Заседание № 175
13.06.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 99050818-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в части введения понятий "вольноприноситель" и "вольноприносительство" и уточнения в связи с этим некоторых положений закона; внесен Магаданской областной Думой).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4149 по 4358 из 6369
Итак, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". Пожалуйста, Виталий Николаевич Басыгысов. (Шум в зале.) Я понял, он был автором первого законопроекта, или как? Я понимаю, был Александр Иванович Лебедь, но кто потом взял закон на себя? БЕЛЯКОВ А. С., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, фракция "Единство". Наш комитет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. С. Уважаемые коллеги, относительно сути данного законопроекта. Предусматривается, что есть неразрешенная коллизия в законодательстве, касающаяся решения вопроса добычи драгоценных металлов и драгоценных камней. Этот вопрос не урегулирован. Очень много остается драгметаллов... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Семёнович, вы меня извините, вы что, будете по 21-му докладывать? БЕЛЯКОВ А. С. Да, это 21-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потом у нас будет Юрий Евгеньевич Засько? БЕЛЯКОВ А. С. Да, наверное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От Магаданской областной Думы здесь докладчик? Здесь. А потом вы еще и от комитета будете докладывать, да? БЕЛЯКОВ А. С. Ну, просто не пришел мой заместитель сюда. Я бы хотел высказать позицию комитета, но выступлю теперь и за него, и за себя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, вы доложите первый закон, потом вы присядете, будет доложен второй закон, а потом вы изложите заключение комитета по двум законам. Пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. С. Уважаемые коллеги, в действующем Федеральном законе "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" добыча и производство разрешены исключительно организациям. Вместе с тем есть необходимость сбора остатков драгметаллов и драгкамней в отвалах и отходах соответствующих производств, а также необходимость отработки малых россыпей и рудных проявлений, экономически нерентабельных для промышленных предприятий. В истории России такой промысел был распространен и известен как вольноприносительство. В 1997 году в результате эксперимента вольноприносительства в Магаданской области было дополнительно получено 700 килограммов золота, которое ранее было, очевидно, в теневом обороте. Принятие предлагаемой нормы позволило бы без каких-либо капитальных вложений создать дополнительные рабочие места, снизить социальную напряженность, получить дополнительные доходы и валютные ценности. На сегодняшний день поступило 37 заключений, в том числе 20 положительных, 12 без замечаний и только 5 отрицательных. Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве поддерживает законопроект при условии устранения отдельных недостатков. Я прошу вас проголосовать за данный законопроект, он ничего плохого в себе не несет, только хорошее. Комитет поддерживает. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Семёнович, присаживайтесь. Пожалуйста, Юрий Евгеньевич Засько, Магаданская областная Дума. Он член Совета Федерации, представляет Магаданскую область. ЗАСЬКО Ю. Е., член Совета Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В декабре 2001 года Магаданская областная Дума с учетом замечаний и предложений Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам приняла в порядке законодательной инициативы новую редакцию проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". К сожалению, этот проект, новая редакция, не прошел всех необходимых процедур, и внесен на рассмотрение законопроект, который был принят ранее, в 2000 году. Но вместе с тем он полностью совпадает с альтернативным законом, который был внесен Александром Ивановичем Лебедем в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, в связи с чем обращаюсь к вам с просьбой поддержать этот проект федерального закона, поскольку создание правовой базы, участие государства в организации добычи драгоценных металлов и драгоценных камней физическими лицами позволит ввести в освоение новые участки недр, создать тысячи рабочих мест без привлечения дополнительных инвестиций, что в свою очередь существенно уменьшит социальную напряженность во многих регионах Сибири и Дальнего Востока. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Пожалуйста, Александр Семёнович, от комитета, по двум законам. Павел Иванович Коваленко, если вы здесь, придите в зал, потому что следующий закон будет ваш. Пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. С. Уважаемые коллеги, учитывая, что докладчик по законопроекту Магаданской областной Думы полностью поддержал законопроект, внесенный Александром Ивановичем Лебедем, и действительно, этот закон просто учел те ошибки и замечания, которые были в варианте Магаданской области, я прошу вас проголосовать за законопроект № 122473-3, внесенный Лебедем, и принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но Магаданская Дума свой закон не отзывает, да? БЕЛЯКОВ А. С. Не отзывает, но он сам согласился сейчас, вы слышали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он предлагает тоже поддержать первый закон, да? БЕЛЯКОВ А. С. Первый закон, да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Не уходите. Пожалуйста, уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы к докладчикам? Есть. Юрий Михайлович Тен. Говорите, к кому вопрос. ТЕН Ю. М., депутатская группа "Народный депутат". У меня вопрос к докладчику. Александр Семёнович, на сегодняшний день существуют так называемые старательские артели, в которых от 10 до 100 и до 1000 человек могут работать, где есть механизмы, производственные мощности и так далее, и так далее, которые работают, в частности, на россыпях. Эти артели что, не в состоянии те месторождения золота, о которых вы говорите, разрабатывать? Почему нужно обязательно, чтобы еще кто-то с лопатой ходил или лотком мыл, как и сто лет назад? Спасибо. БЕЛЯКОВ А. С. Вы знаете, жизненный опыт показал: артели работают, и мы должны всячески способствовать, чтобы они успешно работали, но вместе с тем нельзя отбрасывать и потенциал просто людей, не юридических лиц. Опыт той же Магаданской области показал, что есть очень много отвалов, где уже и артелям невыгодно работать, и мы сами как бы загоняем людей в теневой рынок. Сегодня такая безработица, особенно это касается районов Крайнего Севера, где людям больше нечем заняться, а мы на это как бы закрываем глаза. А вот скупщики, которые... Люди всё равно находят золото, но они несут его скупщикам, теневикам. Так поэтому надо идти им навстречу и узаконить, чтобы это всё было легально, тем более субъекты Федерации - все наши восточные, северные - поддержали данный закон. Это их просьба, и я считаю, что надо ее удовлетворить. Это абсолютно не противоречит интересам старательских артелей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще вопросы? Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Не вижу рук. От Правительства - Логинов Андрей Викторович, пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Правительство направляло официальный отзыв на данный законопроект, и мы предлагали автору законодательной инициативы доработать его к первому чтению. Но в связи с этими обстоятельствами, поскольку это невозможно, мы предполагаем, что эту нашу поправку можно учесть ко второму чтению. Таким образом, мы считаем возможным поддержать законопроект в первом чтении с учетом того, что, очевидно, надо рассмотреть вопросы целесообразности внесения дополнений также в пункт 3 статьи 15, где речь идет о том, что при ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней владелец указанной лицензии имеет право заключать договоры только с организациями о предоставлении услуг. Очевидно, и здесь надо предусмотреть тогда физических лиц. Это и другие замечания правительственного отзыва необходимо учесть ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть пункт 21.1 Правительство поддержит, да? Ясно. Александр Алексеевич, не хотели выступить? Нет. Ну, заключительное слово не нужно, потому что не было выступлений. Поэтому, коллеги, раз законопроект не отозван, я ставлю на голосование по очереди оба законопроекта. Сначала голосуется законопроект под номером 21.1, который поддерживает Правительство. Пожалуйста, определитесь голосованием. (Идет голосование.) Спасибо. Есть депутаты без карточек? Нет. Голосуется законопроект под номером 21.2 Магаданской Думы, которая тоже отдает предпочтение первому закону. (Идет голосование.) Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 21 сек.) Проголосовало за 265 чел. 58,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 5 чел. 1,1% Голосовало 270 чел. Не голосовало 180 чел. Результаты голосования по первому законопроекту, пункт 21.1: 265 - за. Пункт 21.2, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 53 сек.) Проголосовало за 53 чел. 11,8% Проголосовало против 22 чел. 4,9% Воздержалось 9 чел. 2,0% Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел. 53 - за. В первом чтении принят законопроект, который обозначен в повестке под номером 21.1. Пожалуйста, продолжайте над ним работу.