, исключительно в форме федерального закона допускается только тогда, когда сама Конституция требует этого. Предлагаемые в закон изменения, направленные на повышение самостоятельности Правительства в вопросах его компетенции, фактически выводят из компетенции Президента Российской Федерации, который по Конституции назначает руководителей федеральных органов и членов Правительства, из его полномочий многие вопросы, и в частности вопросы руководства силовыми ведомствами и другими органами, которые сегодня замкнуты в соответствии с действующим порядком на компетенцию Президента. И вообще в принципе такой подход, по нашему мнению, противоречит установленной Конституцией Российской Федерации модели взаимоотношений Президента, Правительства и парламента. Таким образом, предлагаемое проектом изменение установленного порядка формирования системы исполнительной власти противоречит Конституции, противоречит решению Конституционного Суда, выходит за рамки принятого сегодня законодательства, и в силу этого комитет считает принятие законопроекта нецелесообразным и рекомендует Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Валерий Васильевич, дело в том, что в нашей Конституции начиная со статьи 80 и дальше полностью прописаны как раз полномочия Президента и никоим образом статья 71, на которую вы сослались, не противоречит этому. Поэтому здесь вы несколько неправильно, с моей точки зрения, применили аргументацию. А вопрос у меня - следующий. Комитет, вообще-то, анализировал, почему за время наших с вами двух созывов (ну, в прошлый раз вы, правда, в "Нашем доме - России" были) произошло восемь смен правительства, но ни разу не было преемственности даже структуры Правительства. Почему у нас в ведомстве Грефа - 17 заместителей и 44 департамента? Если вы посмотрите, то эти суперминистерства ни за что не отвечают и ни перед кем не отчитываются. Именно потому, что премьер даже не имеет полномочий сместить нерадивого министра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Васильевич, пожалуйста. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Я просто опускаю замечание относительно аргументации, та или не та, потому что на самом деле можно ссылаться как на статьи 71 и 80, так и на другие. Я так и сделал. Ведь мы говорим и о статье 71, и о других статьях Конституции. Так что это дело вкуса. Что же касается того, что в России за последнее время сменилось восемь правительств, то я могу назвать еще одну страну, в которой за короткий период сменилось 20 правительств, но она от этого не перестала быть одной из крупнейших в мире и наиболее развитых стран. Так что этот аргумент тоже, в общем-то, как мне кажется, вкусовой. Можно пойти еще дальше. Вот здесь, в зале, звучали такие аргументы: в 1917 году вообще сломали всю систему российской государственности. Мы с вами что сейчас обсуждаем? Мы говорим о том, что Конституция определила один порядок, а закон предлагает его изменить без достаточных оснований. Это так, это факт. А вот рассуждения о том, что мы восемь раз меняли Правительство... из шестнадцати... Я не знаю, насколько они носят правовой, политический или, может быть, чисто вкусовой характер. Для того чтобы, скажем, более понятно проиллюстрировать свою позицию, я могу просто зачитать выдержку из этого законопроекта, который мы сегодня обсуждаем. Здесь предлагается закон дополнить статьей, в которой, в частности, говорится, что система федеральных органов исполнительной власти устанавливается федеральным законом, предложения о структуре федеральных органов власти вносит Председатель Правительства и направляет его Президенту в недельный срок после своего назначения. Скажите, пожалуйста, если вы так внимательно, придирчиво рассматриваете систему органов исполнительной власти, что сегодня наталкивает нас на то, чтобы установленный порядок формирования органов власти изменить? Что, мы сегодня или завтра убедимся в том, что девятый раз не будем менять Правительство, если это запишем в законе, или, может быть, если мы напишем сегодня в законе "О Правительстве...", что оно осуществляет регулирование экономических процессов, валютное регулирование и валютный контроль и так далее, что-нибудь изменится? Что, сегодня оно не имеет на это права? Что, эти его полномочия не записаны в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации"? Это же не так. Значит, мы имеем сегодня дело только с проектом, который носит вкусовой характер... С точки зрения авторов проекта, депутаты имеют на это право. Но комитет считает, что на данный момент это не вызвано необходимостью и противоречит установленной модели. Вот аргументация нашего решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Вопрос у вас, Александр Александрович? Шабанов Александр Александрович. ШАБАНОВ А. А. Валерий Васильевич, у меня к вам вопрос. Вы дважды употребили такое определение: "носит вкусовой характер". Вы юрист. Сформулируйте, пожалуйста, точно, что вы под этим понимаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Васильевич. ГРЕБЕННИКОВ В. В. Если говорить о законотворческом процессе, то я понимаю под этим предложение внести в закон такие изменения, которые не основаны на выводах из анализа практики, дающих основания сказать, что действующая норма отрицательно сказывается на экономической, политической, социальной жизни в стране, на роли государства и его органов в управлении этими всеми процессами в стране. Это и есть вкусовой характер. Потому что мы с вами можем говорить, например, о том, что нужно написать, что Правительство осуществляет экономическое регулирование, или сохранить то, что записано сегодня в законе, что Правительство отвечает за экономическую политику в стране. Ибо от того, что мы переставим слова, ничего не изменится до тех пор, пока мы с вами не найдем принципы взаимоотношений Правительства, парламента и Президента, которые наилучшим образом позволили бы эффективно контролировать деятельность Правительства, а ему эффективно работать. И когда мы говорим о том, что нам кажется, что лучше написать эту фразу вот так, а не так, то это и есть вкусовой подход к проблеме. Потому что для того, чтобы, скажем, это прозвучало более убедительно, давайте сначала проведем анализ и сделаем вывод, например: вот нынешние записи о полномочиях Правительства ему мешают руководить экономикой. Или, может быть, это вообще в силу других причин происходит? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У кого еще есть вопросы? Кто хотел бы выступить? Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На самом деле этот законопроект не носит вкусовой характер, это попытка хоть как-то разрешить проблемы, которые у нас завязаны клубком и не разрешаются. Вот лично меня, не знаю, как вас, вчера резанул ответ нашего вице-премьера Гордеева, когда он сказал: "А у нас в Правительстве как у вас в Думе". Да не может быть в Правительстве как в Думе, понимаете?! Потому что Дума создана по политическому принципу, а Правительство назначается указом Президента. Может быть, кто-то не знает, но даже все заместители министра назначаются указом Президента. В результате получается, что премьер у нас громоотвод: когда всё идет нормально, то вроде как и премьер хорош, как только что-то не получается - все принципиальные решения принимает Президент, и в том числе назначает ключевых министров. Министра Грефа, помните, сначала в центр поместили, а потом он из центра пришел реформировать, причем предлагал экономические программы, не имея экономического образования. С нашей точки зрения, вообще-то, если мы действительно хотим не популизмом заниматься, как некоторые политические силы... Мы в прошлом созыве, чувствуя, что необходимо сделать взаимоответственными парламент и Правительство, внесли пятнадцать поправок в Конституцию, как это положено, собрали более сотни подписей. Но Комитет по государственному строительству не нашел возможным до настоящего времени включить их в повестку дня Государственной Думы. Однако сегодня, когда перед выборами выгодно повыступать перед избирателями, оказывается, что якобы некая политическая сила новообразованная тоже выступает за это. Вкусовой характер. С моей точки зрения, вот если мы действительно ответственные люди и хотим улучшать жизнь, и хотим слушать министров, которые вот здесь... Обратите внимание, к нашему счастью, наверное, рассмотрение этих законов совпадает с такими бурными обсуждениями на "правительственных часах", некоторые из которых необоснованно закрыты. Вы, наверное, как и я, были удивлены такими сердечными ответами замминистра внутренних дел, который в принципе высказывал озабоченность тем, что очень маленькая зарплата, просто не думая, наверное, о том, что его министр является, вообще-то, членом Совета Безопасности и руководителем правящей партии в нарушение закона. Поэтому я предлагаю коллегам, дабы сделать первый шажок к нормализации ситуации, принять и вот этот закон, и следующий за ним, 19-й, потому что они как раз являются ступеньками к упорядочению, а не вкусовщиной. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, для вашего сведения: 19-й снят сегодня с повестки дня. Представители Правительства и Президента не хотели бы высказаться? Нет. С заключительным словом Сергей Иванович не хочет выступать. Валерий Васильевич, заключительное слово требуется? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"? Мнение комитета - против данного законопроекта. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 04 сек.) Проголосовало за 119 чел. 26,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 120 чел. Не голосовало 330 чел. 73,3% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 161
О проекте федерального конституционного закона № 99062588-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" (о порядке установления системы федеральных органов исполнительной власти, назначения на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также в части, касающейся полномочий Правительства Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Геннадий Николаевич, предлагаю пункт 17 перенести на май в связи с отсутствием докладчика, Николая Ивановича Сапожникова. По просьбе авторов этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сразу исключайте пункт 17, раз отсутствует докладчик. По просьбе авторов переносим на май.
Депутат Пузановский. Пожалуйста, Адриан Георгиевич. А, это мы уже решили: убрали пункт 17, нет докладчика.