Заседание № 21

24.04.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99062524-2 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (принят в первом чтении 29 июня 2000 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1400 по 1406 из 7611
МИТРОФАНОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю исключить из повестки пункт 10, законопроект о   
фонде социального страхования. В связи с тем что возможна реформа               
правительства и появление, допустим, госкорпорации, управляющей и пенсионными   
активами, и средствами ФСС и ФОМС, зачем принимать этот закон? Это первое.      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1518 по 1534 из 7611
Алексей Валентинович Митрофанов предлагает исключить пункт 10 из повестки       
дня. Ставлю на голосование.                                                     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.0,4 %                                     
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                      6 чел.                                          
Не голосовало                 444 чел.98,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3387 по 3432 из 7611
Переходим к рассмотрению пункта 10, о проекте федерального закона "О Фонде      
социального страхования Российской Федерации", это законопроект, принятый в     
первом чтении и предлагаемый к отклонению. Доклад Галины Николаевны             
Кареловой.                                                                      
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект, который мы сейчас    
рассматриваем, по сути дела, с огромной историей. Законопроект был внесён       
Кузнецовым и Ярыгиной в период исполнения ими полномочий депутатов              
Государственной Думы второго созыва. На законопроект в то время было получено   
отрицательное заключение Правительства Российской Федерации, в котором было     
отмечено, что его основные положения противоречат действовавшему на тот         
период законодательству, а именно положениям Гражданского кодекса, Налогового   
кодекса и Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации".           
Несмотря на это заключение, данный законопроект был принят в первом чтении 29   
июня 2000 года. С тех пор законопроект лежит в портфеле Государственной Думы,   
и сейчас Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов вернулся к     
его рассмотрению. Очень внимательно были рассмотрены и текст законопроекта, и   
отзывы, которые поступили после его принятия в первом чтении. Кстати, после     
принятия в первом чтении поступило два отзыва, оба отрицательные, -             
Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации. И в       
том, и в другом отзыве отмечалось, что дальнейшая доработка законопроекта       
нецелесообразна, потому что действительно очевидно, что он противоречил         
действовавшему, ещё раз подчеркну, на тот период законодательству.              
                                                                                
Рассматривая ещё раз этот законопроект, Комитет по труду, социальной политике   
и делам ветеранов убедился, что эти замечания совершенно справедливы. Более     
того, за двенадцать лет законопроект утратил актуальность, не отвечает          
реалиям жизни и современному законодательству.                                  
                                                                                
В этой связи Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов            
предлагает Госдуме отклонить данный проект федерального закона, принятый в      
первом чтении, в соответствии с частью девятой статьи 121 Регламента            
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли выступать представители президента и правительства? Нет. Выносим на    
"час голосования".                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4802 по 4925 из 7611
Уважаемые коллеги, будьте внимательнее: законопроект, принятый в первом         
чтении и предлагаемый к отклонению, проект федерального закона "О Фонде         
социального страхования Российской Федерации". Кто за то, чтобы отклонить       
данный законопроект?                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за               71 чел.15,8 %                                    
Проголосовало против            6 чел.1,3 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                     79 чел.                                          
Не голосовало                 371 чел.82,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Не поняли!                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Опять не поняли... (Шум в зале.) Коллеги, ещё раз         
объясняю... (Шум в зале.) Потише, потише! Коллеги, я прошу, повнимательнее      
немножко!                                                                       
                                                                                
Значит, ещё раз: я сказал ведь не просто так, речь идёт о законопроекте "О      
Фонде социального страхования...", который был принят ранее в первом чтении,    
а сейчас его комитет предлагает к отклонению, понятно? Поэтому я ставлю         
именно таким образом на голосование этот законопроект: кто за то, чтобы его     
отклонить? Предлагается... (Шум в зале.) Минуточку! Потише, пожалуйста!         
                                                                                
Кто за то, чтобы отменить принятое решение?                                     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.52,4 %                                    
Проголосовало против           24 чел.5,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    260 чел.                                          
Не голосовало                 190 чел.42,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Решение отменено.                                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз ставлю на голосование проект федерального закона     
"О Фонде социального страхования Российской Федерации". Он ранее был принят в   
первом чтении, сейчас комитетом он предлагается к отклонению. Кто за то,        
чтобы отклонить данный законопроект? Прошу голосовать.                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.52,2 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    238 чел.                                          
Не голосовало                 212 чел.47,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                
По ведению - Руденко Андрей Викторович.                                         
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Александр Дмитриевич, ушёл Габдрахманов, да? Но он так и не       
ответил на вопрос. Вы не имеете права, как председательствующий, ставить        
вопрос на переголосование, посмотрите 52-ю статью Регламента - только если      
депутат поставит вопрос на голосование, но ни один из депутатов сейчас не       
ставил... (Шум в зале.) Подождите пять секунд!                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы меня за депутата уже не считаете?              
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Нет, Александр Дмитриевич, вы такой же депутат, как и мы,         
правильно, но давайте будем чётко соблюдать Регламент. Зачем тогда мы писали    
статью 10? Давайте обратимся все к Регламенту. Есть порядок голосования,        
принятия решений. Покажите мне, пожалуйста, я хотел бы посмотреть ту статью,    
на основании которой у нас сегодня идёт переголосование, чтобы в будущем мы     
этого не делали. Давайте анализировать свои ошибки, если ошиблась "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ" - давайте анализировать. Пожалуйста, пусть мне скажут чётко, назовут    
пункт Регламента, на основании которого идёт переголосование.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё раз депутат Габдрахманов, пожалуйста.                 
                                                                                
Он только что вам объяснил это, по-моему, достаточно внятно. Ну, пусть          
повторит ещё раз.                                                               
                                                                                
ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Уважаемые коллеги, в соответствии со статьёй 52              
председательствующий обязан ставить по предложению депутатов на голосование     
те вопросы, которые... любой вопрос. Если председательствующий эту норму не     
выполняет, то это нарушение с его стороны. И Александр Дмитриевич, и Иван       
Иванович, когда вели заседание, при рассмотрении вопросов действовали как раз   
в соответствии с Регламентом, а вы постоянно путаете переголосование с          
отменой результатов голосования, о чём я и говорил до этого.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руденский по ведению.                                                           
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Я по третьему чтению, Александр Дмитриевич.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите.                                                
                                                                                
Литвинцев Дмитрий Алексеевич.                                                   
                                                                                
ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Уважаемые коллеги, вот мне интересно понять: это будет          
касаться всех фракций? Мы будем переголосовывать, когда фракция ЛДПР,           
например, чего-то недопоймёт или фракция коммунистов, или это касается только   
одной фракции? Мало того - никто, собственно говоря, не слышал заявлений        
депутатов с места о том, что этот вопрос надо поставить на переголосование.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас все депутаты равны, поэтому любой депутат вправе       
вынести вопрос об отмене ранее принятого решения, только что представитель      
комитета по Регламенту, мне кажется, достаточно внятно это объяснил.            
                                                                                
Я вам могу сказать, как депутат, который в первых нескольких Думах был, где     
не было явного большинства одной фракции, как, скажем, в прошлой Думе -         
триста человек, что таких ситуаций не возникало: мы там по некоторым законам    
и по поправкам в бюджет по десять раз возвращались к голосованию. Это           
нормальная практика работы парламента. В зале много депутатов, которые тогда    
при этом присутствовали. Может быть, для некоторых это как-то немножко ново     
выглядит, но на самом деле здесь ничего такого противоестественного нет.        
                                                                                

Заседание № 36

29.06.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2793 по 3235 из 3910
к нашему порядку работы и должны рассмотреть пункт 3 повестки дня - проект      
федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации".     
                                                                                
Пожалуйста, Лев Николаевич Яркин.                                               
                                                                                
Содокладчик - Леонид Викторович Коротков. Присутствуют заместитель министра     
труда и социального развития Российской Федерации Валерий Андреевич Январев и   
заместитель председателя Фонда социального страхования Виталий Викторович       
Линник.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Лев Николаевич.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, присядьте.                                      
                                                                                
ЯРКИН Л. Н., депутатская группа "Народный депутат".                             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вносимый проект              
федерального закона "О Фонде социального страхования Российской Федерации"      
был в свое время внесен депутатами второго созыва Кузнецовым и Ярыгиной. И      
необходимость принятия данного федерального закона была обусловлена тем, что    
до настоящего времени Фонд социального страхования - единственный из всех       
государственных внебюджетных фондов, который не имеет законодательной базы,     
определяющей его статус и направления деятельности.                             
                                                                                
Напомню депутатам, что деятельность фонда в настоящее время регулируется        
указами Президента Российской Федерации № 822 от 1992 года и № 1503 от 1993     
года, а также двумя постановлениями Правительства Российской Федерации. При     
этом перечисленные указы Президента касаются только управления Фондом           
социального страхования и в общей форме определяют его правовой статус.         
                                                                                
Основные вопросы деятельности фонда, в том числе и его задачи, источники        
образования и направление расходных средств, а также взаимоотношения фонда и    
его исполнительных органов и других объектов страхования регулируются           
Положением о Фонде социального страхования, то есть фактически подзаконными     
нормативными документами и актами.                                              
                                                                                
С учетом того, что в 1998 году был принят Федеральный закон "Об обязательном    
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и                  
профессиональных заболеваний" № 125, где Фонд социального страхования указан    
страховщиком нового вида социального страхования, важность принятия данного     
федерального закона возрастает многократно.                                     
                                                                                
Проект федерального закона "О Фонде социального страхования Российской          
Федерации" был подготовлен на основе вышеназванных указов Президента            
Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации,        
действующего Положения о Фонде социального страхования. Паритетное управление   
фондом обеспечивает целевое и рациональное использование средств социального    
страхования, а также контроль за использованием средств и принятием             
нормативных документов фонда с обязательной регистрацией их в Министерстве      
юстиции Российской Федерации, что обеспечит обязательность этих требований      
для всех субъектов страхования.                                                 
                                                                                
Проект настоящего закона направлен на урегулирование правовых, экономических    
и организационных отношений, возникающих при осуществлении деятельности фонда   
и призванных определить его правовой статус, основные права и задачи.           
Содержащиеся в проекте этого закона нормы касаются как собственно системы       
фонда - статуса, денежных средств, имущества фонда, его структуры, основных     
задач и прав, источников образования и направления расходования средств, -      
так и взаимоотношений фонда с другими объектами страхования,                    
заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.                  
                                                                                
Порядок исчисления и размер пособий данным проектом не рассматриваются.         
Данный проект не требует дополнительных затрат из федерального бюджета на       
осуществление социального страхования.                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, я уже отметил, что субъекты права законодательной           
инициативы депутаты второго созыва Ярыгина и Кузнецов внесли данный             
законопроект в 1999 году, было получено заключение Правительства Российской     
Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. Следует         
отметить, что за прошедшие шесть месяцев фактически были учтены, рассмотрены    
и внесены в первоначальный проект перед первым чтением в соответствии с         
Регламентом Думы все принципиальные концептуальные замечания, которые были      
высказаны как Правительством Российской Федерации, так и Правовым управлением   
Аппарата Государственной Думы.                                                  
                                                                                
Ну, во-первых. Законопроект в новом варианте подтверждает, что средства         
социального страхования являются федеральной собственностью, управление         
сохраняется за Правительством Российской Федерации, поэтому противоречий в      
этом у нас уже нет. Устранено противоречие с Конституцией Российской            
Федерации в части назначения председателя Фонда социального страхования и его   
заместителей. Это право сохраняется, как и сегодня, за Правительством,          
согласование с Государственной Думой исключили. Учли ряд замечаний, которые     
вносило Правительство, в частности об исключении из законопроекта статьи о      
страховых кассах на предприятиях.                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, я должен поставить вас в известность, что буквально три     
месяца назад в наш профильный комитет - Комитет по труду и социальной           
политике - было внесено два альтернативных законопроекта. Я выступаю сейчас     
от имени комитета и думаю, что очень разумно в свое время Комитет по труду и    
социальной политике предложил субъектам права законодательной инициативы в      
рабочем порядке рассмотреть эти два альтернативных законопроекта и принять      
какое-то решение. Мы неоднократно в рабочем порядке собирались, и инициаторы    
второго альтернативного законопроекта, в частности присутствующий здесь         
Линник, Леонид Викторович Коротков, депутат и сегодняшней Думы, очень           
конструктивно и плодотворно отработали эти моменты. Все концептуальные          
вопросы мы сняли, и поэтому Комитет по труду и социальной политике              
рекомендовал как единственный для рассмотрения на пленарном заседании проект,   
который был внесен Кузнецовым и Ярыгиной, с учетом всех тех еще                 
концептуальных замечаний, которые были предложены в альтернативном              
законопроекте. Поэтому альтернативный проект был снят.                          
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, обращаюсь к вам, уважаемые депутаты Государственной    
Думы, с просьбой поддержать заключение Комитета по труду и социальной           
политике и принять в первом чтении федеральный закон "О Фонде социального       
страхования Российской Федерации".                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Лев Николаевич.                  
                                                                                
Пожалуйста, Леонид Викторович Коротков.                                         
                                                                                
КОРОТКОВ Л. В. Добрый день, уважаемые коллеги! Докладчик депутат                
Государственной Думы Лев Николаевич Яркин уже достаточно подробно рассказал     
вам о сути предлагаемого законопроекта, и я поэтому подробно не буду            
останавливаться на тех вещах, о которых говорил мой предшественник. Могу лишь   
подтвердить, что данный законопроект заполняет, на мой взгляд, тот              
значительный правовой вакуум, который имеет место в вопросе существования       
Фонда социального страхования Российской Федерации.                             
                                                                                
По поручению Комитета по труду и социальной политике я должен вам сказать о     
том, что комитет рекомендует именно этот проект к принятию и дальнейшей         
работе над ним.                                                                 
                                                                                
Почему говорится здесь о дальнейшей работе над этим законопроектом? Это         
связано с тем, что, несмотря на определенное согласование, которое авторы       
законопроекта провели с Правительством Российской Федерации, с Правовым         
управлением, Комитет по труду и социальной политике отмечает достаточно         
большое количество тех вопросов, которые, на наш взгляд, требуют уточнений и    
дальнейшей проработки. Я не буду зачитывать заключение нашего комитета, оно     
роздано депутатам. Я предлагаю тем, кто в деталях интересуется этим вопросам,   
изучить прилагаемый документ. Он достаточно объемный, поэтому я позволю себе    
не зачитывать его вслух.                                                        
                                                                                
Хочу сказать, что тем не менее, несмотря на определенное количество             
существенных все-таки замечаний, по мнению комитета, продолжать работу над      
этим законопроектом необходимо. Те замечания, которые есть, не носят            
концептуального характера и вполне могут быть учтены путем подачи               
соответствующих поправок при подготовке законопроекта ко второму чтению.        
Поэтому по поручению и от имени Комитета по труду и социальной политике я       
предлагаю вам поддержать данный законопроект в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов к докладчикам? Есть. Депутат Кибирев.               
                                                                                
Борис Григорьевич, скажите, к кому вопрос.                                      
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Мой вопрос к докладчику.                                          
                                                                                
Уважаемый Лев Николаевич, как большой приверженец Фонда социального             
страхования, я, естественно, ваш законопроект поддерживаю, но меня              
чрезвычайно тревожит следующее обстоятельство. Недавно наша Государственная     
Дума приняла во втором чтении Налоговый кодекс, в котором ввела в России        
единый социальный налог, поменяла тариф страховых взносов в Фонд социального    
страхования с 5,4 до 4 и этим самым уже на одну треть перечеркнула              
представленный вами законопроект. Какой закон будет старше - то ли ваш, то      
ли?.. Как выйти из этой коллизии? Пожалуйста, ответьте.                         
                                                                                
ЯРКИН Л. Н. Очень хороший вопрос, и предполагаю, что он будет звучать.          
                                                                                
Уважаемые депутаты, я бы хотел позволить себе (буквально две минуты)            
сослаться на стенограмму нашего пленарного заседания от 9 июня, когда мы        
принимали социальный закон и когда здесь стояли Валентина Ивановна Матвиенко    
и Сергей Дмитриевич Шаталов, которые однозначно сказали нам о том, что - я      
могу это дело процитировать - цель предполагаемых преобразований, цель          
введения единого социального налога, который мы рассматривали (говорил          
Шаталов), состоит в том, чтобы заметно снизить налоги (это первая была          
идеология), уплачиваемые из фонда оплаты труда, улучшить администрирование      
налогов, удешевить это администрирование, никаких других целей у единого        
социального налога нет. Это мне хотелось бы подчеркнуть.                        
                                                                                
То есть и Правительство в лице Матвиенко и Шаталова подтвердило, что единый     
социальный налог ни в коем случае на структуру фондов... Они будут              
существовать! И ситуация складывается так, что с введением единого              
социального налога у нас остается сборщик налогов, а функции, цели и задачи     
фонда, как нам подтвердили вице-премьер и первый заместитель министра           
финансов, остаются. Никакого противоречия проекта закона действующему           
законодательству не существует. Ну а тариф, вернее, величина тарифа - это,      
естественно, вопрос другой дискуссии - о возможностях фонда.                    
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  В. П. Лукин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие еще задать вопросы? (Шум в зале.) Пожалуйста, вы хотите        
задать вопрос или выступить? (Шум в зале.) Это другой вопрос, мы сейчас         
переходим к нему. Насколько я понимаю, по меньшей мере двое желающих            
выступить есть. На всякий случай мы запишемся.                                  
                                                                                
Просьба включить режим регистрации тех, кто хочет выступить. Просьба показать   
список.                                                                         
                                                                                
У нас имеется пять человек, желающих выступить. Первым выступит Сергей          
Алексеевич Попов. Пожалуйста, вам слово.                                        
                                                                                
ПОПОВ С. А. Уважаемые депутаты, общественные правоотношения, регулируемые       
данным законом, касаются практически каждого жителя Российской Федерации. Да,   
все мы болеем, и всем приходится в той или иной степени обращаться к данному    
фонду.                                                                          
                                                                                
И поэтому, безусловно, эти правоотношения должны регулироваться федеральным     
законом, а не постановлениями Правительства. Безусловно, Правительству          
приятнее и удобнее, может быть комфортнее, работать тогда, когда исполнители    
сами же и регулируют те или иные правоотношения. Об этом свидетельствует и      
отзыв Правительства на наш закон. Но я думаю, что принять данный закон - в      
интересах граждан Российской Федерации, которых мы представляем.                
                                                                                
Что касается качества закона, то, мне представляется, он достаточно четко       
проработан. Он лучше подавляющего большинства законов, которые мы принимали в   
первом чтении, и, безусловно, готов для того, чтобы по нему внести поправки и   
рассмотреть их во втором чтении. Поэтому фракция "ЯБЛОКО" предлагает принять    
данный закон в первом чтении и с чрезвычайным тщанием подойти к подготовке      
поправок для второго чтения.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Следующим слово имеет депутат Исаев Андрей                
Константинович. Пожалуйста.                                                     
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "Отечество - Вся Россия".                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "Отечество - Вся Россия" также поддерживает          
принятие данного закона.                                                        
                                                                                
Недавно был принят социальный налог, мы все об этом хорошо помним и знаем. Но   
наверное, значительная часть тех, кто голосовал за социальный налог,            
голосовала за него при условии, что фонды сохранятся, что администрируются      
только сборы. Все мы помним, что главной целью проводимых преобразований было   
провозглашение большего упорядочения, большего контроля за расходованием        
средств фонда. Данный законопроект как раз преследует эту цель - упорядочение   
контроля за расходованием, упорядочение структуры управления Фондом             
социального страхования.                                                        
                                                                                
Я хочу обратить внимание на то, что данный закон в строгом соответствии с       
рекомендациями Международной организации труда и действующим законом о          
профсоюзах Российской Федерации устанавливает трехстороннее управление Фондом   
социального страхования - с привлечением представителей государства,            
представителей профессиональных союзов и объединений работодателей. Это         
позволит более объективно подходить к расходованию средств Фонда социального    
страхования.                                                                    
                                                                                
Четко оговариваются права правления, которое на сегодняшний день является не    
более чем совещательным органом при председателе правления фонда. Это путь к    
демократизации расходов, важных социальных средств, направляемых на             
социальные нужды и социальные выплаты. Поэтому фракция "Отечество - Вся         
Россия" поддерживает данный законопроект и призывает за него голосовать.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Слово предоставляется депутату Кибиреву Борису Григорьевичу.                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемые коллеги, общеизвестно, что Фонд социального             
страхования - это авторитетный и отработанный механизм социальной защиты        
нашего трудящегося населения. И поэтому я приветствую разработку закона,        
который, в конце концов, поставит деятельность этого фонда на законные          
основания.                                                                      
                                                                                
Я хочу подчеркнуть особые достоинства этого закона, три обстоятельства. У нас   
в последнее время в работе этого фонда существовали три проблемы, не            
урегулированные законом. Во-первых, это структура фонда, территориальное или    
отраслевое управление. Закон четко прописывает и то и другое - всё, что         
работает, должно работать. Во-вторых. Была такая идея, витала в воздухе,        
отменить санаторно-курортное лечение как страховой случай. Закон теперь         
устанавливает, что это действительно страховой случай. Ну и, конечно, тут       
четко определена роль и позиция профсоюзов. Это здорово!                        
                                                                                
Статья 6 предлагаемого законопроекта - об основных задачах фонда - наряду с     
прочим устанавливает в качестве задачи и разработку фондом совместно с          
министерством труда тарифов страховых взносов. Вот, к большому сожалению,       
приходится снова возвращаться к нашему Налоговому кодексу (приняли - значит,    
дальше он пройдет). Я просто для сведения, уважаемые коллеги-депутаты, скажу:   
у нас теперь тариф страховых взносов - 4 процента. Причем он понижается по      
мере увеличения фонда оплаты труда. Так вот, в связи с переходом на этот        
тариф в следующем году, я говорю, так сказать, очень резко, у нас               
санаторно-курортное лечение за счет средств Фонда социального страхования       
отменяется. В бюджете на текущий год эта цифра - 18 миллиардов рублей. Если     
мы перейдем на этот тариф, то сокращение при прочих равных условиях - 17,3      
миллиарда рублей. Действующая доля на санаторно-курортное лечение и             
сокращение в следующем году равны друг другу. Скажите, пожалуйста, произойдет   
ли перераспределение за счет больничных листов, пособий по беременности и       
родам, на погребение и так далее в пользу санаторно-курортного лечения? Не      
произойдет. Поэтому мы, конечно, должны очень бдительно стоять на страже, на    
защите нашего населения, человека труда, и, конечно, надо делать все, чтобы     
Фонд социального страхования вот в части санаторно-курортного лечения и         
частичного финансирования детско-юношеских спортивных школ, не потерял своего   
значения, которое он имеет на сегодняшний день.                                 
                                                                                
Я призываю коллег-депутатов проголосовать за этот законопроект в первом         
чтении. Благодарю за внимание.                                                  
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнев                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Коломейцев Виктор Андреевич.          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо, состоялось выступление.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, не будет выступления, да?                            
                                                                                
Сайкин Валерий Тимофеевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
САЙКИН В. Т., председатель Комитета Государственной Думы по труду и             
социальной политике, фракция Коммунистической партии Российской Федерации.      
                                                                                
Уважаемые депутаты, целью законопроекта является установление правовых основ    
регулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности Фонда       
социального страхования Российской Федерации. Правовой статус фонда в           
настоящее время регулируется соответствующими указами Президента Российской     
Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, что, конечно,   
недопустимо. А представленный законопроект представляет собой попытку           
восполнить пробел в законодательстве Российской Федерации.                      
                                                                                
Комитет отмечает, что законопроект подготовлен в целом на основе действующих    
нормативных правовых актов, регулирующих деятельность фонда, и в основном       
излагает уже установленные этими документами нормы. Правительство при           
рассмотрении главы Налогового кодекса о едином социальном налоге                
гарантировало нам, что Фонд социального страхования сохранится, изменятся       
лишь условия сборов, распределение же останется на нынешних условиях. Поэтому   
если будет принят единый социальный налог, то этот закон должен быть            
использован для деятельности в новых условиях.                                  
                                                                                
Две группы авторов работали над этим законом практически около года,            
объединились, свои усилия объединили, и максимально учли замечания. Учитывая    
изложенное, прошу депутатов принять в первом чтении проект закона, а если       
потребуется корректировка, то учтем поправки во втором чтении.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У представителей Правительства или Президента есть        
желание выступить?                                                              
                                                                                
Пожалуйста, представитель Правительства Валерий Андреевич Январев.              
                                                                                
ЯНВАРЕВ В. А., заместитель министра труда и социального развития Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Конечно, говорить о том, необходим или не необходим Фонд социального            
страхования... Это очевидная истина, так же, как необходимость и его            
правового регулирования. Вместе с тем в той редакции, в которой представлен     
этот законопроект, он все-таки нуждается в существенной переработке, на наш     
взгляд. Дело в том, что пока его готовили, произошло очень много изменений,     
прежде всего, о чем сегодня уже говорили, был принят новый подход к страховым   
тарифам в Налоговом кодексе, и это необходимо учесть обязательно в редакции     
данного закона. Это первое.                                                     
                                                                                
Второе. За то время, пока мы готовили этот законопроект и пока он обсуждался,   
были приняты еще два закона - закон "Об основах обязательного социального       
страхования", и в первом чтении Дума приняла законопроект о выплатах по         
временной нетрудоспособности, материнству и по случаю смерти. И в этой связи    
данный законопроект во многом повторяет редакцию тех статей, которые в этих     
законах уже нашли отражение. Это тоже необходимо учесть и освободить            
законопроект от этих статей.                                                    
                                                                                
Кроме того, несмотря на то, что в последней редакции были внесены некоторые     
изменения в отдельные статьи этого законопроекта, все-таки здесь существуют     
противоречия с Конституцией Российской Федерации в части разделения функций     
между законодательной и исполнительной властью. Это касается структуры фонда    
и организации этого фонда. Поэтому очень много статей, которые выходят за       
рамки этой сферы деятельности, необходимо исключить из данного законопроекта.   
В этой связи мы считаем, что все-таки в той редакции, в которой он              
подготовлен и представлен, законопроект не следовало бы сегодня принимать, а    
с учетом тех изменений, которые произошли, надо поработать, очистить его от     
всего лишнего и сделать более работоспособным и соответствующим современному    
состоянию этой проблемы.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, вы не желаете выступить по          
данному законопроекту? Нет.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, для заключительного слова включите микрофон Льву Николаевичу        
Яркину.                                                                         
                                                                                
ЯРКИН Л. Н. Уважаемые депутаты, не отрицая того, что сказал Валерий             
Андреевич, что требуется, безусловно, определенная работа для подготовки        
этого законопроекта ко второму чтению, тем не менее я должен обратить ваше      
внимание на то, что, допустим, заявления, будто какие-то статьи закона в        
чем-то не соответствуют Конституции Российской Федерации, мягко говоря,         
как-то нечетко здесь прозвучали. Почему я так говорю? Потому, что в             
заключении Правительства, которое было сделано в сентябре 1999 года, в          
частности, указывалось, что авторы этого законопроекта нарушили закон "О        
Правительстве Российской Федерации", а теперь все эти вопросы учтены.           
                                                                                
Валерий Андреевич и все депутаты уважаемые! Мы, комитет, который выносит        
данный законопроект для принятия в первом чтении, сейчас обращаемся к вам с     
просьбой его поддержать. Мы считаем, что все концептуальные вопросы сняты.      
Безусловно, в тесном сотрудничестве с Министерством труда и социального         
развития законопроект мы вычистим в той части, где это требуется, если будут    
какие-то замечания у субъектов права законодательной инициативы.                
                                                                                
Я еще раз вас призываю проголосовать за этот законопроект. Спасибо за           
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, я ставлю...                                                 
                                                                                
Леонид Викторович, вы тоже хотели бы два слова сказать?                         
                                                                                
Депутату Короткову включите микрофон.                                           
                                                                                
КОРОТКОВ Л. В. Уважаемые коллеги, я благодарю вас за одобрительные отзывы о     
той работе, которую проделали группа авторов и наш Комитет по труду и           
социальной политике. Единственное возражение прозвучало из уст представителя    
Правительства Российской Федерации. Но, честно говоря, ни я, ни, наверное, вы   
не услышали каких-то достаточно серьезных, концептуальных возражений. Смысл     
выступления уважаемого представителя Правительства был таков, что можно         
доработать, можно учесть и так далее. То есть это показывает, на мой взгляд     
(может быть, я вольно интерпретирую), что законопроект можно доработать. Мы и   
не отрицаем, что в нем есть отдельные упущения, но над ним можно работать, и    
я, разумеется, приглашаю к этой работе и представителей Правительства, и        
представителей Президента, и всех вас, уважаемые коллеги.                       
                                                                                
Что касается аргумента о том, что есть нормы, которые отражены уже в других     
законодательных актах. Просто у нас жизнь идет достаточно быстро. Данный        
законопроект находился в работе в Государственной Думе достаточно долго,        
почти два года. За это время в законодательстве произошли какие-то изменения.   
И раз уже те нормы, которые заложены в этом законе, подтверждены другими        
решениями Государственной Думы, значит, эти нормы правильные.                   
                                                                                
Спасибо. Призываю вас проголосовать за законопроект.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект      
принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. В первом чтении.                
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать? Нет таких.                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.             53,3%                        
Проголосовало против           79 чел.             17,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.