Заседание № 51

31.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99034972-2 "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации" (принят в первом чтении 15 сентября 1999 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5010 по 5160 из 7003
Пункт 16, проект федерального закона "О государственной поддержке               
судостроительной промышленности Российской Федерации". Доклад заместителя       
председателя Комитета по промышленности Михаила Юрьевича Питкевича.             
                                                                                
Секундочку, прежде чем начнёт выступать Михаил Юрьевич, я обращаюсь к залу,     
прежде всего к своим коллегам из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": я прошу вас           
успокоиться, демонстрируйте солидность и уверенность в завтрашнем дне.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИТКЕВИЧ М. Ю., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый сегодня           
законопроект "О государственной поддержке судостроительной промышленности       
Российской Федерации" был внесён депутатом Государственной Думы второго         
созыва Сулакшиным в апреле 99-го года. Законопроектом устанавливались           
правовые основы государственной поддержки отечественной судостроительной        
промышленности в целях создания благоприятных экономических условий для         
строительства и ремонта судов на российских верфях и привлечения инвестиций в   
судостроительную отрасль. После дополнительных консультаций законопроект        
получил поддержку Правительства Российской Федерации с условием его             
существенной доработки и был принят в первом чтении в сентябре 99-го года. В    
октябре этого же года в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению были    
практически одновременно получены поправки правительства и в целом              
отрицательное заключение Президента Российской Федерации, в котором помимо      
многочисленных постатейных замечаний указывалось на нецелесообразность          
принятия федеральных законов, касающихся поддержки отдельных отраслей           
промышленности. Отмечалось, что законопроект не имеет самостоятельного          
предмета регулирования, и предлагалось дальнейшую работу над законопроектом     
прекратить.                                                                     
                                                                                
С рядом замечаний президента Государственная Дума тогда не согласилась, они     
были включены в таблицу отклоняемых поправок, и 26 ноября 1999 года             
законопроект был принят во втором чтении. До окончания работы Государственной   
Думы второго созыва в третьем чтении законопроект не рассматривался.            
                                                                                
В апреле 2001 года в целях приведения норм законопроекта по налоговым льготам   
в соответствие со вступившей в силу частью второй Налогового кодекса он был     
возвращён к процедуре второго чтения. В сентябре 2001 года правительство не     
поддержало законопроект с учётом принятых поправок и указало на необходимость   
его дополнительной доработки, в частности были отмечены положения, которые      
следует исключить из текста законопроекта, так как они относятся к              
правоотношениям, регулируемым законодательством по налогам и сборам. При этом   
правительство отметило, что принципиальных возражений против статей             
законопроекта, констатирующих основные цели и принципы государственной          
поддержки судостроительной промышленности, нет. По мнению правительства, их     
направление и содержание соответствуют положениям Морской доктрины Российской   
Федерации на период до 2020 года, утверждённой Президентом Российской           
Федерации в июле 2001 года.                                                     
                                                                                
Последнее послужило основанием для продолжения работы над законопроектом, и     
ответственным комитетом была подготовлена новая редакция законопроекта,         
получившая название "О создании экономических условий для обновления парка      
судов российского флота и их строительства". При этом положения, явно           
противоречащие действующему законодательству, в новую редакцию не были          
включены. Без них текст законопроекта оказался лишённым практического смысла.   
                                                                                
В официальном отзыве правительства, полученном в январе 2003 года, уже          
отмечалось, что большинство статей имеют декларативный, информационный либо     
частично отсылочный характер и, по существу, не несут нормативной нагрузки.     
Эта и подготовленные в последующем редакции законопроекта на рассмотрение       
Государственной Думы третьего и четвёртого созывов не вносились. Принимать      
законопроект в имеющейся редакции нецелесообразно.                              
                                                                                
В 2007 году утверждена и в настоящее время реализуется Стратегия развития       
судостроительной промышленности на период до 2020 года и на ближайшую           
перспективу. При её рассмотрении Президент Российской Федерации возложил        
подготовку и внесение в Государственную Думу необходимых для реализации         
стратегии проектов федеральных законов на правительство.                        
                                                                                
Комитет считает, что единственно правильным решением будет отклонить            
потерявший актуальность законопроект, и просит Государственную Думу             
поддержать данное решение.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, по Регламенту у нас в данном случае   
предусматриваются только выступления от фракций и выступление представителя     
президента. Настаивает ли кто-либо на выступлении? Никто не настаивает. Нет,    
есть желающий. Депутат Гартунг.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, после бурных дебатов по предыдущему вопросу хотелось бы,     
чтобы все успокоились. На самом деле текст законопроекта, если внимательно с    
ним ознакомиться, хоть он и был подготовлен в 99-м году, очень актуален в       
нынешней ситуации. Дело в том, что меры государственной поддержки, которые      
были прописаны для судостроительной отрасли в 99-м году, - это как раз те       
самые меры, которых сегодня нам не хватает для поддержки промышленности в       
целом. И для других отраслей экономики это тоже актуально.                      
                                                                                
Сегодня у нас выступали министр финансов, глава Центробанка, мы задавали        
вопросы. И в общем-то, основной вопрос во всех выступлениях был в том, что      
делать в этой ситуации, как выводить экономику из кризиса. Ни для кого не       
секрет, что уже в данный момент падение заказов в реальном секторе экономики    
составляет от 30 до 70 процентов, причём эта тенденция носит массовый           
характер. И если хотя бы квартал так будет продолжаться, то в первом квартале   
следующего года мы получим фактически дефициты бюджетов в тех субъектах         
Федерации, где базовые отрасли имеют существенную долю в налоговых              
поступлениях, это промышленно развитые регионы России. И мне кажется, было бы   
нецелесообразно вот так, без обсуждения даже, взять и отклонить этот            
законопроект, хотя бы потому, что даже сегодня выступающим от комитета          
признаётся, что на самом деле положения, которые в этом законопроекте           
имеются, актуальны, они включены в стратегию развития отрасли и признаны        
Президентом России. Мне кажется, хотя бы сам этот факт доказывает, что этот     
вопрос можно было бы внимательно обсудить.                                      
                                                                                
Несколько слов скажу, о чём идёт речь. Речь идёт о том, что по заказам для      
судостроительной отрасли предлагаются государственные гарантии. Это             
во-первых. Во-вторых, здесь предлагаются налоговые льготы, которые сегодня      
как раз можно было бы обкатать в рамках одной судостроительной отрасли, а       
потом, получив опыт, скажем так, действия этих налоговых льгот, результаты      
можно было бы распространить на всю промышленность. Понятно, что принцип        
предоставления льгот одной из отраслей неправилен, потому что льготы должны     
носить универсальный характер, то есть для промышленности в целом. Но, к        
сожалению, констатируя этот факт, мы не делаем дальнейших шагов. Я думаю, что   
этот законопроект следовало бы поддержать. И фракция "Справедливая Россия"      
считает, что его нужно поддержать, и будет голосовать за него.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Я ставлю на    
голосование данный вопрос в редакции, предложенной комитетом. А звучит это      
предложение так: отклонить проект федерального закона "О государственной        
поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации". Мотивацию      
комитет нам представил.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отклонить проект, я так и поставил вопрос. Вы что? Что    
вы меня путаете?! Прежде чем покажут результаты голосования, информирую         
депутатов: когда принимается решение об отклонении законопроекта и когда        
такое предложение вносит комитет, в этой редакции по Регламенту и ставится      
вопрос на голосование. Я сказал: кто за то, чтобы отклонить проект              
федерального закона "О государственной поддержке судостроительной               
промышленности Российской Федерации"? Именно так мы и голосовали.               
                                                                                
Теперь покажите результаты.                                                     
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8%                                     
Проголосовало против           29 чел.6,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    352 чел.                                          
Не голосовало                  98 чел.21,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято, законопроект отклонён.                                                 
                                                                                

Заседание № 150

20.02.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 99034972-2 "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 400 по 409 из 7315
ШПОРТ В. И., депутатская группа "Народный депутат".                             
                                                                                
Депутат Шпорт по карточке Орголайнена.                                          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, я предлагаю снять сегодня с обсуждения пункт 7   
повестки дня и перенести его на более поздний срок в связи с тем, что там ряд   
вопросов мы еще должны согласовать с Правительством.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, при обсуждении.                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 787 по 790 из 7315
Так, депутат Шпорт просит перенести пункт 7 на март. Он является докладчиком    
по этому закону. Мы не будем голосовать. Уберите его, пожалуйста, из            
повестки. Докладчик просит дать возможность продолжить работу над законом.      
                                                                                

Заседание № 86

05.04.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1906 по 1974 из 6652
Так, пожалуйста, проект федерального закона "О государственной поддержке        
судостроительной промышленности Российской Федерации". Тоже третье чтение.      
                                                                                
Вячеслав Иванович Шпорт, пожалуйста.                                            
                                                                                
ШПОРТ В. И., депутатская группа "Народный депутат".                             
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается        
законопроект "О государственной поддержке судостроительной промышленности       
Российской Федерации", подготовленный рабочей группой на основании              
рекомендаций парламентских слушаний о состоянии дел в судостроительной          
промышленности Российской Федерации.                                            
                                                                                
Указанный законопроект был принят Государственной Думой второго созыва в двух   
чтениях - 15 и 20 ноября 1999 года, при этом в ходе голосования не было         
подано ни одного голоса против. К сожалению, принятие законопроекта в третьем   
чтении не успело состояться ввиду окончания срока полномочий Государственной    
Думы второго созыва. Однако текущее состояние дел в судостроительной            
промышленности, в отечественном транспортном, речном и промысловом флотах, а    
также проведенные 10 сентября 2000 года парламентские слушания о состоянии      
торгового флота России показывают, что необходимость принятия этого закона      
остается актуальной и сегодня.                                                  
                                                                                
За последнее десятилетие в сфере судостроительной промышленности произошли      
негативные изменения, которые усиливаются общими тенденциями в экономике        
страны в целом и в оборонном комплексе в частности. С одной стороны, Россия     
стремительно теряет ведущие позиции среди крупнейших судостроительных стран     
мира, объем гражданского судостроения сократился более чем в пять раз, а        
военного...                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Иванович, вы меня простите, это законопроект     
третьего чтения.                                                                
                                                                                
ШПОРТ В. И. Я буду предлагать его...                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вернуть во второе чтение? Хорошо. Тогда только назовите   
мотивы возвращения.                                                             
                                                                                
ШПОРТ В. И. В связи с вступлением в силу в августе 2000 года второй части       
Налогового кодекса выявилась необходимость внесения в законопроект отдельных    
изменений, что и послужило основанием для возврата законопроекта в процедуру    
второго чтения. То есть часть положений этого закона отражена в Налоговом       
кодексе, а часть требует сегодня уточнения. Поэтому Комитет по                  
промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел данный        
законопроект и предлагает вернуть законопроект к процедуре второго чтения.      
Соответствующие документы, отзывы имеются.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Тогда давайте мы проголосуем   
за возвращение к процедуре второго чтения, а потом комитет предложит уже,       
когда рассматривать дальше. Хорошо, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы     
согласиться с предложением комитета и вернуть закон в процедуру второго         
чтения? Пожалуйста, голосуйте.                                                  
                                                                                
Кто без карточки? Литвинов - за.                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.             79,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 300

26.11.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5684 по 5928 из 7469
Переходим к рассмотрению следующего законопроекта второго чтения. Пункт 23.     
Вместо Гусева докладывает Гуськов Юрий Александрович.                           
                                                                                
Юрий Александрович, с места будете?                                             
                                                                                
Пожалуйста, Гуськову включите микрофон.                                         
                                                                                
Владимир Кузьмич, вы здесь, да? (Шум в зале.) Пожалуйста, это ваше решение.     
                                                                                
Владимир Кузьмич делает доклад. Он идет на трибуну.                             
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Уважаемые депутаты, уважаемый Борис Юрьевич! На второе чтение        
выносится проект федерального закона "О государственной поддержке               
судостроительной промышленности Российской Федерации". Это закон непростой.     
Было 84 поправки. Комитет принял из них 82, значит, это таблица 1, принятых,    
и две отклонил. Но и, к сожалению, нужно сказать, что это поправки              
Президента. Первая касается того, что этот закон слишком узок. Он, так          
сказать, не выходит за рамки одной отрасли. И второе замечание Президента о     
том, что в понятие "судостроительная промышленность" входят не все категории,   
относящиеся к судостроительной промышленности.                                  
                                                                                
Наша цель при подготовке этого закона заключалась в том, чтобы оказать          
существенную помощь гибнущей сейчас, но некогда блестящей отрасли. Во-первых,   
продолжительность цикла создания изделий в судостроительной промышленности -    
огромная. Во-вторых, их сложность - чрезвычайная. И мы бы считали... Здесь,     
правда, были некоторые замечания у Правительства по налоговым льготам, но мы    
их согласовали. Мы привели все в соответствие с существующими законами и        
отразили это уже в новой редакции.                                              
                                                                                
Поэтому я хочу попросить депутатов поддержать эту отрасль, проголосовать        
таблицу 1 - таблицу принятых, таблицу 2 - отклоненных комитетом поправок и      
этот закон, который, я думаю, поможет выжить этой важной для нас отрасли        
промышленности.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Кузьмич.                                
                                                                                
Есть еще поправки Гришина. Что вы о них можете сказать?                         
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Все поправки депутатов были приняты. Если вовремя...                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они сегодня, 26-го, розданы депутатам на отдельном        
листочке.                                                                       
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Но у нас же поправки принимались до определенного срока.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Мы сначала сейчас рассмотрим таблицы, потом       
вернемся к поправкам Гришина.                                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли у фракций и депутатских групп вопросы, замечания,              
предложения по таблицам поправок? Нет.                                          
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то...                                             
                                                                                
ГУСЕВ В.К. А вот какая-то поправка...                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это поправки Гришина на отдельном листочке. Он роздан.    
Мы их позже обсудим и проголосуем отдельно.                                     
                                                                                
Ставлю на голосование: согласиться с комитетом в части принятия поправок.       
Прошу голосовать. Идет голосование. Законопроект о господдержке, пункт 23,      
таблица поправок, принятых комитетом. Сейчас будет принята палатой.             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              253 чел.             56,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    253 чел.                                          
Не голосовало                 197 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Утверждается таблица.                                                           
                                                                                
Ставлю на голосование: согласиться с комитетом в части отклонения поправок.     
Прошу голосовать. Идет голосование таблицы поправок, отклоненных комитетом.     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              235 чел.             52,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    235 чел.                                          
Не голосовало                 215 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица утверждается.                                                           
                                                                                
Три поправки Гришина.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, депутату Гришину включите микрофон.                                 
                                                                                
Владимир Кузьмич, вы успели посмотреть? Потом потребуется резюме комитета.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРИШИН В.Д. Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Кузьмич! К сожалению, мои     
поправки действительно комитет не успел рассмотреть. Я их не сегодня подал.     
Просто комитет рассматривал этот закон на два дня раньше, чем мы                
определялись. И мы договорились с комитетом, что эти поправки просто отдельно   
рассмотрим на пленарном заседании.                                              
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Хорошо.                                                              
                                                                                
ГРИШИН В.Д. Первая поправка касается внесения дополнения в абзац третий         
статьи 3. Она как раз решает значительную часть проблемы, обозначенной          
Президентом, в части того, что судостроительная промышленность - это            
достаточно сложно организованная структура. И поэтому предлагается включить     
дополнение, чтобы этот абзац звучал так: "Государственное регулирование         
развития судостроения в соответствии с законодательством Российской Федерации   
с учетом особенностей кооперационных связей судостроительных предприятий...".   
Вы все знаете о том, что судостроительная промышленность, предприятия           
судостроительной промышленности, является локомотивом для очень многих          
отраслей промышленности, включая машиностроение, приборостроение, металлургию   
и так далее.                                                                    
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Я думаю, что учет кооперационных связей расширяет и усиливает        
закон.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: принять поправку депутата          
Гришина. Прошу голосовать. Первую из поправок Гришина, так ее назовем.          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              251 чел.             55,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    251 чел.                                          
Не голосовало                 199 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Василий Дмитриевич, доложите вашу вторую поправку.                  
                                                                                
Гришину включите микрофон.                                                      
                                                                                
ГРИШИН В.Д. Вторая поправка заключается в следующем. После слов                 
"строительство судов" (это пункт 1 статьи 7) добавить слова "других средств в   
речной и морской технике". Почему необходимо эту поправку поддержать? Потому,   
что судостроительные предприятия строят не только суда, но и корабли,           
плавучие краны, земснаряды, плавучие причалы и так далее, что не попадет у      
нас под категорию судов.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Кузьмич.                                         
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Я это говорю не для того только, чтобы просто ускорить. Я хочу       
сказать, что в нашем пояснении, отвечая на замечания Президента, мы             
действительно апеллировали к тому, что понятие "судостроительная                
промышленность" - это широкое понятие, и в него входит в том числе и тот        
перечень вспомогательной техники, который сейчас был обозначен.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: принять поправку 2 депутата        
Гришина. Прошу голосовать. Комитет поддержал ее.                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              256 чел.             56,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    256 чел.                                          
Не голосовало                 194 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
И доложите третью, наконец, Василий Дмитриевич.                                 
                                                                                
Включите Гришину микрофон.                                                      
                                                                                
ГРИШИН В.Д. Ввести дополнительный пункт в статью 7. Он касается социальной      
защиты работников судостроительных предприятий, выполняющих государственный     
оборонный заказ.                                                                
                                                                                
Суть проблемы заключается в следующем. Если цена на всю прочую продукцию у      
нас формируется рынком, спросом и предложением, то в государственном            
оборонном заказе это иначе, поэтому эту категорию людей надо защитить.          
Предлагается установить заработную плату не ниже средней по промышленности в    
стране.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусев Владимир Кузьмич.                                   
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Я боюсь сейчас с ходу, так сказать, по заработной плате, я не        
знаю, какой здесь мы с вами можем найти компромисс, посмотреть. Но все-таки я   
считаю, что должны быть... надо посмотреть финансовые, чтобы мы... (Выкрики     
из зала.) Да, я боюсь, что мы можем...                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Волков, потом - депутат Пузановский по этой       
поправке.                                                                       
                                                                                
Волков Геннадий Константинович. Пожалуйста.                                     
                                                                                
ВОЛКОВ Г.К. Уважаемые коллеги, если мы сейчас начнем влезать в бюджетные        
средства каким-то образом, то сами понимаете, что именно по этой статье, по     
этому изменению обязаны получить заключение Правительства.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
Пузановский Адриан Георгиевич, потом - депутат Гришин. Снимаете? Гришин         
снимает.                                                                        
                                                                                
Адриан Георгиевич, вы по этому поводу? Поправка...                              
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Да, да. Уважаемые коллеги, такого рода норму нельзя            
записывать в закон. Это противоречит Гражданскому кодексу.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гришин свою третью поправку с рассмотрения        
снимает. Итак, таблицы и две поправки Гришина проголосованы.                    
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный законопроект принять во       
втором чтении? Прошу голосовать.                                                
                                                                                
Кто без карточки? Таких нет.                                                    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              253 чел.             56,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    253 чел.                                          
Не голосовало                 197 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят законопроект во втором чтении.                                           
                                                                                
Владимир Кузьмич.                                                               
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Большое спасибо. Можно готовить согласно нашим регламентным...       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Если вы беретесь, то можно поставить его в повестку   
дня в третьем чтении на 30 ноября и в "час голосования" на 1 декабря.           
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Хорошо. Спасибо.                                                     

Заседание № 280

15.09.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О государственной поддержке судостроительной промышленности Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 507 по 520 из 6102
КАМЫШИНСКИЙ Н.А., депутатская группа "Народовластие".                           
                                                                                
Геннадий Николаевич, у меня будет просьба такая (хотелось бы, чтобы меня        
поддержали мои коллеги, так как у нас осталось немного времени работать здесь   
до окончания нашего созыва): чтобы приоритетными были все-таки законы,          
проекты законов, экономического характера.                                      
                                                                                
И вот сегодня конкретно в нашей повестке стоит 17-м вопросом законопроект "О    
государственной поддержке судостроительной промышленности...". Год уже          
прошел, прошли парламентские слушания, вопрос подготовлен, и просьба сегодня    
его рассмотреть где-то впереди, перед седьмым вопросом или, точнее,             
рассмотреть его первым среди проектов, которые у нас в первом чтении идут.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 17-й.                                                     
Фрагмент стенограммы:
Строки с 967 по 986 из 6102
Депутат Камышинский Николай Акимович предлагает законопроект под номером 17,    
который у нас стоит в повестке дня, поставить на седьмое место. Нужна           
какая-то дополнительная аргументация?                                           
                                                                                
Пожалуйста, ставлю тогда на голосование, чтобы семнадцатый сделать седьмым,     
хотя и седьмой важный.                                                          
                                                                                
Кто без карточки? Плетнева Тамара Васильевна - за.                              
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              192 чел.             98,5%                        
Проголосовало против            3 чел.              1,5%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    195 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2071 по 2646 из 6102
Уважаемые депутаты, приступаем к рассмотрению законопроектов первого чтения.    
Мы с вами сегодня проголосовали за то, чтобы первым рассмотреть законопроект    
под номером 17 - проект федерального закона "О государственной поддержке        
судостроительной промышленности Российской Федерации". Докладчик - Степан       
Степанович Сулакшин. Законопроект первого чтения. Утверждается концепция.       
                                                                                
СУЛАКШИН С.С., депутатская группа "Народовластие".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект называется "О государственной поддержке         
судостроительной промышленности Российской Федерации". Из названия вытекает     
основная тематика. Стоит отметить, что он касается не только приморских         
субъектов Российской Федерации, где расположены судостроительные верфи, этот    
законопроект касается, так сказать, и сухопутных интересов субъектов            
Российской Федерации, потому что есть верфи, расположенные на внутренних        
реках России, есть очень развитая и мощная промышленная, машиностроительная,    
электронная кооперация. Это без преувеличения сотни промышленных предприятий,   
которые связаны с судостроением России.                                         
                                                                                
Отечественная судостроительная промышленность еще 10 лет назад была одной из    
самых мощных в мире. Страна была в десятке наиболее развитых стран в области    
гражданского судостроения. Более половины тоннажа морского транспортного        
флота России, занимавшего шестое место в мире, построено на собственных         
верфях, 60 процентов рыбопромыслового флота, являвшегося самым крупным в        
мире, 80 процентов речного флота. Это атомные ледоколы,                         
ледокольно-транспортные суда для обеспечения специфического северного           
мореходства и транспортировки, особенно важных со стратегической точки зрения   
для России.                                                                     
                                                                                
Мы знаем состояние Военно-Морского Флота, а соответственно, и мощности          
судостроения и судоремонта.                                                     
                                                                                
Нет никаких оснований Российскому государству в изменившихся экономических,     
рыночных условиях не находить новые способы поддержки судостроительной          
промышленности, чтобы сохранить эти позиции. Но актуальность вопроса слишком    
велика. Дело в том, что объем гражданского судостроения за последние 10 лет     
сократился более чем в пять раз, объем государственного оборонного заказа в     
этой сфере - в 20 раз. Уровень использования мощностей судостроения сейчас      
составляет в среднем 17 процентов, две трети предприятий близки к               
банкротству, есть соответствующие социальные проблемы городов-заводов с точки   
зрения безработицы и обеспечения социальной инфраструктурой этих городов.       
                                                                                
Можно предполагать, что к 2005-2007 годам в условиях практически сокращения     
строительства кораблей для ВМФ у ВМФ возникнут колоссальные проблемы. Но это    
отдельный вопрос, он не входит в сферу компетенции данного закона. Сегодня      
российские предприятия не обеспечивают даже восполнение естественного           
старения гражданского флота. Частичное пополнение идет за счет импорта.         
Возникает очень серьезный и принципиальный вопрос: можно ли Российскому         
государству сформулировать промышленную государственную политику в этой         
сфере, найти новые способы поддержки в рыночных условиях судостроительной       
промышленности и ее кооперации? Конечно, можно. И об этом свидетельствует       
практика мировых морских держав, судостроительных держав, практика,             
наработанная в условиях рыночной экономики. Нет ничего зазорного, нет ничего    
неправильного, если мы меры государственного регулирования, государственной     
поддержки в новых условиях, учитывающие опыт мировых держав, применим и в       
России, находя совместно с Правительством ту самую новую промышленную           
политику в этой сфере.                                                          
                                                                                
Проблемы прежде всего связаны, конечно, с экономикой и финансами. Дело в том,   
что несовершенство российского законодательства в области залогового права,     
экономическая нестабильность не дают возможности получать кредиты зарубежных    
банков для финансирования строительства судов под залог имеющихся судов под     
российским флагом. Высокие процентные ставки на кредиты и короткие сроки их     
возмещения на внутреннем финансовом рынке не позволяют строить суда за счет     
кредитов российских банков. Круг как бы замыкается. Ведь строительство судна    
- это не полгода и даже не один год, это несколько лет (соответственно, и       
сроки возврата кредита...), это объем и стоимость строительства, которая        
достигает сотен миллионов долларов, в отдельных случаях - до миллиардов         
долларов. Поэтому это, конечно, особый вопрос российской промышленности.        
                                                                                
Мировой опыт показывает, что для изменения сложившегося положения необходимо    
принятие государством определенной системы мер поддержки. Речь не идет опять    
о возвращении собственности в распоряжение государства, речь не идет опять об   
исключительно бюджетном финансировании в строительстве, речь идет о комплексе   
мер, характерных для сегодняшней мировой практики. Во всех судостроительных     
странах кроме принятия соответствующих законов (а мы их действительно изучали   
с группой разработчиков этого закона) используются меры прямого                 
субсидирования судов на национальных верфях, модернизация и реконструкция       
верфей, а также таможенные и налоговые мероприятия.                             
                                                                                
В разработке закона участвовала практически вся судостроительная наука          
России, все судостроительные центры от Дальнего Востока ("Дальзавода") до       
петербургских верфей, до континентальных верфей. Соответственно, этот           
законопроект создает экономически стимулирующие условия для строительства       
судов для нужд России на российских предприятиях, для привлечения иностранных   
и отечественных инвестиций для поддержки судоремонта в России, что является     
тоже проблемой, для поддержки развития высокого научно-технического и в         
принципе экспортного потенциала судостроительной промышленности.                
                                                                                
Сразу хочу сказать, что специалисты отрасли сделали весьма тщательный           
финансово-экономический расчет последствий принятия такого законопроекта. И     
главное, что из него вытекает, - это то, что экономический эффект от            
внедрения законопроекта будет ежегодно возрастать - от 1 миллиарда рублей (в    
ценах 1999 года) в 2001 году до 5,5 миллиарда рублей в 2005 году.               
                                                                                
В пакете документов, который вам роздан, уважаемые депутаты, есть целый ряд     
цифр, которые показывают, как без принятия соответствующих государственных      
мер сегодня не реализуются федеральные целевые программы по рыболовству, по     
судоходству, по морскому, речному транспорту и собственно по строительству      
судов для этих целей. Они и не будут выполняться, потому что не                 
сопровождаются необходимой системой экономических, финансовых мер. Этот закон   
такую систему предоставляет.                                                    
                                                                                
Коротко перечислю указанные меры, повторяю, которые не выходят за рамки         
общепринятых, отработанных в мировой судостроительной практике мероприятий.     
                                                                                
Предоставление Правительству права выступать от имени государства гарантом      
для привлечения иностранных кредитов, в том числе под строительство судов и     
реализацию инвестиционных проектов. Указаны ограничения, которые, ну,           
накладывают как бы рамки разумности.                                            
                                                                                
При получении связанных кредитов их объем не может превышать более 50           
процентов от стоимости оборудования и материалов, идущих на строительство       
судна. Здесь уже речь идет о поддержке широкой кооперации машиностроения с      
судостроением.                                                                  
                                                                                
Предоставление государственным судостроительным предприятиям, предприятиям с    
контрольным пакетом акций у государства и с "Золотой акцией" субсидий для       
строительства судов, выделение на 5-10 лет соответствующих кредитов под         
конкретные программы строительства судов, инвестиционные проекты                
модернизации, реструктуризации производства судовладельцам, судостроительным    
предприятиям и российским лизинговым компаниям.                                 
                                                                                
Предоставление отсрочки по кредитам зарубежных организаций и банков на          
строительство кораблей и судов на основе межправительственных кредитных         
соглашений на срок два-четыре года после ввода кораблей и судов в               
эксплуатацию.                                                                   
                                                                                
Соответствующие налоговые решения, которые учитывают специфику вот такого       
масштабного строительства и длительного срока строительства. Это касается       
использования налога на прибыль, который идет на погашение кредитов,            
полученных целевым назначением при государственных гарантиях инвесторам, это    
освобождение от НДС при строительстве и ремонте судов для государственных       
нужд, финансируемых из федерального бюджета. Это перенос уплаты                 
судостроительным предприятием налога на добавленную стоимость с авансовых       
платежей, уплата переносится с периода постройки кораблей и судов на момент     
их сдачи заказчику. Это уменьшение стоимости имущества судостроительных         
предприятий для исчисления налогообложения на стоимость объемов                 
незавершенного производства кораблей и судов в период их постройки и ремонта.   
                                                                                
Ну и еще целый ряд подобных финансовых мер, которые в целом исходят из трех     
источников финансирования такой государственной судостроительной политики:      
это собственные средства заказчиков, это заемные средства, которые              
стимулируются в данном случае, и это, естественно, средства из федерального     
бюджета, бюджетов субъектов Федерации.                                          
                                                                                
Социально-экономический эффект для государства после принятия законопроекта -   
кроме того, что позволит оживить судостроение, это поправит дела у российских   
судовладельцев, общая занятость в отрасли увеличится примерно на 500 тысяч      
человек, а объем производства через два года может увеличиться не менее чем в   
пять раз. Это, естественно, будет способствовать общему подъему экономики       
России в силу очень развитой кооперации, развитию судоходства, рыболовства,     
разведке и добыче нефти и газа на континентальном шельфе (что тоже для России   
является сейчас одним из приоритетных направлений ее экономики и                
международного сотрудничества), экономии валютных ресурсов, затрачиваемых на    
наем иностранных судов, импортных судов. Может быть, мы тогда избавимся от      
случаев ареста наших судов за рубежом, от случаев, когда наши суда уходят в     
судоремонт на иностранные верфи, и так далее. Кроме того, надо не забывать      
проблему глубокой конверсии военных верфей, которым, конечно, надо помочь в     
рамках этого закона перейти на рельсы гражданского судостроительного            
производства.                                                                   
                                                                                
Весьма примечателен следующий факт, и я хотел бы от имени депутатов высказать   
благодарность Правительству за проявленное понимание: 15 июня заключение на     
проект федерального закона, рассматриваемого сегодня, Правительство дало        
положительное. Цитирую: "Оказание государственной поддержки российским          
судостроительным предприятиям и разработка соответствующей законодательной      
базы являются актуальным направлением деятельности по созданию экономически     
выгодных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в       
промышленность России. Учитывая изложенное, Правительство Российской            
Федерации считает возможным поддержать законопроект для рассмотрения в первом   
чтении с последующей его доработкой".                                           
                                                                                
Разумеется, есть ряд конкретных замечаний уже и от Правового управления, да и   
от самих разработчиков, потому что законы, мы с вами знаем, всегда живут        
своей жизнью, они требуют совершенствования. Но мы прекрасно знаем, что если    
одобрим его концепцию в первом чтении, то большая часть поправок Правового      
управления может быть принята во втором чтении.                                 
                                                                                
Особенно стоит отметить позицию Правительства, поскольку оно уточнило свой      
взгляд на этот закон и его заключение является положительным.                   
                                                                                
Из особенностей законопроекта хочу отметить ту юридическую технику, на          
которую мы с вами в последние годы вышли: закон, требующий поправок к пакету    
действующих законов, чтобы сам по себе заработал, а не остался пустой           
декларацией, в своей последней статье содержит указанные поправки к целому      
ряду действующих федеральных, российских, законов. Таким образом, если мы       
сегодня эту концепцию одобряем, после принятия закона со дня его                
опубликования становится работающим механизмом, способствующим, содействующим   
российскому Правительству, российским крупным предпринимателям и                
государственным предприятиям, отрасли в целом в том, чтобы начать существенно   
поправлять свои дела. Поддержка из регионов, которую мы получили на             
парламентских слушаниях и в ходе работы над законопроектом, доказывает          
актуальность закона. Комитет по промышленности, как и авторы, разработчики      
законопроекта, обращается к Государственной Думе с просьбой поддержать его в    
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо. Я закончил.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Подождите голосовать, законопроект первого       
чтения. Есть ли вопросы?                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Иванович Лукьянов.                                         
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Степан Степанович, я хотел бы задать вопрос, который касается     
вообще Думы и всех депутатов. Вы не в первый раз вносите законопроекты по       
отдельным отраслям и о помощи им в развитии. Мы помним, что несколько раз,      
три или четыре раза, вы уже вносили эти законопроекты. Никто не будет           
возражать против принятия закона о помощи судостроению, но такое же положение   
в целом ряде других отраслей. Еще хуже есть! Есть труднейшее положение! Я с     
таким же успехом мог бы сегодня внести проект закона о помощи промышленности    
по переработке льна. Да, есть специфика судостроения, ее должны предусмотреть   
в правительственных актах, здесь должно помогать Правительство. Но насколько    
это... (Микрофон отключен.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А.И. Но насколько это касается специфики закона об отдельной           
отрасли? Надо ли нам, Думе, принимать по каждой отдельной отрасли вот такие     
законы?! Я готов голосовать за это, но нужен общий подход к бедственному        
положению промышленности. Тогда это было бы обоснованно - принятие закона по    
специфике определенной отрасли.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СУЛАКШИН С.С. Спасибо. Это сомнение весьма правомерно, но на него есть очень    
четкий, Анатолий Иванович, ответ. Конечно, не нужны законы по всем отраслям     
промышленности. Да и само понятие отраслей промышленности немножко отходит в    
прошлое. Но мы с вами прекрасно понимаем, что есть такие, все-таки применим     
это слово, отрасли, которые имеют государствообразующее значение. Они не        
только, скажем, связаны с рынком потребительских товаров или с социальной       
сферой, что касается городов-заводов, о чем мы с вами тоже в Госдуме вопрос     
ставим и пытаемся его решать, - они касаются обороны и безопасности страны.     
Кроме того, есть производственно-технологическая специфика и, в частности, в    
этой отрасли, которая свидетельствует, что вряд ли мы найдем сейчас другую      
отрасль (ну, пожалуй, атомная еще отрасль), в которой строительство одной       
единицы продукции занимает 8-10 лет или больше, и на это затрачиваются суммы    
до миллиардов долларов. Надо согласиться, что это вопросы масштабов             
государственной политики. Есть практика зарубежных морских держав, которые      
специальные законы посвятили поддержке своих судостроительных отраслей,         
своего каботажного мореходства, и это отражает национальные интересы страны.    
В этом отношении вопрос не претендует на нахождение в ряду отраслевых           
законов, это вопрос о государственной политике.                                 
                                                                                
И последнее. Я с вами совершенно солидарен в том отношении, что промышленная    
политика в целом, как и отношение государства к реальному сектору, должна       
сегодня находить новые решения, в том числе в законодательном плане, и в        
плане законодательных работ такие инициативы есть. Напомню об одной из них -    
о государственной поддержке отечественного товаропроизводителя. Это касается    
в том числе и льнопроизводства, и других отраслей. Но в данном случае это       
вопрос слишком масштабный, чтобы его не замечать.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Беклемищева. Потом - депутат Макашов, потом -     
депутат Мартюшов.                                                               
                                                                                
БЕКЛЕМИЩЕВА О.А., фракция "ЯБЛОКО".                                             
                                                                                
Степан Степанович, я согласна с тем, что нашему судостроению мы должны          
какую-то помощь оказать. Но вот у меня большой и печальный опыт, связанный с    
тем, что чрезмерное льготирование приводит ко всяческим злоупотреблениям. Вот   
у вас в статье 9 "Условия освобождения от уплаты пеней за просрочку налоговых   
платежей и штрафов" предусматривается такая, к сожалению, частая ситуация,      
когда предприятию за уже выполненные работы государство не платит. И            
насколько я поняла, вы предлагаете тогда наделить предприятие правом            
безакцептного списания, что ли, государственных налоговых платежей в виде       
самостоятельно проводимого взаимозачета. Но где гарантии, что смета на этот     
взаимозачет со стороны предприятий не будет расширена и государственные         
налоговые платежи не пострадают? Ведь нам же и налоги надо собирать.            
                                                                                
СУЛАКШИН С.С. Да, но это замечание касается в универсальном смысле всех         
проблем, связанных с взаимоотношениями налогово-фискальных органов с            
хозяйствующими субъектами, оно в данном случае не является каким-то             
специфическим.                                                                  
                                                                                
Расчеты, о которых вы говорите, сейчас применяются, это так называемая          
зачетная схема, когда обязательства государства компенсируются за счет          
недоимок хозяйствующего субъекта или субъекта Федерации. Мы знаем массу         
примеров, и в бюджетных отношениях такого рода решения неизбежны в условиях,    
когда по известным обстоятельствам, не будем в них вдаваться, оборотная         
денежная масса в стране меньше, чем естественная экономическая потребность.     
Это неизбежно. С точки зрения преодоления злоупотреблений у нас есть            
соответствующее законодательство - уголовное, административное и гражданское.   
Это не является предметом настоящего закона. Настоящий закон - о промышленной   
политике в сфере поддержки государством судостроения в России.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альберт Михайлович Макашов.                   
                                                                                
МАКАШОВ А.М. В 1997 году Филиппины объявили о модернизации своего               
военно-морского флота. Стоимость - 15 миллиардов долларов. Предложили всем      
принять участие в строительстве. Россия не послала ни одного корабля на         
тендер. Несмотря на это, Филиппины говорят: "Мы будем брать русские корабли.    
Давайте!"                                                                       
                                                                                
Я вышел на Уринсона, я вышел на Правительство. Вот даю вам слово: они не        
заинтересованы, чтобы промышленность судостроительная России занималась         
делом.                                                                          
                                                                                
Я поддерживаю закон. Я прошу вот этот пример приводить везде: законодатели      
заинтересованы, а исполнительная власть не заинтересована. Ну давайте хоть      
как-то пробивать хотя бы одну отрасль! Надо же чем-то оказать помощь.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Альберт Михайлович, это не вопрос.                
                                                                                
МАКАШОВ А.М. А я поддерживаю...                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это другой вопрос уже.                                
                                                                                
Депутат Мартюшов, пожалуйста.                                                   
                                                                                
МАРТЮШОВ С.Н., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Степан Степанович, не подлежит сомнению важность поставленного в      
законопроекте вопроса о поддержке судостроительной промышленности. Но дело в    
том, что структура вашего законопроекта такова, что по существу это целый ряд   
законопроектов, объединенных в один, и в вашем докладе конкретно (суть-то       
законопроекта - это освобождение от налогов, уменьшение налогового бремени,     
то есть это изменения в четыре вида налогов) ни один из этих вопросов не был    
освещен. А это суть вашего законопроекта. По существу, его бы надо разбить на   
четыре законопроекта, так, как это полагается: изменение в соответствующий      
закон и докладывать их каждый по отдельности. Плюс к тому еще такие новации,    
как, например, статья 10: федеральные органы осуществляют дополнительную        
эмиссию акций акционерных обществ, что совершенно не согласуется с              
Гражданским кодексом. Столько вопросов... (Микрофон отключен.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Пожалуйста.                                         
                                                                                
СУЛАКШИН С.С. Должен заметить, что это не "ваш", как вы выразились, закон, а    
наш с вами закон и что вы тоже член комитета по промышленности, который         
принял решение рекомендовать этот закон Государственной Думе.                   
                                                                                
Второе. Ваша мысль о разделении его на четыре закона совершенно понятна и       
проста: разбить на четыре закона, запутать самих себя, запутаться               
окончательно, не принять ни одного, замотать эту тему и ограничиться той        
говорильней, в которой нас часто упрекают. Мне кажется, что на четвертом году   
работы Государственной Думы (а для многих - уже на шестом) мы должны быть       
больше нацелены на продукт законодательный, чем на то, в чем нас упрекают.      
Поэтому и комитет как бы рекомендовал действовать так, и я еще раз прошу        
депутатов, поскольку и Правительство поддерживает эту схему, по ней пойти.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, все. Вопросов больше нет. Есть желающие выступить.   
                                                                                
Присаживайтесь, Степан Степанович.                                              
                                                                                
Юрий Александрович Гуськов. Пожалуйста.                                         
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Очень важный, серьезный       
закон представлен сегодня Степаном Степановичем Сулакшиным - закон о            
поддержке судостроения.                                                         
                                                                                
Я напомню: после того как Россия потерпела поражение в японской войне, в        
знаменитой Цусимской битве, царь Николай определил первую десятилетку           
кораблестроения, и она была принята. Так вот, когда в стране строились первые   
корабли согласно этого десятилетнего плана, они на 90 процентов собирались,     
как теперь говорят, из импортных деталей. Советское кораблестроение тоже по     
десятилетней программе делало суперподлодки, где не было ни одной импортной     
заклепки.                                                                       
                                                                                
Так вот, судостроение - это такая отрасль, которая интегрирует, вбирает в       
себя все достижения машиностроения и любых других отраслей. Судостроение -      
это такая отрасль (если вообще здесь можно говорить об отрасли), которая не     
может существовать без государственной поддержки, без государственных           
программ. Эти обстоятельства должны все понимать. Это понимала английская       
королева, которая говорила, что уровень развития нации определяется уровнем     
развития кораблестроения в стране. Мы это должны понять и со всей               
решительностью поддержать этот закон. Я вас уверяю: те 500 тысяч рабочих        
мест, которые сегодня, по сути, ликвидированы в стране, при государственном     
взгляде на судостроение будут восстановлены. Действительно, мы пока еще         
великая страна. Мы - страна с огромной протяженностью морских границ, с         
большими флотскими традициями. Мы не можем отдать на откуп кому бы то ни было   
судостроение.                                                                   
                                                                                
Теперь о Филиппинах. Правильно генерал Макашов сказал по этому поводу: мы       
имеем такой опыт. Недавно со стапелей Северодвинска после ремонта сошла         
подводная лодка, и индийский экипаж увел ее в Индию. Мы готовы развивать и      
впредь эти вещи. Но лично меня в последнее время поразили вот такие моменты.    
Посмотрите: как большая национальная победа было представлено в Северодвинске   
введение мощностей по утилизации жидких ядерных отходов. Иностранцы вложили     
деньги, и мы с гордостью докладываем сейчас всему миру, что готовы теперь       
утилизировать шесть подводных лодок в год. И уже определили - 165 из них        
нужно утилизировать подобным образом. Доутилизируемся до того, что ведь         
ничего не останется, нечем будет защищать границы нашей страны!                 
                                                                                
Поэтому, уважаемые депутаты, я, как кораблестроитель по своей базовой           
профессии, хорошо, досконально знающий это дело, прошу вас самым решительным    
образом поддержать закон в первом чтении. Я его хорошо посмотрел, изучил,       
можно сказать. Я думаю, что там, конечно, есть еще над чем поработать, но       
концепция, бесспорно, заложена верная. Прошу поддержать.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Иванов Юрий Павлович.                                                   
                                                                                
ИВАНОВ Ю.П., Аграрная депутатская группа.                                       
                                                                                
Я прекрасно понимаю чувства депутатов, которые представляют ту или иную         
отрасль или тот или иной город. Например, депутат коллега Гуськов               
представляет Архангельскую область. Судостроение для них имеет существенное     
значение. Но, с моей точки зрения, сегодняшний проект не более значим для       
страны, чем, допустим, специализированный проект по машиностроению,             
специализированный проект по тракторостроению и так далее, и так далее.         
Попытка убедить Думу в приоритете данного закона перед другими, на мой          
взгляд, совершенно несостоятельна. Данный законопроект является классическим    
примером лоббизма отдельных депутатов, коллеги Сулакшина. И я полагаю, что      
вообще на подобные законопроекты должен быть наложен определенный мораторий.    
                                                                                
Мы прекрасно знаем состояние бюджета, мы прекрасно понимаем, что этот           
законопроект в случае его принятия не будет обеспечен финансовыми               
возможностями государства. Меня очень удивит, если Правительство и Президент    
и их представители будут выступать в поддержку таких чисто популистских         
законопроектов. С моей точки зрения, за них голосовать сегодня нельзя. И уж     
по крайней мере хотелось бы видеть финансовое обоснование, которое было бы      
поддержано Правительством.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Камышинский. Пожалуйста, Николай Акимович.        
                                                                                
КАМЫШИНСКИЙ Н.А. Спасибо, Геннадий Николаевич.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы хотел отметить, что вот здесь как раз, может быть, о    
лоббизме и надо говорить с положительной точки зрения. Потому что когда в       
конце прошлого года мы проводили парламентские слушания по проблемам этой       
отрасли, то высказывались как раз именно профессионалы, те, кто сохранял и      
поддерживал наш флот на протяжении десятилетий советского периода. Ну, да эта   
история идет еще с царских времен. Если немножко коснуться истории, Петра I,    
то мы, наверное, вспомним, что именно этот человек, этот гражданин России       
первым увидел, что только через подъем флота Россия будет великой и могучей     
державой, и он смог это сделать.                                                
                                                                                
Я думаю, что сегодня наступает и для нас тот момент, то время, когда мы точно   
так же должны подойти к проблеме этой отрасли. На примере Дальневосточного      
региона хочу вам сказать сегодня об общих проблемах. Рыболовецкий флот - 70     
процентов износа. Тот же, что еще более или менее на ходу, уже весь продан и    
ходит под чужими флагами. Практически сегодня Россия не имеет рыболовецкого     
флота, не имеет торгового флота. Остатки, те, что есть сегодня, уже не          
российские.                                                                     
                                                                                
Плохо, что сегодня мы говорим о какой-то отдельной отрасли и что мы в течение   
четырех лет не определили перспективы, узловые точки, а точнее, те звенья,      
которые позволили бы постепенно поднимать экономику нашей страны. Было бы       
разумно, чтобы сегодня здесь же одновременно рассматривался и закон о           
поддержке легкой промышленности Российской Федерации и ряда других отраслей,    
которые не менее важны. Это объективные рычаги подъема нашей экономики. Так     
давайте хотя бы с чего-то начинать! И вот этот закон, который уже               
подготовлен, дает нам право начать хотя бы с судостроения. А дальше             
действительно будут подготовлены другие законопроекты, и мы внесем их, так      
как не получается принять закон об изменении в целом экономической реформы      
нашей страны. Мы много лет уже бьемся над тем, чтобы изменить экономическую     
реформу страны, но вы прекрасно понимаете, что Государственной Думе в целом     
изменить это не удается.                                                        
                                                                                
Поэтому я прошу, уважаемые коллеги, не лоббируя ничьи интересы, поддержать      
экономику нашей страны начиная с первой отрасли - с судостроения. Прошу         
поддержать этот закон.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Цой, пожалуйста.                                  
                                                                                
ЦОЙ В.Е., депутатская группа "Российские регионы".                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы иногда по фамилии депутата, который представляет закон,   
уже заранее ориентируемся, априори, что не будем поддерживать, например, если   
это сделал товарищ Сулакшин. Я думаю, что в данном случае вопрос о развитии     
судостроения нельзя рассматривать с точки зрения того, что это докладывал       
товарищ Сулакшин. Кто-то, может быть, из-за этого сегодня будет голосовать      
против. Но мне кажется, что все знают, что сейчас российские гражданские и      
рыболовные суда в основном ремонтируются в Сингапуре, в Южной Корее, во всех    
ремонтных доках, кроме России, только потому, что разрушено судостроение в      
Российской Федерации. Не будем говорить о военно-морской державе, которая       
уходит сегодня с карт мира. Россия уходит, поэтому совершенно конкретно         
предлагаю: давайте поддержим закон, подготовленный комитетом по                 
промышленности, уйдем от фамилии, если даже кто-то кому-то не нравится здесь.   
Потому что это дело серьезное, и надо бы поддержать этот закон в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, осталось буквально несколько секунд, чтобы       
провести голосование. Уже высказаны точки зрения за и против. Могу я            
поставить на голосование? (Шум в зале.)                                         
                                                                                
Объявляется перерыв на 30 минут.                                                
                                                                                
                               (После перерыва)                                 
    Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы     
                                 Б.Ю.Кузнецов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, время перерыва закончилось, я прошу   
вас пройти в зал заседаний и подготовиться к регистрации.                       
                                                                                
Включите режим регистрации депутатов.                                           
                                                                                
Депутатов прошу внимательно провести регистрацию. Кто без карточки,             
зарегистрируйтесь в секретариате.                                               
                                                                                
Покажите результаты регистрации.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (12 час. 32 мин. 13 сек.)                 
Присутствует                  313 чел.             69,6%                        
Отсутствует                   137 чел.             30,4%                        
Всего депутатов               450 чел.                                          
Кворум есть                                                                     
                                                                                
Кворум имеется, продолжаем работу.                                              
                                                                                
Мы не завершили рассмотрение законопроекта "О государственной поддержке         
судостроительной промышленности Российской Федерации". Обсуждение было, но не   
закончилось. Есть ли еще желающие высказаться? Мне было видно (я сидел рядом    
с председательствующим), что депутат Гусев просил слова. Владимира Кузьмича я   
не вижу в зале.                                                                 
                                                                                
Так, депутатов, желающих высказаться, нет.                                      
                                                                                
Депутат Гришин, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ГРИШИН В.Д., депутатская группа "Народовластие".                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я бы хотел перед голосованием просто напомнить вам о том,    
что Государственная Дума создала специальную комиссию, которая разбиралась с    
положением дел на судоремонтных и судостроительных предприятиях                 
Северо-Запада. Комиссия тогда отработала, доложила результаты своей работы      
Государственной Думе, и было принято соответствующее постановление, за          
которое проголосовало абсолютное большинство депутатов (по-моему, 358           
человек). Нынешний законопроект, предложенный вашему вниманию, является         
развитием тех предложений, которые были утверждены Государственной Думой.       
Поэтому я бы считал логичным поддержать этот проект закона при голосовании.     
Обращаюсь ко всем депутатам: поддержите, пожалуйста, этот законопроект.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Решульский Сергей Николаевич.                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Я от фракции взял слово, потому что высказывались различные точки зрения, и     
они, конечно, справедливы. На мой взгляд, к первому чтению закон подготовлен,   
но он несколько вяловат, мягко так говорю. Надеюсь, что совместными усилиями    
разработчиков и представителей, ну, по-старому скажу, Минсудпрома мы могли бы   
его доработать во втором чтении и сделать более динамичным, для того чтобы      
поддержать именно судостроение Российской Федерации.                            
                                                                                
Наша фракция поддерживает данный закон и будет голосовать за него.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Батанов Геннадий Николаевич, представитель                
Правительства.                                                                  
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые депутаты! Совершенно верно      
доложил Степан Степанович Сулакшин: Правительство Российской Федерации          
поддерживает государственную поддержку судостроительной промышленности.         
Вместе с тем Степан Степанович не сказал о том, что Правительство Российской    
Федерации в своем заключении отмечает, что все те льготы, которые могут быть    
предоставлены в случае принятия закона, требуют изыскания дополнительных        
источников финансирования, с тем чтобы доходная база федерального бюджета,      
ну, скажем так, не пострадала. И Правительство Российской Федерации             
подчеркивает в своем заключении, что в первом чтении законопроект можно было    
бы принять, но надо очень, ну, так скажем, глубоко проработать вопрос, как      
нам найти источники финансирования доходной базы федерального бюджета.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель Президента желает высказаться? Нет.                   
                                                                                
Могу ли я поставить на голосование? Все мнения высказаны, и ставится на         
голосование: законопроект "О государственной поддержке судостроительной         
промышленности Российской Федерации" принять в первом чтении. Прошу             
голосовать.                                                                     
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Таких нет.                           
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.             67,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.