Заседание № 283

22.09.1999
Вопрос:

О проекте закона Российской Федерации "О поправках к статьям 83, 103 и 117 Конституции Российской Федерации" (о порядке освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3336 по 3698 из 7663
Так, уважаемые коллеги, следующий проект конституционного закона - под          
номером 12. Докладчица тоже Елена Борисовна Мизулина.                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, я хотел бы с вами вот о чем посоветоваться. С учетом        
того, что у нас еще два конституционных закона, у нас сегодня очень высокая     
явка и я волнуюсь, как бы после обеда она оказалась не такой большой, может     
быть, мы продлили бы заседание до 15 часов, а потом бы уже пообедали? Кто за    
то, чтобы работать по такой программе? Пожалуйста, определитесь голосованием.   
Просто у нас сегодня день конституционных законов. Пожалуйста, проголосуйте:    
до 15 часов. А потом успеем перекусить. (Выкрики из зала.) Ну, до 15 часов.     
(Выкрики из зала.) Нет, не успеем мы просто. (Выкрики из зала.) Ну, это мы      
отойдем - на Ирландию.                                                          
                                                                                
Кто без карточки? Мизулина - за.                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              226 чел.             50,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    228 чел.                                          
Не голосовало                 222 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Спасибо вам.                                                                    
                                                                                
Я прошу всех депутатов вернуться в зал. Присядьте, пожалуйста. Еще два          
конституционных закона.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Елена Борисовна, приступайте к докладу.                             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я буду очень   
коротко говорить об этом законопроекте. Суть его - это процедуру назначения     
Председателя Правительства, установленную Конституцией, распространить и на     
порядок его освобождения от должности. Вызвано внесение этой поправки той       
ситуацией, с которой столкнулась вся Россия: бесконечные произвольные,          
необъяснимые смены Председателя Правительства, а вместе с ним -                 
правительственного кабинета, отчего страдают абсолютно все. Мы предлагаем тот   
механизм, с которым вы ознакомились: включение Думы в процесс освобождения      
Председателя Правительства.                                                     
                                                                                
Могу вам сказать: я поставила подпись под инициативой. В ходе обсуждения этой   
поправки со своими коллегами, с другими юристами возникло много сомнений. Но    
я буду голосовать за по одной простой причине: одобрение этой поправки в        
первом чтении открывает широкую публичную дискуссию для того, чтобы найти       
надежный механизм против такого рода произвола. Зачем нужны вообще поправки в   
Конституцию? Да только затем сегодня, чтобы обеспечить стабильность в           
российском обществе и чтобы заставить власти, сохраняя свою                     
самостоятельность, идти навстречу друг другу. Прежде всего, конечно, это        
относится к Президенту Российской Федерации, потому что, к глубокому            
сожалению, пока не видно его стремления идти на уступки в решении наших общих   
вопросов. Мы предлагаем этот вариант и призываем вас поддержать его как         
вариант, который можно и нужно обсуждать всем вместе. Спасибо.                  
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Доклад окончен. Есть ли вопросы к Елене Борисовне?        
Вопросов нет.                                                                   
                                                                                
Присаживайтесь, Елена Борисовна.                                                
                                                                                
Полномочный представитель Президента имеет слово. Процедура повторяется.        
Подготовиться представителю Правительства.                                      
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Чтобы не занимать ваше время, я не буду долго останавливаться на этом     
законопроекте, замечания к нему в основном те же, что были высказаны к          
первому законопроекту. Законопроект не дает адекватного механизма               
освобождения Председателя Правительства от должности. И, как я уже сказал,      
если в случае назначения или дачи согласия на назначение Председателя           
Правительства у Президента есть достаточно мощные механизмы воздействия при     
блокировании представленных кандидатур, то в случае освобождения Председателя   
Правительства от должности таких механизмов не представлено. Кроме того, как    
уже было сказано Светланой Петровной Горячевой, сохраняется институт отставки   
Правительства, который абсолютно адекватен освобождению от должности            
Председателя Правительства. В таком случае представленный законопроект просто   
теряет смысл.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства Геннадий Николаевич           
Батанов.                                                                        
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! При рассмотрении      
законопроекта о поправках к статьям 83, 103 и 112 мнение Правительства          
Российской Федерации мною было высказано. Это тот же самый вопрос, потому что   
мы там в основном обсуждали вопрос, связанный с назначением и отстранением от   
должности Председателя Правительства Российской Федерации. Позиция у нас та     
же самая.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции КПРФ выступает Анатолий Иванович Лукьянов.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты, фракция поддерживает эти предложения,         
поскольку они просто в более узком аспекте предусматривают те решения,          
которые были предложены в первом законопроекте, вносившемся Светланой           
Петровной Горячевой.                                                            
                                                                                
Надо сказать, что нам совершенно ясно, что эту статью можно было бы             
впоследствии во втором чтении доработать. Например, совершенно четко фракция    
полагает, что, прежде чем отправлять в отставку Председателя Правительства,     
надо обязать его отчитаться перед Думой о своей деятельности (или перед Думой   
и перед Советом Федерации), рассказать, что он сделал. Немотивированная         
отставка, которую мы наблюдали три последних раза, - это не что другое, как     
самодурство и произвол. В этой ситуации мы твердо убеждены, что эту поправку    
надо принять.                                                                   
                                                                                
Что касается соображений, высказанных здесь представителем Президента, тут      
ничего нового нет, кроме войны, продолжения войны с парламентом. А вот          
представителю Правительства я просто очень сочувствую. Он должен выступать      
(его, видимо, кто-то обязал) против собственной устойчивости и независимости    
Правительства в проведении своей, определенной линии.                           
                                                                                
Мне кажется, что все аргументы, которые здесь приводились, говорят за то, что   
эта поправка должна быть принята.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Иванович.                               
                                                                                
ЛДПР в зале нет. От фракции "НДР" кто выступает? От фракции "НДР" выступления   
нет. От фракции "ЯБЛОКО"?                                                       
                                                                                
Иваненко Сергей Викторович.                                                     
                                                                                
ИВАНЕНКО С.В. Уважаемые депутаты, фракция "ЯБЛОКО" не может поддержать эту      
поправку по следующим причинам. Установление практики, когда Председатель       
Правительства, по сути, является неприкасаемой фигурой, то есть создание        
возможности для того, чтобы парламент имел право вето при отставке его или      
отставке Правительства, порождает ситуацию двоевластия. Эта ситуация очень      
опасна. Она опасна тем, что в стране фактически формируются два                 
правительства: одно в лице Президента с силовыми структурами, другое            
Правительство в лице Председателя Правительства, который защищен Думой и        
имеет все необходимые финансово-экономические рычаги. К сожалению, мы имели     
возможность наблюдать, к чему приводит ситуация двоевластия, не только в 1917   
году, но и в 1993 году.                                                         
                                                                                
Проблема, безусловно, существует. Мы отдаем себе отчет в том, что ситуация,     
когда правительства меняются, как перчатки, и когда министры, просыпаясь        
утром, не знают, работают они еще или нет, абсолютно ненормальная. Но выход     
надо искать по другим направлениям. В частности, мы считаем, что можно было     
бы обсудить по меньшей мере три возможные поправки в Конституцию. Первую        
поправку, которая допускает возможность совмещения должности Председателя       
Правительства с депутатством в Государственной Думе. При наличии такого         
варианта лидер крупной фракции, лидер парламентского большинства будет          
формировать правительство и будет гарантирован тем, что у него сохраняются      
все его политические возможности в случае неблагоприятных взаимоотношений с     
Президентом. Второй вариант - когда эта же норма может быть расширена еще на    
несколько человек, скажем, заместителей Председателя Правительства. И третий    
вариант - это восстановление той нормы, которая существовала у нас в 1993       
году для Думы первого созыва и существует во многих развитых странах, в         
частности в Великобритании, Германии, вообще снятие ограничений на совмещение   
должностей депутата Государственной Думы и члена Правительства.                 
                                                                                
Мне кажется, что серьезное обсуждение этих вопросов во многом позволит снять    
проблему формирования Правительства и стабилизовать ситуацию, в том числе       
путем улучшения взаимоотношений между Правительством и Государственной Думой.   
                                                                                
Безусловно, это не является радикальным решением проблемы, но для               
радикального решения, как нам кажется, сегодня в России еще нет оснований.      
Однако это будет существенный шаг по сокращению пропасти между Президентом,     
Правительством и Государственной Думой.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аграрная депутатская группа, Харитонов Николай            
Михайлович.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н.М. Мы думаем, не надо терять время на обоснование. Голосовать, мы   
поддерживаем.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутатская группа "Народовластие". Смолин Олег           
Николаевич.                                                                     
                                                                                
СМОЛИН О.Н., депутатская группа "Народовластие".                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, всем понятно, что в высказываниях наших коллег из   
Администрации Президента и Правительства Российской Федерации просматривается   
вполне определенная позиция: не допустить никаких изменений в Конституции.      
                                                                                
Мы сегодня много раз слышали, что Конституция - это "священная корова".         
Рискну с этим не согласиться и рискну утверждать, что на самом деле наша        
Конституция - это довольно уродливый Минотавр, который рожден в                 
противоестественных условиях, и к тому же рожден незаконно.                     
                                                                                
Почему Конституция - это Минотавр, который рожден незаконно? Коллеги, напомню   
вам - и по этому поводу, кстати, есть решение Конституционного Суда, - что      
Президент не имел права отменять прежнюю Конституцию, но отменил. Это           
во-первых. Президент не имел права распускать Съезд народных депутатов, но      
распустил. Это во-вторых. Президент не имел права назначать Референдум, но      
назначил. Это в-третьих. Президент не имел права отменять серию прежних         
законов своим указом, но отменил. И в-пятых, наконец, забавная деталь:          
Президент забыл включить в число отмененных законов действовавший тогда закон   
о референдуме, а значит, считать результаты голосования по Конституции надо     
было не по указу, а по этому закону.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, я всегда выступал против принятия этой Конституции. Более    
того, в период ее обсуждения я говорил о том, что в принципе можно было не      
стараться, не писать так длинно, а написать очень просто, две статьи. Статья    
1: Президент всегда прав; статья 2: если Президент не прав, смотри статью 1.    
Вообще, мы сегодня очень упорно бьемся вокруг каждой мухи в Регламенте, но      
демонстративно не замечаем дефектов слона, то есть нашей Конституции. Это с     
точки зрения истории.                                                           
                                                                                
С точки зрения политической теории. Уважаемые коллеги, ни для кого не секрет,   
что если беспристрастно посмотреть на нашу политическую систему, построенную    
Конституцией, то она никакая не демократическая и не правовая. На языке         
политической науки это называется "мнимый конституционализм". Кто               
сомневается, рекомендую почитать статью знаменитого социолога и политолога      
Макса Вебера, написанную в 1896 году, которая тогда так и называлась:           
"Переход России к мнимому конституционализму". Все сейчас один к одному.        
Конституция - гремучая смесь российских и международных традиций худшего        
пошиба. Это не "смесь французского с нижегородским", как когда-то выражался     
Александр Сергеевич Грибоедов, это смесь французской системы с                  
латиноамериканской, и, кстати, об этом мы тоже предупреждали в свое время.      
                                                                                
Сейчас у нас уникальная возможность сделать хотя бы какие-то шаги к             
действительно демократическому государству. Я говорю "сейчас", потому что       
после президентских выборов, коллеги, вы все это прекрасно понимаете, вновь     
избранный Президент не будет торопиться вносить изменения в Конституцию. И      
кстати, я хотел бы обратиться к создателям и сторонникам Конституции.           
                                                                                
Коллеги! Ведь сейчас никто не знает, кто будет Президентом. А не думаете ли     
вы, что сверхполномочия Президента могут быть использованы против вас же?       
Посмотрите внимательно, может быть, сейчас надо использовать этот уникальный    
шанс?                                                                           
                                                                                
И наконец, с точки зрения практики. Коллеги, всем известно, что мы поставили    
мировой рекорд по смене правительств. Шесть премьеров и и. о. премьера за       
полтора года! Представьте себе, что в школе, на заводе, в фирме поменялось      
столько директоров за полтора года. Если эти директора управляют, значит,       
организация потерпит катастрофу. Если катастрофы нет, значит, эти директора     
не управляют, а управляет кто-то другой. Фактически превращение премьера в      
пешку в руках Президента может быть крайне опасным, потому что при              
определенных условиях из ферзя в пешку может превращаться и сам Президент,      
как мы иногда это наблюдаем.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, не социалисты, не коммунисты, но либералы сформулировали     
принцип (и сделали это правильно): "Власть развращает, а абсолютная власть      
развращает абсолютно". Демократия - это политическая ценность и для левых, и    
для правых, и для центристов. Я думаю, что нам следует воспользоваться          
уникальным шансом - сделать сейчас хотя бы небольшой шаг в направлении          
действительно правового государства. Голосование покажет, кто за демократию,    
а кто придерживается принципа: демократия - это когда свои у власти. Спасибо.   
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "НДР" - депутат Сайфуллин.                     
                                                                                
САЙФУЛЛИН И.Ш. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги, друзья! Фракция      
"НДР" считает, что принимать этот законопроект нельзя, и вот по каким           
основаниям.                                                                     
                                                                                
Есть уже прецеденты, когда, не продумав в законе процедуру, процедуру           
исполнения данного закона, мы заводили самих себя и все общество в тупик. Вот   
мы сегодня приняли (считаем, что приняли) три или четыре закона, но мы их       
фактически не приняли. Мы просто проделали пустую работу, и мы тратим и свое    
собственное время, и время наших избирателей, и народные деньги. Это            
во-первых.                                                                      
                                                                                
Во-вторых, мы сегодня считаем, что Президент разрушает власть, большинство,     
по крайней мере, так считает - что Президент разрушает власть, в том числе и    
исполнительную: каждые, допустим, несколько месяцев меняет Правительство. Но    
если завтра Государственная Дума начнет точно так же разрушать власть, не       
давая согласия на увольнение Председателя Правительства, что мы будем делать?   
Как мы будем себя чувствовать? Где больше пользы? Или польза в том, что мы      
сегодня примем необдуманно какой-то закон, исходя из сегодняшней ситуации,      
хотя мы знаем, что Президент через полгода будет уже другой? Поэтому фракция    
"Наш дом - Россия" считает, что за этот законопроект голосовать нельзя. Мы      
будем голосовать против солидарно.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Российских регионов" - Лопатин Владимир Николаевич.   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОПАТИН В.Н. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Всем нам:       
нашей стране - России, нашему Отечеству, нашим избирателям - нужна, как         
никогда, стабильность. Основа стабильности - это стабильные законы и            
стабильная власть. Хорошо бы, если бы было и то и другое, но сегодня, к         
сожалению, нам приходится порой выбирать. И в данной ситуации... Вы,            
наверное, на встречах с избирателями также слышали эти вопросы.                 
                                                                                
У меня в Вологодской области мои избиратели в колхозах говорят: "Если менять    
каждый год или по нескольку раз в год председателя колхоза, колхоз              
развалится". И они в этом отношении абсолютно правы. Но, к сожалению,           
механизмов сдержек и противовесов против такой чехарды с Правительством         
постоянной, когда по пять раз в год мы меняем Правительство, на сегодняшний     
день в Конституции нет.                                                         
                                                                                
Вот почему, поддерживая предложение о необходимости сдержек и противовесов, с   
тем чтобы были и стабильные законы, и, самое главное, стабильная власть, по     
всей видимости, надо в нынешних условиях отдать приоритет все-таки стабильной   
власти. Вот почему я и мои коллеги по депутатской группе "Российские регионы"   
в большинстве своем поддерживаем поправки, чтобы все-таки власть у нас была     
стабильной.                                                                     
                                                                                
В то же время нельзя не отметить, что процедура дачи согласия Государственной   
Думы на отрешение, или на освобождение, Председателя Правительства от           
должности сегодня, к сожалению, не прописана в законодательстве. Чтобы мы не    
попали в патовую ситуацию, как с Генеральным прокурором, по всей видимости, в   
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"        
необходимо вносить соответствующую поправку, предусматривающую такую            
процедуру. И было бы целесообразно, по всей видимости, нашему профильному       
комитету по законодательству такие предложения уже готовить.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, заключительное слово желаете             
произнести? Пожалуйста.                                                         
                                                                                
Заключительное слово докладчика, и голосуем.                                    
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Во-первых, для       
стенограммы хочу отметить. Сейчас пошла распечатка голосования по поправке о    
парламентском расследовании. Напротив моей фамилии стоит звездочка, как будто   
я не участвовала в голосовании. Я дважды нажала именно из-за важности           
голосования, и красная лампочка мигала. Прошу учесть. Я без всяких сомнений     
за эту поправку, и прошу включить мой голос. Значит, получается 301 тогда, а    
не 300. Я - за и два раза голосовала за. На всякий случай еще раз прошу...      
                                                                                
Так, по поводу поправки... (Шум в зале.) Сейчас, минуточку. По поводу той       
поправки, которую мы обсуждаем, по поводу прозвучавших возражений. В основном   
они сводятся к тому, что, как сказал Александр Алексеевич Котенков, эта         
поправка не дает адекватного механизма и не исключает тупиковых ситуаций,       
особенно если Дума не дает согласия. Еще раз хочу обратить ваше внимание: это   
первое чтение, поэтому вариант "если Дума не дает согласия, что следует         
дальше" вытекает... Если мы согласимся с такого рода поправкой во втором        
чтении, мы просто дополняем эту норму в том числе и механизмом, что делать,     
если Дума не дает согласия на одобрение.                                        
                                                                                
Но самое главное, что дает эта поправка, если мы с ней согласимся, - она по     
меньшей мере заставит Президента и его Администрацию, прежде чем снимать        
Председателя Правительства с должности, выяснить, а какова же ситуация в        
Государственной Думе, возможен вариант или нет. То есть как бы заставит         
Администрацию Президента и самого Президента изучить ситуацию, изучить          
общественное мнение, прежде чем делать такой кардинальный шаг. Изучив это       
общественное мнение, Президент и его Администрация вынуждены будут думать и о   
другой кандидатуре, которую они могут предложить, потому что это будет          
аргумент за освобождение. А это значит, что той непредсказуемой ситуации, в     
которую до сих пор с освобождением Председателя Правительства попадала          
Россия, не будет. Будет наконец-то учитываться общественное мнение.             
                                                                                
Поэтому я бы предложила поддержать эту поправку, она вынуждает нашу власть      
быть более осторожной, когда мы принимаем значимые для России решения.          
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, все высказались. Я ставлю на голосование. Кто за то,        
чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Голосование также            
открытое. Пожалуйста, голосуйте, поименное голосование. Пожалуйста, коллеги,    
будьте внимательны, голосование началось.                                       
                                                                                
Кто без карточки? Нет таких, да?                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              247 чел.             54,9%                        
Проголосовало против           23 чел.              5,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    270 чел.                                          
Не голосовало                 180 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Да, много не хватило.                                                           
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4120 по 4159 из 7663
Ставлю на голосование предложение депутата Решульского о возврате к             
голосованию по пункту 12. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по этому     
пункту, по этому законопроекту? Прошу голосовать. Идет голосование о возврате   
к голосованию по пункту 12.                                                     
                                                                                
Кто без карточки? Таких нет.                                                    
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.            100,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект закона Российской Федерации "О поправках к       
статьям 83, 103 и 117 Конституции...". Пункт 12 повестки дня. Голосование       
поименное. Прошу голосовать.                                                    
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких депутатов в зале нет.          
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 26 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              252 чел.             56,0%                        
Проголосовало против           13 чел.              2,9%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    267 чел.                                          
Не голосовало                 183 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
252 голоса. Законопроект отклонен.                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Апарина - за.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апарина, без карточки, - за. Фиксируем это.