Заседание № 275

23.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части предоставления Банку России права выпуска облигаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2936 по 3088 из 5272
Пункт 15 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении дополнений в   
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и   
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части предоставления Банку России   
права выпуска облигаций).                                                       
                                                                                
Георгий Иванович Лунтовский. Пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И., фракция "Наш дом - Россия".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект принят в первом чтении. В процессе              
рассмотрения поступило фактически две поправки к данному законопроекту.         
Таблица принятых бюджетным комитетом поправок вам роздана. Начну с первой       
поправки.                                                                       
                                                                                
Бюджетный комитет и депутаты из бюджетного комитета предлагают в статье 1       
законопроекта вместо... (Выкрики из зала.) Голосовать? Давайте! Если понятно,   
я готов.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сразу переходим тогда без доклада к рассмотрению          
поправок. Поправки, рекомендуемые к принятию.                                   
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И. Да.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет замечаний по этому блоку поправок?                    
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И. Первая поправка: комитет предлагает предельный размер эмиссии   
ценных бумаг, то есть...                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Иванович, мы каждую поправку отдельно будем       
рассматривать?                                                                  
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И. Нет.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте все-таки в соответствии с Регламентом: те,        
которые вы рекомендуете к принятию как докладчик, мы ставим на голосование.     
Нет возражений?                                                                 
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И. У нас две поправки всего, и комитет рекомендует их принять.     
Две.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так и голосуем. Рекомендует к принятию, возражений нет.   
Ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              211 чел.             46,9%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    214 чел.                                          
Не голосовало                 236 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Депутат Тен предлагает вернуться к голосованию.                                 
                                                                                
Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Прошу проголосовать.                  
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.             74,3%                        
Проголосовало против           69 чел.             25,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    268 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Георгий Иванович, дайте пояснение. У нас две поправки, обе          
рекомендуются к принятию. Есть вопросы по этим поправкам?                       
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И. Нет, я, вообще-то, и хотел начать с пояснения. Дело в том,      
что в первом чтении мы приняли вариант...                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от комитета по бюджету - Жуков.               
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. Уважаемые коллеги, у нас странное обсуждение. По таблице принятых    
поправок нет никаких вопросов, но почему-то не голосуют депутаты. Я             
предлагаю: приняли решение вернуться к голосованию - надо проголосовать         
таблицу принятых поправок. Иначе у нас закон не пройдет, так же невозможно      
обсуждать!                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово - председателю Центрального банка. Пожалуйста.                            
                                                                                
ГЕРАЩЕНКО В.В., председатель Центрального банка Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемые депутаты, у Центрального банка большая просьба: чтобы этот закон      
был принят. Как объясняли в прошлый раз, нам, по существу, эти деньги от        
банков не нужны, но мы не можем идти постоянно с увеличением обязательных       
резервов. Сумма эта может дойти до 20 процентов, когда мы средства банков,      
ликвидные, которые они не вкладывают в экономику, изымаем с рынка, для того     
чтобы не было давления на валютный курс, а отсюда, естественно, на инфляцию,    
как вам понятно. Для того чтобы найти другой способ заимствования у банков,     
кроме депозитов, предлагается временно разрешить нам выпускать краткосрочные    
обязательства. Имеется в виду, что, как только Минфин начнет выпускать          
обязательства, для того чтобы финансировать дефицит бюджета, естественно, с     
этими бумагами мы по наступлении сроков с рынка уйдем. Но сейчас у банков на    
счетах находится около 52 миллиардов рублей. В реальную экономику они пока не   
идут. Поэтому принятие такого закона будет очень важно, для того чтобы          
сохранить курс рубля и удерживать инфляцию в тех пределах, в которых она        
имеет место быть последние месяцы.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович.                             
                                                                                
От фракции "ЯБЛОКО" - депутат Иваненко.                                         
                                                                                
ИВАНЕНКО С.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция "ЯБЛОКО" не поддержала таблицу поправок по одной    
причине. Мы готовы поддержать этот закон, но в первоначальной редакции.         
                                                                                
Я хочу напомнить. Суть этого закона, очень короткого, с нашей точки зрения,     
состоит в том, что мы даем Центральному банку право выпускать бескупонные       
облигации и устанавливаем лимит этих облигаций в федеральном законе на 1999     
год. Поэтому тот текст, который был принят в первом чтении, мы готовы           
поддержать и во втором. Однако во время работы комитета по бюджету была         
внесена поправка, в соответствии с которой, по сути, Банку России               
предоставлено право выпуска этих облигаций на основе условных критериев и без   
всякого ограничения в сроках. Мы полагаем, что концепция закона по сути         
изменилась, и в результате мы предоставляем Центральному банку право ничем не   
ограниченной эмиссии. Я имею в виду время, а не эти условные критерии.          
                                                                                
Мы готовы поддержать закон. Если таблица поправок не будет принята, мы готовы   
поддержать старую версию и поддержать во втором чтении этот закон.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, время - 12 часов. Какое будет решение? Или продлим время     
до принятия решения по этому вопросу, или объявляем перерыв?                    
                                                                                
Пожалуйста, Рыжков Владимир Александрович, предложение.                         
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Сергей Николаевич, очевидно, что сейчас закон не пройдет и надо     
использовать перерыв 30-минутный, для того чтобы Правительство и Центральный    
банк дополнительно провели консультации, в частности с фракцией КПРФ, с         
фракцией "ЯБЛОКО" и так далее.                                                  
                                                                                
Я лишь хочу сказать, что и у нас есть сомнения по этому закону. Мы говорили     
при принятии в первом чтении о том, что нужно соблюсти два требования:          
установить лимиты эмиссии и регистрацию. В принципе сейчас и то и другое        
есть. Но, скажем, у фракции "ЯБЛОКО" остается сомнение по поводу сроков и       
объема. Поэтому давайте мы сейчас прервемся на 30 минут и дадим возможность     
Правительству, Центральному банку и комитету по бюджету еще раз немного         
поработать. После этого мы вернемся к обсуждению.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3157 по 3284 из 5272
Мы остановились на законопроекте под номером 15.                                
                                                                                
Пожалуйста, Георгий Иванович Лунтовский, доложите, к какому пришли согласию,    
выводу и что дальше делать?                                                     
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И. Коллеги, мы во время перерыва провели консультации. Сейчас      
размножается поправка к данному законопроекту. Статья 4: настоящий              
федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и       
действует по 31 декабря 1999 года. Это как раз то, о чем говорили депутаты в    
процессе обсуждения: что ничем не ограничены сроки.                             
                                                                                
Я бы предложил сейчас вернуться к голосованию таблиц поправок.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, секундочку, 15-й. Поправку уже разнесли?             
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И. Поправка уже роздана.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рыжков - по ведению. Пожалуйста, Владимир         
Александрович Рыжков.                                                           
                                                                                
РЫЖКОВ В.А. Геннадий Николаевич, я по процедуре просто напоминаю. Перед         
перерывом мы проголосовали уже о том, чтобы вернуться к таблице, это уже было   
проголосовано. Так что сейчас нужно просто проголосовать таблицу поправок с     
учетом той поправки, которую озвучил Георгий Иванович Лунтовский, о том,        
чтобы ограничить срок действия закона только этим годом. И в этом случае,       
видимо, все пройдет.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от фракции - Сергей Николаевич Решульский.    
И Сергей Викторович Иваненко.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Мы тоже, наши коллеги, товарищи, принимали участие в            
обсуждении данного вопроса. В принципе мы готовы поддержать такую поправку и    
в целом закон. Только я хотел бы получить одно пояснение. Срок действия этого   
закона, который мы примем, будет ограничен 31 декабря 1999 года. А при          
формировании бюджета 2000 года и в целом по 2000 году как этот закон будет      
учитываться?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, кто, Михаил Михайлович доложит?          
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М., специальный представитель Президента Российской Федерации по     
связям с международными финансовыми организациями.                              
                                                                                
Мы рассматриваем этот закон как исключительно временную меру, связанную         
сейчас с конкретной ситуацией на финансовом рынке. При обсуждении бюджета на    
2000 год будет обсуждаться объем именно государственных заимствований, то       
есть какие государственные ценные бумаги будут выпускаться. Это уже будет       
выпуск Правительством. И вот то, что "до конца 1999 года", - это                
подчеркивает, что мера эта временная, на оставшиеся полгода. А при обсуждении   
бюджета Дума будет вправе принять любое решение, но касающееся именно           
государственных ценных бумаг, а не облигаций Банка России.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иваненко. Пожалуйста, Сергей Викторович.                  
                                                                                
ИВАНЕНКО С.В. С учетом поправки о том, что этот закон ограничивает свое         
действие 31 декабря 1999 года, мы готовы поддержать этот закон, имея в виду     
то, о чем сказал Михаил Михайлович: что это мера временная. Вообще,             
по-хорошему (и, кстати говоря, в бюджете 2000 года это надо в обязательном      
порядке предусмотреть) все такие нормы, связанные с эмиссией государственных    
ценных бумаг, вообще с эмиссией денег или денежных суррогатов, должны быть      
предусмотрены в бюджете. Парламент обязан контролировать всю денежную массу     
страны. Поэтому на 2000 год вот таких исключений, мне кажется, делать уже не    
надо. Надо будет вносить закон о федеральном бюджете, в котором                 
предусматривать все эти облигации - и банка, и Минфина - в полном объеме.       
                                                                                
В данном случае мы готовы поддержать этот закон.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Гончар, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н.Н. Михаил Михайлович, вы не ошиблись? Вы сказали: это не               
государственные ценные бумаги, а бумаги Банка России. У нас даже в законе "О    
Центральном банке..." сказано, что вся собственность Центрального банка - это   
федеральная собственность. В этом случае и бумаги Банка России - это тоже       
государственные бумаги. Я хотел бы это подчеркнуть.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно. Я думаю, здесь Задорнов не сомневается.        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование предложение комитета: согласиться    
с предложением комитета в части принятия поправок с включением поправки,        
розданной отдельно, по статье 4. Пожалуйста, голосуйте. Уважаемые депутаты      
идет голосование.                                                               
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.             79,8%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.             76,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, комитет по бюджету просил, чтобы мы сегодня этот закон      
приняли в целом. Закон маленький. Ставлю на голосование: принять законопроект   
в третьем чтении.                                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              350 чел.             77,8%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается. Подготовьте его и направьте в Совет Федерации.               

Заседание № 270

11.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части предоставления Банку России права выпуска облигаций; внесен депутатами Государственной Думы Г.И.Лунтовским и В.А.Тарачевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2816 по 3042 из 6689
Первый законопроект - "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон    
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон   
"О рынке ценных бумаг". Докладчик - официальный представитель Правительства     
первый заместитель министра финансов Олег Вячеславович Вьюгин. Следующим        
пойдет вопрос 16.2. Георгий Иванович Лунтовский был в зале, сейчас не вижу.     
Прошу его пройти в зал.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Олег Вячеславович, вам - слово для доклада.                         
                                                                                
ВЬЮГИН О.В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
первый заместитель министра финансов Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемый Борис Юрьевич! Мне выпала честь (или участь)      
представить вам довольно сложный, но очень нужный законопроект. Это             
предложение внести поправки в закон о Центральном банке с тем, чтобы            
разрешить Центральному банку выпускать собственные облигации.                   
                                                                                
В чем необходимость этого закона? Ну, мы все сегодня прекрасно понимаем, что    
Правительство не занимается выпуском своих краткосрочных долговых               
обязательств, и, стало быть, на финансовом рынке сегодня практически            
отсутствуют краткосрочные обязательства, с которыми могли бы работать           
кредитные организации.                                                          
                                                                                
В то же время мировой опыт показывает (это просто хорошо известно), что в       
финансовой системе любого государства, как правило, присутствуют определенные   
доходные краткосрочные обязательства, с помощью которых кредитные организации   
планируют и поддерживают свою ликвидность.                                      
                                                                                
В то же время Центральный банк, пользуясь такими инструментами, занимается      
тоже оперативным, гибким регулированием ликвидности на финансовом рынке. На     
сегодняшний день в финансовой системе России довольно большая ликвидность,      
это не секрет, это известно. Есть угроза того, что эта ликвидность кредитных    
организаций выйдет на валютный рынок с вполне понятными последствиями. И        
поэтому регулирование этой ликвидности - одна из актуальных, краткосрочных      
задач.                                                                          
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что здесь не только проблема ликвидности, здесь и проблема    
инвестиций в реальный сектор. Дело в том, что сегодня те деньги, которые есть   
в банковской системе, не идут в реальный сектор экономики, и одна из            
серьезных причин - то, что финансисты, владельцы этих денег, не знают,          
сколько они стоят, потому что нет механизмов, нет инструментов, которые могли   
бы показать, какова реальная стоимость денег в экономике. И это одна из         
причин, почему на сегодняшний день очень слабо идут деньги в реальный сектор.   
                                                                                
Кроме того, в этих условиях нет перелива денежных средств между банками. Одни   
банки умеют кредитовать, но не имеют достаточной ликвидности. Другие не умеют   
кредитовать предприятия, у них есть деньги, но они не могут их по               
определенной цене передать этому банку, который умеет кредитовать реальный      
сектор.                                                                         
                                                                                
В связи с этим, поскольку Правительство не выпускает краткосрочных              
обязательств, было предложено и Правительством, и Центральным банком временно   
использовать известный опыт (зарубежный опыт в том числе) выпуска               
краткосрочных обязательств самим Банком России. Для Банка России это            
определенные расходы, потому что он должен выплачивать проценты по этим         
облигациям. То есть Центральный банк на этом деле, выражаясь простым языком,    
не заработает. Это, наоборот, будут расходы для Центрального банка. Но мы       
готовы идти на такие расходы для того, чтобы более гибко регулировать           
ликвидность на финансовом рынке.                                                
                                                                                
Обсуждение этого законопроекта в комитете показало, что мы как бы               
недостаточно учли настроения, которые существуют в реальной жизни на сегодня,   
и может быть, этот проект сделали как бы чрезмерно широким в части полномочий   
Центрального банка.                                                             
                                                                                
Мы согласны с тем, что в принципе можно пойти на компромисс, и мы открыты для   
такого компромисса. Мы знаем, что со стороны депутатов был предложен            
альтернативный вариант закона, который, можно сказать, воплощает в себе         
определенный компромисс между настоятельной потребностью иметь краткосрочные    
обязательства Центрального банка для регулирования ликвидности и в то же        
время не дает Центральному банку чрезмерно широких полномочий в вопросах        
эмиссии собственных обязательств. На мой взгляд, такой вариант найден в         
альтернативном проекте закона.                                                  
                                                                                
Поэтому я могу так сформулировать позицию Правительства по этому вопросу. Мы    
по-прежнему считаем, что такой закон необходим. Мы поддерживаем тот вариант,    
который внесло Правительство, но, понимая, что есть реальное настроение, есть   
реальная ситуация, мы готовы поддержать и альтернативный вариант. По            
альтернативному варианту, который тоже сегодня будет обсуждаться,               
Правительство направило заключение в Государственную Думу, и это заключение     
положительное, за исключением небольшого замечания о том, что при подготовке    
этого законопроекта ко второму чтению следует внести в него одну поправку. Но   
это вполне реализуемо в рамках второго чтения.                                  
                                                                                
Таким образом, я предлагаю на ваш суд вариант закона, внесенный                 
Правительством, с теми как бы замечаниями и оговорками, которые я сейчас        
здесь сделал. Спасибо за внимание.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Вячеславович. Пройдите пока в ложу,         
ожидайте дальнейшего развития событий.                                          
                                                                                
Депутат Лунтовский Георгий Иванович.                                            
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И., фракция "Наш дом - Россия".                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Олег Вячеславович очень подробно рассказал о том, почему     
необходимо принятие данного закона. Действительно, сегодняшнее состояние        
банковской системы и проблемы ликвидности коммерческих банков требуют           
принятия, или введения в оборот, нового, более ликвидного инструмента           
регулирования денежно-кредитной политики. И бюджетный комитет на своем          
заседании рассмотрел законопроект, внесенный Правительством Российской          
Федерации. Мы приняли отрицательное заключение по законопроекту, внесенному     
Правительством. И здесь, на мой взгляд, наиболее серьезными являются два        
замечания, которые высказывал комитет: первое - то, что объем эмиссии ничем     
не ограничивается; второе - то, что Центральный банк самостоятельно будет       
регистрировать проспект эмиссии облигаций. Вот эти два мотива перевесили, так   
сказать, чашу весов в пользу того решения, которое принял комитет по            
рекомендациям Государственной Думе, - отклонить данный законопроект.            
                                                                                
С учетом вот этих высказываний, с учетом этих замечаний возник альтернативный   
вариант законопроекта. Мы с депутатом Тарачевым лишь условно являемся           
авторами, мы подписали и внесли данный законопроект, но на самом деле он        
рождался в бюджетном комитете. Совместно с Правительством и Центральным         
банком мы проводили консультации и предлагаем к рассмотрению законопроект,      
который предусматривает право Центрального банка на эмиссию облигаций. Но по    
нашему законопроекту предельный размер эмиссии устанавливается в законе о       
бюджете. То есть в данном случае существует механизм контроля со стороны и      
парламента, да и всех остальных ветвей власти за предельным размером эмиссии.   
                                                                                
Кроме того, мы предлагаем свой вариант регистрации облигаций. То есть           
регистрация производится в соответствии с порядком, который установит           
Правительство Российской Федерации на основе тех законов, которые у нас         
действуют, в частности это закон "О рынке ценных бумаг".                        
                                                                                
Бюджетный комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении      
именно тот законопроект, который внесен депутатами Лунтовским и Тарачевым. На   
этот законопроект есть положительное заключение Правительства Российской        
Федерации (с замечаниями, о которых говорил Олег Вячеславович), и есть          
заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, которое, в       
общем-то, сводится к тому, что данный законопроект в принципе можно             
доработать ко второму чтению до варианта, приемлемого для утверждения.          
Поэтому, коллеги, в заключение я хотел бы вас призвать поддержать вариант,      
который предлагает бюджетный комитет.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Георгий Иванович.                                
                                                                                
Коллеги, обсудим совместно оба законопроекта. Есть ли вопросы к докладчикам?    
Законопроекты первого чтения. Есть вопросы?                                     
                                                                                
Депутат Гончар Николай Николаевич.                                              
                                                                                
ГОНЧАР Н.Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском           
объединении.                                                                    
                                                                                
У меня вопрос к заместителю министра финансов Вьюгину.                          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, а предусматривается ли вашим законопроектом (и,            
соответственно, альтернативным), как эти облигации будут использоваться на      
вторичном рынке и что он из себя будет представлять?                            
                                                                                
ВЬЮГИН О.В. Облигации Центрального банка, о которых идет речь в законе,         
конечно же, будут продаваться на вторичном рынке. Это принципиальное            
положение, это то, что принципиально отличает их от депозитов, которые          
сегодня Центральный банк принимает от кредитных организаций. Депозит берется    
на срок. Я, скажем, кредитная организация, отдал свои деньги и только через     
фиксированное количество дней могу их получить обратно и не могу передать это   
право кому-то другому. Когда же у меня в руках облигация, я ее в любой момент   
могу на вторичном рынке реализовать и получить деньги, которые мне сейчас       
вдруг неожиданно нужны. Это более гибкий инструмент для регулирования           
ликвидности, чем депозиты, которые сейчас Центральный банк использует.          
Поэтому ответ такой: конечно же, будут на вторичным рынке они обращаться.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Цику. Потом - депутат Коломейцев.                 
                                                                                
ЦИКУ К.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                
                                                                                
Спасибо, Борис Юрьевич. У меня к Олегу Вячеславовичу вопрос.                    
                                                                                
Стабилизация банковской системы, кредитно-финансовой системы, вообще денежной   
системы невозможна без возвращения доверия к банкам, к банковской системе.      
Как можно вернуть это доверие граждан России к банкам нашей страны? Ценные      
бумаги, о которых вы говорите, ничего не дадут, когда граждане, положившие      
свои заработанные деньги в различные банковские структуры, потеряли их, когда   
практически обокрали людей. Как можно вернуть доверие к банковской системе? И   
как побыстрей можно это сделать?                                                
                                                                                
ВЬЮГИН О.В. Данный законопроект, который предусматривает выпуск облигаций,      
направлен несколько на другие цели. Он направлен исключительно на то, чтобы     
создать перелив денежных средств между кредитными организациями, дать           
возможность Центральному банку регулировать ликвидность, имея в виду            
стабильность валютного рынка прежде всего, и с помощью этих инструментов        
создать условия для направления этих денежных средств в реальный сектор.        
                                                                                
Вопрос, который вы задали, относительно доверия населения, - это вопрос,        
который, конечно же, этот закон не решает, но, безусловно, содействует. Для     
решения тех проблем, о которых вы сказали, у нас будут, я надеюсь,              
законодательные предложения позже.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев. Следующий - депутат Панин.            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемый Олег Вячеславович, вопрос такого порядка. Не ждет ли эти ценные       
бумаги та судьба, которая постигла облигации РАО "ВСМ", когда их в принципе     
для тех же целей создавали, но потом, несмотря ни на какие гарантии, никто не   
погашает?                                                                       
                                                                                
ВЬЮГИН О.В. Облигации РАО "ВСМ" - это облигации конкретного акционерного        
общества, гарантированные Минфином, то есть Правительством. Облигации           
Центрального банка - это собственные облигации Центрального банка, которые      
обеспечены тем, что этот Центральный банк является единственным в стране        
банком, который имеет право на эмиссию. Поэтому здесь вопрос доверия и          
гарантии как бы просто не существует, это сто процентов. Это особый             
инструмент. Поэтому по нему и доходность очень низкая.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Панин, следующий - депутат Райков.                
                                                                                
ПАНИН В.Е. Уважаемые коллеги, я прошу прощения за назойливость, я опять по      
ведению... Вот посмотрите, мы рассматриваем существенный вопрос для экономики   
страны, а наших записанных финансистов и экономистов здесь раз, два и           
обчелся. Вот где остальные? Мне как-то неприятно будет, если я приму решение    
вместе с вами, а они потом будут его критиковать.                               
                                                                                
Может быть, Борис Юрьевич, вы согласитесь со мной и пригласите их еще разок     
сюда?                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я уже приглашал. И депутат Панин прав. Я прошу        
депутатов при рассмотрении очень важного вопроса присутствовать в зале. Те,     
кто в здании Думы находится, в кабинетах, пройдите сюда, в зал заседаний.       
                                                                                
Геннадий Иванович Райков задает вопрос.                                         
                                                                                
РАЙКОВ Г.И., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
Олег Вячеславович, вот такой вопрос. Вы в своем выступлении представили         
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3044 по 3313 из 6689
счет собственной неприбыльной части выпустить облигации. У меня такой вопрос.   
Доходная часть по этим облигациям будет, как известно, выплачиваться,           
естественно, из прибыли Центробанка (по-другому нельзя выплачивать). Прибыль    
Центробанка делится пополам, половина прибыли идет в бюджет, половина -         
Центробанку. Так вот, из какой части прибыли Центробанка будут выплачиваться    
проценты по доходности? Если из бюджетной части, которая в бюджет идет, то      
это очередная, в общем-то, финансовая пирамида.                                 
                                                                                
ВЬЮГИН О.В. Расходы по выплатам процентов от этих облигаций относятся на        
расходы Центрального банка и тем самым действительно уменьшают его прибыль и,   
соответственно, уменьшают 50 процентов той прибыли, которая должна              
перечисляться в федеральный бюджет по известному закону.                        
                                                                                
Ну я что здесь могу сказать? Во-первых, сами объемы эмиссии здесь небольшие,    
те, которые требуются. Примерно в обороте должно быть по нынешним меркам        
каждую неделю к погашению или к выпуску 1-2 миллиарда рублей. Доходность        
невысокая, и, конечно, расходы будут. Но я думаю, что ради стабильности         
валютного рынка, ради того, чтобы денежные средства более равномерно            
распределялись между банками и была возможность их инвестировать в реальный     
сектор, на такие расходы можно пойти. Тем более на самом деле Центральный       
банк, когда он привлекает депозиты от коммерческих банков (что он сегодня       
делает, и у него это как бы законные полномочия), такие расходы несет. То       
есть они как бы уже по факту происходят. Но если мы их заменим на облигации -   
мы выиграем.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, переходим к обсуждению законопроектов. У нас     
два альтернативных законопроекта.                                               
                                                                                
Кто хотел бы выступить от фракций и депутатских групп? По Регламенту в первую   
очередь - от них. От фракции КПРФ - депутат Савельев Николай Николаевич. От     
"НДР" кто будет выступать? Депутат Тарачев.                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Вопрос действительно очень          
серьезный. Это особый инструмент, который сейчас мы решаем ввести в             
полномочия Центрального банка. Три момента в связи с этим.                      
                                                                                
Первое. Этот инструмент обусловлен той ситуацией, которая сложилась в           
результате инфляции после августа прошлого года. Инфляция по многим видам       
продукции составила 200-250 процентов, и это еще не предел. Эта инфляционная    
наценка в валовом продукте не разместилась в реальном секторе производства.     
Она в очередной раз выскочила в спекулятивный оборот, зависла вне реального     
производства, и эти деньги могут проломиться на валютный рынок. То есть мы      
можем получить новый август 1998 года с бесконечным его повторением. Тогда      
будем говорить не о прибылях Банка России, половина которых перечисляется в     
бюджет, а о чистых убытках Банка России.                                        
                                                                                
Второй вопрос. Эти облигации как инструмент снятия излишней денежной массы с    
рынка одновременно могут стать пирамидой новых ГКО через принуждение изъятия    
денег из системообразующих банков с контрольным пакетом государства. Этого      
допустить нельзя.                                                               
                                                                                
Поэтому третий пункт. Ко второму чтению мы предлагаем концептуально записать    
в закон (и такую поправку мы дадим), что эти средства, изъятые по облигациям    
временно с денежного рынка, не могут направляться на кредитование               
Правительства.                                                                  
                                                                                
И второй пункт: Центральный банк обязан ежеквартально информировать             
Государственную Думу о движении требований и обязательств по облигациям, по     
условиям их размещения и об основных кредиторах Центрального банка по этим      
облигациям, чтобы не было ситуации, когда ГКО по-живому выдирались из           
Сбербанка, а Сбербанк потом выдирал эти деньги с вкладчиков.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
С такими поправками мы можем поддержать законопроект, тот, что внесен           
депутатами Лунтовским и Тарачевым.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "НДР" - депутат Тарачев. От фракции ЛДПР       
будет кто выступать? Не будет. От "ЯБЛОКА"?..                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРАЧЕВ В.А., фракция "Наш дом - Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Действительно, мы начиная с 17      
августа очень часто и долго критикуем наши ГКО, и именно в условиях стагнации   
рынка государственных ценных бумаг и сегодняшней неопределенности тенденций     
изменения курса отечественной валюты представляется возможным и вполне          
оправданным выпуск Центральным банком этих ценных бумаг. Эти ценные бумаги,     
безусловно, оживят рынок межбанковских кредитов.                                
                                                                                
Сегодня у банков практически не осталось инструментов, которыми они могли бы    
эффективно работать. Эти облигации будут выступать в качестве залога на рынке   
межбанковских кредитов.                                                         
                                                                                
Безусловно, Правительству совместно с Банком России необходимо будет четко в    
соответствии с законами, в том числе с законом "О рынке ценных бумаг",          
определить процедуру эмиссии, контроля над работой с этими облигациями. Мы      
полагаем, что ко второму чтению Центральный банк и Правительство предоставят    
нам проект процедуры эмиссии, ее регистрации, то есть прослеживания по всему    
этапу, вплоть до погашения.                                                     
                                                                                
Фракция "Наш дом - Россия" считает необходимым поддержать альтернативный        
правительственному варианту законопроект, внесенный депутатами, и просит        
Государственную Думу также сделать это.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЯБЛОКО" кто-то будет, Сергей Викторович? Нет. От аграриев? Нет.     
                                                                                
От "Народовластия" - Глотов Сергей Александрович.                               
                                                                                
Павел Алексеевич Медведев, вы тоже?                                             
                                                                                
Глотов, пожалуйста.                                                             
                                                                                
ГЛОТОВ С.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!   
Нами поддерживается проект комитета по бюджету. Это первое, о чем необходимо    
сказать при обсуждении данного законопроекта.                                   
                                                                                
Второе. Мы настаиваем на прозрачности проведения подобного рода банковских      
операций. И здесь совершенно справедливо представители фракции Компартии        
Российской Федерации отмечали, что соответствующая информация должна            
установленным порядком поступать к нам сюда, в Государственную Думу.            
                                                                                
Третье. На наш взгляд, Центральным банком должен осуществляться контроль        
рынка ценных бумаг. И мы также хотели бы иметь информацию со стороны            
Центрального банка, чтобы оперативно реагировать на нее.                        
                                                                                
Четвертое. Конечно, ко второму чтению должны быть подготовлены и представлены   
меры по недопущению создания новой пирамиды ГКО, что мы все переживали в        
прошлом году.                                                                   
                                                                                
И пятое. Мне хотелось бы обратить внимание представителей Правительства и       
самого Правительства вообще на качество подготовки документов. Вот              
прохождение всего блока из 30 законопроектов говорит о том, что это время       
значительно могло быть сокращено, если бы, как говорится, Правительство более   
качественно подходило к подготовке данных законодательных актов. Ведь           
все-таки со стороны комитета по бюджету, нашего думского комитета по бюджету,   
такая работа проводится. И наверное, на стадии согласительных процедур надо     
быть более сговорчивым Правительству, тогда эти документы будут проходить       
более оперативно и качество их наверняка повысится.                             
                                                                                
Мы будем голосовать за первое чтение.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От "Российских регионов" - Медведев Павел Алексеевич.     
                                                                                
От независимых депутатов - Гончар.                                              
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, ключевой вопрос во всех банковских делах - это      
тот, который поднял Казбек Асланбечевич Цику, это вопрос доверия к банкам. И    
он прав, что этот закон радикальным образом ситуацию не изменит. Но этот        
закон представляет собой, безусловно, шаг в нужном направлении. Отчего банкам   
не верят? Оттого, что банки не платят. Если у банков появляется инструмент      
поддержания ликвидности и банками руководят не жулики, появляется возможность   
более аккуратно расплачиваться по своим обязательствам. Эти облигации, как      
было нам объяснено, - новый и почти, к сожалению, единственный в наших          
условиях инструмент поддержания ликвидности банков.                             
                                                                                
Возвратит ли банк эти деньги, не будут ли построены новые пирамиды? Да          
безусловно, возвратит! Просто потому, что это те деньги, которые банк (я имею   
в виду Центральный банк) принципиально не может тратить. Для чего создается     
этот инструмент? Для того, чтобы с рынка деньги забрать. Если одной рукой       
банк будет забирать деньги с рынка, а другой их возвращать, тогда цель,         
которую он ставит, выпуская облигации, не будет выполнена. Следовательно,       
вопрос состоит в том только, откуда взять средства на выплату процентов.        
                                                                                
Конечно, очень досадно, что деньги на выплату процентов надо будет брать из     
доходов Центрального банка и тем самым уменьшать прибыль, а следовательно, и    
ту часть прибыли, которую получит бюджет. Но ничего же бесплатно не дается.     
Центральный банк обязан по Конституции поддерживать рубль, приходится для       
поддержания рубля какие-то средства тратить. Вопрос в том: сколько? Если у      
Центрального банка появляется тот инструмент, который мы сегодня обсуждаем,     
он может это сделать, может поддерживать рубль дешевле.                         
                                                                                
Я предлагаю принять депутатский вариант и при втором чтении учесть те           
замечания, которые были высказаны, повторять их нет смысла.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар Николай Николаевич.                        
                                                                                
ГОНЧАР Н.Н. Уважаемые коллеги, вне всякого сомнения, такой инструмент на        
финансовом рынке страны сегодня нужен. Вне всякого сомнения. Вопрос состоит в   
следующем. По альтернативному варианту, то есть варианту комитета по бюджету,   
предполагается, что предельный размер эмиссии будет фиксироваться в законе о    
бюджете. Вряд ли это правильно. Если бы мы утверждали денежно-кредитную         
политику законом (а я считаю, что именно этого и требует Конституция), то       
тогда этот предельный размер эмиссии должен был бы фиксироваться там. Мы        
принимаем постановление - к сведению, конечно, обязательной силы такое          
постановление ни для Центрального банка, ни для других участников рынка не      
имеет.                                                                          
                                                                                
Теперь предложение, которое здесь прозвучало, чтобы Центральный банк            
обязательно контролировал. Упаси Господь, чтобы это делал сам Центральный       
банк! Он является эмитентом, участником рынка, в том числе вторичного, и он     
сам себя будет контролировать?! Нет, это должна делать комиссия по ценным       
бумагам или какой-то другой орган, может быть, ситуацию эту должно              
контролировать Правительство. Но обязательно в законе при втором или третьем    
чтении должен быть прописан механизм, как осуществляется движение этих          
облигаций на рынке.                                                             
                                                                                
Не получится ли так, что, являясь эмитентом и участником вторичного рынка,      
Центральный банк через какие-то уполномоченные, доверительные или дочерние      
структуры будет получать прибыль, которая в балансе самого Центрального банка   
отражена не будет? Вот эту процедуру с учетом опыта ГКО мы должны очень точно   
сформулировать и обязательно должны сформулировать в законе, кто контролирует   
рынок и как осуществляется операция на вторичном рынке.                         
                                                                                
Предложение: в первом чтении принять вариант комитета по бюджету, а во втором   
и третьем чтении в ходе доработки законопроекта прописать все эти позиции.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предлагается переходить к голосованию. Есть еще           
депутаты, желающие выступить? Нет. Полномочный представитель Президента,        
желаете?                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А.А. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! К сожалению, на правительственный проект есть очень сложное и             
отрицательное заключение Президента.                                            
                                                                                
Я обращаюсь к представителю Правительства Вьюгину. Ну, может быть, учитывая     
отрицательное заключение Президента, положения которого в большинстве своем     
учтены в депутатском варианте, для ускорения процедуры Правительство снимет     
свой законопроект, учитывая, что как раз на депутатский проект есть             
положительное заключение Правительства? Может быть, поставить на голосование    
один законопроект - внесенный депутатами?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Вячеславович Вьюгин, вам полагается заключительное   
слово. Вы его произносите так, как подготовились, но на вопрос Александра       
Алексеевича прошу ответить.                                                     
                                                                                
ВЬЮГИН О.В. Я прямо с этого вопроса и начну. Я думаю, что это правильное        
предложение. Учитывая то обсуждение, которое сейчас было в зале, учитывая       
выступления представителей фракций, я думаю, мы на правильном пути. То есть     
мы, не теряя времени, голосуем за альтернативный вариант и во втором чтении     
вносим поправки, которые здесь предложены. Спасибо.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, мы фиксируем, что пункт 16.1 снят Правительством    
с рассмотрения в пользу другого пункта - пункта 16.2.                           
                                                                                
Пожалуйста, Лунтовский Георгий Иванович. Заключительное слово докладчика.       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛУНТОВСКИЙ Г.И. Коллеги, ну, я очень коротко. Я хотел бы два слова сказать о    
том, что на выпуск и обращение этих облигаций распространяется действующее      
законодательство Российской Федерации. Здесь не нужно ничего особенно           
придумывать. И действие закона "О рынке ценных бумаг", и всех остальных         
законов также будет распространяться на эти бумаги. Поэтому контроль будет      
соответствующим образом осуществляться, и есть организации, которые призваны    
это делать. Но я думаю, что ко второму чтению мы более подробно рассмотрим      
этот вопрос. А сейчас призываю вас проголосовать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование. Кто за то, чтобы пункт 16.2 -    
проект закона, разработанный в бюджетном комитете, - принять в первом чтении?   
Прошу проголосовать. Пункт 16.1 Правительством снят. Идет голосование пункта    
16.2, законопроекта о Центральном банке. Идет голосование, прошу быть           
внимательными.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать? Не вижу.                             
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.             79,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.                                            
                                                                                
Спасибо всем, кто присутствовал на его рассмотрении.