Заседание № 277

25.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" (третье чтение).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1914 по 2096 из 6768
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рассматриваем пункт 9 повестки дня.                       
                                                                                
Сергей Михайлович Никифоров докладывает о проекте федерального закона "О        
введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" (третье чтение).   
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, вчера мы рассмотрели этот законопроект во втором чтении.    
К третьему чтению учтены замечания, которые были сделаны Правовым               
управлением. Мы имели в виду, что мы отменяем закон "Об основах бюджетного      
устройства и бюджетного процесса..." в последней редакции, действующей на       
сегодняшний день. Правовое управление указывает, что правильнее отменить и      
сам закон, и все законы, вносящие изменения и дополнения в этот закон,          
которые были внесены в более позднее время. Поэтому мы здесь добавляем, что     
утрачивает силу не только сам закон о бюджетном устройстве, но и                
постановление Верховного Совета о введении в действие этого закона, а также     
иные акты, которые вносили изменения и дополнения в этот закон.                 
                                                                                
То же самое касается закона "О государственном внутреннем долге...". Потому     
что помимо этого мы должны еще признать утратившим силу постановление           
Верховного Совета о введении в действие этого закона.                           
                                                                                
Кроме того, было учтено замечание, сделанное представителем Правительства на    
прошлом заседании. Поправки сделаны в статье 5. Теперь мы говорим не об         
отмене всей статьи 169, которая вводит требование учитывать при бюджетных       
проектировках минимальные стандарты и другие финансовые нормативы, а только о   
том положении, которое конкретно касается этого вопроса.                        
                                                                                
И еще сделано одно изменение в статье 7. Здесь при техническом редактировании   
у нас выпало слово "культура". То есть мы говорим о законодательных актах в     
области образования, науки, научно-технической политики. И теперь добавляется   
сюда слово "культура". Это слово мы потеряли при редактировании. И вместо       
слов "федеральные законы" мы пишем "законодательные акты Российской             
Федерации", поскольку это более широкое понятие, оно охватывает также           
законодательные акты Российской Федерации и РСФСР, которые вводят нормы,        
касающиеся регулирования бюджетных отношений в сфере образования, науки и       
культуры.                                                                       
                                                                                
Вот, собственно, все изменения, которые были внесены к третьему чтению. Я       
прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шевелуха Виктор Степанович.                       
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
К сожалению, в статью 6 (теперь это статья 7) внесены изменения по сравнению    
с тем, что было принято во втором чтении. Поэтому формулировка, на которой      
настаивал Комитет по образованию и науке, что нормы федеральных законов в       
области образования, науки, ну, теперь добавлено, и культуры (с этим мы         
согласны), принятые до вступления в действие настоящего кодекса, регулирующие   
бюджетные отношения, действуют, если они не отменены федеральным законом о      
внесении изменений в соответствующий федеральный закон...                       
                                                                                
Теперь другая редакция. Эта редакция создает возможности для того, что эти      
нормативы, которые были приняты другими законами, в части науки и образования   
могут не действовать и что наука и образование, а теперь и культура могут       
лишиться тех льгот, которые были предусмотрены другими законами.                
                                                                                
Я предлагаю от имени комитета записать прежнюю формулировку статьи 6, которая   
была принята во втором чтении с подачи Мельникова Ивана Ивановича от имени      
комитета. Будьте добры, объясните. И тогда принять надо решение.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович, пожалуйста.                            
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Ну это позиция Правового управления. Потому что существует       
такая терминология, что мы не отменяем законы, а признаем их утратившими        
силу. Вот, пожалуйста, в качестве примера: обратите внимание на статью 2        
этого закона. Мы говорим: признать утратившими силу. Мы нигде не используем     
формулировку "отменить закон". Именно поэтому мы прислушались к мнению          
Правового управления.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще раз депутату Шевелухе включите микрофон.              
                                                                                
Виктор Степанович, по-моему, формулировка вполне поглощает все то, о чем вы     
говорили. Она просто короче и, как сказал Никифоров, точнее.                    
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Еще раз прочитайте, пожалуйста. Новая редакция. Здесь запись      
такая.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "...если они не признаны утратившими силу".               
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Дело не только в этом. Здесь есть: нормы, регулирующие            
бюджетные отношения, действуют, если не признаны утратившими силу. Есть         
возможность как раз в этом случае, в этой редакции, сохранить то, что было      
предусмотрено раньше.                                                           
                                                                                
Мы настаиваем на том, чтобы была та формулировка, которая принята при втором    
чтении. Никто не имеет права после второго чтения вносить эти коррективы. Мы    
настаиваем на этом и просим.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович.                                        
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Уважаемый Виктор Степанович, обратите внимание, пожалуйста, на   
заключение, которое дает Правовое управление. Вот пункт "б", они здесь пишут    
(они это рассматривают как упрек): исходя из представленной редакции следует,   
что федеральные законы в области образования могут действовать в части,         
противоречащей Бюджетному кодексу. Это как раз именно то, чего мы добиваемся,   
мы как раз и говорим, что законодательные акты в области образования имеют      
как бы высший приоритет. Именно об этом и говорит статья 2. Правовое            
управление обращает на это внимание. (Выкрики из зала.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что?                                                      
                                                                                
Еще раз Шевелухе включите микрофон.                                             
                                                                                
Как-то объяснитесь покороче, коллеги. Надо решение принять.                     
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Очень кратко объясняю: с Правовым управлением точно               
отредактирована, отрегулирована та формулировка, которую приняли мы во втором   
чтении. Вы помните, она вызывала всеобщий интерес. Мы ее отредактировали        
вместе и приняли. Поэтому просим, настаиваем проголосовать второй абзац         
статьи 7 в редакции, которая была в статье 6 предыдущего варианта.              
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Нет, ради Бога, я не возражаю.                                   
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Не возражаете.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Дмитриевич Жуков, председатель комитета. И      
будем принимать решение.                                                        
                                                                                
ЖУКОВ А.Д. Уважаемый Виктор Степанович, уважаемые коллеги! Дело в том, что      
это - корректировка исключительно Правового управления, юридическая             
корректировка. Они считают, что только в такой редакции, именно то, что вы      
хотите, будет выполняться. Поэтому здесь не с чем совершенно спорить. Надо      
согласиться, потому что мы вчера несколько часов обсуждали этот вопрос с        
Правовым управлением. Это их формулировка, мы ничего не правили. И она          
абсолютно ложится в рамки третьего чтения. Зачем вы настаиваете на том, чтобы   
была неправильная формулировка?                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Степанович, вы согласны снять ваше предложение?    
                                                                                
Шевелухе включите микрофон.                                                     
                                                                                
ШЕВЕЛУХА В.С. Я еще раз настаиваю на той формулировке, которая была принята     
тем же бюджетным комитетом и Правовым управлением. И нет необходимости менять   
ту редакцию, которая была принята и согласована в комитете. Все депутаты        
знают содержание этой формулировки.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда возвращаемся к вопросам процедуры. Законопроект     
во втором чтении принят. Тогда нужно распечатывать поправку, которую Виктор     
Степанович вносит, обсуждать ее в комитете, возвращать законопроект к           
процедуре второго чтения, принимать или не принимать и после этого только - в   
третьем. Вот такую процедуру мы должны сейчас будем пройти, если Виктор         
Степанович не снимет свое предложение. Он, как видно было из четырех его        
выступлений подряд, не соглашается его снимать.                                 
                                                                                
Александр Дмитриевич, так что?                                                  
                                                                                
Депутат Шуба Виталий Борисович.                                                 
                                                                                
На карточку Шевелухи включите микрофон депутату Шубе, председателю              
подкомитета бюджетного комитета.                                                
                                                                                
ШУБА В.Б., депутатская группа "Российские регионы".                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с Виктором Степановичем сейчас обсудили эту проблему...   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поближе к микрофону.                                      
                                                                                
ШУБА В.Б. Он снимает свою поправку.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимает.                                                  
                                                                                
Еще по этому законопроекту есть какие-либо сомнения? С учетом того что сказал   
депутат Шуба, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы указанный законопроект    
принять в третьем чтении? Прошу голосовать. Идет голосование. Пункт 9           
повестки дня. Третье чтение.                                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.             73,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 276

24.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2284 по 2508 из 6856
Сейчас согласно проголосованной повестке мы приступаем к обсуждению пункта      
16: "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации". У нас по   
пункту 16 докладчик Сергей Михайлович Никифоров.                                
                                                                                
Пожалуйста. (Шум в зале.)                                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас присесть. А сегодня перед завершением работы мы   
с вами определимся, как нам лучше работать завтра.                              
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Уважаемые депутаты, я напомню, что этот законопроект "О          
введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" в первом чтении    
рассматривался в два подхода и при втором рассмотрении были уже учтены многие   
замечания, которые поступили от депутатов и комитетов Государственной Думы.     
                                                                                
После рассмотрения в первом чтении в комитет поступило семь поправок, из        
которых пять были приняты или учтены и две поправки были отклонены. Учтенные    
и принятые поправки связаны более или менее с одним, с одной и той же           
проблемой, - это проблема сбора средств во внебюджетные фонды. Комитет          
Государственной Думы по труду и социальной политике занял позицию твердую в     
том смысле, что сбор всех средств, собираемых во внебюджетные фонды, должен     
осуществляться самими этими фондами, тогда как в Бюджетном кодексе              
предполагалось, что это должно делаться налоговыми органами. Точно так же в     
Бюджетном кодексе предполагалось, что исполнение бюджетов внебюджетных фондов   
должно осуществляться на казначейской основе, но позиция комитета по            
социальной политике была иной.                                                  
                                                                                
Мы согласились со всеми замечаниями, которые поступили из комитета по           
социальной политике, и внесли в законопроект положение, в соответствии с        
которым все статьи, касающиеся порядка сбора средств, порядка исполнения и      
контроля за исполнением бюджетов внебюджетных фондов, будут вводиться в         
действие специальными законами. То есть после принятия закона "О введении в     
действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" сохраняется на                
неопределенное время старый порядок сбора средств, исполнения и контроля за     
исполнением бюджетов внебюджетных фондов. Точно таким же образом мы учли        
замечание депутата Гитина, связанное с правом Правительства осуществлять        
заимствования. Мы договорились о том, что сохраняется старый порядок, а         
статья, изменяющая этот порядок, будет введена в действие специальным           
законом.                                                                        
                                                                                
Отклоненные поправки касаются того, чтобы сохранить за органами                 
исполнительной и законодательной власти право формировать еще какие-то          
дополнительные внебюджетные фонды. Эти поправки противоречат концепции          
Бюджетного кодекса, в соответствии с которым у нас могут существовать только    
четыре внебюджетных фонда (я не буду их перечислять), это закрытый и            
исчерпывающий список. То есть это соответствует концепции закона - что иных     
внебюджетных фондов существовать не может. Поэтому эти поправки были            
отклонены.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Представители фракций и депутатских групп, есть ли вопросы по таблицам          
поправок?                                                                       
                                                                                
Аграрная депутатская группа, депутат Мальцев. По таблицам поправок.             
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н., Аграрная депутатская группа.                                      
                                                                                
Мне хотелось бы знать, во-первых, почему этот законопроект не рассылался по     
комитетам. По крайней мере в комитет по местному самоуправлению он не           
поступал, и мы не имели возможности внести туда принципиальные поправки.        
                                                                                
Дело в том, что шестой абзац статьи 2 данного законопроекта просто, по          
существу, отменяет целиком закон "О финансовых основах местного                 
самоуправления в Российской Федерации", устраняет целиком статью 1 "Основные    
понятия". Это ненормально. Мы могли бы найти вариант, и мы договаривались с     
экспертами, что можно ряд наших понятий заменить другими, которых нет вообще    
в Бюджетном кодексе и которые позволили бы закону работать. Их нельзя просто    
отменять, а в данном случае законопроект отменяет все основные понятия.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Михайлович.                            
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Законопроект был принят в первом чтении. Как всем известно,      
после этого можно подавать поправки к законопроекту. Почему комитет...          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Нет, подготовленный ко второму чтению законопроект был           
распространен в Государственной Думе за три дня, как и положено.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да нет, что значит не было в комитетах? Если он прошел    
первое чтение, депутаты подают поправки. Кто - от имени комитетов... Даже не    
от имени комитетов, а с фамилиями депутатов.                                    
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Что касается существа ваших замечаний - это неверно, что         
отмена статьи 1, как бы сказать, выбивает почву из-под закона "О финансовых     
основах местного самоуправления в Российской Федерации". В Бюджетном кодексе    
содержится даже более полный перечень определений. Они в значительной части     
совпадают с теми определениями, которые даются в законе об основах местного     
самоуправления. Если угодно, я могу привести просто некоторые примеры. Вот,     
например, в законе "О финансовых основах..." говорится, что дотация - это       
средства, передаваемые местным бюджетам без целевого назначения. А в            
Бюджетном кодексе говорится, что дотация - это средства, передаваемые местным   
бюджетам для финансирования текущих расходов. Но по сути это то же самое. Это   
другое изложение по форме.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще замечания по таблицам поправок? Ставлю на     
голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок.     
Пожалуйста, голосуйте. (Шум в зале.) Давайте, коллеги, голосовать.              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.             67,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    308 чел.                                          
Не голосовало                 142 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу 2.                                                
                                                                                
Сергей Михайлович, вы карточку бы с собой взяли.                                
                                                                                
Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части отклонения   
поправок.                                                                       
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.             66,7%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    305 чел.                                          
Не голосовало                 145 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Подождите         
секундочку: Геннадию Николаевичу Батанову - слово перед голосованием.           
                                                                                
БАТАНОВ Г.Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, уважаемый       
докладчик! Статья 5 законопроекта гласит о том, что статьи 169, 172, 176        
кодекса вводятся в действие со дня введения в действие федерального закона о    
государственных минимальных социальных стандартах.                              
                                                                                
Думаю, что то, о чем я хочу сказать, можно будет сделать в третьем чтении: не   
вся статья 169, по смыслу, а только абзац второй; не вся статья 172, а абзацы   
шестой и седьмой пункта 2; не статья 176, а статья 177, по смыслу данной        
статьи. И я думаю, что можно было бы это считать редакционной правкой в         
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас мы спросим комитет.                                
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович. (Выкрики из зала.)                               
                                                                                
Да, надо сейчас тогда с учетом этих оговорок, какие части и статьи.             
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович. Или Жуков? Или кто из вас?                       
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Нет, я думаю, то, что мы отменяем целиком статью, не меняет      
существа дела.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования перед вторым чтением - депутат     
Мальцев.                                                                        
                                                                                
МАЛЬЦЕВ А.Н. Уважаемые коллеги, вот у меня лежит письмо комитета, которое       
направлялось и в котором просьба просто снять шестой абзац статьи 2 этого       
законопроекта. Мы готовы привести в соответствие то, что необходимо             
Бюджетному кодексу, но есть ряд вещей, которые просто не с чем приводить в      
соответствие. Поэтому убрать этот абзац - и мы будем приводить в                
соответствие. Но всю статью 1 закона "О финансовых основах...", ну, нельзя      
удалять.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот Жуков просит слова. Александр Дмитриевич, поясните,   
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖУКОВ А.Д., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам,     
банкам и финансам, депутатская группа "Российские регионы".                     
                                                                                
Ну, по тому вопросу, который поднимает депутат Мальцев, мы уже проголосовали.   
А по предложению Правительства - мы, безусловно, посмотрим в рамках             
редакционной правки. Действительно, если надо уточнить конкретный подпункт      
статьи, то мы это сделаем в рамках третьего чтения.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Митрохин - по мотивам.                            
                                                                                
МИТРОХИН С.С., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, в рамках третьего чтения как раз производятся такие         
действия, которые устраняют все шероховатости, и не только лингвистические,     
но и логические. В данном случае необходимо устранить логическое                
противоречие. Поскольку отменяется статья 1 закона "О финансовых основах...",   
но вообще ничего не говорится по поводу всех остальных статей, а остальные      
статьи ориентируются на эту статью 1, мы сами впадаем в совершенно нелепое      
логическое и юридическое противоречие. Поэтому я предлагаю просто его           
устранить. И как его устранить к третьему чтению, мы сможем, я думаю, вполне    
договориться, не выходя за рамки процедуры третьего чтения.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть понятие "юридико-техническая правка",       
поэтому, если нужно будет ее провести, давайте мы ее проведем, уточним.         
Сергей Митрохин, по-моему, об этом говорил. Нет?                                
                                                                                
Сергей Михайлович, пожалуйста, ваше мнение.                                     
                                                                                
НИКИФОРОВ С.М. Да нет, мы же уже проголосовали по этому вопросу. На самом       
деле я еще раз хочу сказать, что Бюджетный кодекс дает исчерпывающей полноты    
понятийный аппарат и он должен быть единым для всех бюджетных законов. В этом   
законе говорится о финансовых основах местного самоуправления. Это все          
включено, по сути дела.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть "не убиваются" финансовые основы? Хорошо.         
                                                                                
Коллеги, ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении.          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.             75,1%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    5 чел.              1,1%                        
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Комитет по бюджету просит, чтобы третье чтение провести завтра, а сегодня они   
еще проведут консультации по этому законопроекту. Потребуется вернуться ко      
второму - можем вернуться и ко второму, но завтра надо завершить по нему        
работу.                                                                         

Заседание № 273

18.06.1999
Вопрос:

Проект ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ"

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1083 по 1101 из 7453
Депутат Сохов... Извините, пожалуйста, я должен был раньше проголосовать ваше   
предложение и предложение Жукова - о включении в повестку дня проекта закона,   
который мы обсуждали, - о введении в действие Бюджетного кодекса.               
                                                                                
Ставлю на голосование. Он в числе приоритетных у нас, поэтому рассматривать     
его надо в первой группе законов. По предложению комитета по бюджету. Он из     
приоритетных законов, на четвертом месте он будет стоять, значит.               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              268 чел.             59,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    268 чел.                                          
Не голосовало                 182 чел.                                          
Результат: принято                                                              
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2485 по 2633 из 7453
Уважаемые депутаты, из первоочередных проектов законов, которые мы должны       
обсуждать, сейчас у нас пойдет... Как он правильно называется? Законопроект     
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладчик -    
депутат Сохов, да? Законопроект уже обсуждался.                                 
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте депутата.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СОХОВ В.К. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! 10 июня этот       
вопрос обсуждался достаточно остро, дважды голосовали, возвращались к           
голосованию. Но в связи с принципиальной позицией в первую очередь Комитета     
по образованию и науке, Комитета по труду и социальной политике, Комитета по    
вопросам местного самоуправления было протокольное поручение учесть все         
замечания и совместно подготовить текст законопроекта.                          
                                                                                
Комитетом по бюджету совместно с представителями этих комитетов в порядке       
работы рабочей группы все поставленные вопросы рассмотрены. В результате этой   
работы представляется новый текст, откорректированный и с учетом этих           
замечаний, и с учетом ранее внесенных замечаний депутатов, а также с учетом     
замечаний юридического характера Правового управления. Этот текст размножен,    
у вас он должен быть на руках.                                                  
                                                                                
Согласно этим замечаниям в проект закона введена новая статья,                  
предусматривающая... Кстати, какие же основные замечания были со стороны        
депутатов и комитетов? Депутат Олейник и председатель комитета Поляков          
высказали мнение, что если убрать, исключить из текста законопроекта статьи 1   
и 6 Закона Российской Федерации "О финансовых основах местного самоуправления   
в Российской Федерации", то в нем может ничего не остаться в части финансовой   
основы органов местного самоуправления.                                         
                                                                                
Второе серьезное замечание - депутата Плетневой, а также ранее председателем    
комитета Мельниковым и в ходе обсуждения депутатом Смолиным высказанное - об    
ущемлении в представленном варианте законопроекта интересов науки и             
образования в части налоговых льгот, предусмотренных действующими, ранее        
принятыми законами.                                                             
                                                                                
Также депутат Мельников, председатель комитета, высказался о том, что,          
поскольку при разработке Налогового кодекса в полной мере все замечания не      
были учтены, необходимо введение новой статьи в закон, которая компенсировала   
бы ту позицию, которая в законопроекте изложена.                                
                                                                                
Далее, депутат Пашуто и депутат Олейник высказали замечание о необходимости     
предусмотреть данным законопроектом обеспечение самостоятельного                
функционирования внебюджетных социальных фондов, в том числе и в части сбора    
платежей в эти фонды.                                                           
                                                                                
Вот эти замечания и предложения и были в основном предметом обсуждения          
рабочей группы. В результате в законопроект включена новая статья,              
предусматривающая введение в действие отдельным федеральным законом статьи      
Бюджетного кодекса об органе, осуществляющем сбор и контроль за поступлением    
платежей в государственные внебюджетные и в том числе социальные фонды. Это     
имеется и в поправках, в самом тексте выделено более темным шрифтом.            
                                                                                
Новый абзац статьи 6, новая редакция абзаца статьи 6, - о порядке применения    
норм федеральных законов в области образования и науки после введения в         
действие Бюджетного кодекса. Это отдельной статьей проходит. При этом           
исключена из перечня утративших силу в связи с введением в действие             
Бюджетного кодекса статья 6 закона "О финансовых основах местного               
самоуправления...".                                                             
                                                                                
Вот такие корректировки серьезные здесь внесены.                                
                                                                                
Теперь о замечаниях и предложениях, которые ранее, к первому чтению, были       
высказаны. Комитет по вопросам местного самоуправления ранее высказывал         
замечания по вопросам признания утратившими силу основных понятий,              
используемых Федеральным законом "О финансовых основах местного                 
самоуправления в Российской Федерации", статьи о доходной части местных         
бюджетов, что фактически означает прекращение действия данного закона. Я уже    
отмечал, что здесь мы по тексту исключили статью 6 "Доходная часть местных      
бюджетов", но исключение в целом этой статьи из проекта закона рабочая группа   
посчитала нецелесообразным по следующим мотивам.                                
                                                                                
Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства       
Российской Федерации, что предполагает необходимость использования единых       
понятий и терминов и их единое толкование. Это статья 29 Бюджетного кодекса о   
принципе единства бюджетной системы.                                            
                                                                                
Второе. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в       
Российской Федерации" был принят в 1997 году, когда правовая база,              
регулирующая бюджетные правоотношения на всех уровнях бюджетной системы,        
отсутствовала.                                                                  
                                                                                
Третье. Исключение в целом из текста закона указанных статей не нарушает        
концепции закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской     
Федерации", поскольку ключевые статьи о формировании доходов местных бюджетов   
Бюджетным кодексом не затрагиваются. Тем более, как я говорил, из этой статьи   
строка "...статья 6 "Доходная часть местных бюджетов" исключена уже по этим     
замечаниям.                                                                     
                                                                                
Следующее серьезное замечание, Комитета по труду и социальной политике...       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одну секундочку, Владимир Казбулатович.                   
                                                                                
12 часов. Я прошу депутатов проголосовать и продлить время заседания до         
голосования по данному закону. Пожалуйста, голосуйте.                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              231 чел.             51,3%                        
Проголосовало против           11 чел.              2,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    242 чел.                                          
Не голосовало                 208 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Продлили.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, заканчивайте выступление.                                           
                                                                                
Включите микрофон депутату Сохову.                                              
                                                                                
СОХОВ В.К. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Поскольку         
поступают предложения от авторов поправок, что они все учтены, поскольку        
представлен этот вариант уже за подписями председателя комитета по науке и      
председателя комитета по бюджету, а остальные товарищи расписались во всех      
текстовых поправках, вносится предложение поставить на голосование...           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть принять в новой редакции, да?                     
                                                                                
СОХОВ В.К. Да, принять в новой редакции.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С учетом тех поправок, которые были внесены в закон,      
да?                                                                             
                                                                                
СОХОВ В.К. Да. Это первое чтение.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Иванович, устраивает такой вариант?                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Принять в новой редакции в первом чтении. Ставлю на   
голосование. Вроде бы все нюансы, которые появлялись, исчерпаны. Идет           
голосование, уважаемые депутаты.                                                
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за              303 чел.             67,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    304 чел.                                          
Не голосовало                 146 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    

Заседание № 270

11.06.1999
Вопрос:

Проект ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ"

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 720 по 734 из 6689
ШУБА В.Б., депутатская группа "Российские регионы".                             
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Олег Викторович Морозов озвучил     
мое предложение проголосовать сегодня по закону о введении в действие           
Бюджетного кодекса. Те поправки, которые депутаты предлагали внести в текст     
законопроекта первого чтения, размножены вчера были и розданы в зале.           
Предлагаю с учетом этих поправок сегодня проголосовать законопроект о           
введении в действие Бюджетного кодекса в первом чтении.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть включить в повестку дня сегодняшнего заседания?   
                                                                                
ШУБА В.Б. Да, включить в повестку дня и поднять как можно выше, чтобы мы...     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 15 минут, которые мы определяем для насыщения повестки,   
истекли.                                                                        
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1117 по 1184 из 6689
Депутат Морозов предложил включить в повестку дня рассмотрение законопроекта    
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", обсуждение     
которого состоялось вчера. Это его первое предложение. И для протокола он       
просил записать, что депутат Морозов и депутат Шубина из "Российских            
регионов" не голосовали и те сведения, которые имеются в протоколе              
голосования, они опровергают и просят их исправить. Это мы сделаем. В           
протокол такая запись попала.                                                   
                                                                                
Ставлю на голосование... (Выкрики из зала.)                                     
                                                                                
Депутат Мельников Иван Иванович.                                                
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ И.И., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и     
науке, фракция Коммунистической партии Российской Федерации.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по образованию и науке просит не включать в          
сегодняшнюю повестку дня законопроект "О введении в действие Бюджетного         
кодекса Российской Федерации" по двум причинам.                                 
                                                                                
Первая причина. Напоминаю, что 3 июля Государственная Дума большинством в 350   
голосов проголосовала за три поправки Комитета по образованию и науке, и        
тогда договорились, что эти поправки будут внесены в Бюджетный кодекс. Они до   
сих пор не включены в проект закона "О введении в действие Бюджетного кодекса   
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
И второе. Вчера после голосования было предложено двум комитетам согласовать    
позиции. Они до сих пор не согласованы. Я очень прошу депутатов, которые не     
хотят ухудшить и без того тяжелое положение образования и науки, не             
голосовать за включение этого законопроекта в повестку дня.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я напоминаю вам, что нам надо заканчивать        
формирование повестки, у нас уже началось фиксированное время для               
рассмотрения вопросов об объявлении амнистии. Пожалуйста, не поднимайте много   
рук, я просто не в состоянии всем вам предоставить слово.                       
                                                                                
Шуба Виталий Борисович, докладчик по вчерашнему вопросу.                        
                                                                                
ШУБА В.Б. Уважаемые коллеги, что касается предложений, которые были высказаны   
вчера, они нашли свое отражение в поправках, которые подписали: депутат Шуба    
и депутат Олейник - по одной проблеме, депутат Шуба и депутат Пашуто - по       
другой проблеме.                                                                
                                                                                
Что касается Комитета по образованию и науке, он свою поправку в проект         
закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" не       
сформулировал. Не сформулировал. Законопроект "О введении в действие            
Бюджетного кодекса Российской Федерации" предполагает, какая статья, какой      
раздел, абзац, строка, буква будут введены. К сожалению, комитет по             
образованию не сформулировал свою поправку.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я вам просьбу уже высказал и оставляю ее в       
силе. Я ставлю на голосование: по предложению депутата Морозова законопроект    
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" включить в      
повестку дня сегодняшнего заседания. Прошу голосовать. Определяйтесь            
голосованием.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              117 чел.             26,0%                        
Проголосовало против          140 чел.             31,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    257 чел.                                          
Не голосовало                 193 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. Предложение Морозова не поддержано палатой.                         

Заседание № 269

10.06.1999
Вопрос:

О проекте федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 447 по 457 из 4927
ШУБА В.Б., депутатская группа "Российские регионы".                             
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Я поддерживаю Николая Ивановича     
Рыжкова в том, что нам необходимо определиться с приоритетными                  
законопроектами, которые мы хотим рассмотреть в весеннюю сессию. В этой связи   
я предлагаю пункт 14 (это о проекте федерального закона "О введении в           
действие Бюджетного кодекса Российской Федерации") поставить сегодня первым,    
потому что этим законом утверждается процедура принятия и рассмотрения          
бюджета 2000 года.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Обсудим и проголосуем.                            
Фрагмент стенограммы:
Строки с 653 по 676 из 4927
Депутат Шуба внес предложение: пункт 14, приоритетный и очень важный            
законопроект, с его точки зрения (кстати, я с ним согласен, с депутатом         
Шубой), перенести на первое место. Виталий Борисович, обосновывать еще          
будете? Включите микрофон депутату... Нет.                                      
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы пункт 14 повестки дня перенести на      
первое место и рассмотреть первым? Прошу голосовать. По предложению депутата    
Шубы Виталия Борисовича.                                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 21 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              123 чел.             91,1%                        
Проголосовало против           12 чел.              8,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    135 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Готовьтесь, будете выступать первым.                                            
Фрагмент стенограммы:
Строки с 795 по 1326 из 4927
Пункт 14 повестки дня проголосован, чтобы его рассматривать первым.             
                                                                                
Виталий Борисович Шуба, прошу на трибуну, ваш доклад.                           
                                                                                
Законопроект первого чтения "О введении в действие Бюджетного кодекса           
Российской Федерации". Важнейший законопроект.                                  
                                                                                
ШУБА В.Б. Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! В прошлом году в июне     
Государственная Дума после многочисленных согласительных процедур приняла       
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Была образована рабочая группа после     
отклонения Советом Федерации этого закона. Работала комиссия в составе          
депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей         
Правительства и Президента. И в согласованной редакции Бюджетный кодекс был     
принят. Бюджетный кодекс в соответствии со статьей 307 должен быть введен в     
действие специальным законом. Этот законопроект подготовлен и предлагается      
вашему вниманию.                                                                
                                                                                
Законопроект очень короткий, потому что Бюджетный кодекс или может быть         
введен в действие в полном объеме, или может быть введен частично, то есть      
действие каких-то глав может быть перенесено на определенный срок, - статьи,    
абзацы, пункты, слова и так далее.                                              
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание уважаемых коллег на то, что в этом законопроекте   
есть статья 8, в которой говорится о процедуре рассмотрения и принятия          
проекта федерального закона о федеральном бюджете. Почему я сегодня настаивал   
на рассмотрении этого законопроекта в первоочередном порядке? Если мы не        
успеем в весеннюю сессию принять закон о введении, то у нас не будет            
процедуры рассмотрения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на    
2000 год".                                                                      
                                                                                
Имеется заключение Правительства. Но, к сожалению, заключение Правительства     
готовилось почти два месяца и оно было подготовлено на первый вариант           
законопроекта. Что касается конкретных замечаний и предложений Правительства,   
они частично учтены в предлагаемом законопроекте. И мы также согласны с         
Правительством, что до момента вступления в действие Бюджетного кодекса (а мы   
в нашем законопроекте предлагаем, чтобы он вступил в действие с 1 января 2000   
года) необходимо заниматься поправками, внесением изменений и дополнений в      
Бюджетный кодекс.                                                               
                                                                                
Имеется также заключение нашего Правового управления. Все замечания Правового   
управления учтены в нашем законопроекте.                                        
                                                                                
Поэтому я предлагаю коллегам поддержать комитет по бюджету и проголосовать за   
этот законопроект в первом чтении.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Пожалуйста, кто желает      
задать вопросы? Законопроект у вас имеется, он состоит из девяти пунктов.       
                                                                                
Депутат Олейник Любовь Васильевна.                                              
                                                                                
ОЛЕЙНИК Л.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Виталий Борисович, в своем законопроекте вы предлагаете исключить     
или признать утратившими силу с 1 января 2000 года положения статей 1 и 6       
Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в             
Российской Федерации". Если эти статьи из закона исключить, то от закона "О     
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" больше       
ничего не останется. Местные бюджеты у нас и так практически на нулевом         
финансировании, за счет собственных источников дохода. Мы уберем последнее.     
Как вы это расцениваете? Как мы будем отчитываться перед нашими избирателями,   
почему в местных бюджетах нет средств собственных?                              
                                                                                
ШУБА В.Б. Уважаемая Любовь Васильевна, у нас есть предложения и замечания       
ряда комитетов Государственной Думы, в том числе и комитета по местному         
самоуправлению. Мы готовы работать очень плотно с комитетами, которые имеют     
предложения, дорабатывая законопроект во втором чтении.                         
                                                                                
Что касается сути заданного вами вопроса. Статья 1 - это понятийный аппарат,    
его нужно привести в единообразие. Мы предлагаем придерживаться понятийного     
аппарата, определенного Бюджетным кодексом, потому что он распространяется не   
только на закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской      
Федерации", но и на ряд других законов. Ну и считаю, что Бюджетный кодекс       
выше, имеет большую юридическую силу.                                           
                                                                                
Любовь Васильевна, я просто приглашаю работать над законопроектом, приняв его   
сегодня в первом чтении.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, еще вопросы.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Плетнева Тамара Васильевна, ваш вопрос.                             
                                                                                
ПЛЕТНЕВА Т.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Комитет по образованию рассматривал этот вопрос, и вчера Иван Иванович          
выступал. Я еще раз хочу напомнить, что этот закон ущемляет систему             
образования в части налоговых льгот. Поэтому комитет категорически против его   
принятия.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Пашуто.                                           
                                                                                
Коллеги, я хотел, чтобы вы пока задали вопросы. Уже у Тамары Васильевны было    
выступление. Но это, наверное, не страшно, да?                                  
                                                                                
ПАШУТО В.Р., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемый Виталий Борисович, я хотел бы все-таки еще раз заострить внимание     
на том вопросе, который обсуждался достаточно большое количество раз за         
последнее время. Это то, что касается внебюджетных фондов. Ведь то, что         
заложено в Бюджетном кодексе, в принципе означает конец деятельности,           
нормальной деятельности внебюджетных фондов. Каким-то образом можно через ваш   
законопроект все-таки снизить то давление, которое сегодня оказывается на       
функционирование этих внебюджетных фондов?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович.                            
                                                                                
ШУБА В.Б. Уважаемые коллеги, и Тамара Васильевна Плетнева, и коллега Пашуто!    
Тамара Васильевна, мы очень внимательно смотрели предложения Комитета по        
образованию и науке. Вчера мы довольно подробно эту проблему обсуждали и с      
Виктором Степановичем Шевелухой. Мы не увидели именно тех разделов, статей,     
пунктов, строчек, букв, которые ущемляли бы, так сказать, объемы                
финансирования науки, культуры, образования и так далее.                        
                                                                                
Что касается принимаемого законопроекта, в нем говорится, что та или иная       
статья, та или иная строка вводится или не вводится или ее введение             
переносится на определенный срок.                                               
                                                                                
Я просил вчера и специалистов аппарата комитета по образованию конкретно        
показать, какую статью, какую главу, какой раздел, какую букву необходимо       
приостановить в действии. Давайте конкретно укажем, когда будем этот            
законопроект готовить ко второму чтению.                                        
                                                                                
Теперь что касается вопроса коллеги Пашуто. Во втором чтении этот вопрос        
можно отрегулировать. Да, статья 141 говорит, что страховые взносы собирает     
то же ведомство, которое собирает налоги. Если мы найдем целесообразным,        
чтобы сегодня Пенсионный фонд или иной страховой фонд самостоятельно собирали   
взносы, тогда скажем, что эта статья или ее часть вступает в действие с 2050    
года. Это можно во втором чтении поправить.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, еще желающие задать вопросы есть? Вопросы   
задавать никто не желает.                                                       
                                                                                
Кто хотел бы выступить по этому законопроекту?                                  
                                                                                
Депутат Смолин Олег Николаевич, потом - депутат Поляков.                        
                                                                                
Пожалуйста, садитесь, Виталий Борисович, спасибо вам.                           
                                                                                
СМОЛИН О.Н., депутатская группа "Народовластие".                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Я все-таки еще раз           
вынужден обозначить позицию Комитета по образованию и науке по вопросу о        
законопроекте, который мы сейчас рассматриваем.                                 
                                                                                
Понимаете, что получилось? У меня в руках находится стенограмма заседания       
Государственной Думы, пленарного заседания от 3 июня. Произошло там             
следующее. Мы пытались дать наши поправки к самому Бюджетному кодексу. Тогда    
комитет по бюджету, в частности в лице Геннадия Васильевича Кулика (и это       
отражено в стенограмме), нас убеждал: давайте мы не будем возвращать            
Бюджетный кодекс во второе чтение и принимать ваши поправки, давайте мы все     
отрегулируем законом "О введении в действие Бюджетного кодекса...". Мы          
согласились. Теперь мы в этом законопроекте не видим ничего из того, о чем      
договорились с комитетом по бюджету и за что голосовала (а тогда голосовалось   
предложение председателя комитета Мельникова) Государственная Дума, причем      
достаточно дружно.                                                              
                                                                                
Более того, уважаемый Виталий Борисович, мы вчера еще раз переговорили с        
председателем комитета и настаиваем на том, чтобы в законе "О введении в        
действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" содержалась та самая норма,   
которую мы просили ввести при обсуждении самого Бюджетного кодекса 3 июня, и    
на что получили соответствующее обещание Государственной Думы.                  
                                                                                
Я напомню эту норму: нормы федеральных законов в области образования, науки,    
научно-технической политики (принятых до вступления в действие настоящего       
кодекса), регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не отменены     
федеральным законом о внесении изменений в соответствующий федеральный закон.   
                                                                                
Уважаемые коллеги, если это не будет сделано, я вас уверяю, все те финансовые   
нормы, которые сейчас записаны в законодательстве в области образования и       
науки, практически перестанут действовать. И вас учителя, преподаватели         
вузов, студенты потом спросят: зачем же вы их, Государственная Дума, туда       
заносили?                                                                       
                                                                                
Моя позиция следующая. Если нам не будет дано прямого обещания, что ко          
второму чтению норма, которую я озвучил, будет записана в Бюджетный кодекс,     
мы не сможем поддержать Бюджетный кодекс в первом чтении.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Поляков Андрей Александрович.                     
                                                                                
Следующий - депутат Камышинский.                                                
                                                                                
ПОЛЯКОВ А.А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Наш дом - Россия".                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я попросил бы прислушаться к мнению нашего комитета и        
сегодня не голосовать в первом чтении данный законопроект.                      
                                                                                
Небольшой экскурс в историю. С 1992 по 1999 год мы с вами финансовые ресурсы    
практически подняли снизу вверх. Мы совершенно забываем, что люди живут не в    
Федерации, не в регионе каком-то мифическом, а в конкретном поселке и что все   
наши бюджетные деньги потом опять должны возвращаться вниз. И если в 1992       
году 50 процентов доходной части бюджета местного самоуправления оставалось     
внизу, то сейчас 15-20 процентов.                                               
                                                                                
Мы затаскиваем все наверх, потом пытаем спустить вниз. А вы все прекрасно       
знаете: чем через большее количество рук (и голов) проходят деньги снизу        
вверх и обратно, тем меньше их остается внизу. Что мы делаем? Мы губим          
местные органы власти. Мы совершенно не даем им заниматься своими делами:       
коммуналкой, дорогами, транспортом. У нас в половине городов уже транспорт не   
работает, мы его сбросили и не хотим этим заниматься. 59 поправок комитета      
было к бюджету этого года - ни одна не принята комитетом по бюджету. Хотя там   
только 10 человек работало когда-то в реальной власти. Дмитриева этим           
занималась, которая вообще нигде никогда не работала, кроме финансовых          
органов.                                                                        
                                                                                
Наш комитет предлагает не голосовать и принять эти наши поправки. Мы,           
конечно, примем предложение уважаемого мной Виталия Борисовича, поработаем      
над вторым чтением, но я вас попрошу задуматься. Два дня назад состоялся        
президентский совет по местному самоуправлению. Вой стоит среди мэров           
городов. У них же денег не остается!                                            
                                                                                
Бюджетный, Налоговый кодекс - то же самое. В Налоговом кодексе мы оставили      
всего три местных налога, все остальное забрали на регионы и на Россию. Я       
считаю это безобразием. Это безобразное отношение Государственной Думы к        
местному самоуправлению.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Камышинский Николай Акимович.                                           
                                                                                
КАМЫШИНСКИЙ Н.А., депутатская группа "Народовластие".                           
                                                                                
Спасибо, Борис Юрьевич.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, понятно, что важность этого закона сегодня отрицать,         
наверное, мало кто будет, потому как мы за все эти три с лишним года только и   
говорим о том, что надо наводить порядок в использовании бюджетных средств,     
надо наводить какой-то порядок в межбюджетных отношениях. И вот впервые         
появился тот документ, в котором и сделана попытка решить вот эти все           
проблемы.                                                                       
                                                                                
И мне сегодня как-то даже несколько не понятны выступления отдельных моих       
коллег депутатов, в частности из Комитета по местному самоуправлению.           
Уважаемые коллеги, ведь не этим законом определяется, как будут идти потоки     
денег: снизу вверх или сверху вниз. Это определяется как раз Налоговым          
кодексом, вторая и третья часть которого нами еще будет рассматриваться. И      
как мы проголосуем, так оно и будет.                                            
                                                                                
Но обратите внимание на непоследовательность ваших выступлений. Вы же сами      
проголосовали, в том числе, Андрей Александрович, ваша фракция инициировала     
вопрос о том, чтобы отменить местные налоги и ввести взамен единый налог на     
вмененный доход или налог с продаж. Вы же его инициировали, вы этим самым       
подорвали основу местного самоуправления, финансовую основу местного            
самоуправления. А сегодня поднимаете этот вопрос в другом законе, который       
совершенно никак на этот вопрос не влияет.                                      
                                                                                
Теперь о том, что касается Комитета по науке и образованию. Мы многократно      
подходили уже к инициаторам этой поправки. Дайте конкретно: какую статью        
Бюджетного кодекса приостановить, на сколько, на 10-20 лет? Давайте мы это      
запишем. Поэтому то опасение, которое высказывают депутаты Комитета по          
образованию и науке, оно действительно может быть, но давайте посмотрим. Вот    
вчера мы с уважаемым депутатом Шевелухой Виктором Степановичем потратили        
много времени, решая эту проблему, но и сегодня утром так ничего и не           
появилось. Давайте действительно запишем это во втором чтении отдельной         
статьей, что вот эта статья Бюджетного кодекса должна начать действовать        
только лишь, допустим, с такого-то периода времени. Это все можно сделать ко    
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Поэтому сегодня увязывать отдельные, еще не отработанные вопросы других         
законодательств, связывать их с Бюджетным кодексом, просто неправильно.         
                                                                                
Я прошу, уважаемые коллеги, поддержать сегодня законопроект в первом чтении.    
По тем вопросам, которые еще сегодня остались давайте возьмем на себя           
обязательство действительно доработать их ко второму чтению и при               
определенных условиях. Если они ко второму чтению не находят отражения, тогда   
придется возвращать законопроект и не рассматривать. Прошу поддержать.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Акимович.                                
                                                                                
Депутат Буткеев, следующая - депутат Олейник.                                   
                                                                                
БУТКЕЕВ В.А., депутатская группа "Народовластие".                               
                                                                                
Уважаемый Борис Юрьевич, уважаемые коллеги! Вообще мне кажется, что мы даже     
запоздали несколько с принятием этого закона - "О введении в действие           
Бюджетного кодекса Российской Федерации", и вот почему. Дело в том, что у       
нас, как вы знаете (многие депутаты, видимо, разделяют тоже это                 
беспокойство), бюджетные средства расходуются не по назначению. Те же           
трансферты, которые получают в виде финансовой помощи субъекты Федерации из     
федерального центра, идут на разные цели, вместо того чтобы тратиться на        
социальные выплаты, на детские пособия, на различные компенсации, гарантии,     
льготы. И вот, например, статья 75 Бюджетного кодекса как раз и                 
предусматривает, что трансферты из федерального бюджета, финансовая помощь      
субъектам Федерации тратится на пенсии, на зарплаты бюджетникам, на             
социальные выплаты, на детские пособия.                                         
                                                                                
Пока этот кодекс не введен в действие, нет механизма ответственности за         
нецелевое использование трансфертов. И кроме того, нет механизма                
ответственности бюджетораспорядителей, тех, кто распоряжается бюджетными        
средствами. В Бюджетном кодексе как раз это прописано. Мы говорим везде о       
том, что в соответствии с Бюджетным кодексом ответственность несут главы        
исполнительной власти субъектов Федерации, муниципальных образований и так      
далее. Но на самом-то деле Бюджетный кодекс не введен в действие, поэтому все   
наши утверждения голословные.                                                   
                                                                                
Я думаю, что обязательно нужно проголосовать сегодня за принятие в первом       
чтении, учесть замечания, которые были высказаны и которые озвучил в том        
числе депутат Смолин. Видимо, во втором чтении это можно все поправить и        
доработать, и как можно быстрее. Есть такая необходимость, чтобы принять        
законопроект до того, как нам уйти в отпуск, на парламентские каникулы. Надо    
принимать его уже сейчас, он очень нужен территориям для контроля за            
эффективным и целевым использованием бюджетных средств. В противном случае у    
нас бюджеты для чего угодно, как коммерческие беспроцентные банки работают,     
но в последнюю очередь из них финансируются социальная сфера, бюджетная         
сфера, производятся различные государственные выплаты, для чего как раз         
бюджет и предназначен. Поэтому прошу уважаемых коллег поддержать принятие       
этого законопроекта в первом чтении.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Олейник Любовь Васильевна.                        
                                                                                
ОЛЕЙНИК Л.В. Уважаемые коллеги, я поддерживаю комитет по вопросам образования   
и напоминаю, что при принятии Бюджетного кодекса были даны конкретные           
обещания, в том числе и по проблемам местных бюджетов. Тогда нам сказали, что   
не учли наши поправки в самом Бюджетном кодексе, но при принятии                
законопроекта "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"   
позиция в отношении финансов будет учтена и отражена в законопроекте. А нам     
сейчас предлагают исключить статью 1, статью 6 закона "О финансовых основах     
местного самоуправления в Российской Федерации". Что это означает?              
                                                                                
Чтобы всем было понятно, статья 1 (Виталий Борисович прав) - это понятийная     
статья, и там есть некоторое как бы разночтение. Ну, во-первых, я напоминаю,    
что в таком случае эта статья подпадает под действие абзаца первого статьи 7    
законопроекта "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"   
и будет применяться постольку, поскольку она не противоречит этому закону. То   
есть проблема уже снимается в самом законопроекте, который нам сегодня          
предложили к рассмотрению. А если мы с вами исключим статью 6 закона "О         
финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", то мы       
исключим статью, которая определяет доходную часть местных бюджетов, прежде     
всего собственные источники доходов, постоянные источники местных бюджетов.     
Вот что мы с вами сделаем.                                                      
                                                                                
Я бы с удовольствием поддержала коллег из комитета по бюджету в том, что        
можно наши поправки учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению,      
но, к сожалению, у меня нет веры, что это будет сделано. Потому что мы          
обещаний таких уже слышали много, а в конце концов комитет по бюджету           
проводит свою точку зрения, не учитывая мнения профильных комитетов, которые    
профессионально занимаются какими-то определенными направлениями, в частности   
проблемами организации местной власти. Каждый из нас действительно живет в      
определенных деревне, селе, городе, и именно там нужны деньги для решения       
наших жизненных вопросов.                                                       
                                                                                
Поэтому я так предложила бы: или нас твердо заверят в том, что эти поправки     
будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, или сейчас не      
голосовать за предложенный проект, а в течение двух-трех дней вместе с нашим    
комитетом, с комитетом по образованию (может, еще кто-то захочет) доработать    
законопроект и внести на рассмотрение. Вот я два таких момента предложила бы.   
Но бюджетный комитет должен высказать свою точку зрения четко и прямо, и мы     
должны зафиксировать это в протоколе, чтобы потом снова мы не пришли к тому,    
что бюджетный комитет проголосует против и поставит нас перед фактом.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все депутаты высказались.                                 
                                                                                
Есть ли предложения по законопроекту у представителя Правительства? Нет. У      
представителя Президента? Нет.                                                  
                                                                                
Виталий Борисович, заключительное слово по тем предложениям, которые звучали    
в выступлениях депутатов.                                                       
                                                                                
ШУБА В.Б. Уважаемые коллеги, я очень внимательно вас выслушал и признателен     
всем за те предложения, которые были сейчас высказаны. Я еще раз обращаю ваше   
внимание на то, что мы принимаем закон о порядке введения Бюджетного кодекса.   
То есть мы можем сказать сегодня, или должны сказать, в этом законе, как        
работают те нормы, которые уже заложены в Бюджетный кодекс.                     
                                                                                
Что касается проблемы образования, того, как ее поднимают. Я понимаю, в чем     
опасение. Комитет по образованию, члены комитета по образованию говорят, что    
если будет введен Бюджетный кодекс, то перестает действовать нормативное        
финансирование науки, образования, культуры, ну и так далее, можно              
продолжать. Я говорю, что нет, это не заложено в Бюджетный кодекс, это          
Бюджетным кодексом не регулируется, а регулируется как раз теми законами, о     
которых вы говорили.                                                            
                                                                                
Есть следующее опасение у моих коллег: что доходы, полученные во внебюджетные   
фонды, не могут расходоваться научными, образовательными и иными                
учреждениями. Я говорю, что это совершенно не так, есть статья 161 Бюджетного   
кодекса. Я зачитываю: "Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и      
расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет              
внебюджетных источников". Мы единственный делаем акцент, что нужно все          
пропускать через смету, то есть через доходы и расходы. Об этом сегодня нам     
говорил и коллега Буткеев. Мы будем следить за тем, как расходуются             
финансовые ресурсы в нашей стране.                                              
                                                                                
Теперь по выступлению коллег из комитета по местному самоуправлению.            
                                                                                
Статья 1. Любовь Васильевна, я предложил бы такой выход: давайте внесем         
изменения в закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской    
Федерации" в соответствии с Бюджетным кодексом, чтобы у нас все это             
корреспондировалось, и статью не будем исключать. И вы верно заметили, что      
другой статьей закона о введении мы эту проблему регулируем.                    
                                                                                
Что касается статьи 6, которая говорит о доходах местных бюджетов, я            
согласен, есть проблема. Вы говорили, что мало кто занимался, что ли,           
практической работой в органах местного самоуправления. Я бывший мэр города.    
Мне эти проблемы понятны, я всегда отстаивал интересы местного самоуправления   
и продолжаю отстаивать. Давайте вернемся во втором чтении. Найдем нужным -      
урегулируем эту проблему, приостановим действие этой статьи.                    
                                                                                
Теперь, я в своем основном выступлении сказал, что поступили уже предложения,   
замечания по изменению ряда статей Бюджетного кодекса. Наш комитет уже          
работает над поправками, и я считал бы даже целесообразным записать в           
постановлении о принятии в первом чтении законопроекта о введении в действие    
поручение бюджетному комитету внести на рассмотрение Государственной Думы       
поправки к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Поправки, я сказал, есть    
от Правительства, есть от законодательных собраний, есть от исполнительных      
органов субъектов Федерации.                                                    
                                                                                
Но я также должен сказать, что от нас ждут этого закона. Я участвовал в         
работе коллегии Министерства финансов. Они говорят: это наша финансовая         
конституция. Мы по нему работаем сегодня, но, к сожалению, применять его не     
можем, он сегодня не введен в действие.                                         
                                                                                
Поэтому, коллеги, я предлагаю проголосовать сейчас в первом чтении, а во        
втором чтении внести поправки и рассмотреть в соответствующее время.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование. Кто за то, чтобы проект федерального закона "О         
введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" принять в первом   
чтении? Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              171 чел.             38,0%                        
Проголосовало против           12 чел.              2,7%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    186 чел.                                          
Не голосовало                 264 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонен. (Шум в зале.)                                            
                                                                                
Виктор Григорьевич, вы возмущаетесь зря. Все выступления состоялись.            
Заключительное слово произнесено. Я ставил на голосование.                      
                                                                                
Коллеги, какие предложения?                                                     
                                                                                
Депутат Буткеев, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Буткееву Владимиру Анатольевичу включите микрофон.                              
                                                                                
БУТКЕЕВ В.А. Я прошу вернуться к голосованию и предоставить слово по мотивам    
Вишнякову. Он просил, поднимал руку до голосования. Вы просто, к сожалению,     
не заметили этого. И в этом случае, я думаю, решение будет принято.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: вернуться к голосованию по этому   
законопроекту. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Прошу определиться.    
Идет голосование о возврате.                                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              159 чел.             62,4%                        
Проголосовало против           92 чел.             36,1%                        
Воздержалось                    4 чел.              1,6%                        
Голосовало                    255 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к голосованию.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Вишняков - по мотивам голосования.                          
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
У меня вопрос возник уже по ходу заключительного выступления уважаемого         
депутата Шубы. Что же получается? (Я - по мотивам.) Мы не успеваем ввести в     
действие еще этот закон с 1 января 2000 года, а он уже устаревает, уже          
разрабатывается перечень изменений и предложений к этому закону. Я не буду      
голосовать за этот закон. Почему? Потому, что в принципе он, Бюджетный          
кодекс, отражая теорию так называемого бюджетного федерализма, уже              
устаревает. Он противоречит тем объективным тенденциям, которые происходят в    
нашей экономике в сфере финансовых отношений.                                   
                                                                                
И напрасно, Борис Юрьевич, вы мне дали слово, потому что я выступаю не в        
защиту его, а против. Голосую, еще раз повторяю, против и призываю других.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Виталий Борисович, пожалуйста.                       
                                                                                
ШУБА В.Б. Уважаемый Виктор Григорьевич, я прошу прощения, но вы не правы - он   
не устаревает. Да, действительно жизнь предлагает чем-то его дополнить, но он   
ни в коей мере не устаревает.                                                   
                                                                                
Что касается внебюджетных фондов - мы договорились и, я думаю, коллеги должны   
поддержать. Кто будет собирать сегодня страховые взносы? Давайте добавим        
соответствующую статью или соответствующую строчку о том, что будут собирать    
те ведомства, которые есть. Давайте (для стенограммы я сказал) зафиксируем в    
нашем постановлении, если это путь... Я вам еще раз говорю, что я много         
встречался с практическими работниками, которые этого ждут.                     
                                                                                
Прежде всего, там есть контроль за исполнением бюджета, о чем мы постоянно      
говорим. Там есть прямая ответственность даже министра финансов. Прописано      
довольно четко, какую ответственность он несет, если не исполняется бюджет.     
Что касается бюджетного федерализма, сформирована концепция реформирования      
межбюджетных отношений. В основу ее положена глава 16 Бюджетного кодекса.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы по второму разу уже начали обсуждать этот     
вопрос. Поднимают руки те же: Смолин, который выступал, Буткеев, который        
выступал. Коллеги, ставлю на повторное голосование. Кто за то, чтобы проект     
федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской        
Федерации" принять в первом чтении? Прошу голосовать. (Шум в зале.) Кодекс      
есть, а ввести в действие - закон нужен. Вот по нему голосование и идет.        
Пожалуйста, определяйтесь.                                                      
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              196 чел.             43,6%                        
Проголосовало против           15 чел.              3,3%                        
Воздержалось                    5 чел.              1,1%                        
Голосовало                    216 чел.                                          
Не голосовало                 234 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонен при повторном голосовании. (Шум в зале.)                  
                                                                                
Ну какое предложение? Отклонен, и все.                                          
                                                                                
Депутат Олейник, пожалуйста.                                                    
                                                                                
ОЛЕЙНИК Л.В. Предложение вполне конкретное по этому законопроекту, потому что   
он действительно очень важен и очень нужен. Предложение такое: мы сейчас        
вместе с бюджетным комитетом и вот два комитета, которые очень возражают, и     
если есть кто-то еще заинтересованный... срочно создаем такую рабочую группу    
и к следующей неделе подготавливаем законопроект с учетом наших предложений.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, в протоколе мы это определили.