Заседание № 69

22.12.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" (в части увеличения ставки налога; принят в первом чтении 12 апреля 2000 года с названием "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4023 по 4163 из 5447
Пункт 12: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в       
Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес".                                 
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Юрьевич Динес.                                                
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, присядьте.                                                 
                                                                                
ДИНЕС И. Ю., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в     
закон "О налоге на игорный бизнес". Напоминаю, что этот законопроект был        
заслушан в первом чтении и одобрен с общей концепцией повышения ставок налога   
ровно в два раза.                                                               
                                                                                
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел поступившие к      
нам поправки. Всего поступила 21 поправка, из них 14 были нами одобрены и       
семь рекомендованы к отклонению.                                                
                                                                                
Если коротко охарактеризовать текст законопроекта с учетом одобренных           
поправок, отмечу следующее. Во-первых, закон полностью сохранил свою идею и     
свою концепцию о повышении налога ровно в два раза. При этом поступали иные     
предложения, в частности предложение Правительства, которое сочло возможным     
увеличение налога в пять раз. После обсуждения комитет по бюджету принял        
решение, что следует учитывать три фактора при расчете ставок налога. Первый    
фактор - это то, что чрезмерное повышение ставок налога - в пять и более раз    
- может вывести часть этого бизнеса в тень и реально уменьшить                  
налогооблагаемую базу. Кроме того, следует учитывать, что нами здесь, в         
Государственной Думе, определяются лишь минимальные ставки налога,              
поступающего в федеральный бюджет. Основная часть единой ставки налога          
утверждается региональными органами законодательной (представительной)          
власти. Тем самым необходимо сохранить для региональных органов власти          
субъектов Федерации возможность увеличивать ставки для пополнения собственных   
бюджетов. Кроме того, учитывая то, что сейчас ставки налога обозначены в        
МРОТ, в случае постепенного повышения МРОТ мы предполагаем повышение реальных   
сумм, поступающих в бюджеты всех уровней, не в два, а в пять или даже в шесть   
раз. Учитывая это, Комитет по бюджету и налогам принял решение одобрить         
повышение налога в два раза.                                                    
                                                                                
Комитет принял решение по следующим позициям. Повысить ставки налога на         
игорный бизнес в два раза по всем объектам игорного бизнеса и при этом          
устранить некоторые коллизии, которые существовали между данным законом и       
действующим налоговым законодательством, Налоговым кодексом. В частности,       
Налоговый кодекс жестко требует от нас определения в каждом налоговом законе    
налоговой базы, налоговой ставки, налогового периода. Учитывая необходимость    
следования требованиям Налогового кодекса, мы определили в нашем                
законопроекте налоговый период как один месяц. Ранее налоговый период был       
определен неточно и рассчитывался ежемесячно исходя из 1/12 годичной            
налоговой ставки. Мы также сочли возможным унифицировать ставки с игровых       
столов, в которых заведение участвует как сторона и как наблюдатель, сведя      
единую ставку к 200 МРОТ. Это самые главные позиции, которые Комитет по         
бюджету и налогам обсудил и рекомендовал к принятию Государственной Думой.      
                                                                                
Учитывая предложение комитета, я просил бы одобрить существующую таблицу        
поправок (она роздана) и согласовать принятие данного налога во втором          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надо голосовать, пока нет Артура Николаевича. (Оживление в зале.)               
                                                                                
Уважаемые депутаты и представители фракций, есть ли замечания по первой         
таблице, которую комитет рекомендует принять? Ставлю на голосование:            
согласиться с предложением комитета в части принятия поправок.                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.             79,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли замечания по таблице поправок, которые комитет рекомендует к            
отклонению? Нет. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в   
части отклонения поправок.                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.             80,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Пожалуйста,       
голосуйте.                                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.             79,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Юрьевич.                                                      
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. Уважаемые коллеги, учитывая, что законопроект прошел и              
лингвистическую, и правовую экспертизу, я предлагаю рассмотреть и принять его   
в третьем чтении.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений? В рамках "часа голосования" ставлю        
вопрос о принятии закона в целом. Принять в целом.                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 05 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.             80,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Поздравим Игоря Юрьевича, одного из наших самых молодых депутатов, с тем, что   
сегодня прошел закон, хорошо подготовленный в бюджетном комитете.               
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. Спасибо, Геннадий Николаевич, спасибо, коллеги.                     
                                                                                

Заседание № 17

12.04.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" (в части увеличения ставки налога).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4500 по 4793 из 6708
Рассмотрение пунктов 14 и 15 сегодняшней повестки дня перенесено, поэтому       
переходим к рассмотрению пункта 16: о проекте федерального закона "О внесений   
изменений в статью 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес".          
Докладчик - Любовь Никитична Швец.                                              
                                                                                
Пожалуйста, Любовь Никитична.                                                   
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Вашему вниманию сегодня             
предлагается весьма простой по своему содержанию законопроект "О внесении       
изменений в статью 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес". Суть     
изменений состоит в том, чтобы увеличить вдвое налоговые ставки на игорные      
заведения, в отношении которых действует обособленная система                   
налогообложения.                                                                
                                                                                
Законопроект был подготовлен в Думе второго созыва в Комитете по делам          
женщин, семьи и молодежи. И разумеется, в силу обстоятельств этот закон         
должны принять мы с вами. Внесение законопроекта вызвано главным образом        
следующими двумя причинами. Первая причина (она всем нам известна) -            
необходимость поиска дополнительных источников доходной части федерального      
бюджета. И мы ставили своей целью искать эти средства для поддержки             
государственной политики в области защиты прав детей. Для справки напомню,      
что задолженность по детским пособиям на сегодняшний день в Российской          
Федерации сохраняется на уровне 28 миллиардов рублей.                           
                                                                                
Далее, вторая причина - игорный бизнес, вернее, налогообложение игорного        
бизнеса увязано с минимальной оплатой труда. Темпы роста минимальной оплаты     
труда за последние годы значительно отставали от темпов инфляции. В             
результате высокорентабельный игорный бизнес облагается на сегодняшний день     
неоправданно низкими ставками налога.                                           
                                                                                
На рассматриваемый законопроект имеется положительный отзыв Правительства,      
что бывает крайне редко. И причем Правительство предлагает увеличивать ставки   
еще в более весомом масштабе, но я думаю, что это право оставим за ним.         
Имеются замечания Правового управления, которые частично учтены, частично       
будут учтены ко второму чтению, но в целом Правовое управление этот закон       
поддерживает.                                                                   
                                                                                
В заключение я хочу напомнить вам авторов закона, некоторые из них на           
сегодняшний день работают в Думе третьего созыва, некоторых нет, они не         
прошли в Думу. Это Апарина Алевтина Викторовна, ныне живет и здравствует        
рядом с нами, Костерин, Лисичкин, Останина, Свечников, Кошева и Таранцов -      
депутаты Государственной Думы второго созыва, в ваша покорная раба - Любовь     
Никитична Швец.                                                                 
                                                                                
Законопроект получил активную поддержку в регионах. Мы получили на него целый   
ряд отзывов. Имеется положительное заключение Комитета по бюджету и налогам.    
                                                                                
Мне остается только обратиться к вам, уважаемые коллеги, с просьбой             
поддержать этот, на мой взгляд, весьма справедливый закон, который даст нам     
возможность найти часть денег и пополнить доходную часть бюджета.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Никитична. Присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
Содоклад Игоря Юрьевича Динеса, члена Комитета по бюджету и налогам.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИНЕС И. Ю., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и налогам на     
своем заседании рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в   
статью 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес".                      
                                                                                
Основное предложение, содержащееся в законе, - это повышение ставок налога в    
два раза. В настоящий момент ставки установлены в минимальных размерах оплаты   
труда, о чем говорила Любовь Никитична. И действительно, учитывая, что МРОТ     
давно уже не индексировался, реально необходимо привести ставки закона в        
соответствие, учитывая как бы произошедшую инфляцию.                            
                                                                                
Принятие данного закона приведет к повышению доходов федерального бюджета. В    
случае принятия регионами соответствующих законов о повышении ставок налога     
произойдет и повышение доходов региональных бюджетов.                           
                                                                                
Необходимо отметить, что в заключении Правительства содержится предложение      
более радикального повышения ставок налога - до пяти раз. Нам представляется    
необходимым это предложение обсудить при работе с законопроектом уже во         
втором чтении. Во втором чтении мы можем уточнить и степень индексации, и все   
необходимые цифры. При доработке проекта ко второму чтению следует также        
уточнить порядок вступления закона в силу, учитывая действующие нормы части     
первой Налогового кодекса.                                                      
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам предлагает принять проект федерального закона "О   
внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О налоге на игорный          
бизнес" в первом чтении.                                                        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не уходите, пожалуйста.                          
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам?                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич.                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Вы знаете, что это закон, который решает проблему по наполнению     
только федеральной части бюджета. Но этим налогом в известной степени           
пользуются и регионы. Что будет происходить с принятием закона? Мы ущемляем     
интересы региональных бюджетов?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, поясните.                                     
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. На наш взгляд, здесь нет ущемления региональных бюджетов.           
Во-первых, хочу сослаться на отзывы, поступившие в Комитет по бюджету и         
налогам. Мы получили 33 отзыва, из них только в шести не поддерживается         
данный законопроект, а 27 регионов поддерживают. На местах проводился           
соответствующий анализ.                                                         
                                                                                
Что касается непосредственного воздействия от повышения налоговой ставки, то    
в соответствии с действующим федеральным законом "О налоге на игорный бизнес"   
установлены минимальные ставки налога. Каждый субъект, каждый регион имеют      
право установить свои ставки, превышающие минимальные. Поэтому регионы имеют    
возможность гибко подойти к этому закону. Те регионы, которые знают и видят,    
что такое повышение имеет место, видимо, воспользуются нашим законом и          
повысят свои ставки. Те регионы, которые чувствуют, что игорный бизнес в их     
регионе недостаточно силен, могут варьировать и не увеличивать свои ставки.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Есть вопросы. Сейчас депутат...      
Подождите, я сейчас все-таки найду по схеме.                                    
                                                                                
Багишаев Зайнулла Абдулгалимович. Пожалуйста.                                   
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. Я думаю, что вы все-таки           
натренируетесь когда-нибудь правильно произносить.                              
                                                                                
Скажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь цифровые показатели, в чем же         
состоит смысл, суть того, что налоги повышаются в два раза? Какие-то            
эксперименты, основа какая-то есть?                                             
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. Существует информация о том, какая сумма поступала в федеральный    
бюджет по действующему налогу, - это 190 миллионов. Соответственно при          
повышении ставок налога как бы в два раза возрастут и доходы федерального       
бюджета.                                                                        
                                                                                
Ну, я думаю, что, может быть, этот вопрос имеет смысл задать Любови             
Никитичне.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Любовь Никитична.                             
                                                                                
Включите микрофон депутату Швец.                                                
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н. Та сумма дополнительного дохода, которую мы получим, около 200       
миллионов, весьма важна, потому что приблизительно на такую сумму, например,    
дополнительно облагается отрасль птицеводства. Эта отрасль в результате         
погибает. Так что можно эту сумму считать или незначительной, или весомой,      
это зависит от того, как к этому подходить. Мы же ставили своей задачей         
провести удвоение налога, потому что если сразу поставить задачу - увеличить    
ставку, например, в три, четыре или в пять раз, то это может оказаться          
маловероятным. У желающих есть шанс поднять показатель выше, это                
корректируется.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Коллеги, не забывайте, что еще будет возможность выступить.                     
                                                                                
Геннадий Васильевич, второй раз я не могу предоставить вам право задать         
вопрос. Вы выступите. Я вам дам слово, от комитета по бюджету скажете.          
                                                                                
Больше нет вопросов.                                                            
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Кто хотел бы выступить? От комитета по бюджету хотел бы пояснения дать          
Геннадий Васильевич Кулик.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, дело, конечно, не в повышении ставки в два       
раза. Это все равно получается, что в сутки с игорного стола, где идет          
основной сбор, надо заплатить три доллара. Но тот, кто хоть раз был в казино,   
может себе представить, что это казино бездействует, если на нем не играют      
хотя бы 1-2-3 человека. Поэтому сам налог вполне приемлем. Вопрос в другом:     
основную тяжесть того, что в казино и вокруг него творится (всякий криминал     
вокруг казино), несут, конечно, регионы. И когда мы повышаем федеральную        
ставку, то возможность увеличить ставку региональную у нас сокращается. Этот    
вопрос не отрегулирован в этом законе. Поэтому нам нужно при подготовке ко      
второму чтению внимательно посмотреть законопроект, учесть интересы регионов    
и, может быть, вернуться к распределению налога по этому закону между           
федеральной частью и региональной, чтобы мы не нарушили тот паритет, который    
сложился.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Светлана Петровна Горячева хотела бы выступить. Пожалуйста.                     
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет по    
делам женщин, семьи и молодежи поддерживает этот законопроект. Мы считаем,      
что это как раз та ситуация, когда депутаты не просто устанавливают какие-то    
льготы, преимущества конкретным категориям граждан, а, наоборот, изыскивают     
возможности для того, чтобы пополнить дополнительными источниками бюджет.       
Поэтому мы предлагаем принять законопроект в первом чтении, а во втором         
чтении такую поправку мы можем внести, чтобы действительно увеличить до пяти    
раз вот эту ставку. Более того, средства, которые будут появляться от этих      
доходов, мы считаем, должны обязательно направляться на решение проблем         
охраны детства в Российской Федерации.                                          
                                                                                
Скажу вам о том, что буквально на прошлой неделе мы в Комитете по делам         
женщин, семьи и молодежи заслушивали наши ведомства и интересовались, как       
вообще организован летний отдых детей в 2000 году. И вот при выяснении этой     
ситуации стало очевидно, что действительно 500 миллионов выделено из            
федерального бюджета на организацию летней кампании, летнего отдыха, и сможет   
воспользоваться такими возможностями только одна треть детей в Российской       
Федерации. Если мы примем этот закон и увеличим хотя бы в два-три раза налог    
на игорный бизнес, мы сможем таким образом иметь средства для того, чтобы две   
трети, а может, и больше детей в Российской Федерации прошли оздоровление и     
нормально отдохнули.                                                            
                                                                                
Поэтому я обращаюсь к депутатам и прошу голосовать за принятие этого            
законопроекта в первом чтении. Во втором чтении можно будет выправить те        
противоречия, неувязки, на которые здесь указывалось.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, но просто я прошу комитет обратить внимание на то,    
что в данном случае это концепция закона. И, если мы начнем накручивать в       
разы, это будет разрушение концепции и опять возврат к первому чтению. Просто   
- аккуратней с этими поправками. Может, потом новый закон будет.                
                                                                                
От Правительства хотел бы выступить Шульгин Сергей Николаевич.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУЛЬГИН С. Н., статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по   
налогам и сборам.                                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, Правительство очень внимательно рассмотрело этот            
законопроект и дало положительное заключение. Смысл здесь в следующем.          
                                                                                
Правительство даже отказалось от внесения своего законопроекта, который         
предполагало внести с увеличением ставки в пять раз. Вот здесь Геннадий         
Васильевич Кулик задавал вопрос, не посягаем ли мы, скажем, на долю субъекта    
Федерации. Нет. Если в 1999 году соотношение было 1 к 1,5, то уже в 2000 году   
соотношение федеральной доли и региональной 1 к 3, то есть увеличение в два     
раза не покрывает даже действующих ставок. Фактически действующая ставка в      
полтора раза выше, чем та, которая будет увеличена в два раза.                  
                                                                                
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что, когда этот закон принимался в     
1998 году, нам говорили, что сократится количество казино, люди туда не         
пойдут. Но мы получили обратный эффект: наоборот, количество казино, в том      
числе и в городе Москве, резко возросло, и соотношение минимальной ставки в     
городе Москве с реально установленной примерно 1 к 5. Поэтому нет никаких       
оснований бояться за субъекты Федерации. Я думаю, у них есть возможность еще    
и увеличить... И я бы хотел обратить ваше внимание на то, что, наверное,        
нужно нам от минимальных размеров оплаты труда тоже переходить к фактическим    
суммам. Но это можно сделать ко второму чтению.                                 
                                                                                
Правительство поддерживает законопроект и просит вас принять его в первом       
чтении. Спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя Президента есть желание выступить? Пожалуйста, Александр        
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Президент Российской Федерации, так же как и              
Правительство, поддерживает принятие данного закона. Единственное, я хотел бы   
предостеречь депутатов, высказывавших пожелание о целевом использовании         
данных средств, от попыток внести в закон о конкретном налоге целевое           
расходование получаемых средств. Это не предмет данного закона. Этот закон      
может установить только размер налога, что Президент поддерживает.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание у вас, Любовь Никитична, с                
заключительным словом выступить?                                                
                                                                                
Включите микрофон депутату Швец.                                                
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н. Прежде всего я хочу заметить господину Котенкову, что в законе,      
который мы вносим, уже не содержится...                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уже заключительное слово.                                 
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н. Дальше. Хочу поблагодарить всех, кто поддерживает нас и принял       
активное участие в обсуждении проекта этого закона. Думаю, что мы его примем.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Динес хотел бы выступить с заключительным         
словом? Нет.                                                                    
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста,        
голосуйте.                                                                      
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.             79,3%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                   12 чел.              2,7%                        
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается.