Заседание № 276

24.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" (об установлении обязанностей государственных налоговых инспекций в области охраны избирательных прав граждан).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2810 по 3219 из 6856
Пункт 4: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 7 Закона    
РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР". Докладчик - Александр         
Иванович Салий.                                                                 
                                                                                
Все законопроекты первого чтения.                                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САЛИЙ А.И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию              
представляется законопроект, связанный с организацией, проведением              
избирательных кампаний, а в частности, предлагается внести в статью 7 Закона    
РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" поправку, которая определяла   
бы деятельность этой службы по проверке тех данных, которые представляет        
кандидат или избирательное объединение в ходе избирательной кампании.           
                                                                                
Законопроект состоит всего из двух статей, и коротенькая поправка.              
                                                                                
Все у меня.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все?                                                      
                                                                                
Будут ли вопросы? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет желающих?       
                                                                                
Геннадий Николаевич или кто? Пожалуйста.                                        
                                                                                
ШУЛЬГИН С.Н., статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по    
налогам и сборам.                                                               
                                                                                
Шульгин Сергей Николаевич.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шульгин Сергей Николаевич.                                
                                                                                
ШУЛЬГИН С.Н. Уважаемые депутаты, дело в том, что это не совсем простой          
законопроект. Этот законопроект предполагает изменение численности налоговых    
органов (это раз), увеличение финансирования, потому что это дополнительная     
функция, не предусмотренная действующими условиями. И самое важное - здесь      
нет заключения Правительства на этот законопроект. В этой связи я просто        
говорю о соблюдении процедуры.                                                  
                                                                                
Кроме того, он предполагает... Не просто документы кандидаты в депутаты не      
представляют, а делается запрос от избирательной комиссии: проверить            
такого-то кандидата. Вы представьте себе, депутатов у нас, в Российской         
Федерации, несколько сотен, выборы проводятся практически, скажем, если не      
ежемесячно, то ежеквартально. Это потребует отвлечения налоговых органов от     
выполнения прямой задачи по сбору налогов. Либо нужно увеличивать               
численность, увеличивать финансирование. И самое главное - нет заключения       
Правительства.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Иванович. Без заключения?           
                                                                                
САЛИЙ А.И. Я думаю, что заключение Правительства мы получим в дальнейшем. Но    
в законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан..." мы ввели, и,     
кстати, по настоянию Правительства, усиление контроля, чтобы избежать           
проникновения криминала в наши представительные органы. Поэтому, я думаю,       
Правительству не надо жаловаться на то, что мы вводим нормы, которые делали     
бы наши выборы прозрачными и депутатский корпус достаточно проверенным.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Иванович, но вы тоже знаете порядок: без        
заключения Правительства закон, который требует дополнительных расходов,        
просто обречен изначально. Мы даже не имели права его рассматривать.            
                                                                                
Пожалуйста, Батанов.                                                            
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемый докладчик! Никто не       
сомневается, что такой закон нужен и эти правоотношения нужно регулировать.     
Никто не сомневается. Но мы внимательно сейчас вместе с Сергеем Николаевичем    
изучили данный закон. Да, действительно, он потребует дополнительной            
численности, расходов.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович Лукьянов, потом - Елена Борисовна.      
                                                                                
Депутату Лукьянову включите микрофон.                                           
                                                                                
Карточка у вас?                                                                 
                                                                                
Группа электронного голосования, что с микрофоном?                              
                                                                                
Соседняя карточка есть?                                                         
                                                                                
Братищева микрофон включите и немедленно проверьте.                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И., председатель Комитета Государственной Думы по законодательству   
и судебно-правовой реформе, фракция Коммунистической партии Российской          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Вот теперь хорошо.                                                              
                                                                                
Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Речь идет о простой вещи. Дело в       
том, что ни о каком увеличении штата речь вообще не идет, это домысел           
сегодняшнего дня.                                                               
                                                                                
Что же касается функции, то это сложная вещь, потому что многие вообще          
рассматривают это как политическую цензуру или, так сказать, политический       
сыск и так далее.                                                               
                                                                                
Законопроект внесен, эти поправки внесены с согласия и по предложению           
Президента России. Поэтому Правительство должно было дать свои замечания по     
этому вопросу тогда, когда принимались основные принципы избирательного         
законодательства. Ничего этого не последовало, в том числе от пресловутого      
министерства, которое занимается налогами. Так делать нельзя! Вы видели, как    
мы принимали этот закон. Тогда не возникало вопросов, потому что это были       
предложения Президента и Правительство поддерживало. Вот почему не обращались   
мы сейчас в Правительство.                                                      
                                                                                
Геннадий Николаевич, у меня предложение по всем четырем законопроектам.         
Конечно, это сложные вещи. Они требуются и вытекают из избирательного           
законодательства. Пожалуйста, можно их передавать в Правительство. А самое      
главное, их хорошо бы было принять в первом чтении, чтобы у нас была            
возможность в течение лета их доработать и в сентябре принять. Потому что они   
должны соответствовать еще (мы только что выяснили все эти вопросы) и новому    
административному кодексу, принятие которого перенесено на сентябрь (он         
закончен), и новому Уголовно-процессуальному кодексу.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович, у меня никаких сомнений нет. Но я-то   
говорю о другом: без заключения Правительства чисто по формальному признаку     
его отметут. (Выкрики из зала.)                                                 
                                                                                
Ну как? А вы отправляли им?                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Мизулина Елена Борисовна?                                           
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Этот закон     
ни в коем случае нельзя принимать, в том числе и в первом чтении. К             
сожалению, уважаемые коллеги, авторы этого законопроекта, реализуют известный   
афоризм "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Во-первых, мы вводим       
систему политического сыска за кандидатами. Во-вторых, вот это право...         
предоставление избирательным комиссиям права обращаться с запросами о           
проверке финансовых и прочих как бы материальных основ избирательной кампании   
во время избирательной кампании практически может стать способом                
дезорганизации избирательной кампании неугодного кандидата. В-третьих,          
никакой прозрачности, Александр Иванович, вы не достигнете. Прозрачность в      
тех случаях, когда мы не определяем, чем будет руководствоваться                
избирательная комиссия, когда она обращается с запросом в налоговые органы с    
тем, чтобы провести проверку, - этого у вас нет, и вам это не сформулировать.   
Потому что задача избирательной кампании - обеспечивать строгое соблюдение      
избирательного законодательства, а не искать разные подвохи.                    
                                                                                
И кроме того, Александр Иванович, вы только что подготовили проект              
постановления относительно того, сколько нарушений наблюдается при              
формировании региональных избирательных комиссий. Уважаемые депутаты, вы        
просто реально представьте: как будет складываться ситуация, если этот закон    
будет принят?                                                                   
                                                                                
Избирательные комиссии, которые в большинстве субъектов или в части субъектов   
Федерации, так скажем, корректно, сформированы наполовину, а то и больше, из    
людей весьма управляемых (и именно такого рода факты приводит Александр         
Иванович в своем проекте постановления), - значит, вот эти избирательные        
комиссии получают право в тех случаях, когда они сочтут необходимым,            
направить запрос в налоговые органы, чтобы проверили кандидата, проверили       
тех, может быть, кто предоставляет средства в избирательный фонд, и             
финансовые основы деятельности.                                                 
                                                                                
Что это такое с точки зрения психологической, представьте?! Вы ведете           
избирательную кампанию, и вдруг начинают проверять ваших доверенных лиц,        
ваших помощников, тех, кто вас поддерживает, открыто выступает за вас самих.    
Вы представьте, как психологически будет выглядеть эта ситуация. Да, нужно      
обеспечивать прозрачность финансовых средств, бесспорно. Но не таким путем,     
не путем предоставления весьма неопределенного широкого права, и вообще права   
избирательным комиссиям инициировать такого рода налоговые проверки.            
                                                                                
После проведения избирательной кампании, пожалуйста, проверяйте, и все должны   
знать, что обязательно будет проверено, как вы добывали эти средства. Мы        
урегулировали через закон: каков объем, откуда в этот фонд поступают эти        
средства...                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Иванович, вы присядьте, пожалуйста, потому      
что идут выступления. Нет, сейчас вы уже не можете...                           
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Но то право, которое вы хотите предоставить избирательным         
комиссиям (я еще раз говорю), - это будет политический сыск. Это практически    
будет использовано как борьба с неугодными кандидатами, в том числе и с вами,   
Александр Иванович, и с вами, Анатолий Иванович.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Иванович, вы присядьте, потому что начались     
выступления.                                                                    
                                                                                
Штогрин Сергей Иванович.                                                        
                                                                                
ШТОГРИН С.И., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы предложил проблемы, которые отражены в этом             
законопроекте, разбить на две части.                                            
                                                                                
Прежде всего это проблема, связанная с достоверностью декларации о доходах      
кандидата в депутаты. Дело в том, что сегодня налоговая служба в соответствии   
с действующим законодательством обязана принимать декларации от тех, кто        
должен их сдавать, проверять их достоверность, выяснять, нет ли там             
искажений. Если есть неуплаченные налоги или они полностью не уплачены,         
доначислять их. Таким образом, каждый гражданин в соответствии с действующим    
законодательством должен быть полностью чист перед бюджетами всех уровней в     
части подоходного налога и других налогов, которые он должен заплатить, в том   
числе за имущество.                                                             
                                                                                
Поэтому идея о том, чтобы по поручению избирательных комиссий налоговые         
органы проверяли достоверность деклараций о доходах кандидатов в депутаты,      
имеет право на жизнь, вполне правомерна. И никакой дополнительной численности   
налоговых органов здесь не требуется, потому что они только в этом году         
получили 10 миллионов деклараций. И они обрабатывают их, занимаются этими       
декларациями, проводят выборочные проверки источников и так далее. Это их       
текущая работа.                                                                 
                                                                                
Если будет поручение проверить какие-то конкретные декларации каких-то          
кандидатов, именно кандидатов, а не всех подряд, как говорила коллега           
Мизулина, помощников и прочее, - значит, если по закону положено им             
представить декларацию перед выборами, они такую декларацию представят в        
налоговый орган, и тогда налоговый орган проверит ее.                           
                                                                                
Что касается задействования налоговых органов, привлечения их к проверке        
избирательных фондов. К этому я бы отнесся очень осторожно, потому что это      
вообще не функция налоговых органов. И надо будет эти позиции уточнить при      
втором чтении. Заниматься этим должна специально созданная при Центризбиркоме   
контрольная комиссия, которая должна проверять как раз целевое, рациональное    
использование источников и так далее. Кроме того, этим должны заниматься        
другие компетентные органы, если они видят какие-то злоупотребления и так       
далее.                                                                          
                                                                                
Поэтому я считаю, что законопроект может быть принят в первом чтении. И в       
сентябре после доработки мы можем его принять.                                  
                                                                                
Что касается заключения Правительства. Дело в том, что ранее депутатом          
Шейнисом вносился аналогичного содержания законопроект "О внесении дополнений   
в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственной налоговой службе      
Российской Федерации". И было заключение Правительства, подписанное             
Маслюковым. Конечно, нельзя его отнести к новому законопроекту, потому что      
там другой был автор, хотя тексты, по-моему, слово в слово повторяются, но, я   
думаю, что для Правительства нет проблемы сделать заключение на данный          
законопроект.                                                                   
                                                                                
Я считаю, что надо его поддержать в первом чтении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Райков Геннадий Иванович.                                 
                                                                                
РАЙКОВ Г.И., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! По этому законопроекту два   
вопроса. Первый - чисто технический. Я выступал на Совете Думы и предлагал      
этот законопроект не включать, потому что нет заключения Правительства, и мы    
просто нарушаем нами же установленные правила. Этот закон не имеет права на     
жизнь, если он требует финансовых затрат. Я готов поддержать в этом отношении   
Правительство, потому что, хотим мы этого или не хотим, надо создавать          
дополнительную группу или даже армию в налоговом министерстве по проверке       
целой массы... Это техническая сторона вопроса, по которой мы не можем          
сегодня рассматривать и должны снять эти законопроекты.                         
                                                                                
Вторая сторона - это уже сторона чисто содержательная, что ли. Коллега          
Штогрин выступал и говорил, что не всех кандидатов надо проверять, а надо       
проверять выборочно. Вот здесь я согласен с Мизулиной в том, что право на       
выборочную проверку дает избирательным комиссиям как раз возможность вести      
проверку неугодных депутатов, создавая им определенные трудности. У нас в       
законе о выборах, который мы отдали на подпись Президенту, записано, что        
кандидаты должны подавать декларации. И если есть сомнения в какой-то           
декларации, избирательная комиссия по этому закону вправе дать указание         
проверить, и органы должны их проверить. К чему нам отдельный закон по данным   
вопросам?                                                                       
                                                                                
Я предлагаю этот законопроект с обсуждения снять и, если есть необходимость,    
перенести его на осень.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович Рыжков.                            
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Мы тоже           
внимательно посмотрели все эти четыре законопроекта. Мы полностью разделяем     
ваше стремление действительно поставить заслон на пути жуликов, криминала,      
непорядочных людей и так далее.                                                 
                                                                                
Но есть вторая сторона медали: чем больше мы регулируем эти вопросы, чем        
больше мы шпилек, рогаток вставляем, тем больше возможностей для произвола,     
для произвола на местах. К сожалению, это так.                                  
                                                                                
Поэтому у нас есть серьезные опасения, что действительно будут выборочные       
проверки, выборочные отказы в регистрации, выборочные преследования отдельных   
кандидатов, и потом найти правду, найти справедливость в этих вопросах будет    
очень и очень трудно.                                                           
                                                                                
Поэтому я обращаюсь к комитету по законодательству, к Анатолию Ивановичу        
Лукьянову. Вы понимаете, избирательное законодательство - это очень             
консервативная вещь, с ним надо обращаться очень осторожно. Не слишком ли мы    
спешим? Не слишком ли необдуманно мы вносим кардинальные изменения в            
избирательное законодательство, не просчитав всех последствий? Может быть,      
действительно лучше было бы сегодня отложить и еще раз внимательно все          
изучить и взвесить?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
Ивер Василий Михайлович. Потом - заключительное слово Салия Александра          
Ивановича.                                                                      
                                                                                
ИВЕР В.М. Уважаемые коллеги, мы тоже внимательно посмотрели этот                
законопроект. Конечно же, его необходимо принимать, как и последующие три       
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Мы считаем, что необходимо поставить препоны на пути тех, кто хочет             
использовать нечестно заработанные деньги или деньги сверх тех лимитов,         
которые определены избирательным законодательством. Поэтому, полагаю,           
необходимо за этот законопроект проголосовать.                                  
                                                                                
Опасения в том, что налоговая инспекция не справится с валом тех проверок,      
которые необходимо будет организовать, надуманны. Сегодня налоговые инспекции   
проверяют многотысячные коллективы, вникают в мельчайшие детали финансовой      
деятельности, и достаточно успешно. Когда есть заинтересованность, с этим       
справляются.                                                                    
                                                                                
У нас не так много будет кандидатов в депутаты, если сравнивать с общим         
объемом работы налоговых инспекций, и я полагаю, что с этой задачей они         
справятся.                                                                      
                                                                                
В первую очередь, наверное, опасаются принятия этого закона те категории        
граждан и, возможно, кандидаты в депутаты, которые предполагают использование   
каких-либо средств из нецентрализованных, скажем так - мягко, источников.       
                                                                                
Поэтому я призываю всех депутатов проголосовать за данный законопроект и        
двигаться дальше.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Учитель.                                          
                                                                                
УЧИТЕЛЬ В.А., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я полагаю, что этот законопроект нельзя принимать и нельзя   
рассматривать по следующим основаниям.                                          
                                                                                
По существу, этим законопроектом мы устанавливаем порядок, при котором одно     
из силовых ведомств начинает влиять на политический процесс, причем в такой     
острый момент, как избирательная кампания.                                      
                                                                                
Я хотел бы сказать, что даже не сама проверка будет влиять на ситуацию, а       
намек тем или иным финансовым структурам, которые готовы поддержать неугодных   
или не очень зависимых кандидатов, уже будет влиять на предоставление           
финансовых средств и на ход избирательной кампании. С моей точки зрения, это    
будет очень опасный прецедент.                                                  
                                                                                
Я призываю снять с обсуждения данный законопроект.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Больше желающих выступить нет?                                                  
                                                                                
Бурдуков Павел Тимофеевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
БУРДУКОВ П.Т. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! И Президент,    
и Правительство неоднократно заявляли, что необходимо не допустить в            
избирательных технологиях, чтобы криминал прошел во власть. Мы считаем, что     
это один из законов, которые в какой-то степени ставят преграду на этом пути.   
                                                                                
Действительно, самое лучшее демонстрирующее средство - это солнечный свет.      
Все должно быть прозрачным. Поэтому мы считаем, что только одно можно           
изменить: не выборочная, а сплошная проверка кандидатов в депутаты, и не        
только кандидатов в депутаты, но и избирательных объединений, которые сегодня   
будут претендовать на место в Думе.                                             
                                                                                
Поэтому мы поддерживаем этот законопроект. Думаем, что ко второму чтению и      
заключение Правительства получим, и доработаем, чтобы не было ни у кого         
сомнений в том, что это будет элемент политического сыска.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Иванович, заключительное слово.     
                                                                                
САЛИЙ А.И. Уважаемые депутаты, большинство высказывавшихся за то, чтобы снять   
этот законопроект, немножко перепутали темы. Все, что возложено на              
избирательные комиссии, прописано в законе "Об основных гарантиях               
избирательных прав..." и в законе "О выборах депутатов Государственной          
Думы...". То есть эти нормы прописаны. Возложена на комиссии обязанность        
проверять все сведения о кандидатах. Мы ввели там новые нормы залога,           
формирования избирательных фондов, специального счета и так далее. Поэтому      
это не тема разговора по этому закону: все эти нормы уже прописаны.             
                                                                                
Этот закон только конкретизирует и дает возможность избирательным комиссиям     
взаимодействовать с налоговыми структурами, чтобы это не было пустой            
декларацией по закону. Вот и все. Это конкретизация тех полномочий, которые у   
избирательных комиссий уже существуют по действующему закону.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович.                              
                                                                                
САЛИЙ А.И. Я предлагаю депутатам поддержать данный законопроект в первом        
чтении, а те недочеты, которые в нем есть, я думаю, мы до сентября устраним.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Иванович, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Я еще раз хочу сказать: точный текст этой статьи был направлен    
в Правительство, и мы получили заключение за подписью Маслюкова. Мы можем       
сейчас раздать господам из налогового министерства это заключение. Мы его       
получили! И то, что они сегодня говорят: с голоса, - это сегодняшнее            
изобретение.                                                                    
                                                                                
Мое мнение очень простое: если Дума считает, что надо направить еще раз на      
заключение Правительства, хотя это совершенно свежее заключение, можно          
направлять. Но в принципе надо было бы принять в первом чтении, с тем чтобы     
мы могли лето поработать над этим проектом.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На месте Президента я бы его подписал, этот закон,        
немедленно.                                                                     
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста,        
голосуйте.                                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 54 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              198 чел.             44,0%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    202 чел.                                          
Не голосовало                 248 чел.                                          
Результат: не принято