Заседание № 59

17.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99048590-2 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в части дополнения перечня налогов платой за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду; принят в первом чтении 13 сентября 2000 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1850 по 1877 из 5395
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в        
Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов    
деятельности". Пожалуйста, Наталья Викторовна, доложите.                        
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Данный законопроект был внесен коллегами-депутатами              
Злотниковой, Бердовым и другими достаточно давно. Он тоже утратил               
актуальность в связи с тем, что сверхнормативные выбросы ушли из категории      
налоговых платежей, сейчас они носят неналоговый характер. Поэтому              
предложение комитета: данный законопроект, проголосованный в первом чтении,     
также отклонить.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы к докладчику по данному законопроекту у      
представителя президента, представителя правительства, субъекта права           
законодательной инициативы или у депутатов? Нет. Кто за то, чтобы согласиться   
с мнением комитета и отклонить данный законопроект? Прошу проголосовать.        
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              339 чел.75,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 81

14.03.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (в части дополнения перечня налогов платой за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3325 по 3453 из 6653
Уважаемые депутаты, возьмите, пожалуйста, законопроект под номером 11 -         
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный     
закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов                
деятельности".                                                                  
                                                                                
Сергей Иванович Штогрин, пожалуйста.                                            
                                                                                
ШТОГРИН С. И., Агропромышленная депутатская группа.                             
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету и         
налогам рассмотрел предложенный законопроект "О внесении изменений и            
дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для          
определенных видов деятельности" и вносит предложение вернуть его в первое      
чтение и отклонить по следующим мотивам. Я докладывал их при рассмотрении       
данного законопроекта в первом чтении. Здесь предлагается внести дополнение в   
статью 1 закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов      
деятельности", в перечень тех налогов и сборов, которые уплачиваются            
налогоплательщиками, перешедшими на эту методику, вместе с единым налогом.      
                                                                                
Мотивы наши следующие. Порядок, который установлен постановлением               
Правительства, уплаты за выбросы нормативные и сверхнормативные в атмосферу,    
за размещение загрязняющих веществ на поверхности и подземных объектах,         
размещение отходов, другие вредные воздействия на природную среду, по тем       
видам деятельности, которые регулирует закон о едином налоге на вмененный       
доход... Они эти воздействия не осуществляют, поскольку предприятия, которые    
занимаются торговлей, бытовым обслуживанием, транспортным обслуживанием,        
ремонтно-строительными работами, не имеют никаких нормативов платежей ни за     
нормативные, ни за сверхнормативные выбросы. Поэтому внесение данной поправки   
просто отяжеляет закон, и комитет, рассмотрев еще раз данный законопроект,      
вносит предложение, я повторяю, вернуть его в первое чтение и отклонить.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Предлагаются два проекта постановления, уважаемые депутаты. Первый: вернуть к   
процедуре первого чтения; и второй: отклонить. Есть ли вопросы к докладчику?    
Депутат Грешневиков, депутат Пузановский.                                       
                                                                                
Пожалуйста, депутат Грешневиков Анатолий Николаевич.                            
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых         
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Геннадий Николаевич, этот законопроект не комитета по бюджету, законопроект     
инициировал Комитет по экологии, и я его представлял в первом чтении. Здесь     
грубейшим образом нарушается наш Регламент. Я бы хотел выступить и прошу        
предоставить мне семь-восемь минут для выступления.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, поясните ситуацию.                       
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Мы рассматривали законопроект во втором чтении. Комитет принял    
решение о нецелесообразности внесения данных изменений в действующий закон.     
Поэтому он принял решение не рассматривать поправки, которые поступили (а       
поступила одна поправка), а предложить Государственной Думе вернуть его в       
первое чтение и отклонить. Автор законопроекта, один из авторов, Грешневиков    
придерживается другой позиции. Поэтому, наверное, есть необходимость его        
выслушать.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Сергей Иванович, вы мне скажите: этот             
законопроект изначально рассматривал комитет по бюджету?                        
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Да, изначально, потому что это наш законопроект, связанный с      
налогообложением, с единым налогом. Поэтому закон и был закреплен за нашим      
комитетом. А инициировать может любой депутат, из любого комитета.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но, уважаемые депутаты, в связи с тем, что,               
действительно, идет речь о том, что комитет предлагает вернуть в первое         
чтение, и автор закона настаивает на выступлении, я думаю, надо дать слово      
депутату Грешневикову. Не против? Тем более комитет по бюджету поддерживает.    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Грешневикову.                                     
                                                                                
Сергей Иванович, а вы пока присядьте вот здесь, рядышком, и потом снова         
придете на трибуну.                                                             
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Я выражу не свою точку зрения, а точку зрения Комитета по     
экологии. Процедура подготовки, представления и рассмотрения законопроектов     
во втором чтении четко определена нашим Регламентом. Изменение этой процедуры   
возможно только при условии изменения нашего Регламента. В противном случае     
мы грубо нарушаем Регламент. Предложение Комитета по бюджету и налогам,         
ответственного за подготовку данного законопроекта, принятого в первом чтении   
Государственной Думой, о его возврате к процедуре первого чтения противоречит   
Регламенту по следующим позициям.                                               
                                                                                
Первое. Комитет по бюджету в нарушение части первой статьи 122 из шести         
документов, требуемых к представлению на Совет Государственной Думы,            
представил только один - датируемый 9 февраля проект постановления о принятии   
законопроекта в первом чтении. Тогда как в соответствии с имеющим юридическую   
силу постановлением Госдумы от 13 сентября 2000 года № 611 комитету             
Государственной Думы по бюджету как ответственному комитету поручалось          
доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его    
на рассмотрение в Государственную Думу во втором чтении.                        
                                                                                
Второе. Комитетом по бюджету представлен и другой проект постановления,         
датируемый 16 января, о возращении законопроекта к процедуре первого чтения.    
Этот проект не соответствует части десятой статьи 123 Регламента, допускающей   
возврат к первому чтению только после повторного отклонения законопроекта во    
втором чтении. В связи с этим внесение проекта такого постановления без         
предшествующих итераций рассмотрения законопроекта во втором чтении следует     
квалифицировать как грубейшее нарушение Регламента. Поэтому данный проект       
постановления Госдумы от 16 января этого года вообще рассматривать нельзя. А    
раз так, то остается только один имеющий отношение к данной законодательной     
инициативе проект постановления Государственной Думы - о принятии               
законопроекта в первом чтении. Но поскольку такое постановление уже принято     
Госдумой 13 сентября, то и по этому проекту постановления голосовать            
бессмысленно.                                                                   
                                                                                
А если голосовать не за что, то что же делать? Нужно поручить комитету по       
бюджету выполнить подготовку законопроекта к его рассмотрению Государственной   
Думой в точном соответствии с Регламентом Госдумы, внести все таблицы           
поправок и заключение Правового управления Аппарата Госдумы, которое на         
основании части шестой статьи 121 и части первой статьи 122 Регламента должно   
провести по поручению ответственного комитета постатейную правовую и            
лингвистическую экспертизу законопроекта. Приложенное к данному комплекту       
документов заключение Правового управления от 19 февраля гласит, что            
ответственным комитетом было ему поручено изучить только упомянутые проекты     
постановлений от 16 января и 9 февраля, по которым у него замечаний не          
имеется. А жаль! Решение комитета по бюджету от 9 февраля провозглашает в       
пункте 1: возвратить законопроект к процедуре первого чтения. Смотрим           
Регламент, часть десятую статьи 123. Оказывается, возврат к этой процедуре      
является сугубо прерогативой самой Государственной Думы только после            
повторного рассмотрения доработанного законопроекта во втором чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Николаевич, вы абсолютно правы. Нужно этот       
законопроект сегодня снять с рассмотрения и в соответствии с Регламентом        
пройти всю процедуру. Поэтому мы законопроект сегодня с рассмотрения снимаем    
в связи с тем, что нарушается Регламент и все наши решения будут                
недействительными. Давайте мы вернемся к этому закону после, когда соблюдем     
всю регламентную процедуру.                                                     
                                                                                

Заседание № 43

13.09.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (о дополнении переч-ня налогов платой за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду; внесен депутатом Государственной Думы А. Н. Грешневиковым и депутатами Государственной Думы второго созыва Т. В. Злотниковой, Г. И. Бердовым, Г. М. Садчиковым, Ю. В. Уткиным).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2982 по 3527 из 4780
Обсуждаем пункт 5 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении       
изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный        
доход для определенных видов деятельности". Докладчик - Анатолий Николаевич     
Грешневиков (пожалуйста, на трибуну), содокладчик - Сергей Иванович Штогрин.    
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, присаживайтесь.                                 
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых         
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект         
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О   
едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности",          
который предлагается вашему вниманию, разработан в Комитете по экологии         
Государственной Думы второго созыва с целью приведения в соответствие           
налогового и природоохранного законодательства.                                 
                                                                                
С введением в действие Федерального закона "О едином налоге на вмененный        
доход..." малые предприятия, к которым в том числе относятся                    
ремонтно-строительные предприятия, а также сервисное обслуживание               
автотранспортных средств, автостоянки, автозаправки, автомойки, розничная       
торговля горюче-смазочными материалами и другие, выплачивают только единый      
налог и освобождаются от уплаты обязательных платежей за загрязнение            
окружающей природной среды.                                                     
                                                                                
Средства платежей за загрязнение в соответствии с природоохранным               
законодательством должны поступать в экологические фонды и далее направляться   
на реализацию жизненно важных природоохранных мероприятий. Федеральный          
экологический фонд Российской Федерации, который консолидирован в федеральном   
бюджете с 1995 года, формируется за счет 10-процентных отчислений от платежей   
за загрязнение, собираемых на уровне субъектов Российской Федерации.            
                                                                                
Отмена платежей ведет к срыву плановой наполняемости бюджета в части,           
связанной с целевым бюджетным экологическим фондом, и, соответственно, к        
срыву реализации всех природоохранных мероприятий. Помимо указанных             
негативных последствий отмена платы за загрязнение и, соответственно,           
процедуры ее обоснования влечет за собой и отмену контроля за загрязнением      
окружающей среды на малых предприятиях, что представляет большую угрозу для     
экологической безопасности населения.                                           
                                                                                
В первую очередь это относится к авторемонтным и автотранспортным               
предприятиям, которые при их многочисленности оказывают сильное негативное      
воздействие на воздушный бассейн, водные ресурсы, почву, что приводит к         
резкому увеличению ущерба от загрязнения окружающей среды.                      
                                                                                
В качестве примера приведем уровни загрязнения сточных вод указанными           
предприятиями. Так, в процессе работы авторемонтных мастерских происходит       
образование производственных стоков с содержанием взвешенных веществ,           
превышающим предельно допустимые концентрации (ПДК) в 160-2670 раз,             
нефтепродуктов - в 400-18000 раз, тетраэтилсвинца - в 200-30000 раз.            
                                                                                
При освобождении этих предприятий от уплаты за загрязнение, а значит, и         
материальной ответственности за нее наряду с разрушением самой процедуры        
обоснования этой платы следует ожидать прекращения всякой очистки стоков        
вообще и резкого ухудшения и без того крайне неблагоприятной экологической      
обстановки в нашей стране.                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, обращаю ваше внимание на то, что в природоохранном          
законодательстве установлена правовая основа экономического механизма,          
который гибко регулирует поведение всех природопользователей. С одной           
стороны, этот механизм содержит фискальные инструменты воздействия на           
поведение субъектов хозяйствования, основанные на принципе: загрязнитель        
платит (кстати, этот принцип соблюдается во всем мире), с другой стороны -      
стимулирует предприятия и предпринимателей осуществлять природоохранную         
деятельность, которая в перспективе приводит к снижению загрязнения и           
сокращению соответствующих платежей. Достигаемое при этом уменьшение            
загрязнения становится выгодным всем, в том числе и нам с вами, то есть всему   
населению, в связи с поддержанием экологической обстановки на безопасном для    
здоровья уровне. Выгодно это и малым предприятиям, поскольку сами платежи за    
загрязнение невелики и составляют всего сотые и десятые доли от суммы всех      
налоговых выплат предприятий.                                                   
                                                                                
Однако затраты предприятий на природоохранную деятельность могут идти в зачет   
платежей за загрязнение и оставаться в распоряжении этих предприятий. В связи   
с этим у них возникает свободный выбор: либо платить за загрязнение, либо не    
платить при условии собственных адекватных затрат на охрану природы.            
                                                                                
Возникает вопрос: что последует за отменой такого механизма? Будут ли           
предприятия заниматься природоохранной деятельностью за собственный счет без    
соответствующих законодательных принуждений? Ответ очевиден: нет, не будут.     
Однако ясно и то, что при таком подходе экологическая ситуация будет            
неизменно ухудшаться.                                                           
                                                                                
Обращаю ваше внимание также на то, что Правительство Российской Федерации в     
своем заключении сообщает, что поддерживает указанный законопроект. Это         
означает, что проблема экологической безопасности признается исполнительной     
властью в качестве составной части национальной безопасности Российской         
Федерации. Комитет по экологии Государственной Думы третьего созыва             
рекомендует принять законопроект в первом чтении.                               
                                                                                
Прошу проголосовать за данный законопроект и за проект постановления о          
принятии его в первом чтении. Юридико-технические замечания Правового           
управления Аппарата Государственной Думы будут учтены ко второму чтению.        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  Г. В. Боос                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич, присаживайтесь,             
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Сергея          
Ивановича Штогрина.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Иванович.                                                    
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел данную законодательную    
инициативу и пришел к следующим выводам. Основными плательщиками здесь          
(имеется в виду за загрязнение окружающей среды) являются крупные               
предприятия, деятельность которых действительно связана с загрязнением          
окружающей среды, а предприятия, которые уплачивают налог по системе единого    
налога на вмененный доход, - а это прежде всего сфера обслуживания населения,   
это такие предприятия, которые занимаются общественным питанием, транспортным   
обслуживанием, бытовым обслуживанием, и только две, по сути дела, категории     
предприятий, которые платят единый налог на вмененный доход, - это отдельные,   
так сказать, ремонтно-строительные предприятия и заправочные станции, которые   
торгуют в розницу. В связи с этим комитет пришел к выводу о                     
нецелесообразности поддержания данного законопроекта, поскольку это серьезным   
образом нагружать будет индивидуальных предпринимателей. В большинстве своем    
плательщиками этого налога являются предприятия среднего и прежде всего         
мелкого бизнеса, которые не наносят значительного какого-то ущерба природной    
среде. Поэтому, исходя вот из этого, комитет по бюджету предлагает отклонить    
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Законопроект первого чтения, я предлагаю тогда... (Шум в зале.) Нет, сначала    
вопросы какие-то будут, потом Правительству дадим слово. А как же? Я            
предлагаю тогда: основной докладчик, пожалуйста, на трибуну.                    
                                                                                
Сергей Иванович Штогрин, вы будете тогда отвечать с места, если будут к вам     
вопросы.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, есть ли вопросы к докладчикам? Надо записываться, да? Давайте       
запись на вопросы произведем.                                                   
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты записи.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Николаевна Гвоздева.                                       
                                                                                
ГВОЗДЕВА С. Н., фракция "Единство".                                             
                                                                                
Преамбула пояснительной записки проекта, который подготовлен Злотниковой и      
Комитетом по экологии в прошлом созыве, - резкое сокращение поступлений в       
экологические фонды в связи с введением в 1999 году закона "О едином налоге     
на вмененный доход...". Вы готовили сейчас уже этот устаревший проект закона.   
Скажите, пожалуйста, фактически каков был сбор в 1999 году и за первую          
половину 2000 года? Потому что вот, по данным комитета по экономической         
политике, было превышение и в 1999 году более чем на 20 процентов сборов в      
экологический фонд, и за первую половину 2000-го - тоже. Данные назовите,       
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вопрос, я так понимаю, к Анатолию Николаевичу, да?    
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Николаевич.                                                
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. По отдельным регионам Российской Федерации потери от того,    
что не были перечислены платежи за загрязнения в экологические фонды, в         
прошлом году составляли около 40 процентов. Вот это данные регионов. Что        
касается первого квартала этого года, то примерно превышающий это уровень.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутату Соболеву включите микрофон.                                
                                                                                
ГВОЗДЕВА С. Н. Гвоздева по карточке Соболева.                                   
                                                                                
Еще один вопрос.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Светлана Николаевна, вам давалось время.             
                                                                                
Пожалуйста, депутату Лобову включите микрофон.                                  
                                                                                
Только просьба называть, кому адресован вопрос.                                 
                                                                                
РЕЗНИК В. М., фракция "Единство".                                               
                                                                                
Резник по карточке Лобова.                                                      
                                                                                
У меня следующий вопрос. Какие суммы вы рассчитываете дополнительно собрать в   
бюджет при принятии этого закона? Если можно, назовите, пожалуйста, эти         
цифры.                                                                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Здесь не столько важны сами суммы, я признаю решение          
комитета по бюджету, что это незначительные суммы. Ну, в целом по стране, в     
каждом регионе вряд ли можно будет построить очистные сооружения, но в          
каких-то отдельно взятых, к чему мы должны стремиться, к чему призывает         
закон, все-таки данные платежи позволят построить. Поэтому я думаю, что здесь   
идет речь не о конкретной сумме, а, первое, все-таки соблюдать принцип:         
загрязнитель платит. И не как сказал вот здесь предыдущий оратор, что это       
будут предприятия общественного питания платить. В основном данный закон        
ориентируется на тех, кто загрязняет. И чем он больше загрязняет, тем больше    
он должен будет платить. А общепит и прочие в основном не будут подпадать под   
этот закон.                                                                     
                                                                                
Поэтому в данной ситуации не обязательно охватывать всю страну. Пусть ваш       
регион от этого не пострадает, а выиграет.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросов больше нет?                                                            
                                                                                
Пожалуйста, присаживайтесь, Анатолий Николаевич.                                
                                                                                
Есть ли у представителей фракций и депутатских групп желание выступить по       
этому вопросу? Нет. Тогда у депутатов есть.                                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Грачёв Иван Дмитриевич.                                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Я был горячим противником этого самого налога на вмененный доход   
как вредного для предпринимателей. Там хоть какая-то логика была. Его           
навесили, решили, что да, мы увеличим налоговую нагрузку на этих людей, но      
хоть упростим им жизнь, то есть они будут платить один налог, все остальное     
исчезает. Ну хоть какая-то была логика. А дальше мы от этой логики отходим.     
Мы увеличили налоговую нагрузку на них и начинаем все старые налоги опять       
навешивать: речь идет об НДС уже, сейчас - об экологическом налоге и так        
дальше. То есть это прямое просто ухудшение реального положения                 
предпринимателей.                                                               
                                                                                
У меня просьба к Грешневикову: просто, может, обсудить отказ для некоторых      
групп предприятий, которые его интересуют, от налога на вмененный доход,        
вывести его из списка и таким образом проблему решить. Я против.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Грачёв Владимир Александрович.                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция   
"Единство".                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно многие малые предприятия бытового              
обслуживания, торговли и так далее не платят сейчас и не будут платить, когда   
принят будет этот закон. Они никаким образом не могут даже теоретически         
платить эти налоги, поскольку не являются загрязнителями окружающей среды.      
Этот налог... То есть это даже не налог пока еще, налогом это будет, когда      
примем соответствующую часть, часть вторую, Налогового кодекса. Пока что это    
сборы за выбросы, вредные выбросы. И платит только тот, кто производит эти      
выбросы.                                                                        
                                                                                
Я вам приведу одну всего цифру. Автотранспорт выбрасывает 11 миллионов тонн     
сверхвредных веществ. И в нашей стране очень плохо обстоит с этим дело. Всего   
в мире пока что осталось 9 процентов автомашин, которые не оснащены             
нейтрализаторами. Из них, из этих 9 процентов, 6 процентов автомобилей бегают   
в нашей стране. Из этих 6 процентов значительная часть - в Москве. И сейчас     
положение таково: если ставят нейтрализатор, платят гораздо меньше              
автотранспортные предприятия. Кто, спрашивается, будет ставить                  
нейтрализаторы, заботиться о чистоте выхлопных газов, если с него не будут      
брать эти платы за вредные выбросы? Это один аспект. Воздух. Вы все прекрасно   
понимаете и дышите сами этим воздухом. Поэтому давайте вместе за него и         
бороться, за чистоту.                                                           
                                                                                
Второй аспект. Водяные сбросы, вода. Сейчас все, кто сбрасывает, по крайней     
мере платят и думают о том, чтобы у них уменьшился сброс. Если у них не будет   
этой платы, они не будут думать об уменьшении сброса.                           
                                                                                
Поэтому я самым убедительным образом прошу рассмотреть вопрос о том, чтобы      
поддержать Правительство. Правительство в данном случае идет навстречу. И       
вообще, редкий случай, когда и депутаты, и Правительство вместе представляют    
законопроект. Редчайший случай! Если мы сейчас будем выступать против           
Правительства, тогда нам не надо обижаться, когда мы не получаем поддержки      
Правительства в своих инициативах.                                              
                                                                                
Я думаю, что... И еще одно, аргумент был еще такой при рассмотрении закона,     
что, дескать, вот надо большой штат там и так далее. Никаких дополнительных     
штатов не надо, всем этим занимаются органы Госкомэкологии. Они, так сказать,   
на местах сохранились. И они рассчитывают эти выбросы, заключают договора,      
предприятия платят. Надо сохранить просто эту систему, не надо ее разрушать.    
                                                                                
И наконец, самое последнее. Я думаю, что какого-то ущерба малому бизнесу мы     
не нанесем, потому что 95 процентов предприятий торговых и всех прочих          
никакого отношения к этому налогу не имеет, а автозаправки, автотранспортные    
предприятия, авторемонтные мастерские должны платить.                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Так, пожалуйста, Гвоздева Светлана Николаевна.                                  
                                                                                
ГВОЗДЕВА С. Н. Уважаемые коллеги, я уже задавала вопрос и еще скажу об          
основной задаче, которая обозначена по этому закону в пояснительной записке.    
Мы убедились по ответу основного докладчика, что этот сбор не уменьшил сборы    
в экологические фонды и в 2000 году идет превышение, да и в 1999 году тоже      
было превышение, в том числе по федеральному фонду. И стоит вопрос: эти         
нераспределенные доходы куда пошли? Ну, это дело их.                            
                                                                                
Но основной вопрос (и докладчик тоже об этом сказал) в том, что платежи-то      
невелики. Невелики платежи этих малых предприятий, которые собираются, а        
затраты на сбор этих платежей гораздо больше. Это и заработная плата            
контролеров, потому что контролировать-то будут всех. Даже если не все будут    
платить, то контролировать будут всех. Это гораздо больше. К тому же наша       
основная стратегическая выработанная уже позиция по снижению налогового         
пресса и отмене неэффективных платежей, затраты на сбор которых гораздо         
больше, чем сами платежи, сегодня нарушается этим проектом, явно устаревшим.    
Но даже и не это самое главное.                                                 
                                                                                
Самое главное заключается в том, что сегодня мы снова оставляем их              
действительно в беззащитном состоянии и вводим новый административный барьер,   
который нам удалось убрать в 1999 году. Контролирующие организации              
экологического фонда также будут приходить на все предприятия.                  
                                                                                
Я задаю вопрос себе и уважаемому Грачёву Владимиру Александровичу: чем          
провинились малые предприятия, предприниматели, наши парикмахерские,            
косметологические службы, службы консультативных, преподавательских услуг?      
Тем, что они в этом законе стоят в одном перечне вместе с автозаправочными      
станциями, - этим провинились? Если есть там проблема, давайте ее решим. В      
1999 году их все вместе включили в этот перечень, чтобы они работали по         
упрощенной системе налогообложения и учета. Сегодня можно рассмотреть           
автозаправки отдельно, тем более что по закону "Об охране окружающей среды" у   
Госкомстата есть замечательные просто рычаги: штрафы за загрязнение, отбор      
лицензий, закрытие предприятий, возбуждение уголовных дел и привлечение к       
ответственности за загрязнение и неиспользование новых средств, в том числе     
по загрязнению воздуха. Я считаю, что сегодня, когда у государства нет денег    
поддержать предпринимательство, не нужно только ему вредить. Несмотря на        
федеральную программу, которую мы одобрили в апреле этого года, и               
Правительство одобрило, и где эта проблема обозначена по административным       
барьерам, мы снова выстраиваем какие-то барьеры.                                
                                                                                
Вы знаете прекрасно, что армия контролеров, даже не принося сегодня штраф или   
этот налог (а налог экологический рассчитывается очень сложно, вы это тоже      
прекрасно знаете), опять отвлечет наших предпринимателей от конкретного дела.   
Да пусть они ремонтируют свою обувь, пусть оказывают нам услуги, которые        
нужны, создают рабочие места! Не надо вредить!                                  
                                                                                
Я считаю, что авторы сегодня должны снять этот проект закона с рассмотрения     
как устаревший и не соответствующий политике нашей Государственной Думы, а      
внести новый проект закона, чтобы вывести автозаправочные станции, подвести     
их под отдельный налог. Под отдельный! Пусть внесут свои предложения, если      
сегодня автозаправочные станции и автомобили загрязняют воздух. Вот это было    
бы разумно, и такой проект я с удовольствием поддержу и буду над ним            
работать. Сегодня призываю всех депутатов, если не снимут авторы этот проект    
закона, проголосовать против.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Резник. Владислав Резник по карточке Лобова.      
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые депутаты, я хотел обратить ваше внимание на       
следующее.                                                                      
                                                                                
Если принять данный закон, это, безусловно, приведет к усложнению системы       
обязательных платежей, взимаемых с малых предприятий. Реализация его, кроме     
того, приведет к абсолютно необоснованному увеличению государственных           
органов, контролирующих данную категорию налогоплательщиков.                    
                                                                                
Кроме этого, я хотел бы обратить ваше внимание еще на следующее.                
Целесообразно не взимать регулярные платежи за сверхнормативные сбросы и        
выбросы вредных веществ, тем самым фактически легализуя их, а рассмотреть       
вопрос в плоскости другого законодательства, в плоскости применения как         
административных мер, так и штрафов, а возможно, и уголовной ответственности.   
Во многих странах мира это уже сделано. Поэтому, понимая, что проблема здесь    
действительно есть, все-таки считаю, что необходимо голосовать против этого     
закона. Тем более, насколько нам известно, Правительство готовит новый          
законопроект. Поэтому предлагаю проголосовать против.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Правительства хотел бы выступить?                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУЛЬГИН С. Н., статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по   
налогам и сборам.                                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, действительно, Правительство поддержало этот                
законопроект, правда, поддержало его в несколько иной редакции, как запись      
платежей за загрязнение окружающей среды. Из чего исходило Правительство,       
поддерживая этот законопроект? Оно исходило из того, что на сегодняшний день    
в данной области существуют две системы налогообложения. Общепринятая система   
налогообложения предусматривает уплату налога на прибыль, налога на             
добавленную стоимость и целого ряда других налогов, в том числе и платежей за   
загрязнение окружающей среды, куда входят, кстати, и штрафы за                  
сверхнормативный выброс.                                                        
                                                                                
Есть другая система, упрощенная, - это система единого налога на вмененный      
доход, где вместо всех общепринятых налогов предприятия уплачивают один         
налог. Вместо налога на прибыли, НДС, акцизов уплачивают один налог. Но есть    
такие налоги, которые не связаны с экономической деятельностью, - это           
государственная пошлина. Она выделена. Даже предприятия, которые перешли на     
вмененный доход, уплачивают государственную пошлину. Есть таможенные платежи.   
Тоже уплачивают. Есть лицензионные сборы, регистрационные. Они тоже             
уплачивают. Так вот, плата за загрязнение окружающей среды как раз относится    
к этому виду платежа, не связанного с экономической деятельностью, и не         
перекрывается общими налогами.                                                  
                                                                                
Да, действительно, проблема существует. И наверное, правы депутаты в том, что   
сумма этих платежей по этим предприятиям не такая большая. Но Правительство     
готово рассмотреть предложения, которые внесла депутат Гвоздева, о том, чтобы   
исключить из перечня тех предприятий, на которые распространяется закон о       
вмененном налоге, те виды деятельности, которые влекут за собой загрязнение     
окружающей среды. Правительство готово на такое компромиссное решение.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шелехов, вы настаиваете на выступлении?           
Пожалуйста, депутат Шелехов.                                                    
                                                                                
Коллеги, и надо нам будет двигаться дальше.                                     
                                                                                
ШЕЛЕХОВ А. М., фракция "Единство".                                              
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я бы хотел обратить          
внимание вот на какое обстоятельство. Все выступающие заботились о бизнесе:     
среднем, мелком, крупном, полусреднем и так далее. А вот, к сожалению, заботы   
об окружающей нас среде и о природе никто как бы и не проявил. Ведь             
совершенно нормальная ситуация, когда вредное производство оплачивает расходы   
на восстановление нарушенной им окружающей среды. Это норма, это не             
исключение из правил, которое карается штрафом, это норма. Поэтому говорить,    
что можно вместо закона все покрыть штрафными санкциями и административными,    
- это неверно, даже теоретически.                                               
                                                                                
И еще кое-что я хотел сказать. Если военные говорят, что бюджета не хватает,    
они хотели бы увеличить расходы в два-три раза, чтобы иметь то, что нужно для   
того, чтобы реально сделать все полностью; если образованию нужно расходы       
увеличить, грубо говоря, в пять раз, чтобы ситуация была нормальной, то, что    
касается расходов на восстановление окружающей среды, пока мы имеем в бюджете   
0,6 процента от потребного. То есть их надо восполнять во сколько раз?          
Посчитайте. Гораздо больше. Поэтому я считаю, что такой закон в принципе,       
конечно, нужен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Михайлович.                            
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Николаевич, с места, заключительное слово.                 
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Сожалею, что представитель Президента не поддержал.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, вы не будете выступать? Извините,   
я не спросил.                                                                   
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! У нас нет концептуальных замечаний по этому               
законопроекту, но я хотел бы высказать несколько замечаний                      
юридико-технического характера, они изложены в нашем заключении. Прежде всего   
необходимо привести текст поправки в соответствие со статьей 20 Закона "Об      
охране окружающей природной среды", там дается несколько иной перечень          
выбросов, сбросов, размещенных отходов и так далее. Здесь надо привести все в   
соответствие.                                                                   
                                                                                
И второе. Я бы обратил ваше внимание на то, что действительно, видимо,          
необходимо разделить нормативные сбросы и сверхнормативные, поскольку, к        
сожалению, действующее законодательство не делает различия в размерах           
платежей, а за сверхнормативы надо вводить санкции, а не просто платежи. Но     
это, на наш взгляд, устранимо при подготовке ко второму чтению.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Николаевич.                          
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Как докладчик, я благодарен всем выступившим, особенно        
представителю Правительства, представителю Президента. Я полагаю, что           
действительно те замечания, которые были изложены в ходе обсуждения данного     
важного законопроекта, ко второму чтению вполне устранимы. Что касается         
замечаний, которые были высказаны представителем комитета по бюджету, я бы      
хотел просто несколько слов высказать - свои соображения и соображения          
Комитета по экологии.                                                           
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам, несмотря на положительное решение по данному      
законопроекту специализированного подкомитета - по налогам, считает             
нецелесообразным принятие законопроекта. Мне хочется рассмотреть их аргументы   
в пользу такой позиции.                                                         
                                                                                
Первый аргумент комитета по бюджету основан на том, что субъекты малого         
предпринимательства поставляют незначительные суммы в экофонды и влияния на     
объем финансирования природоохранных мероприятий не оказывают.                  
                                                                                
Контрпозиция нашего комитета, Комитета по экологии. Да, суммы мизерные, даже    
для отдельно взятого малого предприятия, а в совокупности, как я уже говорил    
в своем докладе, набирается достаточно средств на конкретные природоохранные    
мероприятия, которые необходимы для экологического оздоровления как раз,        
скажем, региона, от которого выступала депутат Гвоздева.                        
                                                                                
Если мы перестаем учитывать экологические факторы во имя мнимого                
экономического роста, это не значит, что экологическая проблема исчезла.        
Просто потом на ее решение придется истратить гораздо больше государственных    
средств, которые сведут на нет все якобы достигаемые эффекты экономического     
роста. Мировой, да и отечественный опыт доказывает, что устойчивость            
экономического развития возможна только при условии его экологической           
безопасности.                                                                   
                                                                                
Второй аргумент комитета по бюджету основывается на том, что в связи с          
принятием предлагаемого нами закона усложнится система обязательных платежей    
и это приведет к необоснованному увеличению числа государственных               
природоохранных органов экологического контроля, что не соответствует           
государственной политике по поддержке малого и среднего бизнеса.                
                                                                                
Наш контраргумент: достаточная система госорганов в стране сложилась и          
функционировала. Поэтому не надо, депутат Гвоздева, вводить в заблуждение       
депутатов, что будет якобы какой-то новый рост числа госчиновников. В           
настоящее время эта система даже реформируется в соответствии с указом          
Президента от 17 мая 2000 года и подлежит существенному сокращению. О каком     
же увеличении идет речь? Непонятно, откуда такие прогнозы увеличения            
природоохранных госорганов при упразднении Госкомэкологии России.               
                                                                                
И последний, третий аргумент комитета по бюджету. Он основывается на перечне    
видов деятельности, субъектам которой надлежит выплачивать единый налог. Так    
вот, в этом перечне якобы практически отсутствуют виды деятельности,            
связанной с загрязнением окружающей среды. Наша контрпозиция - для всех         
предприятий, о которых упоминалось в моем выступлении, связанных с опасными     
загрязнениями, необходимо оставить платежи в качестве регулирующей меры.        
                                                                                
Еще раз прошу всех депутатов поддержать данный законопроект. Естественно, что   
ко второму чтению мы учтем поправки и замечания.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, обмен мнениями состоялся. От комитета по бюджету -          
депутат Штогрин с заключительным словом.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, я только хочу обратить ваше внимание на один   
аспект единого налога на вмененный доход. Он был введен из-за того, что         
просто-напросто государство не может проконтролировать экономическую            
деятельность очень большого количества малых субъектов экономической            
деятельности. Это просто экономически нецелесообразно. И поэтому мы пошли на    
то, чтобы ввести для них особый режим налогообложения.                          
                                                                                
Вот из-за этого и идут сегодня все высказывания о том, что для проверки всех    
мелких предприятий, мелочевки, нужен аппарат, нужны затраты, которые вообще     
себя не оправдывают. Поэтому принятие данного законопроекта вообще нарушает     
логику самого закона "О едином налоге на вмененный доход...".                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование: принять проект закона в первом     
чтении. Пожалуйста, голосуйте.                                                  
                                                                                
Сейчас мы перейдем к протокольным поручениям, поэтому Николая Васильевича       
Коломейцева прошу быть на месте.                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              234 чел.             52,0%                        
Проголосовало против           27 чел.              6,0%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    265 чел.                                          
Не голосовало                 185 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении.