Заседание № 7

09.11.2016
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации № 99059283-2 "О поправках к статье 103 Конституции Российской Федерации (о парламентском контроле)" (одобрен в первом чтении 22 сентября 1999 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3703 по 3762 из 6773
20-й пункт повестки, законопроект, принятый в первом чтении и предлагаемый к    
отклонению, проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции         
Российской Федерации "О поправках к статье 103 Конституции Российской           
Федерации (о парламентском контроле)". Докладывает Павел Владимирович           
Крашенинников.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы       
предлагаем вашему вниманию необычный продукт нашей деятельности - поправки к    
Конституции Российской Федерации. Необычность его заключается в том, что,       
первое, как я уже сказал, это поправки к основному закону, второе, в первом     
чтении он был принят очень давно, в 99-м году, ну и третье - это процедура,     
потому что, если мы, как предлагает комитет, будем его отклонять, нужно будет   
конституционное большинство. Что касается текста законопроекта, как я уже       
сказал, он был принят в первом чтении в сентябре 99-го года, предмет поправок   
- парламентский контроль, парламентские расследования, в статью 103             
Конституции Российской Федерации предлагалось внести поправки.                  
                                                                                
Проект этого закона, на мой взгляд, сыграл очень большую роль в дискуссиях,     
которые велись, о формах и методах парламентского контроля, поэтому в любом     
случае он сыграл свою роль, я считаю, положительную, но с 99-го года ситуация   
как в государстве, так и с точки зрения правового поля сильно изменилась, по    
парламентскому контролю было принято много законодательных актов, в том числе   
законы непосредственно о парламентском контроле, был Закон Российской           
Федерации "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении           
Правительства Российской Федерации". Способы контроля также предусмотрены в     
законах "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной    
Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О Счётной палате             
Российской Федерации", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке         
России)". В связи с этим мы считаем возможным и необходимым не оставлять эти    
вопросы где-то там в шкафу, мы считаем, что, раз законопроект был внесён, мы    
его должны рассмотреть, и комитет предлагает его отклонить в силу причин,       
которые я уже перечислил.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства будут выступать? Нет.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы сейчас будем голосовать за отклонение данного проекта     
закона Российской Федерации, принятого ранее в первом чтении, хочу обратить     
ваше внимание, что речь идёт о поправках к Конституции, поэтому необходимо      
300 голосов для отклонения.                                                     
                                                                                
Кто за то, чтобы отклонить данный проект закона?                                
                                                                                
Включите режим голосования, пожалуйста.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9 %                                    
Проголосовало против           58 чел.12,9 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 146

12.02.2014
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации № 99059283-2 "О поправках к статье 103 Конституции Российской Федерации (о парламентском контроле)" (принят в первом чтении 22 сентября 1999 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4561 по 4602 из 7214
4-й вопрос, проект закона Российской Федерации "О поправках к статье 103        
Конституции Российской Федерации (о парламентском контроле)". Докладывает       
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, мы предлагаем рассмотреть проект закона         
Российской Федерации "О поправках к статье 103 Конституции Российской           
Федерации (о парламентском контроле)" в соответствии с теми поручениями,        
которые давались Председателем Государственной Думы применительно к оценке      
портфеля законопроектов, содержащихся в комитетах Государственной Думы.         
                                                                                
Комитет рассмотрел указанный проект закона. Законопроектом предусматривалось    
дополнение части 1 статьи 103 Конституции новым пунктом "з", в соответствии с   
которым к ведению Государственной Думы будет отнесено образование комиссий      
для проведения парламентских расследований и всё, что с этим связано.           
Внесение и одобрение в первом чтении рассматриваемого законопроекта - я хотел   
бы это отметить - сыграло, несомненно, важную роль в дискуссии о формах и о     
порядке осуществления парламентского контроля в Российской Федерации, и в       
этой части, конечно же, усилия, которые прилагали наши коллеги, заслуживали     
поддержки. Итогом этой дискуссии стало принятие федеральных законов "О          
парламентском расследовании...", "О парламентском контроле", "О Счётной         
палате Российской Федерации", регулирующих общественные отношения, связанные    
с осуществлением парламентского контроля, и есть поручение Председателя         
Государственной Думы сделать обзор применения закона "О парламентском           
расследовании...", что мы в ближайшее время сделаем.                            
                                                                                
Таким образом, внесённый законопроект создал условия для формирования           
складывающейся в настоящее время модели правового регулирования общественных    
отношений, связанных с осуществлением парламентского контроля в Российской      
Федерации, и задача законопроектом выполнена. В этой части предлагаем данный    
законопроект, ранее одобренный Государственной Думой в первом чтении,           
отклонить.                                                                      
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Будут ли выступать представители президента и правительства? Нет.               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5789 по 5849 из 7214
4-й вопрос повестки, проект закона Российской Федерации "О поправках к статье   
103 Конституции Российской Федерации (о парламентском контроле)". Кто за то,    
чтобы отклонить?                                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против          140 чел.31,1 %                                    
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6 %                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект...                                                                 
                                                                                
Так, Николай Иванович Булаев по ведению.                                        
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Предлагаю поставить на повторное голосование (шум в зале),         
поскольку, на мой взгляд, не очень акцентированно было сказано о том, что       
закон конституционный, и мне кажется, была определённая небрежность.            
Предлагаю переголосовать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы отменить результаты             
голосования?                                                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.52,7 %                                    
Проголосовало против           93 чел.20,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.26,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, ещё раз: кто за то, чтобы отклонить проект закона Российской           
Федерации "О поправках к статье 103 Конституции Российской Федерации..."?       
Профильный комитет предлагает отклонить данный законопроект, ранее принятый в   
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против          145 чел.32,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Ну что же, законопроект возвращается в комитет.                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5979 по 5991 из 7214
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я хотел выступить по конституционному закону. Хотя бы          
объяснили, почему его надо снимать, ведь там хорошая поправка в статью 103      
Конституции - о том, что в комиссию для проведения парламентского               
расследования явка всех, кто попал в поле зрения этой комиссии, обязательна.    
Я прочитал заключение комитета, говорят, хороший был законопроект, на его       
базе какие-то новые законопроекты готовились - ну и зачем мы его отклоняем? Я   
заранее записывался на выступление, но теперь, раз такой результат, ну, не      
знаю... думаю, поработаем ещё.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, доклад был представлен. Вы не были в   
это время в зале заседаний? Следите, пожалуйста, за повесткой дня в следующий   
раз.                                                                            
                                                                                

Заседание № 283

22.09.1999
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации "О поправке к статье 103 Конституции Российской Федерации" (о парламентском контроле).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2429 по 3334 из 7663
Переходим к пункту 11 повестки дня. Докладчица - Елена Борисовна Мизулина. "О   
поправке к статье 103 Конституции Российской Федерации" (о парламентском        
контроле).                                                                      
                                                                                
Я прошу всех присесть. Роман Семенович, Адриан Георгиевич, будьте добры,        
присядьте, пожалуйста.                                                          
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемые депутаты, в третий раз мы с вами рассматриваем          
поправку в Конституцию, касающуюся введения в России института парламентского   
расследования. Первый раз рассматривала Государственная Дума первого созыва,    
приняла эту поправку, но Совет Федерации 4 июля 1995 года ее отклонил. Второй   
раз рассматривала Государственная Дума нынешнего созыва, но 14 октября 1998     
года эта поправка не набрала 300 голосов, поэтому оказалась отклоненной. И      
сейчас с учетом тех замечаний, которые были направлены в комитет, которые       
прозвучали во время предыдущего обсуждения, депутаты Государственной Думы       
вновь подготовили другой вариант этой поправки, предлагающий ввести в России    
институт парламентского расследования.                                          
                                                                                
В чем отличие нынешней поправки от той, которую мы с вами все-таки не           
одобрили в октябре прошлого года? Во-первых, в предыдущий раз предлагалось      
предоставить полномочия парламентского расследования обеим палатам. В этот      
раз поправка предлагает ввести это полномочие только для Государственной        
Думы.                                                                           
                                                                                
Второе. В прошлый раз институт парламентского расследования был более широкий   
по своему содержанию. Предлагалось предоставить помимо возможностей             
проведения парламентского расследования право осуществления парламентского      
контроля за исполнительной властью. Сейчас предусматривается только введение    
института парламентского расследования с отказом от широкого парламентского     
контроля.                                                                       
                                                                                
Третье. В прошлый раз мы с вами ограничивались тем, что отсылали к              
федеральному закону и предусматривали, что явка в комиссию и предоставление     
материалов в нее обязательны. В этот раз (вы, наверное, обратили внимание): в   
специальной части статьи 103 мы сделали запись о том, что явка в комиссию,      
создаваемую в соответствии с Конституцией, и предоставление материалов          
обязательны. Тем самым этой поправкой вводится обязанность предоставления в     
парламентскую комиссию материалов и явка. Не только в ту комиссию, которая      
будет создаваться в рамках узкого парламентского расследования, но и по         
расследованию, осуществляемому в рамках процедуры отрешения от должности. Мы    
как бы делаем общую поправку, распространяем ее и на процедуру отрешения        
Президента от должности, которая есть сегодня в Конституции, то есть на все     
формы парламентского расследования.                                             
                                                                                
Тогда, в 1998 году, за ту поправку высказались 34 субъекта Федерации,           
одобрили. Один был против. Против был Президент, и против было Правительство.   
Сегодня за новый вариант процедуры парламентского расследования высказались     
10 субъектов Федерации, без всяких оговорок. Но при этом хочу сказать, что      
только три из них (а именно Рязанская областная Дума, Законодательное           
Собрание Камчатской области, Сахалинская областная Дума) оформили свое мнение   
в соответствии с законом и Конституцией, остальные семь оформили его            
ненадлежащим образом. Три субъекта Федерации одобрили, но предлагают учесть     
некоторые поправки. Я думаю, если мы сегодня одобрим законопроект, то мы        
сможем учесть, рассмотреть их ко второму чтению.                                
                                                                                
Так, Алтайское краевое Законодательное Собрание выступает за парламентское      
расследование, но против того, чтобы мы одновременно вносили запись об          
обязательной явке. Считают, что это норма, скорее, для закона, чем для          
Конституции. Я думаю, что этот вопрос можно будет рассматривать во втором       
чтении, но сейчас мы оставляем эту запись, потому что считаем, что прямая       
запись в Конституции, а не в законе, о том, что явка в комиссию обязательна и   
предоставление ей материалов обязательно, повышает статус этой комиссии,        
потому что Конституция как более открытый, более распространенный               
нормативно-правовой акт известна, читаема всеми, и это будет повышать           
авторитет института парламентского расследования.                               
                                                                                
Законодательное Собрание Пензенской области тоже за этот институт, но           
считает, что нужно все-таки сохранить или ввести функцию парламентского         
контроля за деятельностью исполнительной власти. Кроме того, Законодательное    
Собрание Пензенской области считает, что не нужно делать никаких отсылок к      
федеральному закону, потому что это затруднит применение данной нормы.          
                                                                                
Хочу заметить, что наш комитет, учитывая результаты обсуждения в                
Государственной Думе, предыдущие результаты обсуждения, специально сохранил     
отсылку к федеральному закону, потому что в противном случае нам бы с вами в    
рамках Конституции пришлось полностью упорядочивать это парламентское           
расследование, а это действительно было бы достаточно громоздкой нормой и       
вызвало бы очень много споров в момент принятия поправки.                       
                                                                                
Мы постарались сделать оптимальным содержание этой поправки, отнеся все более   
мелкие споры относительно парламентского расследования к федеральному закону.   
                                                                                
Что же касается парламентского контроля, то хочу заметить, что мы не случайно   
убрали широкую трактовку парламентского контроля, поскольку на прошлом          
обсуждении часть фракций (например, фракция "Наш дом - Россия") голосовали      
против или не голосовали за парламентское расследование именно потому, что      
посчитали слишком неограниченными, неопределенными пределы парламентского       
контроля. Поэтому мы в этот раз предлагаем достаточно конкретную форму          
парламентского контроля, которой является парламентское расследование.          
                                                                                
Законодательное Собрание Нижегородской области тоже поддерживает                
парламентское расследование как институт, но против того, чтобы записывать в    
самостоятельной части обязанность явки и предоставления материалов, считая,     
что это можно сделать прямо в той части, где вводится институт парламентского   
расследования. Это вопрос, который может обсуждаться в рамках второго чтения,   
- как лучше записать положение о явке, тем более что они не возражают против    
него. Но еще раз обращаю ваше внимание, что мы сделали самостоятельную запись   
именно потому, что и отрешение от должности тоже является формой                
расследования в отношении Президента. И наш опыт, опыт десяти месяцев работы    
Специальной комиссии, показал, что если в Конституции отсутствует запись об     
обязательной явке в Специальную комиссию или предоставлении ей материалов,      
то, к сожалению, это является основанием для игнорирования работы               
парламентской комиссии, несмотря на то что возможность, право ее создания       
Думой записаны прямо в Конституции.                                             
                                                                                
Два субъекта права законодательной инициативы, которые тоже ненадлежаще         
оформили свои точки зрения, - это Законодательное Собрание Краснодарского       
края, которое прислало просто мнение комитета, и Председатель                   
Государственного Совета Республики Татарстан. Они высказались неопределенно,    
то есть не за и не против. Но в мнении Председателя Госсовета Республики        
Татарстан содержится такое предложение относительно парламентского              
расследования (это вопрос для второго чтения, если сегодня будет принята эта    
поправка): нужно обязательно сделать оговорку, что парламентское                
расследование может осуществляться только по предметам ведения Российской       
Федерации. Иначе, как считает господин Мухаметшин, парламентские следственные   
комитеты будут вмешиваться в деятельность субъектов Российской Федерации.       
                                                                                
Я думаю, что ко второму чтению, если поправка сегодня будет принята, мы можем   
вернуться к этому вопросу, хотя сомнение, конечно, относительно такой           
трактовки есть. Мы не скрываем своего мнения, что возможность проведения        
парламентского расследования относительно должностных лиц, в том числе высших   
должностных лиц субъектов Российской Федерации, наверное, допустима. Но еще     
раз повторяю: это можно решить либо во втором чтении, либо вообще в рамках      
федерального закона о парламентском расследовании, если данная поправка будет   
принята.                                                                        
                                                                                
Против высказались два субъекта Федерации - Госсовет Республики Коми (без       
обоснования) и Законодательное Собрание Ивановской области, оно высказало ряд   
замечаний. Ну, в частности, о том, чтобы вернуться к той редакции, которую мы   
обсуждали в прошлый раз, чтобы предоставить это право и Совету Федерации. Оба   
решения оформлены не в соответствии с законом о порядке принятия поправок.      
                                                                                
Мнение Правового управления нам предоставлено, и основное возражение            
Правового управления, обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, сводится к     
тому, что закон о поправке в Конституцию оформлен не так, как рекомендуют       
образцы документов Государственной Думы. И вообще (это, в общем-то,             
единогласное мнение членов нашего комитета), такого рода заключение Правового   
управления, по меньшей мере, некорректно.                                       
                                                                                
Во-первых, хочу заметить, что сами образцы не соответствуют закону (а я         
думаю, что образцы, составленные нашим Аппаратом, должны соответствовать        
закону, они никак не могут над ним превалировать), а во-вторых, образцы         
документов мы с вами не утверждали даже постановлением Думы, и ссылаться на     
них как на документ, имеющий обязательный нормативный характер, просто          
неуместно и некорректно. Да и в-третьих: мы уже с вами рассматривали поправки   
в Конституцию, мы с вами рассматривали в свое время закон о том, как должны     
эти поправки оформляться, этот закон действует, никаких замечаний Правового     
управления или возражений относительно того, что форма должна быть другой, не   
было. И сегодня, когда вступил в силу закон, когда мы с вами уже апробировали   
форму поправок, я думаю, что опять же это уже некорректно.                      
                                                                                
Из Правительства за подписью Христенко пришло отрицательное заключение. Два     
возражения у Правительства. Во-первых, то, что парламентское расследование      
должно распространяться и на Совет Федерации, а во-вторых, то, что должны       
быть определены в самой поправке характер и последствия проведенного            
парламентского расследования. Правда, тут же Правительство оговаривает, что     
это, вообще-то, можно сделать и в рамках федерального закона.                   
                                                                                
Относительно того, распространять ли на Совет Федерации. Я вам уже сказала,     
что в прошлый раз большинство участников дискуссии высказалось за то, что       
нельзя распространять на Совет Федерации именно потому, что в нынешнем          
составе он наполовину состоит из должностных лиц исполнительных органов         
власти, деятельность которых может стать предметом расследования. Так           
показывает наш думский опыт, мы неоднократно с вами обращались и в Счетную      
палату, и в Генеральную прокуратуру относительно деятельности ряда              
губернаторов, президентов ряда республик.                                       
                                                                                
Поэтому если в последующем, когда мы будем принимать федеральный закон (а в     
его принятии обязательно примет участие Совет Федерации), будет достигнуто      
согласие относительно того, что ни в коем случае на должностных лиц субъектов   
Федерации не должно распространяться парламентское расследование, значит,       
таково и будет содержание закона. Сейчас предварять это содержание сложно.      
                                                                                
Хочу вам напомнить, что этот институт парламентского расследования действует    
во многих парламентах, сильных парламентах мира, что вообще введение этого      
института очень существенно сказывается на авторитете парламента. И хочу        
заметить, что там, где верхняя палата не избирается, как, например, Бундесрат   
в Германии, парламентское расследование относится исключительно к нижней        
палате - Бундестагу. Верхняя палата имеет право проведения парламентского       
расследования там, где она избирается и работает на профессиональной основе,    
например в Соединенных Штатах Америки, в Италии, где обе палаты избираются      
прямыми выборами. Поэтому, видимо, не случайно те парламенты, которые имеют     
уже устойчивый авторитет и играют существенную роль в политической ситуации в   
своих странах, не распространяют этот институт на те палаты, которые не         
работают на профессиональной основе и не формируются на основе прямых           
выборов.                                                                        
                                                                                
Наш комитет надеется, что, если эта поправка будет принята, а затем будет       
одобрена субъектами Федерации, то есть пройдет всю необходимую процедуру и      
вступит в силу, мы с вами получим следующие результаты.                         
                                                                                
Во-первых, эта поправка, если она войдет как составная часть в Конституцию,     
будет вынуждать правоохранительные органы и контрольные органы, которые         
обязаны проводить объективное расследование деятельности различных              
должностных лиц, к проведению такого объективного расследования. Бесспорно,     
эта поправка будет работать против коррупции, против расширения коррупции.      
                                                                                
Во-вторых, эта поправка будет способствовать поднятию престижа парламента, а    
я думаю, вряд ли кого следует убеждать, что парламент нуждается в том, чтобы    
его авторитет в обществе был достаточным. Поэтому мы предлагаем одобрить эту    
поправку, которая сегодня является уже результатом неоднократных публичных      
дискуссий и учитывает множественные мнения.                                     
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.                                 
                                                                                
У кого есть вопросы к докладчику?                                               
                                                                                
Депутат Юрьев, пожалуйста, ваш вопрос.                                          
                                                                                
ЮРЬЕВ М.З., заместитель Председателя Государственной Думы.                      
                                                                                
Елена Борисовна, я в принципе вполне поддерживаю весь этот законопроект, но у   
меня есть одно опасение. Хотелось бы вас на эту тему выслушать. Не боитесь ли   
вы, что если такое право будет, то оно приведет в реальной политической         
ситуации к тому, что очень значительная часть времени работы Государственной    
Думы будет уходить на расследование, а не на законотворчество? Ну хотя бы       
потому, что это намного интересней. Вот есть ли такое опасение и если есть,     
то можно ли дальше в законах конкретно это ограничить каким-то образом?         
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Михаил Зиновьевич, это опасение снимается тем, что мы в           
поправке прямо делаем отсылку к федеральному закону. Это означает, что          
напрямую институт парламентского расследования без принятия и вступления в      
силу федерального закона о парламентском расследовании работать не сможет.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сайфуллин, ваш вопрос.                            
                                                                                
САЙФУЛЛИН И.Ш. Уважаемая Елена Борисовна, я согласен с вами, когда вы           
говорите о том, что принятие такой поправки приведет к повышению авторитета     
парламента. И я думаю, что многие согласны. А как вы считаете: как будет        
влиять реальная работа этой комиссии, использование процедуры парламентского    
расследования на авторитет исполнительной власти, в частности на авторитет      
Правительства в целом и его отдельных членов, в том случае, когда парламент     
практически не несет никакой ответственности за работу Правительства и          
отдельных его членов?                                                           
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Спасибо за вопрос очень хороший. Я считаю, что, если институт     
парламентского расследования будет введен, он в первую очередь будет играть     
на авторитет исполнительной власти, на доверие к ней со стороны граждан.        
Потому что сегодня во многом безответственность исполнительной власти,          
являющейся по природе источником коррупции, порождает сомнения в том,           
насколько эта власть добропорядочна. Но вы согласитесь, что ведь это же не      
всегда так. Поэтому парламентское расследование, осуществляемое депутатами,     
не зависимыми от самой исполнительной власти, и его результаты будут вызывать   
доверие у граждан. Я уже не говорю о том, что, наверное, когда мы будем         
обсуждать закон, если эту поправку одобрим, закон о парламентском               
расследовании, мы наложим определенные ограничения и на саму Государственную    
Думу: в каких случаях можно проводить парламентское расследование, какими       
правами наделять этот следственный комитет или временные комиссии (как мы       
определимся), каковы будут последствия деятельности этой комиссии, допустим     
ли мы дублирование со следственными органами и так далее?                       
                                                                                
Во всяком случае, это в наших руках - сделать так, чтобы результаты             
парламентского расследования не наносили урон авторитету добропорядочных        
представителей и должностных лиц исполнительной власти. Я, кстати, не           
исключаю, что и судебной тоже.                                                  
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, еще один вопрос.                                     
                                                                                
Пузановский Адриан Георгиевич просит слова.                                     
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемая Елена Борисовна, я бы хотел еще раз вернуться к      
вопросу предмета и сферы деятельности этого института. Скажите, он должен       
быть конституционно установлен ограничениями по Конституции или по закону о     
расследовании? Как вы полагаете?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Адриан Георгиевич, мы предлагаем схему, где предусмотрен только   
сам метод парламентского расследования, а также некоторые обязательные          
моменты, с которыми оно связано, в частности явка, предоставление материалов    
и отсылка к федеральному закону. Сам предмет мы не стали определять, потому     
что тогда мы с вами просто будем заниматься этим вопросом вместо обсуждения     
того, нужна такая методика, такая технология или нет. Но сегодня самый          
главный вопрос, о парламентском расследовании (и вряд ли это можно              
опровергнуть), связан с тем, что, к сожалению, контрольные органы,              
правоохранительные органы по всем очень острым вопросам не дают информации      
достаточной, не дают каких-то результатов, то есть не снимают общественное      
напряжение, непонимание, недовольство.                                          
                                                                                
Может быть, многие вопросы были бы сняты, если бы мы, например, как Конгресс    
Соединенных Штатов Америки, быстро могли провести парламентское                 
расследование, пригласить свидетелей, выслушать, организовать публичную         
дискуссию или закрытую...                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос - Лоторев Александр Николаевич.          
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н. Уважаемая Елена Борисовна, мы считаем, что принятие этой           
поправки было бы серьезным шагом вперед по пути реформирования нашей            
Конституции, но вместе с тем есть один вопрос, который хотелось бы уточнить.    
Конституция Российской Федерации наделяет правом парламентского расследования   
не одну из палат, а все Федеральное Собрание. Вы же как бы обосновали тем,      
что невозможно привлекать к этой процедуре Совет Федерации. Как все-таки        
выходить из этого положения мы планируем?                                       
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Мы предлагаем вариант: не все Федеральное Собрание, а только      
Государственная Дума... Пока Совет Федерации остается в том виде, как он        
есть, то есть когда он состоит сам из должностных лиц региональной власти.      
                                                                                
Поэтому вопрос, вернее, сомнение в том, что две палаты у парламента и они       
должны иметь одинаковые полномочия... Здесь это совершенно избыточно, потому    
что, если вы сравните статьи 102 и 103 Конституции, полномочия Совета           
Федерации и Государственной Думы, вы увидите, что они неоднородны, эти          
полномочия, они разные. Поэтому больше или меньше - здесь эти разговоры         
неуместны.                                                                      
                                                                                
Но прошлое обсуждение показало, что предоставление такого рода полномочий       
Совету Федерации вызывает очень большие опасения, очень большие сомнения.       
Кроме того, если институт парламентского расследования будет введен и на        
примере Государственной Думы мы увидим, что им не злоупотребляют, что этот      
институт действительно оправдан и способствует только тому, что доверие людей   
к власти растет (ведь к Думе-то тоже недоверие проявляется, мы же все в этом    
смысле в одной как бы ситуации находимся), и Совет Федерации будет              
формироваться на постоянной основе, будет состоять из людей независимых, не     
связанных какими-то личными интересами в этих вопросах, то я думаю, вполне      
возможно будет распространить его в последующем и на Совет Федерации.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Присаживайтесь, пожалуйста.     
                                                                                
Александр Алексеевич, вы хотели бы выступить по этому законопроекту?            
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Да, я хотел бы сказать несколько слов.                            
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я       
хотел бы высказать буквально несколько замечаний.                               
                                                                                
Уже второй раз пытаются создать прецедент, когда в нарушение Конституции        
понятие "парламент" закрепляется за одной из палат Федерального Собрания.       
Цитирую статью 94: "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации..."   
Вы ввели сначала в Регламент понятие парламентского запроса, присвоив это       
право только Государственной Думе, а теперь предпринимается попытка в           
нарушение статьи 94 Конституции присвоить название "парламент" одной из ее      
палат. Это самое, пожалуй, серьезное и веское замечание.                        
                                                                                
Безусловно, надо либо, извините, вводить понятие думского расследования, либо   
все-таки решать вопрос о том, как Совет Федерации совместно с Государственной   
Думой, которые в совокупности и являются парламентом, могут осуществлять        
парламентские расследования.                                                    
                                                                                
И второе. Видимо, совершенно правильно было высказано замечание                 
представителем одного из субъектов Федерации, что вряд ли целесообразно         
предоставлять право Государственной Думе при осуществлении парламентского       
расследования выходить за рамки полномочий, закрепленных Конституцией за        
Государственной Думой, поскольку по смыслу предлагаемого законопроекта          
Государственная Дума может расследовать и уголовные дела, и прочее, и прочее,   
и прочее, что может явиться нарушением Конституции и привести к присвоению      
Государственной Думой судебных полномочий.                                      
                                                                                
И наконец, последнее. К сожалению, я вынужден констатировать, что при           
внесении как минимум трех, по крайней мере одного, это точно... А сейчас мой    
аппарат проверяет, и во всех трех проектах законов грубейшим образом нарушен    
закон о порядке принятия поправок к Конституции, так как под представленные     
тексты законопроектов подписи депутатов не собирали, а приложены те же самые    
подписи, которые были собраны под законопроекты, отклоненные в июле 1999        
года. Свидетельством тому является наличие абсолютно идентичных копий списков   
под текстом, представленным в июле 1999 года, и под текстом, представленным     
сегодня первым.                                                                 
                                                                                
Еще раз говорю: если депутаты сочтут иначе, если смогут доказать, что это не    
так, то, по крайней мере, откройте, пожалуйста, все списки, они все             
датированы февралем - мартом 1999 года, в то время как эти тексты               
рассматривались и были отклонены в июле 1999 года, после сбора этих подписей.   
Я напомню, что сам закон о порядке принятия поправок к Конституции был          
подписан и вступил в действие 31 марта 1999 года, не забывайте об этом.         
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 4 марта, Александр Алексеевич.                            
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. А?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 4 марта подписан Президентом.                             
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Ну, у меня данные, что он вступил в действие 31 марта, ну,        
видимо, через 10 дней после опубликования.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства Геннадий Николаевич Батанов   
выступает в соответствии с Регламентом после представителя Президента.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич и уважаемые депутаты! В Правительстве      
Российской Федерации рассмотрен проект закона Российской Федерации "О           
поправке к статье 103 Конституции Российской Федерации". Правительство          
Российской Федерации отмечает: несмотря на то что усиление контрольных          
полномочий представительного органа страны имеет аналоги в мировой практике,    
внесенный вариант закона вызывает серьезные замечания и представляется          
недостаточно проработанным по следующим основаниям.                             
                                                                                
Как отмечал здесь полномочный представитель Президента Российской Федерации,    
законопроект предполагает установить полномочия по проведению парламентских     
расследований только со стороны Государственной Думы. В то же время в           
соответствии с названной статьей 94 Конституции Российской Федерации            
парламентом России является Федеральное Собрание, а Государственная Дума        
представляет собой лишь одну из его палат.                                      
                                                                                
Контрольные функции парламента обозначены, как известно, в части 5 статьи 101   
Конституции Российской Федерации. Я вам напомню ее содержание: "Для             
осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и    
Государственная Дума образуют Счетную палату..." То есть по Конституции под     
парламентом (под парламентскими расследованиями, в том числе и запросами)       
понимаются, конечно, обе палаты Федерального Собрания. И совершенно ясно, что   
необходимо, конечно же, определить характер и последствия предполагаемых        
парламентских расследований, без чего границы этого института остаются          
неясными и расплывчатыми. В случае со Счетной палатой точно определено, что     
граница - федеральный бюджет, сущность контроля - федеральный бюджет. В         
данном случае мы имеем очень расплывчатую формулировку.                         
                                                                                
Правительство Российской Федерации с учетом изложенного представленный          
вариант законопроекта не поддерживает.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ кто желает выступить? Анатолий Иванович   
Лукьянов. (Шум в зале.)                                                         
                                                                                
Коллеги, идет обсуждение вопроса. Депутат Лукьянов выступит, потом получите     
слово.                                                                          
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, я скажу кратко. Наша фракция поддерживает     
предложение о внесении этой поправки в Конституцию, причем мы исходим из        
того, что эта Конституция, поспешно разработанная, фактически вообще лишила     
парламент контрольных полномочий. И мы вынуждены явочным образом через          
парламентские слушания, через "правительственный час", через депутатские        
запросы осуществлять такой контроль.                                            
                                                                                
Между тем невозможна законодательная деятельность, если законодатель не знает   
(посредством контроля), как осуществляются законы. Тогда нечего говорить о      
возможности изменения законодательства. Когда ссылаются на статью 10            
Конституции - о разделении властей, то забывают, что отцы разделения властей,   
скажем англичанин Локк, прямо говорили, что без контрольных полномочий          
парламент просто пустышка.                                                      
                                                                                
У нас здесь, в Думе, выступала спикер Палаты общин. Я хочу напомнить вам, как   
она сказала: "Самая главная роль парламента состоит в том, чтобы держать        
Правительство в его собственных рамках, бросая ему всевозможные вызовы,         
подвергая его постоянному контролю, требуя всевозможных разъяснений". Это       
английский парламент - отец всех парламентов мира - вот к какому выводу         
пришел. Мы поддерживаем расширение контрольных функций Государственной Думы и   
Совета Федерации.                                                               
                                                                                
Что касается оговорки, которую здесь предлагается сделать, о том, что эти       
контрольные полномочия, парламентские слушания и парламентские расследования,   
могут быть только в рамках полномочий, которые Конституция отвела Думе, вот     
тут как раз и весь вопрос. Таких полномочий в Конституции нет! И мы делаем      
шаг навстречу тому, чтобы такие полномочия появились.                           
                                                                                
Я думаю, что если уж очень хочется, то во втором чтении такие полномочия и      
этот вопрос можно назвать думскими расследованиями, раз не нравятся слова       
"парламентские расследования".                                                  
                                                                                
И наконец, о подписях. Подписи собирались новые. Мы можем все представить.      
Сегодняшние подписи по первому вопросу я могу сегодня передать. Последняя       
подпись была сделана сегодня. Вот эти подписи. Хватит вести холодную войну с    
Думой - это ничего хорошего не принесет ни обществу, ни нашему государству!     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Романов Валентин Степанович.                 
                                                                                
РОМАНОВ В.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, Анатолий Иванович высказал то, что я собирался сказать,     
но я еще раз хочу обратить на это внимание господина Котенкова. Когда мы        
обсуждаем столь принципиальный вопрос, как поправки к Конституции,              
несовершенство которой признается сейчас всеми серьезными политическими         
силами, то жаль, что в момент голосования те, кто об этом говорит месяцами,     
оказываются неспособными проявить мужество и принципиальность. Господину        
Котенкову надо бы остановиться в своих каких-то мышиных усилиях, извините за    
такое сравнение, переводить общегосударственные принципиальные вопросы в        
плоскость: та ли бумажка, тогда ли сделана подпись, и все остальное.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я напоминаю вам, что анализ состоявшихся         
выступлений будет делать докладчик в заключительном слове.                      
                                                                                
Следующей право на выступление имеет фракция ЛДПР, но она в зале отсутствует.   
От фракции "НДР" выступает Рыжков Владимир Александрович.                       
                                                                                
Владимир Александрович, пожалуйста, вам слово предоставлено.                    
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Вот эта поправка по парламентскому контролю вызвала у нас во        
фракции наибольшую дискуссию. По всем остальным поправкам нам было более или    
менее понятно, что они неприемлемы.                                             
                                                                                
Что касается этой поправки, то мы всегда выступали за введение института        
парламентского контроля, но та форма, в какой это сейчас предлагается, при      
том балансе властей, который сейчас есть, у нас вызывает определенные           
опасения. В чем они выражаются?                                                 
                                                                                
Как известно, парламентский контроль существует главным образом в               
парламентских республиках, то есть там, где большинство парламента формирует    
правительство. И в парламентских республиках, где парламентское большинство     
формирует правительство, парламент, несмотря на это, осуществляет очень         
жесткий контроль за исполнительной властью через механизм парламентских         
расследований.                                                                  
                                                                                
У нас модель власти сейчас совершенно другая. У нас парламент системно          
противостоит правительству, исполнительной власти. И мы уже знаем на опыте      
наших многочисленных комиссий, которые создаются в Государственной Думе, что,   
к сожалению, к великому сожалению, большая часть этих комиссий создается из     
политических соображений для того, чтобы противостоять исполнительной власти,   
а не для того, чтобы вести по-настоящему содержательное профессиональное        
расследование. У нас есть опасение, что в том случае, если мы примем эту        
поправку и создадим 10, 15, 20, а то и больше комиссий (а у нас доходило        
порой до полусотни парламентских комиссий), исполнительная власть будет         
просто парализована, так как министры будут обязаны приходить на комиссии,      
давать показания, разъяснять и объяснять. Где ограничения, где гарантии, что    
это не превратит Правительство в двоечника-школьника, постоянно                 
отчитывающегося перед лицом разгневанных парламентариев, которые перед          
очередными выборами будут решать свои те или иные политические вопросы?         
                                                                                
И я просил бы коллег в левой стороне зала, точнее, в правой стороне от меня     
все-таки отнестись к этому достаточно серьезно. Там есть одна важная запись в   
этой поправке, что в случае, если будет принята эта поправка, потребуется       
федеральный закон о парламентских комиссиях, где это все должно быть            
отрегулировано. Но тогда это должно быть отрегулировано таким образом, чтобы    
исключить те прецеденты, о которых я говорю, когда Правительство может          
превратиться просто в орган непрерывной отчетности, написания объяснительных    
записок, справок, докладов, объяснений и прочего, так сказать, в объект         
измывательства над исполнительной властью, у которой и без этого хватает        
хлопот.                                                                         
                                                                                
Мы все внимательно обсудили, и с учетом того, что практика нынешней Думы        
показывает, что опасность размывания и разрушения исполнительной власти         
достаточно велика, мы во фракции приняли решение воздержаться от поддержки      
данной поправки, хотя справедливость постановки вопроса отчасти мы признаем.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЯБЛОКО" - депутат Шейнис. (Шум в зале.)       
                                                                                
Коллеги, идет обсуждение. Фракции имеют право на выступления, эти выступления   
состоятся. Я прошу рук не поднимать и никаких выкриков не делать. (Выкрики из   
зала.) Никакого ведения. Идет обсуждение.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕЙНИС В.Л. Уважаемые коллеги, в отличие от фракции "НДР", где данная           
поправка вызвала наибольшие дебаты, во фракции "ЯБЛОКО" только по отношению к   
данной поправке сложилась более или менее единодушная позиция.                  
                                                                                
Речь идет о том, что парламент, его нижняя палата, лишен той функции, которая   
присуща парламентам всех стран, вокруг которой, собственно, и выстраивался      
парламентаризм, а именно функции контроля за деятельностью исполнительной       
власти. В принципе мы считаем, что направлением движения должно быть усиление   
контроля и вообще обозначение контрольной функции как одной из функций          
парламента. Это в перспективе, на данном этапе делается достаточно скромный     
шаг в этом направлении.                                                         
                                                                                
Я должен возразить уважаемому Владимиру Александровичу с чисто фактической      
стороны дела. Соединенные Штаты Америки являются типичной президентской         
республикой. Тем не менее в Соединенных Штатах контрольные функции палат        
парламента, расследовательские функции, являются чрезвычайно важной составной   
частью деятельности парламента.                                                 
                                                                                
Да, действительно, те опасения, которые здесь высказывались, существуют,        
существует излишняя политизация в деятельности Государственной Думы, но, коль   
скоро Дума является в первую очередь политическим представительством нашего     
общества, контроль не может уходить от политических пристрастий, от             
политической позиции. Очевидно, будет вырабатываться баланс в ходе различных    
расследовательских операций.                                                    
                                                                                
И в заключение я хочу сказать об опыте работы в одной из наиболее, что ли,      
важных расследовательских комиссий, которая при отсутствии соответствующей      
записи осуществлялась в Государственной Думе прошлого созыва.                   
                                                                                
Я принимал участие в работе комиссии по расследованию причин и обстоятельств    
военного, вооруженного конфликта, развернувшегося в Чечне. И по собственному    
опыту я знаю, что ни один из тех как действующих, так и отставных чиновников,   
которые принимали решение о вводе войск в Чечню, на заседание этой комиссии     
не явился. Мне представляется, что зло, которое проистекает из                  
пренебрежительного отношения к комиссиям парламента, создаваемым как бы за      
рамками Конституции, значительно больше, чем опасность отвлечения работников    
исполнительной власти от их обязанностей. Поэтому фракция "ЯБЛОКО"              
рекомендовала своим членам поддержать данную поправку.                          
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От Аграрной депутатской группы кто? Пузановский Адриан    
Георгиевич.                                                                     
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Депутаты     
Аграрной депутатской группы в решении этого вопроса руководствуются мнениями    
своих избирателей, и прежде всего избирателей села. Даже на встречах с          
трактористами, с доярками на фермах звучат вопросы о том, почему у              
российского парламента нет права на контроль, на проведение расследований. И    
вызывает удивление, что представители электората, скажем, более                 
просвещенного, изысканного в некоторой степени ставят под сомнение              
необходимость наделения российского парламента этими полномочиями, при этом     
ссылаются на исторические анналы и другие сведения.                             
                                                                                
У нас нет никаких сомнений в том, что российский парламент в своем развитии     
обязательно должен приобрести полномочия, связанные с проведением               
парламентских расследований. Здесь нет никаких сомнений.                        
                                                                                
Мы также хотели бы указать, что нельзя смешивать институт контроля и институт   
расследования. Мы полагаем, что парламентское расследование является важной     
частью, но только частью контроля, который отнюдь не должен исчерпываться       
контролем над бюджетом через Счетную палату. Мы имеем Счетную палату. Мы        
должны иметь и институт расследования.                                          
                                                                                
Что касается механизма реализации. Мы разделяем подход, который сформировался   
в комитете по законодательству. Действительно, необходимо сначала               
конституировать в высшем законе, в основном законе это право и там же           
записать, что процедуры проведения будут определяться в федеральном             
конституционном законе о проведении парламентских расследований.                
                                                                                
Я думаю, этот алгоритм нам уже известен. Мы выпустили уже достаточно много      
конституционных законов. Будет подготовлен и этот закон, который решит все      
проблемы разделения полномочий между палатами.                                  
                                                                                
Также мы считаем важным руководствоваться записью в нашей Конституции, где      
сказано, что палаты работают раздельно. В соответствии с этим, и это в          
интересах, я думаю, всех нас, мы должны говорить о двух комитетах по            
расследованию, наделив их специфическими компетенциями в соответствии с         
Конституцией. Например, Совет Федерации через свой комитет по расследованию     
занимался бы в большей степени вопросами войны и мира (например, чеченские и    
дагестанские события и так далее).                                              
                                                                                
И в заключение. Мы считаем необходимым иметь строгую исчерпывающую запись о     
том, что право парламентского расследования является исключительным             
федеральным правом и оно не может быть ни в коей степени и ни в какой форме     
размножено по всем субъектам Федерации.                                         
                                                                                
Вот с этими оговорками аграрии, безусловно, поддерживают и призывают всех       
коллег поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от "Народовластия" кто? Ивер Василий          
Михайлович.                                                                     
                                                                                
ИВЕР В.М. Уважаемые коллеги, работа представителей различных фракций в          
комиссии по импичменту показала, что многие чиновники, ныне действующие и       
даже находящиеся в отставке, игнорировали деятельность комиссии. И конечно      
же, это один из примеров, на основании которого следует сказать, что            
голосовать сегодня за данный проект закона необходимо.                          
                                                                                
Если вести речь о названии "парламентский контроль", то можно его заменить на   
"депутатский контроль". Я считаю, что здесь никаких проблем нет и ко второму    
чтению мы вполне эту задачу выполнить можем.                                    
                                                                                
Депутатская группа "Народовластие" будет голосовать за данный проект закона и   
призывает всех депутатов так же поступить.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от "Российских регионов"?                             
                                                                                
Лопатин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛОПАТИН В.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! В первом случае, когда               
Государственной Думе предлагалось с ее согласия производить назначение и        
освобождение федеральных министров, я и большинство моих коллег голосовали      
против данной поправки в Конституцию прежде всего потому, что это плохой        
закон, непроработанный, и его принятие было бы очередным обманом. Уходя от      
хаоса и уходя от паралича власти, которые мы нередко наблюдаем, мы пришли бы    
к этому, потому что нет тех балансов и противовесов, о которых справедливо      
говорили представители Президента и Правительства. Точно так же, как пытались   
ранее обманывать, к сожалению, при голосовании вопроса об импичменте. Все       
знали, что импичмент не пройдет, потому что нет специального закона об          
импичменте, но голосовали, шли на этот обман. Вот почему мы, поддерживая в      
большинстве своем добровольную отставку Президента, не поддерживали то          
решение, как не поддержали решение предыдущее. Вот почему, рассчитывая на       
профессионализм наших депутатов, тех, кто занимается этим вопросом              
профессионально в Государственной Думе, по всей видимости, в данном случае      
было бы целесообразно поддержать данный законопроект. По каким основаниям?      
                                                                                
Зарубежное конституционное право и собственный, отечественный опыт до 1993      
года убеждают нас в необходимости парламентского контроля и наличия таких       
процедур, функций контроля для парламента России, и в том числе                 
Государственной Думы. До сих пор в ряде действующих федеральных законов, в      
том числе о полномочиях правоохранительных структур, есть статья, которая не    
исключена из этих законов, она действует, она так и называется: парламентский   
контроль. Деятельность целого ряда наших парламентских комиссий, о чем уже      
неоднократно говорили мои коллеги, убеждает в том, что создаваемые комиссии     
зачастую захлебываются и останавливаются перед отказом давать информацию,       
перед отказом участвовать в работе этих комиссий, и практически функции         
парламентского контроля, номинально провозглашенные, не могут быть              
реализованы. Об этом же говорит и опыт работы нашей парламентской               
антикоррупционной комиссии, участником которой я являюсь в том числе.           
                                                                                
Что касается возражений, которые мы слышали от представителей Правительства и   
ряда фракций о том, что размыты полномочия нынешнего парламентского             
расследования, их невозможно будет определить, то эти вопросы решаются в том    
специальном федеральном законе, который будет принят, безусловно, после         
принятия соответствующей поправки в Конституцию Российской Федерации. Более     
того, мы в нашей группе рассматривали этот вопрос. Мы были бы заинтересованы    
в его первоочередном рассмотрении, даже до того, как эта поправка в             
Конституцию будет принята. Параллельно надо все это делать.                     
                                                                                
В связи с этим я и мои коллеги, большинство нашей парламентской депутатской     
группы, поддерживаем внесение данных поправок в Конституцию Российской          
Федерации и рассчитываем на то, что этот закон будет поддержан другими          
фракциями, найдет понимание и в Правительстве, и в Администрации Президента.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. (Выкрики из зала.)                               
                                                                                
Николай Федорович, что? От фракции выступление было. По ведению?                
                                                                                
Герасименко, пожалуйста.                                                        
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, депутатская группа "Российские регионы".                              
                                                                                
Геннадий Николаевич, я перед голосованием хотел сказать, что я голосовал и      
первый раз за этот закон, перед перерывом, и после. К сожалению, в распечатке   
показано, как будто я не голосовал. Поэтому говорю для стенограммы, для всех:   
я голосовал второй раз тоже за поправки по статьям 83, 103. И прошу проверить   
сейчас, чтобы такое не повторилось.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Группа электронного голосования, проверьте, пожалуйста,   
рабочее место депутата Герасименко.                                             
                                                                                
Так, коллеги, все фракции и депутатские группы высказались.                     
                                                                                
Елена Борисовна, заключительное слово, пожалуйста.                              
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я бы хотела    
сказать несколько слов относительно тех аргументов, которые здесь прозвучали    
в качестве возражений по этому законопроекту.                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Алексеевич Котенков высказал три аргумента против. Первый   
- что некорректно используется термин "парламентское расследование",            
поскольку Конституция оперирует понятием парламента применительно к двум        
палатам. Вопрос для обсуждения: можно сохранять "парламентское расследование"   
применительно к расследованию, осуществляемому Думой, или нет? Но это вопрос    
несущественный, он может быть решен во втором чтении, если поправка сегодня     
будет одобрена, потому что это вопрос терминологии, к тому же неоднозначный.    
                                                                                
Во-вторых, Александр Алексеевич Котенков высказал сомнение относительно         
пределов возможного парламентского расследования, возможности проводить как     
бы нечто похожее на расследование уголовного дела. Но, Александр Алексеевич,    
я думаю, что, даже когда вы проговаривали этот аргумент, вы сами в его          
убедительность не верили, потому что ни о каком уголовном деле, ни о каких      
пределах парламентского расследования здесь не говорится, кроме одного: о       
том, что должен быть принят специальный федеральный закон. Вот предел           
конституционного института парламентского расследования. Все споры - там.       
                                                                                
И третий ваш аргумент - что нарушен сбор подписей. Сбор подписей                
осуществлялся в комитете, в аппарате комитета, у руководителя аппарата          
комитета. Поэтому я не могу точно сказать, каким образом шел этот сбор          
подписей, но я могу вам заметить, что даже если включены какие-то подписи       
тех, кто подписывал поправку предыдущую, то здесь очень важен момент            
волеизъявления: отказываются, отзывают депутаты свои подписи из этого списка    
или нет? Есть такого рода жалобы, обращения о несогласии? В нашем комитете -    
нет. То есть это означает, что депутаты подтверждают свою волю, не говоря уже   
о голосовании, ведь в прошлый раз больше 250 голосов было за эту поправку.      
                                                                                
Рыжков Владимир Александрович высказался против этого предложения, сказав,      
что велика опасность размывания исполнительной власти. Мне очень жаль, что      
здесь нет Владимира Александровича Рыжкова, но мне бы хотелось заметить, что    
опасность размывания исполнительной власти исходит не от Государственной        
Думы, она исходит от Президента, но никак не от Государственной Думы.           
Государственная Дума постоянно демонстрирует свое стремление идти на уступки    
и Правительству, и Президенту. Если бы это было не так, мы бы не приняли ни     
одного законопроекта, который вносит Правительство, а мы принимаем. Если бы     
это было не так, мы бы ни разу не назначили Председателя Правительства,         
кандидатуру которого вносит нам Президент, а это не так, мы назначаем.          
Поэтому Государственная Дума (а факты - вещь упрямая) не один раз               
демонстрировала свою готовность и способность к общественному согласию.         
Поэтому вопрос о размывании исполнительной власти, еще раз говорю, должен       
быть адресован не к нам.                                                        
                                                                                
Но что самое главное - еще более опасным для общества является размывание       
власти как таковой, коррупция, разъедание коррупцией, которая будет             
продолжаться, если тем расследованиям, которые обязана осуществлять             
Генеральная прокуратура, мы не противопоставим возможность (возможность         
только!) проведения независимого, беспристрастного парламентского               
расследования. Сама возможность проведения такого расследования будет очень     
серьезным фактором, действующим на Генеральную прокуратуру, потому что любой    
следователь, любой представитель Генеральной прокуратуры, как и гражданин       
российский, будет знать, что, если Генеральная прокуратура не включит свои      
полномочия, это сделает независимая Государственная Дума. Поэтому факт          
размывания и коррупция в России - самое страшное, что мы имеем сегодня. И       
если институт парламентского расследования может остановить это движение к      
коррупции, к разъеданию России, мы обязаны это сделать.                         
                                                                                
И в отношении того, что сказал Лопатин. Владимир Николаевич, вы сказали:        
"Плохой закон, непроработанный!" Позвольте вам возразить: плохой - для тех,     
для кого воровство, коррупция, обман, безнаказанность являются ценностями, с    
которыми они не хотят расстаться. Если в этом зале есть депутаты, которые       
хотят сказать "нет!" коррупции, кто не хочет, чтобы и дальше Россия слыла,      
представлялась в таком виде за рубежом, кто хочет противопоставить              
правоохранительным органам только возможность проведения объективного           
расследования, парламентского независимого расследования, тот должен            
проголосовать за эту поправку. (Аплодисменты.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, все фракции и депутатские группы выступили, и               
заключительное слово прозвучало.                                                
                                                                                
Владимир Николаевич, что вы хотели? По ведению - Лопатин.                       
                                                                                
ЛОПАТИН В.Н. Уважаемая Елена Борисовна, я просил бы вас внимательно слушать     
выступления, прежде чем комментировать их. Потому что наша позиция, которую я   
выразил от имени большинства своих коллег по депутатской группе "Российские     
регионы", - в оценке первого закона, который был провален в Государственной     
Думе, и причина провала - это плохой закон, неподготовленный. Уходя от          
паралича власти, мы приходили бы к тому же.                                     
                                                                                
Говоря о законе о парламентском контроле и необходимости парламентского         
расследования, я как раз высказывал аргументы (их было названо три)...          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы это слышали.                                           
                                                                                
ЛОПАТИН В.Н. ...и зарубежный, и отечественный опыт - в пользу данного           
законопроекта. Вот почему, уважая вас за корректность в предыдущих вопросах,    
я просил бы вас извиниться за те оценки эмоциональные, которые были высказаны   
в адрес депутатов Государственной Думы из группы "Российские регионы", и        
подобного больше не допускать.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте голосовать. От регламентной группы -     
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, ну, с Жириновским все понятно, а почему          
фракции "НДР" нет в зале?                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "НДР", призываем вас вернуться в зал.             
                                                                                
Они, наверное, наоставляли доверенностей друг другу.                            
                                                                                
По мотивам - Альберт Михайлович Макашов.                                        
                                                                                
МАКАШОВ А.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Вообще-то, коллеги, я очень рад, что такой спор состоялся. Сегодня              
исполнительная власть и все, что у нас в стране делается, а делается в          
основном от исполнительной власти... Разворовано все, что можно. Весь Запад     
уже сдал Ельцина, весь Запад уже сдает олигархов так называемых, а некоторым    
здесь непонятно...                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, по мотивам.                           
                                                                                
МАКАШОВ А.М. Заканчиваю, по мотивам!                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по мотивам. Достаточно.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставлю на голосование: принять данный проект закона в       
первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Поименное              
предлагается. Пожалуйста. У нас еще два конституционных закона. Пожалуйста,     
голосуйте. Коллеги, идет голосование.                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.             65,8%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Решение... (Сильный шум в зале.) Казбек Асланбечевич Цику предлагает            
вернуться к голосованию. Только, пожалуйста... Вот Михаил Сафарбекович без      
карточки... Сейчас ставлю на голосование: вернуться к голосованию.              
Пожалуйста, голосуйте. Только прошу всех: будьте, пожалуйста, внимательными.    
                                                                                
Кто без карточки? Гуцериев - за. Кто еще? (Выкрики из зала.) Гусев голосовал.   
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              284 чел.            100,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Так, мы вернулись к голосованию. (Шум в зале.)                                  
                                                                                
Я прошу всех успокоиться.                                                       
                                                                                
Ставлю на голосование: проект закона, который у нас идет под номером 11,        
принять в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Да, пожалуйста, все будьте      
внимательны.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Поименно!                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поименно. (Выкрики из зала.)                              
                                                                                
Да вот нет его.                                                                 
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать? Гуцериев - за. Кто еще?              
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.             66,4%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Ну что вы говорите: Бабурин. Ну нет Бабурина! Я сказал: Гуцериев - за. Это      
300. Гуцериев - за, Гуцериев назван. Законопроект принимается. 300 голосов      
есть с голосом Гуцериева. (Аплодисменты.)                                       
                                                                                
Просто мне все стали говорить про Бабурина, но я его не видел, думал, я его     
пропустил.