Заседание № 309

22.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 990337-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления мер налоговой поддержки для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3829 по 3896 из 6887
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую       
Налогового кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня        
много говорили о цифровизации и поддержке IT-отрасли, и я не буду               
повторяться. Законопроект подготовлен к процедуре второго чтения. Поступило     
семь поправок технического характера, все предлагается поддержать.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.33,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект   
подготовлен к процедуре третьего чтения. Судя по голосованию во втором          
чтении, цифровизации быть - давайте мы проголосуем за него и в третьем          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие по мотивам выступить? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   

Заседание № 308

21.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 990337-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления мер налоговой поддержки для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6800 по 7014 из 9050
Пункт 58, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую       
Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя     
правительства статс-секретаря - замминистра финансов Алексея Валерьевича        
Сазанова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию             
представляется проект федерального закона, направленный на исполнение           
поручения Президента Российской Федерации и связанный с поддержкой              
налогоплательщиков в IT-индустрии. В законопроекте предлагаются четыре          
основные налоговые новации.                                                     
                                                                                
Первая. В законопроекте предусмотрено снижение налоговой ставки по налогу на    
прибыль организаций и совокупного тарифа страховых взносов для IT-компаний. В   
данном случае предусматривается снижение совокупного тарифа страховых взносов   
с 14 процентов до 7,6 процента на бессрочной основе, а также снижение ставки    
по налогу на прибыль организаций для IT-организаций с 20 процентов до 3         
процентов. Условием для получения указанных налоговых преференций будет то,     
что доля выручки от реализации IT-услуг в совокупной выручке организации        
должна составлять 90 процентов.                                                 
                                                                                
Вторая налоговая новация. Аналогичные изменения предполагаются также для        
организаций, осуществляющих проектирование и разработку изделий электронной     
компонентной базы, при выполнении тех же условий в части выработки, доли        
выручки, численности сотрудников (не менее семи человек), как и для             
IT-организаций.                                                                 
                                                                                
Третья. Одновременно пересматривается порядок освобождения отрасли от налога    
на добавленную стоимость. С учётом предлагаемых поправок освобождение от        
налога будет реализовано исключительно в отношении программ, включённых в       
единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это   
позволит повысить адресность налоговой преференции.                             
                                                                                
Ну и последняя новация. В законопроекте также предусматривается изменение       
порядка признания физических лиц налоговыми резидентами Российской Федерации    
в 2020 году. Физические лица, которые в России провели более 90 дней, но        
менее 182 дней, смогут признать себя налоговыми резидентами Российской          
Федерации и уплачивать налоги в России в случае подачи соответствующего         
заявления в налоговые органы.                                                   
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Андрея Михайловича Макарова.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект   
подготовлен в целях реализации поручения Президента Российской Федерации из     
его обращения от 23 июня.                                                       
                                                                                
Я думаю, что задачи цифровизации страны - это задачи качества, качества жизни   
людей и конкурентоспособности страны. А для того, чтобы эта работа могла быть   
проведена, надо создать соответствующие условия. Законопроект направлен на      
решение этой задачи.                                                            
                                                                                
Комитет предлагает поддержать его в первом чтении.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Алексей Валерьевич, у меня такой вопрос. Вот это          
нововведение прежде всего затрагивает экономические интересы регионов, потому   
что обнуляется ставка налога на прибыль именно для региональной составляющей    
этого налога. Скажите, пожалуйста, здесь и сейчас, чтобы все слышали, как       
планируется компенсировать выпадающие доходы регионов? Достаточно ли будет      
средств, чтобы это сделать, ведь бюджеты регионов сегодня оказываются в таком   
состоянии, что трудно будет свести концы с концами?                             
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Вера Анатольевна, спасибо за ваш вопрос. В подавляющем случае     
организации IT-индустрии зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в    
регионах-донорах. В связи с этим выпадающие доходы субъектов, которые           
действительно образуются, в данном случае компенсировать не предполагается.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, мир уже начал переходить на шестой                
технологический уклад - это искусственный интеллект, нанотехнологии,            
биотехнологии. То, что наше правительство, выполняя поручение президента,       
предлагает предоставить налоговые преференции для развития деятельности наших   
программистов, наших айтишников, наших IT-технологий, очень хорошо, это         
заслуживает поддержки, но есть одна большая проблема - так называемая           
проблема маркетплейса. Крупные, глобальные компании с разработчиков             
программных обеспечений взимают до 30 процентов доходов при размещении          
программ в своих маркетплейсах. Это огромная проблема, огромный тормоз. Как     
правительство планирует этот вопрос решать?                                     
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Те налоговые преференции, которые предусмотрены в данном          
законопроекте, не распространяется на услуги в части рекламы, по                
предоставлению маркетплейсов. Данный законопроект направлен на поддержку        
именно организаций, осуществляющих разработку программного обеспечения.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я сегодня уже    
выступала здесь с позиции регионов и в защиту регионов. Те налоговые            
преференции, которые сегодня предусматривает этот законопроект, опять тяжким    
бременем лягут на регионы. Вот мы с вами говорим: регионы-доноры, мы им не      
будем компенсировать, они сами выживут - а давайте посмотрим, на сегодня в 2    
раза обвалилась экономика регионов! А если посчитать, то что мы увидим в        
конце концов? Мы сегодня вообще увидим регионы-доноры или мы их в микроскоп     
должны рассматривать, уважаемые коллеги? Мы постоянно даём налоговые            
преференции, причём в большей степени обнуляем ту часть, которая идёт в         
региональные бюджеты. Ну разве это справедливо, даже по отношению к             
регионам-донорам?! Поэтому я считаю, что вот это не вариант. Если мы хотим      
поддержать какую-либо отрасль, значит, её нужно поддерживать целенаправленно    
и субсидиями, а не вытаскивать последнее из регионов. Регионы сегодня           
находятся в таком состоянии, что вынуждены урезать самые необходимые, самые     
первоочередные свои расходные обязательства. Какие там национальные проекты,    
какие там нововведения типа предложений вот из этого законопроекта, когда       
сегодня вопрос стоит о том, как бы регионам выжить, как свести концы с          
концами! А мы сегодня принимаем вот такие амбициозные законы...                 
                                                                                
Хорошо, президент сказал, что нужно это сделать, но президент ведь не может     
сказать, как это будет правильно. Ну так скажите ему, как это правильно,        
покажите реальную ситуацию в регионах. Нет, к сожалению, вот этого не           
происходит, к сожалению, сегодня все ссылаются на президента: президент так     
сказал - значит, надо так сделать. Но надо же подумать, надо подумать о         
судьбе регионов прежде всего, о судьбе муниципалитетов.                         
                                                                                
Сегодня, кстати, долг регионов нисколько не уменьшается, он, наоборот,          
увеличивается, и те 2 триллиона, которые висели ещё с майских указов            
президента, они так и висят до сих пор страшным долговым бременем, поэтому      
куда ещё наращивать долг, я не понимаю, просто не понимаю! Вариантов других у   
регионов нет, кроме как отправляться в коммерческие кредитные организации и     
брать деньги на самые необходимые расходные обязательства. У нас сегодня,       
например, не хватает средств индивидуальной защиты для врачей, средств на это   
нет в тарифах ОМС, и они вынуждены брать их из бюджетов регионов. Давайте мы    
вот эти вопросы сначала закроем, а потом уже будем говорить о высоких           
материях. Наша задача сегодня - сделать так, чтобы регионы почувствовали        
реальную, конкретную поддержку, а не, наоборот, вводить какие-то налоговые      
льготы, которые обескровят и без того обескровленные в нынешней ситуации        
регионы.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Докладчик?                                            
                                                                                
Пожалуйста, представитель правительства.                                        
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Вера Анатольевна, спасибо за ваше выступление. Я просто хотел     
обратить внимание, что всё-таки цифровая экономика - это экономика будущего,    
и самый высокий добавочный продукт создаётся именно в сфере IT-индустрии.       
Поэтому если у нас и есть какой-то шанс выбраться из ресурсной ловушки, то      
это можно сделать, развивая в первую очередь IT-индустрию. И мы наконец-то      
делаем реальные шаги в этом направлении, поэтому просим поддержать.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?                                              
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович.                                                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хочу просто напомнить, о чём законопроект.   
Законопроект о том, что сделать, чтобы наша страна не пропустила вот этот       
рывок - рывок, который делает весь мир. Конечно, можно при обсуждении этих      
вопросов говорить о чём угодно, я просто хотел бы перед голосованием            
напомнить, что речь идёт о поручении президента, которое касается именно        
этого, - не пропустить технологический рывок, который сейчас происходит во      
всём мире.                                                                      
                                                                                
А что касается регионов, хотел бы сказать, что этот законопроект делается по    
прямому указанию президента, и в указании написано, что конкретно надо          
сделать, и президент только что принял решение: к тем 200 миллиардам рублей,    
которые сегодня распределяются регионам, уже сейчас добавляется ещё 100         
миллиардов рублей, то есть 300 миллиардов поддержки. И вот эти вопросы,         
конкретные вопросы поддержки регионов, мы будем рассматривать каждый день по    
существу, и на самом деле мы это рассматриваем каждый день. Просто не надо      
сваливать всё в одну кучу только для того, чтобы... ну, или по крайней мере     
не надо это делать по такому закону. Комитет предлагает поддержать.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 58.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.