Заседание № 268

09.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части вывоза наличной иностранной валюты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1276 по 1630 из 6819
Пункт 5 повестки дня: о проекте федерального закона... Или мы проголосовали     
предложение Жукова? Поэтому сейчас будет, Владимир Петрович, 9-й, да? 9-й и     
10-й вопросы пойдут.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Никитин. Проект федерального закона "О внесении             
дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном    
контроле". Пожалуйста.                                                          
                                                                                
НИКИТИН В.П., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет по бюджету           
подготовил этот законопроект ко второму чтению. При рассмотрении мы в           
основном учитывали те замечания, которые были во время обсуждения               
законопроекта здесь, в зале пленарных заседаний, во время первого чтения, и     
то заключение бюджетного комитета, которое было сделано ранее. То есть          
принципиально рассматривались какие вещи?                                       
                                                                                
Во-первых, вы помните, что в правительственном варианте ограничение было 5      
тысяч долларов на единовременный вывоз наличной валюты. Здесь, в зале, и в      
рекомендации бюджетного комитета было сделано предложение поднять эту планку    
до 10 тысяч долларов, имея в виду, что тем самым мы не затронем интересов       
большого количества граждан, которые занимаются челночным бизнесом.             
                                                                                
И второе предложение. Оно состояло в том, чтобы снять механизм жесткого         
ограничения и установить механизм получения специальных разрешений, как это     
работает сейчас при операциях капитального характера при переводе валюты. То    
есть чтобы можно было вывезти и больше 10 тысяч, но получить специальное        
разрешение в порядке, который будет устанавливать Центральный банк по           
согласованию с Правительством.                                                  
                                                                                
Вот эти два крупнейших изменения проходили в форме поправок. Поступило всего    
три поправки. В соответствии с первой поправкой (идет за моей фамилией, хотя,   
повторяю, она сконцентрировала предложения пленарного заседания и бюджетного    
комитета) эти два изменения вводятся в первоначальный текст, который            
предлагался. Бюджетный комитет рекомендует эту поправку поддержать. Две         
другие поправки бюджетный комитет рекомендует отклонить. Это поправки           
депутата Медведева Павла Алексеевича. Если будут вопросы, я отвечу, на каком    
основании. Поэтому предлагается проголосовать за и против тех поправок,         
которые мы предложили.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Есть ли у фракций и депутатских групп вопросы     
по таблицам поправок? Есть ли у депутатов? Да, есть.                            
                                                                                
Депутат Цику, пожалуйста.                                                       
                                                                                
ЦИКУ К.А. Спасибо, Геннадий Николаевич.                                         
                                                                                
Владимир Петрович, я к вам подходил по вопросу увеличения вот этой суммы        
вывоза - с 5 до 10 тысяч. Я не буду поддерживать это лично, потому что у меня   
их и не было, и нет. А тот, кто 5 тысяч долларов вывозит, тот и будет ездить    
чаще, и будет привозить свежие хотя бы товары и продукты уже в соответствии с   
какими-то нормами.                                                              
                                                                                
Чем объясняете вы? Ну, мало ли что предложили.                                  
                                                                                
НИКИТИН В.П. Казбек Асланбечевич, эта дискуссия проходила и у нас в зале во     
время первого чтения. Я понимаю так, что мы можем палатой решить конкретный     
вопрос о цифре, хотя не хотелось бы делать это спонтанно, но многие депутаты    
нашего комитета посчитали, что все-таки если 5 тысяч долларов, то это может     
помешать людям, повторяю, которые занимаются челночным бизнесом. Хотя расчеты   
показывают, что где-то да, в районе 4-5 эта разовая поездка, на таком уровне    
и идет. Тем не менее, поскольку многие люди без работы и занимаются этим        
делом, для нас было главной задачей установить верхний предел, чтобы не         
работали "черные" схемы вывоза валюты, когда крутятся, по сути... (Выкрики из   
зала.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише, ну о чем вы говорите, Казбек Асланбечевич!    
                                                                                
НИКИТИН В.П. ...когда работают теневые схемы вывоза валюты туда, ухода от       
налогообложения у нас в стране, одновременно происходят нарушения потом при     
растаможивании. То есть они работают как бы агентами крупных                    
торгово-посреднических фирм.                                                    
                                                                                
Установление этого предела на уровне 10 тысяч долларов этим и определялось.     
Тем самым мы закрываем эти схемы. Практически около 70 процентов вывоза         
денег, Казбек Асланбечевич, происходит как раз в виде тех больших сумм, о       
которых сейчас говорилось, как вы помните из приведенных примеров, в            
чемоданах по 800 тысяч долларов, по 1 миллиону и так далее, поэтому этим и      
определялось...                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо так подробно.                                     
                                                                                
Депутат Медведев Павел Алексеевич, пожалуйста. (Выкрики из зала.)               
                                                                                
Владимир Владимирович, я вижу вашу поднятую руку.                               
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П.А., депутатская группа "Российские регионы".                         
                                                                                
Геннадий Николаевич, я прошу мои поправки снять с рассмотрения. Спасибо.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снять с рассмотрения.                                     
                                                                                
Депутат Семаго.                                                                 
                                                                                
СЕМАГО В.В., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
Геннадий Николаевич, я хотел бы просто дать маленькую справку моему коллеге     
Цику. Чем больше сумма, открыто предъявляемая в декларации, тем легче она       
учитывается. И вот это поднятие ставки до 10 тысяч позитивно влияет, Казбек     
Асланбечевич, не негативно, а позитивно влияет, потому что мы начинаем          
учитывать средства, которые уходят. И можно спросить, откуда у тебя эти         
деньги. Понимаете?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пузановский Адриан Георгиевич.                            
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г., Аграрная депутатская группа.                                  
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемый Владимир Петрович! Этот законопроект   
был внесен Правительством. Правительство распространило в зале техническую      
справку о вывозе капитала, и именно Правительство рассчитало и сделало          
предложение в отношении порогового значения - 5 тысяч. Теперь мы работаем с     
другим значением, выросшим в два раза. Это ведь не доля процента, не десятая    
часть процента, это в два раза показатель меняется. Скажите, каким образом      
велся счет? Почему в одном случае нам дают 5 тысяч, а сейчас убеждают в том,    
что лучше иметь 10 тысяч? Может быть, через некоторое время нам скажут, как     
уже было, давайте на год-два перенесем вообще этот закон. Пожалуйста,           
объясните природу счета.                                                        
                                                                                
НИКИТИН В.П. Адриан Георгиевич, я думаю... Здесь у нас присутствует             
представитель Правительства. Во время обсуждения Правительство согласилось с    
этим увеличением, поскольку, повторяю, главным было создание механизма,         
выяснение легальности происхождения средств и контроль за этим.                 
                                                                                
Здесь есть представитель Правительства, и я думаю, что он может ответить. У     
них тоже, естественно... Вы понимаете, что это несколько приблизительные        
оценки, поэтому Правительство и при первом чтении говорило: они согласны        
пересмотреть эту цифру, чтобы полностью быть уверенными.                        
                                                                                
Пожалуйста, вот представитель - Игнатьев Сергей Михайлович.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства, пожалуйста.                  
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С.М., первый заместитель министра финансов Российской Федерации.       
                                                                                
Игнатьев Сергей Михайлович, первый заместитель министра финансов.               
                                                                                
Действительно, Правительство рассматривало оба пороговых значения - 5 тысяч и   
10 тысяч долларов. На каком-то этапе Правительство склонилось к цифре 5 тысяч   
- более жесткому порогу. Тем не менее в ходе обсуждения и в комитете, и на      
пленарном заседании мы более внимательно рассмотрели проблему и согласились     
поднять этот порог до 10 тысяч долларов.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть еще вопросы? Нет вопросов.                  
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование таблицу 1: согласиться с предложением комитета   
в части принятия поправки. Пожалуйста, голосуйте.                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              149 чел.             33,1%                        
Проголосовало против           77 чел.             17,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    226 чел.                                          
Не голосовало                 224 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Таблица 2 поправок была снята.                                                  
                                                                                
Владимир Петрович, согласны ли вы на то, чтобы нам сохранить ту норму,          
которая была при принятии законопроекта в первом чтении?                        
                                                                                
НИКИТИН В.П. Вы понимаете, я автор поправки, но, кроме этого, есть сейчас и     
решение комитета. Поэтому я не знаю: либо нам пересматривать теперь решением    
комитета этот вопрос, потому что действительно цифры фигурировали разные... Я   
думаю, может, мы соберемся в перерыве и тогда проголосуем другую цифру?         
(Выкрики из зала.)                                                              
                                                                                
Ну, давайте... либо на пленарном заседании.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста.                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я немного не разобрался, может быть. Ну, хорошо, поправка    
не прошла, осталась норма, заложенная в первом чтении, - 5 тысяч долларов.      
Какой пересчет еще нужен? Не прошла поправка, и все, ставим на голосование и    
голосуем.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, оставим в старой редакции.                            
                                                                                
Сейчас Жуков Александр Дмитриевич. Пожалуйста.                                  
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Николаевич! Я бы хотел           
пояснить, что закон по сравнению с первым чтением во втором претерпел           
качественное изменение: вместо запрета введен разрешительный порядок.           
Изменилась не только цифра сама, а изменился принцип. Поэтому если мы сейчас    
не голосуем принятые поправки, то комитет предлагает отклонить этот закон в     
целом, потому что в том виде, в каком он принят в первом чтении, он абсолютно   
не годится.                                                                     
                                                                                
Что касается самой цифры - 5 или 10. Уважаемые коллеги, цифра 10, во-первых,    
дает возможность действительно контролировать и вывести на свет то, что         
сегодня прячется, то, за что таможенникам даются взятки и из-за чего на самом   
деле утечка капиталов увеличивается. Мы можем с вами написать и 1 тысячу, но    
это приведет только к еще большему теневому оттоку капиталов. То, что мы        
предлагаем, это оптимальная цифра, которая позволяет, с одной стороны,          
контролировать этот процесс и давать возможность тем, кто честно заработал      
эти деньги, за них отчитаться и дать справки, а криминалу полностью             
перекрывает дорогу к нелегальному вывозу. Если мы сейчас снизим до 5 тысяч,     
значит, все пойдет опять в обход. Поэтому большая просьба: вернуться к          
голосованию и поддержать эту поправку.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, прежде чем возвращаться к голосованию, давайте        
прислушаемся к предложению, которое прозвучало: все-таки предложить             
представителям бюджетного комитета из разных фракций, может быть, сейчас        
собраться, обсудить ту проблему и потом вынести (5 останется, или 10, или 7),   
чтобы не снимать с рассмотрения закон. Согласны?                                
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Николаевич.                                                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Насколько мы понимаем, речь идет о величине разрешенного к      
вывозу капитала, валюта имеется в виду. Поэтому сейчас надо, если такое         
решение принимается, обсудить только одно: 5, или 10, или 7, как вы сказали,    
Геннадий Николаевич. Но не надо... Вот я читаю поправку. С самим текстом        
поправки мы согласны, с механизмом, но речь идет только о сумме, которая        
подлежит вывозу без дополнительных каких-то деклараций. Поэтому можно           
поставить на рейтинговое голосование, на любое голосование, но саму поправку,   
без конкретной цифры, мы готовы поддержать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка-то, действительно, нормальная.                   
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Петрович.                                                  
                                                                                
НИКИТИН В.П. Уважаемые коллеги, Сергей Николаевич! С одной стороны, вы          
правильно говорите, что проблема возникла по самой цифре, но это цифра          
единовременного вывоза наличной валюты. И одновременно вводится порядок,        
который определяет Центральный банк. Так вот, если мы одновременно снижаем      
планку и включаем вот этот механизм получения разрешений, то мы действительно   
создаем ситуацию, когда этот закон просто не будет работать, Центробанк тогда   
не сможет отслеживать и выдавать эти разрешения, и мы и до 10 тысяч             
контролировать толком не будем, и до 5. Потому что сейчас эти справки,          
полученные из банка, таможня просто не может рассмотреть. Они часто их          
выбрасывают после того, как получат их на таможне, они не могут происхождение   
денег увидеть. И одновременно мы не дадим возможности Центральному банку        
контролировать благодаря вновь установленному порядку суммы большие. То есть    
мы, по сути, не достигаем никакой цели. Мы сохраняем нынешнюю ситуацию с        
"бегством" валюты, которая сейчас есть. Вот о чем идет речь.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, может быть, мы действительно (иногда мы к        
этому прибегаем, когда идет речь о цифре) проведем рейтинговое голосование по   
цифре? По той, что была в первом чтении, - 5, и по тем, что, скажем,            
предлагаются, - 7 и 10, если не возражаете? Коллеги, я ставлю на голосование    
сначала цифру 5, ту, что была в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. С         
учетом сохранения текста всей поправки.                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              181 чел.             40,2%                        
Проголосовало против           17 чел.              3,8%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    200 чел.                                          
Не голосовало                 250 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Помечаем - 181.                                                                 
                                                                                
7 тысяч, пожалуйста. Ставлю на голосование. Аукцион. Пожалуйста, коллеги,       
голосуйте. Десять-то уже голосовали - не прошло.                                
                                                                                
Кто без карточки? Памфилова? Элла Александровна, вы место сменили?              
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за               33 чел.              7,3%                        
Проголосовало против           81 чел.             18,0%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    118 чел.                                          
Не голосовало                 332 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Так, еще меньше.                                                                
                                                                                
Что будем делать? 10 тысяч? Ставлю на голосование: вернуться к поправке         
депутата Никитина Владимира Петровича о том, чтобы оставить... Нет, вернуться   
к голосованию всей поправки, где 10. Пожалуйста, голосуйте.                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, коллеги, у него же 10 записано в поправке.           
Поправка-то нормальная в целом, текст, там по сумме расхождения.                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.             73,9%                        
Проголосовало против           83 чел.             26,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию.                                                        
                                                                                
Аргументы Никитина прозвучали.                                                  
                                                                                
Нужна еще аргументация, Владимир Петрович, или нет?                             
                                                                                
НИКИТИН В.П. Да нет, я, по-моему, все сказал. Это связанные механизмы. Сумма    
и последующий механизм по валютному контролю, который будет работать через      
Центральный банк.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование: принять поправку          
депутата Никитина Владимира Петровича. Пожалуйста, поддержите. (Шум в зале.)    
Поддержать поправку Никитина голосуем.                                          
                                                                                
Кто без карточки? Депутат Панин - за. Кто еще?                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              229 чел.             50,9%                        
Проголосовало против           85 чел.             18,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ну, хорошо, депутат Панин, чего же вы во время голосования держите руку?        
                                                                                
Исключается из результатов голосования, у него какой-то другой был вопрос.      
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Владимир Петрович, вы предлагаете его принять в целом, да?                      
                                                                                
НИКИТИН В.П. Да, это предложение комитета. Принять его во втором чтении. Мы     
пока поправку...                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Во втором чтении, да. Ставлю на голосование: принять во   
втором чтении. Пожалуйста, голосуйте, коллеги.                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              182 чел.             40,4%                        
Проголосовало против           28 чел.              6,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    211 чел.                                          
Не голосовало                 239 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Ну, вот вам.                                                                    
                                                                                
Так, хорошо, пусть комитет по бюджету работает дальше над законом.              
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1854 по 1951 из 6819
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Уважаемые коллеги, мы перед этим вопросом рассматривали         
законопроект "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном    
регулировании и валютном контроле" и несколько впопыхах, наверное, свели        
разговор только к цифре - 5, 10 или там 7 тысяч долларов вывозить. Самое        
главное здесь не сумма, а тот механизм, который предложен в законопроекте об    
изменениях в этот закон. Поэтому я вношу предложение вернуться к                
переголосованию по данному законопроекту и принять ту поправку, которую         
вносил Владимир Петрович Никитин.                                               
                                                                                
В его адрес могу сказать одно: ну, задавал же вопросы, надо же было по          
Центробанку тоже дать пояснения по этому поводу.                                
                                                                                
Предлагаю вернуться.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Сергей Николаевич, я только помню, что мы проголосовали саму поправку, а        
законопроект во втором чтении не набрал нужного количества голосов. То есть     
ваше предложение: вернуться к голосованию по законопроекту?                     
                                                                                
Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по предложению депутата Решульского?   
Прошу определиться.                                                             
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто без карточки и желал бы            
проголосовать?                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              229 чел.             97,4%                        
Проголосовало против            6 чел.              2,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    235 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Пожалуйста,       
голосуйте.                                                                      
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. Уважаемые коллеги, вот я слышу тут: в какой редакции? С         
учетом поправки, которая изложена в таблице 1.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка Никитина. Она же проголосована, она принята.     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н. И прошу вас обратить внимание на вторую половину этой           
поправки: единовременный вывоз наличной иностранной валюты из Российской        
Федерации физическими лицами-резидентами в размере, превышающем сумму,          
эквивалентную 10 тысячам долларов США, производится только при наличии          
разрешения Центрального банка Российской Федерации.                             
                                                                                
Эта сумма сейчас вообще ничем не ограничивается! А тут, если сумма выше 10      
тысяч, надо идти и брать это разрешение в Центральном банке. Если будет 5       
тысяч, как объясняет Центральный банк, то они просто не в состоянии             
обработать эту массу заявок, с которыми будут обращаться в Центральный банк.    
                                                                                
Предлагаю поддержать эту поправку и законопроект во втором чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: поддержать      
законопроект во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте. Принять законопроект во   
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              277 чел.             61,6%                        
Проголосовало против            6 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет по бюджету просил принять законопроект в целом,      
потому что он маленький. Там все лингвистические правки проведены.              
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект в целом. Пожалуйста, голосуйте.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              272 чел.             60,4%                        
Проголосовало против            6 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    278 чел.                                          
Не голосовало                 172 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принимается.                                                              

Заседание № 257

23.04.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части вывоза наличной иностранной валюты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5988 по 6227 из 6543
Законопроект под номером 18 "О внесении дополнений в Закон Российской           
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Докладывает Сергей    
Михайлович Игнатьев, официальный представитель Правительства, первый            
заместитель министра финансов. Один из важных законов.                          
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, присядьте.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С.М., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
первый заместитель министра финансов Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона   
предусматривает введение для физических лиц - резидентов - ограничения          
единовременно вывозимой из Российской Федерации наличной иностранной валюты     
суммой, равной 5 тысячам долларов США. Пределом вывоза из Российской            
Федерации наличной иностранной валюты физическими лицами - нерезидентами -      
является сумма ранее ввезенной, переведенной или пересланной в Российскую       
Федерацию иностранной валюты. Законопроект, что важно, не предусматривает       
каких-либо новых ограничений использования физическими лицами в международных   
расчетах кредитных карточек, банковских переводов, дорожных чеков. По данным    
таможенной статистики, вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами в   
1998 году составил 10,6 миллиарда долларов США. Отмечается значительный объем   
единовременного вывоза крупных сумм наличной иностранной валюты. Вывоз          
наличной иностранной валюты в размере от 5 тысяч долларов и выше в 1998 году    
был зафиксирован таможенными органами в 390 тысячах случаев. При этом было      
вывезено 3,9 миллиарда долларов, из них 4,4 миллиарда долларов было вывезено    
физическими лицами - резидентами и 0,5 миллиарда долларов - нерезидентами.      
Суммы, превышающие 100 тысяч долларов, вывозились примерно в четырех тысячах    
случаев. При этом было вывезено 1,9 миллиарда долларов.                         
                                                                                
Таможенными органами зафиксированы случаи, когда физическими лицами             
единовременно вывозились суммы наличной иностранной валюты, превышающие 1,5     
миллиона долларов. Нередко одно и то же физическое лицо неоднократно выезжает   
за границу, вывозя при этом крупные суммы наличной валюты. Например, один       
гражданин только в ноябре 1998 года трижды выезжал за границу и при этом        
вывез в первый раз 132 тысячи долларов, во второй раз - 158 тысяч долларов и    
в третий раз - 143 тысячи долларов.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хороший гражданин.                                        
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С.М. Очевидно, что такие суммы явно превышают личные потребности       
физического лица во время его пребывания за границей. Реально во многих         
подобных случаях происходит несанкционированный вывоз капитала, либо средства   
вывозятся для коммерческой деятельности, в частности, для оплаты, я сказал      
бы, теневого импорта. При этом не оформляется паспорт сделки, создаются         
благоприятные условия для занижения таможенных платежей, для ввоза              
контрабандных товаров.                                                          
                                                                                
Подобные ограничения, то есть подобные тем, которые мы предлагаем ввести,       
вообще говоря, существуют во многих странах мира. В частности, прямой запрет    
на вывоз наличной валюты сверх некоторой суммы в долларах существует, скажем,   
в Румынии (предельная сумма 5 тысяч долларов), в Венгрии (50 тысяч форинтов,    
правда), на Мальте, в ряде азиатских и африканских стран (у меня тут есть       
информация). В некоторых странах применяется такой метод: устанавливается       
некая тоже предельная сумма вывоза наличной валюты, но в принципе человек       
может вывезти и больше, если он получит соответствующее разрешение              
государственного органа. Как правило, в качестве такого государственного        
органа выступает Центральный банк. Ну, например, в Хорватии нельзя вывезти      
без разрешения более 3 тысяч немецких марок, в Словении - то же самое, 3        
тысячи немецких марок. В Корее есть аналогичное ограничение - 10 тысяч          
долларов. Есть подобные ограничения в Болгарии, Китае и ряде других стран.      
                                                                                
Помимо ограничений на вывоз наличной иностранной валюты резидентами, в          
некоторых странах применяются ограничения на покупку иностранной валюты         
резидентами на цели, связанные с поездками за границу. Это как бы               
дополнительное ограничение, которое, собственно, к пересечению границы не       
применяется, но у нас таких ограничений, слава Богу, нет.                       
                                                                                
Что касается ограничений для нерезидентов, то аналогичные ограничения           
существуют в очень многих странах. То есть вывоз наличной валюты ограничен      
суммой валюты, ранее ввезенной, пересланной либо переведенной данным            
физическим лицом, - это есть во многих странах. В ряде развитых                 
капиталистических стран, в общем-то, подобных ограничений нет, прямо скажем,    
то есть нет жестких, прямых ограничений на вывоз наличной валюты. Но, с         
другой стороны, там есть достаточно жесткий последующий контроль за всеми       
операциями, которые сопровождаются выплатой или получением крупных наличных     
сумм в долларах. В частности, вот там можно регулярно получать...               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, извините, пожалуйста, может быть, не   
пересказывать, что и в каких странах? Давайте мы сейчас послушаем Владимира     
Петровича Никитина. Судя по всему, депутатам ваш закон нравится.                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ИГНАТЬЕВ С.М. Спасибо за внимание.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Петрович, пожалуйста, мнение комитета по         
бюджету.                                                                        
                                                                                
НИКИТИН В.П. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я думаю, что    
Сергей Михайлович очень подробно изложил суть предлагаемого законопроекта. Я    
просто хотел бы сказать, что этот законопроект находится в системе тех мер,     
которые последнее время Центральный банк и Правительство предпринимают в        
сфере валютного урегулирования и ужесточения валютного контроля (вы помните,    
во многом это сделано с подачи Государственной Думы). Ведь различные            
оффшорные схемы, другие различные методы использовались для вывоза валюты из    
страны. Здесь речь идет о наличной валюте, ограничивается верхний предел.       
                                                                                
Я вам хочу сказать, что комитет в горячих дискуссиях принимал этот              
законопроект. Мы запросили дополнительную информацию у Правительства - вот      
сегодня вы слышали о мировом опыте. Могут быть предложены определенные          
уточнения в этот закон, их вполне можно сделать во втором чтении, более того,   
может быть, даже и обозначить тот орган, который будет заниматься               
соответствующим оформлением этих операций.                                      
                                                                                
Я думаю, что если возникнут вопросы, то лучше тогда в порядке дискуссии на      
них ответить.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.                                          
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам?                                                  
                                                                                
Жебровский Станислав Михайлович.                                                
                                                                                
ЖЕБРОВСКИЙ С.М., фракция Либерально-демократической партии России.              
                                                                                
У меня два вопроса по этому закону.                                             
                                                                                
Ну, что деньги вывозятся - это понятно. Сейчас мы вывоз ограничим, что будет    
с этими деньгами? Естественно, все равно держатели этих денег переведут рубли   
в доллары и скорее всего положат в чулки. Выгодно нам это или нет? Прошу на     
этот вопрос ответить.                                                           
                                                                                
И второе. Когда вывозят 1,5 миллиона, понятно, это сомнительно и граничит с     
преступлением, но когда вывозится 10, 20 или 30 тысяч в интересах, как мы       
назвали, теневой экономики... Ведь эти челноки фактически привозят дешевые      
товары, которые покупают обездоленные люди. Что будет с людьми, с товарами,     
наполнение товарного рынка как будет происходить? Насколько все это скажется?   
Продуманы ли эти вопросы или мы формально сделаем, а потом люди не смогут на    
свои зарплаты нигде ничего купить и будут голыми, извините, ходить?             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович или Владимир Петрович?      
                                                                                
Владимир Петрович, отвечайте, пожалуйста.                                       
                                                                                
НИКИТИН В.П. Этот вопрос действительно очень бурно обсуждался, потому что мы    
понимаем, какое количество населения связано с так называемым челночным         
бизнесом. В связи с этим делались специальные расчеты, в том числе и по линии   
соответствующих ведомств, отсюда и получилась цифра. Сейчас фигурирует цифра    
- 5 тысяч долларов. В принципе здесь могут быть и некоторые изменения. Но       
речь идет о том, что, в общем-то, не запрещается вывоз валюты с                 
использованием банковских счетов и различных других каналов. Речь идет о том,   
что, по сути дела, работают производственные схемы, которые связаны с теневым   
бизнесом и у нас в стране, и за ее пределами, и таким образом мы получаем       
многократный ущерб. Поэтому об этих суммах думали, и мы полагаем, что           
действительно можно прийти во втором чтении к определению оптимальной суммы.    
                                                                                
Что касается того, где эти деньги будут, если они останутся в стране.           
Во-первых, они в стране останутся, во-вторых, они будут, наверное, работать     
все-таки легально, поскольку именно возможность вывоза их наличными за          
границу включает определенные схемы внутри страны и за рубежом. Поэтому         
перекрытие этого канала просто позволит тогда предложить другие варианты        
использования этих средств уже внутри страны, в том числе эти решения примут    
и собственники.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Райков Геннадий Иванович, пожалуйста, ваш вопрос.         
                                                                                
РАЙКОВ Г.И. Владимир Петрович, все это понятно, ограничивать надо. Но у меня    
один вопрос возникает к вам по закону. Вот вы ограничиваете резидентов, то      
есть российских граждан, но не ограничиваете никаким образом нерезидентов. То   
есть я могу как нерезидент, иностранный гражданин, ввезти миллион и,            
соответственно, по этой декларации вывезти миллион. Почему же вы не вводите     
там ограничения? Я думаю, необходимо и там ввести ограничения.                  
                                                                                
НИКИТИН В.П. Уважаемый Геннадий Иванович, дело в том, что в законе как раз и    
есть это ограничение для нерезидентов с учетом той суммы, которую они к нам     
ввезли. А если это попытка перекачать здесь через различные счета и различные   
банковские структуры и вывезти отсюда наличные, вот тут вводится такое же       
ограничение. Сколько он ввез, столько он может и вывезти. (Шум в зале.) Ну,     
если он ввез их наличными?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, достаточно вопросов? Могу я           
поставить на голосование?                                                       
                                                                                
По мотивам - депутат Иваненко.                                                  
                                                                                
Владимир Петрович, присаживайтесь.                                              
                                                                                
ИВАНЕНКО С.В. Уважаемые депутаты, фракция "ЯБЛОКО" не может поддержать пока     
этот закон по одной простой причине: он никоим образом не повлияет на           
масштабы вывоза капитала из России действительно крупными структурами. Потому   
что вся система банковской перекачки через оффшоры сохраняется в неизменном     
виде. Единственный слой населения, который почувствует принятие этого закона    
на себе, - это челноки, это понятно. Вот для челноков это будет просто удар.    
Можем подорвать просто всю эту систему бизнеса. Конечно, она не является        
цивилизованной, она не является во многом законодательно регулируемой. Но, по   
разным данным, от 20 до 30 миллионов людей в нашей стране живут этим. Надо      
очень осторожно подходить к такого рода решениям.                               
                                                                                
Почему на Западе не существует ограничений по вывозу валюты? Не потому, что     
там люди миллионами вывозят доллары из Америки, например, в Англию, а дело в    
том, что там существует надежная банковская система. Ведь почему у нас люди     
имеют дело с наличной валютой? Потому, что они не доверяют банкам. Не           
доверяют. Проблему эту нужно решать в комплексе. Такую систему,                 
запретительную, надо вводить тогда, когда будут надежные банки, которые         
смогут надежно размещать активы. Иначе это будет удар по простым людям,         
которые, кстати говоря... На похороны наши старики держат средства в валюте,    
в долларах. Вы это хорошо знаете.                                               
                                                                                
Мы пока не можем поддержать этот закон.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Воронин Юрий Михайлович.                      
                                                                                
На похороны 5 тысяч долларов - неплохо!                                         
                                                                                
ВОРОНИН Ю.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! (Шум в зале.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потише, потише!                                           
                                                                                
ВОРОНИН Ю.М. Мы очень внимательно рассматривали этот законопроект на            
заседании комитета, и я могу сразу доложить вывод комитета: рекомендовать       
принять его в первом чтении. Вместе с тем в заключении комитета (внимательно    
его посмотрите) форма осуществления, реализации этого закона несколько          
другая. И в общем-то, и Правительство, и представители Центрального банка с     
этим согласились.                                                               
                                                                                
Дело в том, что сегодняшний проект предлагает запретительный способ, а мы       
хотим оставить разрешительный способ и защитить челноков. По сумме 10-15        
тысяч - это мы можем, так сказать, вместе с вами обсуждать. И сверх 10 или 15   
тысяч человек должен доказать, что он честно заработал рубли, что он честно     
купил валюту, что он заплатил налоги и так далее. Ко второму чтению это все     
будет учтено.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, могу я поставить на голосование?      
Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста,        
голосуйте. Коллеги, идет голосование.                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 51 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              245 чел.             54,4%                        
Проголосовало против            9 чел.              2,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    254 чел.                                          
Не голосовало                 196 чел.                                          
Результат: принято